Система защиты семьи и несовершеннолетних в Ростовской области
материал по праву на тему

Богатикова Алена Александровна

Обязанности школьного уполномоченного, план мероприятий, профилактика

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Система защиты семьи и несовершеннолетних в Ростовской области»

Богатиковой Алены Александровны

  1. Какова структура института Уполномоченного по правам ребёнка?

         Российская Федерация, являясь полноправным членом мирового сообщества, последовательно проводит государственную политику по обеспечению прав и свобод человека, закрепленных в различных международно-правовых актах, а также в национальном законодательстве. При этом особое значение придается вопросам реализации и защиты прав детей, которые в силу своего возраста нуждаются в повышенном внимании со стороны родителей, общества и государства.

Указ Президента РФ о  введении должности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка в 2009 году, стал важным шагом в вопросах защиты прав и интересов ребёнка в РФ. Институт Уполномоченного по правам ребёнка является важным звеном в государственной системе обеспечения прав и законных интересов ребёнка.

 

      Особое место среди органов, занимающихся защитой прав ребёнка, занимают

                     Институт Уполномоченного по правам ребёнка

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка

Уполномоченный по правам ребёнка в Ростовской области    

Представитель Уполномоченного по правам ребёнка в образовательном

учреждении

Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка, уполномоченные по правам ребёнка в субъектах РФ, муниципальных образованиях, образовательных организациях.

Главным назначением института Уполномоченного по правам ребёнка является:

  • защита ребёнка, чьи права нарушены членами  семьи, гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, работниками учреждений;
  • осуществление независимого контроля со стороны общества за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, их должностными лицами, работниками учреждений;
  • содействие восстановлению прав ребёнка;

Школьный уполномоченный

взаимодействует                                                                                                                 

с администрацией ОУ      

с Уполномоченным    по правам ребёнка в Ростовской области

осуществляет 

правое просвещение

с социально-                        педагогической службой    ОУ                                        

с правоохранительными органами

решает

конфликтные ситуации

с педагогическим коллективом

с учреждениями социальной защиты

ведет

индивидуальный приём

с органами школьного самоуправления

с общественными организациями

с органами опеки и попечительства

Роль Уполномоченного заключается в том, чтобы выявлять проблемы защиты и обеспечения прав детей и держать их в поле зрения всех структур государственной власти и управления.

 Цель деятельности школьного уполномоченного:

  1. защита прав и законных интересов ребенка в учреждении;
  2. формирование правового пространства в учреждении;
  3. формирование правовой культуры и правового сознания участников образовательного процесса;
  4. формирование личности, способной к социализации в условиях гражданского общества;
  5. совершенствование взаимоотношений участников образовательного процесса.

 Задачи школьного уполномоченного:

  1. всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;
  2. профилактика нарушений прав ребенка;
  3. оказание помощи родителям, законным представителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях;
  4. содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.

  1. Каковы права и обязанности уполномоченного по правам ребёнка в образовательной организации (на примере своего субъекта)?

права уполномоченного

обязанности уполномоченного

  • посещать  занятия,  родительские  собрания,  совещания  при  руководителе общеобразовательной организации, предварительно уведомив о присутствии;
  • получать  объяснения  по  спорным  вопросам  от  всех  участников

образовательного процесса;

  • проводить  самостоятельно  или  совместно  с  администрацией

общеобразовательной  организации,  органами  самоуправления

общеобразовательной  организации  проверку  факта  нарушения  прав,  свобод  и

интересов ребенка в соответствии с действующим законодательством;

  • в  случае  невозможности  разрешения  спорных  ситуаций  в

общеобразовательной организации Уполномоченный обязан проинформировать

заявителя  о  предусмотренных  законом  иных  возможных  способах

урегулирования этой ситуации с привлечением компетентных лиц;

  • вносить  предложения  о  применении  мер  дисциплинарного  взыскания  к

обучающимся,  допустившим  неисполнение  или  нарушение  устава

общеобразовательной  организации,  правил  внутреннего  распорядка,  правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по  вопросам  организации  и  осуществления  образовательной  деятельности  на

рассмотрение органов и должностных лиц общеобразовательной организации;

  • выступать  с  устным  докладом  на  заседаниях  общеобразовательной

организации в случае систематических нарушений прав детей или унижения их

достоинства;

  • выбирать себе помощников с их согласия из числа обучающихся и других

участников  образовательного  процесса  на  период  срока  своих  полномочий

(помощники  Уполномоченного  осуществляют  свою  деятельность  на  добровольной основе, на общественных началах

  • проводить  личный  прием  обучающихся  и  их  законных  представителей,

рассматривать их жалобы и заявления, оказывать им практическую помощь;

  • принимать  меры  или  содействовать  их  принятию  в  целях  устранения

выявленного факта нарушения прав и законных интересов обучающихся;

  • в случае конфликтной ситуации содействовать ее разрешению, в том числе

путем проведения переговоров с участниками конфликта, внесения письменных рекомендаций,  обращенных  к  сторонам  конфликта  и  предлагающих  меры  для

его решения;

  • осуществлять разъяснительную работу среди участников образовательно-воспитательного процесса о правах обучающихся;
  • не разглашать сведения, ставшие ему известными в процессе рассмотрения

обращения;

  • систематически  повышать  свою  профессиональную  компетентность  по

социально-правовым и психолого-педагогическим проблемам;

  • содействовать  формированию  правового  пространства  в

общеобразовательной  организации  путем  распространения  знаний  о  правах  и способах их реализации

  1. Какими законодательными актами должен руководствоваться школьный уполномоченный при осуществлении своей деятельности?

  1. Конституцией Российской Федерации,
  2. Декларация прав Ребенка;
  3.  Конвенцией ООН о правах ребенка,
  4. Гражданский кодекс РФ;
  5.  Семейный кодекс РФ;
  6.  Трудовой кодекс РФ;
  7. Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  8. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», иными нормативно правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ростовской области в сфере защиты прав детей;
  9. Положением об уполномоченном по правам ребенка в муниципальных общеобразовательных организациях района;
  10. Уставом общеобразовательного учреждения;
  11. Положением об Уполномоченном по правам ребенка общеобразовательной организации.

  1. Какие мероприятия могут проводиться в школе в целях правового просвещения участников образовательного процесса?

      Правовая просветительская  деятельность Уполномоченного по защите прав участников является одной из важнейших форм работы. Правовое просвещение обучающихся необходимо осуществлять на протяжении всего обучения в школе. На разном возрастом этапе необходимо включать основы знаний различных правовых документов. Защищающих права ребёнка в различных жизненных ситуациях.

План  правовых мероприятий

Январь

1.Обследование семей детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и имеющих риск социального сиротства в целях защиты их прав.

2..Индивидуальная работа с преподавателями и обслуживающем персоналом

3.Совет профилактики

1.Анкетирование «Школьная жизнь глазами учеников» 1-10 класс

2. «Я выбираю жизнь. Наркотики и закон»  составление рекламы 8-9 кл

1.Родительский лекторий «Школа для заботливых родителей»

Анкетирование «Школьная жизнь глазами родителей»

1-10 класс

2.Родительские собрания на тему: « Социальная служба  семьи и охрана материнства и детства в Российской Федерации» 1-11-е классы.

Февраль

1.Помощь кл.рук в подготовке к кл.часу , «Законы РФ»

2.Индивидуальная работа с преподавателями и обслуживающем персоналом

3.Рейды по неблагополучным семьям, семьям учащихся группами риска. Обследование условий жизни опекаемых детей (в соответствии с планом, по необходимости)

4.Совет профилактики

1 Тематические линейки «Ты – ученик. Твои права и обязанности»

2.Игра «Жизнь с правами и без» 10 кл.

3.«Как не стать жертвой преступлений» встречи с инспекторами УВД

«Если в семье конфликт…..» - индивидуальная беседа с родителями.

Март

1.Помощь кл.рук в подготовке к кл.часу по изучению закона о защите прав потребителей «Мы все потребители, наши права и обязанности» ко всемирному Дню по защите прав потребителя. 5-10 Кл. рук

2.Совет профилактики

1.Брейн-ринг «Права и обязанности» 5-7 класс

2.Индивидуальные профилактические беседы с подростками

3. Лекторий на тему: «Подросток и закон»

– «Кто такой правонарушитель»

– «Конвенция о правах ребенка»

– «Воинская обязанность – долг каждого гражданина

– «Если ты преступил закон»

1.Беседа с родителями «Профилактика подросткового и детского суицидального поведения» 8-10 класс

2.Предпрофильное и профильное обучение школьников. Нарушаются ли права ребёнка в выборе профессии

Апрель

1.Помощь кл.рук в подготовке к кл.часу «Что такое право и правоведение»

2.Совет профилактики

1.Урок –квн «Знакомьтесь» госпожа Конвенция» 1-4 класс

2.Проведение психологического занятия  для старшеклассников по теме  «Толерантность»

1.Круглый стол «Свободный человек»

Май

1.Помощь кл.рук в подготовке к кл.часу «Мир семьи»

2.Индивидуальная работа с преподавателями и обслуживающем персоналом

3.Совет профилактики

3. Круглый стол «Что такое право и правоведение»

9-10 класс

1.Родительский лекторий «Школа для заботливых родителей» по теме:

«Родительский дом- начало начал»

2.Индивидуальная работа с родителями

  1. В чём состоит профилактическая работа по предупреждению нарушений прав учащихся?

Профилактическая работа школьного уполномоченного по предупреждению нарушений прав учащихся состоит прежде всего в просветительской работе со всеми участниками образовательного процесса.

Основными направлениями профилактической работы среди обучающихся являются:

- проведение просветительской работы по формированию законопослушного поведения у школьников;

- пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов;

- предупреждение совершения правонарушений, преступлений детьми; охрана жизни и здоровья. - содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности учеников в школе, семье, окружающей среде.

- своевременное оказание помощи ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение школы;

- оказание помощи семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;

- принятие мер по социальной защите, предупреждению жестокого обращения с детьми, оказание помощи и поддержки обучающимся в реализации прав. привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально – педагогических мероприятий;

-  диагностирование и разрешение конфликтов, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка; индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов

- выявление запросов, потребностей, проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптации к социальной среде и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций.

- посредничество между личностью учащегося и учреждением, семьей, средой, специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы РМО педагогов-психологов и социальных педагогов г.Пролетарска Ростовской области на 2010-2011 учебный год

Данный материал является обязательным документом в работе руководителя РМО....

Вопросы по теме ГП Ростовской области

Проверочная работа проводится после изучения географического положения своего региона в 8 и 9 классах....

Викторина по родному краю ( Ростовская область)

В предметную декаду, я включаю викторину  по родному краю. Она проводится в 6-8 классах....

Сценарий Дня знаний: День семьи и семейных ценностей +75 лет Ростовской области

1 сентября 2012года во всех школах страны проводились праздничные классные часы  на тему: "Семья. Семейные ценности".  Но в нашем регионе ещё один праздник - скоро 75 лет Ростовской области!...

Анализ системы социальной защиты семьи, материнства и детства

В данной статье представлен анализ системы социальной защиты семьи, материнства и детства....

Экологическое воспитание детей в системе дополнительного образования на примере детского творческого объединения "Задумка" МБОУ ДО ДДТ р.п. Усть-Донецкий Ростовской области

Завершается 2016-2017  учебный год,  но работа по экологическому воспитанию детей в системе дополнительного образования продолжается. Детское творческое объединение , имеющее художественную ...