Занятие:Права детей
методическая разработка по праву по теме
Цель занятия: раскрыть понятие права человека.
Задачи: - познакомить с основными международными документами, раскрывающими права человека;
- показать, что ни один человек не обладает каким-то большим или меньшим объемом прав;
- стимулировать человеческую потребность и способность уважать и симпатизировать друг другу.
- соотнести права и обязанности детей; - способствовать осознанию учащимися
ответственности за свои права и формированию у них уважительного отношения к правам других детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_detey.docx | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Права детей
Цель занятия: раскрыть понятие права человека.
Задачи: - познакомить с основными международными документами, раскрывающими права человека;
- показать, что ни один человек не обладает каким-то большим или меньшим объемом прав;
- стимулировать человеческую потребность и способность уважать и симпатизировать друг другу.
- соотнести права и обязанности детей; - способствовать осознанию учащимися
ответственности за свои права и формированию у них уважительного отношения к правам других детей.
Ход занятия. В начале занятия учитель отмечает, что все мы, во-первых, человеческие существа и лишь во вторую очередь мы взрослые и дети, мальчики и девочки, граждане государств, представители определенных рас и наций. У нас разные внешние и внутренние человеческие качества, но живем мы вместе в одном обществе и с первых дней жизни учимся общаться, уважать и любить друг друга.
Права человека позволяют нам развивать наши человеческие качества (ум, талант, характер). Они дают возможность удовлетворять наши потребности, основываясь на уважении и защите человеческого достоинства. Если отрицаются права и свободы, то человек воспринимает это как личную трагедию, создаются условия для насилия, войн, конфликтов в обществе и между народами.
Права человека - основа и ключевая проблема деятельности Организации Объединенных Наций. 10 декабря 1948 r. эта международная организация приняла Всеобщую декларацию прав человека. В ней содержится список прав, которые должны уважаться всеми государствами и людьми на планете, независимо от их расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения и других признаков. Это великое достижение цивилизации, но до сих пор права человека во многих странах нарушаются.
В 1959 r. ООН приняла еще один важный документ - Конвенцию о правах ребенка, согласно которой человек до 18 лет, считающийся ребенком, обладает определенными правами и обязанностями. Вопросы к учащимся:
Отличаются ли права детей от прав взрослых людей? Почему?
Конвенция провозглашает основные права детей, устанавливает необходимость зафиксировать их в государственных законах и определить персональную ответственность за ущемление этих прав (плохое обращение с ребенком, подвергание его здоровья опасности, не обеспечение ребенка достойной пищей, одеждой, медицинским уходом и т.п.).
Игра «Анограмма». На доске написаны анаграммы: l)ОТПЕРБОТЬСН; 2)НОКЕВНИЦЯ; 3)РДОТИЕИЛ ГОУСАRДТСОВ 4)ИЖЗНЬ, РБОАЗОАВИНЕ
продолжите фразу: «Основные права человека - это ...»
В каком международном документе записаны права детей?
Кто является ответственным за обеспечение прав детей?
Какие основные права Вам известны?
Конвенция о правах ребенка, подчеркивает далее учитель, содержит не только права. Она четко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни. Но детям и подросткам зачастую хочется побыстрее стать взрослыми, уйти от опеки родителей, вечных поучений типа «я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя». Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на права взрослых.
В чем причины конфликтов между детьми и взрослыми? Можно ли не допускать ссор или такие проблемы вечны и неизбежны? Как следует выходить из конфликтов? (Целесообразно эти вопросы записать на доске.) .
Классу предлагается рассмотреть несколько «сценок из семейной жизни»
1) семья смотрит телевизор, взрослые довольно грубо указывают, что может смотреть ребенок;
2) семья за обеденным столом, родители заставляют ребенка есть мясо.
Вопросы для размышления (записаны на доске):
должен ли ребенок получить то, что он просит, и отказаться от того, что он не хочет?
Как можно склонить родителей на свою сторону?
Нарушение и защита прав детей
Самыми крайними формами дискриминации являются:
- раcuзм, фашизм (теории, основанные на идее неравенства народов по биологическим признакам и превосходства одного народа над другим);
- геноцид (физическое истребление народов по национальным, религиозным или другим признакам).
Вопросы для обсуждения:
существует ли дискриминация сегодня (необходимо привести примеры, используя иллюстрации)?
Что необходимо сделать, чтобы дискриминация исчезла, и кто может решить подобную проблему в мире, государстве, школе?
Индивидуальные возможности человека защитить свои права невелики (даже взрослого, не говоря уж о ребенке). Другое дело - специальные организации и государственные органы. Опираясь на их помощь, человек может надеяться на справедливость и защиту своих интересов. На международном уровне ЭТИМ занимается Организация Объединенных Наций (специальная комиссия ООН по правам человека). В России при Государственной думе есть Уполномоченный по правам человека, в городах осуществляют надзор за исполнением законов, роль защитников прав человека выполняют прокуроры.
Главное, чтобы все названные способы защиты прав детей регламентировались законами (Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ, Уставом школы и др.).
Контрольные задания по теме .Права детей.
Правильные ответы выделены курсивом. 1. Выберите правильный ответ.
Права человека - это:
1) исключительная, предоставляемая кому-либо, в отличие от других, льгота; 2)узаконенная возможность что-то делать, удовлетворять свои пomребности;
3) отсутствие каких-либо ограничений.
2. Продолжите предложение.
Ребенком считается любое лицо:
1) не достигшее 18 леm; 2) не достигшее 16лег, 3) не достигшее 14 лет.
3. Исключите неверный ответ.
Международное соглашение по правам ребенка, имеющее обязательную силу для государств, которые к нему присоединились, называется:
1) конституция;
2) декларация;
3) конвенция.
4. Соотнесите понятия с определениями:
1) ограничение в правах, ущемление прав человека или группы людей (дискриминация);
2) уничтожение народов по расовым, религиозным или иным мотивам (гeнoцuд);
3) теория, утверждающая неполноценность одних рас и превосходство других (раcuзм).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеклассных занятий "Право для малышей"
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....
Курс занятий "Права ребенка"
Курс занятий для учащихся начальных классов по изучению прав ребенка....
Внеклассное занятие : ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ
Цель: продолжать знакомить детей с правами человека ребенкаЗадачи:- Формировать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;- Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;- Воспит...
Внеклассное занятие "Права детей" (для учащихся 6 класса)
Цели занятия:I.1. Обобщение и проверка знаний учащихся по теме “Права ребёнка”. Внеурочное мероприятие используется как игровая форма образования учащихся.II.1. Раз...
Психологическое тренинговое занятие "Права личности и уважение прав других"
Психологическое тренинговое занятие "Права личности и уважение прав других"...
Конспект открытого занятия Тема занятия: Правила биговки линий. Коробочка
Конспект открытого занятия в группе технического творчества 1 года обучения. Как правильно биговать развертку куба....
Конспект открытого занятия Тема занятия: Правила биговки линий. Коробочка
Конспект открытого занятия в группе технического творчества 1 года обучения. Как правильно биговать развертку куба....