В чем причины нарушений прав ребенка
проект по праву (5 класс) по теме

Монгуш Айлана Калан-ооловна

социальный проект, учащиеся 5 класса исследуют причины нарушения прав ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл социальный проект25.4 КБ
Файл социальный проект996.83 КБ

Предварительный просмотр:

Ученический проект социального типа

Название проекта: Изучение «Конвенции о правах ребенка» и Семейного кодекса РФ для детей школьного возраста и для родителей.

Авторы проекта: 5 класс гимназии № 9. г. Кызыла под руководством Монгуш А.К. учитель истории и обществознания.

Продолжительность: С сентября 2012 – май 2013 года

Тематическое поле: Семья, становление семьи, развитие института духовно-правового воспитания.

Актуальность:  Необходимость проведения мероприятия обусловлена сложившейся на сегодняшний день в городе  Кызыле и в республике ситуацией с проблемой нарушения прав детей, участившимися случаями жестокого обращения с детьми произошедших по вине родителей. Мы должны всегда помнить, что особое значение для воспитания ребенка имеет семья – место жизни ребенка. Какие знания и опыт могут предоставить родители, придерживающиеся миру зла, притеснения маленького, слабого, беззащитного существа. Поэтому совокупность всех духовных, правовых качеств является основным фактором в формировании человека – гражданина своего Отечества, патриота своей Родины, носителя этих ценностей.

В  ст. 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Цель: Описать работу над осмыслением статей «Конвенции о правах ребенка» и Семейного  кодекса РФ.

Проблема: В чем причины нарушения прав ребенка?

Задачи:

- Формирование ценностей моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей.

- Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с учителем и родителями.

- Побуждать детей к выполнению общественно значимых дел для региона, города и микрорайона.

- Способствовать выработке собственной гражданской позиции.

- Показать значимость правовой грамотности.

- Упражнять детей в проявлении заботливости и внимательности к близким, друзьям, сверстникам, к тем, кто о них заботится.

- Привлечь родителей, педагогическую общественность, молодежь в процесс реализации проекта.

Этапы реализации проекта:

1 этап – организационный.

2 этап – формирующий.

3 этап – обобщающий.

Ожидаемый результат: привлечение внимания государственных и общественных организаций к данной проблеме, СМИ, и получить реальный положительный результат: благоприятные и безопасные условия для детей.

- Повысить качество образовательного процесса, чтоб процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально насыщенным;

- Создать методический материал по данной проблеме;

- Повысить уровень родительской активности, в совместной деятельности по правовому воспитанию.

Обоснование актуальности проблемы:

Контингент учащихся: 5 класс.

Вид проекта: ученический проект социального типа.

План:

  1. Что такое право?
  2. Международные документы по правам ребенка.
  3. Основные задачи «Конвенции по правам ребенка» и «Закона РФ о правах ребенка».
  4. Этапы проектной деятельности.

Право -  это система установленных государством общепринятых правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения. Нормы права необходимо исполнять всем. В этом деле не должно быть преимущества ни у кого, правовые нормы в равной мере затрагивают интересы тех, кто «наверху», и тех кто «внизу». Государство не только устанавливает определенные нормы права, но и обеспечивает их исполнение, наказывает за нарушение, принуждает к соблюдению. Формой выражения и закрепления норм права является законодательство.

Правовая норма – это общее правило поведения, установленное Законом государства. Нормы права имеют определенную структуру и подразделяются на виды: гражданские права, политические права, социальные, экономические, культурные права и т.д.

Одно из ведущих мер в Конституции РФ занимает глава 2 «Права и свободы человека и гражданина». Она содержит 48 статей. Это самый большой по объему раздел Основного Закона. Например, часть 1 статьи 48 Конституции РФ утверждает: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства».

Введен в действие с 1 марта 1966 года, принят 8 декабря 1995 года основной семейно-правовой акт Закон о Семейном кодексе РФ. Содержит 8 разделов.

В разделе 4 есть специальная глава, которая утверждает права несовершеннолетних детей, о правах каждого ребенка.

Есть юридические документы, международное значение которых практически никем не оспаривается. Один из них  –  Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года  Генеральной Ассамблеей ООН. Ее значение в том, что впервые в истории человечества были сформированы основные права  и свободы человека, которые рассматриваются мировым сообществом как стандарты, в соответствии  с которыми должны приниматься национальные акты о правах человека. 48 государств проголосовали за декларацию, 8 воздержались, но никто не голосовал против.

Международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

1924 г. -  в рамках Лиги Наций принята Женевская декларация прав ребенка.

1959 г. -  Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, которая носит рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.

20 ноября 1989 г. -  была принята Генеральной Ассамблеей ООН Конвенция о правах ребенка. Это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его тогда подписал. Правительство США отказалось в принятии подписания этого договора.

1990 г. -  Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

 1990 г. - Задачи конвенции о правах ребенка. Наша страна ратифицировала  важнейший международный документ – Конвенцию о правах ребенка в которой впервые ребенок рассматривается не только как объект требующих социальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.

Конвенция о правах ребенка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом прав и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

Реализация прав ребенка включает:

  1. Защиту его от всех форм жестокого обращения.
  2. Права на охрану здоровья.
  3. Защиту его права на образование.
  4. Права на игру.
  5. Права на сохранение своей индивидуальности.

Конвенция является наиболее полным документом, в котором положениям о правах ребенка придана сила норм международного права. Здесь можно подчеркнуть такие основные положения. В Конвенции провозглашается неотъемлемое право ребенка на жизнь, на имя и на приобретение гражданства.

Детей нельзя разлучать с их родителями, за исключением случаев, когда это делают компетентные органы в интересах их благополучия.

Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка. Дети имеют право свободно выражать свое мнение. Государства уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии. Государства должны обеспечить защиту детей от нанесения им физического или психологического ущерба, включая сексуальные злоупотребления или эксплуатацию.

Государства обеспечивают уход за детьми, оставшимися без родителей. Процесс усыновления должен тщательным образом регулироваться национальными законодательствами. Смысл конвенции о правах ребенка в самом кратком виде можно выразить так: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему».

1992 году лаборатория анализа комплексных проблем детства Института вела подготовку проекта Закона РФ о правах ребенка. Эта работа явилась важнейшей частью исследования социальных проблем российского детства и была вызвана необходимостью приведения российского законодательства в соответствии с ратификацией Российской Федерации Конвенцией ООН о правах ребенка: обеспечение оптимальных условий для охраны его здоровья, воспитания, образования.

Социально – правовая защищенность ребенка относится и к охране  его чести и достоинства, право на собственные взгляды и мнения, защиту от всех видов эксплуатации, жестокости.

Проект подчеркивает решающую роль семьи и государства в вопросах защиты прав ребенка. Принят Закон Российской Федерации о правах ребенка.

Основные разделы этого закона:

Раздел 1. Общие положения.

Раздел 2. Основные права ребенка.

Раздел 3. Права ребенка в семье.

Раздел 4. Права детей, оставшихся без родительского попечения.

Раздел 5. Заключительные положения. Положение о приемной семье.

Примеры из литературных текстов.

Старый дед и внучек. Братья Гримм.

Жил – был старый – престарый дед: глаза у него ослепли, уши оглохли, и дрожали у него колени.

Когда сидел он за столом, то еле держал ложку в руках и проливал суп на скатерть. Да еще изо  рта суп капал на стол. Надокучило сыну и невестке на это глядеть, и вот посадили они старого деда в угол за печкой и стали подавать ему еду в глиняной мисочке, да и кормили его подчас впроголодь. И глядел дед с грустью на стол, и на глазах у него показывались слезы.

Вот раз не удержал он в дрожащих руках мисочку, упала она наземь и разбилась. Стала его бранить молодая невестка, но он ничего не сказал, только тяжело вздохнул. Купила ему невестка деревянную мисочку за два геллера, и пришлось ему, есть из нее. Вот сидят они раз, и приносит маленький внучек – ему было 4 года – небольшие дощечки и начинает их складывать.

- Что там делаешь: - спрашивает отец.

- Я делаю корытце, - отвечает ребенок, - буду кормить из него отца с матерью, когда стану большим.

Посмотрели муж и жена друг на друга – и заплакали. Подвели тотчас старого деда к столу и позволили ему с той поры есть всегда вместе с ними и не попрекали его, если он немного проливал на стол.

Ст. 58 – Дети в меру своих возможностей обязаны заботиться о родителях, престарелых и беспомощных членов своей семьи, помогать в ведении домашнего хозяйства.

Некоторые сравнительные выдержки о правах ребенка, которые совпадают во мнении законов стран мира.

Из Конвенции ООН о правах ребенка

Из Закона Российской Федерации о правах ребенка

Ст. 6. Государства – участники признают, что каждый имеет неотъемлемое право на жизнь

Ст. 2. Право ребенка на жизнь и развитие.

Ст. 31. Государства – участники признают право ребенка на отдых и игры…, соответствующих его возрасту.

Ст. 37. Право детей на отдых.

Ст. 32. Государства – участники признают право ребенка право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья.

Ст. 35. Гарантии охраны труда несовершеннолетних.

Ст. 35. Государства – участники принимают на национальном, двустороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми и их контрабанды в любых целях и в любой форме.

Ст. 44. Неприкосновенность личности ребенка. Право ребенка на личную свободу охраняется законом.

Ст. 37. Государства – участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.

Ст. 44. Запрещается жестокое обращение с ребенком, физическое или психическое насилие над ним, в том числе и со стороны родителей, воспитателей. Нарушение этих требований закона влечет за собой административную или уголовную ответственность.

Анализ литературных текстов по нарушению прав детей.

Инсценировка № 1 отрывка из сказки «Золушка» Шарля Перро.

Отрывок из текста.

Мачеха дала волю своему злому нраву: поручила падчерице в доме самую грязную работу: она мыла посуду, подметала лестницу, натирала полы в комнате хозяйки и ее дочерей – благородных девиц. Спала она под самой крышей, на чердаке, на скверной подстилке, меж тем как сестры ее жили в комнатах с паркетными полами, где стояли самые модные кровати и большие зеркала, отражавшие их с головы до ног. Бедная девушка терпеливо сносила все и не смела, жаловаться отцу, который выбранил бы ее, ибо находился в полном подчинении жены. Справив работу, она забивалась в уголок камина, садилась прямо на золу, отчего домашние называли ее Замарашкой. Младшая сестра, не такая злая, называла ее Золушкой. Между тем Золушка, хоть носила скверное платье, была в сто раз красивее, чем ее сестры, щеголявшие великолепными нарядами.

По ст. 32 Конвенции нарушено право защиты Золушки от экономической эксплуатации.

По ст. 27 Конвенции нарушено право на жилье.         

Инсценировка отрывка № 2 из сказки «Морозко».

Мачеха требует от мужа-старика, чтобы он отвел свою дочь далеко в лес, где она должна замерзнуть и погибнуть.

(ст. 2 – Закона Российской Федерации – здесь нарушено право на жизнь дочери старика).

Заключение.

Зачастую жестокое обращение с детьми носит скрытый характер и выявляется только в крайних случаях. С целью повышения роли общественности на случаи жестокого обращения с детьми и нарушения их прав мы предлагаем создать внутри коллективов группы, которые будут пропагандировать здоровый образ жизни, работать по сохранению семейных ценностей.

Будущее нашей страны зависит от воспитания детей, поэтому защита законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является приоритетной задачей перед обществом и государством.

Список используемых материалов:

  1. Соловей С.А., Львова Т.Н., Дубко Г.И., Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях, 2004 г.;
  2. Ильин А.В., Морозова С.А. Из истории права, 2001 г.;
  3. Никитин А.Ф., Основы государства и права, 2001 г.;
  4. Гайков В.Т., Ржевский В.А., Основы государства и права, 2000 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социальный проект В чем причины нарушения прав ребенка? Выполнили учащиеся 5-х классов МБОУ гимназии №9 Руководитель: Учитель Истории и Обществознания Монгуш А.К.

Слайд 2

М И Р Н А Ш И Х П Р А В

Слайд 3

Инициативная группа Сарыг – Донгак Айрана 5 «а» класс (документовед) Монгуш Вика 5 «б» класс (сбор информации) Доспан Хемер 5 «б» класс (худ. оформитель) Ооржак Байырмаа 5 «в» класс (ответственная за СМИ) Сат Айыран 5 «в» класс (фотограф)

Слайд 4

Фото группы

Слайд 5

Актуальность Необходимость проведения мероприятия обусловлена сложившейся на сегодняшний день в городе Кызыле и в республике ситуацией с проблемой нарушения прав детей, участившимися случаями жестокого обращения с детьми произошедших по вине родителей. Мы должны всегда помнить, что особое значение для воспитания ребенка имеет семья – место жизни ребенка. Какие знания и опыт могут предоставить родители, придерживающиеся миру зла, притеснения маленького, слабого, беззащитного существа. Поэтому совокупность всех духовных, правовых качеств является основным фактором в формировании человека – гражданина своего Отечества, патриота своей Родины, носителя этих ценностей.

Слайд 6

Федеральный закон Статья 18. Закона РФ «Об Образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте»

Слайд 7

Наши задачи - Формирование ценностей моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей. - Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с учителем и родителями. - Побуждать детей к выполнению общественно значимых дел для региона, города и микрорайона. - Способствовать выработке собственной гражданской позиции. - Показать значимость правовой грамотности. - Упражнять детей в проявлении заботливости и внимательности к близким, друзьям, сверстникам, к тем, кто о них заботится. - Привлечь родителей, педагогическую общественность, молодежь в процесс реализации проекта.

Слайд 8

Сроки исполнения С сентября 2012 года по май месяц 2013 года

Слайд 9

Наши социальные партнеры - учителя психологии и валеологии гимназии №9 - сотрудники ОПДН РТ - социальная служба гимназии №9 - Республиканский центр психолого-педагогической поддержки Министерства образования РТ «Сайзырал» - родители учащихся

Слайд 10

Ожидаемые результаты Привлечение внимания государственных и общественных организаций к данной проблеме, СМИ и получить реальный положительный результат: благоприятные и безопасные условия для детей.

Слайд 11

Социологический опрос В опросе участвовало 113 учащихся 5-х классов. По его итогам выявлено, что в большинстве семей отношение складываются в соответствии с духовными ценностями, но иногда родители применяют наказания в отношении своих детей по разным причинам.

Слайд 12

Вопросы анкеты: 1. Как часто ваша семья собирается вместе? а) ежедневно; б) по выходным; в) редко; г) никогда. 2. Едины ли родители в своих требованиях к вам? а) да; б) нет; в) не совсем. 3. Принимаете ли вы во внимание мнение родителей при выборе друзей? а) всегда; б) никогда; в) иногда. 4. Говорите ли вы родителям правду? а) всегда б) иногда в) никогда 5. Как часто родители вас наказывают? а) систематически; б) никогда; в) иногда.

Слайд 13

6. Какие меры наказания и поощрения используют ваши родители? а) ласка; б) поощрение; в) разъяснения; г) жесткие требования; д ) принуждение; е) угрозы; ж) ругань; з ) физическое наказание. 7. Что делает ваша семья, собравшись вместе? а) решает сообща жизненные проблемы; б) занимается семейно-бытовым трудом; в) вместе проводит досуг; г) смотрит телепередачи; д ) обсуждает вопросы работы, учебы; е) делится впечатлениями о прожитом дне; ж) поет, музицирует; з ) каждый занимается своим делом.

Слайд 14

Вывод: - сформировать группу общественных помощников - рассматривать возможность создания мобильной рабочей группы с целью соблюдения прав ребенка на местах - расширить мероприятия связанные с защитой детей - организовывать и проводить пропаганду о ценностях семейной жизни и воспитания

Слайд 15

Наша программа действий - создать комплексную программу с социальными партнерами - разработать систему мер по защите прав ребенка - проводить тематические классные часы по теме «Конвенция о правах ребенка» - организовывать «Круглые столы» по повышению правовой грамотности

Слайд 16

Ожидаемый результат 1. Повысить качество образовательного процесса, чтоб процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально насыщенным 2. Создать методический материал по данной проблеме 3. Повысить уровень родительской активности, в совместной деятельности по правовому воспитанию

Слайд 17

Заключение Зачастую жестокое обращение с детьми носит скрытый характер и выявляется только в крайних случаях. С целью повышения роли общественности на случаи жестокого обращения с детьми и нарушения их прав мы предлагаем создать внутри коллективов группы, которые будут пропагандировать здоровый образ жизни, работать по сохранению семейных ценностей. Будущее нашей страны зависит от воспитания детей, поэтому защита законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является приоритетной задачей перед обществом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по теме: «Проблема нарушения прав ребенка в Российской Федерации ».

Цели и задачи данного элективного курса1. Создание ориентационной базы для выбора обучающимися профильного обучения.2. Создание условий для пробы возможностей обучающегося в элективном курсе3. Знакомс...

Статья "Причины нарушения учащимися правил правописания."

Причины нарушения правил учащимися, пути их решения, ряд заданий....

Методические рекомендации "Причины нарушений и коррекционное воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа№439Петродворцового района Санкт-Петербурга     Методические рекомендации«Причины нарушений и коррекционное воспи...

Причины нарушения речи у ребенка

В статье систематизированы различные причины нарушения речи у детей. Рекомендуется родителям, обеспокоенным задержкой речи  (или ее нарушением) у ребенка....

Консультация для родителей: «Почему ребенок говорит неправильно (причины нарушений речи).

Человеческая речь состоит из слов, а слова из различных согласных и гласных звуков. Звуки воспроизводятся при помощи голосовых связок и особенного положения языка. Когда мы говорим, наш язык находится...

Инерция- причина нарушения правил дорожного движения.- проект

Исследование явления инерции во время дорожного движения....

Проект.Инерция. Причины нарушения правил дорожного движения.

ИНЕРЦИЯНе развернуть инерцию движеньятой массы, что не нами создана.Тут сила — воле неповиновенна,природы суть и не она одна. Мы все летим в пространстве нашей жизни,подчас не замечая повор...