Рабочая программа элективного курса «Оказание первой помощи»
рабочая программа по обж (10, 11 класс)

     Курс «Основы медицинских знаний» является частью программы ОБЖ и предназначен для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности окружающих, приобретения основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Красноселькупская средняя общеобразовательная школа «Радуга»

Рассмотрено:

на заседании методического объединения  физической культуры и ОБЖ

протокол № 5

от  «     » _ _      202  г

  ____________

Согласовано:

зам. директора по ВР

  _______

от «        »  __ __   202  г

Принято:

на заседании педагогического совета

протокол №  

от  «    »            202  г

Утверждено:

Директор МОУ КСОШ «Радуга»

 

приказ №  

от «     »     202  г

        

Рабочая программа  элективного курса «Оказание первой помощи»

класс обучающихся: 10- 11

срок реализации: 2023 /2024, 2024/2025 учебный год

        Составитель: Тарасов Олег Владимирович,

преподаватель-организатор ОБЖ

квалификационная категория первая

 с. Красноселькуп, 2023 г.

1. Пояснительная записка

Пояснительная записка

      Основной задачей подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций является обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций, приемам оказания первой помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты.

     Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких ситуациях, призваны подготовить человека к выбору правильного решения выхода из них с наименьшими потерями. Данная подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека. В общеобразовательных учреждениях данная подготовка осуществляется в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

     Курс «Основы медицинских знаний» является частью программы ОБЖ и предназначен для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности окружающих, приобретения основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь.

     В силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности курс «Оказание первой помощи» нацелен на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, ряда физических и психологических качеств личности необходимых для оказания первой доврачебной помощи.

    Элективный курс «Оказание первой помощи» предусматривает знакомство учащихся с разнообразными медицинскими профессиями, побуждает школьников задуматься и осмыслить самые разные аспекты медицинских профессий: социальные, экономические, психологические, нравственные и др. Изучение материала курса поможет учащимся лучше понять свои профессиональные предпочтения и совершить осознанный выбор профессии.

    Занятия проводятся на основе следующих методических принципов:

-     Принцип сознательности и активности. Каждый учащийся должен вполне сознательно выполнить, поставленные перед ним задачи.

-  Принцип наглядности. Наиболее доходчивая форма обучения. На конкретных наглядных примерах учащиеся должны более качественно усваивать необходимый материал.

-    Принцип доступности (от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному). Подбирается материал, доступный для усвоения, на основе уже имеющихся знаний.

-     Принцип систематичности занятий. Успех в освоении определенных знаний, умений и навыков основывается на их систематическом закреплении.

-   Принцип постепенного повышения требований. Улучшение качества и повышение результатов можно ожидать, только постепенно повышая требования.

Адресат программы – обучающиеся 10 класса  МОУ КСОШ «Радуга».  

Цель программы:

- Воспитание культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической – способность управления своими чувствами и эмоциями; культуры интеллектуальной – способность управлять своими мыслями и контролировать их; культуры поведения – способность понимать своё предназначение).

- Оказание помощи школьникам в осознанном выборе профессии для дальнейшего обучения на естественно-научном профиле.

-Выработка практических навыков по оказанию первой медицинской помощи.

Задачи программы:

1.Углубление теоретических знаний школьников в образовательной области “Основы медицинских знаний” по курсу ОБЖ.

2.Выработка практических навыков по оказанию первой медицинской помощи.

3.Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

4.Формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни.

5.Воспитание ответственного отношения к личному здоровью.

Программа обучения «Оказание первой помощи» рассчитана на 68 учебных часов для учащихся 10, 11 класса (из расчета 2 часа в неделю). Срок реализации программы - 1 год обучения, с 1 сентября 2023 года по 30 мая 2024 года  

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Обучающиеся будут знать:

1.Организацию медицинской службы

2.Классификацию инфекционных болезней

3.Правила ухода за больными

4.Изолирование больных

5.Правила лечебных процедур

6.Особенности работы младшего и среднего медицинского персонала

7.О первой медицинской доврачебной  помощи

8.Правила хранения медицинских препаратов, а также их применение

Обучающиеся будут уметь:

1.Практически применять знания в жизни.

2. Оказывать первую медицинскую помощь при ранениях.

3. Оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях.

4. Оказывать первую медицинскую помощь при переломах.

5.Оказывать первую медицинскую помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности.

6. Оказывать первую медицинскую помощь при ожогах.

7. Оказывать первую медицинскую помощь при травматическом шоке.

8.Оказывать первую медицинскую помощь при инфекционных заболеваниях.

9.Иметь представление о выписке и хранении лекарственных средств.

10.Уметь использовать средства дезинфекции.

11.Использовать умение применения средств личной гигиены.

12.Уметь транспортировать больных.

 Планируемые результаты:

-оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую помощь, использовать полученные знания на практике;

-воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

-использовать полученные знания для осознанного выбора профессии.

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлого и настоящего многонационального народа России;

- воспитание чувства ответственности;

-  - формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;

- умение проявить лучшие качества при оказании первой помощи.

Метапредметные результаты:

- умение работать индивидуально и в группе;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности;

- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий;

- понимание культуры движений человека, постижение знания овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками, исходя из целесообразности и эстетической привлекательности.

Предметные результаты:

- мотивация воспитанников к углубленному изучению правил оказания первой помощи;

- понимание роли и значения первой помощи в формировании личностных качеств;

- способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий по медицинской подготовке, доброжелательное и уважительное отношение к участникам с разным уровнем их умений, физических способностей, состояния здоровья.

3. Содержание элективного курса «Оказание первой помощи»

Раздел 1.   Введение (3 часа).

Значение первой медицинской помощи. Значение само- и взаимопомощи. Перечень состава типовой аптечки. Состав, предназначение.

Раздел 2.  Методы переноса и транспортировки пострадавших (4 часа)

Методы переноса на руках одним спасателем, двумя спасателями. Перенос на войсковой носилочной лямке. Перенос на носилочных устройствах и приспособлениях. Перенос на стандартных санитарных носилках: положение пострадавшего, укладывание на носилки, особенности переноса на носилках, подъём и спуск на носилках.

Раздел 3.  Первая медицинская помощь при ранениях. Десмургия (19 часов)

Раны, их виды, характеристика. Возможные осложнения. Понятия «десмургия». Повязка, перевязка. Виды перевязочного материала. Правила наложения повязок. Наложение повязок на голову: возвращающая повязка. Наложение повязок на голову: «шапка Гиппократа». Наложение повязок на голову: чепец. Наложение повязок на голову: повязка на один глаз, повязка на оба глаза. Наложение повязок на голову: повязка «уздечка». Наложение повязок на голову: крестообразная повязка на шею. Виды повязок на конечности: спиральная, циркулярная, черепашья, ползучая, колосовидная, повязка «Дезо», крестообразная, косыночная. Виды повязок на конечности: спиральная. Виды повязок на конечности: циркулярная. Виды повязок на конечности: черепашья. Виды повязок на конечности: ползучая. Виды повязок на конечности:   колосовидная на промежность, паховую область, верхний отдел бедра. Виды повязок на конечности при переломе ключицы и плечевой кости: повязка «Дезо». Виды повязок на конечности: крестообразная, косыночная. Виды повязок на конечности: восьмиобразная повязка  на коленный и голеностопный суставы. Практическая работа. Первая медицинская помощь при ранениях.

Раздел 4.  Первая медицинская помощь при кровотечениях - 6 часов.

Кровотечения. Понятие, классификация, причины, признаки. Острая кровопотеря. Формы шока при кровопотере: компенсированный и декомпенсированный шок, симптомы и степени. Способы остановки артериального кровотечения. Способы остановки венозного, капиллярного и смешанного кровотечения. Первая помощь при кровотечениях, остановка кровотечения табельными и подручными средствами.

Раздел 5. Первая медицинская помощь при переломах - 13 часов.

Переломы. Понятие, классификация, причины, признаки. Повреждения черепа. Признаки, классификация. Перелом свода черепа, перелом основания черепа, сотрясение головного мозга, ушиб головного мозга. Транспортная иммобилизация. Первая помощь при переломах костей верхних конечностей, плечевого пояса, ребер: плечевой кости, локтевого сустава, лучезапястного сустава и кисти. Первая помощь при переломах костей верхних конечностей, плечевого пояса, ребер: перелом ключицы, перелом лопатки, перелом рёбер. Первая помощь при переломах костей верхних конечностей, плечевого пояса, ребер. Первая помощь при переломах костей верхних конечностей, плечевого пояса, ребер. Переломы костей нижних конечностей: переломы бедренной кости. Переломы костей нижних конечностей: переломы костей коленного сустава, голени. Первая помощь при растяжении связок голеностопного сустава, стопы. Переломы позвоночника: переломы шейного отдела. Переломы позвоночника: переломы грудного и поясничного отделов. Первая помощь при инородных телах в глазу и в органах дыхания

Раздел 6. Первая   помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности - 10 часов

Болезни сердечно-сосудистой системы: ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда. Причины, симптомы, первая помощь. Болезни сердечно-сосудистой системы: инсульт, коллапс, обморок. Причины, симптомы, первая помощь. Терминальные состояния. Виды, особенности терминальных состояний. Реанимация. Основные механизмы реанимации. Первая реанимационная помощь. Направления и этапы. Выведение из терминальных состояний: реанимация и восстановительное, охранное положение. Продолжительность оказания первой реанимационной помощи. Техника первой реанимационной помощи: одним и двумя спасателями. «Ресторанная смерть». Спасание на водах. Виды утоплений. Реанимационные мероприятия. Поражение электрическим током и молнией. Первая реанимационная помощь.

Раздел 7. Первая помощь при ожогах - 3 часа

Ожоги кожи, подкожных тканей и дыхательных путей. Понятие, причины, первая помощь. Тепловой и солнечный удар. Симптомы, признаки, первая помощь. Холодовые травмы: отморожения и общее охлаждение организма.

Раздел 8. Поражение ядовитыми веществами. -3 часа

Классификация ядовитых веществ: виды, свойства, способы защиты, первая помощь. Первая помощь при укусе гадюки и других ядовитых змей. Первая помощь при поражении ядом насекомых.

Раздел 9. Инфекционные болезни. Дезинфекция. - 7 часов

Тема 62. Вопросы эпидемиологии. Виды, особенности микроорганизмов. Причины острых инфекционных заболеваний. Инфекции дыхательных путей. Классификация и первая помощь. Зоонозы. Классификация и первая помощь. Инфекции центральной нервной системы. Классификация и первая помощь. Кишечные инфекции. Классификация и первая помощь. Профилактика инфекционных заболеваний. Дезинфекция, дезинсекция, дератизация

4.Тематическое планирование.

№ урока

Тема урока

Кол – во часов

Виды деятельности

Раздел 1.   Введение (3 часа)

1

Тема 1.   Значение первой медицинской помощи.

1

 Рассказ с элементами беседы

2

Тема 2.   Значение само- и взаимопомощи

1

Рассказ с элементами беседы

3

Тема 3.    Перечень состава типовой аптечки. Состав, предназначение.

1

Рассказ с элементами беседы

Раздел 2.  Методы переноса и транспортировки пострадавших (4 часа)

4

Тема 4.    Методы переноса на руках одним спасателем, двумя спасателями.

1

Рассказ с элементами беседы

Практическая работа.

5

Тема 5.    Перенос на войсковой носилочной лямке

1

Рассказ с элементами беседы

6

Тема 6.    Перенос на носилочных устройствах и приспособлениях.

1

Практическая работа.

7

Тема 7.    Перенос на стандартных санитарных носилках: положение пострадавшего, укладывание на носилки, особенности переноса на носилках, подъём и спуск на носилках.

1

Рассказ с элементами беседы

Раздел 3.  Первая медицинская помощь при ранениях. Десмургия (19 часов)

8

Тема 8.    Раны, их виды, характеристика

1

- Раны, их виды, характеристика. Возможные осложнения.

9

Тема 9.     Возможные осложнения. Понятия «десмургия».

1

Понятия «десмургия».

10

 Тема 10.     Повязка, перевязка. Виды перевязочного материала. Правила наложения повязок.

1

Повязка, перевязка. Виды перевязочного материала. Правила наложения повязок.

11

Тема 11.     Наложение повязок на голову: возвращающая повязка.

1

Практическая работа.

Отработка практических навыков в парах

12

Тема 12.     Наложение повязок на голову: «шапка Гиппократа»

1

Практическая работа.

Отработка практических навыков в парах

13

Тема 13.     Наложение повязок на голову: чепец.

1

Практическая работа.

Отработка практических навыков в парах

14

Тема 14.     Наложение повязок на голову: повязка на один глаз, повязка на оба глаза

1

Практическая работа.

Отработка практических навыков в парах

15

Тема 15.     Наложение повязок на голову: повязка «уздечка»

1

Практическая работа. Отработка практических навыков в парах

16

Тема 16.     Наложение повязок на голову: крестообразная повязка на шею

1

Практическая работа. Отработка практических навыков в парах

17

Тема 17.     Виды повязок на конечности: спиральная, циркулярная, черепашья, ползучая, колосовидная, повязка «Дезо», крестообразная, косыночная

1

Рассказ с элементами беседы

Практическая работа.

Отработка практических навыков в парах

18

Тема 18.     Виды повязок на конечности: спиральная

1

Практическая работа. Отработка практических навыков в парах

19

Тема 19.     Виды повязок на конечности:   циркулярная

1

Практическая работа. Отработка практических навыков в парах

20

Тема 20.     Виды повязок на конечности: черепашья

1

Практическая работа. Отработка практических навыков в парах

21

Тема 21.     Виды повязок на конечности:   ползучая

1

Практическая работа. Отработка практических навыков в парах

22

Тема 22.     Виды повязок на конечности:   колосовидная на промежность, паховую область, верхний отдел бедра

1

Практическая работа. Отработка практических навыков в парах

23

Тема 23. Виды повязок на конечности при переломе ключицы и плечевой кости: повязка «Дезо»

1

Практическая работа. Отработка практических навыков в парах

24

Тема 24. Виды повязок на конечности: крестообразная, косыночная

1

Практическая работа. Отработка практических навыков в парах

25

Тема 25. Виды повязок на конечности: восьмиобразная повязка  на коленный и голеностопный суставы

1

Практическая работа. Отработка практических навыков в парах

26

Тема 26. Практическая работа. Первая медицинская помощь при ранениях.

1

Практическая работа. Отработка практических навыков в парах. Ситуационные задания.

Раздел 4.  Первая медицинская помощь при кровотечениях - 6 часов

27

Тема 27. Кровотечения. Понятие, классификация, причины, признаки.

1

Рассказ с элементами беседы

28

Тема 28.   Острая кровопотеря.

1

Рассказ с элементами беседы

29

Тема 29.     Формы шока при кровопотере: компенсированный и декомпенсированный шок, симптомы и степени

1

Рассказ с элементами беседы

30

Тема 30.  Способы остановки артериального кровотечения.

1

Рассказ с элементами беседы

31

Тема 31.    Способы остановки венозного, капиллярного и смешанного кровотечения.

1

Рассказ с элементами беседы

32

Тема 32.    Первая помощь при кровотечениях, остановка кровотечения табельными и подручными средствами.

1

 Практическая работа. Отработка практических навыков в парах. Ситуационные задания.

Раздел 5. Первая медицинская помощь при переломах - 13 часов

33

Тема 33.  Переломы. Понятие, классификация, причины, признаки.

1

Рассказ с элементами беседы

34

Тема 34.    Повреждения черепа. Признаки, классификация. Перелом свода черепа, перелом основания черепа, сотрясение головного мозга, ушиб головного мозга.

1

Рассказ с элементами беседы

35

Тема 35. Транспортная иммобилизация.

1

Рассказ с элементами беседы.

Отработка практических навыков в парах

36

Тема 36. Первая помощь при переломах костей верхних конечностей, плечевого пояса, ребер: плечевой кости, локтевого сустава, лучезапястного сустава и кисти.

1

Рассказ с элементами беседы.

Отработка практических навыков в парах

37

Тема 37. Первая помощь при переломах костей верхних конечностей, плечевого пояса, ребер: перелом ключицы, перелом лопатки, перелом рёбер.

1

Рассказ с элементами беседы.

Отработка практических навыков в парах

38

Тема 38.    Первая помощь при переломах костей верхних конечностей, плечевого пояса, ребер.

1

Практическая работа.

Ситуационные задачи. Отработка практических навыков в парах

39

Тема 39. Первая помощь при переломах костей верхних конечностей, плечевого пояса, ребер.

1

Практическая работа.

Ситуационные задачи. Отработка практических навыков в парах

40

Тема 40. Переломы костей нижних конечностей: переломы бедренной кости.

1

Практическая работа.

Ситуационные задачи. Отработка практических навыков в парах

41

Тема 41. Переломы костей нижних конечностей: переломы костей коленного сустава, голени

1

Практическая работа.

Ситуационные задачи. Отработка практических навыков в парах

42

Тема 42. Первая помощь при растяжении связок голеностопного сустава, стопы.

1

Практическая работа.

Ситуационные задачи. Отработка практических навыков в парах

43

Тема 43. Переломы позвоночника: переломы шейного отдела.

1

Практическая работа.

Ситуационные задачи. Отработка практических навыков в парах

44

Тема 44. Переломы позвоночника: переломы грудного и поясничного отделов.

1

Практическая работа.

Ситуационные задачи. Отработка практических навыков в парах

45

Тема 45. Первая помощь при инородных телах в глазу и в органах дыхания

1

Практическая работа.

Ситуационные задачи. Отработка практических навыков в парах

Раздел 6. Первая   помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности - 10 часов

46

Тема 46. Болезни сердечно-сосудистой системы: ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда. Причины, симптомы, первая помощь.

1

Рассказ с элементами беседы.

Отработка практических навыков

47

Тема 47. Болезни сердечно-сосудистой системы: инсульт, коллапс, обморок. Причины, симптомы, первая помощь.

1

Рассказ с элементами беседы.

Отработка практических навыков

48

Тема 48. Терминальные состояния. Виды, особенности терминальных состояний.

1

Рассказ с элементами беседы.

Отработка практических навыков

49

Тема 49. Реанимация. Основные механизмы реанимации.

1

Рассказ с элементами беседы.

Отработка практических навыков

50

Тема 50. Первая реанимационная помощь. Направления и этапы.

1

Рассказ с элементами беседы.

Отработка практических навыков

51.

Тема 51. Выведение из терминальных состояний: реанимация и восстановительное, охранное положение. Продолжительность оказания первой реанимационной помощи.

1

Рассказ с элементами беседы.

Отработка практических навыков

52.

Тема 52. Техника первой реанимационной помощи: одним и двумя спасателями.

1

Рассказ с элементами беседы.

Отработка практических навыков

53

Тема 53. «Ресторанная смерть»

1

Рассказ с элементами беседы.

54

Тема 54. Спасание на водах. Виды утоплений. Реанимационные мероприятия.

1

Рассказ с элементами беседы.

Отработка практических навыков

55

Тема 55. Поражение электрическим током и молнией. Первая реанимационная помощь.

1

Рассказ с элементами беседы.

Отработка практических навыков

Раздел 7. Первая помощь при ожогах - 3 часа

56

Тема 56. Ожоги кожи, подкожных тканей и дыхательных путей. Понятие, причины, первая помощь.

1

Рассказ с элементами беседы.

Отработка практических навыков

57

Тема 57. Тепловой и солнечный удар. Симптомы, признаки, первая помощь.

1

Рассказ с элементами беседы.

Отработка практических навыков

58

Тема 58. Холодовые травмы: отморожения и общее охлаждение организма.

1

Рассказ с элементами беседы.

Отработка практических навыков

Раздел 8. Поражение ядовитыми веществами. -3 часа

59

Тема 59. Классификация ядовитых веществ: виды, свойства, способы защиты, первая помощь.

1

Рассказ с элементами беседы.

Отработка практических навыков

60

Тема 60. Первая помощь при укусе гадюки и других ядовитых змей.

1

Рассказ с элементами беседы.

Отработка практических навыков

61

Тема 61. Первая помощь при поражении ядом насекомых.

1

Рассказ с элементами беседы.

Отработка практических навыков

Раздел 9. Инфекционные болезни. Дезинфекция. - 7 часов

62

Тема 62. Вопросы эпидемиологии

1

Рассказ с элементами беседы.

63

Тема 63. Виды, особенности микроорганизмов. Причины острых инфекционных заболеваний.

1

Рассказ с элементами беседы.

64

Тема 64. Инфекции дыхательных путей. Классификация и первая помощь.

1

Рассказ с элементами беседы.

65

Тема 65. Зоонозы. Классификация и первая помощь.

1

Рассказ с элементами беседы.

66

Тема 66. Инфекции центральной нервной системы. Классификация и первая помощь.

1

Рассказ с элементами беседы.

67

Тема 67. Кишечные инфекции. Классификация и первая помощь.

1

Рассказ с элементами беседы.

68

Тема 68. Профилактика инфекционных заболеваний. Дезинфекция, дезинсекция, дератизация

1

Рассказ с элементами беседы.

ИТОГО

68 часов

5. Учебно-методическое обеспечение.

  1. И.Ф. Богоявленский. Первая медицинская, первая реанимационная помощь. Критические состояния на догоспитальном этапе. Том 1. Санкт-Петербург, ОАО «Медиус» 2000г.
  2. И.Ф. Богоявленский. Первая медицинская, первая реанимационная помощь. Критические состояния на догоспитальном этапе. Том 2. Санкт-Петербург, ОАО «Медиус» 2000г.
  3. Ресурсы Интернет

Литература для учителя

  1. Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для студентов педагогических вузов./ Г.П Артюнина. – М.: Академический проект, 2009. – 766 с.
  2. Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: учеб пособие для высшей школы. – 3-е изд. / Г.П. Артюнина., С.А. Игнатькова – М.: Академический проект, 2005. – 560 с.
  3. Большая медицинская энциклопедия. под. ред. Бородулина В.И. 4-е изд. – М.: Рипол Классик, 2007. – 960с.
  4. Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учеб. пособие / В.Г. Бубнов; Н.В. Бубнова; под. ред. Г. А. Короткина. – 4-е изд., стереотип. – М.:АСТ: Астрель, 2008.–. – 79 с.
  5. Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для высшей школы / В.Г. Бубнов – М.:АСТ: Астрель, 2005. – 256 с.
  6. Волокитина Т.В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для высшей школы / Т.В. Волокитина, Г.Г. Бральнина, Н.И. Никитинская– М.: Академия, 2008. – 224 с.
  7. Интернет-ресурсы

Литература для учащихся.
1. Бубнов В.Г, Бубнова Н.В. «Основы медицинских знаний» / Учебное пособие для учащихся 9-11 классов. - М.: АСТ, 1999. – 400 с.
2. Смирнов А.Т. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» / Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. - М.: Просвещение, 2003.-161 с.

3. Сонин Н.И., Сапин М.Р. «Биология. Человек.8 класс». - М.: Дрофа, 2012.-215 с.
4. Детская энциклопедия. Т.18. Человек. – М.: «Аванта+», 2002.- 464 с.

  1. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: учебник. – 4-е изд. / Е.Е. Тен – М.: Академия, 2008. – 256 с.

Первая медицинская помощь. Ситуационные задачи.

  1. Упавшее стекло нанесло резаную рану на передней поверхности предплечья. Из раны струей вытекает венозная кровь. Специальных приспособлений для остановки кровотечения нет. Нет стерильного перевязочного материала. В распоряжении оказывающего помощь имеются носовой платок, раствор этакридина лактата (риванол), электрический утюг, кипящий чайник на плите. Какова последовательность действий при оказании первой помощи?

  1. Вследствие попадания кипящей жидкости возник ожог II—III степени бедра и голени. У оказывающего помощь нет воды, стерильного перевязочного материала, руки загрязнены. Имеются флаконы с церигелем, раствором перманганата калия, носовые платки. Какова последовательность оказания первой помощи?

  1. В результате удара тупым предметом возникло значительное носовое кровотечение. В распоряжении имеются вата и полоска ткани (ширина 5 см, длина 50 см). Какова последовательность оказания первой помощи?

  1. Молодой человек получил ножевое ранение в грудь. Под ключицей справа резаная рана размером 3x1,5 см, из которой вытекает пенистая кровь. В распоряжении оказывающего помощь имеются флакон со спиртовым раствором йода, нестерильный целлофановый мешочек, нестерильный бинт. Какова первая помощь?

  1. В результате ножевого ранения возникло сильное артериальное кровотечение из подколенной артерии. Никаких инструментов и перевязочного материала нет, кроме собственной одежды. Какова последовательность оказания первой помощи?

  1. Вы обнаружили на улице человека без признаков жизни: сознание отсутствует, движений грудной клетки не видно, пульс не прощупывается. Как установить, жив человек или умер?

  1. Идущий впереди вас человек, вскрикнув, упал; судорожные подергивания конечностей к моменту вашего приближения прекратились. При осмотре виден зажатый в руке свисающий с электрического столба оголенный электрический провод. Какова последовательность оказания первой медицинской помощи

  1. Из воды извлечен человек без признаков жизни. Пульс и дыхание отсутствуют, тоны сердца не выслушиваются. Какова последовательность оказания первой помощи?

  1. При спуске с горы на лыжах человек упал, возникли резкие боли в области голени, усиливающиеся при изменении положения. Встать на ногу не может, стопа неестественно вывернута наружу. Кожные покровы не нарушены. Каков характер повреждения, и какая необходима первая помощь?

  1. При автомобильной аварии пострадали 2 человека. У одного из них одежда п лицо залиты кровью, на лбу имеется резаная рана размером 3 см, из которой вытекает кровь. Пострадавший в сознании, беспокоен, пульс и дыхание нормальные. У второго пострадавшего видимых повреждений ног, но жалуется на головную боль, тошноту; обстоятельств, предшествующих аварии, не помнит. Насколько серьезны эти повреждения? Какому больному прежде всего должна быть оказана помощь и какого из них в первую очередь надо направить в лечебное учреждение?

  1. Пострадавший выпил неизвестную жидкость, после чего почувствовал резкую боль во рту, за грудиной и в животе. При осмотре беспокоен, мечется от боли; повторная рвота с примесью крови. На слизистой оболочке губ, языке, в полости рта видны налеты и струпья желто-зеленого цвета. Дыхание затруднено. Чем произошло отравление? Какова первая помощь?

  1. В жаркий солнечный день человек, находящийся на пляже, внезапно почувствовал себя плохо. Возникли головная боль, головокружение, рвота, одышка, шум в ушах. При осмотре пульс 120 в минуту, слабого наполнения; дыхание поверхностное, 40 в минуту. Слова произносит невнятно. Какова причина данного состояния? Какова первая помощь?

  1. У человека внезапно возникли чувство сверления, боли, ощущение скрежета в ухе. При осмотре глубоко в слуховом проходе обнаружено насекомое. Какова первая помощь?

  1. В результате автомобильной катастрофы нижние конечности у одного из пострадавших были придавлены опрокинувшимся автомобилем. В течение 2 ч не было возможности освободить конечности. Какой должна быть первая помощь, когда конечности будут высвобождены из-под тяжести?

  1. Идущий впереди вас мужчина внезапно упал. Приблизившись к упавшему, вы обнаружили, что человек делает судорожные дыхательные движения, лицо его синюшно, зрачки широкие, пульс не определяется, тоны сердца не выслушиваются, т.е. имеются все признаки остановки кровообращения. В чем заключается первая медицинская помощь? Какова ее последовательность? Как организовать транспортировку заболевшего в лечебное учреждение?

  1. Тучная женщина, поскользнувшись, падает на ягодицы. В момент удара возникли резкие боли в пояснице, из-за которых невозможны малейшие движения. Вскоре женщина почувствовала онемение нижних конечностей. Малейшие попытки изменить положение вызывают сильные боли. Резкая боль возникает при ощупывании спины. Какое возникло повреждение? Чем оно опасно? Нужна ли транспортная иммобилизация? Как транспортировать пострадавшую в больницу?

  1. Пожилой человек, споткнувшись, упал на руки — возникла резкая боль в области лучезапястного сустава, усиливающаяся при любом движении кисти. Резко изменилась конфигурация сустава и лучевой кости. Какое возникло повреждение? Каковы задачи и приемы первой медицинской помощи?

  1. При столкновении мотоциклист получил травму обеих голеней. Конфигурация голеней нарушена, имеется патологическая подвижность костей голеней, что вызывает сильнейшие боли. На правой голени видна рана, через которую выступает острый отломок большеберцовой кости. Какое повреждение получил мотоциклист? Каков порядок оказания первой помощи? Как поступить с имеющейся раной и произвести иммобилизацию конечностей при отсутствии специальных шин?

  1. Человек сбит машиной; получив удар, он упал и ударился головой о мостовую. О случившемся не помнит, жалуется на головную боль, головокружение, тошноту, рвоту. В затылочной области ушибленная рана, из слуховых проходов кровянистые выделения. Явных признаков повреждения костей нет. Чем обусловлена тяжесть состояния пострадавшего и какая необходима первая медицинская помощь? Назовите основные правила транспортировки при данном повреждении. 20. Ребенок упал с дерева, ударившись грудью о твердый предмет. Стонет от боли, дыхание поверхностное, частое. Боли резко усиливаются при кашле, изменении положения тела. Ощупывание грудной клетки резко болезненно, под кожей определяется хруст — звук, напоминающий хруст снега. Что повреждено? Опасно ли повреждение? Как помочь пострадавшему?

  1. В результате неосторожного поведения около пасеки ребенка ужалило несколько пчел в различные участки тела и лица. Какова первая медицинская помощь? Необходимо ли при большом количестве жал доставить ребенка в больницу?

  1. Ваша соседка по квартире, придя домой вечером с работы, обнаружила лежащего на диване мужа без сознания, дыхание у него шумное, с хрипами, слышимыми па расстоянии, пульс частый, слабый. Окна в комнате закрыты, на подоконнике флакон с аэрозолем хлорофоса. В чем причина тяжелого состояния? Каковы принципы оказания первой помощи и особенности транспортировки больного в стационар?

  1. Стоящий в автобусе мужчина внезапно упал, мышцы конечностей, шеи, лица беспорядочно сокращаются. Судороги сопровождаются резким поворотом головы в стороны, изо рта выделяется пенистая жидкость. Лицо синюшное, одутловатое, дыхание — шумное, усиленное. Через 2—3 мин судороги прекратились, дыхание стало ровным, как у спящего человека. Каким заболеванием страдает мужчина? Чем опасен приступ? Какова первая помощь?

  1. В аптеку обратился мужчина с просьбой помочь жене, у которой начались роды (отошли воды). Что необходимо взять с собой из аптечки первой помощи? Как принять ребенка и обработать пуповину? Нужно ли мать с ребенком направить в родильный дом?

  1. Ребенок выпил из бутылки неизвестную жидкость. Возникли резкие боли во рту, животе. Губы и слизистая оболочка полости рта воспалены, покрыты рыхлыми, белесовато-серого цвета пленками. Наблюдается повторная рвота с примесью крови, дыхание затруднено. Каким веществом отравился ребенок? Какова первая помощь?

  1. Неизвестный нанес подростку удар ножом в живот. При осмотре имеется рана на передней брюшной стенке длиной 5 см, умеренно кровоточащая. В рану выпала петля кишки. Какова последовательность оказания первой помощи? Чем закрыть рану при отсутствии стерильных бинтов? Как транспортировать раненого в больницу?

  1. В результате укусов неизвестной собаки на ногах у женщины возникло множество рваных ран, умеренно кровоточащих. Какова первая помощь? Необходимы ли антирабические прививки и когда?

  1. В результате загорания и взрыва емкости с керосином воспламенилась одежда на одном из рабочих. С помощью брезента пламя затушено. Тлеющая одежда залита водой. Имеются ожоги лица. Состояние пострадавшего быстро ухудшается: он заторможен, безучастен, пульс частый, дыхание поверхностное. Чем объясняется тяжелое состояние? Какова первая помощь? Как транспортировать пострадавшего?

  1. При падении па вытянутую руку возникли резкая боль в плечевом суставе, выраженная его деформация. Движения в суставе стали невозможны, а конечность зафиксировалась в неестественном положении, заметно ее укорочение. Какой вид травмы у пострадавшего? Какова первая медицинская помощь? Необходима ли врачебная помощь?

  1. Работница животноводческой фермы при уборке стойла поранила руку о гвоздь, вбитый в стену. Возникшую ссадину обработала спиртовым раствором йода и осталась на работе. Правильно ли поступила женщина? Какие опасности таит полученное поверхностное повреждение кожи? Как следовало бы поступить в этом случае?

  1. Находясь на лесозаготовительных работах, рабочий упал с высоты, ударившись спиной о сваленное дерево. Возникли сильнейшие боли в спине, резко усиливающиеся при движении, движения нижних конечностей затруднены. Что повреждено? Какова первая помощь? Как доставить пострадавшего в больницу, если нет носилок?

  1. Вследствие неосторожного движения кипящее молоко попало на предплечье и кисть. Кожные покровы ярко-красного цвета, большое количество пузырен, заполненных жидкостью. Беспокоят сильные боли. Какова первая помощь? Следует ли вскрывать пузыри, смазывать обожженную поверхность жиром, мазью? Нужно ли накладывать повязку? Как уменьшить боль?

  1. Внезапно из носовых ходов началось обильное выделение крови. Больной обеспокоен, сморкается, сплевывает кровь, частично ее проглатывает. Как остановить носовое кровотечение? Какое положение следует придать больному? Нужно ли доставить больного в больницу?

  1. Ребенок 3 лет, играя, засунул в ухо горошину. Жалуется на боли в ухе. Что следует предпринять и в какие сроки?

  1. Женщина 62 лет получила внезапное известие о смерти мужа. Вскрикнула и упала, потеряв сознание. При осмотре: кожные покровы бледные, пульс 92 в минуту, артериальное давление 100/60 мм рт.ст., дыхание глубокое, 15 в минуту. Что следует предпринять? Что определяет подобное состояние?

  1. Мужчина 30 лет на работе упал с высоты 8 м, потерял сознание. При осмотре в теменной области обнаружена кровоточащая рана размером 10x4 см, из носовых ходов и полости рта выделяется кровь, через кожу правого плеча выступает острый осколок кости. Пульс 120 в минуту, мягкий, хорошего наполнения, артериальное давление 100/60 мм рт.ст. Что произошло с пострадавшим? Что и в какой последовательности нужно делать при оказании первой помощи? В какой стационар следует направить пострадавшего? Как организовать транспортировку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6. План-конспект урока по ОБЖ на 2-ом курсе. Оказание первой медицинской помощи

Первая помощь это:Обеспечение безопасности себе и пострадавшему.Обеспечение физического и психологического комфорта пострадавшему.Предотвращение осложнений.Цель урока: Изучение алг...

Удостоверение. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи по программе РКК «Первая помощь»

Удостоверение. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи по программе РКК «Первая помощь»...

Защита магистерской диссертации: Развитие у учащихся умений оказания первой помощи при неотложных состояниях в курсе ОБЖ

Защита магистерской диссертации: Развитие у учащихся умений оказания первой помощи при неотложных состояниях в курсе ОБЖ...

Оказание первой помощи. ЛЕКЦИЯ 1 «Алгоритм оказания первой помощи»

Теплов К.Б. Оказание первой помощи. ЛЕКЦИЯ 1 «Алгоритм оказания первой помощи»....

Оказание первой помощи. ЛЕКЦИЯ 3 «Оказание первой помощи при попадании пищи или инородных тел в трахею. Приём Геймлиха»

Теплов К.Б. Оказание первой помощи. ЛЕКЦИЯ 3 «Оказание первой помощи при попадании пищи или инородных тел в трахею. Приём Геймлиха»...

Тема урока: «Общие правила оказания первой помощи. Оказание первой помощи при наружном кровотечении».

Тема урока: «Общие правила оказания первой помощи. Оказание первой помощи при наружном кровотечении»....

Открытое мероприятие внеурочной деятельности по курсу "Оказание первой помощи при несчастных случаях"

Цели:- обеспечить усвоение основных правил оказания первой помощи при носовом кровотечении, при обработке неглубоких ран и ссадин;- воспитывать бережное отношение к жизни человека, сострадание, с...