Дружина Юный Пожарный
рабочая программа по обж
Предварительный просмотр:
Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат
«Аскизский лицей-интернат» им. М.И. Чебодаева
СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по ВР _______________ Е.Г. Калинина «__»__________________ 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор лицея-интерната __________Е.Н. Араштаев Приказ № ______________ от «__»__________2021 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Дружина Юных пожарных»
для обучающихся 5-11х классов
Направление: спортивно-оздоровительное
Возраст обучающихся: 11-16 лет
Срок реализации: 2021-2022 учебный год
Разработал: Чертыков Павел Андреевич,
учитель физической культуры
с. Аскиз, 2021 г.
Пояснительная записка
Дополнительная развивающая программа социально-педагогической направленности кружка «Юный пожарный» составлена на основании нормативных правовых документов:
- Федеральным законом № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29декабря 2012 года;
- Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (далее - ЕКС);
- Приказ Минобрнауки России от 22.09.2015 N 1040 "Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением"
- Распоряжения Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21);
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008)
- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 N 41)
- Приказ Росстата от 13.09.2016 N 501 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за дополнительным образованием и спортивной подготовкой детей"
- Положением о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» (утверждено Педагогическим советом МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» №10 от 22.06.2018)
Программа рассчитана на учащихся 11-16 лет. Она обеспечивает непрерывность образовательного процесса – каникулярные периоды используются для проведения экскурсий, соревнований практических занятий.
Кружок «Дружина юный пожарный»» является детским объединением дополнительного образования, объединяющим учеников школы в возрасте от 11 до 16 лет. План и расписание занятий «Дружина юный пожарный»» составляется на весь учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Цель – привитие элементарных знаний и навыков в области пожарной безопасности.
Задачи:
- дать ученикам необходимый уровень знаний безопасности жизнедеятельности
- научить пользоватьсясредствами пожаротушения, правильным действиям на случай возникновения пожара и чрезвычайной ситуации.
- воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью.
Приоритетные направления программы:
- проведение мероприятий по правилам пожарной безопасности;
- проведение практических мероприятий, способствующих закреплению знаний обучающихся;
- освещение деятельности клуба через школьную газету и наглядные стенды.
Условия реализации программы
- Методическая оснащенность: методическая и художественная литература; аудио, видео; методические разработки соответствующего направления;
- Многоплановость деятельности, создающая для учащихся ситуацию развития каждого, как целостной личности.
- Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных, интеллектуальных, эмоциональных особенностей школьников.
- Материально – техническое обеспечение: компьютерный зал, пожарная машина поселковой администрации.
- Места для проведения творческих дел: компьютерный зал, спортзал, стадион, территория школы.
- Материально – техническое обеспечение по пожарной безопасности: призы, канцтовары, материалы для оформления и творчества школьников, видео- аудио аппаратура, спортинвентарь, настольные и дидактические игры.
Место в учебном плане
На изучение программы кружка «Дружина юный пожарный»» отводится 34 часа в год.
Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 час | 1 раз в неделю | 1 часа | 34 часа |
Срок реализации программы - 1 учебный год.
Планируемые результаты:
Ученик должен знать:
- принципы Положения ДЮП;
- основные направления, формы и методы ДЮП;
- основные правила пожарной безопасности в жилье, в школе, в лесу;
- причины возникновения пожаров и меры предупреждения пожара при
обращении с огнем и электрическими приборами;
- основные направления работы ГПС;
- специфику применения первичных средств пожаротушения;
- порядок оказания первой медицинской помощи при пожаре;
- правила разведения костра в лесу;
- значение профилактической работы с учащимися образовательного
учреждения с целью предупреждения пожаров по вине детей, гибели и
травматизма детей при пожарах.
Ученик должен уметь:
- оценивать окружающие его предметы и явления с точки зрения пожарной
безопасности;
- предвидеть возможность возникновения пожара и прогнозировать его
последствия;
- оказывать первую медицинскую помощь при пожаре;
- убеждать окружающих в необходимости проведения профилактической работы и привитию им навыков пожаробезопасного поведения;
- планировать профилактическую деятельность с ровесниками и младшими школьниками;
- применять на практике методы и формы пропаганды пожарной
безопасности;
- реализовывать свои творческие способности при проведении профилактической работы по ППБ: составлять сценарии выступлений, сочинять стихи, выполнять рисунки;
- изготовлять материалы и оборудование для проведения различных
мероприятий по противопожарной профилактике (карточки, газеты, плакаты,
листовки, схемы);
- проводить игры, беседы, развлечения с детьми младшего возраста;
взаимодействовать с другими членами отряда ДЮП, с сотрудниками ГПС в процессе проведения профилактической работы.
Учебно– тематическое планирование
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I. Пожарно-профилактическая подготовка | ||||
1. | Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны добровольных пожарных организаций в России | 1 | 1 | |
2. | Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания | 2 | 1 | 1 |
3. | Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах | 2 | 1 | 1 |
4. | Правила пожарной безопасности в школе и в быту | 4 | 2 | 2 |
5. | Что делать при возникновении пожара? | 4 | 2 | 2 |
6. | Ответственность за нарушение правил пожарной безо пасности. | 2 | 1 | 1 |
II. Тактико-техническая подготовка | ||||
1. | Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения | 4 | 2 | 2 |
2. | Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование | 4 | 2 | 2 |
3. | Основы профессии пожарного | 2 | 1 | 1 |
4. | Первичная доврачебная помощь при пожаре | 4 | 2 | 2 |
5. | Противопожарное водоснабжение | 2 | 1 | 1 |
6. | Пожарно-строевая подготовка и пожарноспасательный спорт | 1 | 1 | |
7. | Подведение итогов. Соревнование по пожарно-спасательному спорту | 1 | 1 | 1 |
Итого: | 34 | 17 | 17 |
Содержание программы
I. Пожарно-профилактическая подготовка
1. Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России
Цели и задачи пожарных дружин. Ознакомление учащихся с историей создания и развития пожарной охраны. Первые попытки организовать борьбу с, пожарами при Иване Грозном; развитие пожарной охраны при Петре I, Екатерине II; пожары Москвы; научно-технические достижения в области предупреждения и тушения пожаров; направления деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.
Практическая работа: составление словарика научно-технических терминов, оформление альбома по истории пожарного дела в России.
- Что такое огонь? Пожар как явление. Основные
характеристики горючей среды и источников зажигания
Понятие о физико-химических основах горения. Огонь — друг и враг человека; какую пользу приносит огонь человеку;
как человек научился управлять огнём. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Почему надо знать и строго соблюдать меры предосторожности в обращении с огнём; недопустимость игр детей с огнём. Практическая работа: лабораторные работы (демонстрация особенностей возгорания различных горючих материалов; демонстрация действия различных средств пожаротушения).
- Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах
Основные причины пожаров. Основы профилактики пожаров. Предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров. Рассказы о некоторых крупных пожарах.
Практическая работа: составление таблиц по результатам изучения материалов местной печати о пожарах, произошедших в данном регионе.
- Правила пожарной безопасности в школе и в быту
Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных и культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания зданий и помещений, виды и назначение путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах.
Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном образовательном учреждении и в других муниципальных учреждениях.
- Что делать при возникновении пожара?
Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны. Правила действия в случае возникновения пожара. Практическое освоение приёмов тушения возгораний. Освоение навыков эвакуации при пожаре.
Практическая работа: тренинги поправильному использованиюсредствпожаротушения.
- Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации. Административная ответственность граждан, должностных, юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности.
Практическая работа: подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в образовательных учреждениях.
II. Тактико-техническая подготовка
- Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты и тушения пожаров. Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и сигнализации. Основные параметры станции пожарной сигнализации, пожарных извещателей. Принцип действия, устройство систем водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения. Назначение и устройство систем оповещения и управления эвакуацией.
Практическая работа: распределение обязанностей между членами отряда юных пожарных; проведение организационно-деятельностной игры по отработке действий юных пожарных при возникновении возгорания.
- Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование
Виды, назначение, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих веществ. Технические характеристики огнетушащих веществ. Классификация огнетушителей, область их применения. Выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов. Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение. Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования различных средств пожаротушения в быту, в школе и т. д.
- Основы профессии пожарного
Понятие о героической профессии пожарного. Встреча с ветеранами пожарного дела. Формирование у ребят необходимых волевых и морально-психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы.
Практическая работа: подготовка и проведение конкурса эрудитов по истории противопожарной службы в России.
- Первичная доврачебная помощь при пожаре Освоение приёмов оказания первой доврачебной помощи. Анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Сердечно-сосудистая система. Степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах. Отравление продуктами горения, первая помощь.
Практическая работа: тренинги по освоению приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.
- Противопожарное водоснабжение
Понятие о свойствах воды как основного вида огнетушащих средств; способы подачи воды при пожаре.
Виды водопроводов и их технические характеристики. Пожарные водоёмы, пожарный гидрант и пожарный кран; их назначение. Индивидуальное и групповое обучение. Основа профессиональной подготовки. Физическая подготовка учащихся. Спортивные игры и требования (нормативы) спортивной классификации. Правила проведения соревнований по различным видам пожарноприкладного спорта (общие положения, старт, бег на дистанцию, финиш). Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке.
7. Подведение итогов. Соревнование по пожарно-спасательному спорту
Подведение итогов работы объединения «Юный пожарный». Подготовка к соревнованию.
Практическая работа: проведение соревнования по пожарно-спасательному спорту.
Литература:
- Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. – М., 2002.
- Подготовка спасателей-пожарных. – М., 2004.
- Пожарная тактика в примерах. – М., 2006.
- Пожарная тактика. Основы тушения пожаров. – М., 2006.
- Пожарно-техническая подготовка, - М., 2005.
- Пожаротушение в жилых и общественных зданиях, - М., 2003.
- Педагогам и родителям о пожарной безопасности: учебное пособие. – М., 2005.
Электронные ресурсы по пожарной безопасности:
- http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/92178f2b-02ec-40f0-96dbbc60c2b5ecba Основы пожарной безопасности
- http://pozarnyi.ru/- Пожарный сайт
- http://www.01club.ru/- информационный сайт о пожарной безопасности
- http://www.youtube.com/watch?v=cTpyJ8lQUZs – Правила пожарной безопасности для детей
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата | Примечание |
I. Пожарно-профилактическая подготовка | ||||
1. | Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны добровольных пожарных ор- ганизаций в России | 1 | 05.09 | |
2. | Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания | 1 | 12.09 | |
3. | Практическая работа: составление словарика научно- технических терминов, оформление альбома по истории пожарного дела в России | 1 | 19.09 | |
4. | Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах | 1 | 26.09 | |
5. | Практическая работа: составление таблиц по результатам изучения материалов местной печати о пожарах, произошедших в данном регионе. | 1 | 28.09 | |
6. | Правила пожарной безопасности в школе и в быту | 1 | 03.10 | |
7. | Правила содержания зданий и помещений, виды и назначение путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах. | 1 | 10.10 | |
8. | Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном | 1 | 17.10 |
образовательном учреждении и в других муниципальных учреждениях. | ||||
9. | Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны. | 1 | 24.10 | |
10. | Правила действия в случае возникновения пожара. Практическое освоение приёмов тушения возгораний. Освоение навыков эвакуации при пожаре. | 1 | 31.10 | |
11. | Практическая работа: тренинги по правильному использованию средств пожаротушения. | 1 | 13.11 | |
12. | Практическая работа: тренинги по правильному использованию средств пожаротушения. | 1 | 15.11 | |
13. | Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации. Административная ответственность граждан, должностных, юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности. | 1 | 20.11 | |
14. | Практическая работа: подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в образовательных учреждениях. | 1 | 27.11 | |
II. Тактико-техническая подготовка | ||||
15. | Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты и тушения пожаров. Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и сигнализации. | 1 | 05.12 | |
16. | Основные параметры станции пожарной сигнализации, пожарных извещателей. Принцип действия, устройство систем | 1 | 12.12 |
водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения. Назначение и устройство систем оповещения и управления эвакуацией. | ||||
17. | Практическая работа: распределение обязанностей между членами отряда юных пожарных; | 1 | 19.12 | |
18. | Практическая работа: проведение организационно-деятельностной игры по отработке действий юных пожарных при возникновении возгорания. | 1 | 26.12 | |
19. | Первичные средства тушения пожаров. | 1 | 16.01 | |
20. | Пожарные автомобили и противопожарное оборудование | 1 | 23.01 | |
21. | Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования различных средств пожаротушения в быту, в школе | 1 | 30.01 | |
22. | Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования различных средств пожаротушения в быту, в школе | 1 | 06.02 | |
23. | Основы профессии пожарного | 1 | 13.02 | |
24. | Практическая работа: подготовка и проведение конкурса эрудитов по истории противопожарной службы в России. | 1 | 20.02 | |
25. | Освоение приёмов оказания первой доврачебной помощи. Анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Сердечно-сосудистая система. | 1 | 27.02 | |
26. | Степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах. Отравление продуктами горения, первая помощь | 1 | 06.03 | |
27. | Практическая работа: тренинги по освоению приёмов оказания | 1 | 13.03 | |
первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре. | ||||
28. | Практическая работа: тренинги по освоению приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре. | 1 | 20.03 | |
29. | Противопожарное водоснабжение | 1 | 14.03 | |
30. | Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке | 1 | 03.04 | |
31. | Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт | 1 | 10.04 | |
32. | Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке. | 1 | 17.04 | |
33. | Подведение итогов. Соревнование по пожарно-спасательному спорту | 1 | 24.04 | |
34. | Практическая работа: проведение соревнования по пожарноспасательному спорту. | 1 | 08.05 | |
35. | Резервный час 1 час | 15.05 |
РАСПИСАНИЕ
«Дружина юный пожарный»
№ | День недели | Время |
1 | Среда | 17:00 – 18:00 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка «Дружина юных пожарных»
p { margin-bottom: 0.21cm; } Данная программа разработана для детей - членов Дружины юных пожарных образовательных учреждений по изучению основ пожарной безопасности и в соответствии с программой...
Дружина юных пожарных
Дана программа кружка. Материал используется во внеурочной деятельности....
Сценарий проведения "Слета дружин юнных пожарных - 2012"
Ежегодно в каждом городе проходит мероприятие, посвященное пожарной безопасности. Новый сценарий его проведения!...
Положение о Дружине юных пожарных
Дружина юных пожарных (ДЮП) являются добровольным противопожарным формированием детей и подростков, которая создается с целью воспитания у них профессиональных пожарно-технических навыков, мужества, б...
агитбригада ДЮП (Дружины юных пожарных). Автор Москалева Е.М.
Приветствие команды ДЮП и песня-переделка...
Календарно-тематическое планирование занятий к модифицированной программе «Дружина юных пожарных» (5 часов в неделю, 20 часов в месяц, 180 часов в году)
Календарно-тематическое планирование занятий к модифицированной программе «Дружина юных пожарных»(5 часов в неделю, 20 часов в месяц, 180 часов в году)Примерное содержание учебной программы« Дру...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных»( 5 класс)
Основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП) во внеурочное время в сист...