Система защиты семьи и несовершеннолетних в Ростовской области
материал по праву на тему
Обязанности школьного уполномоченного, план мероприятий, профилактика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_zashchity_semi_i_nesovershennoletnih_v_rostovskoy_oblasti.docx | 27.91 КБ |
Предварительный просмотр:
«Система защиты семьи и несовершеннолетних в Ростовской области»
Богатиковой Алены Александровны
- Какова структура института Уполномоченного по правам ребёнка?
Российская Федерация, являясь полноправным членом мирового сообщества, последовательно проводит государственную политику по обеспечению прав и свобод человека, закрепленных в различных международно-правовых актах, а также в национальном законодательстве. При этом особое значение придается вопросам реализации и защиты прав детей, которые в силу своего возраста нуждаются в повышенном внимании со стороны родителей, общества и государства.
Указ Президента РФ о введении должности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка в 2009 году, стал важным шагом в вопросах защиты прав и интересов ребёнка в РФ. Институт Уполномоченного по правам ребёнка является важным звеном в государственной системе обеспечения прав и законных интересов ребёнка.
Особое место среди органов, занимающихся защитой прав ребёнка, занимают
Институт Уполномоченного по правам ребёнка |
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка |
Уполномоченный по правам ребёнка в Ростовской области |
Представитель Уполномоченного по правам ребёнка в образовательном учреждении |
Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса |
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка, уполномоченные по правам ребёнка в субъектах РФ, муниципальных образованиях, образовательных организациях.
Главным назначением института Уполномоченного по правам ребёнка является:
- защита ребёнка, чьи права нарушены членами семьи, гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, работниками учреждений;
- осуществление независимого контроля со стороны общества за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, их должностными лицами, работниками учреждений;
- содействие восстановлению прав ребёнка;
Школьный уполномоченный взаимодействует | ||
с администрацией ОУ | с Уполномоченным по правам ребёнка в Ростовской области | осуществляет правое просвещение |
с социально- педагогической службой ОУ | с правоохранительными органами | решает конфликтные ситуации |
с педагогическим коллективом | с учреждениями социальной защиты | ведет индивидуальный приём |
с органами школьного самоуправления | с общественными организациями | |
с органами опеки и попечительства |
Роль Уполномоченного заключается в том, чтобы выявлять проблемы защиты и обеспечения прав детей и держать их в поле зрения всех структур государственной власти и управления.
Цель деятельности школьного уполномоченного:
- защита прав и законных интересов ребенка в учреждении;
- формирование правового пространства в учреждении;
- формирование правовой культуры и правового сознания участников образовательного процесса;
- формирование личности, способной к социализации в условиях гражданского общества;
- совершенствование взаимоотношений участников образовательного процесса.
Задачи школьного уполномоченного:
- всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;
- профилактика нарушений прав ребенка;
- оказание помощи родителям, законным представителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях;
- содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.
- Каковы права и обязанности уполномоченного по правам ребёнка в образовательной организации (на примере своего субъекта)?
права уполномоченного | обязанности уполномоченного |
образовательного процесса;
общеобразовательной организации, органами самоуправления общеобразовательной организации проверку факта нарушения прав, свобод и интересов ребенка в соответствии с действующим законодательством;
общеобразовательной организации Уполномоченный обязан проинформировать заявителя о предусмотренных законом иных возможных способах урегулирования этой ситуации с привлечением компетентных лиц;
обучающимся, допустившим неисполнение или нарушение устава общеобразовательной организации, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности на рассмотрение органов и должностных лиц общеобразовательной организации;
организации в случае систематических нарушений прав детей или унижения их достоинства;
участников образовательного процесса на период срока своих полномочий (помощники Уполномоченного осуществляют свою деятельность на добровольной основе, на общественных началах |
рассматривать их жалобы и заявления, оказывать им практическую помощь;
выявленного факта нарушения прав и законных интересов обучающихся;
путем проведения переговоров с участниками конфликта, внесения письменных рекомендаций, обращенных к сторонам конфликта и предлагающих меры для его решения;
обращения;
социально-правовым и психолого-педагогическим проблемам;
общеобразовательной организации путем распространения знаний о правах и способах их реализации |
- Какими законодательными актами должен руководствоваться школьный уполномоченный при осуществлении своей деятельности?
- Конституцией Российской Федерации,
- Декларация прав Ребенка;
- Конвенцией ООН о правах ребенка,
- Гражданский кодекс РФ;
- Семейный кодекс РФ;
- Трудовой кодекс РФ;
- Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», иными нормативно правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ростовской области в сфере защиты прав детей;
- Положением об уполномоченном по правам ребенка в муниципальных общеобразовательных организациях района;
- Уставом общеобразовательного учреждения;
- Положением об Уполномоченном по правам ребенка общеобразовательной организации.
- Какие мероприятия могут проводиться в школе в целях правового просвещения участников образовательного процесса?
Правовая просветительская деятельность Уполномоченного по защите прав участников является одной из важнейших форм работы. Правовое просвещение обучающихся необходимо осуществлять на протяжении всего обучения в школе. На разном возрастом этапе необходимо включать основы знаний различных правовых документов. Защищающих права ребёнка в различных жизненных ситуациях.
План правовых мероприятий
Январь | 1.Обследование семей детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и имеющих риск социального сиротства в целях защиты их прав. 2..Индивидуальная работа с преподавателями и обслуживающем персоналом 3.Совет профилактики | 1.Анкетирование «Школьная жизнь глазами учеников» 1-10 класс 2. «Я выбираю жизнь. Наркотики и закон» составление рекламы 8-9 кл | 1.Родительский лекторий «Школа для заботливых родителей» Анкетирование «Школьная жизнь глазами родителей» 1-10 класс 2.Родительские собрания на тему: « Социальная служба семьи и охрана материнства и детства в Российской Федерации» 1-11-е классы. |
Февраль | 1.Помощь кл.рук в подготовке к кл.часу , «Законы РФ» 2.Индивидуальная работа с преподавателями и обслуживающем персоналом 3.Рейды по неблагополучным семьям, семьям учащихся группами риска. Обследование условий жизни опекаемых детей (в соответствии с планом, по необходимости) 4.Совет профилактики | 1 Тематические линейки «Ты – ученик. Твои права и обязанности» 2.Игра «Жизнь с правами и без» 10 кл. 3.«Как не стать жертвой преступлений» встречи с инспекторами УВД | «Если в семье конфликт…..» - индивидуальная беседа с родителями. |
Март | 1.Помощь кл.рук в подготовке к кл.часу по изучению закона о защите прав потребителей «Мы все потребители, наши права и обязанности» ко всемирному Дню по защите прав потребителя. 5-10 Кл. рук 2.Совет профилактики | 1.Брейн-ринг «Права и обязанности» 5-7 класс 2.Индивидуальные профилактические беседы с подростками 3. Лекторий на тему: «Подросток и закон» – «Кто такой правонарушитель» – «Конвенция о правах ребенка» – «Воинская обязанность – долг каждого гражданина – «Если ты преступил закон» | 1.Беседа с родителями «Профилактика подросткового и детского суицидального поведения» 8-10 класс 2.Предпрофильное и профильное обучение школьников. Нарушаются ли права ребёнка в выборе профессии |
Апрель | 1.Помощь кл.рук в подготовке к кл.часу «Что такое право и правоведение» 2.Совет профилактики | 1.Урок –квн «Знакомьтесь» госпожа Конвенция» 1-4 класс 2.Проведение психологического занятия для старшеклассников по теме «Толерантность» | 1.Круглый стол «Свободный человек» |
Май | 1.Помощь кл.рук в подготовке к кл.часу «Мир семьи» 2.Индивидуальная работа с преподавателями и обслуживающем персоналом 3.Совет профилактики | 3. Круглый стол «Что такое право и правоведение» 9-10 класс | 1.Родительский лекторий «Школа для заботливых родителей» по теме: «Родительский дом- начало начал» 2.Индивидуальная работа с родителями |
- В чём состоит профилактическая работа по предупреждению нарушений прав учащихся?
Профилактическая работа школьного уполномоченного по предупреждению нарушений прав учащихся состоит прежде всего в просветительской работе со всеми участниками образовательного процесса.
Основными направлениями профилактической работы среди обучающихся являются:
- проведение просветительской работы по формированию законопослушного поведения у школьников;
- пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов;
- предупреждение совершения правонарушений, преступлений детьми; охрана жизни и здоровья. - содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности учеников в школе, семье, окружающей среде.
- своевременное оказание помощи ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение школы;
- оказание помощи семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;
- принятие мер по социальной защите, предупреждению жестокого обращения с детьми, оказание помощи и поддержки обучающимся в реализации прав. привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально – педагогических мероприятий;
- диагностирование и разрешение конфликтов, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка; индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов
- выявление запросов, потребностей, проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптации к социальной среде и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций.
- посредничество между личностью учащегося и учреждением, семьей, средой, специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка о работе районного методического объединения педагогов-психологов и социальных педагогов г. Пролетарска Ростовской области за 2009-2010 учебный год
Данный материал является обязательным нормативным документом педагога-психолога (руководителя РМО)...
План работы РМО педагогов-психологов и социальных педагогов г.Пролетарска Ростовской области на 2010-2011 учебный год
Данный материал является обязательным документом в работе руководителя РМО....
Вопросы по теме ГП Ростовской области
Проверочная работа проводится после изучения географического положения своего региона в 8 и 9 классах....
Викторина по родному краю ( Ростовская область)
В предметную декаду, я включаю викторину по родному краю. Она проводится в 6-8 классах....
Сценарий Дня знаний: День семьи и семейных ценностей +75 лет Ростовской области
1 сентября 2012года во всех школах страны проводились праздничные классные часы на тему: "Семья. Семейные ценности". Но в нашем регионе ещё один праздник - скоро 75 лет Ростовской области!...
Анализ системы социальной защиты семьи, материнства и детства
В данной статье представлен анализ системы социальной защиты семьи, материнства и детства....
Экологическое воспитание детей в системе дополнительного образования на примере детского творческого объединения "Задумка" МБОУ ДО ДДТ р.п. Усть-Донецкий Ростовской области
Завершается 2016-2017 учебный год, но работа по экологическому воспитанию детей в системе дополнительного образования продолжается. Детское творческое объединение , имеющее художественную ...