Дружина Юный Пожарный
рабочая программа по обж

Чертыков Павел Андреевич

Дружина Юный Пожарный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyup.docx35.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат

«Аскизский  лицей-интернат» им. М.И. Чебодаева

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по ВР

_______________ Е.Г. Калинина

«__»__________________ 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор лицея-интерната

__________Е.Н. Араштаев

Приказ № ______________

от «__»__________2021 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Дружина Юных пожарных»

для обучающихся 5-11х классов

Направление: спортивно-оздоровительное

Возраст обучающихся: 11-16 лет

Срок реализации: 2021-2022 учебный год

Разработал: Чертыков Павел Андреевич,

учитель физической культуры

с. Аскиз, 2021 г.

Пояснительная записка

Дополнительная развивающая программа социально-педагогической направленности кружка «Юный пожарный» составлена на основании нормативных правовых документов:

  • Федеральным законом № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29декабря 2012 года;
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (далее - ЕКС);
  • Приказ Минобрнауки России от 22.09.2015 N 1040 "Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением"
  • Распоряжения Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21);
  • Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008)
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 N 41)
  • Приказ Росстата от 13.09.2016 N 501 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за дополнительным образованием и спортивной подготовкой детей"
  • Положением о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» (утверждено Педагогическим советом МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» №10 от 22.06.2018)

Программа рассчитана на учащихся 11-16 лет. Она обеспечивает непрерывность образовательного процесса – каникулярные периоды используются для проведения экскурсий, соревнований практических занятий.

Кружок «Дружина юный пожарный»» является детским объединением дополнительного образования, объединяющим учеников школы в возрасте от 11 до 16 лет. План и расписание занятий «Дружина юный пожарный»» составляется на весь учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Цель – привитие элементарных знаний и навыков в области пожарной безопасности.

 Задачи:

  • дать         ученикам         необходимый         уровень         знаний         безопасности жизнедеятельности
  • научить пользоватьсясредствами пожаротушения, правильным действиям на случай возникновения пожара и чрезвычайной ситуации.
  • воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью.

Приоритетные направления программы:  

  • проведение мероприятий по правилам пожарной безопасности;  
  • проведение практических мероприятий, способствующих закреплению знаний обучающихся;
  • освещение деятельности клуба через школьную газету и наглядные стенды.

Условия реализации программы

  1. Методическая оснащенность: методическая и художественная литература; аудио, видео; методические разработки соответствующего направления;
  2. Многоплановость деятельности, создающая для учащихся ситуацию развития каждого, как целостной личности.
  3. Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных, интеллектуальных, эмоциональных особенностей школьников.
  4. Материально – техническое обеспечение: компьютерный зал, пожарная машина поселковой администрации.
  5. Места для проведения творческих дел: компьютерный зал, спортзал, стадион, территория школы.  
  6. Материально – техническое обеспечение по пожарной безопасности: призы, канцтовары, материалы для оформления и творчества школьников, видео- аудио аппаратура, спортинвентарь, настольные и дидактические игры.

Место в учебном плане

На изучение программы кружка «Дружина юный пожарный»» отводится 34 часа в год.

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 час

1 раз в неделю

1 часа

34 часа

Срок реализации программы - 1 учебный год.

Планируемые результаты:

Ученик должен знать:

  • принципы Положения ДЮП;
  • основные направления, формы и методы ДЮП;
  • основные правила пожарной безопасности в жилье, в школе, в лесу;

-        причины возникновения пожаров и меры предупреждения пожара при
обращении с огнем и электрическими приборами;

  • основные направления работы ГПС;
  • специфику применения первичных средств пожаротушения;
  • порядок оказания первой медицинской помощи при пожаре;
  • правила разведения костра в лесу;

-        значение профилактической работы с учащимися образовательного
учреждения с целью предупреждения пожаров по вине детей, гибели и
травматизма детей при пожарах.

Ученик должен уметь:

-        оценивать окружающие его предметы и явления с точки зрения пожарной
безопасности;

-        предвидеть возможность возникновения пожара и прогнозировать его
последствия;

-        оказывать первую медицинскую помощь при пожаре;

  • убеждать окружающих в необходимости проведения профилактической работы и привитию им навыков пожаробезопасного поведения;
  • планировать профилактическую деятельность с ровесниками и младшими школьниками;

-        применять на практике методы и формы пропаганды пожарной
безопасности;

  • реализовывать свои творческие способности при проведении профилактической работы по ППБ: составлять сценарии выступлений, сочинять стихи, выполнять рисунки;

-        изготовлять материалы и оборудование для проведения различных
мероприятий по противопожарной профилактике (карточки, газеты, плакаты,
листовки, схемы);

  • проводить игры, беседы, развлечения с детьми младшего возраста;

взаимодействовать с другими членами отряда ДЮП, с сотрудниками ГПС в процессе проведения профилактической работы.

        


Учебно– тематическое планирование  

п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I. Пожарно-профилактическая подготовка

1.

Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны добровольных пожарных организаций в России

1

1

2.

Что такое огонь? Пожар как явление.  Основные характеристики горючей среды и источников зажигания

2

1

1

3.

Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах

2

1

1

4.

Правила пожарной безопасности в школе и в быту

4

2

2

5.

Что делать при возникновении пожара?

4

2

2

6.

Ответственность за нарушение правил пожарной безо  пасности.

2

1

1

II. Тактико-техническая подготовка

1.

Средства         противопожарной         защиты         и

тушения пожаров. Общие сведения

4

2

2

2.

Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование

4

2

2

3.

Основы профессии пожарного

2

1

1

4.

Первичная доврачебная помощь при пожаре

4

2

2

5.

Противопожарное водоснабжение

2

1

1

6.

Пожарно-строевая подготовка и пожарноспасательный спорт

1

1

7.

Подведение итогов. Соревнование по пожарно-спасательному спорту

1

1

1

Итого:

34

17

17

        

Содержание программы

I. Пожарно-профилактическая подготовка

1. Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России

Цели и задачи пожарных дружин. Ознакомление учащихся с историей создания и развития пожарной охраны. Первые попытки организовать борьбу с, пожарами при Иване Грозном; развитие пожарной охраны при Петре I, Екатерине II; пожары Москвы; научно-технические достижения в области предупреждения и тушения пожаров; направления деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.

Практическая работа: составление словарика научно-технических терминов, оформление альбома по истории пожарного дела в России.

  1. Что         такое         огонь?                 Пожар         как         явление.                 Основные

характеристики горючей среды и источников зажигания

Понятие о физико-химических основах горения. Огонь — друг и враг человека; какую пользу приносит огонь человеку;

как человек научился управлять огнём. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Почему надо знать и строго соблюдать меры предосторожности в обращении с огнём; недопустимость игр детей с огнём. Практическая работа: лабораторные работы (демонстрация особенностей возгорания различных горючих материалов; демонстрация действия различных средств пожаротушения).

  1. Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год.  Рассказы о некоторых характерных пожарах

Основные причины пожаров. Основы профилактики пожаров. Предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров. Рассказы о некоторых крупных пожарах.

Практическая работа: составление таблиц по результатам изучения материалов местной печати о пожарах, произошедших в данном регионе.

  1. Правила пожарной безопасности в школе и в быту

Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных и культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания зданий и помещений, виды и назначение путей эвакуации при пожаре.         Движение         во время эвакуации.         Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах.

Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном образовательном учреждении и в других муниципальных учреждениях.

  1. Что делать         при возникновении пожара?

Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны. Правила действия в случае возникновения пожара. Практическое освоение приёмов тушения возгораний. Освоение навыков эвакуации при пожаре.

Практическая работа:         тренинги поправильному использованиюсредствпожаротушения.

  1. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации. Административная ответственность граждан, должностных, юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности.

Практическая работа: подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в образовательных учреждениях.

II. Тактико-техническая подготовка

  1. Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты и тушения пожаров. Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и сигнализации. Основные параметры станции пожарной сигнализации, пожарных извещателей. Принцип действия, устройство систем водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения. Назначение и устройство систем оповещения и управления эвакуацией.

Практическая работа: распределение обязанностей между членами отряда юных пожарных; проведение организационно-деятельностной игры по отработке действий юных пожарных при возникновении возгорания.

  1. Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование

Виды, назначение, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих веществ. Технические характеристики огнетушащих веществ. Классификация огнетушителей, область их применения. Выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов. Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение. Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования различных средств пожаротушения в быту, в школе и т. д.

  1. Основы профессии пожарного

Понятие о героической профессии пожарного. Встреча с ветеранами пожарного дела. Формирование у ребят необходимых волевых и морально-психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы.

Практическая работа: подготовка и проведение конкурса эрудитов по истории противопожарной службы в России.

  1. Первичная доврачебная помощь при пожаре Освоение приёмов оказания первой доврачебной помощи. Анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма.  Сердечно-сосудистая система. Степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах. Отравление продуктами горения, первая помощь.

Практическая работа: тренинги по освоению приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.

  1. Противопожарное водоснабжение

Понятие о свойствах воды как основного вида огнетушащих средств; способы подачи воды при пожаре.

Виды водопроводов и их технические характеристики. Пожарные водоёмы, пожарный гидрант и пожарный кран; их назначение. Индивидуальное и групповое обучение. Основа профессиональной подготовки. Физическая подготовка учащихся. Спортивные игры и требования (нормативы) спортивной классификации. Правила проведения соревнований по различным видам пожарноприкладного спорта (общие положения, старт, бег на дистанцию, финиш). Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке.

7. Подведение итогов. Соревнование по пожарно-спасательному спорту

Подведение итогов работы объединения «Юный пожарный». Подготовка к соревнованию.

Практическая работа: проведение соревнования по пожарно-спасательному спорту.

Литература:

  1. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. – М., 2002.
  2. Подготовка спасателей-пожарных. – М., 2004.
  3. Пожарная тактика в примерах. – М., 2006.
  4. Пожарная тактика. Основы тушения пожаров. – М., 2006.
  5. Пожарно-техническая подготовка, - М., 2005.
  6. Пожаротушение в жилых и общественных зданиях, - М., 2003.
  7. Педагогам и родителям о пожарной безопасности: учебное пособие. – М., 2005.

Электронные ресурсы по пожарной безопасности:

  1. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/92178f2b-02ec-40f0-96dbbc60c2b5ecba Основы пожарной безопасности
  2. http://pozarnyi.ru/- Пожарный сайт
  3. http://www.01club.ru/- информационный сайт о пожарной безопасности
  4. http://www.youtube.com/watch?v=cTpyJ8lQUZs        –         Правила         пожарной безопасности для детей

Календарно-тематическое планирование

п/п

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Дата

Примечание

I.         Пожарно-профилактическая

подготовка

1.

Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны

добровольных         пожарных         ор-

ганизаций в России

1

05.09

2.

Что такое огонь? Пожар как явление.  Основные характеристики горючей среды и источников зажигания

1

12.09

3.

Практическая работа: составление словарика научно-

технических терминов, оформление альбома по истории пожарного дела в России

1

19.09

4.

Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых

характерных пожарах

1

26.09

5.

Практическая работа: составление таблиц по результатам изучения материалов местной печати о пожарах, произошедших в данном регионе.

1

28.09

6.

Правила пожарной безопасности в школе и в быту

1

03.10

7.

Правила содержания зданий и помещений, виды и назначение путей эвакуации при пожаре.

Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах.

1

10.10

8.

Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном

1

17.10

образовательном учреждении и в других муниципальных учреждениях.

9.

Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны.  

1

24.10

10.

Правила действия в случае возникновения пожара.

Практическое освоение приёмов тушения возгораний. Освоение навыков эвакуации при пожаре.

1

31.10

11.

Практическая работа: тренинги по правильному использованию средств пожаротушения.

1

13.11

12.

Практическая работа: тренинги по правильному использованию средств пожаротушения.

1

15.11

13.

Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации. Административная ответственность граждан, должностных, юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности.

1

20.11

14.

Практическая работа: подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в образовательных учреждениях.

1

27.11

II. Тактико-техническая подготовка

15.

Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты и тушения пожаров. Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и сигнализации.  

1

05.12

16.

Основные параметры станции пожарной сигнализации, пожарных извещателей. Принцип действия, устройство систем

1

12.12

водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения. Назначение и устройство систем оповещения и управления эвакуацией.

17.

Практическая работа:

распределение обязанностей между членами отряда юных пожарных;  

1

19.12

18.

Практическая работа: проведение организационно-деятельностной игры по отработке действий юных пожарных при возникновении возгорания.

1

26.12

19.

Первичные         средства         тушения пожаров.  

1

16.01

20.

        Пожарные         автомобили         и

противопожарное оборудование

1

23.01

21.

Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования различных средств пожаротушения в быту, в школе

1

30.01

22.

Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования различных средств пожаротушения в быту, в школе

1

06.02

23.

Основы профессии пожарного

1

13.02

24.

Практическая работа: подготовка и проведение конкурса эрудитов по истории противопожарной службы в России.

1

20.02

25.

Освоение приёмов оказания первой доврачебной помощи. Анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма.  

Сердечно-сосудистая система.

1

27.02

26.

Степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах. Отравление продуктами горения, первая помощь

1

06.03

27.

Практическая работа: тренинги по освоению приёмов оказания

1

13.03

первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.

28.

Практическая работа: тренинги по освоению приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.

1

20.03

29.

Противопожарное водоснабжение

1

14.03

30.

Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке

1

03.04

31.

Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт

1

10.04

32.

Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке.

1

17.04

33.

Подведение итогов. Соревнование по пожарно-спасательному спорту

1

24.04

34.

Практическая работа: проведение соревнования по пожарноспасательному спорту.

1

08.05

35.

Резервный час 1 час

15.05

РАСПИСАНИЕ  

 «Дружина юный пожарный»

День недели

Время

1

Среда

17:00 – 18:00 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Дружина юных пожарных»

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данная программа разработана для детей - членов Дружины юных пожарных образовательных учреждений по изучению основ пожарной безопасности и в соответствии с программой...

Дружина юных пожарных

Дана программа  кружка. Материал используется во внеурочной деятельности....

Сценарий проведения "Слета дружин юнных пожарных - 2012"

Ежегодно в каждом городе проходит мероприятие, посвященное пожарной безопасности. Новый сценарий его проведения!...

Положение о Дружине юных пожарных

Дружина юных пожарных (ДЮП) являются добровольным противопожарным формированием детей и подростков, которая создается с целью воспитания у них профессиональных пожарно-технических навыков, мужества, б...

агитбригада ДЮП (Дружины юных пожарных). Автор Москалева Е.М.

Приветствие команды ДЮП и песня-переделка...

Календарно-тематическое планирование занятий к модифицированной программе «Дружина юных пожарных» (5 часов в неделю, 20 часов в месяц, 180 часов в году)

Календарно-тематическое планирование занятий к модифицированной программе «Дружина юных пожарных»(5 часов в неделю, 20 часов в месяц, 180 часов в году)Примерное содержание учебной программы«  Дру...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных»( 5 класс)

Основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП) во внеурочное время в сист...