Методическая разработка "Лестница в завтрашний день"
методическая разработка (5 класс) на тему
В условиях информатизации общества и роботизации производства перед школой ставится важная задача по подготовке учащихся к новым условиям постиндустриального общества. Изучение в рамках школьной программы курса информатики и ИКТ не решает полностью этой задачи.
Данная методическая разработка позволяет приобщить учащихся к робототехнике в режиме дополнительного образования, а так же создать информационную и практическую возможность для освоения детьми новой для них области знаний. Использование программы по робототехнике дает возможность создания единого образовательного пространства, объединяя все имеющие в школе ресурсы: информационные, методические, индивидуальные.
Представленная программа рассчитана на возраст детей от 7-16 лет и может быть полезна руководителям кружков по робототехнике, учителям информатики и педагогам, организующим воспитательный процесс в школе, и просто заинтересованным людям, которым не безразлично развитие робототехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
robototekhnika_-_lestnitsa_v_zavtrashniy_den.docx | 31.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация программы: «Робототехника - лестница в завтрашний день»
Татьяна Петровна Биковец, учитель математики
МКОУ «Станционно-Ребрихинская СОШ» bikt@yandex.ru
В условиях информатизации общества и роботизации производства перед школой ставится важная задача по подготовке учащихся к новым условиям постиндустриального общества. Выпускники на выходе из стен школы должны обладать достаточным уровнем самостоятельного мышления, навыками работы в команде, планирования, организации и экспериментирования. Именно такую возможность дает нам образовательная робототехника.
Использование робототехники выходит за рамки изучаемых предметов в школе, что дает возможность для достижения успехов учащимися в изучении математики, точных и естественных наук, инженерных технологических дисциплин, так как для робототехники нет границ: она представляет учителям и учащимся такие возможности учебного творчества, о которых они даже не подозревают. В процессе работы учителя становятся помощниками учеников в их самостоятельных исследованиях учебных проектов.
Несмотря на преимущества, к сожалению, образовательная робототехника медленными темпами проникает в школы и одной из причин этого является слабая методическая база большинства школ. Другой причиной является высокая стоимость образовательных роботов. И, наконец, препятствием к освоению робототехники является человеческий фактор - консервативность мышления, страх перед инновациями.
В нашей школе кружок по робототехнике начал свою работу с сентября 2011 года после получения неожиданного подарка – учебного робота Lego Mindstorms NXТ 2.0. Работая с ним, выяснилось, что кружок с одной стороны вызывает интерес самых разных возрастов, а с другой стороны, знакомство с роботом выдвигает множество проблем, связанных с различными циклами учебных дисциплин школьной программы. Таким образом, острой необходимостью стала разработка комплексной программы связанной с образовательной робототехникой. С сентября 2012 года в школе реализуется программа «Лестница в завтрашний день». Методическая разработка позволяет приобщить учащихся к робототехнике в режиме дополнительного образования, а так же создать информационную и практическую возможность для освоения детьми новой для них области знаний. Использование программы по робототехнике дает возможность создания единого образовательного пространства, объединяя все имеющие в школе ресурсы: информационные, методические, индивидуальные. Программа реализуется в рамках проекта "Образовательная робототехника в Алтайском крае".
Представленная программа рассчитана на возраст детей от 7-16 лет и может быть полезна руководителям кружков по робототехнике, учителям информатики и педагогам, организующим воспитательный процесс в школе, и просто заинтересованным людям, которым не безразлично развитие робототехники.
Цель программы: создание условий для ознакомления учащихся с основами робототехники и популяризации инженерных специальностей.
Задачи: 1. Формирование информационной компетентности учащихся в области робототехники, овладение школьниками методов сбора и накопления информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения.
- Активная пропаганда технического творчества в сфере высоких технологий, выявление и поддержка талантливых школьников в области технического творчества.
- Привлечение учащихся к эффективному изучению курса робототехники и практическому применению учениками знаний этого курса в профессиональном выборе.
- Развитие творческой активности учащихся.
В качестве базовой платформы используется конструктор Lego Mindstorms NXТ 2.0. Что дает возможность работать не только с конкретным образовательным роботом, но и определить круг проблем данной работы. Кроме того, сам конструктор позволяет моделировать различные варианты работы и расширять возможности его использования. В своей практике мы дополнительно используем конструктор Лего-набор «Экоград» и датчики Vernier.
Отличие от других программ:
- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности использования образовательной робототехники;
- она ориентирована на развитие творческого потенциала школьников разных возрастных групп соразмерно личной индивидуальности;
- охватывает максимальное количество учащихся;
- позволяет выявлять одарённых детей и проводить с ними систематическую индивидуальную работу.
Программа не сковывает творческие возможности педагога, а дает оперативный простор, основана на подходах, рассматриваемых в образовании: компетентностный, системно-деятельностный, гуманистический.
При реализации программы используются базовые образовательные технологии: «Обучение в сотрудничестве», «Метод проектов», «Портфолио ученика», ИКТ, технология разноуровневого обучения.
Модель программы «Лестница в завтрашний день»
- Начальный уровень: популяризация – должен привлечь интерес к робототехнике путем популяризации этого направления.
Основные формы деятельности:
- кружок «Основы робототехники»: ознакомление с азбукой программирования, моделями образовательных роботов и т.д.;
- выпуск газеты: публикуется информационный материал о робототехнике, ведется хроника событий (летопись) кружка, интересные факты;
- творческие конкурсы - рисунки роботов, стихи, частушки, эссе;
- видеоклипы о деятельности кружка.
- Средний уровень: интеграция в сообщество робототехники.
Основные формы работы: участие в совместных конкурсах, олимпиадах, встречах по робототехнике; обучение на дистанционных курсах по робототехнике; общение с аналогичными кружками в других школах; участие в тематических сменах по робототехнике (летний, зимний лагерь по робототехнике).
- Профессиональный уровень: самореализация – работа над индивидуальными проектами, связанными с робототехникой, защита и продвижение проектов.
Содержание изучаемого курса. Процесс активного конструирования, исследования, изучения и общения развивает у учеников целый ряд учебных навыков, связанными с основными логическими блоками школьной программы:
- информатика и ИКТ: изучение основ алгоритмизации и программирования, правила безопасной работы; изучение компьютерной среды, включающей в себя графический язык программирования; как передавать программы NXT; как использовать созданные программы; основные алгоритмические конструкции, этапы решения задач с использованием ЭВМ. Такая работа помогает учащимся получить возможность использовать передовые компьютерные технологии для самообразования.
- технология: поиск технического решения реальной проблемы, проектирование, конструирование (виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; конструктивные особенности различных роботов), тестирование модели изделия, подбор соответствующих материалов и технологических процессов (приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д), навыки чтения двумерных схем для создания объемных изделий, навыки анализа результатов испытаний и доработки параметров изделия по результатам этого анализа, развитие навыков работы в творческом коллективе.
- естественные науки: изучение понятий скорости, трения, принципов работы простых машин и механизмов, развитие навыков исследования и измерения, сбора данных и анализа результатов.
- математика: использование математики в научных, технологических целях при измерении расстояния, времени и массы; расчет скорости, веса и КПД; использование графических средств для представления прогнозируемых показателей и измерений; сведение данных в таблицы и интерпретация этих данных; способы определения соотношений.
- развитие речи: выполнение исследования тесно связано с развитием навыков письменного и устного описания работы и презентации полученных результатов, диалога, полилога, дискуссии.
В ходе реализации программы у школьников формируются ключевые навыки, необходимые для успешной социализации в современных условиях: компьютерная грамотность, навыки логического мышления, умение решать проблемы, отсутствие страха перед ними, навыки общения, эффективная работа в командах, умение адаптироваться в любой группе. Креативное отношение к учебной работе школьников и поможем развить навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности, построенной на знаниях.
Два года наша школа работает по данной программе. Опыт показывает позитивные сдвиги, происшедшие за это время.
В нашей школе сложился своеобразный клуб юных робототехников, в котором существует ядро - постоянные, активные члены кружка по робототехнике. Ребята вовлечены в процесс создания моделей - роботов, проектирования и программирования робототехнических устройств, принимают участие в олимпиадах и конкурсах по робототехнике школьного, краевого, всероссийского уровня. Они активно помогают новичкам осваивать азы робототехники. Члены кружка выходят «на публику» как для учащихся школы, так и для родителей: организуют работу видеосалона и показательные выступления роботов. Ребята принимают активное участие в краевых олимпиадах и конкурсах по робототехнике, занимают призовые места.
Работа над проблемой робототехники влияет на личностное становление. Наши ребята при выборе будущей профессии все больше склоняются к техническим профессиям. В рамках самообразования они самостоятельно расширяют свой информационный багаж. Работа в команде формирует общественно-значимые черты учащихся - инициативность, ответственность, желание и умение изменить и изменяться. Расширился их кругозор, манера поведения. На фоне совместной работы возникают прочные личные контакты. Участвуя в краевых семинарах, конференциях, лагерных сменах, ребята на общности интересов расширяют круг своих друзей.
Мы уверенны, что программа уже работает. В этой работе используются уже проверенные наработки, а также опыт других команд по робототехнике, идет поиск нового. И по мере продолжения работы крепнет убеждение в неоспоримой пользе деятельности в условиях модернизации образования в России.
Образование в наше время становится не только значимым социальным институтом, важным лифтом социальной мобильности, но и распахнутой дверью в будущее человечества.
Библиографический список.
- Образовательная робототехника [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://robot.uni-altai.ru, свободный.-Загл. с экрана.
- Алтайская государственная педагогическая академия [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://moodle.uni-altai.ru/mod/forum/discuss.php?d=17, регистрация.- Загл. с экрана.
- Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г.
- Парфенова Г.Л. Путь к самому себе. Программа развития социальной компетентности личности одаренных старшеклассников: учебно-методическое пособие.- Барнаул: БГПУ,2006г
- Тевс Д.П., Подковырова В.Н., Апольских Е.И., Афонина М.В. Использование современных информационных и коммуникативных технологий в учебном процессе: - методическое пособие/ -Барнаул:БГПУ,2006г.
- Выпускная квалификационная работа: «Методические аспекты изучения темы «Основы робототехники» с использованием Lego Mindstorms NXТ» Автор: Пророкова А.А.руководитель Пузырная Е.В.
- ЦОР Основы робототехники
- Книги серии американской компании Vernier
- LEGO Technic Tora no Maki/2007 Version 1.00 Isogawa Studio, Inc.
- Сообщество учителей Intel Education Galaxy [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://edugalaxy.intel.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого мероприятия "День Семьи, Любви и Верности
Данная методическая разработка поможет провести мероприятие, классный час "День Семьи, Любви и Верности". В ней представлен не только сценарий мероприятия, но и сделана подборка слайдов, стихотворений...
Презентация к методической разработке открытого мероприятия "День Семьи, Любви и Верности"
Презентация к Методической разработке открытого мероприятия "День Семьи, Любви и Верности" содержит текстовый материал, который сопровождает презентации....
Беседа с учащимися на тему: «Какие шансы нужно иметь сегодня, чтобы увидеть завтрашний день»
Материал представляет разработку беседы с учащимися старших классов, которое направлено на определение главных приоритетов в их будущем. к разработке прилагается презентация, а также видео. Видео роли...
Завтрашний день наступит таким....
Презентация мастер-класса...
Завтрашний день готовим сегодня
Труд является очень важным фактором, с которым тесно связана вся жизнь каждого человека. Человек трудится для того, чтобы обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни. Труд в жизни каждого на...
Сценарий "Мы -твой завтрашний день, Россия"
Сценарий патриотического плана о современном поколении....
Правовой урок «Мы выбираем свой завтрашний день»
Участие в выборах – дело добровольное. Но это проявление ответственности и правовой культуры каждого гражданина. Гражданин голосует потому, что неравнодушен к судьбе своей страны, города или сел...