ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
материал по обж
Тема наставничества является одной из центральных тем нацпроекта
В современных условиях быстро меняющегося мира наставничество не только остается важным элементом адаптации молодого специалиста на рабочем месте, но и приобретает особую значимость именно в образовательной среде. В настоящее время в любой сфере практически невозможно найти специалиста, готового быстро приступить к работе в новых условиях, в новом коллективе, и образование не является исключением. Именно наставничество является тем методом, который позволяет наиболее эффективно решить данную проблему.Тема наставничества является одной из центральных тем нацпроекта «Образование».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа наставничества | 29.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
(учитель – учитель) на 2023-2024 учебный год
Наставник Барашева Г.Е.
Наставляемый
Котовск, 2023г.
Пояснительная записка
Актуальность:
Тема наставничества является одной из центральных тем нацпроекта
«Образование». В современных условиях быстро меняющегося мира наставничество не только остается важным элементом адаптации молодого специалиста на рабочем месте, но и приобретает особую значимость именно в образовательной среде. В настоящее время в любой сфере практически невозможно найти специалиста, готового быстро приступить к работе в новых условиях, в новом коллективе, и образование не является исключением. Именно наставничество является тем методом, который позволяет наиболее эффективно решить данную проблему.
Наставничество является кадровой технологией, позволяющей осуществлять становление и непрерывное профессиональное развитие педагога. Наставничество позволяет соединить профессиональное развитие и персонификацию, а также гарантирует комплексный подход к каждому педагогу, испытывающему те или иные затруднения.
Цель программы:
Успешное закрепление молодого специалиста в должности педагога, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание внутри образовательной организации комфортной профессиональной среды, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Задачи программы:
- Облегчение процесса адаптации молодого специалиста в педагогическом коллективе, успешное закрепление на рабочем месте;
- Выявление профессиональных затруднений молодого педагога и оказание необходимой помощи в их преодолении.
- Изучение нормативно-правовой базы, согласно построению урочного занятия.
- Создание условий для развития профессиональных навыков молодого педагога, в том числе в части содержания образования, применения различных образовательных методик и технологий, форм и средств обучения и воспитания, навыков профессионального общения с коллегами, обучающимися и родителями (законными представителями) обучающихся.
- Формирование умения планировать предметные и метапредметные результаты на каждом этапе учебного занятия
- Формирование умения подбирать дидактический материалы к учебному занятию в соответствии с возрастными особенностями ребенка и типологией
- Ориентация молодого педагога на использование в своей деятельности передового педагогического опыта.
- Формирование мотивации молодого педагога к самообразованию и профессиональному совершенствованию.
Форма наставничества: педагог- начинающий педагог
Предполагает взаимодействие молодого специалиста (без опыта работы, после университета) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим разностороннюю поддержку.
Режим работы: очный
Виды наставничества:
- традиционное наставничество (наставничество «один на один»);
- ситуационное наставничество.
Срок реализации программы: 1 год
Программа включает в себя три этапа:
Адаптационный этап.
На данном этапе происходит знакомство опытного педагога (наставника) с молодым специалистом (наставляемым), в ходе которого наставник анализирует затруднения наставляемого, пробелы в его подготовке в части общих и профессиональных компетенций с опорой на профессиональный стандарт педагога.
Основной этап.
В ходе основного этапа осуществляется совместная деятельность наставника и наставляемого с целью преодоления затруднений, а также личностного и профессионального развития наставляемого.
Контрольно-оценочный этап.
На завершающем этапе производится оценка уровня профессиональной компетентности молодого учителя и определяется степень его готовности к самостоятельному выполнению должностных обязанностей.
Содержание деятельности
В ходе реализации персонализированной программы наставничества планируется следующее содержание деятельности наставника и наставляемого:
- диагностика затруднений молодого учителя и выбор форм организации обучения и воспитания;
- оказание необходимой помощи на основе выявленных затруднений;
- посещение уроков молодого учителя с последующим анализом и определением способов повышения их эффективности;
- ознакомление молодого учителя с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках внеурочной деятельности (квесты, квизы, слёты, олимпиады, игры, предметные недели и т.д.);
- демонстрация молодому учителю опыта успешной педагогической деятельности, знакомство с различными педагогическими практиками;
- организация мониторинга эффективности и рефлексии по итогам совместной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- успешная адаптация молодого учителя на рабочем месте и в образовательной организации;
- повышение навыков профессионального общения с учетом психологии личности;
- повышение профессиональной компетентности молодого учителя в вопросах организации образовательного процесса;
- обеспечение повышения качества преподавания и совершенствование методов работы молодого учителя по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
- использование в работе молодого учителя современных педагогических технологий.
План мероприятий в рамках наставничества на 2023-2024 г.
Основные направления деятельности | Конкретные меры / Формы мероприятий | Планируемые результаты | Сроки | Фактические результаты |
Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления | Самодиагностика наставляемого на предмет определения приоритетных направлений профессионального развития | Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулирован перечень тем консультаций с наставником | сентябрь- октябрь | |
Диагностическая беседа с наставником для уточнения зон профессионального развития | ||||
Разработка конкретных шагов по преодолению профессиональных трудностей | Разработаны меры преодоления профессиональных трудностей | |||
Вхождение в педагогическую должность | Знакомство с ОО, ее особенностями и направления развития | Изучены особенности и направления деятельности школы. Изучена программа развития школы | сентябрь | |
Знакомство с коллективом | Изучена структура коллектива, выявлены направления взаимодействия и сотрудничества с различными группами работников | сентябрь | ||
Изучение сайта школы, групп в социальных сетях, порядка публикации и содержания размещаемой информации | Изучена структура официального сайта школы и размещенная документация. Изучены правила публикации. информации о деятельности школы на сайте и в социальных сетях. | сентябрь | ||
Изучение локальных актов школы и иных нормативных документов (Кодекса этики, Правил внутреннего трудового распорядка и т.д.) | Изучены и выполняются требования локальных актов школы, в том числе правила безопасности, правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция, кодекс этики | сентябрь- октябрь | ||
Изучение внутренней системы оценки качества образования | Изучены основные положения и состав ВСОКО школы | октябрь |
Организационно- методическая деятельность | Изучение методологических основ и методики построения и организации результативного учебного процесса | Изучены методологические основы и методика построения и организации результативного учебного процесса | сентябрь | |
Изучение нормативных документов в области образования | Изучены основные нормативные документы: Закон об образовании, обновленные ФГОС | сентябрь | ||
Консультации по подбору методической литературы | Регулярно изучается методическая литература. Сформирована и пополняется «копилка» педагогических идей. | в течение года | ||
Включение в деятельность ШМО | Включен в состав предметного ШМО, ознакомлен с планом работы ШМО на 2023-2024 учебный год. Определена тема самообразования в рамках деятельности ШМО. Участие в работе ШМО: участие в проведении предметных недель, выступление на заседаниях | в течение года по плану работы ШМО | ||
Профессиональное становление | Консультации по составлению рабочей программы и КТП в соответствии с ФГОС | Составлена рабочая программа и КТП по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с требованиями ФГОС | сентябрь | |
Беседы «Работа с УМК. Структура урока и методика преподавания на ступени основного общего и среднего образования в соответствии с ФГОС» | Изучен состав УМК, структура типовых уроков и методики преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на ступени основного общего и среднего образования в соответствии с обновленными ФГОС | сентябрь- октябрь | ||
Беседа «Психофизиологические особенности детей среднего и старшего школьного возраста» | Изучены психологические и возрастные особенности учащихся 5-9 классов, которые учитываются при подготовке к занятиям | октябрь |
Беседа «Различные типы и формы уроков» | Изучены и применяются различные типы и формы уроков | октябрь | ||
Беседа «Методы активизации внимания обучающихся на уроках информатики» | Изучены различные методы активизации внимания обучающихся на уроках, которые активно применяются при проведении уроков | ноябрь | ||
Беседа «Методы эффективного контроля на уроках ОБЖ» | Изучены различные методы контроля на уроках, которые активно применяются при проведении уроков | декабрь | ||
Беседа «Основные направления и формы активизации познавательной, научно- исследовательской деятельности обучающихся в рамках внеурочной деятельности» | Изучены основные направления и формы активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках внеурочной деятельности. Ведётся отбор и подготовка обучающихся к участию в различных мероприятиях (олимпиады, квесты, конкурсы. Слёты, игры, предметные недели) | январь | ||
Посещение уроков наставляемого лица с целью оказания методической помощи (4 урока в месяц) | Посещены уроки различных типов. Проведен развернутый анализ посещенных уроков. Даны рекомендации по повышению эффективности уроков. | в течение года | ||
Беседа «Возможности применения цифрового образовательного контента при изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» | Изучены возможности применения верифицированного цифрового образовательного контента при изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Материалы ЦОК применяются при проведении уроков | февраль | ||
Беседа «Проектная деятельность обучающихся на уроках и внеурочной деятельности» | Изучен вопрос организации проектной деятельности обучающихся на уроках информатики | март |
Посещение уроков опытных педагогов, открытых мероприятий, участие в семинарах и т.д. | Изучен положительный опыт проведения уроков и открытых мероприятий | в течение года | ||
Встречи-консультации с наставником по вопросам, возникающим в процессе педагогической деятельности | Своевременное преодоление затруднений и решение вопросов, возникающих в процессе педагогической деятельности | в течение года | ||
Повышение уровня квалификации и педагогического мастерства | Беседа «Повышение квалификации как фактор успешности педагогической деятельности педагога» | Проведен подбор курсов повышения квалификации по направлению педагогической деятельности | ноябрь- декабрь | |
Участие в семинарах, вебинарах, конференциях по направлению педагогической деятельности, в том числе по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» | Повышение профессионального мастерства | в течение года | ||
Беседа «Роль профессиональных сообществ в деятельности педагога» | Включение в деятельность педагогических сообществ | январь-май | ||
Рефлексия по итогам совместной деятельности | Проведение встречи по итогам реализации программы наставничества | Оценена эффективность и результативность совместной работы, удовлетворенность совместной деятельностью. Намечен план дальнейшего взаимодействия (при необходимости) | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Персонализированная программа наставничества (учитель-учитель)
Персонализированная программа наставничества (учитель-учитель) на 2022-2023 учебный год...
Персонализированная программа наставничества
Персонализированная программа работы наставника с молодым педагогом...
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «педагог-ученик (выбор профессионально-образовательного учреждения по профессии – «Кинолог»)»
Целью программы наставничества является определение наставляемого ученицы 9 класса, в выборе профессионально-образовательного учреждения по профессии–«Кинолог»после окончания 9...
отчет о реализации персонализированной программы наставничества
Отчет о реализации персоналированной программы наставничества...
Индивидуальный образовательный маршрут и персонализированная программа наставничества (Учитель- наставник: Костюченко Н.Г.)
Дорожная карта по работе наставника с наставляемым Организация наставнической деятельности «Педагог-педагог» Цель: создание условий для работы и профессионального роста молодого специ...
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА (педагог – педагог) 2023 год
Оказание помощи молодому педагогу в их профессиональном становлении, полном раскрытии потенциала личности наставляемого, успешной личной и профессиональной самореализации....
Персонализированная программа наставничества на 2023-2024 учебный год.
Персонализированная программа наставничества на 2023-2024 учебный год....