Методическая разработка: "Задания и ответы школьного этапа олимпиады по праву для 9, 10, 11 классов"
олимпиадные задания по праву (9, 10, 11 класс) на тему

Шкурко Галина Александровна

Методическая разработка: "Задания и ответы школьного этапа олимпиады по праву для 9, 10, 11 классов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnyy_etap_olimpiady_po_pravu_9_10_11_klassy.odt45.19 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по праву

2015-2016  учебного года

Задания для 9 класса

Дата проведения: «___»_______2015г.                                                Всего баллов: 40 б.

Задание 1. Выберите продолжение фразы: «Принцип разделения властей может быть реализован.....» (1 б.):

  1. в условиях абсолютной монархии;
  2. в первобытном обществе;
  3. в коммунистическом государстве;
  4. в демократической республике.

Задание 2.  Административная ответственность в РФ наступает (1 б.) :

  1. в 14 лет;
  2. в 16 лет;
  3. в 18 лет;
  4. в 20 лет.

Задание 3.  Согласно Конституции РФ законодательной инициативой обладает (1 б.) :

  1. Совет Безопасности РФ;
  2. Счетная палата РФ;
  3. Правительство РФ;
  4. Центральная Избирательная комиссия РФ.

Задание 4. Какой из признаков НЕ характеризует государство? (1 б.)

  1. наличие политических партий;
  2. суверенитет;
  3. наличие законодательства;
  4. публичная власть.

Задание 5. Группа молодых людей в составе пяти человек в парке отдыха поселка Демино области К. нанесла побои гражданину М., причинив ему тяжкие телесные повреждения. Прокурор района возбудил по этому факту уголовное дело, в котором гражданин М. Является:             (1 б.)

  1. подозреваемым;
  2. потерпевшим;
  3. понятым;
  4. свидетелем.

Задание 6. Запишите пропущенную часть утверждения о видах брака:

  • юридический брак;      - . . . . . . . . . . . . брак;      - церковный брак. (3 б. )

Задание 7. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Все ценностные представления людей могут быть воплощены в правовых нормах.

Б. Социальные нормы позволяют контролировать и оценивать поведение людей. (3 б. )

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

Задание 8. Заполните свободное окно в таблице (дайте определение понятию) (3 б.):

Гражданство

Устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности из взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Подданство

 . . . . . . . . . . . . . . .

Задание 9. Запишите слово, пропущенное в схеме, приведите по одному примеру каждого вида                                          федераций:                                                                                                                                             (3 б.)

ВИДЫ ФЕДЕРАЦИЙ:

Конституционная

. . . . . . . . . .

Задание 10. Найдите в списке понятие, которое является обобщающим для остальных понятий представленного ниже ряда (3 б.) :

  1. равное избирательное право;
  2. всеобщий характер;
  3. тайное голосование;
  4. прямое голосование;
  5. демократические  выборы;
  6. свободные выборы.

Задание 11. Найдите в приведенном ниже списке формы государственного правления. Укажите все правильные ответы (4 б.) :

  1. диктатура;
  2. республика;
  3. демократия;
  4. унитарное государство;
  5. монархия;
  6. федерация.

Задание 12. Найдите в приведенном ниже списке все социальные роли, которые может выполнять гражданин РФ 18-20-летнего возраста ( 6 б. ) :

  1. член неформальной молодежной группы;
  2. военнослужащий срочной службы;
  3. губернатор;
  4. президент РФ;
  5. избиратель;
  6. мировой судья.

Задание 13. «Pereat mundus, fiat iustitia!” - Пусть сгинет мир, но свершится правосудие!(лат.)

     

        Этот девиз Фердинанда 1, императора (1556-1564г.г.) Священной Римской империи стал крылатым  выражением.

        Напишите мини-эссе (не более 8-ми предложений) на эту тему. (10 б.)

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по праву

2015-2016  учебного года

Задания для 10 класса

Дата проведения: «___»_______2015г.                                                Всего баллов: 40 б.

Задание 1.  Совершеннолетние юноша и девушка обратились в орган ЗАГС с заявлением о регистрации брака, однако им было отказано. Что могло стать причиной отказа? (1 б.)

  1. жених не имеет счета в банке;
  2. невеста проживает в другом городе;
  3. невеста признана судом недееспособной;
  4. жених и невеста являются двоюродными братом и сестрой.

Задание 2.  Увольнение работника по инициативе администрации происходит в случае:     (1 б.)

  1. поступление работника в ВУЗ;
  2. прогула без уважительных причин;
  3. призыва на воинскую службу;
  4. опоздания к началу работы на 15 минут.

Задание 3. Что из перечисленного является движимым имуществом? (1 б.)

  1. Акция;
  2. Самолет;
  3. Земельный участок;
  4. Дача.

Задание 4. Какой признак отличает республику от других форм правления? (1 б.)

  1. передача власти по наследству;
  2. власть, ограниченная парламентом;
  3. выборность власти;
  4. наличие Конституции.

Задание 5. Выберите продолжение фразы: «Политическим институтом, который представляет интересы общества в целом и обладает монополией на законотворчество, является. . . » (1б.)

  1. государство;
  2.  средства массовой информации;
  3.  общественные организации;
  4.  политические партии.

Задание 6. Гражданин В. являясь наследником второй очереди, претендует на наследство умершего брата. Дети умершего отказались выделить ему соответствующую долю, и он, по совету адвоката, обратился в суд. Гр. В. будет участвовать в данном судебном разбирательстве как:     (1 б.)

  1. свидетель;
  2. ответчик;
  3. истец;
  4. потерпевший.

Задание 7. Верны ли следующие суждения о  рассмотрении гражданского дела?     (2 б. )

А Рассмотрение гражданского дела может осуществляться судьей единолично.

Б Рассмотрение гражданского дела может осуществляться судьями коллегиально.

  1. Верно только А;
  2. Верно только Б;
  3. Верны оба суждения;
  4. Оба суждения неверны.

Задание 8. Верны ли следующие суждения об отсрочке от призыва на военную службу в РФ? (2 б.)

А. Отсрочка от призыва на военную службу в РФ освобождает граждан от исполнения воинской обязанности.

Б.  Отсрочка от призыва на военную службу в РФ не освобождает граждан от исполнения воинской обязанности в форме воинского учета.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

Задание 9. Запишите слово, пропущенное в схеме, дайте ему определение, приведите по одному примеру каждого вида отклоняющегося поведения:                                                                         (4 б.)

ВИДЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ:

Девиантное

. . . . . . . . . .

Задание 10. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда и дайте ему определение:                                                                     (4 б.)

  1. научная организация;
  2. гражданское общество;
  3. акционерное общество;
  4. спортивное общество;
  5. экологическое движение.

Задание 11. Системный администратор фирмы «Арктика» регулярно опаздывает на работу, ссылаясь на пробки на дорогах. Выберите из перечня понятия, термины, имеющие отношение к характеристике данного правонарушения.                     (6 б.)

  1. трудовое право;
  2. административный проступок;
  3. штраф;
  4. дисциплинарная ответственность;
  5. выговор;
  6. гражданская ответственность.

Задание 12. Найдите в списке примеры административных проступков:                            (6 б.)

  1. Гражданин Н. провозил в метро канистру с бензином;
  2. Гражданка К. припарковала свой автомобиль на газоне в парке;
  3. Бригада строителей нарушила срок строительства загородного коттеджа для гражданина П.;
  4. Молодой человек гуляя в парке с девушкой, написал на скамейке свое имя и имя девушки ярким маркером.

Задание 13. Прочитайте ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков, запишите их последовательно в соответствии с буквами, обозначающими пропуски.                                                (10 б.)

        «Гражданство - устойчивая правовая и политическая связь _____________ (А)  с государством. В юридическом контексте эта связь проявляется в совокупности взаимных _____________ (Б)  и обязанностей. В РФ гражданство определяет «принцип крови», т.е. гражданство новорожденного определяется гражданством его _____________ (В). Гражданство в РФ приобретается и прекращается в соответствии с _____________ (Г). В ряде стран признан «принцип почвы»: новорожденный  приобретает гражданство того _____________ (Д), на территории которого он родился. _____________ (Е) может получить российское гражданство после 5 лет проживания на территории страны».

        Слова в списке даны в именительном падеже и  единственном числе. Выберите последовательно одно за другим, мысленно заполняя пропуски. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков:

  • Конституция; - федеральный закон; -  человек;
  •  права; - иностранец; - родители; - государство.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по праву

2015-2016  учебного года

Задания для 11 класса

Дата проведения: «___»_______2015г.                                                Всего баллов: 50 б.

Задание 1. Гражданин государства Д. обратился в Европейский суд по правам человека. Однако, ему в иске было отказано. Что послужило причиной отказа?                                                          (1 б.)

  1. государство Д. не имеет писанной Конституции;
  2. государство Д. является унитарным;
  3. государство Д. не является членом Совета Европы;
  4. государство Д. характеризуется существованием авторитарного политического режима.

Задание 2. Работники кафе «Звездочка» являются собственниками своего предприятия. Вопросы распределения прибыли и выделения средств на развитие своего кафе они решают совместно. Какую форму собственности иллюстрирует данный пример?                                                         (1 б.)

  1. государственная;
  2. кооперативная;
  3. частная;
  4. муниципальная.

Задание 3. Выберите продолжение фразы: «Конституция РФ была принята . . . . .»                     (1 б.)

  1. Федеральным Собранием;
  2. Учредительным собранием;
  3. Всенародным референдумом;
  4. согласованным решением представителей всех ветвей власти.

Задание 4. Фирма находится в коллективной собственности. Учредителями ее являются юридическое лицо и несколько физических лиц. Все собственники фирмы имеют право вето при принятии решений и несут полную имущественную ответственность  по обязательствам предприятия. К какой организационно-правовой форме бизнеса относится фирма?                    (1 б.)

  1. производственный кооператив;
  2. открытое акционерное общество;
  3. муниципальное унитарное предприятие;
  4. полное товарищество.

Задание 5. Верны ли следующие суждения об обязанностях предпринимателя?                         (2 б.)

А. К обязанностям предпринимателя относится предоставление статистической информации.

Б.  К обязанностям предпринимателя относится подача налоговых деклараций, отчетов и бухгалтерских балансов.                                                                                                                

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

Задание 6. Верны ли следующие суждения о федеральном устройстве РФ?                                 (2 б.)

А. Территория РФ включает в себя территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

Б. Границы между субъектами РФ не подлежат изменению.

  1. верно только А;
  2. верно только Б;
  3. верны оба суждения;
  4. оба суждения неверны.

Задание 7. Найдите в списке понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ряда:                                                                                                                          (2 б.)

  1. избирательный округ;
  2. предвыборная агитация;
  3. избирательное право;
  4. избирательный процесс;
  5. избирательная система.     

         

Задание 8. Найдите в приведенном ниже списке черты гражданского общества. Укажите все правильные ответы:                                                                                                                               (3 б.)

  1. экономическая состоятельность граждан;
  2. господство одной идеологии;
  3. правовое оформление и государственная защита прав  и свобод граждан;
  4. невмешательство государства в частную жизнь граждан;
  5. господство государства над обществом;
  6. реализация принципа федерализма.

Задание 9. Запишите слово, пропущенное в схеме:                                                                          (3 б.)

СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

. . . . . . . . . . . . . .

Регрессивный налог

Прогрессивный налог

Задание 10. Ниже приведен перечень терминов. Все они за исключением 2-х, характеризуют понятие «Центральный банк». Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда.                (4 б.)

  1. эмиссия денег;
  2. лицензирование финансовых организаций;
  3. установление учетной ставки;
  4. принятие государственного бюджета;
  5. открытие депозитов;
  6. обеспечение расчетов правительства.

Задание 11. В приведенном списке указаны черты сходства и черты отличия федеральных и региональных налогов. Укажите какие из них являются чертами сходства, а какие — отличия. (4 б.)

Черты налогов

Сходные / отличные

1. Устанавливаются Налоговым кодексом РФ

2. Являются основным источником средств, поступающих в бюджет

3. Обязательны для уплаты на всей территории страны

4. Перечисляются в бюджет, принимаемый Федеральным собранием

Задание 12. Установите соответствие между видами банков и их функциями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите вариант: либо ЦБ РФ, либо коммерческий банк.                (5 б.)                                                                                                                                     

Функции банков

Центральный банк РФ / коммерческий банк

1. Денежная эмиссия

2. Кредитование предприятий

3. Мобилизация свободных денежных средств населения

4. Хранение золотовалютных резервов

5. Расчетно-кассовое обслуживание клиентов

Задание 13. Установите соответствие между ветвями государственной власти в РФ и ее органами. К каждой позиции первого столбца выберите вариант из списка: законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, местное самоуправление.                                    (5 б.)

Органы государственной власти РФ

Ветви государственной власти РФ

1. Мэрия города

2. Федеральное Собрание

3. Краевая Дума

4. Администрация области

5. Правительство РФ

Задание 14. Заполните пропуски в схеме:                                                                                          (6 б.)

                                                                                   

Государственная власть в РФ

Наименование органа

Его важнейшие функции

Федеральное собрание

Принимает Конституционные законы, федеральные законы, законы о поправках в Конституцию РФ, утверждает федеральный бюджет.

Правительство РФ

. . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . .

Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Задание 15.  Прочитайте ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков, запишите их последовательно в соответствии с буквами, обозначающими пропуски.                                                                      (10 б.)

        «По  __________ (А) общепризнанные принципы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее __________ (Б). Если __________ (В) установлены иные правила, чем предусмотрены законом РФ, то применяются правила международного договора . Столкновение противоречивых актов в связи с их действием на той или иной территории регулируются __________ (Г), которые содержатся в Конституции РФ и специальных законах. __________ (Д) означает, что все лица, совершившие преступления на территории России, независимо от __________ (Е) несут ответственность по УК РФ (ч. 1 ст. 11 УК).

        Слова в списке даны в именительном падеже и  единственном числе. Выберите последовательно одно за другим, мысленно заполняя пропуски. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков:

  • принцип экстерриториальности; - принцип территориальности; - Конституция РФ;
  • международный договор; - правовая система; - коллизионные нормы; - гражданство.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по праву

2015-2016  учебного года

Задания для 9 класса (с ответами):

Дата проведения: «___»_______2015г.                                                       Всего баллов: 40 б.

Задание 1. Выберите продолжение фразы: «Принцип разделения властей может быть реализован...»:                                                                                                                                        (1 б.)

1) в условиях абсолютной монархии;

2) в первобытном обществе;

3) в коммунистическом государстве;

4) в демократической республике.

Задание 2.  Административная ответственность в РФ наступает:                                                   (1 б.) 

  1. в 14 лет;
  2. в 16 лет;
  3. в 18 лет;
  4. в 20 лет.

Задание 3.  Согласно Конституции РФ законодательной инициативой обладает:                         (1 б.) 

  1. Совет Безопасности РФ;
  2. Счетная палата РФ;
  3. Правительство РФ;
  4. Центральная Избирательная комиссия РФ.

Задание 4. Какой из признаков НЕ характеризует государство?                                                      (1 б.)

  1. наличие политических партий;
  2. суверенитет;
  3. наличие законодательства;
  4. публичная власть.

Задание 5. Группа молодых людей в составе пяти человек в парке отдыха поселка Демино области К. нанесла побои гражданину М., причинив ему тяжкие телесные повреждения. Прокурор района возбудил по этому факту уголовное дело, в котором гражданин М. Является:                              (1 б.)

  1. подозреваемым;
  2. потерпевшим;
  3. понятым;
  4. свидетелем.

Задание 6. Запишите пропущенную часть утверждения о видах брака:

  • юридический брак;      - (ответ: гражданский брак);      - церковный брак.                   (3 б. )

Задание 7. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Все ценностные представления людей могут быть воплощены в правовых нормах.

Б. Социальные нормы позволяют контролировать и оценивать поведение людей.                      (3 б. )

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

Задание 8. Заполните свободное окно в таблице (дайте определение понятию):                          (3 б.)

Гражданство

Устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности из взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Подданство

 (Ответ: правовая связь лица и государства при монархии)

Задание 9. Запишите слово, пропущенное в схеме:                                                                          (3 б.)                                                                                                                                           

ВИДЫ ФЕДЕРАЦИЙ:

Конституционная

(Ответ: договорная)

Задание 10. Найдите в списке понятие, которое является обобщающим для остальных понятий представленного ниже ряда:                                                                                                                 (3 б.) 

  1. равное избирательное право;
  2. всеобщий характер;
  3. тайное голосование;
  4. прямое голосование;
  5. демократические  выборы.

Задание 11. Найдите в приведенном ниже списке формы государственного правления. Укажите все правильные ответы:                                                                                                                               (4 б.) 

  1. диктатура;
  2. республика;
  3. демократия;
  4. унитарное государство;
  5. монархия;
  6. федерация.

Задание 12. Найдите в приведенном ниже списке все социальные роли, которые может выполнять гражданин РФ 18-20-летнего возраста:                                                                                             ( 6 б. ) 

  1. член неформальной молодежной группы;
  2. военнослужащий срочной службы;
  3. губернатор;
  4. президент РФ;
  5. избиратель;
  6. мировой судья.

Задание 13. «Pereat mundus, fiat iustitia!” - Пусть сгинет мир, но свершится правосудие!(лат.)

     Этот девиз Фердинанда 1, императора (1556-1564г.г.) Священной Римской империи стал крылатым  выражением.

        Напишите мини-эссе (не более 8-ми предложений) на эту тему.                                  (10 б.)

Критерии оценивания:

  • понимание и раскрытие проблемы, содержащейся в теме (2 б.);
  • формулировка своей позиции с опорой на аргументы и факты (2 б.);
  • логика изложения (2 б.);
  • использование юридической терминологии (2 б.);
  • наличие вывода (2 б.).

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по праву

2015-2016  учебного года

Задания для 10 класса (с ответами) :

Дата проведения: «___»_______2015г.                                                       Всего баллов: 40 б.

Задание 1.  Совершеннолетние юноша и девушка обратились в орган ЗАГС с заявлением о регистрации брака, однако им было отказано. Что могло стать причиной отказа?                        (1 б.)

1) жених не имеет счета в банке;

2) невеста проживает в другом городе;

3) невеста признана судом недееспособной;

4) жених и невеста являются двоюродными братом и сестрой.

Задание 2.  Увольнение работника по инициативе администрации происходит в случае:           (1 б.)

  1. поступление работника в ВУЗ;
  2. прогула без уважительных причин;
  3. призыва на воинскую службу;
  4. опоздания к началу работы на 15 минут.

Задание 3. Что из перечисленного является движимым имуществом?                                           (1 б.)

  1. Акция;
  2. Самолет;
  3. Земельный участок;
  4. Дача.

Задание 4. Какой признак отличает республику от других форм правления?                                (1 б.)

  1. передача власти по наследству;
  2. власть, ограниченная парламентом;
  3. выборность власти;
  4. наличие Конституции.

Задание 5. Выберите продолжение фразы: «Политическим институтом, который представляет интересы общества в целом и обладает монополией на законотворчество, является. . . »             (1б.)

  1. государство;
  2. средства массовой информации;
  3. общественные организации;
  4. политические партии.

Задание 6. Гражданин В. являясь наследником второй очереди, претендует на наследство умершего брата. Дети умершего отказались выделить ему соответствующую долю, и он, по совету адвоката, обратился в суд. Гр. В. будет участвовать в данном судебном разбирательстве как:     (1 б.)

  1. свидетель;
  2. ответчик;
  3. истец;
  4. потерпевший.

Задание 7. Верны ли следующие суждения о  рассмотрении гражданского дела?                       (2 б.)

А Рассмотрение гражданского дела может осуществляться судьей единолично.

Б Рассмотрение гражданского дела может осуществляться судьями коллегиально.

  1. Верно только А;
  2. Верно только Б;
  3. Верны оба суждения;
  4. Оба суждения неверны.

Задание 8. Верны ли следующие суждения об отсрочке от призыва на военную службу в РФ? (2 б.)

А. Отсрочка от призыва на военную службу в РФ освобождает граждан от исполнения воинской обязанности.

Б.  Отсрочка от призыва на военную службу в РФ не освобождает граждан от исполнения воинской обязанности в форме воинского учета.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

Задание 9. Запишите слово, пропущенное в схеме:                                                                          (4 б.)

ВИДЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ:

Девиантное

(Ответ: делинквентное)

Задание 10. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда и дайте ему определение:                                                                     (4 б.)

  1. научная организация;
  2. гражданское общество;
  3. акционерное общество;
  4. спортивное общество;
  5. экологическое движение.

Задание 11. Системный администратор фирмы «Арктика» регулярно опаздывает на работу, ссылаясь на пробки на дорогах. Выберите из перечня понятия, термины, имеющие отношение к характеристике данного правонарушения.                                                                                         (6 б.)

  1. трудовое право;
  2. административный проступок;
  3. штраф;
  4. дисциплинарная ответственность;
  5. выговор;
  6. гражданская ответственность.

Задание 12. Найдите в списке примеры административных проступков:                                      (6 б.)

  1. Гражданин Н. провозил в метро канистру с бензином;
  2. Гражданка К. припарковала свой автомобиль на газоне в парке;
  3. Бригада строителей нарушила срок строительства загородного коттеджа для гражданина П.;
  4. Молодой человек гуляя в парке с девушкой, написал на скамейке свое имя и имя девушки ярким маркером;
  5. Директор фирмы уволил заместителя главного бухгалтера на основании утраты доверия.

Задание 13. Прочитайте ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков, запишите их последовательно в соответствии с буквами, обозначающими пропуски(по 1,5б за каждый верный ответ плюс 1б.если все верно=10б)        «Гражданство - устойчивая правовая и политическая связь _____________ (А)  с государством. В юридическом контексте эта связь проявляется в совокупности взаимных _____________ (Б)  и обязанностей. В РФ гражданство определяет «принцип крови», т.е. гражданство новорожденного определяется гражданством его _____________ (В). Гражданство в РФ приобретается и прекращается в соответствии с _____________ (Г). В ряде стран признан «принцип почвы»: новорожденный  приобретает гражданство того _____________ (Д), на территории которого он родился. _____________ (Е) может получить российское гражданство после 5 лет проживания на территории страны».

        Слова в списке даны в именительном падеже и  единственном числе. Выберите последова-тельно одно за другим, мысленно заполняя пропуски. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков: Конституция; федеральный закон; человек; права; иностранец; родители; государство.

Ответ: 1) человек — А; 2)  права — Б; 3) родители — В; 4) федеральный закон - Г;                   5) государство — Д; 6) иностарнец — Е.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по праву

2015-2016  учебного года

Задания для 11 класса (с ответами) :

Дата проведения: «___»_______2015г.                                                Всего баллов: 50 б.

Задание 1. Гражданин государства Д. обратился в Европейский суд по правам человека. Однако, ему в иске было отказано. Что послужило причиной отказа?                                                          (1 б.)

1) государство Д. не имеет писанной Конституции;

2) государство Д. является унитарным;

3) государство Д. не является членом Совета Европы;

4) государство Д. характеризуется существованием авторитарного политического режима.

Задание 2. Работники кафе «Звездочка» являются собственниками своего предприятия. Вопросы распределения прибыли и выделения средств на развитие своего кафе они решают совместно. Какую форму собственности иллюстрирует данный пример?                                                         (1 б.)

  1. государственная;
  2. кооперативная;
  3. частная;
  4. муниципальная.

Задание 3. Выберите продолжение фразы: «Конституция РФ была принята . . . . .»                     (1 б.)

  1. Федеральным Собранием;
  2. Учредительным собранием;
  3. Всенародным референдумом;
  4. согласованным решением представителей всех ветвей власти.

Задание 4. Фирма находится в коллективной собственности. Учредителями ее являются юридическое лицо и несколько физических лиц. Все собственники фирмы имеют право вето при принятии решений и несут полную имущественную ответственность  по обязательствам предприятия. К какой организационно-правовой форме бизнеса относится фирма?                    (1 б.)

  1. производственный кооператив;
  2. открытое акционерное общество;
  3. муниципальное унитарное предприятие;
  4. полное товарищество.

Задание 5. Верны ли следующие суждения об обязанностях предпринимателя?                         (2 б.)

А. К обязанностям предпринимателя относится предоставление статистической информации.

Б.  К обязанностям предпринимателя относится подача налоговых деклараций, отчетов и бухгалтерских балансов.                                                                                                                

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

Задание 6. Верны ли следующие суждения о федеральном устройстве РФ?                                 (2 б.)

А. Территория РФ включает в себя территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

Б. Границы между субъектами РФ не подлежат изменению.

  1. верно только А;
  2. верно только Б;
  3. верны оба суждения;
  4. оба суждения неверны.

Задание 7. Найдите в списке понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ряда:                                                                                                                          (2 б.)

  1. избирательный округ;
  2. предвыборная агитация;
  3. избирательное право;
  4. избирательный процесс;
  5. избирательная система.    

         

Задание 8. Найдите в приведенном ниже списке черты гражданского общества. Укажите все правильные ответы:                                                                                                                               (3 б.)

  1. экономическая состоятельность граждан;
  2. господство одной идеологии;
  3. правовое оформление и государственная защита прав  и свобод граждан;
  4. невмешательство государства в частную жизнь граждан;
  5. господство государства над обществом;
  6. реализация принципа федерализма.

Задание 9. Запишите слово, пропущенное в схеме:                                                                          (3 б.)

СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

(Ответ: пропорциональный)

Регрессивный налог

Прогрессивный налог

Задание 10. Ниже приведен перечень терминов. Все они за исключением 2-х, характеризуют понятие «Центральный банк». Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда.                (4 б.)

  1. эмиссия денег;
  2. лицензирование финансовых организаций;
  3. установление учетной ставки;
  4. принятие государственного бюджета;
  5. открытие депозитов;
  6. обеспечение расчетов правительства.

Задание 11. В приведенном списке указаны черты сходства и черты отличия федеральных и региональных налогов. Укажите какие из них являются чертами сходства, а какие — отличия. (4 б.)

Черты налогов

Сходные / отличные (ОТВЕТ):

1. Устанавливаются Налоговым кодексом РФ

сходство

2. Являются основным источником средств, поступающих в бюджет

сходство

3. Обязательны для уплаты на всей территории страны

отличие

4. Перечисляются в бюджет, принимаемый Федеральным собранием

отличие

Задание 12. Установите соответствие между видами банков и их функциями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите вариант: либо ЦБ РФ, либо коммерческий банк.                (5 б.)                                                                                                                                     

Функции банков

ЦБ РФ / коммерческий банк (ОТВЕТ):

1. Денежная эмиссия

ЦБ РФ

2. Кредитование предприятий

коммерческий банк

3. Мобилизация свободных денежных средств населения

коммерческий банк

4. Хранение золотовалютных резервов

ЦБ РФ

5. Расчетно-кассовое обслуживание клиентов

коммерческий банк

Задание 13. Установите соответствие между ветвями государственной власти в РФ и ее органами. К каждой позиции первого столбца выберите вариант из списка: законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, местное самоуправление.                                    (5 б.)

Органы государственной власти РФ

Ветви государственной власти РФ (ОТВЕТ):

1. Мэрия города

исполнительная власть

2. Федеральное Собрание

законодательная власть

3. Краевая Дума

законодательная власть

4. Администрация области

исполнительная власть

5. Правительство РФ

исполнительная власть

Задание 14. Заполните пропуски в схеме:                                                                                          (6 б.)

                                                                                   

Государственная власть в РФ

Наименование органа

Его важнейшие функции

Федеральное собрание

Принимает Конституционные законы, федеральные законы, законы о поправках в Конституцию РФ, утверждает федеральный бюджет.

Правительство РФ

(Ответ: Реализует внутреннюю и внешнюю политику государства, осуществляет регулирование вопросов экономической и социальной сферы).

(Ответ: Президент РФ)

Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Задание 15.  Прочитайте ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков, запишите их последовательно в соответствии с буквами, обозначающими пропуски(по 1,5б за каждый верный ответ плюс 1б.если все верно=10 б)                                                                                       

        «По  __________ (А) общепризнанные принципы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее __________ (Б). Если __________ (В) установлены иные правила, чем предусмотрены законом РФ, то применяются правила международного договора . Столкновение противоречивых актов в связи с их действием на той или иной территории регулируются __________ (Г), которые содержатся в Конституции РФ и специальных законах. __________ (Д) означает, что все лица, совершившие преступления на территории России, независимо от __________ (Е) несут ответственность по УК РФ (ч. 1 ст. 11 УК).

     Слова в списке даны в именительном падеже и  единственном числе. Выберите последовательно одно за другим, мысленно заполняя пропуски. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков: принцип экстерриториаль-ности; принцип территориальности; Конституция РФ; международный договор; правовая система; коллизионные нормы; гражданство. (ОТВЕТ: 1) А - Конституция РФ; 2) Б - правовая система; 3) В - международный договор; 4) Г - коллизионные нормы; 5) Д - принцип территориальности; 6) Е  - гражданство).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания школьного этапа олимпиады по математике для 5-6 классов 2013г.

Добиться хороших результатов в олимпиадах можно только путем прорешивания как можно большего количества задач.Вариант олимпиады по математике 5 - 6 классы коррекционной школы VI вида....

Задания с решениями для проведения школьного этапа олимпиады по математике в 10-ом классе

Данные задания дают вожможность выявить неординарно мыслящих школьников, которые достаточно хорошо усвоили не только разделы математики.но и смежные дисцплины....

Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10 классе

Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10 классе...

Школьный этап олимпиады по праву 9-11 класс

Материалы включают задания для школьного этапа олимпиады по праву; содержат тесты, задачи и источники для 9-11 классов.Все задания соответствуют требованиям стандарта, федеральным программам по праву ...

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку (5 - 6 классы)

Олимпиады по русскому языку в 5 и 6 классах с ответами....

Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 9 классе

Задания составлены с учетом того, что в школьном этапе участвуют все желающие, поэтому каждый может найти для себя посильное задание и справиться с ним....

Задания и ответы школьного этапа олимпиады по технологии (9-11 класс)

Задания и ответы школьного этапа олимпиады по технологии  (9-11 класс)...