рабочая программа по дополнительному образованию ВПК "Искатель"
рабочая программа по обж
Раздел I. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. 28.02.2023).
- Федеральным законом РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
- Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;
- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 г.
- Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Концепцией развития дополнительного образования (утвержденная Постановлением правительства РФ от 04.09.2014 года №1726-р);
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации». Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Уставом МБУ ДО СЮТ г.Шахты;
- другими нормативными документами, регламентирующими деятельность организации дополнительного образования.
Историческая память важна и необходима во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории, она всегда живет в народе и проявляется только в годы испытаний. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. Особенно тревожно, когда целое поколение молодежи воспитывается на чужих идеалах. Анкетирование учащихся показывает, что они не всегда правильно понимают лексическое значение слова «патриот». Общественные опросы и работа с детьми и молодежью показывает, что среди молодых людей большими темпами нарастает преступность, растет число детей, патологически зависимых от сети, падает нравственность, развивается правовой нигилизм. В сознании молодежи произошли заметные изменения в отношении к службе в Вооруженных Силах, защите своего Отечества. Часть подростков не имеет желания нести службу по призыву в Вооруженных Силах. В общественном сознании глубокой эрозии подвергаются такие ценности, как Отечество, Патриотизм, Верность героическим традициям прошлого, Долг, Честь, Достоинство, Самоотверженность. Вот почему проблема патриотического воспитания подрастающего поколения становится одним из актуальных вопросов воспитания нашей молодежи, что и привело к разработке дополнительной общеразвивающей программы по патриотическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskatel_24-25.docx | 77.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г.ШАХТЫ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
г.ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ»
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании педагогического Директор МБУ ДО СЮТ г.Шахты
совета ___________ Колегаев Я.Б.
Протокол от 25.06.2024 г № 5 Приказ от 25.06.2024 г. № 108
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Искатель
Уровень освоения программы: базовый,
Вид программы: типовая, модифицированная
Уровень программы: разноуровневая
Возраст детей: от 11 до 17 лет
Срок реализации: 1 год
1-й год обучения – 144 часа
Разработчик: педагог дополнительного
образования Войтенко Светлана Анатольевна
г.Шахты
2024
СОДЕРЖАНИЕ
№п/п | Раздел | Страницы |
РАЗДЕЛ I. Комплекс основных характеристик программы | ||
1.1. | Пояснительная записка | 3-6 |
1.2. | Цель и задачи программы | 6-7 |
1.3. | Содержание программы | 7-9 |
1.4 | Планируемые результаты | 9-10 |
РАЗДЕЛ II. Комплекс организационно-педагогических условий | ||
2.1 | Календарный учебный график | 10 |
2.2. | Условия реализации программы | 10 |
2.3. | Методическое обеспечение программы | 11 |
2.4. | Формы контроля и аттестации | 11-12 |
2.5. | Диагностический инструментарий | 12 |
2.6. | Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной работы. | 12-14 |
3. | Список литературы | 15 |
4. | Приложения | 16-21 |
Раздел I. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. 28.02.2023).
- Федеральным законом РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
- Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;
- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 г.
- Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Концепцией развития дополнительного образования (утвержденная Постановлением правительства РФ от 04.09.2014 года №1726-р);
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации». Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Уставом МБУ ДО СЮТ г.Шахты;
- другими нормативными документами, регламентирующими деятельность организации дополнительного образования.
Историческая память важна и необходима во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории, она всегда живет в народе и проявляется только в годы испытаний. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. Особенно тревожно, когда целое поколение молодежи воспитывается на чужих идеалах. Анкетирование учащихся показывает, что они не всегда правильно понимают лексическое значение слова «патриот». Общественные опросы и работа с детьми и молодежью показывает, что среди молодых людей большими темпами нарастает преступность, растет число детей, патологически зависимых от сети, падает нравственность, развивается правовой нигилизм. В сознании молодежи произошли заметные изменения в отношении к службе в Вооруженных Силах, защите своего Отечества. Часть подростков не имеет желания нести службу по призыву в Вооруженных Силах. В общественном сознании глубокой эрозии подвергаются такие ценности, как Отечество, Патриотизм, Верность героическим традициям прошлого, Долг, Честь, Достоинство, Самоотверженность. Вот почему проблема патриотического воспитания подрастающего поколения становится одним из актуальных вопросов воспитания нашей молодежи, что и привело к разработке дополнительной общеразвивающей программы по патриотическому воспитанию.
Направленность программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искатель» имеет социально-гуманитарную направленность.
Тематика программы позволяет в полном объёме реализовать основной принцип формирования патриотизма, основанный на формировании у подростков патриотического сознания и побуждению обучающихся к осуществлению патриотической деятельности. Программа призвана обеспечить понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству. В результате реализации основных этапов образовательной программы охватывающих широкий спектр вопросов военной грамотности, строевой подготовки, истории нашей Родины и её Вооруженных сил идет формирование у подростков выполнение требований военной и государственной службы. Изучение теоретических вопросов и практические занятия с обучающимися ведут к формированию основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ. Основой содержания программы является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.
Вид программы – типовая, модифицированная.
Уровень освоения программы: базовый.
Актуальность программы
В наше время в жизни большинства людей не хватает физической двигательной активности, здоровых привычек, положительных эмоций, в том числе, радости общения и ощущения успеха. Это касается также детей и молодежи. Отсутствие увлечений, самореализации и успешности приводит к неуверенности в собственных силах, и, вслед за этим, к ухудшению самочувствия, эмоционального, психического и физического здоровья.
Занятия физической культурой и спортом, доармейская военная подготовка – это и есть самореализация, путь становления здоровой и успешной творческой личности. У подростков, активно занимающихся спортом и готовящихся к службе в армии, развиваются не только физическое, но и психическое здоровье, морально-нравственные качества личности, что, в свою очередь, способствует формированию гражданско-патриотических взглядов и профилактике различных вредных привычек.
Целесообразность создания данной программы продиктована интересами детей и подростков, потребностями семьи, запросами социума, а также наличием ресурсов и специалистов соответствующего профиля. Программа определяет основные пути развития системы военно-патриотического воспитания обучающихся, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность наших выпускников к служению Отечеству, к выбору профессии военнослужащего. Программа построена на принципах добровольности, равноправия и сотрудничества, гласности и самостоятельности, ответственности и коллективности.
Отличительная особенность программы состоит в том, что она совмещает общевоинскую, физическую, гуманитарную и специальную подготовку. Таким образом, реализация программы будет способствовать воспитанию у детей чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого через физическую подготовку детей и подростков в военно-прикладных видах спорта, психологических установок сильного, уверенного в себе человека. Программа дает возможность получить допризывную военную подготовку, совершенствовать знания и навыки по основам воинской службы.
Режим реализации программы обеспечивает доступность дополнительного образования с учётом индивидуальных особенностей детей.
Адресат программы
Программа предназначена детям от 11 до 17 лет. Состав обучающихся - смешанный (разновозрастной). Обучающиеся, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. Занятия проводятся в группах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Наполняемость учебных групп социально-гуманитарной направленности составляет 15-20 человек;
Психологическая готовность и уровень готовности учащихся к освоению образовательной программы определяются по результатам собеседования при наборе.
Режим занятий
Режим занятий:
144 учебных часа, из расчёта 2 часа в неделю,
Продолжительность 1 часа учебного занятия – 45 минут.
Объем и срок освоения программы
Общий объем учебных часов – 144 часа.
1-й год обучения – 144 часа в год
Форма реализации программы: традиционная.
Сроки, объем и уровень реализации программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искатель» базового уровня.
Срок реализации: 1 год
Форма обучения и тип занятий
Форма обучения: очная.
Типы занятий: теоретические, практические, тренировочные.
На занятиях присутствуют и тренировки, и походы, и экскурсии в музеи, и занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий, и различные соревнования, что даёт возможность обучающимся проявить себя в разных видах деятельности.
Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе.
- Лекция. Устное изложение тем по истории России и Вооруженных сил.
- Дискуссия. Всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы при изучении вопросов истории РФ и мировой истории. Данная форма проведения занятий расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.
- Экскурсия. Коллективный поход или поездка в музеи воинской Славы, воинские части.
- Встреча с интересными людьми.
- Уроки Мужества.
- Цель и задачи программы
Цель программы:
Совершенствование системы патриотического воспитания молодежи, обеспечивающей развитие высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Задачи программы:
Воспитательные:
- воспитание творческих, деловых и патриотических качеств социально-активной, целенаправленной личности, способной грамотно разбираться в обстановке, самостоятельно принимать решение и нести за него ответственность;
- воспитание культуры взаимоотношений и коллективизма;
- воспитание аккуратности и дисциплинированности;
- воспитание настойчивости в достижении поставленных задач и преодоление трудностей;
- воспитание социально адаптированной, приспособленной к полноценному развитию личности.
Образовательные:
- компенсация отсутствующих в основном образовании знаний в области истории Отечества и Вооруженных сил, физкультуры, спорта, гигиены, медицины;
- физическое развитие обучающихся, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях, силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма;
- содействие выбору будущей профессии.
Развивающие:
- развитие инициативы, наблюдательности и самостоятельности на основе реальной деятельности;
- развитие умения понимать и ценить традиции, а также боевое товарищество;
- развитие способностей быстро оценивать обстановку и принимать оптимальные решения;
- развитие мотивации к творческому поиску.
1.3.Содержание программы
- Учебный план
№ п/п | Темы | Всего часов | Первый год | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | Строевая подготовка | 28 | 2 | 26 |
3 | Огневая подготовка | 18 | 4 | 14 |
4 | Тактическая подготовка | 14 | 6 | 8 |
5 | Основы караульной службы | 12 | 6 | 6 |
6 | Военная топография | 8 | 2 | 6 |
7 | Основы военной службы | 8 | 8 | - |
8 | Воинские ритуалы | 12 | 7 | 5 |
9 | Приёмы рукопашного боя | 12 | 2 | 10 |
10 | Основы медицинских знаний | 6 | 2 | 4 |
11 | Гражданская оборона | 10 | 2 | 8 |
12 | Физическая подготовка | 14 | 2 | 12 |
Всего | 144 | 45 | 99 | |
Военно-патриотические мероприятия | По графику несения Вахты Памяти на «Посту № 1 у Вечного огня» и по плану штаба ВСИ «Отвага» |
СОДЕРЖАНИЕ
- Вводное занятие. Задачи, содержание и организация занятий. Ознакомление с правилами и мерами безопасности на занятиях.
- Строевая подготовка: строевая стойка с оружием и без, движение походным, строевым и церемониальным шагом, повороты на месте и в движении, отдание воинского приветствия вне строя и в строю, выполнение команд «смирно, вольно, заправиться, головные уборы снять (надеть), строевые приёмы с оружием.
- Огневая подготовка: тактико-технические данные автомата Калашникова, его устройство, обращение с оружием, производство стрельбы, снаряжение магазина патронами, меры безопасности при стрельбе и обращении с оружием, уход за оружием (чистка и смазка), порядок хранения оружия. Основные характеристики самозарядного карабина Симонова.
- Тактическая подготовка: способы передвижения в бою, действия в наступлении и в обороне, маневр на поле боя (силами и огнём), оборудование защитных сооружений и маскировка, взаимодействие и взаимопомощь в бою.
- Основы караульной службы: основные принципы и понятия караульной службы (пост, караульный и часовой, смена караулов, приём сдача поста, вооружение часового и применение оружия часовым). Особенности несения службы в почётном карауле. Обязанности разводящего и часового.
- Военная топография: ориентирование на местности, способы ориентирования на местности по компасу и местным предметам, компас, азимут, ориентиры, выбор ориентиров, движение по азимуту.
- Основы военной службы: необходимость вооружённой организации государства, её цели и задачи, состав и вооружение организационная структура Вооруженных Силы, виды Вооруженных Сил, история создания, боевые традиции Вооруженных Сил России, память поколений – дни воинской славы России, основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России, символы воинской чести, доблести и славы, ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги, основные государственные награды СССР и России, традиции и воинские ритуалы, воинские обязанности военнослужащих, воинские звания и знаки различия, особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту, права и ответственность военнослужащих, требования воинской деятельности, перспективы развития и перестройки. Боевые успехи российской армии с момента возникновения по сегодняшний день. Знакомство с представителями лучших солдат и командиров. Сегодняшнее руководство ВС РФ.
- Воинские ритуалы: отдание воинского приветствия в различных ситуациях несения службы, действия при подъёме флага, исполнения Гимна России, возложения венков, открытия памятных досок и обелисков, перезахоронения останков павших воинов.
- Приёмы рукопашного боя: защитные действия при нападении невооружённого противника, освобождение от захватов, проведение болевых приёмов и удержания поверженного противника. Действия против вооруженного противника (нож, пистолет, автомат). Действия при попытке противника отобрать у часового оружие.
- Основы медицинских знаний: первая медицинская помощь, медицинская аптечка, природные лекарственные средства, первая медицинская помощь при ранениях и травмах, первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности.
- Гражданская оборона: оружие массового поражения, ядерное оружие, поражающие факторы ядерного оружия, химическое оружие и его классификация, бактериологическое оружие и его классификация, индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи, устройство противогаза, общевойсковой защитный комплект, выполнение нормативов, приборы радиационной разведки, приборы химической разведки.
- Физическая подготовка: меры безопасности при занятиях прикладной физической подготовкой, общефизическая подготовка, выполнение общефизических упражнений для мышц рук, туловища и ног: упражнения в парах с набивным мячом, на перекладине (подтягивание, выход силой, подъем переворотом, поднос прямых ног), челночный бег 10х10 м, бег на 100-400 м с высокого и низкого старта, на 1000, 2000 и 3000 м., ознакомление с единой полосой препятствий, порядок выполнения упражнения, ознакомление с преодолением отдельных препятствий и тренировка в их преодоление.
- Планируемые результаты
Обучающийся должен иметь теоретическую подготовку по следующим темам:
- основы стрельбы,
- строевые приемы без оружия,
- условные тактические знаки,
- ориентирование по карте,
- основные положения общевоинских уставов.
Обучающийся должен уметь практически:
- вести наблюдения,
- применять приёмы стрельбы из пневматической винтовки,
- метать ручные гранаты,
- выполнять строевые приёмы,
- производить разборку и сборку АК-74,
- преодолевать заграждения.
Личностные результаты:
- желание расширения кругозора и углубления знаний;
- формирование чувства коллективизма и общей ответственности за конечный результат труда;
- развитие личных амбиций, как способ достижения наивысших результатов
- формирование дисциплинированности и ответственности;
- формирование умения взаимодействовать с другими людьми в условиях конкурсов и соревнований.
Метапредметные результаты:
- формирование у обучающихся способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений;
- умение планировать пути достижения целей, в том числе выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач;
- умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
Раздел II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график (Приложение 1)
Календарный учебный график является составной частью программы, содержащей комплекс основных характеристик образования и определяющей даты и окончания учебных периодов (этапов), количество учебных недель, сроки контрольных процедур, и составляется для каждой учебной группы.
2.2.Условия реализации программы
Кадровое обеспечение
Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы имеются необходимые условия.
Педагог дополнительного образования, разработавший и реализующий программу, имеет высшее образование, высшую квалификационную категорию.
Материально-техническое обеспечение
- Ноутбук.
- Медиапроектор.
- Экран.
- Плакаты.
- Топографические карты.
- Приборы ДП-5Б, ВПХР.
- Макеты АК – 2 шт.
- Магазин с учебными патронами.
- Макеты гранат РГД, Ф-1.
- ОЗК – 2 комплекта.
- Противогазы.
- Пневматические винтовки – 3 шт.
- Компас.
- Курвиметр.
- Линейки.
- Карандаши чертежные.
2.3. Методическое обеспечение программы
На занятиях применяются следующие педагогические технологии: личностно-ориентированные, технологии проблемного обучения, технологии сотрудничества, технологии создания ситуации успеха.
Методы, применяемые в ходе реализации программы
Для организации учебного процесса используются методы:
По способу подачи материала - словесный (рассказ, беседа, инструктаж);
- наглядный (показ, демонстрация, тренировка);
- практический (выполнение разученных приёмов, отработка действий).
По характеру деятельности - объяснительный, иллюстрационный, игровой и т.д.
2.4. Формы контроля и аттестации
Таблица 1.
Оценивание результатов реализации программы
№ | Критерии | Показатели | Измерители |
1. | Уровень обученности | Положительная динамика усвоения теоретических знаний | Вопросы и задания для тестирования знаний учащихся |
Положительная динамика практических умений | Карта наблюдения «Сформированность практических умений учащихся» | ||
2.
| Осознанное стремление учащихся реализовывать свои способности | Положительная динамика участия в смотрах, конкурсах | Мониторинг участия в смотрах, конкурсах. |
Положительная динамика умений: –сотрудничать с педагогом и сверстниками; -учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; -формулировать собственное мнение и позицию. | Карта наблюдения «Сформированность коммуникативных умений»
| ||
3. | Физическое развитие | Оценка исходного физического состояния и динамика его изменений | Возрастные оценочные нормативы |
Методы педагогического мониторинга:
- наблюдение;
- тестирование;
- практическое задание;
- опрос.
Формы педагогического мониторинга:
- занятия контроля знаний (текущая, тематическая, итоговая диагностика знаний, умений и навыков);
- собеседования;
- соревнования.
2.5. Диагностический инструментарий
Оценка эффективности программы обеспечивается
- средствами разностороннего контроля деятельности объединения;
- регулярным анализом деятельности и подведением итогов;
Проведение педагогического мониторинга в образовательно-воспитательной деятельности представляет собой проведение промежуточного и итогового этапа диагностики.
Промежуточная диагностика проводится в декабре. Ее цель – подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения воспитанников. Данный этап позволяет оценить успешность выбора технологии и методики, откорректировать учебный процесс.
Цель проведения итогового этапа диагностики – подведение итогов завершающегося года обучения. На этом этапе анализируются результаты обучения, оценивается успешность усвоения обучающимися учебной программы. Формами проведения являются тесты, анкеты, соревнования, участие в городских мероприятиях и Вахте памяти.
2.6. Рабочая программа воспитания
2.6.1. Цели и задачи воспитания
Цель программы: Совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
- развитие учащихся как высоконравственных, ответственных, творческих, инициативных и компетентных граждан;
- утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России;
- формирование высоких моральных и психологических качеств детей и подростков, преданности Родине и готовности к ее защите;
Доармейская военная подготовка – это и есть самореализация, путь становления здоровой и успешной творческой личности. У подростков, активно занимающихся спортом и готовящихся к службе в армии, развиваются не только физическое, но и психическое здоровье, морально-нравственные качества личности, что, в свою очередь, способствует формированию гражданско-патриотических взглядов и профилактике различных вредных привычек.
2.6.2. Планируемые результаты
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по военно-патриотическому воспитанию обучающихся:
- формировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
- формировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
- формировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
- формировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
- формировать патриотические чувства и сознание учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира,
- сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
2.6.3. Приоритетные направления воспитания
Гражданско-патриотическое – формирование основ гражданственности (патриотизма) как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовности к активному проявлению профессионально значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества.
Нравственное и духовное воспитание – обучение обучающихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству – формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства.
Интеллектуальное воспитание – оказание помощи в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.
Здоровьесберегающее воспитание – демонстрация значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения; обучение правилам безопасного поведения обучающихся на улице и дорогах.
Воспитание семейных ценностей – формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни.
Формирование коммуникативной культуры – формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию.
2.6.4. Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Название мероприятия, события | Цель | Краткое содержание | Форма проведения | Сроки проведения | Ответственные |
1. | Участие в торжественных и памятных мероприятиях, посвященных историческим датам | Формирование нравственных качеств и идеалов «Любовь к Родине, Отечеству и своему народу» | Возложение цветов к мемориалам ВОв, участие в акциях, конкурсных мероприятиях, в форумах | Групповая | В течение года | Педагог дополнит. образования |
2. | Участие в форумах ,соревнованияхдвижения «Юнармия» | Нравственное и духовное воспитание | Участие в акциях, конкурсных мероприятиях | Групповая | В течении года | Педагог дополнит. образования |
3. | Экскурсии в музей, походы | Гражданско-патриотическое воспитание | Групповая | В течение года | Педагог дополнит. образования | |
4. | «День Защитника Отечества» | Нравственное и духовное воспитание | Участие в акциях, конкурсных мероприятиях ,беседы, сообщения | Коллективная | Январь,февраль | Педагог дополнит. образования |
5. | «Герои вокруг нас» | Гражданско-патриотическое воспитание | беседы, сообщения, встречи с героями | Групповая индивидуальная | В течение года | Педагог дополнит. образования |
6. | «День Победы» | Гражданско-патриотическое воспитание | Участие в акциях, конкурсных мероприятиях ,беседы, сообщения | Коллективная | В течение года | Педагог дополнит. образования |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. 28.02.2023).
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.).
3. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
4. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 г.
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
10. Концепция развития дополнительного образования (утвержденная Постановлением правительства РФ от 04.09.2014 года №1726-р).
11. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации». Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
12. Федеральный Закон от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О днях воинской славы и памятных датах России»
13. Федеральный Закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ (ред. от 04.03.2013, изм. 21.03.2013) «О воинской обязанности и военной службе».
14. Общевоинский устав ВС РФ.
15. Строевой устав ВС РФ.
Интернет-ресурсы
- Информационный портал «Живая история» http://zanimatika.narod.ru/RF_Proekt.htm
- Информационный ресурс «Подвиг народа». http://podvignaroda.ru/
Приложение 1.
Календарный учебный график
п\п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Время проведения занятия | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
Вводное занятие. | 2 | 1330-1500 | рассказ | МБОУ СОШ № 49 | наблюдение | ||
Строи, команды и обязанности перед построением и в строю. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Выполнение команд «СТАНОВИСЬ», «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ – СНЯТЬ (НАДЕТЬ)». | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой и походный шаг. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой и походный шаг. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Повороты в движении. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Повороты в движении. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Движение строем. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Движение строем. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Движение строем. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Повороты в движении. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Отдание воинской чести. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Выход из строя | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Развернутый строй отделения. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Выход из строя и подход к начальнику. Возвращение в строй. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Тактико-технические данные автомата Калашникова, его устройство. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Обращение с оружием, производство стрельбы. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Разборка и сборка автомата. Снаряжение магазина патронами. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Разборка и сборка автомата. Снаряжение магазина патронами. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Разборка и сборка автомата. Снаряжение магазина патронами. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Разборка и сборка автомата. Снаряжение магазина патронами. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Разборка и сборка автомата. Снаряжение магазина патронами. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Разборка и сборка автомата. Снаряжение магазина патронами. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Разборка и сборка автомата. Снаряжение магазина патронами. | 2 | 1330-1500 | тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Способы передвижения в бою. | 2 | 1330-1500 | тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Способы передвижения в бою. | 2 | 1330-1500 | тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Способы передвижения в бою. | 2 | 1330-1500 | тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Действия в наступлении и в обороне. | 2 | 1330-1500 | тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Действия в наступлении и в обороне. | 2 | 1330-1500 | лекция | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Действия в наступлении и в обороне. | 2 | 1330-1500 | лекция | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Манёвр на поле боя (силами и огнём). | 2 | 1330-1500 | лекция | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Назначение и задачи караульной службы. Караульный и часовой. Обязанности разводящего и часового. | 2 | 1330-1500 | лекция | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Пост, его оборудование и оснащение. | 2 | 1330-1500 | лекция | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Смена караулов, приём и сдача поста. Порядок заряжания и разряжания оружия. | 2 | 1330-1500 | лекция | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Смена караулов, приём и сдача поста. | 2 | 1330-1500 | лекция | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Действия часового при приёме и сдаче поста при возникновении пожара и при нарушении порядка вблизи своего поста или на соседнем посту. | 2 | 1330-1500 | лекция | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Защитные действия при нападении невооружённого противника, освобождение от захватов. | 2 | 1330-1500 | лекция | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Общие понятия о военной топографии. Азимут. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Ориентирование на местности без карты. Определение сторон горизонта по компасу, по солнцу и часам, по Полярной звезде. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Магнитный азимут и его определение на местный предмет. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Масштаб. Определение расстояния между объектами по карте. | 2 | 1330-1500 | рассказ | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Необходимость вооружённой организации государства, её цели и задачи, состав и вооружение организационная структура Вооруженных Силы | 2 | 1330-1500 | лекция | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Виды Вооруженных Сил, история создания, боевые традиции Вооруженных Сил России | 2 | 1330-1500 | беседа | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Почетные награды за воинские отличия и заслуги, основные государственные награды СССР и России, традиции и воинские ритуалы | 2 | 1330-1500 | беседа | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Боевые успехи российской армии с момента возникновения по сегодняшний день. | 2 | 1330-1500 | лекция | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Воинские ритуалы и их предназначение. | 2 | 1330-1500 | рассказ | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Принятие военной присяги. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Действия при разводе караулов. Торжественные марши. Строевой смотр. | 2 | 1330-1500 | тренировка у Вечного огня | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Развод караулов. Подведение итогов | 2 | 1330-1500 | тренировка у Вечного огня | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Возложение венков к могилам павших воинов | 2 | 1330-1500 | тренировка у Вечного огня | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Порядок прохождения торжественным маршем | 2 | 1330-1500 | тренировка у Вечного огня | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Приемы самообороны без оружия | 2 | 1330-1500 | тренировка у Вечного огня | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Приемы самообороны без оружия | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Приемы самообороны без оружия | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Приемы самообороны без оружия | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Приемы самообороны с оружием | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Приемы самообороны с оружием | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Основы оказания первой медицинской помощи. Медицинская аптечка. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Первая медицинская помощь при остановке сердца, ранениях, травмах | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Природные лекарственные средства. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Понятие о гражданской обороне. Основные задачи в области гражданской обороны. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Подготовка прибора ДП-5Б к работе. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Определение ОВ с помощью прибора ВПХР. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Общевойсковой защитный комплект ОЗК. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Определение ОВ, подготовка к работе ДП-5Б, одевание противогаза и ОЗК. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Меры безопасности при занятиях прикладной физической подготовкой. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Выполнение общефизических упражнений для мышц рук. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Выполнение общефизических упражнений для мышц ног. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Подтягивание на перекладине. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Выход силой на перекладине. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Челночный бег 10 х 10 м. | 2 | 1330-1500 | показ, тренировка | МБОУ СОШ № 49 | Текущий контроль | ||
Бег на 1000 метров и на 100 метров с низкого и высокого старта. | 2 | 1330-1500 | анкетирование | МБОУ СОШ № 49 | Итоговая аттестация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дополнительному образованию детей
В нашей школе всю кружковую работу ведет один педагог дополнительного образования, поэтому и программы для работы в кружках я объединяю в одну рабочую программу. В этом учебном году работа ведет...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Вокальное искусство"
Рабочая программа "Вокальное искусство" разработана для работы с хоровым коллективом в системе дополнительного образования или при общеобразовательной школе. В программу включена работа не только с хо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») На...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направление:(общекультурное, общеи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Классный сайт, или создание web-сайта класса» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Классный сайт, или создание web-сайта класса»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Напр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Оформляем индивидуальные проекты» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Оформляем индивидуальные проекты»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направлен...