Внеклассное мероприятие "Моя конвенция"
классный час по праву (6 класс) по теме
Данное мероприятие можно проводить в 5 - 8 классах. Учащиеся знакомятся с правами которые есть у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_detey.doc | 71.5 КБ |
moya_konvenciya.ppt | 969 КБ |
Предварительный просмотр:
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Учитель:
Ребята, сегодня наш час общения называется «Моя Конвенция». Цель – познакомить вас с основными правами и обязанностями, которые есть у наших детей.
Взрослые люди имеют много различных прав, основные из них изложены во всероссийской Декларации прав человека.
А есть ли права у детей?
Да есть, и они записаны в Декларации прав ребёнка, которую создала и приняла Организация Объединённых Наций. Эта Декларация потому и существует, что все взрослые люди прекрасно понимают: из бесправного, запуганного ребёнка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый, который не может писать стихи, сочинять музыку, запускать космические корабли и многое другое. Это значит, что права взрослого человека и права ребёнка важно знать. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав у человека есть и обязанности перед родными, соседями, государством и даже перед незнакомыми людьми.
Права и обязанности неразрывно связанны между собой.
Ф.М. Достоевский писал: Счастье всего мира не стоит одной слезы на Щеке невинного ребёнка.
Эти слова сейчас очень часто повторяются, но при этом мало кто руководствуется этой, абсолютно нравственной мыслью.
В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла особенно остро.
Российские дети по, данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14.
Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей, 60% сирот, достигших 3-х лет, попадают в специнтернаты. 348 тыс. семей состоят на учёте в ПДН.
Это ещё раз подтверждает необходимость получения, как детьми, так и родителями, знаний в области прав ребёнка.
Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и пристальное внимание международного сообщества.
Ещё в 1924 г. Лига Наций приняла Женевскую Декларацию прав ребёнка. В 1959г. ООН принимает Декларацию прав ребёнка, которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В 1979г. Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребёнка. Эта работа продолжалась 10 лет. 20.11.1989г. Конвенция о правах ребёнка была принята Генеральной Ассамблеей ООН. В 1990г. она была ратифицирована Россией и вступила в силу 01.10.1990г.
II. Сейчас я приглашаю ребят поговорить о том, что они думают о правах ребёнка изложенных в Декларации. А вы на листочках запишите права ребёнка, услышанные в разговоре.
Разговор ведут 4 человека.
1 - Я считаю на всё, что изложено в Декларации, могут рассчитывать только внуки и правнуки царя Солтана, а также дети, верящие в бабу Ягу.
2 - А я не верю в бабу Ягу и что тогда? Я не могу рассчитывать на то, что изложено в Декларации?
3 - Я тоже не внучка царя Солтана, но ты не права, каждый ребёнок имеет право на всё, что изложено в Декларации.
1 - Ну и что? У государства свои заботы, у детей свои. Дети не занимаются вопросами воспитания и развития государства, а государство не занимается вопросами воспитания и развития детей.
4 - Ну да! Как бы мы жили, учились, лечились? В законах любого государства главным должно быть наилучшее соблюдение интересов ребёнка, ведь мы будущее государства.
3 - Законы любого государства должны обеспечивать социальную защиту ребёнка. Ну, чтобы общество заботилось о детях.
1- А на достойное медицинское обслуживание имеют права только дети врачей. На достойное Жилище – дети строителей, на хорошее питание – дети поваров.
2 - А если мои родители не врачи, не строители, не повара – тогда я не имею права на медицинское обслуживание, на достойное жилище, питание и развлечения.
1 - Согласен, но государство должно заботится только о здоровых людях, все остальные должны лечить себя сами.
4 - Нет, каждый ребёнок и его мать имеют право на особую заботу об охране здоровья.
2 - А если ребёнок с физическими или психическими недостатками, то он должен лечить себя сам?
4 - Нет, такой ребёнок имеет право на заботу, а также специальное образование и медицинский уход со стороны государства.
1 - Да-да и ещё, каждого ребёнка нужно любить и выполнять все его желания.
3 - Ну любить – это я согласна, каждый ребёнок нуждается в любви и внимании, а вот на счёт всех желаний…
2 - Да, а если он пожелает не ходить в школу, есть одни конфеты?
4 - Вот-вот это может привести к тому, что он вырастет неучем, а от конфет может заболеть живот и организм истощится.
3 - А это значит, что каждый ребёнок должен выполнять определённые обязанности, иначе, нельзя будет выполнить его права.
1 - А если дети лишились семьи, то они имеют право пойти за тридевять земель просить помощи у доброго царя?
2 - Нет, государство должно позаботиться о таких детях.
Учитель:
Давайте посмотрим, что вы записали в своих листах (ответы детей)
- Каждый ребёнок имеет право на всё, что изложено в Декларации
- В законах любого государства, главным должно быть наилучшее соблюдение интересов ребёнка
- Законы любого государства должны обеспечивать социальную защиту ребёнка
- Каждый ребёнок со дня своего рождения имеет право на гражданство и собственное имя
- Каждый ребёнок имеет право на достойное медицинское обслуживание, достойное жилище, питание и развлечение.
- Каждый ребёнок и его мать имеют право на особую заботу об охране их здоровья
- Ребёнок с физическими и психическими недостатками имеет право на заботу, а также специальное образование и медицинский уход со стороны государства
- Каждый ребёнок нуждается в любви и внимании
- Если дети лишились семьи, то государство должно о них позаботиться
III. Учитель:
- По сравнению с Декларацией (1959г.), где было 10 принципов, Конвенция имеет 54 статьи и является наиболее полным документом, в котором права ребёнка приобретают силу норм международного права. Конвенция включает в себя группы:
- Основные права – на жизнь, на имя;
- Обеспеченное семейное благополучие ребёнка (обязывает родителей заботиться о детях);
- Свободное развитие личности ребёнка (свобода мысли, совести, религии);
- Здоровье детей (право на медицинское обслуживание);
- Образование детей и их культурное развитие;
- Защита ребёнка от экономической и др. эксплуатации.
- Как вы думаете, кто может считать себя ребёнком? (ответы детей)
Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста»
Конвенция даёт ребёнку самое главное – право на жизнь
Государства – участники признают, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь.
Право дышать воздухом, ходить по земле, плавать по морям, летать в небе, учиться и заводить себе друзей
- Вероятно, вам покажется странным само понятие право на жизнь? Давайте заглянем в историю.
Ученик:
В Древней Спарте ребёнка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы. В Париже, в старину, детей, которые были в тягость родителям, продавали нищим, в Петербурге, в прошлом веке были приюты для младенцев, которых бедные родители подбрасывали добрым людям.
Учитель:
Так что право на жизнь – это не слова, а необходимость, и сейчас государства, участники Конвенции должны добиваться снижения детской смертности, бороться с детскими болезнями и недоеданием.
А ведь бывает и так, что болезнь длиться всю жизнь.
Давайте подумаем о жизни детей, у которых есть физический недостаток, им жить тяжело, но тяжелее осознавать свою неполноценность.
Ученик:
Государства – участники признают, что неполноценный в умственном или физическом развитии ребёнок, должен вести полноценную и достойную жизнь, в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
Учитель:
- Создать такие условия непросто, вы сами можете проявить злость, жестокость в отношении больного человека? Может это идёт не со зла, а из-за своей незрелости, от неумения сочувствовать чужой беде, прежде чем дразнить или смеяться, нужно задуматься о том, что их друзьям бывает больно от насмешек, у него вырабатывается чувство ненужности. Он чувствует себя лишним.
IV. Послушайте стихотворение
Мальчик хромает, мальчик хромает
Летом хромает, хромает зимой,
Словно попала в ботинок горошина,
Словно Земля под ногой перекошена.
Мальчик хромает.
Дом ему строил опытный плотник,
Клал половицы ровно и плотно.
Но утверждают ноги босые,
Что половицы в доме косые.
Как он пойдёт на большое задание?
Как он к любимой пойдёт на свидание?
Голову доктор над этим ломает,
Мальчик хромает.
Ну, а пока что молчит медицина,
Лечит народ хромоногого сына.
Улицы, скверы, дороги, мосты,
Не замечают его хромоты.
Дети бегут на пригорок вприпрыжку,
Тянут с собой хромого мальчишку,
Тянут без скидки, тянут как, равного,
Это лечение самое главное.
В воду с ватагой ребят попадает,
В море вообще хромата пропадает
В тире он в чёрное яблочко целится,
В школе чертёж его самый прямой.
И не один человек не осмелится
В спину ударить словом – хромой.
Вот он идёт, что то шепчут дубравы,
Звёзды качаются слева направо,
Словно качает бесстрашного малого,
Слева направо гудящая палуба.
- Как помочь детям с физическими недостатками? (ответы детей)
- Принять как равных
- Не замечать их дефектов
- Помочь им не чувствовать своей беды
V. Учитель:
А сейчас я попрошу вас проанализировать ситуации и ответить на вопросы: нарушаются ли права ребёнка, какие, оцените действия.
Ситуация 1
Родители Васи часто выпивали, а когда у них заканчивались деньги, они заставляли его идти на улицу и просить милостыню. Если мальчик возвращался домой без денег, родители били его и говорили, что он обуза для них. Соседке, которая видела это, стало жалко Васю, и она рассказала всё участковому милиционеру. На все вопросы родители отвечали, что так они воспитывают у Васи чувство долга и готовят его к взрослой трудной жизни, это их ребёнок, и они воспитывают его как хотят.
Ситуация 2
Света всегда приходила в школу в рваных кроссовках, в старой куртке она ходила весь год. У неё не было тетрадей, а ручку ей подарила одноклассница. На вопрос учителя, почему она не носит школьные принадлежности, она ответила, что их нет, мама с папой ничего не покупают, всё тратят на водку. Тогда учительница пошла вместе со Светой к ней домой, чтобы поговорить с родителями. От них она услышала, что у них нет денег на «побрякушки», которые хочет их дочь.
Ситуация 3 (проиграть сцену «Уборка квартиры» - мама и сын)
Вопросы:
- что делает мама?
- что делает сын?
- что происходит на картине?
- как вы думаете, эксплуатирует мама сына или нет?
VII. Учитель:
А знаете ли вы, что, став взрослыми, люди сильнее благодарят строгих родителей? Почему?
(Отвечают дети)
- они сдерживали их необдуманные желания
- воспитывали дисциплинированность
- трудолюбие
Учитель:
Получив права
Надо пользоваться ими тактично, вежливо, не огорчать своих родителей
Ученик:
А если ребёнок остался без родителей? Т.е. он сирота? В Конвенции об этом что-нибудь говорится?
Учитель:
Да, об этом говорит следующая статья Конвенции.
Ученик:
Оставшиеся без родителей дети, пользуются защитой и помощью, предоставленными государством. Государства – участники Конвенции разрешают существование системы усыновления, признают опекунство. Конвенция требует гуманного отношения к ребёнку.
Учитель:
Опекунство – это когда чужие люди или близкие родственники берут на воспитание детей оставшихся без родителей.
Ролевая ситуация
Ученик встаёт и задаёт вопрос не по теме.
Учитель сажает его на место, а затем обращается к классу
- Скажите, а сейчас по отношению к ученику я не нарушила его права?
Ответы детей:
- он говорил не по теме
- он перебивал учителя
- это не тактично
- это не красиво
- это невоспитанность
Учитель:
Да, действительно, ребёнок имеет право выражать своё мнение самым разным людям при самых разных обстоятельствах, но пользоваться этим правом надо осторожно, не оскорбляя чувств старших. Выражать своё мнение, особенно старшим, надо в очень вежливой форме, очень тактично.
VIII. А сейчас я хочу остановиться и задать вопрос:
- Как вы думаете пользоваться Конвенцией? Может быть, носить её с собой и при каждом удобном случае доставать из портфеля и заявлять взрослым – не имеете права? (послушать ответы детей)
А вам, ребята и не надо ею пользоваться. Хотя речь идёт о защите прав детей, этот документ для взрослых. Он поможет одним взрослым, добрым и справедливым, защищать права ребёнка от других, равнодушных и бессердечных. Но знать, что написано в Конвенции о правах, вы должны.
IX. Ребята, сегодня мы поговорили об основных статьях Декларации и Конвенции о правах ребёнка, конечно же мы не смогли назвать все статьи этих документов, их много. Но думаю, что вы многое уже запомнили. Давайте сейчас проверим. Обратимся к рисункам, которые отражают права ребёнка, изложенные в Декларации.
Вопросы к рисункам:
1 рисунок (на рисунке дети идут в зоопарк)
- Все ли дети могут посетить зоопарк?
- Какая статья Декларации отражает этот рисунок?
(Все дети могут рассчитывать на всё, что изложено в Декларации)
2 рисунок (новорожденным детям вместо имён дают номера)
- Согласны ли вы с тем, что если все дети одинаковые, то им надо вместо имён давать номера и клички?
- Дразнил ли кто-нибудь вас, и что вы при этом чувствовали?
- Какая статья Декларации нарушается на этом рисунке?
(Каждый ребёнок имеет право на собственное имя)
3 рисунок (дети лечат себя сами)
- Как вы думаете, если вы всегда будете лечить себя сами, то к чему это может привести?
- Что надо делать, чтобы быть здоровым?
- Какая статья Декларации нарушена на этом рисунке?
(Государство должно позаботиться о больных детях и о здоровье детей)
4 рисунок (девочка осталась сиротой и идёт просить помощи)
- Кто должен позаботиться о детях лишившихся семьи?
- Какая статья декларации нарушена?
(Государство должно позаботиться о детях сиротах)
5 рисунок (взрослый человек заставляет детей, под страхом, выполнять какие-то поручения)
- Почему дети должны быть защищены от жестокости и эксплуатации?
6 рисунок (взрослый человек ведёт детей в сказочный пункт обмена)
- Давайте подумаем, могут ли родители обменять ребёнка (лодыря, неряху, двоечника, грубияна) на более лучшего?
- Делаете ли вы что – нибудь, чтобы у ваших родителей не возникало желание обменять вас на ребёнка получше?
X. Итог
Учитель:
Взрослые, вспоминают детство, как самое золотое время своей жизни. Их память всё чаще возвращает в ту пору, когда не было забот, а жизнь была удивительной и прекрасной. При этом все дети хотят поскорее повзрослеть, стать сильными и независимыми.
Готовы ли вы к взрослой жизни?
Сможете ли найти себе достойное место во взрослой жизни, где предстоит зарабатывать на хлеб, строить свой дом, завести свою семью? Пройдет 18 лет срок детства, и вы станете взрослыми гражданами, но пока до этого далеко, есть ещё время подготовиться.
Запомните, если вы прибудете к взрослой жизни плохо подготовленными, то вам тяжело придётся в жизни.
Готовьтесь стать достойными гражданами своей страны.
Конвенция даёт право требовать уважения к себе, защищает ваши достоинства и взгляды. Но для того, чтобы тебя уважали, ты должен заслужить уважения своим поведением, трудом, знаниями.
Никакая Конвенция не может заставить людей уважать лентяя, грубияна и невежду.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Конвенция о правах ребёнка. Знаю ли я её?"
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов. Учащимся необходимо получить представление о международных документах, касающихся защиты прав детей, они должны понять, что существуют весьма острые ...
Презентация к уроку "Конвенция о правах ребенка" 10-11 классы
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Ассамблее понадобилось всего лишь две минуты, чтобы официально превратить меж...
Конвенция о правах ребенка
Данная презентация была использована на родительском собрании....
"Конвенция о правах ребенка"
Методическая разработка правового классного часа с учащимися 6 класса, посвященная правам детей, их защите и знание своих прав детьми....
Внеклассное мероприятие по праву. Конференция "Моя конвенция"
21 век назван Веком ребёнка. В календаре существуют специальные дни, которые призваны напомнить нам об этом: 1 июня - Международный день защиты детей. 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка. ...
Внеклассное мероприятие "Конвенция о правах ребенка и что я знаю о ней"
Данная разработка содержит сценарий, мультимедийную презентацию и дополнительный материал для проведения внеклассного мероприятия в 5-6 классах...
Урок внеклассного чтения "Конвенция о правах ребёнка и сказки" (5 кл.)
В ходе урока пятиклассники знакомятся со статьями Конвенции о правах ребёнка на примерах из русских народных сказок....