ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных»( 5 класс)
календарно-тематическое планирование (5 класс) на тему
Основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП) во внеурочное время в системе дополнительного образования детей, а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzhina_pozharnyh.docx | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена Методическим объединение учителей «_____»_____2013 г | Согласовано заместителем директора по УВР «___»______ 2013г. | Утверждаю Директор школы ____________ В.Г. Решетова «____»__________2013г |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 г.о. Тольятти
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Дружина юных пожарных»
составлена на основе авторской программы
«Дружина юных пожарных» Н. Н. Байкова ,
модифицированная по количеству часов.
Возраст участников - 5 класс Составитель: Учитель ОБЖ
1 категории
Срок реализации программы 1 год Т. В. Киселёва
г. Тольятти
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%.
Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей. За последние пять лет в образовательных учреждениях зарегистрировано свыше 8 тыс. пожаров с материальным ущербом более 140 млн. рублей. При этом погибли 158 человек, из них 85 детей.
Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров –
из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.
Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП) во внеурочное время в системе дополнительного образования детей, а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.
Также задачей данной программы является физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса учащихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.
Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов:
- гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей;
- непрерывность образования и воспитания;
- воспитывающего обучения;
- приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;
- обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения.
Программа рассчитана на учащихся 1 классов. Она обеспечивает непрерывность образовательного процесса – каникулярные периоды используются для проведения экскурсий, соревнований практических занятий. Набор учащихся в дружину свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, но, главное, без медицинских противопоказаний.
ОРГАНИЗАЦИННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
Время реализации программы – 1 год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Места проведения занятий:
- кабинет основ безопасности жизнедеятельности;
- спортивный зал;
- стадион;
- военизированная пожарная часть;
- кабинеты физики, химии, учебные мастерские школы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
После изучения программы учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
1.Основные причины пожаров в жилом доме.
2.Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.
- Сведения о подсобных средствах тушения пожара.
4. Правила пожарной безопасности в общественных местах.
- Виды травм, полученных при пожаре.Знаки пожарной безопасности.
УМЕТЬ:
1..Пользоваться спичками.
Эвакуироваться из здания школы.
- Пользоваться всеми видами огнетушителей.
Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.
- Преодолевать 100-метровую полосу препятствий.
- Выполнять команды по строевой подготовке.
ЦЕЛЬ: формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое воспитание подрастающего поколения; социальное становление личности ребенка; формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных заведениях МЧС России.
ЗАДАЧИ:
1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;
- научить основам строевой подготовки;
- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развитие детского технического творчества,
- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.
ПРОГРАММА внеурочной деятельности
«Дружина юных пожарных»
- Вводное занятие.
Задачи и план работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.
- Цели и задачи пожарной охраны.
Пожарная охрана России, история её возникновения и развития. Значение
пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина.
- Причины пожаров в жилом доме.
Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация
электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами.
- Спички - детям не игрушка.
Тип спичек. Меры безопасности при обращении со спичками. Место
хранения спичек.
- Действия при возникновении пожара.
Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из
помещения.
- Противопожарная безопасность в школе.
Предупреждение пожаров в кабинетах физики, химии, учебных
мастерских, на детских праздниках и утренниках.
- Эвакуация при пожаре из здания школы.
План эвакуации детей при пожаре. Эвакуационные выходы. Пути
эвакуации школьников при пожаре.
- Участие в краевом конкурсе «Служба спасения 01».
Рисунок. Макетные работы. Литературные работы.
- Первичные средства пожаротушения.
Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды
и назначение. Подсобные средства тушения пожара.
- Правила пользования первичными средствами пожаротушения.
Пожарный топор. Пожарный лом. Пожарный багор. Пожарный крюк.
Противопожарные водопроводы. Пожарный водоем.
- Виды и назначение огнетушителей.
Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители.
Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей.
- Пожарная безопасность в местах массового скопления людей.
Соблюдение правил пожарной безопасности в кинотеатрах, в спортивных
сооружениях, в парках культуры и отдыха.
- Травмы, полученные при пожарах.
Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током.
- Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних
праздников.
Правила пользования пиротехников. Правильное изготовление новогодних костюмов и украшение ёлки. Проверка эвакуационных выходов. Изучение путей эвакуации.
Экскурсия в пожарную часть.
Знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета.
- Катастрофические пожары на территории Самарской области.
Хроника чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами в Нижегородской области. ЧС в нашем населенном пункте. - Знаки пожарной безопасности.
Знаки для использования на путях эвакуации.
- Пожарно-прикладной вид спорта.
Правила соревнований. Подъем по штурмовой лестнице. Преодоление
100-метровой полосы с препятствиями. Этапы пожарной эстафеты.
- Строевая подготовка.
Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно». Движение
строевым шагом в составе отделения.
- Противопожарная профилактика.
Изготовление стенда «Уголок пожарной безопасности». Проведение
бесед о пожарной безопасности с младшими школьниками.
- Соревновательная деятельность.
Участие в районных соревнованиях среди ДЮП. - Контрольные зачеты.
Противопожарная профилактика в летнее время.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 полугодие
№ | Темы занятий | Количество часов | дата |
1 | Вводное занятие. | ||
2 | Задачи и план работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий. | 1 | |
3 | Цели и задачи дружины | 1 | |
4 | Значение пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина. | 1 | |
5 | Причины пожаров в жилом доме | 1 | |
Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация электросети. | 1 | ||
6 | Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами. | 1 | |
7 | Спички - детям не игрушка. | 1 | |
8 | Место хранения спичек. | 1 | |
9 | Действия при возникновении пожара | 1 | |
10 | Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения. | 1 | |
11 | Противопожарная безопасность в школе. | 1 | |
12 | Эвакуация при пожаре из здания школы. | 1 | |
13 | Участие в конкурсе «Служба спасения 01». | 1 | |
14 | Первичные средства пожаротушения | 1 | |
15 | Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды и назначение. Подсобные средства тушения пожара. | 1 | |
16-17 | Правила пользования первичными средствами пожаротушения. | 2 | |
18 | Пожарный топор. Пожарный лом. Пожарный багор. Пожарный крюк. | 1 | |
19 | Виды и назначение огнетушителей | 1 | |
20-21 | Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители. Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей. | 2 | |
22-23 | Пожарная безопасность в местах массового скопления людей. | 2 | |
24 | Соблюдение правил пожарной безопасности в кинотеатрах, в спортивных сооружениях, в парках культуры и отдыха. | 1 | |
25-26 | Травмы, полученные при пожаре. Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током. | 2 | |
27 | Поражение электрическим током | 1 | |
28 | Поражение электрическим током | 1 | |
29-30 | Экскурсия в пожарную часть. | 1 | |
31-32 | Знаки пожарной безопасности. | 2 | |
33 | Пожарно-прикладной вид спорта. | 1 | |
34 | Противопожарная профилактика. | 1 | |
итого | 34 |
2 полугодие
№ | Темы занятий | Количество часов | |
1 | Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. | 1 | |
2 | Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. | 1 | |
3 | Первичные средства тушения пожаров. | 1 | |
4 | Первичные средства тушения пожаров. | 1 | |
5 | Пожарные автомобили | 1 | |
6 | Пожарные автомобили | 1 | |
7 | Противопожарное оборудование | 1 | |
8 | Противопожарное оборудование | 1 | |
9 | Основы профессии пожарного | 1 | |
10 | Практическая работа: подготовка и проведение конкурса эрудитов по истории противопожарной службы в России | 1 | |
11 | Первичная доврачебная помощь при пожаре | 1 | |
12 | Первичная доврачебная помощь при пожаре | 1 | |
13 | Практическая работа: тренинги по освоению приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре. | 1 | |
16 | Противопожарное водоснабжение | 1 | |
17 | Понятие о свойствах воды как основного вида огнетушащих средств; способы подачи воды при пожаре. | 1 | |
18 | Виды водопроводов и их технические характеристики. Пожарные водоёмы, пожарный гидрант и пожарный кран; их назначение. | 1 | |
19 | Практическая работа: освоение на практике на доступном уровне противопожарного водоснабжения. | 1 | |
20 | Практическая работа: составление таблиц по результатам изучения материалов местной печати о пожарах, произошедших в данном регионе. | 1 | |
21 | Правила пожарной безопасности в школе и в быту | 1 | |
22 | Правила пожарной безопасности в школе и в быту | 1 | |
23 | Что делать при возникновении пожара? Элементарные способы тушения возгораний | 1 | |
24 | Что делать при возникновении пожара? Элементарные способы тушения возгораний | 1 | |
25 | Элементарные способы тушения возгораний | 1 | |
26 | Практическая работа: тренинг по правильному использованию средств пожаротушения. | 1 | |
27 | Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности | 1 | |
28 | Практическая работа: подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в школе | 1 | |
29 | Практическая работа: подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в школе | 1 | |
30 | Основа профессиональной подготовки. Физическая подготовка учащихся. | 1 | |
31 | Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке. | 1 | |
32 | Подведение итогов. Соревнование по пожарно- спасательному спорту | 1 | |
33 | Подведение итогов работы объединения «Юный пожарный». Подготовка к соревнованию. | 1 | |
34 | Практическая работа: проведение соревнования по пожарно-спасательному спорту. | 1 | |
Итого | 34 |
ЛИТЕРАТУРА:
- Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
ППБ 01-98 г.
- Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника.
Краснодар, 2005 г.
- Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль»,
1998 г.
- Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва,
«Просвещение», 1988 г.
- Зотов Ю.И. «Воспитание подростков в спортивном коллективе»,
Москва, изд-во «Физкультура и спорт», 1994 г.
- Косарин Н.Я., Швидченко К.Е. «Строевая и физическая подготовка»,
Москва, 1970 г.
- Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 кл.
Москва, «Просвещение», 2005 г.
- «Основы безопасности жизни», научно-методический и
информационный журнал, № 2, 2007 г.