Правовая ответственость 9 кл. обществознание
план-конспект урока по праву (9 класс)

Манукян Армине Гайковна

Урок обществознания по теме "Правовая ответственость несовершеннолетних " в рамках реализации системно-деятельностного подхода. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravovaya_otvetstvenost_9_kl._obshchestvoznanie.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Цель: расширить и углубить представления учащихся о юридической ответственности за совершение правонарушений и его возникновении. Учащиеся должны знать:

1) что такое преступление;

2) об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних и видов назначаемых им наказаний;

3) об уголовной ответственности и ее отличиях от других видов юридической ответственности.

Учащиеся должны уметь:

1) объяснять, какие обстоятельства исключают преступность деяния;

2) различать основания для привлечения к уголовной ответственности в том или ином случае;

3)  применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач.

Учащиеся должны представлять, что такое:

1) уголовная ответственность;

2) преступление;

3) вина;

4) невиновность;

5) необходимая оборона;

6) уголовное наказание.

Тип урока - комбинированный с элементами практической деятельности учащихся.

Оборудование: схема «Обстоятельства, исключающие преступность деяния»; карточки с заданиями.

ПЛАН

1)  Уголовная ответственность и ее отличие от юридической ответственности.

2) Причины наступления ответственности.

3) Уголовная ответственность и наказание.

4) Обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину.

5) Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

6)Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

7) Виды наказания несовершеннолетних.

8) Освобождение несовершеннолетних от наказания.

Ход урока

I. Организация класса.

Постановка цели урока.

1. Урок начинается с повторения вопроса о юридической ответственности, ее видах и принципах.

— Что такое юридическая ответственность?

(Юридическая ответственность - применение мер государственного воздействия, в том числе принуждения, за противоправное деяние.)

- По схеме рассказать о юридической ответственности.

Юридическая ответственность

Уголовная ответственность за преступления

Административная ответственность за административный проступок

Государственное осуждение. Меры пресечения государственного принуждения. Правовосстановительные меры, санкции

Дисциплинарная ответственность за дисциплинарный проступок

Ответственность:

•  материальная;

•  финансовая;

•  семейная;

•  процессуальная

Гражданско-правовая ответственность за гражданское правонарушение

- Каковы основные принципы юридической ответственности? (Законность, справедливость, гуманизм, целесообразность, индивидуальность, ответственность только за вину, неотвратимость.)

-  Каковы основные отличительные признаки уголовной ответственности от других видов юридической ответственности?

1.  Уголовная ответственность наступает за деяния, предусмотренные У К РФ;

2.  Она отличается жесткими санкциями, которые применяются в судебном порядке;

3.  Уголовная ответственность - это государственное принуждение к исполнению права.)

2. Что может быть причинами наступления ответственности? Учитель принимает любые ответы учащихся и записывает их на доске.

Затем все группируется и к доске крепятся таблички.

Совершение преступления

Приготовление к преступлению

Покушение на преступление

Соучастие в преступлении

Задание 1 . Каждая группа получает правовую ситуацию. Необходимо доказать, какая из причин наступления уголовной ответственности описана.

Ситуация 1.

Выстрел прогремел из двух стволов. Страшная сила отбросила молодое, полное жизни тело, и Эдуард Вишнев упал, как подкошенный колос, все еще сжимая в руке два белых цветочка. Последний подарок, который он хотел сделать любимой, ожидавшей его неподалеку, слышавшей и грохот рокового залпа, и последний возглас любимого: «Мама!»

Нет, это не умещается в нашем сознании: в наши дни на окраине большого индустриального города обезумевшая от ненависти личность зверски убивает цветущую молодую жизнь... Что это? Случайность? Нелепое стечение обстоятельств? Непоправимая трагическая оплошность?..

(Совершение преступления)

Ситуация 2.

Ученик 9 класса одной из местных школ получил предложение от одноклассника похитить из коммерческого киоска партию шоколада. Дело, по мнению организатора, облегчалось тем, что у него случайно оказался ключ от замка киоска. Согласие было дано, и они начали подготовку: до-

говорились с малограмотной женщиной-соседкой, что та возьмет у них шоколад и продаст его на рынке; приготовили сумки для выноса краденого; вечером сели напротив киоска и стали ждать, когда он закроется. Но продавец давно обратил внимание на двух подростков, несколько раз покупавших шоколад и при этом внимательно осматривавших все, что находилось внутри киоска. Он обратился к дежурному милиционеру. Тот задержал подростков, при личном осмотре у них был найден ключ от замка, а также пустые сумки. Опрос соседей показал, что женщина утром ждала «какой-то шоколад на продажу».

(Приготовление к преступлению)

Ситуация 3.

Одноклассники договорились украсть из школы персональный компьютер, для этого один из них должен был незаметно спрятаться в компьютерном кабинете и дождаться там ночи. Затем открыть окно и, обвязав компьютер веревкой, спустить его с этажа своему напарнику. Почти все удалось, но в тот момент, когда компьютер был уже перевязан, в кабинете появились милиционеры. Их успел вызвать сторож, заметивший присутствие постороннего в помещении, а его напарника - под окнами. Ничего украдено не было, но уголовная ответственность наступила после возбуждения уголовного дела.

(Покушение на преступление)

Ситуация 4.

11 августа в 9 часов вечера я собралась на танцы. Со мной были Люба и Надя Кирилловы, Ира Соколова, мои одноклассницы, Оля Дмитриева, позже присоединилась Лена Коржова. Обе они работают на производстве. В 21 час 30 минут мы за клубом распили три бутылки вина, после чего пришли на танцы. В перерыве мы вышли в парк, где встретили Ольгу Ковалеву. Я начала ее бить кулаками по лицу. После всего этого вернулись на танцы, но никак не могли успокоиться, попросили Олю Дмитриеву вызвать в парк Таню Васильеву. Мы ее избили, нанося удары кулаками по лицу, разорвали ей костюм... По окончании танцев мы встретили на улице Татьяну К., к которой беспричинно придрались и избили.

(Соучастие в преступлении)

Итак, рассматривая ситуации, мы можем сказать, что каждое отступление людей от норм, принятых в обществе, встречает явное или скрытое осуждение, а нарушение норм права влечет за собой определенные меры юридической ответственности.

- Так что же такое юридическая ответственность?

(Учащиеся самостоятельно пытаются в тетради записать определение так, как они это понимают.)

Обобщив ответы учащихся, учитель дает определение уголовной ответственности под запись.

Уголовная ответственность - это правовое последствие, результат применения норм уголовного права, осуждение от имени государства виновного лица, совершившего преступление.

Задание.

Из предложенных ситуаций выбрать те, за которые наступает уголовная ответственность.

1) Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу. (+)

2)  Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один из ребят направил ружье на товарища и нажал на курок. Неожиданно для них обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб. (+)

3) Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.

4)  На перемене подросток зашел в раздевалку, забрал понравившуюся чужую шапку. (+)

5)  Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору и сообщил, что в школе заложена бомба. (+)

6) Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег. (+)

7) Подростки курили в туалете школы.

8) Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора. Таким образом, уголовная ответственность наступает за совершение

не любого правонарушения, а только преступления.

Уголовная ответственность как правоотношение возникает между государством и лицом, совершившим преступление.

По своему характеру уголовная ответственность заключается в том, что государство, во-первых, порицает неправомерное поведение человека, совершившего преступление, а во-вторых, наказывает его.

3.  Как вы думаете, уголовная ответственность и наказание - это одно и то же?

(Нет, это не одно и то же. Уголовная ответственность предшествует наказанию. Это означает, что лицо, виновное в совершении преступления, привлекают к уголовной ответственности, а затем суд, рассмотрев уголовное дело, определяет этому лицу наказание.)

4. Смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Ст. 61, 63 УК.

В законе предусмотрены обстоятельства, при которых, несмотря на внешние признаки совершения преступления, уголовная ответственность не наступает.

5.Задание. Самостоятельная работа учащихся с УК РФ (ст. 37 1) Составить схему или кластер «Обстоятельства, исключающие преступность деяния». В результате работы должна получиться следующая схема:

Обстоятельства, исключающие преступность деяния

  1. Необходимая оборона
  2. Физическое или психологическое принуждение
  3. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление
  4. Обоснованный риск
  5. Крайняя необходимость
  6. Исполнение приказа или распоряжения

Таким образом, при наличии этих перечисленных в законе обстоятельств уголовная ответственность не наступает, поскольку такие действия направлены на защиту общественных интересов, интересов личности.

6.  При рассмотрении вопроса «Уголовная ответственность несовершеннолетних» использовать УК РФ, ст. 19, 20.

Однако уголовная ответственность несовершеннолетних характеризуется некоторыми особенностями:

а) несовершеннолетнему могут быть назначены не все виды наказания;

б)  несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности с применением к нему принудительных мер воспитательного характера;

в)  несовершеннолетний может быть освобожден от наказания с применением к нему принудительных мер воспитательного характера;

г)  несовершеннолетний может быть освобожден от наказания и помещен в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних.

7.  Вопрос о видах наказания рассматривается коллективно. Виды наказания:

а)  штраф;

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) арест от 1 до 4 месяцев;

д) лишение свободы на срок не выше 10 лет.

II. Закрепление.

Закрепление проводится в форме групповой работы. Задания:

1)   В последнее время имеет место принципиально новая система взаимоотношений внутри преступных группировок. Место «воров в законе» занимает молодая поросль, отличающаяся невероятной жестокостью. Разборки все чаще выплескиваются на улицы... Бороться с бандитами крайне трудно: только обезвреживают одно преступное формирование, как на смену ему тут же появляется другое, контролирующее ту же сферу либо территорию. Как вы могли бы объяснить причину бурного роста преступности в последние годы?

2)  Выделите среди перечисленных ниже фактов преступления и другие правонарушения и дайте им соответствующие названия:

а)  Вера А. получила от двух знакомых крупные суммы денег для покупки им ювелирных изделий, после чего скрылась.

б)  14-летние подростки баловались с огнем около трансформаторной будки, в результате чего она сгорела.

в)  Управляющий машиной в нетрезвом состоянии, Виктор П. сбил пешехода, после чего пытался скрыться с места происшествия.

г)  Руководитель (владелец) малого предприятия, чтобы не платить по многочисленным счетам, объявил себя банкротом, для чего подделал финансовые документы.

д)  Сергей Д. превысил норму вывоза из заграницы изделий из кожи, не объявив об этом таможенникам.

е) Яков Ш. присвоил авторство произведения, созданного другим человеком.

ж)  Родители Ани Л. вели себя самым безобразным образом: пили, сквернословили, физически наказывали дочь.

3)  Какие обстоятельства являются смягчающими уголовную ответственность, а какие - отягчающими ее?

Обстоятельство

Смягчающие

Отягчающие

1

Совершение преступления впервые

+

2

Совершение преступления под влиянием угрозы

+

3

Совершение преступления организованной группой

+

4

Совершение преступления из корыстных или иных низменных побуждений

+

5

Совершение преступления с особой жестокостью или издевательством над потерпевшим

+

6

Совершение преступления вследствие стечения тяжелых обстоятельств, личных или семейных

+

7

Чистосердечное раскаяние или явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления

+

8

Оговор заведомо невиновного лица

+

9

Совершение преступления в состоянии опьянения

+

4)  Десятиклассник С. шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое ребят, которых он знал. Они стали оскорблять его, а потом избили. С. побежал звать на помощь своих друзей. Через полчаса втроем они нашли двоих хулиганов и, орудуя палками, нанесли им телесные повреждения. Можно ли считать действия С. (и его друзей) необходимой обороной?

Как он должен был поступить в соответствии с законом?

5)  Гражданин Б. напал на прохожего, нанес ему телесные повреждения и, сев на велосипед, попытался уехать. Оказавшийся свидетелем происшедшего Артем П., чтобы помешать Б. скрыться, бросил подвернувшуюся под руку деревянную балку по ходу движения велосипеда. Падая, Б. сломал руку, был поврежден и его велосипед. Подоспевшие милиционеры задержали Б.

Должен ли Артем нести ответственность за вред, причиненный гражданину Б.? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Правовая ответственность подростков»

Цель:√   Ознакомить с ответственностью за правовые нарушения;√   Предупреждение правонарушений подростков.Задачи:1.     ознакомить с уголовной ответственн...

План-конспект интегрированного урока английского языка и обществознания в 9 классе на тему: "Правовая ответственность"

Интегрированный урок английского языка и обществознания в 9 классе на тему: "Правовая ответственность" ставит своей целью на основе имеющихся у учащихся знаний расширить понятие «право»; сформир...

презентация к интегрированному уроку английского языка и обществознания в 9 классе" Правовая ответственость"

Презентация к интегрированому уроку английского языка и обществознания на тему  "Правовая ответственность" содержит  материал  и приложения к уроку, позволяющие учащимся получить нагляд...

правовая ответственность

Разработка урока и презентация...

Конспект урока по обществознанию "Правовая ответственность"

Конспект урока может быть использован как на уроках обществознания,так и в отдельном курсе "Право"....

Конспект урока по обществознанию "ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ"

Расширение и углубление представления учащихся о юридической ответственности за совершение правонарушений и его возникновении....

Правовой час "Правовая ответственность, обязанности несовершеннолетних"

Цель: развитие правовой культуры школьников, способствует воспитанию ключевой компетенции личности в сфере гражданско-правовой, интеллектуальной, коммуникативной деятельности.Задачи: 1. Знакомство уча...