Сценарий урока "Осторожно, кибермошенники"
план-конспект урока по праву (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_stsenariy_vshe.docx | 26.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий квеста «Осторожно, кибермошенники!» для учащихся 8-9 классов
Актуальность темы связана с большим ростом киберпреступности, особенно кибермошенничества, в условиях цифровой трансформации общества. Замысел квеста заключается в освоении участниками правил кибербезопасности путем прохождения игровых испытаний. Как выбрать безопасную модель поведения в сети? На это вопрос получат ответ участники квеста «Осторожно, кибермошенники!».
Квест адресован учащимся 8-9-х классов, игровые технологии особенно интересны подросткам, соответствуют их возрастным и психологическим особенностям (критичности мышления, соревновательному духу, стремлению к самовыражению).
Междисциплинарный характер темы позволяет проводить квест на учебном занятии по обществознанию, информатике, а так же во внеурочное время.
Цель квеста - развитие цифровой грамотности, т.е. набора знаний, умений и навыков, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.
Задачи квеста:
- знакомство с понятием и видами кибермошенничества, с юридической ответственностью за кибермошенничество;
- выявление признаков кибермошенничества (признаки фейкового сайта);
- решение задачи по финансовой грамотности;
- определение правил кибербезопасности.
Количество участников: несколько команд по 5-6 человек.
Продолжительность квеста: 30 минут.
Форма квеста: образовательный квест - проблема, реализующая образовательные задачи, с элементами сюжета, ролевой игры, связанная с поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации. Тема квеста позволяет использовать разные педагогические методы: анализ информации, работу с визуальными источниками, решение ситуаций. В первую очередь будет оцениваться самостоятельная деятельность учащихся, навыки критического мышления, умение работать в команде.
Планируемые результаты:
- Предметные результаты.
По обществознанию: учащиеся объясняют понятие «кибермошенничество», называют виды кибермошенничества, определяют наказание по статьям из УК РФ.
По информатике: учащиеся выявляют фейковый сайт, формулируют правила кибербезопасности.
По математике: учащиеся решают задачу по финансовой грамотности.
2. Метапредметные результаты:
- учащиеся эффективно работают с разными источниками информации (делают анализ, оценку, решают ситуацию);
- учащиеся развивают навыки критического мышления (работают с фактами, отличают недостоверную информацию, делают умозаключения и собственные выводы);
- учащиеся развивают регулятивные умения (ставят проблему, оценивают результаты работы на уроке)
- игроки эффективно работают в команде, осуществляют совместную познавательную. Деятельность.
Легенда квеста: вы - киберволонтеры, которые помогают людям старшего поколения разобраться в цифровой среде. Сегодня мы проводим квест для вас, чтобы вы определили правила кибербезопасности, и в будущем познакомили с ними ваших подопечных.
Правила квеста: команды должны пройти пять испытаний. За каждое пройденное испытание команда получает фрагмент пазла. В конце игры команды должны собрать пазл, и обьяснить его значение.
План квеста:
I. Вводная часть:
1.) мотивация:
а) информация ведущего о количестве киберпреступлений в РФ за 2021-2022 гг.
б) вопрос ведущего учащимся об их опыте общения с кибермошенниками.
2.) постановка проблемы участниками: как выбрать безопасную модель поведения в сети?
II. Основная часть: выполнение пяти испытаний квеста на сервисе Learnis.
- Киберугрозы (найти примеры кибермошенничества из списка правонарушений).
- Правда или фейк? (определить настоящий сайт и его двойник).
- Вымогатели в сети (решить задачу по финансовой грамотности, где герой - человек преклонного возраста).
- Суд идет! (определить наказание за кибермошенничество по уголовному делу из судебной практики РФ)
- Пять правил (сформулировать правила кибербезопасности на доске Miro).
III. Заключительная часть:
1.) Подведение итогов: вывод участников о значении пазла.
2.) Оценивание: может быть выставление отметок по итогам работы на занятии, призы участникам за внеурочное занятие.
3.) Рефлексия: выяснение отношения учащихся к теме и ходу квеста, к возникшим трудностям. Участники пишут свои впечатления на Miro.
Пространство и ресурсы:
- квест проходит в учебном кабинете с проектором, компьютером;
- планшеты у команд;
- сервис Learns, доска Miro;
- раздаточный материал.
Возможные трудности:
- участники не выполнят все испытания;
- технические накладки.
Словарь урока
Информация - это любые сведения, принимаемые и передаваемые, сохраняемые различными источниками.
Вирус (Компьютерный вирус) - разновидность компьютерных программ, отличительной особенностью которой является способность к размножению (саморепликация). В дополнение к этому вирусы могут повредить или полностью уничтожить все файлы и данные
Кибербезопасность - сохранение конфиденциальности, целостности и доступности информации.
Киберпространство - совокупность всех информационных ресурсов, доступных посредством сети Интернет, освоение и информационное взаимодействие.
Киберпреступность - общее наименование компьютерных правонарушений (взломы файлов, похищение секретов и денег со счетов банков), а также компьютерное хулиганство (введение вирусов и т.п.).
Кибермошенничество - один из видов киберпреступлений, целью которого является причинение материального или иного ущерба путем хищения личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.).
Киберугроза – это распространение вредоносной информации и спама в Сети, которые ставят под угрозу персональную информационную безопасность человека, компании или даже государства. Самыми значимыми источниками вредоносной информации считаются вирусы, шпионское программное обеспечение и вредоносные программы.
Программа-вымогатель – это вредоносная программа, которая блокирует компьютер, а затем требует выкуп за то, чтобы разблокировать его.
Скимминг (от английского «to skim» - бегло прочитывать, скользить) - вид мошенничества с банковскими картами, который представляет собой считывание информации с их магнитной полосы с помощью специального технического устройства или скиммера. Мошенники также пытаются узнать пин-код жертвы.
Фишинг (англ. phishing, от phone phreaking - «взлом телефонных автоматов» и fishing — «рыбная ловля») - это вид интернет-мошенничества, используемого чтобы получить идентификационные данные пользователей. Он применяется для кражи паролей, номеров карт, банковских счетов и другой конфиденциальной информации.
Цифровизация – это внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни для повышения её качества и развития экономики.
Цифровая грамотность - набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Включает в себя: цифровое потребление; цифровые компетенции; цифровую безопасность.
Цифровые компетенции - это комплекс компетенций по работе в цифровой среде и с цифровыми продуктами, включая активность по созданию и сбору данных, их обработке и анализу, а также по автоматизации процессов с помощью компьютерных технологий.
Литература
- Кибербезопасность для детей и подростков https://www.kaspersky.ru/blog/tips-for-kids-all-episodes/8734/
- Неделя кибербезопасности http://itprojects.narfu.ru/cybersecurity/school-materials.php
- Уроки кибербезопасности https://cyber-care.ru/lessonscybersecurity
- Учат в школе: зачем знакомиться с кибербезопасностью в детстве
на РБК: https://trends.rbc.ru/trends/education/5fb24c2a9a79475f9ee33d46 - Челышева И.В. Кибербезопасность школьников в интернет-пространстве и проблемы семейного медиаобразования https://cyberleninka.ru/article/n/kiberbezopasnost-shkolnikov-v-internet-prostranstve-i-problemy-semeynogo-mediaobrazovaniya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий последнего звонка "Сценарий многосерийного фильма"
интересный тематический сценарий последнего звонка....
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
разработка сценария "исторический КВН".Сценарий игры "исторический аукцион"
Сценарии "исторический КВН2и игра "исторический аукцион" способствуют к самореализации ученика, воспитание настойчивости, выдержки, способности принимать решения, т е все то, что необходимо для успеха...
сценарий Юбилея школы Сценарий юбилея школы "Наше продолжение" Автор сценария и ведущая - учитель музыки АОУ школы №9 г. Долгопрудный ТЕПЛЫХ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
В концерте участвуют учителя, выпускники и учащиеся. Это совместное творчество....
Сценарий спектакля на английском языке "The magic gift". Сценарий спектакля "Волшебный дар"
Сценарий подходит для проведения предметных недель на тему Хеллоуин, Рождество, День Святого Валентина.Мы поставили спектакль силами учащихся 7, 2, 3 классов. Выступили перед начальной школой на...
Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ» (сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)
Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ»(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)Щербак Е.В., МКОУ СОШ № 42013-2014 уч.год...
Сценарий праздничного концерта, посвященного международному женскому дню 8 марта «Песни весны в кругу семьи» методическая разработка мероприятия (сценарий).
Данная методическая разработка является сценарием праздничного концерта, посвящённого международному женскому дню 8 марта. В разработке представлен полный сценарий со стихами, авторами и названиями пе...