Методические аспекты работы с юридическим текстом на уроках обществознания и права
статья по праву (10 класс)
Тема распадается на два взаимосвязанных блока – работа с нормативно-правовыми актами и работа с другими юридическими документами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические аспекты работы с юридическим текстом на уроках обществознания и права
Умеренкова М.Ю.,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №20 г.о. Химки
Актуальность темы состоит в том, что умение работать с текстами различного происхождения и в частности с НПА – это одно из умений, проверяемых ОГЭ и ЕГЭ. Выпускники должны уметь анализировать актуальную информацию о социальных явлениях и процессах, решать познавательные задачи на основе своих знаний по гуманитарным предметам.
Тема распадается на два взаимосвязанных блока – работа с нормативно-правовыми актами и работа с другими юридическими документами.
Рассмотрим основные возникающие на уроках проблемы и пути их решения.
Проблемы:
- юридический текст написан сложным языком, он не адаптирован для школьников. Тяжелые длинные фразы, обилие терминов и отсылки к другим нормам затрудняют понимание даже взрослым человеком.
- правовой нигилизм, нежелание изучать то, что по мнению части обучающихся «не работает»;
- возможности доступа к текстам в действующей редакции.
Пути решения указанных проблем:
- метод комментированного чтения НПА помогает разобраться в его содержании; изучение представленных в учебниках терминов дает достаточную подготовку для понимания наиболее необходимых законов.
Работа с текстом НПА мотивирует детей запоминать термины, которые изучаются в курсе права, становится понятно, для чего они нужны.
- Работа с задачами и проблемными ситуациями показывает, как на самом деле работают правовые нормы. Самым сложным и интересным в этом плане является изучение судебной практики, потому что она, как ничто другое, показывает, как применяются нормы права в нашей стране. Но это требует очень серьезной подготовки.
- для работы с НПА в действующей редакции на уроках нужно либо распечатывать отрывки из документов, либо выводить на проекторе нужные статьи, либо точно указывать учащимся, на каком сайте они должны найти документ. Важно рассказывать о практических аспектах работы с НПА (справочно-правовые системы, источники официального опубликования, порядок и сроки вступления изменений в силу).
Без работы с НПА невозможно успешно подготовиться к ЕГЭ, на знании четких формулировок статей построены задания Всероссийской олимпиады школьников по праву.
Составление юридических текстов (договоров, заявлений и т.д.) обычно вызывает наибольший интерес. Составить договор даже сильные учащиеся без помощи учителя не смогут, поэтому лучше заранее заготовить макет, в котором дети заполнят пропуски. А вот составление заявлений различного рода всегда вызывает интерес, так как дети знают, что это применимо во многих житейских ситуациях.
В общем и целом, все представленные формы работы подходят для уроков различных типов, в том числе, для контрольных и самостоятельных работ, а также для внеурочных мероприятий по предметам (деловые игры, викторины и т.д.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемы: юридический текст написан сложным языком, он не адаптирован для школьников. Тяжелые длинные фразы, обилие терминов и отсылки к другим нормам затрудняют понимание даже взрослым человеком. правовой нигилизм, нежелание изучать то, что по мнению части обучающихся «не работает»; возможности доступа к текстам в действующей редакции.
Пути решения указанных проблем : Метод комментированного чтения НПА помогает разобраться в его содержании; Работа с задачами и проблемными ситуациями показывает, как на самом деле работают правовые нормы; Подготовка и организация занятия.
Справочно-правовые системы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование различных форм работы с текстом на уроках обществознания как средство формирования информационной компетенции обучающихся
Формирование информационной компетенции обучающихся через развитие умений работы с текстом. Для реализации этой цели необходимо научить школьников: выделять в тексте главные положения ...
Игра при устном изложении учебного материала и при работе с печатным текстом на уроке права.
Устное изложение правового материала реализуется посредством таких приемов, как повествование, описание, характеристика, объяснение, рассуждение. Каковы возможности игры...
Методические аспекты интеграции литературы и истории на уроках, во внеурочной деятельности и в краеведческой работе.
Тезисы доклада на региональной научно-практической конференции "Педагогические достижения победителей ПНПО - потенциал развития новой школы Подмосковья" включают в себя четыре основн...
Доклад на тему Работа с текстом на уроках обществознания как часть подготовки к ОГЭ по предмету
Доклад на тему Работа с текстом на уроках обществознания как часть подготовки к ОГЭ по предмету...
Развитие грамотности чтения через работу с внеучебными текстами на уроках истории и обществознания.
Современные тенденции в оценке образовательных достижений направлены не только на определение уровня освоения школьных программ, но и на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания...
Приемы работы с несплошными текстами на уроках обществознания при подготовке к ГИА
Презентация к выступлению, которая содержит рекомендации по работе с терминами и по подготовке обучающихся к выполнению заданий №5 и №12 ГИА по обществознанию 9-й класс...