ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН ТЕСТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ
статья по обж
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН ТЕСТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН ТЕСТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ
Тестирование как средство контроля и учета знаний обучающихся широко используется на уроках основ безопасности жизнедеятельности. В связи с переходом на тестовую систему итоговой аттестации, тестирование равноценно проведению самостоятельной и контрольной работе или зачету по изученной теме. По итогам тестирования могут быть выставлены четвертные оценки. В комплекте стандартной программы по основам безопасности жизнедеятельности А.Т. Смирнова и Б.О. Хренникова наряду с учебником предлагается сборник тестов [1] . Тесты также составляются учителями по ОБЖ в качестве личного учебного средства или используются тесты из авторитетных источников, например, из журнала «Основы безопасности жизнедеятельности» [2].
В данном случае, говоря о тестировании, мы имеем в виду оценочное задание, испытание кого-либо, предполагающее выбор верного ответа из нескольких предложенных. То, что испытуемому предоставляются ответы, уже носит обучающий характер, так как вносит в задание элемент повторения и анализа предложенной информации. Испытуемый знает, искомая информация не выходит за пределы предложенной и пытается анализировать ее на предмет соответствия поставленному вопросу. Поэтому, следует говорить об опосредованной обратной связи в процессе тестирования или об элементе интерактивности.
Если речь идет о тестах в бумажном варианте, то об интерактивности тестирования можно говорить лишь условно. Другое дело онлайн тестирование при использовании электронных тестов. Интерактивные тесты могут быть в виде компьютерной программы, и тогда требуется компьютер в учебном кабинете. Такие тесты не всегда доступны учителям ОБЖ. Онлайн тесты также могут быть размещены на тематическом сайте и тогда они могут быть доступны как для педагогов, так и для обучающихся, на уроках и во внеурочное время. Я предлагаю учителям комплекс учебных сайтов, где размещены тесты по ОБЖ [3]. Данный комплекс кроме тестов содержит и список учебных фильмов, слайдов и статей по основам безопасности жизнедеятельности. Данный комплекс можно использовать как интерактивный учебный ресурс для самообучения.
Следует выделить несколько видов онлайн тестов, размещенных на сайтах.
Контрольные тесты
При контрольном тестировании на монитор выводиться результаты тестирования ( количество правильных ответов) и оценка. Такие и тесты используют для учета и контроля знаний по завершению изучения темы. В течение года можно использовать контрольные тесты от 4 (по количеству четвертей) до 10-12 ( по количеству изучаемых тем в течение учебного года. Такие тесты также можно использовать в качестве индивидуального домашнего задания.
Обучающие тесты.
В обучающих тестах в итоге тестирования дополнительно указывается номер вопроса, на который был дан неверный ответ, что дает обучающимся возможность выбрать другой, правильный вариант ответа. Интерактивность или обратная связь таких тестов более высокая, а диапазон использования более широкий. Так как обучающие тесты можно использовать практически на всех этапах процесса обучения: обучающем этапе, этапе повторения и закрепления, этапе учета и контроля знаний. В процессе изучения и повторения нового материала очень важно то, что тесты являются самообучающими, то есть могут быть использованы в качестве эффективного инновационного интерактивного средства обучения. Изучить новую тему, закрепить новую тему, повторить пройденный материал, подготовится к итоговым контрольным урокам (самостоятельным работам, контрольным работам), подготовиться к олимпиаде, проверить быстроту и качество мышления ( пройти тест на время) – это далеко не полный перечень использования обучающим тестам.
Многовариантные тесты.
При тестировании данными видами тестов обучающиеся должны выбрать 2 или три верных ответов из перечня предложенных. При этом каждому из предложенных ответов присваивается определенный балл, и, суммарная цена вопроса увеличивается. Таким образом, например, можно набрать 20 баллов за 10 или 15 вопросов. Эта градация вариантов ответов вносит разнообразие в тестирование и увеличивает объем заключенного в тест материала. Ведь сама логика предмета ОБЖ предполагает наличие совокупности свойств, причин, следствий и т. д. Например, основных причин пожара в быту не менее трех и при одновариантном выборе получается неполный ответ. При многовариантном ответе на тот же вопрос, можно их 5-6 предложенных ответов выбрать 3-4 правильных ответа, то есть дать полный ответ на вопрос.
Многовариантные тесты используются в олимпиадных заданиях теоретического раздела, где важен повышенный уровень знаний. В этом случае в тесты вносится элемент конструирования, то есть, перед испытуемыми ставиться задача, создать нечто целое из элементов или частей. Вот пример вопроса из многовариантного теста. Вопрос-задание: дать определение обвала, расположив в определенной последовательности нужные фрагменты определения. Фрагменты определения: а) на крутых и обрывистых склонах; б) отрыв и падение больших масс горных пород; в) масса снега, падающая и соскальзывающая; г) их опрокидывание, дробление и скатывание. В данном тесте предложено 4 варианта ответов, из которых 3 варианта-элемента образуют определение обвала. Чтобы усилить конструктивность задания, можно предложить для ответа возможные комбинации, из которых нужно выбрать правильную. Например, при этом задании, все варианты содержаться в вопросе, а в качестве ответов предложены их комбинации: 1) б,в,г; 2)б,г,а; 3) в,г,а.
Как известно, одним из ключевых учебных единиц ОБЖ является схема или алгоритм действий: алгоритм действий при различных ЧС, алгоритм оказания первой медицинской помощи и т.д. задача, выбрать из предложенных вариантов действий есть мысленное конструирование. При тестировании многовариантном и одновариантном можно успешно реализовать мысленное конструирование.
Тесты со случайным порядком выводом вопросов.
Такие тесты предотвращают использование готовой схемы ответов. При каждом очередном тестировании, вариант правильного ответа будет разный, что не позволит использовать номера правильных ответов предыдущего тестирования. Это повышает объективность тестирования и предотвращает «списывание», которое при тестировании наиболее возможно, чем при других методах контроля знаний.
Что касается тестов, помещенных на сайтах, то мною используются четыре вида тестовых программ, в зависимости от их функциональных возможностей. Это, во-первых, тестирование в рамках функциональных возможностей сайта. Владелец сайта может включить функцию создания тестов и самостоятельно составлять тесты, которые могут использовать посетители сайта. Хорошо, что в этих тестам можно осуществить множественный выбор вариантов ответа и случайный порядок вывода вопросов. Плохо, что дизайн таких тестов оставляет желать лучшего и улучшению не подлежит. Такой тест также невозможно передать на другой сайт.
Во-вторых, это тестовые программы на основе HTML программирования в виде отдельных скриптов-программ, которые можно ручным вводом помещать на страницы сайта. Дизайн таких тестов можно улучшать, все вопросы выводятся целиком, и, на них возможно отвечать не по порядку. Обучаться и тестироваться на таких тестах интересно.
И, наконец, тесты на основе компьютерных программ. Я использую тесты, составленные по тестовой программe My Test X. Тесты имеют девять типов заданий, очень наглядны, не привязаны к сайту, но вполне могут быть помещены на нем. Режим тестирования в таких тестах может быть как обучающим, так и контрольным.
Все вышеназванные виды тестов помещены на сайте и могут быть предоставлены каждому посетитель сайта. В перспективе я планирую создать полный перечень онлайн тестов по курсу средней школы.
Литература
- Тестовый контроль 10-11 кл. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.: Просвещение 2010г.
- Использование таблиц для проверки и контроля качества усвоения знаний. В.Л. Мардерфельд, журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» №9-12 2009г., №1-2 2010г.
- Комплекс учебных сайтов: pozitiff-zoj.ucoz.ru, Luda-zoj.ucoz.ru, obg-video.taba.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов интерактивного обучения на уроках географии как средство развития коммуникативной компетентности школьников.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов, ведущая роль отводится развивающим – частично пои...
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ПО СРЕДСТВАМ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ.
Дистанционное образование детей-инвалидов в России набирает всё большие обороты, так как позволяет снять основные ограничения, которые препятствуют инвалидам в получении образования: невозможность пер...
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ПО СРЕДСТВАМ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ.
Статья о возможностях автоматизированного контроля знаний обучающихся....
Использование компьютера на уроках английского языка как средство интерактивного обучения
Новые условия развития современного общества, Интернет и компьютеризация стимулируют развитие преобразований в преподавании английского языка в школе. Современный педагогический процесс невозможен без...
Методическая система «Развитие коммуникативной компетентности обучающихся средствами интерактивного обучения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.
Методическая система педагогического опыта «Развитие коммуникативной компетентности обучающихся средствами интерактивного обучения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности....
Статья "Развитие коммуникативной компетентности обучающихся средствами интерактивного обучения на уроках английского языка"
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей образования, то есть способности и готовности осуществлять ...
Использование онлайн-сервиса Google Формы для создания обобщающего урока в формате, пригодном для очной и дистанционной форм обучения
Представленная статья посвящена актуальной в период пандемии и в угрожаемый период проблеме - созданию и организации урока, в равной мере пригодного как для проведения при очной форме обучения, так и ...