Правовое воспитание 7-11 класс
материал по праву (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Чупов Илья Анатольевич

Правовое воспитание 7-11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turgenevo_-_chupov_i.a._-_pravovoe_vospitanie.docx70.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Тургеневская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №_____

от «____»____________2020 г.

                         Утверждено

                     Директор школы:

          __________/Иванова О.А.

                Приказ №________

                От «___»________2020 г.

Программа внеурочной деятельности

социально-педагогической направленности

«Правовое воспитание»

Возраст обучающихся: 12 - 18 лет (7-11 классы).

Уровень программы: базовый.

Срок реализации: 3 года.

Составитель: Чупов Илья Анатольевич,

учитель истории и обществознания

2020-2021 уч. год

 с.Тургенево


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности по «Правовому воспитанию» обучающихся 7-11 классов МКОУ «Тургеневская СОШ».

Согласно п.1, ст. 75 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2019) дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Как известно в последние годы в нашей стране заметно возросло значение правовых знаний, повысился престиж юридической профессии. Овладение важнейшими юридическими понятиями и категориями, знание основополагающих конституционных принципов и предписаний, содержания закрепленных действующим законодательством прав и свобод человека и гражданина, ключевых институтов ведущих отраслей права необходимы для правильной ориентации в правовой жизни российского общества.

В современном российском обществе, вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план. Необходимо создавать условия для освоения учащимися роли гражданина в демократическом государстве, гражданском обществе. Обучающиеся должны не только овладеть определённой суммой знаний, но и уметь применить их на практике, уже в школьные годы, а затем в жизни. Молодому поколению нужно помочь стать политически грамотными, активными, способными делать в жизни самостоятельный правильный выбор, проявлять собственную гражданскую инициативу и в дальнейшем эффективно управлять страной.

Рабочая программа учебного курса "Правовое воспитание" дополнительного образования составлена на основе:

  • Федеральный закон от 29.12.12 N273-ФЗ (ред.02.12.2019) «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года, регистрационный № 19644).
  • Федерального государственного образовательного стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413).
  • Письма Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
  • приказ Минобрнауки России от 22.09.2015 N 1040 "Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением".
  • приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"
  • Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р).
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008).
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 N 41).
  • Приказ Росстата от 13.09.2016 N 501 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за дополнительным образованием и спортивной подготовкой детей".
  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ".
  • Учебного плана школы на 2020-2021 учебный год.
  • Годового календарного учебного графика на 2020-2021 учебный год.
  • Положения о внеурочной деятельности учащихся МКОУ «Тургеневская СОШ».

2. Цели и задача.

Изучение учебный курс «Правовое воспитание» направлено на достижение следующих целей:

  1. Ознакомление обучающихся с правовыми основами.
  2. Формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
  3. Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
  4. Освоение системы знаний о праве, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и правовом нормативно- правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
  5. Овладение умениями, необходимыми для применения приобретенных знаний для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
  6. Формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

Задачи:

1) Обучающие (знания по следующим вопросам):

  • право в системе нормативного регулирования общественных отношений;
  • формы (источники) права;
  • правотворчество: принципы и виды;
  • нормы права: их систематизация. Система права;
  • правовые отношения;
  • правосознание и правовая культура;
  • правонарушение и юридическая ответственность;
  • государственное (конституционное) право России;
  • избирательное право;
  • гражданское право;
  • налоговое право;
  • семейное право;
  • трудовое право.
  • административное право;
  • уголовное право;
  • международное право.

2) Воспитательные:

  • формирование правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только современную грамотность, но и правовую активность, умение быстро находить правильное решение возникающих проблем, ориентироваться в правовом пространстве;
  • Формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих;
  • Формирование активной гражданской позиции и осознание приоритета прав личности;
  • Сформировать ценностные ориентиры, основанные на толерантности, осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия.

3) Развивающие:

  • профилактика девиантного поведения подростка посредством формирования твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей;
  • подготовка группы учащихся к участию во всероссийских, городских, районных конкурсах и олимпиадах по обществознанию, праву.

3. При определении варианта проведения занятия используется широкий спектр форм и способов раскрытия содержания темы:

  • лекция;
  • семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;
  • уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;
  • работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;
  • объяснение учителя и беседа с учащимися;
  • самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;
  • написание сочинений-эссе;
  • заслушивание сообщений учащихся с последующим обсуждением.

Для повышения качества знаний и обеспечения системно-деятельностного подхода в обучении на уроках Обществознания используются следующие методы обучения:

  1. репродуктивный;
  2. частично-поисковый;
  3. проблемный.

Системно-деятельностный подход в обучении в полной мере способствует решению задач Федерального государственного образовательного стандарта.

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении позволяет обучающимся на уроках работать в соответствии со своими возможностями, участвовать в равноправном диалоге, осознавать ценность своего участия в решении разных учебных задач. Данная технология требует от обучающихся умения высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. И учебный процесс протекает тем более эффективно, чем меньше говорю я, а не мои ученики. Поэтому стараюсь дать ученикам возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. А это способствует формированию таких свойств личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.

Технология системно-деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют сами ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под моим руководством, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания.

Эти принципы осуществляю на своих уроках через:

  1. использование активных и интерактивных методик;
  2. вовлечение обучающихся в игровую, оценочнодискуссионную, рефлексивную деятельность;
  3. моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
  4. участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности;
  5. решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
  6. освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
  7. формирование умения аргументировать защиту своей позиции, оппонировать иному мнению.

Реализуется системно-деятельностный подход на различных этапах.

Рассмотрим их последовательно:

на этапе мотивации (самоопределении) к учебной деятельности происходит осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке, дети настраиваются на работу, с ними проговаривается задача урока, они морально настраиваются через добрые им пожелания, девиз или эпиграф («Поработаешь на пять –порадуешь родителей»);

на этапе актуализации знаний мышление обучающихся подготавливается к изучению нового материала, воспроизведению учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового, формулируется проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы;

 на этапе проблемного объяснения нового материала формулируется цель и тема урока, организовывается в ходе диалога с учащимися осмысление нового материала, который фиксируется вербально, знаками и с помощью схем, предлагается ученикам система вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового;

на этапе первичного закрепления ученики выполняют тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия;

при проведении самостоятельной работы с самопроверкой, как обязательного элемента урока, – ученики самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют их пошагово, сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них затруднение и им предстоит их доработать;

следующий этап – включение в систему знаний и повторение – тенируются навыки использования приобретенных новых знаний совместно с раннее изученным материалом. При повторении используются игровые элементы: сказочные персонажи, соревнования, путешествия и т.д;

на этапе подведения итогов урока фиксируется изученное новое знание и его значимость, организуется самооценка учениками своей учебной деятельности, формулируется домашнее задание.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Основной формой организации обучения является урок, следовательно, для того, чтобы выстроить урок в рамках системно-деятельностного подхода, необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока.

В основе педагогических приемов и техник, используемых на уроке, должны лежать следующие основные принципы: принцип деятельности, принцип обратной связи, принцип открытости, принцип свободы, принцип творчества.

Контроль знаний, умений, навыков в ходе реализации внеурочной программы «Правовое воспитание» предусматривает несколько уровней:

  • фронтальный и индивидуальный опрос (беседа);
  • выполнение дифференцированных практических заданий различного уровня сложности;
  • решение ситуационных задач;
  • игровые формы контроля.
  • выход на ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию.

4. Ожидаемые результаты образовательной программы.

ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности.

Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания данного факультатива, являются: ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур.

Метапредметные результаты изучения данного факультатива проявляются в: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность, способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, умении выполнять познавательные и практические задания на: оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения содержания программы данного факультатива являются:

  • относительно целостное представление о содержании понятий страна, государство, Родина;
  • усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
  • овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
  • знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России;
  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;
  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  • сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
  • владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
  • владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
  • сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в РФ;
  • сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
  • сформированность основ правового мышления;
  • сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права;
  • сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству РФ;
  • сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.

5. Общая характеристика программы.

Актуальность. В условиях становления правового государства актуальность приобретают вопросы формирования и закрепления нового юридического мышления, общей и правовой культуры, правосознания. Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих модернизации образования. При изучении теоретических и практических вопросов по различным отраслям права формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания по теории права и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе.

Направленность дополнительной образовательной программы
Данная программа предполагает изучение основ правоведения общественно-гуманитарного направления. Образовательная область настоящей программы – правоведение.

В нашем обществе, где мы твердо намерены построить правовое государство, очень важно не только иметь в достаточном объеме правовое знание, но и уметь применить его на практике. На занятиях организуются встречи с сотрудниками правоохранительных органов, представителями исполнительной власти — всё это может стать основой гражданско-правового воспитания учащихся и патриотов своей Родины.

Новизна. Учебный курс «Правовое воспитание» является частью школьной программы по основам права, предусматривает сосредоточения внимания воспитанников на правовых вопросах и призвана способствовать усвоению совокупности конкретных правил поведения в обществе, в семье, в общественных местах и т. д. Программа ориентирована на уважение прав и свобод всех граждан.

Также, необходимо повышение правовой культуры молодежи, соблюдение требований законности и правопорядка среди молодежи, и, наконец, любой гражданин должен уметь защищать свои права, участвовать в строительстве правового государства, развитии демократического, гражданского общества.

Отличительная особенность программы. На данный момент сложилась система основного и дополнительного образования на базе школы, позволяющая сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.

Программа дополнительного образования «Правовое воспитание» призвана сформировать у слушателей: систему ценностей и установок правомерного, законопослушного поведения, помогает воспитывать понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развиваются чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми.

Знания, полученные слушателями в ходе изучения курса, найдут практическое применение в повседневной жизни.

6. Сроки реализации программы.

В соответствии с положением МКОУ «Тургеневская СОШ» о программах дополнительного образования на реализацию программы дополнительного образования социально-педагогической направленности базового уровня "Правовое воспитание" отводится 1 час в неделю совмещенно для 7-11 классов.

В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями учебный курс «Правовое воспитание» в 7-11 классе на 2020-2021 учебный год будет выполнена за 35 часов.

Внутренняя периодизация в рамках дополнительного образования учитывает сложившиеся традиции преподавания, в том числе Обществознания и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает примерное распределение учебного времени.

7.  Учебно-тематический план курса «Правовое воспитание».

Введение в образовательную программу (1 часа)

Инструктаж по ТБ. Теория: Знакомство с группой. Организационные вопросы. Ознакомление с образовательной программой. Содержание работы объединения и план занятий на текущий учебный год. Техника безопасности. Общие правила санитарии и гигиены. Правила, действующие в объединении. Дежурство и порядок работы в объединении. Вопросы – ответы.

Практика: Просмотр фото и видеоматериалов. Работа с документами.

Раздел 1. Право (11 часов).

Тема 1. История право.

Права человека в различные исторические эпохи.

Отражением прав человека в различных исторических источниках.

Права человека в трудах античных философов Аристотеля и Цицерона.

Великая хартия вольностей и другие. Пакт о правах.

Тема 2. Право сегодня.

Право в системе социальных норм. Форма (источники) права. Норма права. Законы. Декларация прав человека и гражданина.

Теория: Определение права. Признаки права. Функции права. Социальные нормы. Общие черты всех социальных норм. Различия между нормами на примере норм права и морали.

Понятие формы права. Понятие источника права. Виды источников права. Правовой обычай. Судебный прецедент. Правовая доктрина. Нормативные договоры. Религиозные нормы. Нормативный правовой акт. Судебная практика.

Понятие нормы права. Признаки нормы права. Структура нормы права. Виды нормы права. Понятие и формы реализации норм права. Правоприменение как особая форма реализации норм права. Стадии правоприменения. Правоприменительные акты.

Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов. Понятие закона, его признаки. Виды законов Российской Федерации. Подзаконные акты. Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Практика: Организационно-деятельная игра «Проектирование нормативных актов».

Тема 3. Правомерное поведение и правонарушения.

Юридическая ответственность. Законность и правопорядок.

Теория: Понятие и виды правомерного поведения. Понятие и признаки правонарушения. Юридический состав правонарушения. Виды правонарушений и их причины.

Понятие юридической ответственности. Признаки юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Особенности уголовной ответственности. Административная ответственность. Гражданско-правовая ответственность. Дисциплинарная ответственность. Понятие и принципы законности. Гарантии законности. Правопорядок, содержание и черты. Соотношение правопорядка и общественного порядка. Правовой нигилизм.

Практика: Ознакомление с имеющимися в наличии источниками права, работа в интернете с использованием поисковых систем.

Изготовление листовок на тему «Ответственность несовершеннолетних».

Раздел 2. Права человека (12 часов).

Тема 1. Права и свободы граждан.

Теория: Права и свободы человека и гражданина. Конституционные права и свободы. Конституционные обязанности. Идеология прав человека. Гражданские права. Основополагающие права. Против рабства и пыток. Защита со стороны закона. Защита частной жизни. Свобода отношений с Богом. Политические права. Информационная свобода. Участие в управлении страной. Экономические, социальные и культурные права. Обязанности перед обществом. Право на благоприятную окружающую среду. Правовая грамотность. Правовая безграмотность. Правовой нигилизм. Правовой цинизм.

Практика: Встреча с работниками соцзащиты. Пресс-конференция.

Тема 2. Ювенальное право. Права ребенка.

Теория: Предпосылки создания ювенального права, его основные понятия и источники. Понятие ювенального права, его предмет, метод и система. Наука ювенального права. Ювенальная политика. Понятие конституционно-правового статуса ребенка в Российской Федерации.

Личные права и свободы ребенка. Политические права и свободы ребенка. Социальные, экономические и культурные права и свободы ребенка. Права ребенка. Необходимость прав для ребенка. Принятие Конвенции о правах ребенка.

Практика: Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних.

Выпуск листовок «Мы защищаем права ребенка».

Тема 3. Международные документы о правах ребенка.

Теория: Конвенция о правах ребенка. Декларация прав ребенка. Всеобщая декларация прав человека. Международные договоры о правах человека. Международный Билль о правах человека. Женевские конвенции.

Практика: Исследовательская работа «Соблюдение прав человека в нашем регионе». Обработка результатов исследований.

Встреча с участковым уполномоченным.

Тема 4. Нарушение прав ребенка. Способы защиты прав ребенка.

Теория: Нарушения прав человека. Защита прав человека в мирное время. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Способы защиты прав ребенка.

Практика: Практикум «Права человека в современном мире». Оформление работ для участия в конкурсе. Поиск в интернете законов, обеспечивающих права человека.

Раздел 3. Конституционное право (12 часов).

Тема 1. Понятие и система конституционного права РФ.

Конституция Российской Федерации, её историческое развитие.

Теория: Место конституционного права в национальной правовой системе. Источники конституционного права Российской Федерации.

Понятие конституции, ее виды. Основания классификации конституций. Этапы развития Конституции в России. Предпосылки принятия действующей Конституции. Значение Конституции. Конституционализм. Конституции в России. Общая характеристика Конституции РФ. Преамбула Конституции РФ. Содержание главы 1 Кон. РФ. Основы конституционного строя. Гражданство в РФ.

Практика: Изготовление листовок на тему «Основной закон РФ». Самостоятельная работа с текстом Конституции РФ.

Тема 2. Юридические свойства конституции Российской Федерации. Порядок принятия и изменения конституции Российской Федерации.

Теория: Учредительный характер Конституции Российской Федерации. Легитимность. Реальность. Верховенство. Итоговый характер предписаний. Стабильность. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ. Порядок внесения и принятия предложений о пересмотре глав 1,2,9 Конституции РФ. Способы и порядок принятия новой Конституции РФ. Порядок принятия поправок к главам 3-8 Конституции РФ. Порядок внесения изменений в ст. 65 Конституции РФ.

Практика: Семинар «Органы местного самоуправления». Встреча с администрацией сельсовета.

Тема 3. Основы конституционного строя.

Народовластие в Российской Федерации. Конституционный статус личности в Российской Федерации.

Теория: Понятие основ конституционного строя. Основополагающие принципы основ конституционного строя. Народовластие как основа демократического характера российского государства. Представительная и непосредственная демократия. Референдум в Российской Федерации: понятие, виды, порядок назначения, проведения и определения результатов голосования. Понятие конституционно-правового статуса личности. Гражданство. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Гарантии конституционных прав и свобод.

Практика. Написание эссе «Конституция – основной закон». Изготовление листовок по теме «Права человека в мире».

Тема 4. Государственный суверенитет.

Россия — Федеративное государство.

Теория: Категория «государственный суверенитет» в конституционном праве. Соотношение государственного суверенитета и суверенитета народа. Характерные черты государственного суверенитета. Понятие и сущность федерализма. Принципы федеративного устройства РФ. Становление и развитие России как федеративного государства. Конституционно-правовой статус РФ. Конституционно-правовой статус субъектов РФ.

Практика: Семинар «Традиции местного самоуправления в нашем регионе».

Тема 5. Президент Российской Федерации.

Теория: Институт главы государства в конституционном праве. Порядок избрания Президента РФ. Полномочия Президента РФ. Правовые акты Президента РФ. Порядок прекращения полномочий президента РФ.

Практика: Ролевая игра «Президент РФ». Обнаружение в источниках права различного статуса Президента. Изготовление листовок на тему «Полномочия Президента».

Тема 6. Федеральное собрание Российской Федерации.

Теория: Место и роль парламента в системе органов государственной власти. Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган РФ. Двухпалатная структура Федерального Собрания РФ. Совет Федерации: порядок формирования, полномочия. Государственная Дума: порядок формирования, полномочия. Порядок деятельности палат Федерального Собрания РФ. Законодательный процесс. Правовой статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Практика: Нахождение источников права, внедряющих в практику работы такие структуры. Необходимость и целесообразность. Сравнение с государственными органами Советского Союза.

Тема 7. Правительство Российской Федерации.

Теория: Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации. Формирование, состав и структура Правительства Российской Федерации. Полномочия Правительства Российской Федерации. Правовые акты Правительства Российской Федерации.

Практика: Работа с документами. Рассмотрение структуры на примерах при формировании этих органов впервые и в настоящее время.

Тема 8. Конституционные основы судебной власти РФ.

Теория: Судебная власть в системе разделения властей. Судебная система РФ. Высшие суды РФ: Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, Верховный Суд. Прокуратура РФ. Презумпция невиновности. Право на квалифицированную помощь адвоката. Язык судопроизводства.

Практика: Работа с документами. Поиск аргументов в пользу защиты судей, необходимости иметь сильную судебную власть. Встреча с адвокатами. Пресс-конференция.

Раздел 4. Избирательное право (6 часов).

Тема 1. Понятие, принципы избирательного права.

Теория: Понятие избирательного права, избиратель, система избирательного права. Нормы и принципы избирательного права. Правовые основы избирательной деятельности. Источники избирательного права, их иерархия. Основные принципы избирательного права: всеобщее избирательное право и право на участие референдуме; равное избирательное право; прямое избирательное право; тайное голосование; обязательность и периодичность выборов; независимость органов (комиссий), организующих и проводящих выборы и референдум; открытость и гласность в деятельности избирательных комиссий. Установление избирательным законодательством условий получения и реализации избирательных прав – избирательный ценз.

Практика. Исследовательская работа «Избирательное право в Тамбовской области». Обработка результатов исследований. Деловая игра «Выборы».

Тема 2. Избирательная система.

Теория: Понятие избирательной системы. Основные типы избирательных систем. Мажоритарная система абсолютного большинства, мажоритарная система относительного большинства. Методика пропорционального распределения депутатских мандатов по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Субъекты избирательного права.

Практика: Семинар «Система российского законодательства о выборах в органы власти». Работа с документами.

Тема 3. Избирательный процесс.

Теория: Назначение выборов. Референдум. Избирательная комиссия. Составление списков избирателей, участников референдума. Образование (определение) избирательных округов, округа референдума. Образование избирательных участков, формирование участковых избирательных комиссий.

Выдвижение кандидатов. Статус кандидатов. Голосование. Избирательный бюллетень. Информационные стенды в участковых избирательных комиссиях. Голосование по открепительным удостоверениям.

Обработка и установление итогов голосования в избирательных комиссиях в зависимости от уровня выборов. Определение результатов выборов (референдума): признание результатов выборов действительными, признание выборов (референдума) состоявшимися; признание результатов выборов недействительными; признание выборов (референдума) несостоявшимися. Повторное голосование, повторные выборы, дополнительные выборы. Опубликование (обнародование) итогов голосования и результатов выборов (референдума).

Практика: Выпуск агитационных листовок и газет. Работа с документами.

Тема 4. Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права.

Теория: Конституционно-правовая ответственность за нарушение норм избирательного права. Субъекты конституционно-правовой ответственности. Обжалование решений и действий (бездействия) избирательных комиссий, нарушающих избирательные права: субъекты, предмет обжалования, порядок обжалования, результат рассмотрения. Отмена решения о результатах выборов или референдума. Административная ответственность за нарушение норм избирательного права: классификация объектов правонарушения, субъекты правонарушений, виды административных правонарушений. Уголовная ответственность за нарушение норм избирательного права: преступления, посягающие на интересы граждан и публичный интерес в отношениях, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов; состав преступления.

Практика: Встреча с членами избирательной комиссии. Пресс-конференция.

Раздел 5. Гражданское право (9 часов).

Тема 1. Гражданские правоотношения.

Теория: Понятие и значение гражданского права. Отношения, регулируемые гражданским правом. Источники гражданского права. Структура Гражданского кодекса РФ. Гражданские правоотношения.

Практика: Самостоятельная подборка материалов по теме для обсуждения на групповом занятии.

Тема 2. Субъекты гражданских правоотношений.

Теория: Субъекты гражданских правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Юридические лица. Государство как субъект гражданских правоотношений. Объекты гражданских прав. Защита гражданских прав. Виды предприятий. Рынок и предпринимательство. Индивидуальное предпринимательство.

Практика: Написание эссе «Мое гражданское право». Защита исследовательских работ.

Тема 3. Право собственности.

Теория: Понятие права собственности. Виды собственности. Содержание права собственности. Приобретение права собственности. Прекращение права собственности. Защита права собственности. Виндикационный и негаторный иски. Формы собственности. Прекращение и приобретение права собственности. Гражданская правоспособность и дееспособность. Обязательственное право.

Практика: Семинар «Наши права». Приглашение на семинар представителей органов власти.

Тема 4 Гражданско-правовые сделки. Гражданско-правовая ответственность.

Теория: Понятие и виды сделок. Формы сделок. Условия действительности сделок. Недействительные сделки. Оспоримые сделки. Понятие договора. Виды договоров. Содержание договора. Порядок заключения, изменения и прекращения договора. Виды договоров. Договор купли-продажи. Договор мены. Договор дарения. Договор аренды. Договор подряда. Договор займа. Ответственность за нарушение договора. Страхование.

Гражданские права несовершеннолетних. Гражданская правоспособность. Гражданская дееспособность. Дееспособность несовершеннолетних. Эмансипация. Защита материальных и нематериальных прав. Причинение и возмещение вреда.

Практика: Решение правовых задач.

Тема 5. Наследственное право.

Теория: Понятие наследования. Виды наследования: наследование по закону, наследование по завещанию. Обязательная доля. Принятие наследства. Отказ от права наследования.

Практика. Встреча с работниками страховых компаний. Деловая игра «Юрисконсульт».

Раздел 6. Налоговое право (6 часов).

Тема 1. Налоговые органы. Аудит.

Теория: Налоговое право. Налоговые органы. Аудит. Понятие налога. Обязанности и права налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений.

Практика: Практическая работа «Доходы и расходы». Самостоятельная подборка материалов по теме для обсуждения на групповом занятии.

Тема 2. Виды налогов. Налогообложение юридических лиц. Налоги с физических лиц.

Теория: Виды налогов. Налоги с населения. Налогообложение юридических лиц. Налоги с физических лиц. Налоги в налогообложении физических лиц.

Практика: Работа индивидуальная и коллективная. Деловая игра «Бюджет страны». Изготовление листовок на тему: «Ответственный налогоплательщик».

Тема 3. Законодательство о налогах. Ответственность за уклонение уплаты налогов.

Теория: Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Нарушения в налоговой сфере. Ответственность по Уголовному кодексу РФ. Дисциплинарная ответственность.

Практика: Встреча со специалистами администрации села, работниками налоговой службы. Решение правовых задач.

Раздел 7. Семейное право (12 часов).

Тема 1. Понятие семейного права и семейного законодательства.

Теория: Понятие и источники семейного права. Особенности семейных правоотношений. Принципы семейного законодательства.

Практика: Викторина «Права: вчера, сегодня, завтра». Деловая игра «Юрисконсульт».

Тема 2. Брак и семья.

Теория: Понятие брака и семьи. Родство и виды родственников. Защита брака и семьи. Условия и порядок заключения брака. Брачный возраст. Имущественные отношения супругов. Брачный договор.

Препятствия к заключению брака. Недействительность брака. Фиктивный брак. Расторжение брака. Понятие и основание прекращения брака. Расторжение брака в органах загса. Расторжение брака в судебном порядке. Правовые последствия прекращения брака.

Практика: Встреча с работниками ЗАГСа. Экскурсия в ЗАГС.

Тема 3. Права и обязанности родителей и детей.

Теория: Права ребенка. Права и обязанности детей. Права и обязанности родителей. Права и обязанности родителей. Алиментные отношения. Порядок начисления алиментов. Прекращение алиментных обязательств. Основания и порядок лишения прав родителей.

Практика: Подготовка сообщений «Семья – ячейка общества». Выступление на семинаре «Соотношение права на социальное обеспечение и уровня развития страны».

Тема 4. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Теория: Отношения родителей и детей. Права и обязанности несовершеннолетних детей. Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание ребенка.

Усыновление (удочерение). Опека. Попечительство. Патронаж. Формы устройства на воспитание детей, оставшиеся без попечения родителей.

Практика: Исследовательская работа «Многодетные семьи». Решение правовых задач.

Раздел 8. Трудовое право (9 часов).

Тема 1. Понятие, принципы и источники трудового права.

Теория: Понятие трудового права. Источники трудового права. Принципы трудового права. Обеспечение занятости и трудоустройства.

Практика: Деловая игра «Юрисконсульт». Проведение мероприятий внутри учебного заведения посвященных Дню правовых знаний.

Тема 2. Трудовые правоотношения. Трудовой договор.

Теория: Понятие трудовых отношений и трудовое законодательство. Участники трудовых правоотношений. Понятие трудового договора. Условия трудового договора. Порядок заключения трудового договора. Испытательный срок. Виды трудовых договоров. Изменение трудового договора. Прекращение трудового договора.

Практика: Исследовательская работа «Несовершеннолетний предприниматель: смысл и возможности». Обработка результатов исследований. Сбор материалов и помощь в оформлении стендов для школы по темам курса.

Тема 3. Рабочее время и время отдыха. Дисциплинарная ответственность.

Теория: Понятие рабочего времени. Виды рабочего времени. Сверхурочная работа. Режим гибкого рабочего времени. Виды времени отдыха. Отпуска. Понятие дисциплины труда. Поощрения. Дисциплинарные взыскания. Порядок наложения дисциплинарных взысканий. Материальная ответственность.

Практика: Решение правовых задач. Организация работы по выявлению нарушений внутри учебного заведения. Тестирование «Ответственность несовершеннолетних».

Тема 4. Заработная плата. Трудовые споры и порядок их разрешения

Теория: Заработная плата. Охрана труда. Защита трудовых прав женщин и несовершеннолетних. Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву.

Практика: Встреча с администрацией школы, председателем профсоюзного комитета и его членами. Пресс-конференция.

Раздел 9. Административное право (6 часов).

Тема 1. Административное право в системе отраслей права РФ.

Теория: Понятие и источники административного права. Источники административного права. Подведомственность дел об административных правонарушениях.

Практика: Работа с правонарушителями внутри учебного заведения.

Практическая работа «Сбор материала по административному праву». Написание эссе для конкурса.

Тема 2. Административная ответственность.

Теория: Понятие административной ответственности. Административные правонарушения. Виды административной ответственности. Административные наказания. Порядок назначения административных наказаний.

Практика: Решение правовых задач. Изготовление стенгазеты. Тестирование «Ответственность несовершеннолетних».

Раздел 10. Уголовное право (9 часов).

Тема 1. Понятие, задачи и принципы уголовного права.

Теория: Уголовное право и принципы его действия. Характеристика Уголовного кодекса Российской Федерации. Источники уголовного права. Правовая культура. Правовая культура человека. Обучающиеся и правовая культура.

Практика. Посещение МО МВД России «Мичуринский». Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних.

Тема 2. Преступление.

Теория: Понятие преступления. Признаки преступления. Классификация преступлений. Разновидности преступлений “Новые” преступления.

Практика. Изготовление стенгазеты по данной тематике. Работа с правонарушителями внутри учебного заведения.

Проведение разъяснительной работы среди учащихся школы.

Тема 3. Наказание. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

Теория: Понятие уголовного наказания. Виды наказаний по УК РФ. Смягчающие и отягчающие обстоятельства. Обстоятельства освобождения от наказания. Освобождение от уголовной ответственности. Судимость и условность ее погашения. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

Практика: Исследовательская работа «Соблюдение прав несовершеннолетних». Практическая работа «Обработка результатов исследований». Оформление заметок в районную газету.

Тема 4. Уголовная ответственность за отдельные виды преступлений.

Теория: Уголовная ответственность. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Особенности уголовного судопроизводства. Меры воспитательного воздействия. Виды наказаний, применяемых к несовершеннолетним. Особенности освобождения от наказания и уголовной ответственности. Снятие судимости.

Практика. Решение правовых задач. Изготовление стенгазеты. Тестирование «Ответственность несовершеннолетних».

Раздел 11. Международное право (6 часов).

Тема 1. Современное международное право и мировой правопорядок.

Теория: Понятие международного права. Международное публичное и международное право. Общая характеристика источников международного права. Субъекты международно-правовых отношений. Соотношение международного и национального права.

Практика: Решение правовых задач

Тема 2. Международное частное право.

Теория: Понятие, предмет и система международного частного права. Понятие и виды источников международного частного права. Коллизионная норма и ее строение. Типы коллизионных привязок. Международные обычаи и судебная практика. Правовой режим и его виды.

Практика: Работа с документами. Деловая игра «Юрисконсульт».

Итоговые занятия. (6 часов)

Практика: Представление презентаций по темам курса. Научно-практическая конференция школьников «Грани права».


8. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по программе социально-педагогической направленности дополнительного образования «Правовое воспитание» (105 часов).

   1 год из 3 (35 часов).                                                   2 год из 3 (35 часов)                                         3 год из 3 (35 часов)

№ п/п

Темы

кол-во час

1

Введение в образовательную программу

1

1. Право (3 часа)

2

Тема 1.1. История право.

Права человека в различные исторические эпохи.

Отражением прав человека в различных исторических источниках.

1

3

Тема 1.2. Право сегодня. Право в системе социальных норм. Форма (источники) права. Норма права. Законы. Декларация прав человека и гражданина.

Теория: Определение права. Признаки права. Функции права. Социальные нормы. Общие черты всех социальных норм. Различия между нормами на примере норм права и морали.

1

4

Тема 1.3. Правомерное поведение и правонарушения. Юридическая ответственность. Законность и правопорядок.

1

2. Права человека (4 часа)

5

Тема 2.1. Права и свободы граждан. Теория: Права и свободы человека и гражданина. Конституционные права и свободы. Конституционные обязанности. Идеология прав человека. Гражданские права. Основополагающие права. Против рабства и пыток.

1

6

Тема 2.2. Ювенальное право. Права ребенка.  Теория: Предпосылки создания ювенального права, его основные понятия и источники. Понятие ювенального права, его предмет, метод и система. Наука ювенального права. Ювенальная политика. Понятие конституционно-правового статуса ребенка в Российской Федерации.

1

7

Тема 2.3. Международные документы о правах ребенка. Теория: Конвенция о правах ребенка. Декларация прав ребенка.

1

8

Тема 2.4. Нарушение прав ребенка. Способы защиты прав ребенка. Теория: Нарушения прав человека. Защита прав человека в мирное время.

1

3. Конституционное право (4 часа)

9

Тема 3.1. Понятие и система конституционного права РФ.

1

10

Тема 3.2. Юридические свойства конституции Российской Федерации. Порядок принятия и изменения конституции Российской Федерации.

1

11

Тема 3.3. Основы конституционного строя.

1

12

Тема 3.4. Государственный суверенитет.

1

4. Избирательное право (2 часа)

13

Тема 4.1. Понятие, принципы избирательного права.

1

14

Тема 4.2. Избирательная система.

1

5. Гражданское право (3 часа)

15

Тема 5.1. Гражданские правоотношения.

1

16

Тема 5.2. Субъекты гражданских правоотношений.

1

17

Тема 5.3. Право собственности.

1

6. Налоговое право (2 часа)

18

Тема 6.1. Налоговые органы. Аудит.

1

19

Тема 6.2. Субъекты и объекты налоговых правоотношений.

1

7. Семейное право (4 часа)

20

Тема 7.1. Понятие и источники семейного права.

1

21

Тема 7.2. Особенности семейных правоотношений.

1

22

Тема 7.3. Принципы семейного законодательства.

1

23

Тема 7.4. Права и обязанности детей. Права и обязанности родителей.

1

8. Трудовое право (3 часа)

24

Тема 8.1. Понятие трудового права.

1

25

Тема 8.2. Принципы трудового права.

1

26

Тема 8.3. Источники трудового права.

1

9. Административное право (2 часа)

27

Тема 9.1. Понятие и источники административного права.

1

28

Тема 9.2. Подведомственность дел об административных правонарушениях.

1

10. Уголовное право (3 часа)

29

Тема 10.1. Понятие уголовного права.

1

30

Тема 10.2. Задачи  уголовного права.

1

31

Тема 10.3. Принципы уголовного права.

1

11. Международное право (2 часа)

32

Тема 11.1. Современное международное право и мировой правопорядок.

1

33

Тема 11.2. Современное и мировой правопорядок.

1

34

Итоговое занятие. Представление презентаций по темам курса.

1

35

Научно-практическая конференция школьников «Грани права».

1

Итого часов

35

№ п/п

Темы

кол-во час

1. Право (4 часа)

1

Тема 1.1. История право.

Права человека в трудах античных философов Аристотеля и Цицерона.

1

2

Тема 1.2. Право сегодня. Понятие формы права. Понятие источника права. Виды источников права. Правовой обычай. Судебный прецедент. Правовая доктрина. Нормативные договоры. Религиозные нормы. Нормативный правовой акт. Судебная практика.

Понятие нормы права. Признаки нормы права. Структура нормы права. Виды нормы права. Понятие и формы реализации норм права. Правоприменение как особая форма реализации норм права. Стадии правоприменения. Правоприменительные акты.

1

3

Тема 1.3. Правомерное поведение и правонарушения. Теория: Понятие и виды правомерного поведения.

1

4

Тема 1.4. Правонарушения: признаки, виды, последствия. Понятие и признаки правонарушения. Юридический состав правонарушения. Виды правонарушений и их причины.

1

2. Права человека (4 часа)

5

Тема 2.1. Права и свободы граждан. Защита со стороны закона. Защита частной жизни. Свобода отношений с Богом. Политические права. Информационная свобода. Участие в управлении страной. Экономические, социальные и культурные права.

1

6

Тема 2.2. Ювенальное право. Права ребенка. Личные права и свободы ребенка. Политические права и свободы ребенка. Социальные, экономические и культурные права и свободы ребенка.

1

7

Тема 2.3. Всеобщая декларация прав человека. Декларация прав человека.

1

8

Тема 2.4. Нарушение прав ребенка. Способы защиты прав ребенка. Международная защита прав человека в условиях военного времени.

1

3. Конституционное право (4 часа)

9

Тема 3.1. Президент Российской Федерации. Теория: Институт главы государства в конституционном праве. Порядок избрания Президента РФ. Полномочия Президента РФ. Правовые акты Президента РФ

1

10

Тема 3.2. Федеральное собрание Российской Федерации. Теория: Место и роль парламента в системе органов государственной власти. Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган РФ. Двухпалатная структура Федерального Собрания РФ. Совет Федерации: порядок формирования, полномочия. Государственная Дума: порядок формирования, полномочия.

1

11

Тема 3.3. Правительство Российской Федерации. Теория: Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации. Формирование, состав и структура Правительства Российской Федерации. Полномочия Правительства Российской Федерации

1

12

Тема 4.4. Конституционные основы судебной власти РФ. Теория: Судебная власть в системе разделения властей. Судебная система РФ. Высшие суды РФ: Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, Верховный Суд. Прокуратура РФ

1

4. Избирательное право (2 часа)

13

Тема 4.1. Избирательный процесс. Теория: Назначение выборов. Референдум. Избирательная комиссия. Составление списков избирателей, участников референдума. Образование (определение) избирательных округов, округа референдума. Образование избирательных участков, формирование участковых избирательных комиссий.

Выдвижение кандидатов. Статус кандидатов. Голосование. Избирательный бюллетень. Информационные стенды в участковых избирательных комиссиях. Голосование по открепительным удостоверениям.

1

14

Тема 4.2. Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права. Теория: Конституционно-правовая ответственность за нарушение норм избирательного права. Субъекты конституционно-правовой ответственности. Обжалование решений и действий (бездействия) избирательных комиссий, нарушающих избирательные права: субъекты, предмет обжалования, порядок обжалования, результат рассмотрения. Отмена решения о результатах выборов или референдума.

1

5. Гражданское право (3 часа)

15

Тема 5.1. Гражданско-правовые сделки. Теория: Понятие и виды сделок. Формы сделок. Условия действительности сделок. Недействительные сделки. Оспоримые сделки. Понятие договора. Виды договоров. Содержание договора. Порядок заключения, изменения и прекращения договора.

1

16

Тема 5.2. Гражданские права несовершеннолетних. Дееспособность несовершеннолетних.

1

17

Тема 5.3. Наследственное право. Теория: Понятие наследования. Виды наследования: наследование по закону, наследование по завещанию. Обязательная доля.

1

6. Налоговое право (2 часа)

18

Тема 6.1. Виды налогов.

1

19

Тема 6.2. Налогообложение юридических лиц. Налоги с физических лиц.

1

7. Семейное право (4 часа)

20

Тема 7.1. Брак и семья. Теория: Понятие брака и семьи. Родство и виды родственников. Защита брака и семьи. Условия и порядок заключения брака. Брачный возраст. Имущественные отношения супругов. Брачный договор.

1

21

Тема 7.2. Права и обязанности родителей Алиментные отношения. Порядок начисления алиментов. Прекращение алиментных обязательств.

1

22

Тема 7.3. Права и обязанности детей указанные в Конституции РФ

1

23

Тема 7.4. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Теория: Отношения родителей и детей. Права и обязанности несовершеннолетних детей. Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание ребенка.

1

8. Трудовое право (3 часа)

24

Тема 8.1. Трудовые правоотношения.

1

25

Тема 8.2. Трудовой договор.

1

26

Тема 8.3. Рабочее время и время отдыха.

1

9. Административное право (2 часа)

27

Тема 9.1. Понятие административной ответственности.

1

28

Тема 9.2. Виды административной ответственности.

1

10. Уголовное право (3 часа)

29

Тема 10.1. Преступление.

1

30

Тема 10.2. Наказание.

1

31

Тема 10.3. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

1

11. Международное право (2 часа)

32

Тема 11.1. Субъекты международно-правовых отношений. Соотношение международного и национального права.

1

33

Тема 11.2. Соотношение международного и национального права.

1

34

Итоговое занятие. Представление презентаций по темам курса.

1

35

Научно-практическая конференция школьников «Грани права».

1

Итого часов

35

№ п/п

Темы

кол-во час

1. Право (4 часа)

1

Тема 1.1. История право.

Великая хартия вольностей и другие. Пакт о правах.

1

2

Тема 1.2. Право сегодня. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов. Понятие закона, его признаки. Виды законов Российской Федерации. Подзаконные акты. Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Практика: Организационно-деятельная игра «Проектирование нормативных актов».

1

3

Тема 1.3. Правомерное поведение и правонарушения. Понятие юридической ответственности. Признаки юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Особенности уголовной ответственности. Административная ответственность. Гражданско-правовая ответственность. Дисциплинарная ответственность. Понятие и принципы законности. Гарантии законности. Правопорядок, содержание и черты. Соотношение правопорядка и общественного порядка. Правовой нигилизм

1

4

Тема 1.4. Правонарушения: признаки, виды, последствия. Практика: Ознакомление с имеющимися в наличии источниками права, работа в интернете с использованием поисковых систем.

Изготовление листовок на тему «Ответственность несовершеннолетних».

1

2. Права человека (4 часа)

5

Тема 2.1. Права и свободы граждан. Обязанности перед обществом. Право на благоприятную окружающую среду. Правовая грамотность. Правовая безграмотность. Правовой нигилизм. Правовой цинизм. Практика: Встреча с работниками соцзащиты. Пресс-конференция.

1

6.

Тема 2.2. Ювенальное право. Права ребенка. Права ребенка. Необходимость прав для ребенка. Принятие Конвенции о правах ребенка.

Практика: Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних.

Выпуск листовок «Мы защищаем права ребенка».

1

7

Тема 2.3. Международные документы о правах ребенка. Международные договоры о правах человека. Международный Билль о правах человека. Женевские конвенции.

Практика: Исследовательская работа «Соблюдение прав человека в нашем регионе». Обработка результатов исследований. Встреча с участковым уполномоченным.

1

8

Тема 2.4. Нарушение прав ребенка. Способы защиты прав ребенка. Способы защиты прав ребенка.

Практика: Практикум «Права человека в современном мире». Оформление работ для участия в конкурсе. Поиск в интернете законов, обеспечивающих права человека.

1

3. Конституционное право (4 часа)

9

Тема 3.1. Президент Российской Федерации. Порядок прекращения полномочий президента РФ.

Практика: Ролевая игра «Президент РФ». Обнаружение в источниках права различного статуса Президента. Изготовление листовок на тему «Полномочия Президента».

1

10

Тема 3.2. Федеральное собрание Российской Федерации. Порядок деятельности палат Федерального Собрания РФ. Законодательный процесс. Правовой статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Практика: Нахождение источников права, внедряющих в практику работы такие структуры. Необходимость и целесообразность. Сравнение с государственными органами Советского Союза.

1

11

Тема 3.3. Правительство Российской Федерации. Правовые акты Правительства Российской Федерации.

Практика: Работа с документами. Рассмотрение структуры на примерах при формировании этих органов впервые и в настоящее время.

1

12

Тема 3.4. Конституционные основы судебной власти РФ. Презумпция невиновности. Право на квалифицированную помощь адвоката. Язык судопроизводства.

Практика: Работа с документами. Поиск аргументов в пользу защиты судей, необходимости иметь сильную судебную власть. Встреча с адвокатами. Пресс-конференция.

1

4. Избирательное право (2 часа)

13

Тема 4.1. Избирательный процесс. Обработка и установление итогов голосования в избирательных комиссиях в зависимости от уровня выборов. Определение результатов выборов (референдума): признание результатов выборов действительными, признание выборов (референдума) состоявшимися; признание результатов выборов недействительными; признание выборов (референдума) несостоявшимися. Повторное голосование, повторные выборы, дополнительные выборы. Опубликование (обнародование) итогов голосования и результатов выборов (референдума).

Практика: Выпуск агитационных листовок и газет. Работа с документами.

1

14

Тема 4.2. Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права. Административная ответственность за нарушение норм избирательного права: классификация объектов правонарушения, субъекты правонарушений, виды административных правонарушений. Уголовная ответственность за нарушение норм избирательного права: преступления, посягающие на интересы граждан и публичный интерес в отношениях, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов; состав преступления.

Практика: Встреча с членами избирательной комиссии. Пресс-конференция.

1

5. Гражданское право (3 часа)

15

Тема 5.1. Гражданско-правовые сделки. Договор купли-продажи. Договор мены. Договор дарения. Договор аренды. Договор подряда. Договор займа. Ответственность за нарушение договора. Страхование.

1

16

Тема 5.2. Гражданская правоспособность. Гражданская дееспособность. Эмансипация. Защита материальных и нематериальных прав. Причинение и возмещение вреда.

Практика: Решение правовых задач.

1

17

Тема 5.3. Наследственное право. Принятие наследства. Отказ от права наследования.

Практика. Встреча с работниками страховых компаний. Деловая игра «Юрисконсульт».

1

6. Налоговое право (2 часа)

18

Тема 6.1. Законодательство о налогах.

1

19

Тема 6.2. Ответственность за уклонение уплаты налогов.

1

7. Семейное право (4 часа)

20

Тема 7.1. Брак и семья. Препятствия к заключению брака. Недействительность брака. Фиктивный брак. Расторжение брака. Понятие и основание прекращения брака. Расторжение брака в органах загса. Расторжение брака в судебном порядке. Правовые последствия прекращения брака.Практика: Встреча с работниками ЗАГСа. Экскурсия в ЗАГС.

1

21

Тема 7.2. Права и обязанности родителей. Основания и порядок лишения прав родителей. Практика: Подготовка сообщений «Семья – ячейка общества». Выступление на семинаре «Соотношение права на социальное обеспечение и уровня развития страны».

1

22

Тема 7.3. Права и обязанности детей указанные в Семейном кодексе РФ

1

23

Тема 7.4. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение). Опека. Попечительство. Патронаж. Формы устройства на воспитание детей, оставшиеся без попечения родителей.

Практика: Исследовательская работа «Многодетные семьи». Решение правовых задач.

1

8. Трудовое право (3 часа)

24

Тема 8.1. Дисциплинарная ответственность.

1

25

Тема 8.2. Заработная плата.

1

26

Тема 8.3. Трудовые споры и порядок их разрешения

1

9. Административное право (2 часа)

27

Тема 9.1. Административные наказания.

1

28

Тема 9.2. Порядок назначения административных наказаний.

Решение правовых задач.

1

10. Уголовное право (3 часа)

29

Тема 10.1. Уголовная ответственность за отдельные виды преступлений.

1

30

Тема 10.2. Меры воспитательного воздействия. Виды наказаний, применяемых к несовершеннолетним.

1

31

Тема 10.3. Особенности освобождения от наказания и уголовной ответственности. Снятие судимости.

1

11. Международное право (2 часа)

32

Тема 11.1. Международное частное право.

1

33

Тема 11.2. Международные обычаи и судебная практика.

1

34

Итоговое занятие. Представление презентаций по темам курса.

1

35

Научно-практическая конференция школьников «Грани права».

1

Итого часов

35




9. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

  1. Конституция РФ (Принята 12.12.1997г., в ред. от 01.09.2013 г.)
  2. Гражданский кодекс РФ (Принят 21.10.1994 г., вступил в силу 01.01.1995 г. в ред. От 01.09.2013 г. №51 — ФЗ)
  3. Гражданско-процессуальный кодекс РФ (Принят 23.10.2002 г., вступил в силу 01.02.2003 г., в ред.от 19.05.2013 г. №138-ФЗ)
  4. Уголовный кодекс РФ (Принят 13.06.1996 г. №63-ФЗ, вступил в силу 01.01.1997 г., в ред. От 01.09.2013 г. №63-ФЗ)
  5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (Принят 22.11.2001 г., вступил в силу 01.07.2002 г., в ред. от 29.12.2012г №18-ФЗ)
  6. Семейный кодекс РФ (Принят 08.12.1995 г., вступил в силу 01.03.1996г. в ред.от 04.05.2011г. №223-ФЗ)
  7. Кодекс об административных правонарушениях (Принят 20.12.2001 г. вступил в силу 01.07.2002 г. в ред.от 15.01.2013 г №195-ФЗ)
  8. Трудовой кодекс РФ (Принят 21.12.2001 г. вступил в силу 01.02.2002 г. в ред.от 29.12.2012г №197-ФЗ)
  9. Налоговый кодекс РФ (Принят 16.07.1998 г., вступил в силу 01.01.1999г. в ред. от 03.12.2011 г №146-ФЗ)
  10. Федеральный закон РФ «Об образовании» (Принят 29.12.2012 г. вступил в силу 01.09.2013 г. N 273-ФЗ)
  11. Конвенция ООН о правах ребёнка (Принята Ген.Ассамблеей ООН 20.11.1989г., вступила в силу 02.09.1990 г.)
  12. Декларация прав ребенка (Принята Ген.Ассамблеей ООН 20.11.1959 г.)
  13. Женевская декларация прав ребенка (Принята Ген.Ассамблеей ООН 26.11.1924 г.)
  14. Всеобщая декларация прав человека (Принята Ген.Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.)
  15. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят Ген.Ассамблеей ООН 16.12.1966 г. вступил в силу 03.01.1976г.)
  16. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят Ген.Ассамблеей ООН 16.12.1966 г. вступил в силу 03.01.1976г.)
  17. Учебник по Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ [Л.Н Боголюбов  и др. ]: – М.: Просвещение, 2019 – 224 с.: с ил. карт. - ISBN 978-5-09-070427-4.
  18. Мустафина М.Ф. Правоведение.10-11 кл.: элективные курсы/М.Ф. Мустафина
  19. Волгоград: «Учитель» 2007г. стр.136
  20. Гордеева В.В. Правовое воспитание в школе. 9-11 кл. Разработки организационно- деятельностных игр/ В.В. Гордеева Волгоград « Учитель», 2007г.стр.207
  21. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в7-9 кл. «Подросток и закон»/ Н.Ф. Дик Ростов-на- Дону «Феникс» 2006г. стр.315
  22. Смирнов В.А. «Детский правовой клуб: технология создания и развития» Методическое пособие / В.А.Смирнов. Кострома «Авантитум» 2006г.
  23. Конституция РФ (Принята 12.12.1997г., в ред. от 01.09.2013 г.)
  24. Гражданский кодекс РФ (Принят 21.10.1994 г., вступил в силу 01.01.1995 г. в ред. от 01.09.2013 г. №51 — ФЗ)
  25. Гражданско-процессуальный кодекс РФ (Принят 23.10.2002 г., вступил в силу 01.02.2003 г., в ред.от 19.05.2013 г. №138-ФЗ)
  26. Уголовный кодекс РФ (Принят 13.06.1996 г. №63-ФЗ, вступил в силу 01.01.1997 г., в ред. От 01.09.2013 г. №63-ФЗ)
  27. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (Принят 22.11.2001 г., вступил в силу 01.07.2002 г., в ред. от 29.12.2012г №18-ФЗ)
  28. Семейный кодекс РФ (Принят 08.12.1995 г., вступил в силу 01.03.1996г. в ред.от 04.05.2011г. №223-ФЗ)
  29. Кодекс об административных правонарушениях (Принят 20.12.2001 г. вступил в силу 01.07.2002 г. в ред.от 15.01.2013 г №195-ФЗ)
  30. Трудовой кодекс РФ (Принят 21.12.2001 г. вступил в силу 01.02.2002 г. в ред.от 29.12.2012г №197-ФЗ)
  31. Налоговый кодекс РФ (Принят 16.07.1998 г., вступил в силу 01.01.1999г. в ред. от 03.12.2011 г №146-ФЗ)
  32. Федеральный закон РФ «Об образовании» (Принят 29.12.2012 г. вступил в силу 01.09.2013 г. N 273-ФЗ)
  33. Конвенция ООН о правах ребёнка (Принята Ген.Ассамблеей ООН 20.11.1989г., вступила в силу 02.09.1990 г.)
  34. Декларация прав ребенка (Принята Ген.Ассамблеей ООН 20.11.1959 г.)
  35. Женевская декларация прав ребенка (Принята Ген.Ассамблеей ООН 26.11.1924 г.)
  36. Всеобщая декларация прав человека (Принята Ген.Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.)
  37. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят Ген.Ассамблеей ООН 16.12.1966 г. вступил в силу 03.01.1976г.)
  38. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят Ген.Ассамблеей ООН 16.12.1966 г. вступил в силу 03.01.1976г.)
  39. Аудио и видео приложения к курсу.
  40. Ноутбук с DVD-проигрывателем.
  41. Проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа по гражданско правовому воспитанию в 10 классе

Школа – наш второй дом. И всем должно быть в ней уютно, комфортно, каждый обитатель этого большого дома должен чувствовать свою значимость, свою, хоть самую небольшую роль в установлении порядка, в ор...

конспект занятия по правовому воспитанию в 7 классе на тему: "Ответственность за хулиганство"

материал предоставлен для работы учителями социальным педагогам...

Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему "Правовые взаимоотношения в образовательном учреждении" (игровой правовой практикум).

             Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему «Правовые взаимоотношения в общеобразовательном учреждении» (игровой правовой п...

Беседа по правовому воспитанию в 9 классе: «Конституция РФ. Конвенция о правах ребенка»

Беседа по правовому воспитанию в 9 классе: «Конституция РФ. Конвенция о правах ребенка»...

Правовое воспитание обучающихся, как средство профилактики девиантного поведения. Игровая практика правового воспитания «Сказочный юрист»

Мастер-класс «Применение игровых  форм  в  профилактике девиантного поведения  при  реализации  персонифицированного подхода»...