«Право на жизнь – основное из прав человека»
план-конспект урока по праву (9 класс) на тему

Олия Фаризулловна Шафикова

 

«Сохранение жизни и здоровья человека в современной глобальной ситуации – одна из острейших задач, стоящих перед мировой цивилизацией».

(Когай Е. А. Экология и здоровье человека)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шафикова Олия Фаризулловна,

 учитель истории, обществознания

высшей категории, Ветеран труда

МОБУ СОШ с. Тарказы

Ермекеевского района Республики Башкортостан

Интегрированный урок обществознания и истории  /9-11класс/

Тема: «Право на жизнь – основное из прав человека»

Цели урока: – ознакомить особенностями понятия «право», определить значение права на жизнь в истории и в современности;

– воспитывать осознанность ценности человеческой жизни, воспитать чувство толерантности и уважения к другим;

 – развивать умение работать с разными видами исторических источников и нормативно-правовыми актами; формировать и развивать навык ведения дискуссии.

Тип урока: проблемно-развивающий.

Раздаточный материал (Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, Всеобщая декларация прав человека);

Конверты с карточками для голосования: красными, синими и зелёными;

Сообщения учащихся: «Право  в современной России».

Рисунки учащихся на тему «Что такое жизнь?»;

Таблички: «Право на жизнь!», «Право на жизнь?» «Право на жизнь…» Эпиграфы к уроку; Определение понятия «жизнь»;

Фрагменты из эссе учащихся: «Что такое жизнь?»; «В каком государстве я хотел(а) бы жить?».

Результаты социологического опроса «Соблюдается ли право на жизнь в нашей стране?»;

План урока: 1.Право на жизнь! 2. Право на жизнь? 3. Право на жизнь…

Ход урока

«Сохранение жизни и здоровья человека в современной глобальной ситуации – одна из острейших задач, стоящих перед мировой цивилизацией».

(Когай Е. А. Экология и здоровье человека)

1. Право на жизнь!

На уроках истории и обществознания мы не раз говорили о существовании различных групп прав человека и гражданина. Прежде, чем объявить тему нашего урока, я хочу задать вопрос – Как вы думаете, какие права принадлежат к естественным правам человека, т. е. к таким правам, которые считаются неотчуждаемыми, священными, которые вытекают из самой природы человека?

Неотчуждаемыми права называются потому, что мы не можем никому их передать.

Предполагаемые ответы учащихся: Право на жизнь; Право на свободу слова и совести; Право на собственность; Право на свободу передвижения;

Вопрос: Какое право вы считаете самым важным и почему?

Ответ: Право на жизнь, т.к. с потерей жизни все остальные права утрачивают смысл.

Вы правы. Действительно право на жизнь -  важнейшее  из прав человека.

Сегодня на уроке мы должны определить значение права на жизнь в истории и современности, осознать ценность человеческой жизни, уметь работать с разными видами исторических источников.

Тема выбрана не случайно, ведь жизнь человека – самая главная ценность, заботиться о сохранении которой, должно не только государство, но и все окружающие человека люди, да и сам человек в первую очередь.

     Подчеркнём ещё раз: право на жизнь – есть естественное, неотъемлемое право каждого человека. Никто не может быть произвольно лишён жизни. Это право охраняется законом.

Обратите внимание! У вас на столах лежат пакеты с документами.  Организуется работа по группам. 

«Историки» - Конституция РФ (принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).  

«Социологи» - Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 10 декабря 1946 г.). 

 «Политики» - Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.).

Вопрос: Сделайте вывод о том, как в данных документах отражено право на жизнь.

Ответ: Все документы признают высшей ценностью право на жизнь. На государство возложена обязанность признать, соблюдать и защищать данное право.

2. Право на жизнь?  Но всегда ли так было? И чтобы ответить на этот вопрос нам надо обратиться к истории.

Вопрос: Какие права провозглашала Конституция 1936 г.?

Ответ: В Конституции провозглашались многие права, никогда ранее не звучавшие в документах: право на труд, право на отдых, право на получение образования, право на материальное обеспечение в старости и т.д. Эти принципы заслужено обрели необходимую историческую известность.

Но среди таких прав как свобода слова и печати, неприкосновенность личности, жилища, мы не находим права на жизнь.

Сенека говорил: «Чего нет в документах, того нет на свете». Мы можем предположить, что право на жизнь, которого нет в Конституции 1936, года не соблюдалось

Вопрос: Так ли это?   Ответ: Да. Не соблюдались и многие другие права, которые провозглашала Конституция 1936 года. Большинство из этих прав остались только на бумаге. Поэтому данный документ часто называют «бумажной» Конституцией.

Вопрос: Какой политический режим был установлен в СССР в 30-е годы XX века?          Ответ: Тоталитарный.

Вопрос: Назовите основные черты тоталитарного политического режима.

Ответ: Политическая система опирается на тщательно разработанную идеологию, которой пронизаны все сферы жизни общества; Существует единая массовая партия (однопартийная система); Уничтожение внутрипартийной оппозиции; Слияние партийного и государственного аппаратов; Культ вождя;

Существование массовых общественных организаций, которые способствуют установлению контроля над обществом; Сверхцентрализация управлением экономикой, господство государственной собственности;

Массовые репрессии и террор как основные средства политики, борьба с «врагами народа» и т.д. 

Мы видим, что репрессии были направлены против выходцев их разных социальных групп и категорий населения, а пик их приходится на 1937 год.

Я думаю, здесь уместно познакомить вас с отрывком из доклада Л. М. Кагановича в институте советского строительства и права: «У нас есть законы. Наши законы определяют функции и круг деятельности отдельных органов государственной власти. Но наши законы определяются революционной целесообразностью в каждый данный момент».

Вопрос: Как автор объясняет характер советских законов? Были ли они призваны защищать права человека?

Ответ: Законы в СССР определялись «революционной необходимостью». Их цель – не защитить права и свободы человека, а отстоять существующую в стране идеологию. Это позволяло государству лишать человека права на жизнь. Репрессии, оправданные законами, создавали атмосферу страха. Страх «скреплял» общество, давал возможность государству беспрепятственно управлять людьми в своих интересах.

Зачитывается отрывок из пьесы А. Афиногенова «Страх»: «80% … живут под вечным страхом окрика или потери социальной опоры, молочница боится конфискации коровы, крестьянин – насильственной коллективизации, советский работник – непрерывных чисток, партийный работник боится обвинения в уклоне, научный работник боится обвинения в идеализме, работник техники – обвинения во вредительстве. Мы живём в эпоху великого страха».

Учитель:  Анна Ахматова вспоминала: «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда, стоящая за мной женщина с голубыми губами, очнулась от свойственного всем оцепенения и спросила на ухо: «А это вы можете описать?». Я сказала: «Могу». Отрывок из стихотворения А. Ахматовой «Реквием»: Это было, когда улыбался

Только мёртвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

И когда, обезумев от муки,

Шли уже осуждённых полки,

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки.

Звёзды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь. 

Александр Розенбаум написал песню «Вальс 1937 года», которую посвятил жертвам репрессий 30-х годов в СССР. Звучит песня А. Розенбаума

Но наше государство было не единственной страной, которая «лишала» человека права на жизнь. 1 сентября 1939 года разгорелась Мировая война, в которой уничтожали просто потому, что у них другой цвет глаз или кожи, они другой национальности, имели другие убеждения. И автор этого уничтожения – фашизм.  «Сначала они пришли за евреями. Я молчал – я не был евреем. Затем они пришли за коммунистами. Я молчал – я не был коммунистом. Затем они пришли за профсоюзными работниками. Я молчал – я не был профсоюзным работником. Затем они пришли за мной. Не осталось никого, кто мог бы помочь мне» (пастор Мартин Нимёллер, узник нацистских концлагерей).

Немецкие солдаты получали памятки, которые «освобождали» их от общечеловеческой морали: «Помни и исполняй: у тебя нет нервов, сердца, жалости – ты сделан из немецкого железа… Уничтожь русского, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик… Мы поставим на колени весь мир… Германец – абсолютный хозяин мира. Ты будешь решать судьбу Англии, России, Америки… Уничтожай всё живое, сопротивляющееся на твоём пути. Ни одна мировая сила не уступит перед германским напором. Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир».

Об этом же пишет Рауль Хильберг «Вы не имеете права жить среди нас как евреи. Вы не имеете права жить среди нас. Вы не имеете права жить».

В 1945-1946 гг. – состоялся Нюрнбергский процесс над главными нацистскими преступниками, которым было предъявлено обвинение в преступлениях против мира, организации принудительного труда населения оккупированных территорий, в преступлениях против человечности (массовые убийства и депортации, принудительные переселения гражданского населения и т.д.).

Из заключительной речи обвинителя от США Роберта Джексона в Международном трибунале в Нюрнберге 26 июля 1946 г. 

«..Никогда в течение полустолетия не происходило такого количества кровавых убийств и в таком масштабе, не совершалось таких жестокостей и бесчеловечных поступков, не производилось такого массового угона людей в рабство, такого уничтожения национальных меньшинств … Эти деяния войдут в историю как неопровержимые факты, по которым будущие поколения будут судить о нашем десятилетии. Если мы не сумеем уничтожить причины и предотвратить повторение подобного варварства, можно будет с основанием сказать, что XX столетие приведёт к гибели цивилизации».

Закончилась Вторая мировая война. Закончилось время тоталитарных режимов. Как показала история, тоталитарные режимы долго не держатся. Немецкий фашизм – нацизм просуществовал как политический режим 12 лет. Итальянский – на 10 лет больше. Тоталитаризм в СССР перерос в авторитаризм

3. Право на жизнь … В 1945 году была организована ООН, одной из задач, которые ставились перед этой организацией, является именно защита прав человека на жизнь. Человечество осознало необходимость защиты этого права.

Мы работали сегодня с документами, в которых зафиксировано право человека на жизнь, как неотъемлемое право. Но соблюдается ли право на жизнь в наши дни?     Учащимся было дано задание провести социологический опрос «Соблюдается ли право на жизнь в нашей стране сейчас?»

Выступление учащегося, который знакомит с результатами социологического опроса.  Было опрошено – 51 человек.

Право на жизнь в нашей стране не соблюдается – 17 человек.

Право на жизнь соблюдается – 23 человека.

Право на жизнь в нашей стране соблюдается не всегда – 11 человек.

Э. Берк говорил: «Скажи мне, какие настроения преобладают в умах молодых людей, и я скажу тебе о характере следующего поколения».

Казалось бы, человечество, пережив страшную войну, должно было осознать всю ценность человеческой жизни, осудить любые проявления экстремизма и фашизма. Но даже в нашей стране, потерявшей в Великой Отечественной войне 27 млн. человек, есть сторонники идеологии нацизма. По данным статистики в 2015 г. среди молодёжи количество людей, разделяющих принципы национализма, насчитывается 1,5 – 2% и эти показатели растут. Что такое фашизм сегодня?

Сообщение учащихся «Экстремистские организации в современной России».

Следует отметить, что альтернатива фашизму есть. В последние годы в нашей стране были созданы организации и движения, призванные бороться с фашизмом и за соблюдение права на жизнь.

Сообщение учащегося «Правозащитные организации в современной России».

Таким образом, мы видим, что только само общество, осознав угрозу фашизма и ценность человеческой жизни, в состоянии защитить свои права. Такое самоорганизующееся, обладающее высокой правовой культурой общество называется гражданским обществом. Это общество возможно только в правовом государстве, т.е. государстве, которое признаёт ценностью права и свободы человека. Большинство государств мира, в том числе и Россия, в своих Конституциях закрепили право на жизнь и другие права. Правовое государство – это идеал, к которому должны стремиться все народы и государства.

Я просила вас написать эссе на тему: «В каком государстве я хотел (а) бы жить?». Вот некоторые выдержки

Вам было предложено дать своё определение понятию «жизнь». Вот некоторые определения (учитель зачитывает некоторые определения понятия «жизнь», которые дали сами ребята).

Вот какое определение понятия «жизнь» дала Рива Гольцман, школьница из Днепропетровска. Она была ранена во время расстрела 25 октября 1941 года и спрятана учительницей Екатериной Григорьевной: ««Жизнь – это наше бескрайнее небо и яркое солнце, это вечно цветущая земля… Убивать людей – это значит погасить солнце. Жизнь дана человеку природой, и люди не имеют права её отбирать, потому что это против природы, разума человека…».

Посмотрите, как созвучны её слова с вашими мыслями.

Это внушает надежду, что в нашей стране живут люди, которые понимают важность соблюдения права на жизнь. Но, всё-таки, одного осознания ценности человеческой жизни недостаточно, важно реальное участие в конкретных делах, направленных на реализацию этого права в нашей стране.

На память о нашем разговоре мы хотим подарить вам символ жизни со словами Ривы Гольцман. На дом вы получаете задание – напишите эссе на тему «Что должны сделать граждане России для того, чтобы право на жизнь стало реальностью?».

Нам очень интересно ваше мнение по вопросу – «Соблюдается ли право на жизнь в нашей стране?».

У вас на столах лежат конверты с карточками для голосования. Если вы считаете, что право на жизнь соблюдается, то поднимите карточку зелёного цвета, если нет – красного, если считаете, что право на жизнь соблюдается не всегда – синего цвета (проходит голосование).

В результате голосования выявляются группы учащихся:

Право на жизнь соблюдается

Право на жизнь в нашей стране не соблюдается

Право на жизнь соблюдается не всегда.

Между группами учитель организует дебаты, в ходе которых ученики обмениваются мнениями и аргументами, приводят примеры в защиту своей точки зрения.

Безусловно, мы не можем дать однозначный ответ на вопрос - Соблюдается ли право на жизнь в нашей стране сейчас? Это вопрос очень сложный. Но мы можем внести свой достойный  вклад за развитие права на жизнь – своим желанием ЖИТЬ, УЧИТЬСЯ и ТРУДИТЬСЯ во благо ЖИЗНИ на ЗЕМЛЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль права в жизни человека, общества,государства.

Обобщение и систематизация материала по теме право. Умение работать детей с материалом по праву. Проверка усвоение важного материала....

Права человека. Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.

Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...

Урок по теме "Роль права в жизни человека, общества и государства"

Урок спланирован согласно программе по обществознанию Министерства образования РФ. Разработка первого урока «Роль права в жизни человека, общества, государства» по главе V «Гражданин. Государство. Пра...

КЛАССНЫЙ ЧАС "ПРАВИЛА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА:НУЖНЫ ЛИ ОНИ?"

Сформировать у обучающихся потребность соблюдать нормы поведения....

Роль права в жизни человека

формирование представлений учащихся о естественности  процесса возникновения права, порожденного общественной жизнью, практическими потребностями людей, необходимостью четкой организации их взаим...

Классный час в 6классе на тему: «Нужны ли правила в жизни человека?»

Тема данного классного часа выбрана с целью дать представление о необходимости регуляции человеческих отношений и  развивать способность соотносить собственные чувства с чувствами окружающих люде...