Особенности методической подготовки школьников к сдаче норм комплекса ГТО
статья по обж
В настоящее время, когда школьники испытывают высокую умственную и психологическую нагрузку, когда гиподинамия все больше увеличивает свой показатель, именно подготовка учащихся к сдаче норм ГТО на основе современных направлений оздоровительной физической культуры является решающим фактором сохранения и укрепления здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 46.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности методической подготовки школьников к сдаче норм комплекса ГТО
В. В. Андреев, А. В. Аникин, В. В. Логинов, Н. В. Коробейников, А. В. Полецкая
г. Абаза
Актуальность. В соответствии с Письмом Министра спорта России В.Л. Мутко от 17.04.2015 №ВМ-03-07/2450 во всех субъектах Российской Федерации ежегодно будет проводиться «Единая декада ГТО» среди обучающихся общеобразовательных организаций в рамках Фестиваля Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Также на основе приказа Министерства спорта России №575 от 8 июля 2014 г. «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО», для реализации которого требуется необходимая направленная физическая подготовка, содержащая в себе спланированный тренировочный процесс.
В настоящее время, когда школьники испытывают высокую умственную и психологическую нагрузку, когда гиподинамия все больше увеличивает свой показатель, именно подготовка учащихся к сдаче норм ГТО на основе современных направлений оздоровительной физической культуры является решающим фактором сохранения и укрепления здоровья.
На сегодняшний день задача по воспитанию у школьников устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям оздоровительной физической культурой является современной и актуальной. Педагогический процесс подготовки к сдаче нормативных требований включенных в комплекс ГТО предусматривает теоретическую и методико-практическую направленность воздействий, с целью формирования у школьников системы научно-практических знаний, умений, навыков в указанном направлении.
На основе анализа научно-методической литературы изучены особенности возрастного развития, обучения, физического воспитания школьников и недостаточно исследований направленных на организацию и проведение направленных физкультурных занятий с целью подготовки учащихся к сдаче норм комплекса ГТО. Многообразие направлений содержащихся в комплексе, требует применения на занятиях индивидуально-дифференцированного подхода, актуальным остается вопрос о дозировании и интенсивности физических нагрузок.
На основании этого возникает необходимость дополнительного поиска и разработки специальных и эффективных методов и средств, применяемых дифференцированно к учащимся в условиях общеобразовательной школы для повышения уровня физической и функциональной подготовленности. Представление об актуальности темы, степени ее разработанности в науке и практике говорит о существовании объективного противоречия между необходимостью повышения физической подготовленности школьников с целью сдачи норм комплекса ГТО и недостаточной разработанностью вопроса применения комплексного подхода с аналогичной целью, а также методов и средств, применяемых дифференцированно.
Проблема исследования: каковы основы влияния комплексной программы по подготовке школьников к сдаче нормативных требований комплекса ГТО.
Организация исследования. Опытно - экспериментальной базой исследования являлась МБОУ «СОШ №50» г. Абаза. Экспериментальная и контрольная группы состояли из учащихся возрастного диапазона, соответствующего IV ступени комплекса ГТО. Испытуемые КГ занимались в рамках традиционных подходов по развитию необходимых двигательных качеств. В работе со школьниками из ЭГ применялась комплексная программа для реализации поставленных целей и задач. Тренировочные занятия проходили во внеурочное время 3 раза в неделю в рамках ФГОС нового поколения из расчёта 6 часов.
Методика исследования. Для подготовки школьников к сдаче нормативов комплекса ГТО в ЭГ нами применялась комплексная программа, которая носит характер многоборья, где занимающиеся развивают способности к выполнению сразу нескольких нормативов, и сами занятия сходны с тренировкой спортсменов низкой и средней квалификации. Определяющими факторами являлись: периодичность нагрузок, структура тренировочных занятий, сочетание различных упражнений и периодов нагрузки, методы и средства тренировки. Интенсивность и дозирование нагрузок определялись дифференцированно с учётом физического состояния ребёнка и индивидуально-типологических особенностей характера. Однако для гармоничного развития физических качеств на занятиях выполнялись нагрузки с широким диапазоном интенсивности.
В экспериментальной методике широко использовалось направление – подтягивание отстающих качеств. Занимающимся перед тренировкой предлагались тесты, позволяющие оценить уровень физической подготовленности, по результатам тестирования формировались подгруппы, согласно конкретно отстающего двигательного качества и, исходя из этого, производилась направленная ликвидация пробела.
Основным методом, содержащимся в педагогическом исследовании, являлся подбор упражнений и нагрузок на комплексной основе с широким использованием поточно-кругового метода, круговой тренировки и реализации принципа сопряжённого действия.
Принцип сопряжённого действия включал упражнения, которые одновременно совершенствовали технику упражнения и скоростно-силовые качества (взрывную силу) – основные физические качества.
Комплексы круговой тренировки были регламентированы величиной и продолжительностью интервалов отдыха с постепенным увеличением требований, периодической сменой упражнений, использованием только хорошо усвоенных упражнений, последовательным включением в работу различных мышечных групп. В соответствии с общей программой подготовки использовались комплексы круговой тренировки различной направленности: силовая, скоростно-силовая, на выносливость и др.
Метод круговой тренировки включал в себя подбор упражнений, обеспечивающий возможность одновременного развития на одном занятии сразу нескольких физических качеств, способностей, умений. Однако в течение тренировочного процесса производилось чередование комплексных и однонаправленных занятий. В тёплое время года комплексные легкоатлетические занятия чередовались с однонаправленными занятиями по совершенствованию плавательной подготовки. В зимний период времени производилось чередование между лыжной, силовой и плавательной подготовкой.
Одним из основных факторов, при разумном чередовании режимов тренировки в условиях сезонных изменений, в структуре занятий предусматривались задания, обеспечивающие развитие некоторых основных качеств, хотя бы в поддерживающей форме.
Результаты исследования. По окончании педагогического эксперимента было произведено контрольное тестирование учащихся ЭГ и КГ. Анализ результатов позволил определить, что в обеих исследуемых группах произошёл прирост двигательных качеств, приобретены технические навыки выполнения тестовых упражнений, однако в ЭГ показатели оказались существенно выше по нескольким нормативным требованиям, чем в КГ (табл. 1).
. Таблица 1.
№ п/п | Виды испытаний (тесты) | Мальчики (Х±ơ) | Девочки (Х±ơ) | |||
КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | |||
1. | Бег на 60 м | 1 | 10,3±1,8 | 10,2±2,3 | 11,1±2,8 | 11,0±2,3 |
2 | 8,8±0,9 | 8,6±1,7 | 9,7±1,3 | 9,6±2,1 | ||
2. | Бег на 2 км | 1 | 10,00±3,2 | 10,10±2,7 | 12,07±4,1 | 12,00±3,6 |
2 | 9,12±2,4 | 9,09±0,8 | 11,04±1,8 | 11,01±0,9 | ||
3 | Прыжок в длину с места | 1 | 173,4±2,7 | 175,1±3,0 | 140,4±3,1 | 139,8±2,4 |
2 | 193,3±0,9 | 190,1±0,7 | 171,5±2,1 | 168,6±1,9 | ||
4. | Подтягивание из виса | 1 | 3,2±0,7 | 3,4±1,4 | - | - |
2 | 4,8±0,8 | 8,7±0,9* | - | - | ||
Подтягивание из виса лежа | 1 | - | - | 5,1±1,5 | 5,5±2,0 | |
2 | - | - | 10,3±1,8 | 15,7±1,9* | ||
5. | Подним. тул. за 1 мин. | 1 | 28,7±2,6 | 30,2±2,3 | 22,3±2,1 | 23,4±2,2 |
2 | 34,8±1,9 | 45,9±2,0* | 29,9±3,8 | 38,7±3,4* | ||
6. | Гибкость | 1 | - 0,3±4,8 | - 0,1±4,6 | 3,8±4,0 | 3,5±4,1 |
2 | 4,9±2,9 | 8,5±2,1* | 7,9±3,7 | 10,4±3,6* | ||
7. | Метание мяча | 1 | 26,8±2,4 | 27,4±2,2 | 17,9±2,3 | 18,0±2,5 |
2 | 37,4±1,9 | 38,3±2,4 | 23,8±1,8 | 24,6±0,9 | ||
8. | Плавание 50 м | 1 | 1,36±3,1 | 1,41±4,8 | 2,08±3,8 | 2,06±1,9 |
2 | 1,18±3,0 | 0,47±4,0* | 1,39±2,9 | 1,12±2,7* |
Примечание: 1 – до эксперимента, 2 – после эксперимента
* - достоверность различий p<0,05
Уровень развития двигательных качеств школьников ЭГ имеет равномерный характер без проявления отстающих направлений. В КГ уровень развития двигательных качеств имеет скачкообразный характер, выявлены отставания и отсутствует равномерность. Так в упражнениях легкоатлетического характера различия в ЭГ и КГ не являются существенными (p > 0,05), что связано с периодом, когда в КГ развивался именно этот блок. Однако в КГ выявлено значительное отставание (p < 0,05) в силовых тестовых нормативах, это объясняется тем, что блок по развитию силовых качеств был реализован в III четверти и за короткий период произошёл спад двигательного качества. При проверке качества гибкости было выявлено отставание в КГ с достоверностью p < 0,05.
Существенные различия (p < 0,05) были выявлены при тестировании показателя «плавание 50 м». Так в ЭГ уровень среднего показателя после преодоления дистанции оказался у мальчиков на 31 сек. быстрее, чем в КГ, у девочек – на 27 сек. Диапазон различий объясняется тем, что в КГ блок подготовки, включающий плавание, реализовывался в зимний период времени, т. е. II-III учебные четверти, в ЭГ указанное направление реализовывалось в течение всего учебного года с нагрузкой 3 занятия в неделю, проводимые с чередованием с другими направлениями.
Нами проводились между четвертями промежуточные тестирования для определения динамики развития двигательных качеств, необходимых для выполнения нормативных требований комплекса ГТО, произведён полный анализ показателей, которые выражены в интегральной форме на рис.1.
Рис. 1. Интегральный показатель динамики развития двигательных качеств школьников за период учебного года.
Нами отражена суммарная форма значений в условных единицах, где в обеих группах уровень динамики развития одинаков, однако показатели в ЭГ существенно отличаются от показателей КГ в позитивную сторону.
Выводы. Исходя из совокупности всех результатов тестирования, можно заключить, что использование комплексной программы на основе метода круговой тренировки оказывает положительное влияние на равномерное развитие двигательных качеств, отсутствие отстающих направлений. Наблюдается тенденция по повышению эффективности системы подготовки школьников к тестированию направлений, включенных в современный комплекс ГТО.
Литература
- Вайнбаум, Я. С. Дозирование физических нагрузок/ Я. С. Вайнбаум.– М.: Просвещение, 1991. – 275 с.
- Дьячков, В. М. Подружись с «королевой спорта»/ В. М. Дьячков. – М.: Просвещение, 1997. – 245 с.
- Кондратьева, М. М. Звонок на урок здоровья/ М. М. Кондратьева. – М.: Просвещение, 1991. – 212 с.
- Кряжев, В. Д., Самостоятельные занятия физической культурой/ В. Д. Кряжев, Ю. Г. Данилов, – М.: Просвещение, 1986. – 154 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Применение игрового метода в подготовке школьников к сдаче норм ГТО" 15.09.18
Игровой метод´Наиболее привлекательный и естественный для детей и подростков, который в непринужденной форме:´- повышает физичес...
РОЛЬ ШСК В ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К СДАЧЕ НОРМ ГТО
В школьном периоде физическое воспитание, отвечающее за гармоническое развитие подрастающего поколения, требует совершенствования физической подготовки студентов, разработки и использования новы...
Эффективные способы и методы поэтапной подготовки обучающихся к сдаче норм комплекса ГТО во внеурочной деятельности
Эффективные способы и методы поэтапной подготовки обучающихся к сдаче норм комплекса ГТО во внеурочной деятельности...
«Особенности физической подготовки школьников к сдаче норм комплекса ГТО
laquo;Особенности физической подготовки школьников к сдаче норм комплекса ГТО...
РОЛЬ ШСК В ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К СДАЧЕ НОРМ ГТО
Детский и юношеский туризм является эффективным средством воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации учащихся, утверждения здорового образа жизни, эффективно...