"Право в жизни человека"
элективный курс по праву (10 класс)
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Вологодской области
УО г. Великий Устюг
МБОУ "СОШ № 1 с углублённым изучением отдельных предметов"
УТВЕРЖЕНО
______________
Приказ №
от "" г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ID 890930)
Элективного курса
«Право в жизни человека»
(для 10-11 классов образовательных организаций)
Великий Устюг
2022
Пояснительная записка
Программа элективного курса конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, уточняет распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых обучающимися.
Изучение элективного курса «Право в жизни человека» направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
- освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере;
- формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности
Задачи
В процессе изучения элективного курса ставятся следующие задачи:
- дать необходимый уровень правовых знаний, норм правового поведения, правовых ценностей, на основании которых обучающиеся в будущем смогут сознательно участвовать в правовом процессе, критически оценивать правовую ситуацию, делать ответственный выбор;
- способствовать усвоению обучающимися основных категорий данной учебной дисциплины, необходимых теоретических знаний, практических навыков правового поведения;
- способствовать воспитанию правовой активности, грамотности, ответственности гражданина и патриота, глубоко переживающего все, что связано с настоящим и будущим правового государства.
1.Право – Русский язык.
При знакомстве с новыми терминами, понятиями обязательно даётся их этимология (происхождение, перевод, значение).
2.Право – Информатика.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять, что позволяет применять учителю и обучающимся в деятельности различные источники информации.
4.Право – История.
Изучение эволюции российского права.
5.Право - Экономика.
Изучение применения законодательства в экономической сфере общества (налоги, фирма и т.д.).
6. Право – Биология, экология.
Рассмотрение основ экологического законодательства, государственных мер по защите окружающей среды .
Таким образом, реализация межпредметных связей способствует повышению познавательной деятельности школьников, помогает разносторонне раскрыть содержания всех учебных предметов в их взаимосвязи.
Место предмета в базисном учебном плане.
Учебный предмет «Право в жизни человека» в 10-11х классах гуманитарного профиля преподаётся как элективный курс. Согласно учебного плана на элективный курс выделено 17 часов из расчёта по 1 часу в неделю в 10-11х классах социально-экономического профиля.
Формы организации учебного процесса
Основной формой обучения является урок. Это обстоятельство предполагает другие формы организации обучения. Все уроки можно разделить на три группы: урок ознакомления, урок закрепления и урок проверки знаний, умений и навыков. На уроке ознакомления с новым материала можно использовать такие формы организации учебной работы: беседа, традиционный урок. Урок закрепления может включать такие формы как: семинар, коллоквиум, практикум, лабораторная работа, конференция, работа в парах постоянного и смешенного состава. На уроках проверки знаний возможна организация самостоятельной работы, урока - зачёта, контрольной работы, собеседования, викторины, игры и т.д.. Выбор форм зависит и от темы урока, и от уровня подготовленности учащихся, и от объема изучаемого материала, его новизны, трудности.
Формы организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая, фронтальная.
Виды деятельности:
- работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
- анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;
- изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
- решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.
Общая характеристика элективного курса.
Учебный предмет «Право в жизни человека» в 10-11 классах гуманитарного профиля преподаётся как элективный курс.
Данный курс базируется на правовом содержании основной школы и расширяет возможности правовой социализации обучающихся и направлен на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения обучающимися основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Данный элективный курс создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения образования в будущем.
«Право в жизни человека» как учебный предмет на базовом уровне позволит выпускнику изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения, в том числе в отношении характера эволюции основных общественных институтов, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности.
Элективный курс «Право в жизни человека» позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и знакомит с важными правилами и проблемами международного права. Основные содержательные линии данной образовательной программы для 10-11х классов отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся:
проблемы взаимоотношений права и государства;
система и структура права;
правотворчество и правоприменение;
правоотношения;
правонарушения и юридическая ответственность;
право и личность;
конституционное право;
гражданское право;
семейное право;
трудовое право;
административное право;
уголовное право;
экологическое право;
международное право;
правосудие;
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬАТАМ ОБУЧЕНИЯ:
В результате изучения элективного курса «Право. Основы правовой культуры» выпускник должен:
знать/понимать
- систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь
- характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; законодательный процесс в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения;
- объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
- различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
- анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
- осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
- обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Результаты обучения
Результаты изучения элективного курса «Право в жизни человека» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для реализации и защиты прав и законных интересов личности, поддержания правопорядка в обществе.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности обучающихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.
Основное содержание программы.
Вводные уроки
Предмет изучения элективного курса, его структура. Знакомство с литературой по курсу. Методические указания по написанию эссе по праву.
Государство и право
Теории происхождение государства и права. Развитие права в современной России. Понятие и функции государства. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Государственный суверенитет. Взаимосвязь права и государства. Понятие и признаки правового государства. Место права в системе социального регулирования. Основные функции права. Механизм правового регулирования. Эффективность права.
Право как особая система норм
Современные подходы к пониманию права. Понятие нормы и виды норм поведения. Несоциальные нормы. Социальные нормы: ритуалы, обряды, мифы, обычаи, религиозные, правовые, моральные (нравственные), политические, эстетические нормы, нормы этикета. Соотношение права и морали. Признаки права (системность, обязательность, определенность, официальность, принудительность). Определение права. Назначение права в обществе. Источники права. Нормативный акт: понятие и виды. Законы как главный нормативный акт. Правовые нормы: понятие и их система. Отрасли права и их классификация (материальное и процессуальное право). Понятие правоотношение. Правомерное поведение. Понятие правонарушения. Виды правонарушений (преступления и проступки). Причины правонарушений. Понятие юридической ответственности и ее цели. Виды юридической ответственности (уголовная, административная, дисциплинарная, гражданская, финансовая).
Конституционное право
Понятие конституции, ее виды. Способы принятия конституции. Принятие Конституции Российской Федерации и её общая характеристика. Структура Конституции РФ. Особенности изменения (пересмотра, внесения поправок) действующей Конституции РФ. Достоинства и недостатки основного закона России.
Понятие конституционного строя. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек – его права и свободы – высшая ценность. Многонациональный народ России – носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.
Понятие и принципы гражданства в РФ. Основания и порядок приобретения гражданства в РФ. Двойное гражданство. Гражданство и брак. Основания и порядок прекращения гражданства в РФ. Государственные органы по делам гражданства. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Право на политическое убежище и порядок решения дел о гражданстве РФ.
Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Состав субъектов Федерации. Предметы ведения субъектов Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности.
Федеральное Собрание РФ. Парламентаризм. Две платы Федерального Собрания – Совет Федерации и Государственная Дума, их состав и способы формирования. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Законотворческий процесс: порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации.
Правительство РФ, порядок формирования и его состав. Структура федеральных органов исполнительной власти. Компетенция Правительства Российской Федерации и порядок прекращения его полномочий. Ответственность Правительства.
Судебная система Российской Федерации: федеральные суды и суды субъектов РФ. Высшие судебные органы. Верховный суд РФ. Высший арбитражный суд. Конституционный суд. Система судебной защиты прав человека.
Местное самоуправление в России. Томская область как субъект РФ. Понятие о местном самоуправлении. Функции местного самоуправления. Предметы ведения местного самоуправления. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления. Местное самоуправление в области: структура, направление деятельности.
Правоохранительные органы, их сущность, структура, основные направления деятельности. Основные функции правоохранительных органов.
Права человека
Права и свободы человека и гражданина, закреплённые во второй главе Конституции РФ. Всеобщая декларация прав человека. Соотношение прав и обязанностей. Международные договоры о правах человека. Гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права. Права ребёнка. Нарушения прав человека. Защита прав человека в мирное время. Международная защита прав человека в условиях военного времени.
Календарно-тематическое планирование
элективного курса «Право в жизни человека»
(10 класс гуманитарный профиль).
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1-2 | Вводный урок. Предмет изучения курса. Как научиться писать эссе по праву. | 1 |
Государство и право ( 3 часа). | 3 | |
3-4 | Происхождение государства и права. Государство, его признаки и формы. Понятие и признаки правового государства. | 1 |
5-6 | Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. | 1 |
7-8 | Современное Российское право. | 1 |
Право как особая система норм (4часа). | 4 | |
9-10 | Современные подходы к пониманию права. Право в системе социальных норм. | 1 |
11-12 | Система права. Источники права. | 1 |
13-14 | Правоотношения. Правонарушения. | 1 |
15-16 | Юридическая ответственность, её виды. Предпосылки правомерного поведения. | 1 |
Конституционное право (9 часов). | 9 | |
17-18 | Понятие конституции, её виды. Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации. | 1 |
19-20 | Гражданство в РФ. | 1 |
21-22 | Федеративное устройство РФ. | 1 |
23-24 | Президент РФ. | 1 |
25-26 | Федеральное Собрание РФ. Законотворческий процесс в РФ. | 1 |
27-28 | Правительство РФ. | 1 |
29-30 | Судебная власть в РФ. | 1 |
31-32 | Местное самоуправление. | 1 |
33-34 | Правоохранительные органы. | 1 |
Календарно-тематическое планирование
факультативного курса «Право»
(11 класс гуманитарный профиль).
Гражданское право | 7 | |
1-2 | Общие положения гражданского права | 1 |
3-4 | Гражданско – правовые отношения | 1 |
5-6 | Предпринимательская деятельность и её регламентация. | 1 |
7-8 | Сделки в гражданском праве | 1 |
9-10 | Гражданско-правовой договор | 1 |
11-12 | Наследование и его правовая регламентация | 1 |
13-14 | Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве | 1 |
Семейное право | 1 | |
15-16 | Права, обязанности и ответственность членов семьи. | 1 |
Трудовое право | 3 | |
17-18 | Трудовые правоотношения. Трудоустройство и занятость | 1 |
19-20 | Дисциплина труда. Защита трудовых прав работников | 1 |
21-22 | Правовые основы социальной защиты и обеспечения | 1 |
Административное право | 3 | |
23-24 | Органы государственной власти. Государственные служащие. | 1 |
25-26 | Административно- правовой статус гражданина. | 1 |
27-28 | Административные правонарушения. | 1 |
Уголовное право | 2 | |
29-30 | Уголовный закон. Преступление. | 1 |
31-32 | Наказание | 1 |
33-34 | Экологическое право Международное право. Международное гуманитарное право. | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСА.
Литература для обучающихся:
- Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс: Учебник для ОУ. Базовый уровень. – 6-е издание. М.: Просвещение, 2012. (Раздел 3.Право.).
- Никитин А.Ф. Право. 10-11 класс: Учебник для ОУ. Профильный уровень. – 6-е издание. М.: Дрофа, 2015.
- Проверочные и тестовые материалы, разработанные на основе требований содержательной линии «Право» КИМов ЕГЭ и сориентированные на образовательные стандарты.
- Баранов П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Право» -М.: АСТ: Астрель, 2013.
- Юридические справочники, словари, энциклопедии.
Литература для учителя:
- Баранов П. А. Право. 10-11 классы. Учебник для ОУ. Профильный уровень. М., Вента – Граф, 2013
- Основы государства и права России. Для преподавателей (Методические рекомендации, задания и тесты)/Сост. М.Н. Козюк. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2012.
- Кашанин А.В., Кашанина Т.В. Методическое пособие по курсу "Основы права": Базовый уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2012.
- Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические ВУЗы.- М., 2010.
- Никитин А.Ф. Методические рекомендации к учебнику «Право»:10-11 кл.: Пособие для учителя/ А.Ф. Никитин. – М.: Дрофа, 2015.
- Основы права: хрестоматия для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: Базовый уровень образования/Составители : Кашанин А.В., Кашанина Т.В. – М.: Вита-Пресс, 2012.
- Правоведение. 9-11 класс. Международное гуманитарное право. Человек имеет право. Система конспектов и занятий с нетрадиционной формой контроля: элективные курсы/авт.-сост. Н.И. Чеботарева. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Право: для учащихся 10 классов профильных средних учебных заведений/ под ред. Л.Н.Боголюбова, Е. А. Лукашовой, А. И. Матвеева. - М.: Просвещение, 2011.
- Право: для учащихся 11 классов профильных средних учебных заведений/ под ред. Л.Н.Боголюбова, Е. А. Лукашовой, А. И. Матвеева. - М.: Просвещение, 2011.
Источники
1.Всеобщая декларация прав человека (от 10 декабря 1948 года).
2.Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (от 4 ноября 1950г.)
3. Конвенция о правах ребенка (от 19 ноября 1989 года).
4.Конституция РФ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль права в жизни человека, общества,государства.
Обобщение и систематизация материала по теме право. Умение работать детей с материалом по праву. Проверка усвоение важного материала....
Урок по теме "Роль права в жизни человека, общества и государства"
Урок спланирован согласно программе по обществознанию Министерства образования РФ. Разработка первого урока «Роль права в жизни человека, общества, государства» по главе V «Гражданин. Государство. Пра...
КЛАССНЫЙ ЧАС "ПРАВИЛА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА:НУЖНЫ ЛИ ОНИ?"
Сформировать у обучающихся потребность соблюдать нормы поведения....
Роль права в жизни человека
формирование представлений учащихся о естественности процесса возникновения права, порожденного общественной жизнью, практическими потребностями людей, необходимостью четкой организации их взаим...
Классный час в 6классе на тему: «Нужны ли правила в жизни человека?»
Тема данного классного часа выбрана с целью дать представление о необходимости регуляции человеческих отношений и развивать способность соотносить собственные чувства с чувствами окружающих люде...
Классный час «Правила в жизни человека: нужны ли они?»
Разработка классного часа по теме: «Правила в жизни человека: нужны ли они?»...
Роль права в жизни человека,общества,государства (вопросы для индивидуальной работы)
Роль права в жизни человека,общества,государства (вопросы для индивидуальной работы)...