Права ребенка через призму сказок
творческая работа учащихся по праву (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципального бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 49 г. Белгорода с углубленным
изучением отдельных предметов.
«Права ребенка через
призму сказок»
Авторы: Каленкова Анастасия
ученица 6 г класса
Научный руководитель:
Кучурина О.С.
Белгород 2013г.
Содержание
Стр.
Введение……………………………………………………………………………………….3
Русские народные сказки: анализ нарушаемых и соблюдаемых прав детей……………..4
Заключение……………………………………………………………………………………8
Список литературы……………………………………………………………………………9
Введение
Сегодняшние дети – это будущее страны. Благополучие граждан возможно только в цивилизованном правовом государстве. А это значит, что важным становится правовое воспитание подростков и детей, которые лучше воспринимают информацию не через слова, не через маленький жизненный опыт, а через сочувствие, сопереживание героям сказок, игр, песен, литературных и киногероев. А это приводит к выводу, что главными проводниками в область правового знания, понимания, воспитания для младших школьников должны выступать сказочные герои.
Цель нашей работы: воспитание нравственно-правовых норм через призму народных сказок, а так же использования потенциала сказки как средства нравственного и правового воспитания в школе.
Задачи: 1) развивать умение анализировать произведения фольклора, делать выводы по теме;
2)формировать правовую культуру человека;
3) воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.
Объект нашего исследования: правовое воспитание детей школьного возраста.
Предмет: сказка как средство нравственного и правового воспитания детей школьного возраста.
Русские народные сказки: анализ нарушаемых и соблюдаемых прав человека.
Многие из школьников, особенно в младшем и среднем школьном звене, не знают о своих правах. Можно ли дать азы правовой культуры маленьким гражданам? Как донести до малышей столь непростую тему? Ответ простой - посредством сказки! В них человеческие пороки выставлены на позор, осуждены хитрецы, лжецы, обманщики, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло, правда побеждает произвол. Основная мысль сказки в том, что человек должен за свое преступление получить наказание по заслугам, что наказание является естественным последствием его преступления возраста.
Сказки | Соблюдение прав | Нарушение прав |
Гуси-лебеди | Баба Яга пользуется правом на свободное перемещение на метле, право владеть имуществом Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Статья 17. Право на доступ к информации. | Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие. Ст. 34. Государство обязуется защищать ребёнка от всех форм эксплуатации, предотвращать похищение, торговлю детей. Похищение ребенка – уголовно наказуемое преступление Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. |
Морозко | Право на труд Право на справедливое вознаграждение за труд | Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений Ст. 6. каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка. Ст. 37 Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом Ст. 19, 33, 34 Право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, грубого обращения или эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство Ст. 16 Право на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на честь и репутацию Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. Статья 27. Право на достойный уровень жизни. Статья 31. Право на отдых и досуг. Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы. |
Иванушка и сестрица Аленушка | Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. | Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие. статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. |
Приключения Буратино | право на учёбу, развитие ст.17 право человека владеть и распоряжаться своим имуществом, свобода передвижения, право на семью, заботу Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. | Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. право на свободу и свободный труд за вознаграждение, Право на бесплатное образование. защита от безработицы. Право на неприкосновенность жилища. Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статья 17. Право на доступ к информации. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона. |
Колобок | Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. | Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст. 6 каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка. посягательство на его жизнь, угроза быть съеденным Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. |
Волк и семеро козлят | Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие. Неприкосновенность жилища. Ст. 12 Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статья 17. Право на доступ к информации. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. | |
Маша и медведь | Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. | Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст. 37 Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статья 17. Право на доступ к информации. |
Маугли | Ст. 6 каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка. Ст.1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23 Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статья 17. Право на доступ к информации. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. Статья 27. Право на достойный уровень жизни. Статья 28. Право на образование. | |
Золушка | Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня право на имя, т.к. Золушка – не имя, а прозвище Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статья 17. Право на доступ к информации. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. Статья 27. Право на достойный уровень жизни. Статья 28. Право на образование. Статья 31. Право на отдых и досуг. Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы. | |
Красная шапочка | Право на семью | Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. нарушено право на неприкосновенность жилища право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу право на имя, т.к. Красная Шапочка – не имя, а прозвище. Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие. На безопасность Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. |
Белоснежка и семь гномов | Право на свободу мирных собраний Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. | Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие. Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. |
Айболит | Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. Статья 17. Право на доступ к информации. | Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. право гражданина на защиту вне зависимости от местонахождения Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. |
По щучьему велению, по моему хотенью | Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. | право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии |
Три поросенка | Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. | Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. А родители несут ответственность и обязаны воспитывать и оберегать детей. Если родителей у них нет, то органы опеки должны о них позаботиться. право на неприкосновенность жилища Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона. |
Дюймовочка | Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие. Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статья 17. Право на доступ к информации. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. Статья 27. Право на достойный уровень жизни. Статья 28. Право на образование. | |
Сказка о рыбаке и рыбке | Статья 17. Право на доступ к информации. | право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу право свободного передвижения и выбора местожительства Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. Статья 27. Право на достойный уровень изни. Статья 31. Право на отдых и досуг. Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы. |
Лягушка-путешественница | право свободного передвижения и выбора местожительства, право свободного волеизъявления Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. | право на личную неприкосновенность, жизнь Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. |
Кот в сапогах | право на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений, свобода передвижения Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности. Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения Статья 17. Право на доступ к информации. | Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. |
Бременские музыканты | право на свободу мирных собраний, свободу передвижения Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности. Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. | Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. |
Заключение
Таким образом, в сказках мы видим большое количество нарушений прав человека. Практически нет сказок, соблюдались бы все нормы Конвенции.
Много нарушений в сказках связано с героями, физически или психологически недееспособными: Маугли, падчерицы, сироты и т.д. эти герои наиболее уязвимы, и в сказках это хорошо отражено. И в современном мире есть дети, живущие исключительно в трудных условиях, и такие дети нуждаются в особом внимании.
Самой часто нарушаемой статьей является право на жизнь, право на образование, право на справедливое вознаграждение за труд, свобода волеизъявления. Но все равно рано или поздно обидчики будут наказаны, а добро восторжествует. И этим сказка отличается от реальности.
Теперь мы знаем, какими правами обладают дети. Но, к сожалению, права ребёнка соблюдаются не везде и не всегда. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Уважай чужие права!
Список литературы
1. Конвенция о правах ребёнка.
2. Афанасьев А.Н. Русские детские сказки. Из собрания А.Н. Афанасьева. П. – М.: Детская литература, 1986.
3. Маньшина Н. А. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка. Волгоград: Учитель, 2007.
4. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – С-Петербургский университет, С-Пб, 1996.
5. Шабельник, Каширцева Ваши права. – М., 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА.
Цель: изучение данных документов....
Конвенция прав ребенка через призму русских народных сказок
Конвенция прав ребенка через призму русских народных сказок....
Методическая разработка мероприятия "Права ребенка по Конвенции о правах ребенка".
На уроке учащиеся будут работать с правовыми документами: «Конвенцией о правах ребенка», Конституцией РФ в группе, вести дискуссию в группе, учиться устанавливать коммуникацию, общат...
Урок обществознания в 9-м классе по теме "Права ребенка. Конвенция о правах ребенка"
Разработка урока по обществознанию в 9-м классе по теме "Права ребенка. Конвенция о правах ребенка" ...
Зачем защищать права ребенка? Конвенция прав ребенка.
Проблема защиты прав детей очень актуальна на сегодняшний день в Российской Федерации. И огромное количество людей небезразлично к этой проблеме. Об этом могут свидетельствовать многочисленные акции п...
Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».
Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отноше...