Рабочая программа ОБЗР 2024год
рабочая программа по обж (10 класс)
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Байкальский колледж туризма и сервиса»
Утверждена
Приказом директора №01-7/98-1
от «30» августа 2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
для профессиональных образовательных организаций
Уровень освоения: базовый
Код специальность/профессия: 43.01.09 «Повар, кондитер»
Форма обучения: очная
Профиль обучения: естественно- научный
Срок обучения: 3 года и 10 мес.
Улан-Удэ, 2024
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины» разработана на основе:
1) Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 №413;
2) Федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 №371;
3) Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2016г. №1569;
4) Примерной программы общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины», рекомендованной ФГБОУ ДПО ИРПО.
5) Рабочей программы воспитания по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»
Рабочая программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии «ЕНЦ» от "29" августа 2024г., протокол №1
Председатель ЦК ________________ /Н.Б.Дугаржапова/
(подпись) (ФИО)
Согласовано:
Заместитель директора по УПР_________________/Т.Ю. Гужвина/
(подпись) (ФИО)
Согласовано:
Заместитель директора по УВР_________________/А.Л. Суворова/
(подпись) (ФИО)
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Байкальский колледж туризма и сервиса"
Разработчик: _________________ / Ю.Н.Баканин/
(подпись) (ФИО)
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в ______ учебном году на заседании ЦК __________________________
(наименование ЦК)
Протокол № _______ от "____ " ________ 202_ г.
Председатель ЦК ______________ / _____________________/
(подпись) (ФИО)
Содержание
п/п | Наименование разделов | Стр. |
1 | Пояснительная записка | 4 |
2 | Содержание обучения | 6 |
3 | Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины | 12 |
4 | Тематическое планирование | 28 |
5 | Условия реализации общеобразовательной дисциплины | 36 |
- Пояснительная записка
1.1. Программа по ОБЗР разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО, федеральной рабочей программы воспитания и предусматривает непосредственное применение при реализации ООП СОО.
1.2. Программа по ОБЗР позволит построить освоение содержания в логике последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей средой, учесть преемственность приобретения обучающимися знаний и формирования у них умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности.
Программа по ОБЗР в методическом плане обеспечивает реализацию практико-ориентированного подхода в преподавании ОБЗР, системность и непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования у них навыков в области безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего образования; помогает педагогу продолжить освоение содержания материала в логике последовательного нарастания факторов опасности: опасная ситуация, экстремальная ситуация, чрезвычайная ситуация и разумного построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни с учётом актуальных вызовов и угроз в природной, техногенной, социальной и информационной сферах.
1.3. Программа по ОБЗР обеспечивает:
формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни;
достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, соответствующего интересам обучающихся и потребностям общества в формировании полноценной личности безопасного типа;
взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета ОБЗР на уровнях основного общего и среднего общего образования;
подготовку выпускников к решению актуальных практических задач безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни.
1.4. Изучение ОБЗР направлено на достижение базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у выпускников умений распознавать угрозы, снижать риски развития опасных ситуаций, избегать их, самостоятельно принимать обоснованные решение в экстремальных условиях, грамотно вести себя при возникновении чрезвычайных ситуаций. Такой подход содействует воспитанию личности безопасного типа, закреплению навыков, позволяющих обеспечивать благополучие человека, созданию условий устойчивого развития общества и государства.
1.5. Целью изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования является формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
способность применять принципы и правила безопасного поведения в повседневной жизни на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин и механизмов возникновения и развития различных опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности к применению необходимых средств и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;
знание и понимание роли личности, общества и государства в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
1.6. Место учебного предмета в учебном плане: базовый предмет «ОУП.07 Основы безопасности и защиты Родины» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер».
- Содержание общеобразовательной дисциплины
«Основы безопасности и защиты Родины»
Введение
Актуальность изучения учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины», цели и задачи. Основные теоретические положения учебного предмета, определения терминов «среда обитания», «биосфера», «опасность», «риск», «безопасность». Необходимость формирования безопасного мышления и поведения. Культура безопасности жизнедеятельности - современная концепция безопасного типа поведения личности. Значение изучения основ безопасности жизнедеятельности при освоении специальности СПО.
Модуль №1. "Основы комплексной безопасности"
Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе.
Корпоративный, индивидуальный, групповой уровень культуры безопасности.
Общественно-государственный уровень культуры безопасности жизнедеятельности.
Личностный фактор в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения в стране.
Общие правила безопасности жизнедеятельности.
Опасности вовлечения молодёжи в противозаконную и антиобщественную деятельность. Ответственность за нарушения общественного порядка. Меры противодействия вовлечению в несанкционированные публичные мероприятия.
Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте, на воздушном и водном транспорте. Как действовать при аварийных ситуациях на воздушном, железнодорожном и водном транспорте.
Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Порядок вызова аварийных служб и взаимодействия с ними. Информационная и финансовая безопасность. Информационная безопасность Российской Федерации. Угроза информационной безопасности.
Модуль №2. "Основы обороны государства"
Правовые основы подготовки граждан к военной службе. Стратегические национальные приоритеты. Цели обороны. Предназначение Вооружённых Сил Российской Федерации. Войска, воинские формирования, службы, которые привлекаются к обороне страны.
Составляющие воинской обязанности в мирное и военное время. Организация воинского учёта. Подготовка граждан к военной службе. Заключение комиссии по результатам медицинского освидетельствования о годности гражданина к военной службе.
Допризывная подготовка. Подготовка по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования. Подготовка граждан по военно-учётным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в различных объединениях и организациях. Составные части добровольной подготовки граждан к военной службе. Военно-прикладные виды спорта. Спортивная подготовка граждан.
Вооружённые Силы Российской Федерации - гарант обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. История создания российской армии. Победа в Великой Отечественной войне (1941-1945). Вооружённые Силы Советского Союза в 1946-1991 гг. Вооружённые Силы Российской Федерации (созданы в 1992 г.).
Дни воинской славы (победные дни) России. Памятные даты России.
Стратегические национальные приоритеты Российской Федерации. Угроза национальной безопасности. Повышение угрозы использования военной силы.
Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Стратегические цели обороны. Достижение целей обороны. Военная доктрина Российской Федерации. Основные задачи Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов. Гибридная война и способы противодействия ей.
Структура Вооружённых Сил Российской Федерации. Виды и рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации. Воинские должности и звания в Вооружённых Силах Российской Федерации. Воинские звания военнослужащих.
Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих.
Современное состояние Вооружённых Сил Российской Федерации. Совершенствование системы военного образования.
Модуль №3. "Военно-профессиональная деятельность"
Выбор воинской профессии. Индивидуальные качества, которыми должны обладать претенденты на командные должности, военные связисты, водители, военнослужащие, находящиеся на должностях специального назначения.
Организация подготовки офицерских кадров для Вооружённых Сил Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, МЧС России.
Воинские символы и традиции Вооружённых Сил Российской Федерации. Ордена Российской Федерации - знаки отличия, почётные государственные награды за особые заслуги.
Традиции, ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации. Воинский долг. Дружба и войсковое товарищество. Порядок вручения Боевого знамени воинской части и приведения к Военной присяге (принесения обязательства).
Ритуал подъёма и спуска Государственного флага Российской Федерации. Вручение воинской части государственной награды.
Призыв граждан на военную службу. Воинская обязанность граждан Российской Федерации в мирное время, в период мобилизации, военного положения и в военное время. Граждане, подлежащие (не подлежащие) призыву на военную службу, освобождение от призыва на военную службу. Отсрочка от призыва граждан на военную службу. Сроки призыва граждан на военную службу. Поступление на военную службу по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Модуль №4. "Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций"
Основы законодательства Российской Федерации по организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (2021). Основные направления деятельности государства по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
Права, обязанности и ответственность гражданина в области организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций (на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и других).
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Структура и основные задачи РСЧС. Функциональные и территориальные подсистемы РСЧС. Структура, основные задачи, деятельность МЧС России.
Гражданская оборона и её основные задачи на современном этапе. Подготовка населения в области гражданской обороны. Подготовка обучаемых гражданской обороне в общеобразовательных организациях. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Составные части системы оповещения населения. Действия по сигналам гражданской обороны. Правила поведения населения в зонах химического и радиационного загрязнения. Оказание первой помощи при поражении аварийно-химически опасными веществами. Правила поведения при угрозе чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий. Эвакуация гражданского населения и её виды. Упреждающая и заблаговременная эвакуация. Общая и частичная эвакуация.
Средства индивидуальной защиты населения. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и средства индивидуальной зашиты кожи. Использование медицинских средств индивидуальной защиты.
Инженерная защита населения и неотложные работы в зоне поражения. Защитные сооружения гражданской обороны. Размещение населения в защитных сооружениях.
Аварийно-спасательные работы и другие неотложные работы в зоне поражения. Задачи аварийно-спасательных и неотложных работ. Приёмы и способы выполнения спасательных работ. Соблюдение мер безопасности при работах.
Модуль №5. "Безопасность в природной среде и экологическая безопасность"
Чрезвычайные ситуации природного характера (геологические, гидрологические, метеорологические, природные пожары). Возможности прогнозирования и предупреждения.
Экологическая безопасность и охрана окружающей среды. Нормы предельно допустимой концентрации вредных веществ. Правила использования питьевой воды. Качество продуктов питания. Правила хранения и употребления продуктов питания.
Модуль №6. "Основы противодействия экстремизму и терроризму".
Разновидности экстремистской деятельности. Внешние и внутренние экстремистские угрозы.
Деструктивные молодёжные субкультуры и экстремистские объединения. Терроризм - крайняя форма экстремизма. Разновидности террористической деятельности.
Праворадикальные группировки нацистской направленности и леворадикальные сообщества. Правила безопасности, которые следует соблюдать, чтобы не попасть в сферу влияния неформальной группировки.
Ответственность граждан за участие в экстремистской и террористической деятельности. Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, предусмотренные за участие в экстремистской и террористической деятельности.
Противодействие экстремизму и терроризму на государственном уровне.
Уровни террористической опасности. Принятие решения об установлении уровня террористической опасности. Меры по обеспечению безопасности личности, общества и государства, которые принимаются в соответствии с установленным уровнем террористической опасности.
Особенности проведения контртеррористических операций. Обязанности руководителя контртеррористической операции. Группировка сил и средств для проведения контртеррористической операции.
Экстремизм и терроризм на современном этапе. Внутренние и внешние экстремистские угрозы. Наиболее опасные проявления экстремизма. Виды современной террористической деятельности. Терроризм, который опирается на религиозные мотивы. Терроризм на криминальной основе. Терроризм на национальной основе. Технологический терроризм. Кибертерроризм.
Борьба с угрозой экстремистской и террористической опасности. Способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность. Формирование антитеррористического поведения. Праворадикальные группировки нацистской направленности и леворадикальные сообщества. Как не стать участником или жертвой молодёжных право- и леворадикальных сообществ. Радикальный ислам - опасное экстремистское течение. Как избежать вербовки в экстремистскую организацию.
Меры личной безопасности при вооружённом нападении на образовательную организацию. Действия при угрозе совершения террористического акта.
Обнаружение подозрительного предмета, в котором может быть замаскировано взрывное устройство. Безопасное поведение в толпе. Безопасное поведение при захвате в заложники.
Модуль №7. "Основы здорового образа жизни"
Здоровый образ жизни как средство обеспечения благополучия личности. Государственная правовая база для обеспечения безопасности населения и формирования у него культуры безопасности, составляющей которой является ведение здорового образа жизни.
Систематические занятия физической культурой и спортом. Выполнение нормативов ГТО. Основные составляющие здорового образа жизни. Главная цель здорового образа жизни - сохранение здоровья. Рациональное питание. Вредные привычки. Главное правило здорового образа жизни. Преимущества правило здорового образа жизни. Способы сохранения психического здоровья.
Репродуктивное здоровье. Факторы, оказывающие негативное влияние на репродуктивную функцию. Влияние уровня репродуктивного здоровья каждого человека и общества в целом на демографическую ситуацию страны.
Наркотизм - одна из главных угроз общественному здоровью. Правовые основы государственной политики в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.
Модуль №8. "Основы медицинских знаний и оказание первой помощи"
Освоение основ медицинских знаний.
Основы законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Среда обитания человека. Санитарно-эпидемиологическая обстановка. Карантин.
Виды неинфекционных заболеваний. Как избежать возникновения и прогрессирования неинфекционных заболеваний. Роль диспансеризации в профилактике неинфекционных заболеваний. Виды инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных болезней. Вакцинация.
Биологическая безопасность. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Источник биолого-социальной чрезвычайной ситуации. Безопасность при возникновении биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Способы личной защиты в случае сообщения об эпидемии. Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19. Правила профилактики коронавируса.
Первая помощь и правила её оказания. Признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие вызова скорой медицинской помощи. Правила вызова скорой медицинской помощи. Уголовная ответственность за оставление пострадавшего, находящегося в беспомощном состоянии, без возможности получения помощи.
Оказание первой помощи пострадавшему до передачи его в руки специалистам из бригады скорой медицинской помощи. Реанимационные мероприятия.
Первая помощь при нарушениях сердечной деятельности. Острая сердечная недостаточность (ОСИ). Неотложные мероприятия при ОСН. Первая помощь при травмах и травматическом шоке. Первая помощь при ранениях. Виды ран. Кровотечения наружные и внутренние. Правила оказания помощи при различных видах кровотечений. Первая помощь при острой боли в животе, эпилепсии, ожогах. Первая помощь при пищевых отравлениях и отравлениях угарным газом, бытовой химией, удобрениями, средствами для уничтожения грызунов и насекомых, лекарственными препаратами и алкоголем, кислотами и щелочами.
Первая помощь при утоплении и коме. Первая помощь при отравлении психоактивными веществами. Общие признаки отравления психоактивными веществами.
Составы аптечек для оказания первой помощи в различных условиях.
Правила и способы переноски (транспортировки) пострадавших.
Модуль №9. "Элементы начальной военной подготовки"
Строевая подготовка и воинское приветствие. Строи и управление ими. Строевая подготовка. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.
Оружие пехотинца и правила обращения с ним. Автомат Калашникова (АК-74). Основы и правила стрельбы. Устройство и принцип действия ручных гранат. Ручная осколочная граната Ф-1 (оборонительная). Ручная осколочная граната РГД-5.
Действия в современном общевойсковом бою. Состав и вооружение мотострелкового отделения на БМП. Инженерное оборудование позиции солдата. Одиночный окоп.
Способы передвижения в бою при действиях в пешем порядке.
Средства индивидуальной защиты и оказание первой помощи в бою. Фильтрующий противогаз. Респиратор. Общевойсковой защитный комплект (ОЗК). Табельные медицинские средства индивидуальной защиты. Первая помощь в бою. Различные способы переноски и оттаскивания раненых с поля боя.
Сооружения для защиты личного состава. Открытая щель. Перекрытая щель. Блиндаж. Укрытия для боевой техники. Убежища для личного состава.
- Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины
3.1. Планируемые результаты освоения программы ОБЗР.
3.1.1. Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения.
3.1.2. Личностные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР, должны способствовать процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности и проявляться, прежде всего, в уважении к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, гордости за российские достижения, в готовности к осмысленному применению принципов и правил безопасного поведения в повседневной жизни, соблюдению правил экологического поведения, защите Отечества, бережном отношении к окружающим людям, культурному наследию и уважительном отношении к традициям многонационального народа Российской Федерации и к жизни в целом.
3.1.3. Личностные результаты изучения ОБЗР включают:
1) гражданское воспитание:
сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового и способного применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей жизни;
уважение закона и правопорядка, осознание своих прав, обязанностей и ответственности в области защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций и в других областях, связанных с безопасностью жизнедеятельности;
сформированность базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности как основы для благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;
готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма и ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность к взаимодействию с обществом и государством в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения;
готовность к участию в деятельности государственных социальных организаций и институтов гражданского общества в области обеспечения комплексной безопасности личности, общества и государства;
2) патриотическое воспитание:
сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и Вооружённые Силы Российской Федерации, прошлое и настоящее многонационального народа России, российской армии и флота;
ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому и природному наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооружённых Сил Российской Федерации, достижениям России в области обеспечения безопасности жизни и здоровья людей;
сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убеждённость и готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственное воспитание:
осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готовность реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска возникновения опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;
ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и традициям народов России, принятие идей волонтёрства и добровольчества;
4) эстетическое воспитание:
эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности жизнедеятельности;
понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и безопасного поведения в повседневной жизни;
5) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития общей теории безопасности, современных представлений о безопасности в технических, естественно-научных, общественных, гуманитарных областях знаний, современной концепции культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЗР, осознание его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
способность применять научные знания для реализации принципов безопасного поведения (способность предвидеть, по возможности избегать, безопасно действовать в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях);
6) физическое воспитание:
осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
знание приёмов оказания первой помощи и готовность применять их в случае необходимости;
потребность в регулярном ведении здорового образа жизни;
осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;
7) трудовое воспитание:
готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности;
готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в процессе трудовой деятельности;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военно-профессиональную деятельность;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
8) экологическое воспитание:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды, осознание глобального характера экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности личности, общества и государства;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе соблюдения экологической грамотности и разумного природопользования;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение представлений о деятельности экологической направленности.
3.1.4. В результате изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
3.1.4.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы безопасности личности, общества и государства, обосновывать их приоритет и всесторонне анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного решения в различных ситуациях;
устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и классификации событий и явлений в области безопасности жизнедеятельности, выявлять их закономерности и противоречия;
определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с учётом самостоятельно выделенных критериев в парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий для реализации риск-ориентированного поведения;
моделировать объекты (события, явления) в области безопасности личности, общества и государства, анализировать их различные состояния для решения познавательных задач, переносить приобретённые знания в повседневную жизнь;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации, необходимой для решения стоящей задачи;
развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.
3.1.4.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области безопасности жизнедеятельности;
осуществлять различные виды деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в том числе при разработке и защите проектных работ;
анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учётом установленных (обоснованных) критериев;
раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной жизни;
критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты, обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях;
характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их реализации в реальных ситуациях;
использовать знания других предметных областей для решения учебных задач в области безопасности жизнедеятельности; переносить приобретённые знания и навыки в повседневную жизнь.
3.1.4.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов информации из источников разных типов при обеспечении условий информационной безопасности личности;
создавать информационные блоки в различных форматах с учётом характера решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную форму их представления;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от опасностей цифровой среды;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и гигиены.
3.1.4.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную коммуникацию, переносить принципы её организации в повседневную жизнь;
распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать значение социальных знаков; определять признаки деструктивного общения;
владеть приёмами безопасного межличностного и группового общения; безопасно действовать по избеганию конфликтных ситуаций;
аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
3.1.4.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный способ и составлять план их решения в конкретных условиях;
делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать ответственность за своё решение;
оценивать приобретённый опыт;
расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на основе личных предпочтений и за счёт привлечения научно-практических знаний других предметных областей; повышать образовательный и культурный уровень.
3.1.4.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при их разрешении; вносить коррективы в свою деятельность; контролировать соответствие результатов целям;
использовать приёмы рефлексии для анализа и оценки образовательной ситуации, выбора оптимального решения;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможности контроля всего вокруг;
принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке образовательной ситуации; признавать право на ошибку свою и чужую.
3.1.4.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы в конкретной учебной ситуации;
ставить цели и организовывать совместную деятельность с учётом общих интересов, мнений и возможностей каждого участника команды (составлять план, распределять роли, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, договариваться о результатах);
оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий результат по совместно разработанным критериям;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; предлагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны и практической значимости; проявлять творчество и разумную инициативу.
3.1.5. Предметные результаты освоения программы по ОБЗР на уровне среднего общего образования
3.1.5.1. Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства. Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и способности построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни.
3.1.5.2. Предметные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР, должны обеспечивать:
1) сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении;
2) сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных и экстремальных ситуаций; знание порядка действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
3) сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения, правил безопасности на транспорте; знание правил безопасного поведения на транспорте, умение применять их на практике; знание о порядке действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте;
4) знания о способах безопасного поведения в природной среде, умение применять их на практике; знание порядка действий при чрезвычайных ситуациях природного характера; сформированность представлений об экологической безопасности, ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования;
5) владение основами медицинских знаний: владение приёмами оказания первой помощи при неотложных состояниях; знание мер профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья; сформированность представлений о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера;
6) знания основ безопасного, конструктивного общения; умение различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального характера; умение предупреждать опасные явления и противодействовать им; сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном взаимодействии;
7) знания о способах безопасного поведения в цифровой среде, умение применять их на практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том числе криминального характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и противодействовать им;
8) знание основ пожарной безопасности, умение применять их на практике для предупреждения пожаров; знать порядок действий при угрозе пожара и пожаре в быту, общественных местах, на транспорте, в природной среде; знать права и обязанности граждан в области пожарной безопасности;
9) сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на жизнь личности, общества, государства экстремизма, терроризма; знание роли государства в противодействии терроризму; умение различать приёмы вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность и противодействовать им; знание порядка действий при объявлении разного уровня террористической опасности; знание порядка действий при угрозе совершения террористического акта, при совершении террористического акта, при проведении контртеррористической операции;
10) сформированность представлений о роли России в современном мире, угрозах военного характера, роли вооружённых сил в обеспечении мира; знание основ обороны государства и воинской службы, прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны; знание действия при сигналах гражданской обороны;
11) знание основ государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера; знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области;
12) знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о роли государства, общества и личности в обеспечении безопасности.
Освоение содержания общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
Личностные результаты (ЛР и ЛРв):
Личностные результаты освоения основной образовательной программы (ФГОС СОО) | Личностные результаты реализации программы воспитания | Коды личностных результатов |
ЛР 1 Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн) | ЛРв 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. ЛРв 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России | ЛР 1, ЛРв 1, ЛРв 5 |
ЛР 2 Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные, национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности | ЛРв 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. ЛРв 3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий к идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. | ЛР 2, ЛРв 2, ЛРв 3 |
ЛР 3 Готовность к служению Отечеству, его защите | ЛРв 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. | ЛР 3, ЛРв 1 |
ЛР 6 Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям | ЛРв 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. ЛРв 8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. | ЛР 6, ЛРв 7, ЛРв 8 |
ЛР 8 Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей | ЛРв 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. ЛРв 12 Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. | ЛР 8, ЛРв 6, ЛРв 12 |
ЛР 12 Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь | ЛРв 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. | ЛР 12, ЛРв 9 |
ЛР 14 Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности | ЛРв 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой | ЛР 14, ЛРв 10 |
Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими основным видам деятельности:
ПК 1.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для обработки сырья, приготовления полуфабрикатов в соответствии с инструкциями и регламентами.
ПК 2.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентами.
ПК 3.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления холодных блюд, кулинарных изделий, закусок в соответствии с инструкциями и регламентами.
ПК 4.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентами.
ПК 5.1. Подготавливать рабочее место кондитера, оборудование, инвентарь, кондитерское сырье, исходные материалы к работе в соответствии с инструкциями и регламентами.
4. Тематическое планирование.
Объем общеобразовательной дисциплины и виды учебной работы
Объем образовательной программы 68 часов; самостоятельная работа обучающегося 0 часов; консультации 0 часов; с преподавателем 68 часов; промежуточная аттестация 2 часа; индивидуальный проект - 0 часов.
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы | 68 |
Самостоятельная работа обучающегося | 0 |
Консультации | 0 |
С преподавателем | 68 |
в том числе: | |
Лекции, уроки | 34 |
Практические занятия | 34 |
Промежуточная аттестация в форме (дифференцированного зачета) | 2 |
Индивидуальный проект | 0 |
4.1. Тематический план общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объ-ем часов | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | Формируемые общие и профессиональные компетенции | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Введение | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Актуальность изучения учебной дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины» | Устный и письменный опрос | ОК03, ОК06, ОК07 | |||
2 | Цели и задачи учебной дисциплины | |||||
3 | Основные теоретические положения и понятия | |||||
- лабораторные занятия | 0 | |||||
- практические занятия | 0 | |||||
- контрольная работа | 0 | |||||
- самостоятельная работа обучающихся | 0 | |||||
Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья | 12 | |||||
Тема 1.1. Здоровье и здоровый образ жизни. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Факторы, влияющие на здоровье. Физическое, психическое, нравственное здоровье | Самооценка и взаимооценка | ОК03, ОК07, ОК08 | |||
2 | Режим жизнедеятельности. Оптимальный двигательный режим. Общая гигиена организма | |||||
3 | Биологические ритмы. Режим дня. Закаливание. Рациональное питание | 2 | Самооценка и взаимооценка | ОК03, ОК07, ОК08 | ||
4 | Отказ от вредных привычек. Состояние окружающей среды. Наследственность | |||||
- лабораторные занятия | 0 | |||||
- практические занятия | 0 | |||||
1 | Профессионально- ориентированное содержание: ПЗ №1 Факторы, разрушающие здоровье, вредные привычки | 2 | Практическая работа | ОК01, ОК02, ОК03, ОК07, ОК08; ПК1.1- ПК1.5 | ||
2 | Профессионально- ориентированное содержание: ПЗ №2 Организация, обеспечение и гигиенические основы рационального питания | 2 | Практическая работа | ОК01, ОК02, ОК03, ОК07, ОК08; ПК1.1- ПК1.5 | ||
- контрольная работа | 0 | |||||
- самостоятельная работа обучающихся | 0 | |||||
Тема 1.2. Репродуктивное здоровье. Правовые основы взаимоотношения полов | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества | Самооценка и взаимооценка | ОК03, ОК07, ОК08 | |||
2 | Социальная роль женщины в современном обществе | |||||
3 | Семейный кодекс Российской Федерации. Условия и порядок заключения и прекращения брака | 2 | Самооценка и взаимооценка | ОК03, ОК07, ОК08 | ||
4 | Права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей | |||||
- лабораторные занятия | 0 | |||||
- практические занятия | 0 | |||||
- контрольная работа | 0 | |||||
- самостоятельная работа обучающихся | 0 | |||||
Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения | 30 | |||||
Тема 2.1. Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Модели поведения при возникновении таких ситуаций | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Общее понятие чрезвычайной ситуации (ЧС). Понятие аварии. Виды катастроф | Устный и письменный опрос | ОК03, ОК04, ОК07 | |||
2 | Классификация чрезвычайных ситуаций по природе возникновения. Понятия природных и техногенных ЧС, стихийных бедствий | |||||
3 | Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам распространения | |||||
4 | Стихийные бедствия геологического характера. Правила поведения при землетрясении, извержении вулкана. Правила поведения во время оползней, селей, горных обвалов, снежных лавин | 2 | Устный и письменный опрос Презентация мини-проектов | ОК03, ОК04, ОК07 | ||
5 | Стихийные бедствия метеорологического характера. Правила поведения во время урагана, бури, смерча | |||||
6 | Стихийные бедствия гидрологического характера. Правила поведения во время наводнений, затоплений, подтоплений, цунами | 2 | Устный и письменный опрос | ОК03, ОК04, ОК07 | ||
7 | Понятие природных пожаров. Лесные и торфяные пожары | |||||
- лабораторные занятия | 0 | |||||
- практические занятия | 0 | |||||
1 | ПЗ №3. Изучение мероприятий по защите работающих и населения от негативных воздействий ЧС | 2 | Практическая работа | ОК03, ОК04, ОК07 | ||
2 | ПЗ №4 Изучение и отработка моделей поведения в условиях ЧС природного характера | 2 | Практическая работа | ОК03, ОК04, ОК07 | ||
- контрольная работа | 0 | |||||
- самостоятельная работа обучающихся | 0 | |||||
Тема 2.2. Организация защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: цели и задачи РСЧС и МЧС России | Результаты выполнения учебных заданий | ОК03, ОК04, ОК07 | |||
2 | Режимы функционирования, силы и средства РСЧС | |||||
3 | Права и обязанности граждан России в условиях ЧС | |||||
4 | Гражданская оборона (ГО): правовые основы, назначение и задачи. Территориальный и производственный принцип организации ГО | 2 | Устный и письменный опрос | ОК03, ОК04, ОК07 | ||
5 | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций | |||||
- лабораторные занятия | 0 | |||||
- практические занятия | 0 | |||||
1 | Профессионально- ориентированное содержание: ПЗ №5 Изучение и отработка моделей поведения в условиях ЧС техногенного характера | 2 | Практическая работа | ОК01, ОК02, ОК03, ОК07; ПК1.1- ПК1.5 | ||
- контрольная работа | 0 | |||||
- самостоятельная работа обучающихся | 0 | |||||
Тема 2.3. Мероприятия по защите населения в условиях ЧС мирного и военного времени | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени | Устный и письменный опрос | ОК03, ОК04 | |||
2 | Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций | |||||
3 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах ЧС | 2 | Устный и письменный опрос | ОК03, ОК04 | ||
4 | Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций. Правила безопасного поведения при теракте и захвате в заложники | |||||
- лабораторные занятия | 0 | |||||
- практические занятия | 0 | |||||
1 | ПЗ №6 Инженерная защита. Виды защитных сооружений и правила поведения в них | 2 | Практическая работа | ОК03, ОК04 | ||
2 | Профессионально- ориентированное содержание: ПЗ №7. Отработка действий, работающих и населения при эвакуации | 2 | Практическая работа | ОК01, ОК02, ОК03; ПК1.1- ПК1.5 | ||
3 | Профессионально- ориентированное содержание: ПЗ №8. Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции | 2 | Практическая работа | ОК01, ОК02, ОК03; ПК1.1- ПК1.5 | ||
4 | Профессионально- ориентированное содержание: ПЗ №9. Средства индивидуальной защиты населения, правила пользования ими | 2 | Практическая работа | ОК01, ОК02, ОК03; ПК1.1- ПК1.5 | ||
5 | Профессионально- ориентированное содержание: ПЗ №10. Изучение первичных средств пожаротушения | 2 | Практическая работа | ОК01, ОК02, ОК03; ПК1.1- ПК1.5 | ||
- контрольная работа | 0 | |||||
- самостоятельная работа обучающихся | 0 | |||||
Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность | 18 | |||||
Тема 3.1. История создания и основные задачи Вооруженных сил Российской Федерации | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | История создания Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) | Устный и письменный опрос | ОК03, ОК06 | |||
2 | Функции и основные задачи современных ВС РФ | |||||
- лабораторные занятия | 0 | |||||
- практические занятия | 0 | |||||
1 | Профессионально- ориентированное содержание: ПЗ №11. Военно- патриотическое воспитание. Памяти поколений – дни воинской славы России | 2 | Практическая работа | ОК01, ОК02, ОК03, ОК06; ПК1.1- ПК1.5 | ||
- контрольная работа | 0 | |||||
- самостоятельная работа обучающихся | 0 | |||||
Тема 3.2. Организационная структура Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ) | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Сухопутные войска РФ | Устный и письменный опрос | ОК03, ОК06 | |||
2 | Воздушно-космические силы РФ | |||||
3 | Военно-морской флот РФ | |||||
4 | Ракетные войска стратегического назначения | |||||
5 | Воздушно-десантные войска РФ | |||||
- лабораторные занятия | 0 | |||||
- практические занятия | 0 | |||||
- контрольная работа | 0 | |||||
- самостоятельная работа обучающихся | 0 | |||||
Тема 3.3. Воинская обязанность и основы военной службы | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет | Результаты выполнения учебных заданий | ОК03, ОК06, ОК08 | |||
2 | Обязательная подготовка граждан к военной службе. Призыв на военную службу. Вручение повестки | |||||
3 | Освобождение от призыва на военную службу. Предоставление отсрочки от призыва | |||||
4 | Прохождение военной службы по призыву | |||||
- лабораторные занятия | 0 | |||||
- практические занятия | 0 | |||||
ПЗ №12 Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности военнослужащих | 2 | Практическая работа | ОК03, ОК06 | |||
1 | ПЗ №13 Строевая подготовка. Строевые приемы и движение без оружия | 2 | Практическая работа | ОК03, ОК06, ОК08 | ||
2 | ПЗ №14 Огневая подготовка | 2 | Практическая работа | ОК03, ОК06, ОК08 | ||
- контрольная работа | 0 | |||||
- самостоятельная работа обучающихся | 0 | |||||
Тема 3.4. Патриотическое воспитание воина российской армии и символы воинской чести | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Качества личности военнослужащего как защитника Отечества. Воинская дисциплина и ответственность | Результаты выполнения учебных заданий | ОК03, ОК06, ОК08 | |||
2 | Боевые традиции и ритуалы ВС РФ | |||||
3 | Символы воинской чести | |||||
- лабораторные занятия | 0 | |||||
- практические занятия | 0 | |||||
1 | ПЗ №15 Ритуал принятия военной присяги | 2 | Практическая работа | ОК03, ОК06 | ||
- контрольная работа | 0 | |||||
- самостоятельная работа обучающихся | 0 | |||||
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | 6 | |||||
Тема 4.1. Правила оказания первой помощи при травмах различных областей тела
| Содержание учебного материала | |||||
1 | Общие правила оказания первой помощи | 2 | Результаты выполнения учебных заданий | ОК02, ОК03 | ||
2 | Первая помощь при воздействии высоких и низких температур. Отрицательное воздействие высоких и низких температур на человека | |||||
- лабораторные занятия | 0 | |||||
- практические занятия | 0 | |||||
1 | Профессионально- ориентированное содержание: ПЗ №16 Первая помощь при ранениях, правила наложения повязок различных типов. Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга, переломах, при электротравме и синдроме длительного сдавливания (СДС) | 2 | Практическая работа | ОК01, ОК02, ОК03; ПК1.1- ПК1.5 | ||
2 | Профессионально- ориентированное содержание: ПЗ №17 Первая помощь при наружных кровотечениях, ожогах, при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути. Первая помощь при отсутствии сознания, при отсутствии кровообращения (остановке сердца) | 2 | Практическая работа | ОК01, ОК02, ОК03; ПК1.1- ПК1.5 | ||
- контрольная работа | 0 | |||||
- самостоятельная работа обучающихся | 0 | |||||
Консультации | 0 | |||||
Промежуточная аттестация (Дифференцированный зачет) | 2 | |||||
Индивидуальный проект | 0 | |||||
Всего | 68 | |||||
в т.ч. профессионально- ориентированное содержание | 20 |
5. Условия реализации общеобразовательной дисциплины
5.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины» требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
1. Набор плакатов или электронные издания:
- организационная структура ВС РФ;
- ордена России;
- воинские звания и знаки различия;
- основы воинской обязанности и несения военной службы;
- военная форма одежды;
- несение караульной службы;
- приборы радиационной разведки
- приборы химической разведки;
- организация и несение внутренней службы;
- строевая подготовка;
- оказание первой медицинской помощи;
- гражданская оборона.
3. Тренажер типа «Максим»
3. Массогабаритный макет автомата Калашникова (МГМ АК-74).
4. Средства индивидуальной защиты:
- гражданский противогаз ГП-5, ГП-7;
- респиратор.
5. Приборы:
- радиационной разведки;
- бытовой дозиметр.
6. Компас
7. Индивидуальные средства медицинской защиты:
- носилки;
- аптечка АИ-2;
- пакеты перевязочные ППИ;
- пакеты противохимические индивидуальные ИПП-11
- сумка СМС;
- перевязочные средства и шовные материалы, лейкопластыри;
- жгут кровоостанавливающий эластичный;
- шины.
8. Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным ПО и телевизор.
5.2. Условия реализации общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины» с учетом специфических образовательных потребностей при наличии в группе инвалидов и лиц с ОВЗ
Реализация программы учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» требует проведения учебных занятий с учетом следующих моментов:
- индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
- возможность увеличения сроков освоения учебного материала (как в рамках одного занятия, так и в рамках изучения темы, раздела);
- представление материала малыми дозами;
- комплексное использование устной, тактильной, жестовой речи;
- наглядно-действенный характер содержания образования;
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- обучение работе со зрительными образами: работа с учебниками, таблицами, рисунками и пр.;
- тренировка умения выделять главное: обучение составлению конспектов, таблиц, технологических карт, интеллект-карт, кроссвордов, презентаций;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения (поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому студенту, развитие в нем веры в собственные силы и возможности);
- стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
- проявление педагогического такта.
Формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливаются с учетом ограничений здоровья. Для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ рекомендуется осуществление входного контроля, назначение которого состоит в определении его способностей восприятия и готовности к освоению учебного материала. Форма входного и текущего контроля, промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей здоровья (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа. При проведении промежуточной аттестации предусматривается увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете/экзамене.
5.3. Литература
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для среднего проф. образования [Электронный ресурс] / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – 2-ое изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 368 с..
Дополнительные источники:
1. Авитисов П.В., Аграновский А.А., Баринов А.В.: Учебное пособие / Гражданская оборона/ Издание 2-е, переработанное. МЧС России. –М.: АГЗ МЧС России, 2019.-400с.;
2. Арефьева Е.В., Баринов А.В., Бобарико А.В.: Учебное пособие / Защита в чрезвычайных ситуациях/ Издание 2-е, переработанное. МЧС России. –М.: АГЗ МЧС России, 2018.-418с.;
3. Основы первой медицинской помощи: Учеб. пособие [Электронный ресурс] / Под общей ред. М.М. Морозов Санкт-Петербург. изд-во «Спецлит», 2019. – 154 с.;
4. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ: ред. 2019 г.- Ростов-на Дону, 2018г.
Для преподавателей (методическая литература для педагога):
- Арустамов Э.А., Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Гуськов Г.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для среднего проф. образования [Электронный ресурс] / Арустамов Э.А., Косолапова Н.В. 14-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 176 с.;
- Косолапова Н.В. Н.А. Прокопенко Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учебное пособие для учреждений нач. проф. образования. [Электронный ресурс] / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко – М: Издательский центр «КНОРУС», 2019. – 156 с..
Интернет - ресурсы
- www.mchs.gov.ru - сайт МЧС РФ
- www.mvd.ru - сайт МВД РФ
- www.mil.ru - сайт Минобороны.
- www.fsb.ru - сайт ФСБ РФ
- dic.academic.ru - Академик. Словари и энциклопедии.
- www.booksgid.com - Вооk Gid. Электронная библиотека
- ru.book - Электронная библиотечная система
- window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
- www.iprbookshop.ru - Электронно-библиотечная система IPRbooks
- http://simvolika.rsl.ru- Государственные символы России. История и реальность
- http://militera.lib.ru - Военная литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...