Роль профилактики табакокурения в сохранении здоровья школьников
статья по обж (6, 7, 8, 9 класс)
В статье рассматривается актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников. Особое внимание уделяется анализу проблемы табакокурения как одной из самых актуальных в среде школьников. Были проанализированы методы профилактики табакокурения, направленной на развитие у обучающихся таких качеств как умение принимать ответственные решения, видеть преимущества ведения здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rol_profilaktiki_tabakokureniya_v_sohranenii_zdorovya_shkolnikov.docx | 15.62 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в статье рассматривается актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников. Особое внимание уделяется анализу проблемы табакокурения как одной из самых актуальных в среде школьников. Были проанализированы методы профилактики табакокурения, направленной на развитие у обучающихся таких качеств как умение принимать ответственные решения, видеть преимущества ведения здорового образа жизни.
Каждое государство, в том числе и Российское, нуждается в полноценно-здоровом поколении, именно поэтому здоровье становится мерой качества жизни любого общества, а также конечным результатом в государственной политике. Забота о здоровье и развитии детей, является фундаментом для формирования будущего страны.
Проблема злоупотребления табака у подростков и молодежи приобрела сегодня особую актуальность и значимость. В Докладе о состоянии здравоохранения в мире, который регулярно готовит Всемирная организация здравоохранения, подчеркивается, что табакокурение было и остаётся основным фактором риска преждевременной смертности по всему миру. Заболеваемость и смертность в России от болезней, связанных с курением, возрастает с увеличением числа курящих, число которых за последние 10 лет только растет. Россия сегодня занимает 3-е место в мире по употреблению табака. Табакокурение среди детей и подростков в России принимает всё более угрожающие формы, существенно деформирующие нравственное, физическое и психическое здоровье подрастающего поколения.
Ни для кого не секрет, что в школьной среде проблема табакокурения стоит более остро. Так как влияние сверстников на еще формирующееся сознание школьника значительно, то причин для беспокойства достаточно много. Кроме влияния окружающих, имеется личное стремление «поспешного взросления», которое свойственно многим современным подросткам. Влияние может так же исходить и от семьи и родителей, как отрицательный пример, а также от взрослых, которые не видят в этом ничего плохого.
Для более полной характеристики рассматриваемой проблемы нами было проведено анкетирование среди обучающихся 6-9 классов школы №219. Анкета содержала 6 вопросов и была посвящена выявлению вредных привычек среди школьников.
В результате были получены следующие данные. Основная часть учащихся 6-9 классов (85%) уверены во вреде, оказываемым табакокурением, и никогда не совершали попыток курить. Приблизительный возраст первой попытки курения приходится у 20% опрошенных на 14-15 лет. Причины, побудившие к курению распределились следующим образом: 50% не хотели выбиться из компании, 35% желали выглядеть старше, 15% закурили из-за любопытства. Также большинство опрошенных скрывают свой опыт табакокурения от родителей.
Сложившаяся ситуация свидетельствует о слабо развитой культуре поведения подростков и молодёжи, несформированности нравственного отношения к себе и к окружающим, и требует совершенствования имеющихся мер первичной профилактики по предупреждению табакокурения. Важнейшую роль в продвижении данного процесса играют различные социальные институты, в частности семья и школа.
Вопросами воспитания здоровой личности и формирования культуры здорового образа жизни в разное время занимались такие исследователи, как Т.И. Бабаева, В.А. Сластенин, С.В. Петерина, Е.А. Воронина, В.П. Кащенко и др.
На наш взгляд, наиболее системно методы профилактики табакокурения описаны в исследованиях А.Н. Сизанова и В.А. Хриптович, где авторы выделяют следующие из них:
1. Метод информирования о вреде курения, и его негативных последствиях. Формами информирования являются: лекции, демонстрация научных фильмов и презентаций, социальной рекламы, распространение печатной информации.
2. Метод развития личностных потенциалов, направленный на формирование эмоциональной устойчивости, силы воли, стремлений к активному образу жизни и т.п. Реализуется данный метод в форме психологических тренингов, спортивных мероприятий, развития творческих способностей и талантов личности и др.
3. Метод формирования жизненных навыков, направленный на развитие способностей и умений личности в различных сферах жизнедеятельности. Реализуется данный метод в форме обучающих курсов, семинаров, мастер-классов.
4. Метод альтернативного воздействия, направленный на поиск замены курению, вызывающей похожие чувства и эмоции. Реализуется в форме спортивных мероприятий, групповых путешествий, интеллектуальных занятий.
5. Метод пропаганды здорового образа жизни, предполагает раскрытие преимущества отказа от вредных привычек и зависимостей. Может реализовываться в форме дискуссий, показа научных фильмов, социальной рекламы и др.
Данные методы могут успешно использоваться не только для профилактики табакокурения, но и для профилактики других вредных привычек, поскольку все они имеют возможность реализации в образовательном пространстве школы.
Таким образом, проблема табакокурения среди школьников остается актуальной и сегодня. Поэтому образовательным организациям необходимо, продолжая проводить профилактическую работу среди учащихся, более активно привлекать к этой работе родителей, повышая уровень их педагогической грамотности и готовности к осуществлению семейной профилактики употребления табака. Также одним из важнейших фундаментальных условий профилактических мероприятий является своевременная психодиагностика школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа педагогического коллектива над решением проблемы сохранения здоровья школьников
Наша школа уже не один год работает над решением проблемы сохранения здоровья учеников и педагогов, поскольку важной задачей современного образовательного учреждения выступает поиск таких ...
РОЛЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА
Статья раскрывает возможности логопедической работы для оказания помощи учащимся с ОВЗ. Отмечает взаимосвязь речевых нарушений, школьной успеваемости и состояния здоровья. Показана актуальность ...
Родительское собрание по сохранению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни
Рост образования в обществе - необходимый, важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, ложи...
Общешкольное родительское собрание по сохранению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни
Рост образования в обществе - необходимый, важный элемент соци¬ально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, ...
Здоровое питание в школе и дома как фактор сохранения здоровья школьника
Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся.Эта работа является приоритетным направлением деятель...
Профилактика ЗОЖ и сохранение здоровья (раздаточные материалы)
Раздаточные материалы...
Роль уроков физической культуры в сохранении здоровья школьника
Существует глубокое заблуждение, что занятие физической культурой способствует лишь развитию тела и никак не влияет на внутренний мир ребенка и его мировоззрение. Однако именно активное движение всегд...