Воспитательное мероприятие: "Имею право, но обязан"
материал по праву на тему

Игонченкова Нина Николаевна

Цель: - воспитание правовой грамотности  воспитанников.

 - учить  детей определять, что такое «можно», а что такое «нельзя».

 - формировать коммуникативные умения  воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imeyu_pravo_no_obyazan_2017.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  Бюджетное образовательное учреждение РМ

для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

                     «Ялгинский  детский дом-школа»

Воспитательное мероприятие

 «Имею право, но обязан»

                                                                          Воспитатель: Игонченкова Н.Н.

Цель: - воспитание правовой грамотности  воспитанников.

 - учить  детей определять, что такое «можно», а что такое «нельзя».

 - формировать коммуникативные умения  воспитанников.

Ведущий: Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить права и обязанности  воспитанников, те документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях. Каждый человек является членом общества, в котором он живет. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.

I.  Круглый стол:     На доске вывешены таблички с определениями:

Права  Обязанности  Долг  Ответственность    Свобода

Дети должны дать свою версию этих определений, а 1 балл получит тот, который даст более точный ответ.

Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.

Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.

Долг – поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).

- Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека? –

 Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, Устав школы.

- Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня - Международный день детей – жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

12 декабря – День Конституции Российской Федерации

- Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности. 1 балл зарабатывает тот, кто больше знает права или обязанности (по мере того, какие права и обязанности называют дети, на доске вывешиваются карточки).

Права.

  • право на бесплатное образование
  • право на получение дополнительного образования
  • право на охрану жизни и здоровья
  • право свободы выражения своих убеждений
  • право посещать мероприятия
  • право на защиту
  • право на отдых
  • право пользоваться библиотекой
  • право избирать и быть избранным
  • право на обучение по индивидуальным программам
  • право на выбор образовательного учреждения
  • право вступать в общественные организации
  • право на уважение собственного достоинства.

 Обязанности.

  • добросовестно учиться
  • беречь  имущество
  • уважать  ВОСПИТАННИКОВ и работников.
  • выполнять устав детского дома- школы
  • выполнять правила внутреннего распорядка.

Права и обязанности гражданина

Перечень с надписями прав ребенка: 

  • Право на жизнь.
  • Право на имя при рождении.
  • Право на медицинскую помощь.
  • Право на образование.
  • Право на отдых и досуг.
  • Право на индивидуальность.
  • Право свободно выражать свои взгляды.
  • Право на специальную охрану и защиту.
  • Право на заботу и воспитание родителями.
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
  • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Обязанности

  • Защищать свое Отечество
  • Соблюдать законы
  • Охранять природу
  • Платить налоги

Дополнительные баллы дети получают, если раскрывают значение  прав и обязанностей).

Задание: Запишите на листочках,  в каких   документах записаны права и обязанности  воспитанника.. (Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о правах ребенка).

-     Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей     (по Конституции РФ ст.38 и семейному кодексу ст.63 ответственность несут родители).

-  Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода? (карточка №1).

Что, по-твоему, обозначает слово свобода? Выбери варианты, которые ты считаешь верными:                        

  СВОБОДА – это:

  • возможность делать все, что хочешь
  • независимость от кого-то
  •  отсутствие стеснения, ограничений
  • возможность выбора
  • право делать все, что не вредит другим

Итак, свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый запрет защищает чьи-то права.

- Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:

 1. запрет курить в общественных местах

 2. запрет пропускать занятия без уважительных причин.

 3. запрет кататься по перилам

 4. запрет играть на проезжей части дороги.

- Скажите,  какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего класса?

  Сценка из школьной жизни

Раздаются слова на листочках. Ребята разыгрывают сценку импровизированно

Командир:

- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася:

 - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня:

-Вика, Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика: 

- Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна: Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня:

-Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Первоклассник (обращаясь к «учителю»):

- Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Воспитатель:

-Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Первоклассник:

 - Он подставил мне подножку.

Серёжа:

- А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

Конкурс. Ситуации.

Ситуация 1.

Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.

Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

Ответ. Да. Несовершеннолетний, с 16 лет, может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договор или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст. 63 ТК.

Ситуация 2.

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН.

Ситуация 3.

Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.

Вопрос: Будут ли ребята наказаны?

Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).

 

Конкурс. Викторина “Права литературных героев”.

Права литературных героев 

  1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”). 
  2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”). 
  3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?(“Золотой ключик, или Приключения Буратино”). 
  4. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”). 
  5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”). 
  6. В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотенью”). 

Конкурс «Разомнись-ка!»

Назовите права, которые нарушались в сказках: (сказка вытягивается по жребию). 5 баллов максимум, время 3 минуты.

- “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).

- “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)

- “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу, право на гражданство)

Конкурс «Угадай-ка!»

Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст письменных правильных ответов, та и победила).

- В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

- Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

- Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).

- Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).

- Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).

- Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)

- Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

- Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)

- Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)

- Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

- Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).

Конкурс. “Песня о правах”.

Звучат песни. Игроки должны сказать, о каких правах идет в них речь.

  1. “В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие). 
  2. “Дуэт Черного Кота и Злого Пирата” (дружить с тем, с кем хочет). 
  3. “Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных собраний) 
  4. “Может знает лес” (право на жизнь. Расторгуев, Княжинская).
  5. “ На крутом бережку” (право на отдых).
  6. “Наташка-первоклашка” (право на образование). 
  7. “Я служу России” (обязанность встать на воинский учет. Хворостян). 

Подведение итогов .

После всего того, о чем мы говорили, я хочу, чтобы вы ответили мне на вопрос:

  • как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись,  и права других людей не нарушались.

(по мере ответов детей на доску вывешиваются высказывания)

  • чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;
  • заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;
  • уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав"

Цели: Познакомить детей с представлением о правах и обязанностях, научить применять их в жизни. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.Представляю сцен...

Воспитательно-коррекционное занятие " Права и обязанности пассажиров"

Цели:1)     дидактическая: формирование представлений об основных правах и обязанностях пассажиров общественного транспорта; ознакомление с элементарными правилами поведения в сало...

Сценарий воспитательного мероприятия "В мире прав и обязанностей".

Вашему вниманию предлагаю сценарий для воспитательного мероприятия, посвящённого Всемирному Дню прав ребенка.Данная разработка поможет в подготовке к мероприятию социальным педагогам, воспитателям....

Воспитательный час: «Мои права и обязанности» 14.10.2021 год

Цели и задачи:-дать первоначальные правовые знания;-познакомить с правами ребенка;-формировать представления о правах и обязанностях ребёнка, школьника;-воспитывать чувство гражданского долга и ответс...

Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»

Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по воспитательной работе «Мои права и обязанности» 7 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по воспитательной работе «Мои права и обязанности» 7 класс  Создана в соответствии с требованиями ФГОС и содержит следующие разделы:1) Пояснительная запис...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по воспитательной работе «Мои права и обязанности» 8 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по воспитательной работе «Мои права и обязанности» 8 класс  Создана в соответствии с требованиями ФГОС и содержит следующие разделы:1) Пояснительная запис...