Из опыта работы. Подготовка к "Безопасному колесу"
методическая разработка по обж

Доклад с презентацией. Выступление на областном семинаре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pdd.docx24.88 КБ
Файл prezentatsiya_k_dokladu.pptx2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы «Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо».

В современной системе образования большое внимание уделяется изучению правил дорожного движения. Эта тема остается актуальной на сегодняшний день. Каждый год рождаются новые люди, которых необходимо будет научить правилам дорожного движения на дороге, чтобы сохранить их жизнь и здоровье. Обучение культуре поведения на улице тесно связано с развитием у обучающихся ориентировки в пространстве. Каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного участника дорожного движения, если с детства не прививать такие важные качества как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность.

Работаю преподавателем-организатором ОБЖ в Коротышской средней школе Ливенского района уже 10 лет. На такую должность я попала по стечению обстоятельств. Необходимо  было заместить преподавателя-организатора ОБЖ, который взял годичный отпуск и затем более не вышел на работу. Так я и осталась на этой должности. Не буду рассказывать о тех трудностях, с которыми мне пришлось столкнуться. А их было вовсе не мало. Пришлось учиться сборке и разборке автомата, осваивать документацию по ГО, учить правила дорожного движения и много чего еще. По первому своему образованию я учитель биологии и химии. И вот на протяжении уже 10 лет, я являюсь руководителем отряда ЮИД, который насчитывает 8 человек. Это обучающиеся 5-8 классов. Мне бы хотелось поделиться опытом подготовки команды ЮИД к областному конкурсу «Безопасное колесо». Мои обучающиеся не раз занимали призовые места в этом конкурсе в области. Первая победа моих ребят в областном конкурсе была в 2015 году. Мы заняли первое место в областном конкурсе и представляли команду Орловской области в г.Туапсе, во Всероссийском детском центре «Орленок». Дети были в отрядах, мы с ними виделись тогда, когда у них было свободное время. Конкурс состоял из шести станций :  «Знатоки Правил дорожного движения»,  «Знание основ оказания первой медицинской помощи», «Автогородок», «Фигурное вождение велосипеда», «Основы безопасности жизнедеятельности»  и Творческий конкурс. С ребятами перед соревнованиями проводились занятия, рассказывали, как будут проходить соревнования. Конкурс был очень яркий, насыщенный событиями. Он на долгое время остался в памяти у ребят и у меня тоже. Здесь ребята и я  впервые увидели «Автогородок». В Орле у нас тогда еще не было Лаборатории Безопасности.

В 2016 г, 2019, 2021 годах мы занимали 2 место в областном конкурсе «Безопасное колесо».       Трудностей по подготовке детей к этому конкурсу всегда возникает очень много. А для меня, которая не имеет водительского удостоверения это было всегда трудно, да и сейчас нелегко. Когда я впервые увидела вопросы по ПДД и медицине, на которые должны были отвечать дети 9-11 лет, меня это очень удивило. Я никак не могла понять, как такое можно запомнить детям. Но оказывается все это возможно, хотя усилий приложить надо не мало. Для того, чтобы был успех в этой работе требуются не только знания, но и наличие определенной тренировочной базы. В начале моей работы у нас ничего не было, велосипед дети привозили свой. Сейчас наш инвентарь чуть вырос, но все это очень на примитивном уровне, сделано собственными руками из подручных материалов: пластиковых труб, напиленных кругляшей из дерева и т.п.

Как вы знаете, конкурс предусматривает участие в нескольких этапах.

Я начинаю подготовку со станции «Знание основ оказания первой помощи». Оказание первой помощи – это навык, который необходим каждому человеку, и нужен ему в повседневной жизни. Из опыта своей работы я хочу сказать, что этот этап самый трудный для детей. Мне как учителю биологии, наоборот, это наиболее легче дается, чем остальное. Первое с чего мы начинаем, это изучение строение человека, название и нахождение частей тела. Дети, в силу своего возраста не могут сразу находить и называть такие части тела ,как бедро, голень, предплечье и т.д. И только после этого начинаем изучать теоретический материал, который разбит на темы, например «Переломы», «Первая помощь при кровотечениях», «Ожоги», «Транспортировка пострадавшего» и т.д. Изучая каждую тему, составляем алгоритм, т.е последовательность действий при той или иной травме, или состоянии.

После этого переходим к технике наложения повязок. С повязками мне помогают старшие дети, которые состоят в отряде ЮИД. Дела с повязками как правило обстоят всегда хорошо. Исключение составляет повязка «Дезо», ее дети тяжело запоминают.

После изучения основ оказания первой помощи мы начинаем изучать правила дорожного движения. Изучение начинаем со знакомства со знаками дорожного движения. Учим их названия, знакомимся с разметкой. Рассматриваем формы и виды знаков. Например, круглую форму имеют запрещающие и предписывающие знаки. Говорю о том, что красную кайму и белый фон имеют запрещающие знаки, синий фон - предписывающие. Чтобы запомнить разницу между знаками «Стоянка запрещена и Остановка запрещена», рассказываю о том, что красная черта в указателе, запрещающем стоянку ,делит круг на две равные части и в результате получаются две буквы «С». Следовательно, этот знак запрещает стоянку. Если запрещена остановка, представляем , что буква  «О» перечеркнута и т.д. Затем изучаем все остальные виды знаков.  Для закрепления решаем задания про знаки, из вопросов по ПДД для «Безопасного колеса».                                                              При разборе жестов регулировщика всегда использую такой стишок, который помогает ребятам ориентироваться.

Если палка смотрит в рот, делай правый поворот.

Если палка смотрит вправо, ехать не имеешь права.

Если палка смотрит влево, ты на дороге королева.

На грудь и спину ехать нельзя — это стена!

Или принцип движения по сигналу регулировщика — из рукава в рукав.  Если регулировщик стоит спиной, считайте, что стоит «стеной», — движение запрещено. Если боком или передом, то нужно представить траекторию движения, условно заезжая в один рукав и выезжая из второго..
Ещё один простой пример для России и других стран с правосторонним движением: «Кто справа, тот и прав». Это значит, что все автомобили, находящиеся справа от водителя, нужно пропустить — если об обратном не говорит сигнал светофора, знак или указания регулировщика.

Следующая станция «Фигурное вождение велосипеда».

Начинаем этот этап с изучения устройства велосипеда. Это необходимо для того, чтобы дети умели устранять мелкие неполадки, могли самостоятельно регулировать велосипед под свой рост. С этим проблем практически не возникает. Всегда есть такой ребенок, который уже может накачать колесо, надеть цепь, если она соскочила, отрегулировать тормоза. С этим справляются , конечно, же мальчишки довольно таки успешно. Необходимо правильно подобрать велосипед по росту. Для этого необходимо регулировать высоту седла. Высота сиденья велосипеда должна быть такой, чтобы ребенок мог без усилий дотягиваться ногами до педалей и земли. На педали ноги ребенка должны становиться на всю ступню, а не на носок или пятку. Это необходимо в случае неожиданного торможения.

Затем начинаем отрабатывать элементы фигур. Все свои тренировки по фигурному вождению проводим на площадке перед школой,  на асфальте. Некоторые элементы фигурного вождения прорисованы краской. Первой фигурой всегда выбираю «Слалом», проезжаем в начале на большем расстоянии , чем необходимо, затем расстояние меняем на то, которое нужно. «Восьмерка» у нас нарисована краской на асфальте, тренируемся пока без подручных средств, и только тогда, когда уже умеем не наезжать на нарисованные полосы, начинаем расставлять чурбачки из дерева. Страх  у  моих детей вызывает препятствие «Качели», все время приходиться стоять на страховке, очень часто съезжают. Этот элемент необходимо проезжать, не снижая скорости. Затем постепенно тренируемся проезжать все остальные фигуры, которые у нас есть. С большим трудом удаются детям такие фигуры как «Квадрат» и «Узор из конусов». Эти фигуры осваивают не все дети. С фигурой «Круг», дома у нас проблем не возникает, т.к основание у нас тяжелое, а на соревнованиях оно очень легкое и часто падает.

Ну и последняя станция «Автогородок».Очень тяжело детям объяснить, что это такое. Просматриваем видео, а затем на школьной площадке проезжаем на велосипедах, где отрабатываем показы поворотов, остановку, подъезд к контрольно-пропускному пункту, железнодорожный переезд и т.д.

 Перед любым манёвром (поворот, разворот, торможение) велосипедист должен подавать соответствующие сигналы руками. Сигнал торможения — поднятая вверх правая или левая рука. Сигнал левого поворота — вытянутая в сторону левая рука, либо согнутая в локте правая. Сигнал правого поворота — вытянутая в сторону правая рука, либо согнутая в локте левая. Показывать сигналы приучаю детей одной рукой, т.к во второй руке находится маршрутный лист.

Начиная движение, отъезжая от тротуара, велосипедист, как и любой водитель обязан убедиться, что его манёвр безопасен и не создаст помех.  Велосипедист обязан посмотреть назад — нет ли опасности, и подать сигнал рукой перед манёвром. Кстати, этот момент очень строго судят судьи на «Безопасном колесе».

После этого рисуем схему «Автогородка» и разбираем все возможные пути подъезда к КП. Если КП находится с справа, то можно смело к нему подъезжать. При подъезде необходимо показать знак остановки рукой, а при выезде знак левого поворота.

Подготовка занимает очень много времени, приходиться заниматься и в выходные дни. Так как дети после уроков заняты на кружках и секциях.

Еще мои ребята на протяжении нескольких лет, являются участниками областной олимпиады по ПДД, которую проводит Центр детского технического творчества ,туризма и экскурсий г. Орла. Они являются организаторами проведения конкурса «Безопасное колесо». Хочется  поблагодарить Центр за их работу и особенно сказать слова благодарности Вицен Наталье Борисовне, которая находит силы и время оказать посильную помощь,когда бы к ней не обратился. Огромное ей спасибо за это.

Желаю всем здоровья, творческих успехов и мирного неба над головой. Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ПОБЕДИТЕЛИ ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА - 2015

Слайд 3

ВОТ ОПЯТЬ МЫ ВМЕСТЕ СОБРАЛИСЬ…(2015г)

Слайд 4

Безопасное колесо-2016 г.

Слайд 5

Безопасное колесо-2019

Слайд 6

Безопасное колесо-2021

Слайд 7

НАШ ОТРЯД

Слайд 9

Фигурное вождение

Слайд 11

НАША ФОРМА

Слайд 12

Работа ЮИД

Слайд 13

Областная олимпиада ПДД

Слайд 15

Спешим мы в детский сад …

Слайд 17

ПОБЕДИТЕЛИ ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА - 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Из опыта работы подготовки школьников к олимпиадам по математике".

Внеклассная работа по предмету.Подготовка учащихся к олимпиадам. В целях развития у учащихся интереса к математике проводятся математические олимпиады различных уровней. Умение решать задач...

Из опыта работы "Подготовка к ЕГЭ по математике"

В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Всё это побудило м...

Выступление на педсовете из опыта работы "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию"

Нужно сразу сказать, что я не считаю главной целью преподавания обществознания в школе подготовку к ЕГЭ. Если бы эта подготовка была главным делом учителя, то учительский труд стал бы неинтересным и, ...

Выступление из опыта работы. Подготовка к ОГЭ И ЕГЭ выпускников «группы риска»

Оказание методической помощи учителям общеобразовательных учреждений по организации подготовки к итоговой аттестации учащихся «группы риска»....

Из опыта работы. Подготовка к итоговой аттестации на разных этапах обучения.

Статья является обощением работы по подготовке к экзаменам в форме ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе,  итоговому сочинению....

Из опыта работы: "Подготовка к олимпиадам через уроки занимательной математики"

Перед учителями, занимающимися с сильными школьниками, встаёт вопрос как подготовить школьников к олимпиадам или к «серьёзной» математике. Некоторые думают, что надо прорешивать задачи пос...