Защита магистерской диссертации: Развитие у учащихся умений оказания первой помощи при неотложных состояниях в курсе ОБЖ
методическая разработка по обж на тему
Защита магистерской диссертации: Развитие у учащихся умений оказания первой помощи при неотложных состояниях в курсе ОБЖ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель исследования: конструирование системы формирования у обучающихся умений оказания первой помощи при неотложных состояниях и разработка методики ее реализации в курсе основ безопасности жизнедеятельности основной школы.
Задачи исследования : 1. Рассмотреть теоретические основы системно- деятельностного подхода как методологической основы современной системы общего образования. 2. Охарактеризовать различные подходы к трактовке умений как деятельностному компоненту содержания образования в области безопасности жизнедеятельности. 3. Изучить методические основы формирования умений оказания первой помощи в теории и методике образования в области безопасности жизнедеятельности. 4. Проанализировать потенциал школьного курса основ безопасности жизнедеятельности для формирования умений оказания первой помощи в логике системно- деятельностного подхода. 5. Сконструировать систему формирования умений оказания первой помощи при неотложных состояниях. 6 . Разработать методические рекомендации по формированию у обучающихся основной школы умений оказания первой помощи при неотложных состояниях в курсе основ безопасности жизнедеятельности. 7 . Провести опытно-экспериментальную работу по формированию умений оказания первой помощи при неотложных состояниях
Системно – деятельностный подход – методологическая основа современного общего образования Понятие системно- деятельностного подхода было введено в 1985 г. как понятие, объединяющее системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной психологической науки (таких, как Б.Г . Ананьев , Б.Ф. Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностный , который всегда был системным ( Л.С. Выготский , Л.В. Занков , А.Р . Лурия , Д.Б . Эльконин , В.В . Давыдов и многие др.).
Системно- деятельностный подход позволяет на каждой ступени общего образования: представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности; на основании построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи; выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.
Умения – деятельностный компонент содержания образования в области БЖ Умения – это способность к выполнению сложных комплексных действий на основе усвоенных знаний, опыта, навыков .
Классификация умений по Т.И. Шамовой Умения Специальные (частные) Р ациональной учебной деятельности Интеллектуальные
Общие условия формирования умений Е.Н. Кабановой - Меллер Создание мотивации и определение целей деятельности Поэтапное формирование умения в учебном процессе от его введения до самостоятельного применения учащимися Использование разнообразных методов обучения в зависимости от этапа содержания
Методические основы формирования у обучающихся умений оказания первой помощи при неотложных состояниях Модель возникновения и развития травмы У. Хэддона
Анализ потенциала курса ОБЖ для освоения обучающимися умений оказания первой помощи при неотложных состояниях
Конструирование системы формирования у обучающихся основной школы умений оказания первой помощи при неотложных состояниях
II Методический уровень Целевой компонент Содержательный компонент Процессуальный компонент Технологический компонент Рефлексивно-оценочный компонент
Система умений оказания первой помощи при неотложных состояниях
Методика формирования у обучающихся умений оказания первой помощи при ушибах и ссадинах Мотивационно – ориентировочный этап Операционно – исполнительский этап 1в.: Во время урока физической культуры в 7 классе учащийся упал со спортивного снаряда и ударился головой. Жалуется на головокружение, головную боль и тошноту. Определите причину данного состояния, какова особенность оказания первой помощи? 2в .: Во время летнего туристического похода шестиклассник упал на твердый, неровный грунт. На коленях и на локтях поврежден кожный покров, сочиться кровь, и нарастает боль. Определите причину данного состояния, какова особенность оказания первой помощи?
III. Презентативный этап IV. Рефлексивно- оценочный этап Что такое ушибы и что является их причиной? Как оказать первую помощь при ушибах? Назовите признаки попадания инфекции в рану.
Опытно – экспериментальная работа по формированию умений оказания первой помощи при неотложных состояниях Уровни Низкий Средний Высокий Экспериментальный 5 класс – 123 учащихся 9 уч. 7% 75 уч. 61% 39 уч. 32% Контрольный 5 класс – 125 учащихся 19 уч. 15% 82 уч. 65% 24 уч. 20% Экспериментальный 6 класс – 128 учащихся 4 уч. 3% 54 уч. 42% 70 уч. 55% Контрольный 6 класс – 121 учащийся 12 уч. 10% 79 уч. 66% 30 уч. 24%
Заключение Установлено, что в основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта. В своем исследовании при определении этапов формирования умений оказания первой помощи при неотложных состояниях учащихся мы придерживались концепции обобщенных приемов умственного развития Е.Н. Кабановой- Меллер . Рассмотрены методические основы формирования у обучающихся умений оказания первой помощи при неотложных состояниях. Анализ потенциала курса основ безопасности жизнедеятельности для формирования у обучающихся умений оказания первой помощи позволил установить, что в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования данному умению отводится значительная роль и данный вопрос рассматривается различными авторскими методическими коллективами. Сконструирована методическая система формирования у обучающихся основной школы умений оказания первой помощи при неотложных состояниях. Разработаны и апробированы авторские методические рекомендации по формированию у обучающихся основной школы умений оказания первой помощи при неотложных состояниях. Результаты опытно-экспериментальной работы показали устойчивую положительную динамику и позволили сделать вывод об эффективности избранных теоретико-методологических и методических оснований.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест 11 класс. Первая помощь при неотложных состояниях
В тесте представлены задания открытого и закрытого типа, ситуационные задачи....
Памятка "Оказание первой помощи при неотложных состояниях"
Памятка "Оказание первой помощи при неотложных состояниях"...
презентация "Первая помощь при неотложных состояниях"
Рассотрены вопросы оказания первой помощи при некоторых неотложных состояниях...
Самостоятельная работа по теме «Первая помощь при неотложных состояниях»
Самостоятельная работа по теме «Первая помощь при неотложных состояниях»...
Занятие по ГО и ЧС. Оказание первой помощи при неотложных ситуациях.
Организация подготовки работающего населения к действиям в ЧС Оказание первой помощи осуществляется в соответствии с требованиями законодательных и нормативных документов РФ по вопросам ГО и защ...
Первая помощь при неотложных состояниях
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:Первая помощь.Травматический шок.Первая помощь при сердечной недостаточности.Первая помощь при инсульте...
Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок
В данной презентации рассматривается вопрос правомерности оказания первой помощи.В любую минуту каждый человек может оказаться в ситуации, когда требуется принять решение и оказать первую помощь постр...