Урок-гражданский форум по праву, 10 класс
план-конспект урока по праву (10 класс) на тему

Шевцова Валентина Ивановна

Урок-гражданский форум по праву, 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx17.6 КБ
Файл prezentatsiya_foruma.pptx1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Брянская область, МБОУ Красногорская СОШ №2.

Урок по обществознанию.

Разработала: Шевцова Валентина Ивановна

учитель высшей квалификационной категории.

Тема: Право гражданина на защиту чести и достоинства в РФ.

Форма урока -  гражданский форум с использованием технологии диалогового общения, технологии развития критического мышления. 

Цели: 

- раскрыть сущность таких качеств личности, как честь, достоинство, деловая репутация, совесть;

- в ходе дебатов доказать  значимость этих качеств личности в любом обществе, тем более современном;

- обсудить проблему с разных сторон и определить  способы защиты этих гражданских прав в РФ;

Задачи урока:

- формировать  гражданскую компетентность учащихся путем включения старшеклассников в активное и заинтересованное обсуждение актуальных проблем социальной действительности;

- расширить взгляды каждого учащегося до уровня суждения (не только на уровне эмоций), серьезного изучения проблемы и поиска путей ее решения;

- учить детей смело выражать свое мнение, отстаивать свою точку зрения;

- воспитывать толерантность, коммуникативность, навыки совместной деятельности.

Существенным плюсом гражданского форума в плане воспитания качеств толерантной личности является то, что он позволяет научиться выражать свое мнение так, чтобы не стать чьим-то врагом.

Гражданский форум используется для обсуждения сложных проблем, которые касаются интересов всего сообщества и для решения которых необходимы совместные действия людей.

Оборудование урока: Конституция РФ, компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал по проблеме урока.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

2. Ситуация вызова:

Учитель держит в руке лист бумаги с неровными краями и с изображением в центре какого-то очень маленького знака (точки или запятой)  и обращается к детям с вопросом: «Что вы видите у меня в руках?»

После того, как дети назвали этот знак, учитель поворачивает листок обратной стороной и перед глазами тот же лист, неровные края которого напоминают цветок. Когда на нем нет никакого знака, дети видят форму.

Учитель: «Вот так и в жизни, дети, мы иногда видим малое, не замечая главного, большого. Если представить, что этот лист бумаги – человек,  то в первом случае мы сразу увидели изъян, такой маленький и почти невидимый, а во втором случае всего человека, чистого и прекрасного. Сегодня на уроке мы будем обсуждать проблему человеческой личности и такие ее качества, как честь и достоинство. На примере листка вы увидели, как легко можно поставить пятно и испортить его, а можно ли очистить этот листок, и как это сделать? Я хочу спросить вас: а что вы знаете о таких категориях человеческой личности как честь, достоинство, деловая репутация?

Можно ли защитить их в современном обществе?

Что испытывает человек, чье честное имя поругано?  

Важны ли эти качества в жизни человека, общества в целом?

Важно ли это для вас, хотите ли вы обсудить эту тему?»

(Небольшая группа детей подготовила заранее материал о чести, достоинстве в виде презентации и знакомит остальных участников с ним). Материал должен заинтересовать детей, вызвать полемику и желание разобраться в поставленной проблеме.

На итоговом слайде группа учащихся предлагает вопросы и порядок их обсуждения для выработки совместной позиции по поставленной проблеме.

(Далее выслушивается мнение детей и вырабатывается решение: обсудить или изменить вопросы, вырабатывается план дальнейшей работы совместно со всеми участниками.)

  Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое честь?
  2. Что такое достоинство человека?
  3. Что значит деловая репутация?

4.Как защитить свою честь, достоинство и деловую репутацию?

   5.Что такое человеческая совесть?

3. Ситуация осмысления.

По каждому вопросу идет дискуссия, предоставляется теоретический материал на слайдах, обсуждаются различные жизненные ситуации, исторические факты, литературные сюжеты.

После дебатов учащимся предлагается посмотреть видео выступления Святейшего Патриарха Кирилла 19 декабря в храме Христа Спасителя по случаю празднования дня  Святого Николая Чудотворца. В своей речи, обращенной к народу, Владыка, говоря о чести и достоинстве, обращает внимание на такое качество, как совесть и ее величайшей ценности в человеческой жизни.

(Дети обсуждают и такую нравственную добродетель, как совесть).

В завершение рабочая группа учащихся знакомит всех с народными притчами, высказываниями мудрых по той проблеме, которая обсуждалась.

4.Рефлексия.

Урок завершается написанием синквейна на понятия: ЧЕСТЬ, СОВЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО, ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ.

Лучшие синквейны зачитываются.

Учитель: «Ребята, я благодарю вас за проделанную работу. А как мы можем использовать те знания, которые мы получили в ходе форума?»

 (Дети могут предложить выпустить стенгазету по итогам форума, разместив интересный материал по проблеме чести и  достоинства, человеческой совести для ознакомления учащимися школы, провести конкурс стихов по этим нравственным категориям или конкурс рисунков, разместить информацию по проблеме на школьном сайте и т.д.)

2017


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Притча. Когда-то дружили Вода, Ветер, Достоинство и Честь. Они всегда были вместе, но как-то пришлось им разойтись, чтобы каждый мог заняться своими делами. При расставании они стали рассуждать, как им потом вновь найти друг друга. Вода сказала, что ее можно найти там, где растет камыш. Ветер сказал, что он всегда находится там, где трепещут листья. Лишь Честь и Достоинство стояли молча. Все спросили, почему они не называют своих признаков. Они сказали: «Вы можете и расходиться, и вновь сходиться, а нам это не позволено. Тот, кто однажды расстался с нами, расстался навсегда и уже никогда не встретится»…

Слайд 2

«Погиб поэт!- невольник чести – Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой». М.Ю. Лермонтов

Слайд 3

Несколько ранее уже произошло событие, подтверждающее способность Александра Александровича «идти напролом». П.А. Кропоткин рассказывает в своих воспоминаниях о столкновении наследника с офицером, командированным Милютиным в США, чтобы заказать ружья для русской армии. Имени его мемуарист не называет, но, судя по всему, речь идет о К.И. Гуниусе. Это он, русский офицер, швед по происхождению, вместе с подполковником Горловым был отправлен в Америку с образцами стрелкового оружия для готовившегося перевооружения российских войск. Их выбор наследнику пришелся не по вкусу, он раскритиковал привезенные ружья. «Во время аудиенции, – рассказывает Кропоткин, – цесаревич дал полный простор своему характеру и стал грубо говорить с офицером. Тот, вероятно, ответил с достоинством. Тогда великий князь пришел в настоящее бешенство и обругал офицера скверными словами». Офицер немедленно ушел и прислал наследнику письмо, в котором требовал, чтобы тот извинился. Он прибавлял, что если через 24 часа не получит извинения, то застрелится. «Я видел его, – свидетельствует Кропоткин, – у моего близкого друга в тот день, когда он ежеминутно ждал, что прибудет извинение. На другой день его не было в живых». Александр II, разгневавшись на сына, приказал ему идти за гробом до могилы. Но «даже этот страшный урок», по словам Кропоткина, «не излечил молодого человека от романовской надменности и запальчивости».

Слайд 4

Общечеловеческие ценности Совесть Счастье Добро Долг Ответственность Честь Достоинство Вера Милосердие Патриотизм Дружба Труд Культура Духовность Здоровье Жизнь Творчество

Слайд 5

Честь и достоинство необходимы в те моменты, когда надо выбрать, как поступить. Именно эти качества не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, мести и взаимных обид, потому что он уважает и себя и других.

Слайд 7

«Сокровище на свете разве есть Ценней, чем незапятнанная честь? Нужнее жизни добрая мне слава: Её отдав, на жизнь утрачу право.» У. Шекспир

Слайд 8

Ведь так непросто нам порой, Решить, как поступить, Чтоб честным быть перед самим собой И в трудный час душой не покривить. Что выбрать: совесть иль покой, Благополучие иль честь, Покорность или бой, Отвагу или лесть? Вопрос подобный задавал Себе, конечно, каждый И на него ответ мучительно искал. Каким же в этой жизни быть, Чтоб пред соблазнами любыми устоять, И званье Человека заслужить?

Слайд 9

«Честь – это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» В.И. Даль «Честь – это достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности» С.И. Ожегов

Слайд 16

РФ Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ) 1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений , если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом. По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина и после его смерти.2. Сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина и распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Гражданин, в отношении которого в средствах массовой информации распространены указанные сведения, имеет право потребовать наряду с опровержением также опубликования своего ответа в тех же средствах массовой информации.3. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву.4. В случаях, когда сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих указанные сведения, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно.5. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети "Интернет", гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети "Интернет«.6. Порядок опровержения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина , в иных случаях, кроме указанных в пунктах 2 - 5 настоящей статьи, устанавливается судом. 7. Применение к нарушителю мер ответственности за неисполнение судебного решения не освобождает его от обязанности совершить предусмотренное решением суда действие.8. Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, гражданин, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности.9. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений .10. Правила пунктов 1 - 9 настоящей статьи, за исключением положений о компенсации морального вреда, могут быть применены судом также к случаям распространения любых не соответствующих действительности сведений о гражданине, если такой гражданин докажет несоответствие указанных сведений действительности. Срок исковой давности по требованиям, предъявляемым в связи с распространением указанных сведений в средствах массовой информации, составляет один год со дня опубликования таких сведений в соответствующих средствах массовой информации. В случае умаления репутации юр.лица оно вправе требовать возмещения нематериального (репутационного) вреда 11. Правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина, за исключением положений о компенсации морального вреда, соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.

Слайд 17

Для защиты доброго имени и репутации действуют нормы: - Ст. 23 Конституции закрепляет, что каждый имеет право на ... защиту своей чести и доброго имени, а - Ст. 46 Конституции гарантирует каждому же судебную защиту его прав и свобод (в том числе на защиту чести и доброго имени - прим.авт.) - Ст. 152 ГК устанавливает основные принципы и порядок, как, каким образом могут быть защищены вышеуказанные конституционные права, в том числе аналогичные права за защиту деловой репутации юридических лиц, которая охраняется по тем же нормам и правилам, что и деловая репутация граждан, за исключением положений о компенсации морального вреда.

Слайд 19

Патриарх Кирилл считает, что права человека должны ограничиваться голосом совести. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл напомнил, что теория прав человека, лежащая в основе современного взгляда человека на мир, приводит общество к вседозволенности, если она действует в отрыве от нравственных ориентиров. О проблеме Предстоятель Русской Православной Церкви говорил в ходе своей проповеди после богослужения в храме Христа Спасителя. Патриарх Кирилл говорит о достоинстве человеческой личности, как краеугольном понятии как в нерелигиозном, так и философском взгляде на нашу жизнь. Именно из такого взгляда и исходит теория прав человечества, говорит Предстоятель Русской Церкви. "Каждый человек обладает достоинством, а вместе с ним и правами, - считает Патриарх Кирилл. - Но в этом светском взгляде на достоинство нет ничего, что бы связывало это понятие с совестью". Стремясь к достижениям благ современного мира, человечество часто попирает собственное нравственное достоинство, говорит Патриарх Кирилл. С этим и связан рост преступности в мире, а также цинизм в ежедневном поведении многих людей. Наконец, следствием такого попрания нравственного достоинства становятся "проявления внутреннего зверя в человеке, когда он убивает ни в чем не повинных", говорит Предстоятель Русской Церкви. "Сколько же нужно пройти испытаний войнами, террористическими актами, чтобы осознать простую истину - не может быть чести и достоинства без соотношения этих понятий с голосом человеческой совести", - этим сложнейшим вопросом Патриарх Кирилл завершает свою проповедь.

Слайд 21

«Совесть, благородство и достоинство – Вот оно, святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, За него не страшно и в огонь. Лик его высок и удивителен . Посвяти ему свой краткий век. Может, и не станешь победителем, Но зато умрешь как человек. Б. Окуджава


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум к уроку "Гражданское общество и государство" 9 класс

Урок - практикум "Гражданское общество и государство" 9 класс...

Конспект урока "Гражданская война в России" 11 класс

Гражданская война в России - тема урока, которую нельзя пройти мимо....

Разработка урока "Гражданское право" 11 класс (презентация + план-конспект)

Материал направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся....

Конспект урока "Гражданское право"

Цель урока:Обучающая: повторить, обобщить, закрепить знания по теме «Гражданское право», научиться применять их на практике.Развивающая: Развитие логического мышления и речи учащихся через решение зад...

Урок "Гражданское право"

Урок-практикум в 9 классе...

Презентация к уроку "Гражданская война в Туве" 11 класс профильный уровень

Данная презентация мною была составлена для исрользования на уроке истории в 11 классе для изученения на краеведческом материале темы "Гражданская война"...

Урок "Гражданское право" 10,11кл ( кейс-методика)

Урок с использованием кейс-технологии....