Кейс-технологии как один из инновационных методов обучения в общеобразовательных учреждениях
статья по обж (10 класс)

ЕСАУЛОВ ГЕННАДИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

статья для учителей обж

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кейс-технологии как один из инновационных методов обучения в общеобразовательных учреждениях

Авторы: Есаулов Геннадий Владимирович,

Учитель ОБЖ МОБУ Лицея №59

им. Трубачёва  М.Г. г. Сочи

Аннотация. В статье рассмотрены особенности применения метода кейс-технологий в процессе обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. Раскрывается сущность понятия кейс-метода и его роль как инновационного метода в современном образовательном процессе. Выявлены основные навыки школьников, развитие которых обусловлено применением методики кейс-технологий в процессе обучения. Дана краткая характеристика каждого навыка.

Ключевые слова: современные методы обучения, кейс-методы, кейс-технологии, институт образования, кейс-стади, инновационные методы обучения.

Задачи и вопросы социально-экономического характера, решаемые в современном постиндустриальном информационном обществе, затрагивают сферу образования и ее содержание. Ввиду моделирования новой гуманистической, творческой модели образовательной парадигмы и института образования с ориентацией на личность и личностные характеристика индивидуума были видоизменены методологические основы обучения.

На заседании Совета при Президенте по науке и образованию, проведенным В.В. Путиным, была отмечена насущность необходимости реорганизации и преобразования системы российского образовательного процесса для подготовки практико-ориентированных выпускников. Сегодня улучшения и видоизменения согласно новому компетентностному подходу происходят на всех уровнях образования. Инновационный подход в отличие от традиционного позволяет активизировать продуктивное использование современных образовательных методик и технологий в процессе обучения. В таком случае место учителя в структуре образования меняется, и вместо «носителя объективного знания» преподаватель становится не просто источником передачи информации, но главным мотиватором учеников, мотивируя школьников в проявлении самостоятельности и инициативы. Преподавателю необходимо способствовать организации самостоятельной деятельности учеников, в рамках которой каждый школьник сможет проявить интерес и реализовать свои таланты, способности и возможности. В сущности, учитель создает атмосферу и условия «развивающейся и развивающей среды», в процессе которой каждый учащийся совершенствует и развивает свои интеллектуальные и иные способности, компетенции. Субстанциальный аспект организационного развития школы лежит в совершенствовании учебно-воспитательного процесса путем реализации учениками своих возможностей, приложенных усилий, взятия на себе ответственности за выдвигаемые решения, мысли и действия, а также исполнении ряда действий для достижения поставленных целей.

Организациям такого типа деятельности характерным является применение современных и перспективных технологий обучения таких, как кейс-технология. Данная технология представляет собой соединение информационно-коммуникативных технологий, метода проектов и проблемного обучения, то есть объединение ролевых игр, метода проектов и ситуативного анализа. Методы кейсов являются современной образовательной технологией, в рамках которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации.

Кейс-методы являют собой методы активного обучения учащихся на базе конкретных учебных реально возможных или существующих ситуаций, позволяющих школьникам самостоятельно проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы и сформулировать проблему, организовать поиск путей и вариантов решения сложившихся обстоятельств, предложить возможные решения и выбрать лучшее с последующим разбором их на учебных занятиях.

Следовательно, кейс-технология – это не традиционный метод обучения посредством повторения пройденной темы за учителем, не пересказ параграфа, статьи, иного пройденного материала, не ответ на вопрос учителя, а это анализ конкретной ситуации, способствующий поднятию пласта полученных знаний, расширению кругозора и применению знаний на практике.

Традиционным методам обучения (пересказ, тесты, задачи и др.) характерно, как правило, одно решение и один правильный ход событий, приводящий к данному решению; кейсы, напротив, имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему. Первостепенная задача метода кейсов в обучении школьников – максимальное вовлечение каждого ребенка в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи, возможен поиск и выбор оригинальных и нестандартных решений, создание базы для определения собственного уникального пути освоения знания, который наиболее необходим ребенку. Так, кейс-технология в образовательном процессе способствуют самообразованию обучающихся, что на текучий момент соответствует требованиям к образованию.

Можно выделить следующие навыки, представленные на рисунке 1, которые методика кейс-технологий развивает в процессе обучения в общеобразовательных учреждениях.

Рисунок 1 – Навыки, развиваемые у школьников в процессе применения учителем кейс-технологий при обучении в общеобразовательных учреждениях

Исходя из навыков, приведенных на рисунке 1, следует отметить, что методы кейс-технологий позволяют оптимально совмещать освоенную школьником теорию и практику, способствуют развитию навыков работы с разнородными источниками информации. Помимо этого, кейс-стади способствуют развитию самостоятельного мышления, предоставляют возможность донесения своих мыслей и видения до аудитории путем коммуникативного процесса, оспаривания доводов и домыслов оппонентов или согласия с видением и точкой зрения коллектива посредством аргументации выбранных стратегий, тактик, мыслей и представлений, а также возможность конструктивной критики и реакции на нее со стороны оппонентов.

Необходимо отметить, что таким образом школьники не просто приобретают готовые знания, а – учатся самостоятельно их добывать и осваивать. То есть принятые решение в воображаемой жизненной ситуации будут быстрее запоминаться учениками нежели заучивание правил.

В свою очередь, решение проблемы, описанной в кейс-стади, представляет собой довольно творческий процесс познания, предполагающий коллективную форму познавательной деятельности. Как следствие, школьники учатся преодолевать коммуникативные барьеры и соблюдать правила этикета общения:

  • работа в группах;
  • прислушивание к мнению собеседников;
  • развитие навыков ведения дискуссии;
  • аргументация своей точки зрения при четком выстраивании логической схемы решения возникшей проблемы, имеющей спорное и неоднозначное решение.

Помимо этого, кейс- технологии как один из инновационных методов обучения в общеобразовательных учреждениях применимы при обучении всех школьников, в том числе и слабоуспевающих, которые также могут принимать активно участие в обсуждении вопросов, так как в кейс-стади не имеется однозначно правильных ответов и решений, которые необходимо выучить. А умение формулировать проблему, вопрос, задачу, логическое мышление и аргументация своего ответа на базе собственных выводов и отстаивание своей позиции являются необходимыми навыками в дальнейшей жизни учеников.

Таким образом, кейс-технологии как один из инновационных методов обучения в общеобразовательных учреждениях не противоречат традиционным канонам российского образования, однако, требуют значительного расширения границ образовательного процесса. Ввиду перехода системы образования РФ на ФГОС нового поколения на каждом этапе жизнедеятельности были видоизменены требования ко всем структурным компонентам и результатам обучения. В основном, это касается подходов к организации учебного процесса в школе, в частности, изменение позиции и роли преподавателя от «человека дающего знания» к «человеку обучающему получать знания». Внедрение всех такого рода изменений возможно осуществить при правильной модификации современного урока.

Следуя требованиям системности и комплексности учебно-воспитательного процесса обучения, учителя общеобразовательных учреждений должны применять альтернативные компоненты обучения. Кейс методы представляют собой один из видов, способных эффективно повлиять на процесс, так как кейс- стади ориентируются на овладение навыками применения имеющихся знаний к конкретной ситуации, для решения задач и вопросов, имеющих практическое значение. Используя метод кейс-технологий, на школьников нет давления со стороны груза представлений о необходимости вести работу по строго запланированной схеме с осознанием конечного результата, к которому необходимо привести свою работу.

Список использованной литературы

  1. Алексанян А.В. Профессионально-ориентированное обучение РКИ на основе метода кейс-стади [Текст] / А.В. Алексанян, А.В. Арустамян // Международный научный журнал «Символ науки». – 2015. – №5. – С. 178-182.
  2. Гумметова А.Ю., Ступина Е.В. Кейс-метод как современная технология личностно-ориентированного обучения // Образование в России. 2010. № 5.
  3. Пажитнева Е.В. Кейс-технологии для развития одарённости // Химия в школе. – 2008, № 4.
  4. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С. ; Бухаркина М.Ю. - 2-е изд., стер. - М: Академия, 2008. - 368 с.
  5. Рузанова Е.В. КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ, КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(9).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорные инновационные методы обучения в общеобразовательной школе.

Применение фольклорных инновационных метоодов обучения в общеобразовательной школе....

Интерактивное обучение как один из инновационных методов обучения математике в школе

Каких бы концепций курса математики не придерживался учитель, по каким бы программам и учебникам не работал, одна из его задач состоит в том, чтобы научить детей самостоятельности мышления...

Кейс технологии как один из инновационных методов образовательной среды

Статья рассказываеот о принципах и методах одного из инновационных методов...

Кейс-технологии как один из инновационных методов образовательной среды

Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить её из той информации, которая содержится в описании кейса....

Кейс-технологии как один из инновационных методов на уроках русского языка и литературы

Кейс-технологии ранее традиционно применялись только в обучении менеджеров и юристов. Сегодня данный метод активно внедряется в образовательный процесс российских школ....

Информационно-компьютерные технологии как один из инновационных методов обучения и контроля на уроках русского языка и литературы

В статье перечислены инновационные методики обучения и контроля на уроках русского языка и литературы. Достаточно просты, подходят для использования в малых школах с небольшой наполняемостью....

Кейс-технологии как один из инновационных методов на уроках русского языка и литературы

Кейс-технологии как один из инновационных методовна уроках русского языка и литературы В начале XX века в Гарварде преподаватели лекций стали практиковать групповую работу студентов для решения п...