Формы права 10 класс
план-конспект занятия по праву (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Манзай-оол С.Ю.
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ с. Сосновка
Тандинского района РТ
Тема: Формы права.10 класс
Цель урока
После изучения темы учащиеся должны:
- знать что такое источники (формы) права.
- различать особенности разных источников.
- представлять, что все нормативно-правовые акты объединены в систему законодательства.
- уметь выделять положительные и отрицательные черты различных источников права
- уметь объяснить, что значит высшая юридическая сила Конституции
Основные понятия и термины:
Источник права, правовой обычай, прецедент, договор, нормативно-правовой акт, правовая доктрина, закон, подзаконный акт, Конституция.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор
Ход урока.
Ситуация
Вечером мама пришла с работы очень расстроенная и сообщила, что у них многих собираются уволить, т.к. началось сокращение штатов.
« Мне все говорят, чтобы я не волновалась, потому что меня нельзя сократить. Вроде бы где-то написано, что нельзя уволить женщину, если у неё маленький ребёнок, а у нас Маше 2 года », - сказала мама.
« Тогда не волнуйся », - ответил папа.
« Вот ты всегда так! Не волнуйся, - с обидой воскликнула мама и добавила, - Да я бы не волновалась, но нашему начальнику всё равно, кто что говорит. Ему надо показать, где это написано! А где это может быть написано? ».
Учитель. Если бы мама маленькой Маши изучала в школе такой предмет, как право, она бы знала, что нормы права содержатся в различных источниках.
На этом уроке мы попытаемся разобраться в следующих вопросах:
- Откуда мы можем узнать, что нам необходимо поступить именно так, а не иначе?
- Что такое источники права?
- В каких источниках содержатся нормы права?
- Как объединены источники права?
- Какова иерархия источников права в Р.Ф.?
Тема нашего урока: «Формы права» (слайд 2).
Являясь продуктом духовной жизни, право, тем не менее, имеет форму, в которой оно выражается, приобретая определённый смысл и требуя определённые модели поведения. В юридической науке принято считать, что формы и источники права – это одно и тоже (слайд 2, продолжение).
1) Этим понятием следует обозначать то, откуда мы узнаём о нормах права (произведения римских юристов, «Законы 12 таблиц», «Русская Правда», «Конституция СССР 1971г.», «Конституция РФ 1993г.»). Изучая их, мы можем узнать о состоянии правовой жизни конкретного периода в истории человека.
2) Юристы часто имеют в виду именно форму, в которую облекается право.
Выделяют следующие источники права (слайд 2)
Самой древней формой права является правовой обычай (сообщение учащегося, слайд 3 – определение).
? Какие примеры правовых обычаев вы знаете?
Следующей формой права является правовой прецедент (сообщение учащегося, слайд 4 – определение).
? Какова роль прецедента в регулировании общественных отношений (слайд 5, 2 минуты самостоятельной работы в тетради, 2-3 положения «+» или «-» роли)
Обсуждение выделенных положений.
В последние годы в России возросло значение договора как формы, в которой участники правоотношений выражают свою волю.
Сообщение учащегося, слайд 6 – определение нормативного договора,
слайд 7 – отличительные признаки нормативных договоров.
Наиболее распространенным источником права в нашей стране является нормативно-правовой акт – это юридический документ, который принимается в особом порядке, уполномоченным на то должностным лицом или государственным органом (объяснение учителя с использованием слайдов 8-12).
Особенности нормативно-правового акта:
- Содержит общеобязательные для исполнения нормы
- Регламентирует правила поведения чётко и конкретно.
Виды нормативно-правовых актов – закон, подзаконный акт, локальный нормативный акт.
Нормы, заключённые в нормативно-правовом акте, не равны по юридической силе.
«Закон» - от древнерусского «кон» - предел, граница.
Указы Президента
- нормативные (Указ о штандарте, т.е. флаге)
- ненормативные (О награждении, присвоении воинских званий)
Распоряжения Президента – не являются нормативно-правовым актом.
Постановления Правительства – если противоречат конституции, могут быть отклонены Президентом.
Акты министерств, ведомств (органов исполнительной власти) должны быть опубликованы для всеобщего сведения («Российская газета»).
Высшей юридической силой обладает Конституция РФ (определение, слайд).
? Когда принята ныне действующая Конституция?
? Сколько было Конституций в СССР (РСФСР) РФ?
Черты Конституции (слайд 12)
? Кто является высшей ценностью в РФ согласно Конституции?
А что касается Машиной мамы, с истории которой мы начали урок, то где она может найти ответ на свой вопрос?
Д/з: § 7-8, эссе на тему «Роль договора в нашей жизни».
Тест по теме: «Формы права»
1.Назовите достоинство нормативно-правового акта как источника права:
а) возникновение его не сверху, а снизу; наличие способности полнее выражать волю и потребности народа;
б) является результатом логики и здравого смысла, понятен всем и не нуждается в разъяснении;
в) устная форма, донесение информации доступным языком;
г) позволяет точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, являясь письменным источником права.
2. Обычаи делового оборота это:
А) правила поведения, предусмотренные договором;
Б) правила поведения, предусмотренные законодательством
В) правила поведения, не предусмотренные законодательством.
3. Акты Президента РФ относятся к:
а) законам;
б) подзаконным актам
в) законотворческой деятельности;
г) всему перечисленному.
4. Самым ранним источником права был(а):
а) конституция;
б) юридический прецедент;
в) обычай;
г) судебник.
5. Какие нормативные правовые акты издает Президент Российской Федерации?
А. законы;
Б. указы и распоряжения;
В. постановления и приказы;
Г. законы, постановления, приказы, инструкции.
6. Самым распространенным источником права в РФ является:
А. правовой обычай
Б. правовой прецедент
В. Нормативный договор
Г. Нормативный правовой акт
7. К какой форме права относится договор купли- продажи:
А. правовой обычай
Б. правовой прецедент
В. Нормативный договор
Г. Нормативный правовой акт
Д. Нет правильного ответа
8. Установите соответствие:
1. Правительство Российской Федерации;
2. Президент Российской Федерации;
3. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
А) указы;
Б) постановления;
В) законы;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Классный час в игровой форме "Права ребенка" для 9-11 классов
Материал можно использовать как для внеклассной работы, так и на уроках обществознания в любом классе как дополнение, при повторении....
"Обучение в игре" -"Первые навыки чтения". Разработка урока по обучению чтению в игровой форме. 2 класс. УМК "Starlight 2"
Данная статья содержит подробный план проведения урока в игровой форме во 2-м классе по УМК "Starlight 2".В приложениях помещены материалы к уроку:* "Сказка о правилах чтения"* Примеры сло...
Самоанализ урока русского языка в 7 классе "Союзы и омонимичные формы" 7 класс русский язык
Союзы и омонимичные формы...
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....
Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»
Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...
Разработка классного часа для учащихся 6А класса в игровой форме "Права ребенка"
классный час в игровой форме...