Элективный курс "Экономика и право" 9 класс
рабочая программа по праву (9 класс) на тему

Сергеева Тамара Владимировна

Программа элективного курса "Экономика и право"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9

456900,Челябинская область, Саткинский район, г.Бакал, ул.Андрея Костылева, дом 7

Тел.:8(35161)6-13-82,6-18-26

«Рассмотрено»                                                       «Согласовано»                                    «Утверждаю»

Руководитель МО                                                 Заместитель директора по УВР         Директор  МБОУ СОШ №9

_________/_Чебыкина Т.П./                                 МБОУ СОШ №9                                           /Хакимьянова И.В./

Протокол № _1__ от                                      __________ /Волкова Н.В./               Приказ № _____ от________

«_27___» __08_____ 2015 г.                            «___27_» 08_________2015  г.            «______» ___________2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

элективного курса

Сергеева Тамара Владимировна, высшей категории

«Экономика и право», 9 класс

2015- 2016 учебный год

Пояснительная записка

Программа курса «Право  и экономика» составлена для профильного уровня обучения учащихся 9 классов общеобразовательной школы на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта. Содержание курса отвечает двум  основным условиям. Во- первых, сохраняет преемственность с правовым и экономическим содержанием курса «Обществознания» в основной школе. Во- вторых, предусмотрена практическая часть. Все содержательные линии курса нацелены на адекватное отражение основополагающих и социально значимых проблем правоведения с учётом необходимой адаптации для учащихся общеобразовательной школы.

Элективный курс составлен в соответствии с рекомендациями  Методического письма Министерства образования и науки Челябинской области от 16 июля 2015 года:«В зависимости от особенностей школы, интересов учащихся и запросов их родителей, готовности учителей или возможности привлечения специалистов учебный план общеобразовательной школы может включать элективные курсы, углубляющие, расширяющие или дополняющие знания, получаемые на профильных курсах),».

  • на основе ФУБП и ОУБП;
  • На основе стандарта    общего (полного )образования по обществознанию;
  • В соответствии с требованием к уровню подготовки выпускников.

Согласно базисному учебному плану школы на элективный курс отводиться 1 час в неделю. Таким  образом,  весь   курс рассчитан на  34часов.

Основными целями данного курса являются:

  • Создание благоприятных условий, способствующих формированию личности гражданина России
  • Формирование правовой компетентности учащихся
  • Развитие у учащихся гражданственности
  • Подготовка учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе
  • Углубленное изучение основ экономической деятельности

Для достижения этих целей требуется выполнение следующих задач:

  • Утверждение в сознании учащихся гражданских, патриотических, правовых и общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений
  • Показать значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению жизненных проблемных ситуаций
  • Рассмотреть правовые ситуации и модели правомерного поведения личности, опираясь на социальный опыт ребенка
  • Усвоение знаний об истории развития права, происхождении государства и права, по вопросам теории государства и права
  • Усвоение знаний о взаимосвязи экономической и политических сфер

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

  • Поиска информации по заданному юридическому вопросу
  • Выделять противоречия, лежащие в юридической области
  • Самостоятельной работы с юридическими документами
  • Выявления причин возникновения проблемы, оценки способов решения проблемы
  • Объяснения роли права в жизни общества и уметь применять эти знания в различных жизненных ситуациях
  • Давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни
  • Умение составлять договор
  • Правильно оформлять ИП
  • Права собственности

Перечисленные умения формируются на основе знаний о:

  • теориях происхождения государства и права,
  • становлении права в древнем мире, средневековье, новом времени,
  • развитии права в России,
  • признаках, функциях и формах государства,
  • понятии и структуре права,
  • источниках и нормах права,
  • правоотношениях, правосознании и правовой культуре,
  • правонарушении и юридической ответственности,
  • законности и правопорядке,
  • правовом государстве
  • роли права в жизни общества
  • социально – экономические права граждан

Методы преподавания определяются целями и задачами курса, направленного на формирование способностей учащихся и основных компетентностей в предмете.

  • Метод проблемного обучения основан на создании проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов
  • Интересным приемом использования проблемного метода можно назвать дидактические игры
  • Исследовательский метод обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска и является условием формирования интереса

Приемы организации деятельности:

  • Лекция
  • Научно-практическая конференция
  • Диспут
  • Дискуссия
  • Мини-сочинение
  • Семинар
  •  Практическая работа
  • Ролевая игра
  • Деловая игра
  • Дебаты
  • «Мозговой штурм»
  • Работа с источниками

Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы.

Система контроля подразумевает диагностику эффективности организации учебной деятельности, используя метод само- и взаимоконтроля учащимися знаний. Также используются следующие виды контроля:

  • Текущий (устный опрос, тесты, решение правовых задач);
  • Итоговый (написание эссе, подготовка презентации).

Отбор содержания данного курса обусловлен практикой преподавания предмета «Основы права» в 9-х классах, элективных курсов в 9 – 11 классах, анкетирования и анализа анкет учащихся.

Содержание программы.

1. Пояснительную записку.

А) Цели курса

Б) Задачи курса

В) Требования к умениям и навыкам

Д) Виды и приемы организации деятельности

2. Учебно-тематический план.

3. Содержание программы.

4. Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.

5. Литература для учителя.

6. Литература для учащихся.



Календарно – тематическое планирование

Тема

Количество часов

Число

Вид деятельности

Роль права в жизни общества.

2

7.09

Эвристическая беседа

Рыночная экономика как объект воздействия права.

2

14.09

Работа в группах

Государственно – правовой контроль за экономикой.

2

21.09

Фронтальная работа

Социально – экономические права граждан.

2

28.09

Работа в группах

Понятие предпринимательства.  Формы предпринимательства.

2

5.10

Практическое занятие

Индивидуальное предпринимательство.

2

12.10

соревнование

Юридические лица, понятие и виды.

2

19.10

Деловая игра

Виды коммерческих организаций.

2

26.10

практикум

Законодательство, регулирующее отношение собственности.

2

2.11

Разбор учебно – правовых ситуаций

Понятие  право  собственности.

2

16.11

игра

Субъекты права собственности.

2

23.11

анализ

Право собственности граждан и юридических лиц.

2

30.11

мозаика

Право  государственной и муниципальной собственности.

2

7.12

Письменная работа

Право  собственности на движимое и недвижимое имущество.

2

14.12

Письменная работа

Способы приобретения и прекращения собственности.

2

21.12

Ролевая игра

Понятие и виды договора.

2

13.01

Создание презентаций

Итоговое занятие.

2

20.01

 


Содержание программы.

Тема 1. Роль права в жизни общества.   Понятие права. Значение права в различных сферах жизни.

Тема 2.Рыночная экономика как объект воздействия права. Типы экономических систем. Причины возникновения экономических систем.

Тема 3.Государственно – правовой контроль за экономикой. Понятие государственно – правовой контроль за экономикой. Виды государственно – правового  контроля за экономикой.

Тема 4.Социально – экономические права граждан. Понятие  и виды социально – экономические права граждан.

Тема 5. Понятие предпринимательства.  Формы предпринимательства. Понятие предпринимательства.  Виды предпринимательства по сферам экономики.

Тема 6. Индивидуальное предпринимательство. Возраст, необходимый для занятия предпринимательством. Правовой статус  индивидуального предпринимателя. Экономическая роль малого бизнеса.

Тема 7.Юридические лица, понятие и виды. Понятие и признаки юридического лица.

Тема 8. Виды коммерческих организаций. Хозяйственные товарищества, кооперативы, корпорации, АО, ЗАО.

Тема 9. Законодательство, регулирующее отношение собственности.  Конституция, КЗоТ, Гражданский кодекс.

Тема 10.Понятие  право  собственности. Понятие  право  собственности.

Тема 11.Субъекты права собственности. Государство, юридические лица, физические лица.

Тема 12. Право собственности граждан и юридических лиц. Общие положения о субъектах права собственности.

Тема 13.Право  государственной и муниципальной собственности. Общие положения  о праве государственной и муниципальной собственности.

Тема 14.Право  собственности на движимое и недвижимое имущество.  Понятие право  собственности на движимое и недвижимое имущество.

Тема 15. Способы приобретения и прекращения собственности. Первоначальные и производные способы приобретения права собственности.

Тема 16.Понятие и виды договора. Понятие договора. Договор купли – продажи, мены, ренты. Аренды.

Тема 17. Итоговое занятие.

Литература для учащихся.

  1. Основы права. 10-11класс. Никитин А.Ф. Дрофа. 2010г.
  2. Электронное  учебное пособие «Экономика и право». 9-11 класс. Дрофа. 2004г.
  3. Электронное учебное пособие Обществознание. Практикум. 8-11 класс. ООО «Марис». 2004г.
  4. Никитин А.Ф. Право и политика. Учебное пособие для 9 классов. 2004г.

Литература для учителя.

  1. Основы правовых знаний. 8 – 11 классы. Интерактивные методы преподавания права: конспекты уроков/ авт.- сост. Е.А. Мавлютова. – Волгоград: Учитель, 2009.- 190 с.

  1. Гражданский кодекс РФ. Москва.2006г.
  2. Гражданско-процессуальный кодекс РФ. Москва. 2006г.
  3. Кодекс об административных правонарушениях. Москва. 2007г.
  4. Семейный кодекс РФ. Москва. 2005г.
  5. Уголовный кодекс РФ. Москва. 2005г.
  6. Трудовой кодекс РФ. Москва. 2007г.
  7. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Москва. 2007г.
  8. Избирательное право в РФ. Москва. 2007г.
  9. Конституция РФ. Москва. 2007г.

11. Электронное  учебное пособие «Экономика и право». 9-11 класс. Дрофа. 2004г.

12. Электронное учебное пособие Обществознание. Практикум. 8-11 класс. ООО «Марис». 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса для 6 класса основы естествознания

по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....

Лигвистическая характеристика публицистического стиля (элективный курс 10-11 класс)

Методическая разработка. Предназначена для углубленного изучения публицистического стиля. в частности, в ней отражены: сфера использования, языковые приметы. Что касается последнего, язык стиля изучае...

Элективный курс в 9 классе "Роль дизайна в интерьере"

Элективный курс в 9 классе "Роль дизайна в интерьере"...

Элективный курс для 11 класса

Программа рассчитана на 34 часа. Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 11 класса к итоговой аттестации математике за курс полной средней школы и предусматривает их подготов...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...