ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных»( 5 класс)
календарно-тематическое планирование (5 класс) на тему

Основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП) во внеурочное время в системе дополнительного образования детей, а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhina_pozharnyh.docx42 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена

Методическим

 объединение учителей

«_____»_____2013 г

Согласовано заместителем директора по УВР

«___»______ 2013г.

Утверждаю

Директор школы

 ____________  В.Г. Решетова

«____»__________2013г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 г.о. Тольятти

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Дружина юных пожарных»

составлена на основе  авторской программы

«Дружина юных пожарных» Н. Н. Байкова ,

модифицированная по количеству часов.

Возраст участников -  5 класс                       Составитель: Учитель ОБЖ

                                                                             1  категории        

Срок реализации программы 1 год                  Т. В. Киселёва

г. Тольятти

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%.

Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей. За последние пять лет в образовательных учреждениях зарегистрировано свыше 8 тыс. пожаров с материальным ущербом более 140 млн. рублей. При этом погибли 158 человек, из них 85 детей.

Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – 

из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.

Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП) во внеурочное время в системе дополнительного образования детей, а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.

Также задачей данной программы является физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.

Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса учащихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.

Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов:

- гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей;

- непрерывность образования и воспитания;

- воспитывающего обучения;

- приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;

- обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения.

Программа рассчитана на учащихся 1 классов. Она обеспечивает непрерывность образовательного процесса – каникулярные периоды используются для проведения экскурсий, соревнований практических занятий. Набор учащихся в дружину свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, но, главное, без медицинских противопоказаний.


ОРГАНИЗАЦИННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

Время реализации программы – 1 год.

Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Места проведения занятий:
- кабинет основ безопасности жизнедеятельности;
- спортивный зал;
- стадион;
- военизированная пожарная часть;
- кабинеты физики, химии, учебные мастерские школы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
После изучения программы учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
1.Основные причины пожаров в жилом доме.
 2.Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.

  1. Сведения о подсобных средствах тушения пожара.

    4. Правила пожарной безопасности в общественных местах.
  1. Виды травм, полученных при пожаре.Знаки пожарной безопасности.

УМЕТЬ:

1..Пользоваться спичками.

Эвакуироваться из здания школы.

  1. Пользоваться всеми видами огнетушителей.
    Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.
  1. Преодолевать 100-метровую полосу препятствий.
  1. Выполнять команды по строевой подготовке.




ЦЕЛЬ: формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое воспитание подрастающего поколения; социальное становление личности ребенка; формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных заведениях МЧС России.

ЗАДАЧИ:
1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.

2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;

- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;

- научить основам строевой подготовки;

- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развитие детского технического творчества, 

- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;

- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.


ПРОГРАММА внеурочной деятельности

«Дружина юных пожарных»

  1. Вводное занятие.

    Задачи и план работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.

  1. Цели и задачи пожарной охраны.
    Пожарная охрана России, история её возникновения и развития. Значение 

    пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина.
  1. Причины пожаров в жилом доме.

    Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация 

    электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами. 
  1. Спички - детям не игрушка.
    Тип спичек. Меры безопасности при обращении со спичками. Место 

    хранения спичек.
  1. Действия при возникновении пожара.

    Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из 

    помещения.
  1. Противопожарная безопасность в школе.

    Предупреждение пожаров в кабинетах физики, химии, учебных 

    мастерских, на детских праздниках и утренниках.
  1. Эвакуация при пожаре из здания школы.
    План эвакуации детей при пожаре. Эвакуационные выходы. Пути 

    эвакуации школьников при пожаре.
  1. Участие в краевом конкурсе «Служба спасения 01».

    Рисунок. Макетные работы. Литературные работы.
  1. Первичные средства пожаротушения.

    Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды 

    и назначение. Подсобные средства тушения пожара.
  1. Правила пользования первичными средствами пожаротушения.

    Пожарный топор. Пожарный лом. Пожарный багор. Пожарный крюк.

    Противопожарные водопроводы. Пожарный водоем.
  1. Виды и назначение огнетушителей.

    Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители. 

    Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей.
  1. Пожарная безопасность в местах массового скопления людей

    Соблюдение правил пожарной безопасности в кинотеатрах, в спортивных 

    сооружениях, в парках культуры и отдыха.
  1. Травмы, полученные при пожарах.
    Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током.
  1. Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних 
    праздников.
    Правила пользования пиротехников. Правильное изготовление новогодних костюмов и украшение ёлки. Проверка эвакуационных выходов. Изучение путей эвакуации.
    Экскурсия в пожарную часть.
    Знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета. 
  1. Катастрофические пожары на территории Самарской области.
    Хроника чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами в Нижегородской области. ЧС в нашем населенном пункте.
  2. Знаки пожарной безопасности.

    Знаки для использования на путях эвакуации.
  1. Пожарно-прикладной вид спорта.

    Правила соревнований. Подъем по штурмовой лестнице. Преодоление 

    100-метровой полосы с препятствиями. Этапы пожарной эстафеты.
  1. Строевая подготовка.

    Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно». Движение 

    строевым шагом в составе отделения.
  1. Противопожарная профилактика.

    Изготовление стенда «Уголок пожарной безопасности». Проведение 

    бесед о пожарной безопасности с младшими школьниками.
  1. Соревновательная деятельность.
    Участие в районных соревнованиях среди ДЮП.
  2. Контрольные зачеты.

    Противопожарная профилактика в летнее время.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 полугодие

Темы занятий

Количество часов

дата

1

Вводное занятие.

2

Задачи и план работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.

1

3

Цели и задачи дружины

1

4

Значение пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина.

1

5

Причины пожаров в жилом доме

1

Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация электросети.

1

6

Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами.

1

7

Спички - детям не игрушка.

1

8

Место хранения спичек.

1

9

Действия при возникновении пожара

1

10

Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения.

1

11

Противопожарная безопасность в школе.

1

12

Эвакуация при пожаре из здания школы.

1

13

Участие в  конкурсе

«Служба спасения 01».

1

14

Первичные средства пожаротушения

1

15

Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды и назначение. Подсобные средства тушения пожара.

1

16-17

Правила пользования первичными средствами пожаротушения.

2

18

Пожарный топор. Пожарный лом. Пожарный багор. Пожарный крюк.
Противопожарные водопроводы. Пожарный водоем.

1

19

Виды и назначение огнетушителей

1

20-21

Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители. Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей.

2

22-23

Пожарная безопасность в местах массового скопления людей.


2

24

Соблюдение правил пожарной безопасности в кинотеатрах, в спортивных сооружениях, в парках культуры и отдыха.

1

25-26

Травмы, полученные при пожаре.

Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током.

2

27

Поражение электрическим током

1

28

Поражение электрическим током

1

29-30

Экскурсия в пожарную часть.

1

31-32

Знаки пожарной безопасности.

2

33

Пожарно-прикладной вид спорта.

1

34

Противопожарная профилактика.

1

итого

34


2 полугодие

Темы занятий

Количество часов

1

Средства противопожарной защиты и тушения пожаров.

1

2

Средства противопожарной защиты и тушения пожаров.

1

3

Первичные средства тушения пожаров.

1

4

Первичные средства тушения пожаров.

1

5

Пожарные автомобили

1

6

Пожарные автомобили

1

7

Противопожарное оборудование

1

8

Противопожарное оборудование

1

9

Основы профессии пожарного

1

10

Практическая работа: подготовка и проведение конкурса эрудитов по истории противопожарной службы в России

1

11

Первичная доврачебная помощь при пожаре

1

12

Первичная доврачебная помощь при пожаре

1

13

Практическая работа: тренинги по освоению приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.

1

16

Противопожарное водоснабжение

1

17

Понятие о свойствах воды как основного вида огнетушащих средств; способы подачи воды при пожаре.

1

18

Виды водопроводов и их технические характеристики. Пожарные водоёмы, пожарный гидрант и пожарный кран; их назначение.

1

19

Практическая работа: освоение на практике на доступном уровне противопожарного водоснабжения.

1

20

Практическая работа: составление таблиц по результатам изучения материалов местной печати о пожарах, произошедших в данном регионе.

1

21

Правила пожарной безопасности в школе и в быту

1

22

Правила пожарной безопасности в школе и в быту

1

23

Что делать при возникновении пожара?

Элементарные способы тушения возгораний

1

24

Что делать при возникновении пожара?

Элементарные способы тушения возгораний

1

25

Элементарные способы тушения возгораний

1

26

Практическая работа: тренинг по правильному использованию средств пожаротушения.

1

27

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

1

28

Практическая работа: подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в школе

1

29

Практическая работа: подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в школе

1

30

Основа профессиональной подготовки. Физическая подготовка учащихся.

1

31

Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке.

1

32

Подведение итогов. Соревнование по пожарно- спасательному спорту

1

33

Подведение итогов работы объединения «Юный пожарный». Подготовка к соревнованию.

1

34

Практическая работа: проведение соревнования по пожарно-спасательному спорту.

1

Итого

34

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.


ППБ 01-98 г.

  1. Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника.
    Краснодар, 2005 г.
  1. Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль», 


1998 г.

  1. Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва,
    «Просвещение», 1988 г.
  1. Зотов Ю.И. «Воспитание подростков в спортивном коллективе»,


Москва, изд-во «Физкультура и спорт», 1994 г.

  1. Косарин Н.Я., Швидченко К.Е. «Строевая и физическая подготовка»,


Москва, 1970 г.

  1. Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 кл.
    Москва, «Просвещение», 2005 г.
  1. «Основы безопасности жизни», научно-методический и 
    информационный журнал, № 2, 2007 г.