Рабочая программа по праву 10 кл (базовый уровень) ФГОС СОО 2017-18 уч/г
рабочая программа по праву (10 класс) на тему

Ромахова Алла Геннадьевна

Рабочая программа по курсу "Право. Основы правовой культуры" для 10 класса согласно ФГОС СОО к учебнику Е.А. Певцовой (базовый уровень), 2017 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_pravu_10klbaza.docx57.66 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРАВУ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

10 КЛАСС (35 часов)

1 час в неделю

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования имеется обязательная предметная область «Общественные науки», включающая предмет «Право», изучение которого может проходить как на базовом, так и на углублённом уровне.

Целеполагание курса определило его название — «Право. Основы правовой культуры», формирование правовой культуры и правового сознания обучающихся, стоящих перед выбором своего дальнейшего образования и профессии.

Правовая культура имеет множественность определений, вооружая людей знаниями и умениями освоения правовой действительности. Современному школьнику необходим правовой опыт поведения в различных ситуациях, целенаправленно приобретаемый под влиянием системной правовоспитательной работы. Данная программа ориентирована на реализацию современной системы правового обучения и воспитания подростков, в рамках которой возможно решение целого комплекса общественных проблем.

Изучение курса направлено на достижение следующих целей:

—        формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

—        воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

—        освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

—        овладение умениями, необходимыми для применения приобретённых знаний для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;

—        формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

Ведущей задачей курса является формирование правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение быстро находить правильное решение возникающих проблем, ориентироваться в правовом пространстве. Правовая компетенция, формируемая в процессе правовой подготовки обучающихся, представляет собой комплексную характеристику, интегрирующую не только знания, ценностные установки, навыки правового поведения учащихся, но и приобретение опыта деятельности, необходимого каждому в повседневной жизни, в процессе социальной практики, в рамках выполнения различных социальных ролей.

Общеизвестно, что правовое обучение и воспитание относятся к одним из древнейших видов культурной деятельности человека.

Именно с их помощью люди передавали своим потомкам выработанные правила разрешения конфликтов и противоречий, которые позволяли обеспечивать стабильность и организованность в обществе.

Курс «Право. Основы правовой культуры» оптимально сочетает юридическое содержание и педагогические технологии при работе с обучающимися. Важное внимание уделено формированию умений и навыков правомерного поведения, являющегося основой правосообразного образа жизни, основанного на самостоятельности, правовой активности личности. Содержание курса ориентирует на уважение права, осознание его ценности во взаимоотношениях людей, выработку навыков правомерной защиты своих прав и интересов.

Особенностями курса являются:

—        практико-ориентированный подход в изложении содержания;

—        преемственность и последовательность в изучении правовых вопросов, обеспечивающие целенаправленность и непрерывность правового информирования (при этом теоретико-правовые вопросы рассматриваются в качестве важной основы для познания отраслевого законодательства и выработки умений находить правовую информацию);

—        опора на социальный опыт обучающихся, участвующих в различных правоотношениях;

—        формирование активной гражданской позиции личности, в том числе посредством участия в проектной деятельности;

—        формирование уважения к правам человека и нормам международного права;

—        обеспечение необходимого уровня юридической грамотности школьника для защиты своих прав;

—        решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения несовершеннолетних в дальнейшем.

 Курс направлен на повышение правовой грамотности обучающихся, формирование высокого уровня их правовой воспитанности, чувства ответственности и социальной активности.

В рамках курса не предполагается осуществлять профессиональную подготовку юристов, хотя материал ориентирован на знакомство с ведущими юридическими профессиями с целью профессиональной ориентации подростков, успешного выбора дальнейшей образовательной траектории. Изучив материал, представленный в содержании, отработав и закрепив соответствующие умения и навыки, старшеклассник на достойном уровне сможет решить жизненный правовой конфликт или предотвратить его, защитить свои права и законные интересы близких, не допустить произвола власти, конструктивно и успешно действовать в правовом пространстве в условиях рыночных отношений.

Курс носит системный характер и предполагает постепенное усложнение и расширение правовой подготовки на каждом этапе взросления подростка. В 10 классе обучающиеся изучают вопросы теории права и государства, конституционного права. В 11 классе они приобретают правовую компетентность в различных отраслях права (гражданском, уголовном, административном, семейном, трудовом и др.).

Освоение вариантов правомерного поведения осуществляется с использованием активных форм обучения, стимулирующих познавательную деятельность школьника, который выступает в роли самостоятельного субъекта образовательного процесса. В рамках курса предполагается использование различных видов индивидуальной, парной, групповой работы. Проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр, работа с источниками, участие в творческих проектах, мозговые штурмы и прочее позволят обеспечить серьёзную мотивацию на дальнейшее обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес школьника к праву. Особую значимость имеет системная работа с правовой информацией. Изучение курса предполагает использование ресурса сети Интернет, публикаций в средствах массовой информации, обучение в сотрудничестве, метод анализа конкретных ситуаций, метод проектов, «портфолио ученика», разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, а также возможности рефлексии, которые используются во всех перечисленных технологиях. Организационные модули курса представлены адаптивными вариантами организации учебно-воспитательного процесса, механизмами оптимального осуществления функций планирования, мотивации учащихся, организации процесса их правовой подготовки и контроля знаний и умений. Особое внимание уделено средствам организации внеклассной и внеурочной работы, в том числе проведению олимпиад и конкурсов, написанию эссе. Методика работы направлена на развитие навыков критического анализа различных текстов, ведения дискуссий по важным общественным проблемам. Курс «Право. Основы правовой культуры» ориентирован на формирование у школьников собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества, необходимых для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации своей гражданской позиции.                              Обучение в рамках курса формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков. Обучающиеся знакомятся со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта. Это обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; а также вы- работать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Обучающиеся приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; проведения исследований по правовым темам в учебных целях; ведения дискуссии; составления отдельных видов юридических документов; умения анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации. Курс формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.

 В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, приобретение навыков правового поведения, что необходимо для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребите ля, работника).

В этой связи содержание курса ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных институтов; различать виды судопроизводства; уяснить полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры, а также порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса

«Право. Основы правовой культуры»

Личностные результаты

•        Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

•        формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

•        готовность к служению Отечеству, его защите;

•        сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития правовой науки и практики, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

•        сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

•        толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

•        навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

•        нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

•        готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

•        осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

•        сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;

•        ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты

•        Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

•        умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать   позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

•        владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

•        готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

•        умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

•        умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

•        умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей;

•        владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

•        владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, нвых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты

На базовом уровне

•        Сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;

•        владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;

•        владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;

 

•        сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;

•        сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;

•        сформированность основ правового мышления;

•        сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;

•        понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;

•        сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;

•        сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.

Место курса «Право. Основы правовой культуры» в учебном плане

Программа правового обучения школьников по курсу «Право. Основы правовой культуры» на базовом уровне рассчитана на 70 учебных часов: по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«ПРАВО. ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ  КУЛЬТУРЫ»

10        КЛАСС (35 ч)

Тема 1. РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА (4 ч)

Значение правовых знаний и умений для человека. Система юридических наук. Информация и право. Право и основные теории его понимания. Нормы права. Система регулирования общественных отношений. Механизм правового регулирования.

Понятия. Юриспруденция. Правовая информация. Официальная правовая информация. Информация индивидуально- правового характера. Неофициальная правовая информация. Правопонимание. Естественное право. Позитивное право. Основная норма. Право. Социальные нормы. Обычаи. Религиозные нормы. Групповые нормы. Корпоративные нормы. Санкции.

Тема 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА КАК СИСТЕМЫ (6 ч)

Понятие и система права. Правовые нормы и их характеристики. Классификация норм права, структура правовой нормы. Институты права. Отрасли права. Методы правового регулирования.

Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс.

Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов.

Понятия. Система права. Норма права. Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Институт права. Субинститут. Отрасль права. Предмет правового регулирования. Частное право. Публичное

 право. Материальное право. Процессуальное право. Законодательная инициатива. Закон. Подзаконный акт. Локальный нормативный акт. Кодификация. Инкорпорация. Консолидация. Учёт.

Тема 3. ПРАВООТНОШЕНИЯ ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА (4 ч)

Юридические факты как основание правоотношений. Виды и структура правоотношений. Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

Понятия. Правоспособность. Дееспособность. Правосубъектность. Субъективное право. Юридическая обязанность. Правонарушение. Правопорядок. Необходимая оборона. Крайняя необходимость.

Промежуточный контроль (1 ч)

Тема 4. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО (12 ч)

Понятие государства. Сущность государства. Функции государства. Виды функций государства. Форма государства и её элементы. Монархия как форма правления. Республика как форма власти. Государственное устройство. Политический режим. Государственный механизм и его структура. Государственный орган и его признаки. Глава государства. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Принципы местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации — основной закон государства. Структура Конституции Российской Федерации. Основы конституционного строя России. Эволюция понятия

«гражданство». Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Личные права. Политические права и свободы. Социальные, экономические и культурные права. Обязанности граждан. Избирательные системы и их виды. Референдум. Выборы Президента Российской Федерации.

Понятия. Государство. Глава государства. Сущность государства. Политическая система общества. Глобальные проблемы. Функции государства. Задачи государства. Форма государства. Форма правления. Монархия. Республика. Парламентарная республика. Президентская республика. Форма государственного устройства. Федерация. Унитарное государство. Конфедерация. Политический режим. Механизм государства. Орган государства. Правовой иммунитет. Парламент. Правительство. Конституция. Гражданское общество. Гражданство. Гражданин. Иностранный гражданин. Лицо без гражданства. Двойное гражданство. Правовой статус. Права и свободы человека. Налог. Сбор. Альтернативная гражданская служба. Избирательная система. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Ценз. Референдум.

Тема 5. ПРАВОСУДИЕ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ (6 ч)

Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд Российской Федерации. Верховный суд Российской Федерации. Суды общей юрисдикции. Мировые судьи. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды. Правоохранительные органы Российской Федерации. Система органов внутренних дел. Прокуратура и её деятельность. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ: Федеральная служба охраны, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба.

Понятия. Правосудие. Подсудность. Судебная инстанция. Юрисдикция. Апелляция. Кассация. Исковое заявление. Истец. Ответчик. Доказательства. Полиция. Заявление о преступлении.  Контрразведывательная деятельность.

Промежуточный контроль (1 ч)

Резерв свободного учебного времени (1 ч)

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ  АКТЫ

1.        Конституция РФ от 12.12.1993 (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ,   от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. 03.03.2014. № 9. Ст. 851.

2.        Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002

№ 95-ФЗ (ред. от 28.06.2014) // СЗ РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3012.

3.        Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // СЗ РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3823.

4.        Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 28.06.2014) // СЗ РФ. 23.07.2008. № 23. Ст. 2381.

5.        Гражданский кодекс РФ (часть первая) от  30.11.1994

№ 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

6.        Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от   26.01.1996

№ 14-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.

7.        Гражданский кодекс РФ (часть третья) от   26.11.2001

№ 146-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ.    03.12.2001.

№ 49. Ст. 4552.

8.        Гражданский кодекс РФ (часть четвёртая) от 18.12.2006

№ 230-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // СЗ РФ.    25.12.2006.

№ 52 (Ч. 1). Ст. 5496.

9.        Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002

№ 138-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ.    18.11.2002.

№ 46. Ст. 4532.

10.        Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 06.12.2011. № 1 (Ч. 1). Ст. 14.

11.        Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 29.10.2001. № 44. Ст. 4147.

12.        Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // СЗ РФ. 07.01.2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 1.

13.        Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 11.12.2006. № 50. Ст. 5278.

14.        Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 04.11.2014) // СЗ РФ. 01.01.1996. № 1. Ст. 16.

 

15.        Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.11.2014) // СЗ РФ. 07.01.2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 3.

16.        Уголовно-исполнительный   кодекс   РФ   от 08.01.1997

№ 1-ФЗ (ред. от 23.06.2014) // СЗ РФ. 13.01.1997. № 2. Ст. 198.

17.        Уголовно-процессуальный   кодекс   РФ   от 18.12.2001

№ 174-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // СЗ РФ. 24.12.2001. № 52 (Ч. 1). Ст. 4921.

18.        Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.

19.        Федеральный конституционный закон от  28.06.2004

№ 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) «О референдуме» // СЗ РФ. 05.07.2004. № 27. Ст. 2710.

20.        Федеральный        конституционный        закон        от        05.02.2014

№ 3-ФКЗ (ред. от 04.11.2014) «О Верховном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. СЗ РФ. 10.02.2014. № 6. Ст. 550.

21.        Федеральный конституционный закон от  05.02.2014

№ 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»» // СЗ РФ. 10.02.2014. № 6. Ст. 551.

22.        Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 24.02.2014. № 8. Ст. 740.

23.        Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 13.01.2003. № 2. Ст. 171.

24.        Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 03.06.2002. № 22. Ст. 2031.

25.        Федеральный закон от 21.12.1996. № 159-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 23.12.1996. № 52. Ст. 5880.

26.        Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 04.03.2013) «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 21.12.1998. № 51. Ст. 6270.

27.        Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О полиции» // СЗ РФ. 14.02.2011. № 7.  Ст. 900.

 

28.        Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О порядке опубликования и вступления   в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ. 20.06.1994. № 8. Ст. 801.

29.        Федеральный закон от 03.12.2012 № 229-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 10.12.2012. № 50 (Ч.4). Ст. 6952.

30.        Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 21.07.2014) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. № 39. 18.02.1992.

31.        Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 10.06.2002. № 23. Ст. 2102.

32.        Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об альтернативной гражданской службе» // СЗ РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3030.

33.        Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006

№ 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ.    31.07.2006.

№ 31 (Ч. 1). Ст. 3448.

34.        Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 28.06.1999. № 26. Ст. 3177.

35.        Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребёнка  в Российской Федерации» // СЗ РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3802.

36.        Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 14.01.2002. № 2. Ст. 133.

37.        Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 31.12.2012. № 53 (Ч. 1). Ст. 7598.

38.        Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008

№ 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // СЗ РФ. 05.01.2009. № 1. Ст. 1.

39.        Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008

№ 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 05.01.2009. № 1. Ст. 2.

40.        Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014

№ 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 10.02.2014. № 6. Ст. 548.

41.        Указ Президента РФ от 12.05.2008 № 724 (ред. от 10.09.2014) «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 19.05.2008.

№ 20. Ст. 2290.

42.        Указ Президента РФ от 14.01.2011 № 38 (ред. от 01.09.2014) «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (вместе с «Положением о Следственном комитете Российской Федерации») // СЗ РФ. 24.01.2011. № 4. Ст. 572.

43.        Указ Президента РФ от 09.02.2011 № 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов» // СЗ РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 939.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

10 класс

1.        Азаркин Н.М. История юридической мысли России. М., 1999.

2.        Алексеев С.С. Право: азбука, теория, философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999.

3.        Андреев А.Р. История государственной власти в России. М., 1999.

4.        Бабурин С.Н. Государствоведение. Научные труды. М., 2013.

5.        Бабурин С.Н. Мир империй: теория государства и мировой порядок. СПб., 2013.

6.        Бахрах Д.Н. Действие норм права во времени: теория, законодательство, судебная практика. М., 2012.

7.        Бахрах Д.Н. Очерки теории российского права. М., 2010.

8.        Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. М., 1993. № 7.

9.        Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. М., 2013.

10.        Гаджиев Г.А. Онтология права: критическое исследование юридического концепта действительности. М., 2013.

11.        Демченко Т.И. Древнерусское правовое сознание. М., 2013.

12.        Дискуссионные проблемы права // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2012. № 5.

13.        Еременко В.И. Суд по интеллектуальным правам — первый специализированный суд в российской судебной системе // Государство и право. 2012. № 9.

14.        Земцов Б.Н. История отечественного государства и права: учебное пособие. М., 2012.

15.        История политических и правовых учений: учебник / под ред. М.Н. Марченко. М., 2012.

16.        Источники российского права: вопросы теории и истории: учебное пособие / отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2011.

17.        Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. М., 2011.

18.        Клеандров М.И. Правовая сущность судейского сообщества в Российской Федерации // Государство и право. 2013. № 3.

 19.        Комова Н.Б. Идея монархической власти в России на рубеже XV–XVI веков  //  Юристъ-Правоведъ. 2012. № 1.

20.        Кобликов А.С. Избранное: юридическая этика. Военные суды России. М., 2011.

21.        Конституция Российской Федерации: доктрина и практика / под ред. В.Г. Зорькина. М., 2009.

22.        Коршунов Н.М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. М., 2011.

23.        Крусс В.И. Злоупотребление правом: учебное пособие. М., 2010.

24.        Лазарев В.В. Избранные труды: в 3 т. М., 2010.

25.        Лукьянова Е.Г. Глобализация и правовая система России (основные направления развития). М., 2006.

26.        Малько А.В. Категория «правовая жизнь»: проблемы становления // Государство и право. 2001. № 5.

27.        Малько А. В., Трофимов В. В. Правовая политика в современной России: проблемы доктринального понимания и формирования // Государство и право.  2013. № 2.

28.        Мальцев Г.В. Месть и возмездие в древнем праве. М., 2012.

29.        Мальцев Г.В. Социальные основания права. М., 2013.

30.        Марченко М.Н. Источники права. М., 2012.

31.        Нерсесянц В.С. Право и правовой закон: становление и развитие. М., 2009.

32.        Нерсесянц В.С. Современное право: теория и методология. М., 2012.

33.        Певцова Е.А. Активные и интерактивные методики формирования правовой компетентности детей и молодёжи: книга для педагогов. Ярославль; М., 2013.

34.        Певцова Е.А. Методические рецепты применения электронных образовательных ресурсов при изучении Конституции РФ на уроках права / Профессиональное развитие педагогических и управленческих кадров в Московском мегаполисе. М., 2014.

35.        Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже ХХ — ХХI веков. М., 2003.

36.        Певцова Е.А. Правовое просвещение в России: состояние и проблемы. Ярославль; М., 2013.

 37.        Певцова Е.А. Ребёнку о правах человека // Бюллетень. Как защитить свои права. 2011. № 1.

38.        Певцова Е.А. Теоретико-правовые основы преодоления правового нигилизма и формирования правовой культуры детей и молодёжи. М., 2013.

39.        Певцова Е.А. Современная теория правосознания молодёжи: теоретикоправовые  аспекты  //  Гражданин и право. 2007. № 3.

40.        Права человека и правовое социальное государство в России / отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2011.

41.        Поляков С.Б. Принцип взаимной ответственности государства и личности: понятие и пути реализации. М., 2011.

42.        Поляков С.Б. Юридическая ответственность государства. М., 2013.

43.        Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. М., 2013.

44.        Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. М., 2012.

45.        Советский государственный строй: реалии, проекты, идеи, споры (1945–1985) / под общ. ред. Ю.Л. Шульженко. М., 2012.

46.        Современное международное частное право в России и Евросоюзе. Кн. 1 / под ред. М.М. Богуславского, А.Г. Лисицына-Светланова, А. Трунка. М., 2013.

47.        Соколов Н.Я. Профессиональная культура юристов. М., 2013.

48.        Субочев В.В. Законные интересы: монография / под ред. А.В. Малько. М., 2012.

49.        Сырых В.М. История и методология юридической науки: учебник. М., 2012.

50.        Чаннов С.Е. Муниципальное право: конспект лекций. М., 2013.

51.        Чиркин В.Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование. М., 2013.

52.        Чиркин В.Е. Конституционное право: курс для преподавателей, аспирантов и магистрантов. М., 2013.

53.        Чиркин В.Е. Сравнительное государствоведение. М., 2013.

54.        Шишкарев С.Н. О содержании и дефинициях коррупционных правонарушений // Закон и право. 2010. № 4.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

ТЕМА УРОКА

Планируемые предметные результаты

Планируемые метапредметные результаты

Планируемые личностные результаты

Характеристика основных видов деятельности учащихся

1.

Глава 1. РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Значение правовых знаний и умений для человека.

-знание структурных элементов системы юридических наук

-усвоение понятий «юриспруденция», «правовая информация», «официальная правовая информация», «информация индивидуально- правового характера», «неофициальная правовая информация»

-представление о юридических специальностях

П-выделяют и формулируют цели; анализируют схему, формулируют ответы

К-участвуют в коллективном обсуждении проблем;

-обмениваются мнениями, понимают позицию партнера

Р-принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель;

-гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества;

-мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики.

Понимать значение правовых знаний и умений для человека; уважительно относиться к праву и иным социальным регуляторам поведения

и выбирать необходимую модель правомерного поведения в конкретной

ситуации; характеризовать систему юридических наук.

2.

Право и основные теории его понимания. Нормы права.

-знание понятий: правопонимание, естественное право, позитивное право, основная норма, право

-усвоение сути различных подходов к пониманию права

-представление о взаимосвязи естественного и позитивного права

-знание функций права

П-анализируют концепции правопонимания, результаты структурируют в таблицу

К- участвуют в обсуждении, высказывают собственную позицию

Р-составляют план действий, владеют навыками самоконтроля

-умение выделять правовой аспект поведения

-умение соотносить собственные поступки с принятыми правовыми нормами

Давать определения праву и характеризовать основные теории его понимания. Уметь

отстаивать собственную точку зрения о поведении личности.

3.

Система регулирования общественных отношений.

-Знание понятий: Основная норма. Право. Социальные нормы. Обычаи. Религиозные нормы. Групповые нормы. Корпоративные нормы. Санкции.

-представление о праве как целостной системе норм

-умение выявлять связи права с другими социальными нормами

П-умение определять назначение различных социальных норм и, прежде всего, права и морали, их специфику и взаимосвязь

-умение ориентироваться в различных нормативно-правовых актах

К-сотрудничество с другими в ходе решения учебных проблем

Р-ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно

-осознание ценностных ориентиров и установок, основанных на нормах права и морали

-Уметь

отстаивать собственную точку зрения о поведении личности.

-Уметь вычленять структуру нормы права, понимать механизм правового регулирования

4.

Повторение по теме

«Роль права в жизни человека и общества»

-умение применять полученные знания для решения учебных заданий

П-умение работать с информацией из неадаптированных источников

Р-составлять план действий

К-сотрудничать с другими людьми

-умение соотносить собственные поступки с принятыми правовыми нормами

Характеризовать значение знания права в обществе для всех категорий социума

5.

Глава2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА КАК СИСТЕМЫ

Понятие и система права.

-Знание понятий. Система права. Норма права. Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Институт права. Субинститут. Отрасль права. Предмет правового регулирования. Частное право. Публичное право. Материальное право.

-представление о праве как целостной системе норм

-знание структурных элементов системы права, умение объяснять связи между ними

П-объяснять взаимосвязь права и закона, различия;

Классифицировать отрасли права, характеризовать основные признаки нормы права и давать определение.

Р-Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

К- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности

-личностная оценка правовых норм, осознание ценностных ориентиров и установок, основанных на нормах права; мотивация к исполнению правовых норм

Уметь давать определение системе права и понимать взаимосвязь его

структурных компонентов; уметь анализировать правовые нормы с позиции их классификации; уметь различать институты права, отрасли

права

6 -7.

Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс.

-Знание понятий. Правотворчество. Законотворчество. Законодательная инициатива.

-знание стадий законотворческого процесса

П-знать на каких принципах основывается правотворческий процесс

-умение характеризовать стадии законотворческого процесса

Р-владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства

К-умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать   позиции других участников деятельности,

-понимание основных принципов жизни общества; осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества

Характеризовать правотворчество и законодательный процесс. Владеть знаниями особенностей законодательного процесса в России; владеть навыками социально-активного правомерного поведения.

8

Нормативный правовой акт.

-Владеть понятиями: Закон. Подзаконный акт. Локальный нормативный акт

-владение умениями выявлять иерархические связи нормативно-правовых актов

П-знать, в чём преимущества нормативного акта и чем определяется его юридическая сила

-давать характеристику иерархии нормативных правовых актов, положения Конституции РФ в этой системе

Р-Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

К- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности

-Формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,

Характеризовать иерархию законов РФ, положение Конституции РФ в иерархии нормативных актов.

Уметь «прочитать» с опорой на правовые знания нормативный правовой акт.

9.

Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц.

-Знание понятий: Кодификация. Инкорпорация. Консолидация. Учёт.

-знание сроков вступления в силу и основания прекращения юридической силы различных видов нормативных правовых актов; определять порядок действия законов на территории и в отношении определенных лиц

П- знание о пределах действия нормативных правовых актов

Р-владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований

К- сотрудничество с другими в ходе решения учебных заданий

Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития правовой науки и практики, а также различных форм общественного сознания

Понимать сущность действия норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Владеть информацией о систематизации нормативных правовых актов.

10.

 Повторение по теме «Теоретические

основы

права как

системы»

Умение применять полученные знания для решения учебных заданий

П- умение работать с информацией из неадаптированных источников

Р-составлять план действий

К-сотрудничать с другими людьми

Формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок.

Характеризовать структурные элементы права как системы, правила действия нормативных правовых актов, «читать» с опорой на правовые знания нормативный правовой акт.

11.

Глава3.ПРАВООТНОШЕНИЯ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Юридические факты как основание правоотношений.

-Владение понятиями «правоотношения», «юридические факты», «фактический состав»

-Способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности

-умение выполнять познавательные, проблемные задания на правовом материале

- Формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего сущность правоотношений

Определять, какие отношения в обществе относят правоотношениям.

12.

Виды и структура правоотношений.

-Владение понятиями: Правоспособность. Дееспособность. Правосубъектность. Субъективное право. Юридическая обязанность

- знание видов и структуры правоотношений.

-Определять структурные элементы правоотношений

-Готовность и способность к самостоятельной информационно познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

- Формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего сущность правоотношений

- Уметь определять структуру правоотношения, характеризовать его элементы. Уметь решать правовые задачи по определению объёма прав и обязанностей участников правоотношений. Уважительно относиться к правам и обязанностям участников правоотношений.

13.

Поведение людей в мире права.

-Знание базовых понятий: Правонарушение. Правопорядок

-владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать правовые последствия принимаемых решений

-Уметь определять виды правового поведения

-Готовность и способность к самостоятельной информационно познавательной деятельности

-Уметь выполнять познавательные задания на правовом материале

- Формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего сущность правоотношений и правонарушений, строящего своё поведение в соответствии с правовыми нормами

-Уважительно относиться к правам и обязанностям участников правоотношений. Владеть навыками правомерного поведения в обществе, иметь высокий уровень правовой информированности, уважительного отношения к праву и быть мотивированным на правомерное поведение в любых жизненных ситуациях

14.

Функции и принципы юридической ответственности.

-Владение базовыми понятиями: Необходимая оборона. Крайняя необходимость

-знать и объяснять классификацию функций и принципы юридической ответственности, обстоятельства, исключающие преступность деяния

-Определять виды функций и принципы юридической ответственности

-Готовность и способность к самостоятельной информационно познавательной деятельности

-Развитие толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения

- Понимать основные принципы юридической ответственности. Распознавать функции юридической ответственности, использовать принципы юридической ответственности в решении правовых вопросов. Знать обстоятельства, исключающие преступность деяния

15.

Повторение по теме «Правоотношения и правовая культура»

-Знать роль правосознания в правовой культуре общества. 

-Знать  из чего и как формируется правосознание людей.

-Умение работать с информацией из неадаптированных источников

-составлять план действий

-сотрудничать с другими людьми

-Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития правовой науки и практики, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире

 -Уметь решать правовые задачи по определению объёма прав и обязанностей участников правоотношений. Уважительно относиться к правам и обязанностям участников правоотношений.

- Владеть навыками правомерного поведения в обществе и быть мотивированным на правомерное поведение в любых жизненных ситуациях.

16-17.

Глава 4. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

Понятие, сущность и функции государства.

-Знать понятия: Государство. Глава государства. Сущность государства. Политическая система общества. Глобальные проблемы.

-знать структуру политической системы общества и роль государства в решении глобальных проблем

Научатся: анализировать причины и условия возникновения государства, виды политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории.

Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций

-Умеют решать практические задачи; составлять алгоритм своих действий: пользоваться дополнительной

информацией;

-дополняют и расширяют

имеющиеся знания и представления

о политической системе

-участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером    -определяют и формулируют цели своей деятельности

-Формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок

-Уметь характеризовать сущность государства, определять его функции. Уметь характеризовать форму государства и её элементы; различать монархию как форму правления и республику; определять государственное устройство и политический режим.  

18.

Форма государства и её элементы.

-Знание понятий: Функции государства. Задачи государства. Форма государства. Форма правления. Монархия. Республика. Парламентарная республика. Президентская республика. Форма государственного устройства. Федерация. Унитарное государство. Конфедерация. Политический режим.

Получат возможность научиться: осуществлять поиск дополнительной информации; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

-Дополняют и расширяют

имеющиеся знания и представления

о политической системе

-участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером    -определяют и формулируют цели своей деятельности

- Понимают значение знаний для человека и принимают его;

развивают способность к самооценке.

- Уметь характеризовать форму государства и её элементы; различать монархию как форму правления и республику; определять государственное устройство и политический режим.

19.

Государственный механизм и его структура

- Знание понятий: Механизм государства. Орган государства. Правовой иммунитет. Парламент. Правительство.

-знание принципов организации и деятельности механизма государства

-Определяют основания классификации органов государства

- дополняют и расширяют

имеющиеся знания и представления

о ветвях государственной власти

- планируют цели

и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга,

понимают позицию партнера

-удерживают цель деятельности до получения ее результата;

осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.

- Развивают способность к самооценке, оценивают собственную учебную деятельность

- Владеть информацией о главе государства, уметь характеризовать законодательную, исполнительную и судебную власть. Знать принципы местного самоуправления.

20-21.

Конституция Российской Федерации — Основной закон государства.

-Знание понятий: Гражданское общество. Конституция

-знание признаков и структуры современной Конституции РФ

- анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

-Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий                       -дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о Конституции

-оформляют диалогические высказывания, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера

-планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий

- Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу.

- Уметь использовать в повседневной жизни основные конституционные нормы; уважительно относиться к Основному закону государства.

22.

Гражданство. Порядок приобретения и прекращения российского гражданства.

-Знание понятий: Гражданство. Гражданин. Иностранный гражданин. Лицо без гражданства. Двойное гражданство

- знание, того что представляет собой институт «гражданства», кто такие граждане, каков их правовой статус.

-Объяснять основания приобретения гражданства, процедуру приёма в гражданство; владеть навыками решения проблемных познавательных заданий

-самоконтроль, ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и того, что неизвестно

- составлять план действий, вступать в диалог, сотрудничать.

-Формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства.

-Знать порядок приобретения и прекращения российского гражданства.

23-24.

Правовой статус человека в демократическом правовом государстве.

-Знание понятий: Правовой статус. Права и свободы человека. Налог. Сбор. Альтернативная гражданская служба

-знание классификации основных прав и свобод человека и гражданина

-уметь применять знания о различиях в объёме прав граждан и неграждан в конкретных ситуациях

П-определять сущность основных прав человека и гражданина, объяснять конституционные обязанности, возложенные на гражданина РФ

Р- планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей

К- оформляют диалогические высказывания, обмениваются мнениями.

Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.

-Характеризовать

правовой статус человека в демократическом правовом государстве; уметь защищать свои личные права, политические права и свободы, социальные, экономические и культурные права. Уметь исполнять обязанности граждан.

25-26.

Избирательные системы и их виды.

-Знание понятий: Избирательная система. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Ценз. Референдум.

-Знание: какие существуют сходства и различие мажоритарной и пропорциональных политических систем, типологии политических партий и их сущность.

-ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

 П-привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи, самостоятельно выделяют и формулируют цели; дополняют

имеющиеся знания и представления

о демократических выборах.

Р-                планируют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; принимают и сохраняют учебную задачу;                  

К- адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.

Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.

Знать правила участия в референдуме, выборах Президента РФ

27.

Повторение по теме «Государство и право»

Сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;

П- сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации

Р- самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий

К-    принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; планируют цели и способы взаимодействия                

Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

-Характеризовать: сущность государства, определять его функции, форму государства и её элементы.

-Уметь использовать в повседневной жизни основные конституционные нормы; уважительно относиться к Основному закону государства.

- Уметь защищать свои права и исполнять обязанности граждан.

28-29-30.

Глава 5. ПРАВОСУДИЕ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ

ОРГАНЫ.

Защита прав человека в государстве.

-Знание понятий: Правосудие. Подсудность. Судебная инстанция. Юрисдикция. Апелляция. Кассация. Исковое заявление. Ис- тец. Ответчик. Доказательства.

-сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами.

П-сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству РФ;

Р-планируют промежуточные цели с учетом конечного результата; оценивают качество и уровень усвоенного материала.

К- обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное сотрудничество.                

-Формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.

-Уметь осуществлять защиту прав человека в государстве; обращаться

в Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, суды общей юрисдикции, к мировым судьям за защитой своих прав и законных интересов.

Знать порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции.

31-32.

Правоохранительные органы Российской Федерации.

-Знание понятий: Полиция. Заявление о преступлении.  Контрразведывательная деятельность.

-Знать особенности деятельности

правоохранительных органов РФ: Федеральной службы охраны, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных

приставов, Федеральной миграционной службы, Федеральной службы

РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы

П-сформированность общих представлений о правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами.

Р- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей;

К- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов.

-Уважительно относиться к системе правоохранительных органов РФ,

в том числе к системе органов внутренних дел, прокуратуре, к органам

Федеральной службы безопасности РФ.

-Характеризовать деятельность

правоохранительных органов РФ: Федеральной службы охраны, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных

приставов, Федеральной миграционной службы, Федеральной службы

РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы

34.

35.

Повторение по теме «Правосудие и правоохранительные

органы».

Повторение по курсу «Право. Основы правовой культуры»

-Сформированность основ правового мышления;

-Сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству РФ;

-Сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.

П- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

Р-владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

К-умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать   позиции

 других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

Формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.

Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное от- ношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «История» (базовый уровень) для 10 класса на 2012-2013 учебный год

Составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений «Всеобщая история. История России» 10 – 11 классы. Автор составитель: Алексашкина Л.Н....

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» базовый уровень основное образование 8 класс

Программа  может быть использована при работе по УМК Г.Е Рудзитиса, Ф.Г Фельдмана в 8 классе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Математика» (базовый уровень) Основное общее образование: 5 – 6 классы (ФГОС)

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом Примерной основной образовательной программы образовательного учр...

Рабочая программа по английскому языку (базовый уровень) 5 класс к УМК Spotlight 5 Virginia Evans,Jenny Dooley ( соответствует требованиям ФГОС)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа составлена1. в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”,2. требованиями федеральн...

Рабочая программа "Иностранный (английский) язык (базовый уровень) 10-11 ФГОС СОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Иностранный (английский) язык» для обучающихся 10-11 классов ФГОС СОО...

Рабочая программа по предмету: «Геометрия» базовый уровень, 8 класс (ФГОС), ЛС Атанасян

Рабочая программа по предмету: «Геометрия» базовый уровень, 8 класс (ФГОС), ЛС Атанасян. Содержит КТП....

Рабочая программа учебного предмета "Биология". Базовый уровень. По ФГОС 10-11 класс

Рабочая программа для учащихся 10 -11 классов, изучающих учебный предмет "Биология" на базовом уровне по ФГОС. Содержит календарно-тематическое планирование...