Современные подходы к преподаванию обж в условиях перехода к обновленным ФГОС ООО
статья по обж
В современном понимании дисциплина «Основы Безопасности Жизнедеятельности» изучает риски производственной, природной, социальной, бытовой, городской и других сред обитания человека как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Данная дисциплина является начальной ступенью в освоении норм и правил безопасности. Основная цель данной дисциплины как науки-защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_doklad_na_avgustovskoy_konferentsii_2.doc | 107 КБ |
prezentatsiya_na_otkrytie.odp | 727.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на августовской конференции РМО учителей ОБЖ МО «Тахтамукайский район»
«Современные подходы к преподаванию обж в условиях перехода к обновленным ФГОС ООО»
Преподаватель-организатор ОБЖ
МБОУ «СШ№13»
Едиджи Саньят Даудовна
Введение (Слайд 2)
1. Эффективное развитие в стране инновационной экономики возможно лишь при качественной подготовке подрастающего поколения, создании благоприятных условий для жизнедеятельности и сохранении здоровья.
На протяжении своего существования человеческая популяция, развивая экономику, создавала и постепенно совершенствовала социально-экономическую систему безопасности, ее научные и практические основы. Вследствие этого, несмотря на увеличение количества вредных воздействий в среде обитания, уровень безопасности человека неуклонно возрастал.
Вторгаясь своей не всегда продуманной деятельностью в природу создавая и внедряя новые технологии в различные сферы экономики, человек формирует искусственную среду обитания - техносферу. Учитывая, что нравственное и общекультурное развитие цивилизации отстает от темпов развития научно-технического прогресса, становится очевидным увеличение риска неблагоприятных последствий тех или иных видов экономической деятельности для здоровья и жизни современного человека. Повышение риска проявления тех или иных опасностей в среде обитания обусловливается различными причинами, в том числе и человеческим фактором, т.е. недостаточным знанием или недооценкой соответствующими лицами значимости соблюдения принятых норм и требований безопасности жизнедеятельности. Это все подтверждают актуальность и важность обязательной и качественной и профессиональной подготовки школьников и специалистов всех уровней по проблемам создания и поддержания условий для индивидуальной и коллективной безопасности жизнедеятельности.
Актуальному решению данных вопросов в определенной мере будет способствовать целенаправленная реализация знаний, приобретенных в области основ безопасности жизнедеятельности. Эти знания необходимы: – для формирования и соблюдения правил здорового образа жизни, рациональной организации труда и поддержания психофизического состояния и высокой работоспособности организма; – обеспечения жизни и здоровья в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; – развития в себе духовных и физических качеств, важных для прохождения военной службы; – создания благоприятных условий для осуществления трудовой деятельности военнослужащих; – формирования навыков оказания первой медицинской помощи.
- .2. Цели и задачи дисциплины (Слайд 3)
В современном понимании дисциплина «Основы Безопасности Жизнедеятельности» изучает риски производственной, природной, социальной, бытовой, городской и других сред обитания человека как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Данная дисциплина является начальной ступенью в освоении норм и правил безопасности. Основная цель данной дисциплины как науки-защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности. Перед учащимися и педагогами ставятся задачи:
• освоения знаний о безопасном поведении человека в чрезвычайных и опасных ситуациях природного, техногенного, а также социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
• воспитания ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике патриотизма и долга по защите Отечества;
• развития черт личности, необходимых для ведения здорового образа жизни; безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; соблюдения бдительности при возникновении угрозы терроризма;
целенаправленно действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
• развития потребности в расширении и постоянном углублении знаний по проблемам обеспечения безопасности жизнедеятельности в современных условиях;
• формирования мировоззрения и воспитания у школьников социальной ответственности за последствия своей будущей профессиональной деятельности.
3. Как меняется роль преподавателя ОБЖ в соответствии с новой парадигмой образования? (Слайд 4)
Замечено, что при подготовке к уроку преподаватель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, но при этом помимо учебника и методических рекомендаций он может воспользоваться ресурсами Интернета. Кроме того, свои наработки преподаватель ОБЖ оформляет в электронном виде, что позволяет обмениваться опытом с коллегами на сайтах nsportal.ru; multiurok.ru ; uchitelya.com и тд. (Слайд 5)
Вместо конспекта преподаватель готовит план урока (технологическая карта), который предоставляет ему большую свободу и определяет последовательную деятельность учащихся. Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными.
Теперь преподаватель ОБЖ не должен быть привязан к своему классному кабинету и он может использовать любые оборудованные помещения: школьный музей, кабинет внеурочной деятельности, школьную спортивную площадку и т. п.
В чём заключается изменение роли преподавателя ОБЖ в соответствии с новой парадигмой образования? (Слайд 6)
Самое главное то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед преподавателем ОБЖ новые цели. Теперь преподаватель должен привить учащимся две группы новых умений: во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться;
(Слайд 7,8,9)во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. Этому может способствовать внеурочная деятельность. (Спортивно-оздоровительные мероприятия «А ну-ка, парни!», по патриотическому воспитанию «Конкурс строя и песни», конурс чтецов стихотворений о Великой Отечественной войне, встречи с ветеранами, спортсменами и т. д. Большая работу проводится в этом направлении во время ежегодного месячника оборонно-массовой работы.
Изучая предмет ОБЖ, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.
Большинству из учителей предстоит перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, преподаватель ОБЖ должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Успешное обучение в школе невозможно без формирования у школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т.е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место. Роль преподавателя ОБЖ существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь преподавателю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Как сформировать Универсальные учебные действия? (Слайд 10)
Преподаватель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов. Преподаватель отмечает успехи ребенка, по сравнению с его прошлыми результатами. Преподаватель показывает, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям. Преподаватель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала. Преподаватель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия. Преподаватель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, преподаватель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Преподаватель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания. В конце урока преподаватель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет. Преподаватель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей – “чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока”. Преподаватель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией –пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации. Преподаватель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности. Преподаватель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации. Преподаватель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности. Преподаватель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Преподаватель находит способ увлечь детей знаниями. Преподаватель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия. Преподаватель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.
Преподаватель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка – это нормально. Главное – уметь учиться на ошибках. Преподаватель помогает ребенку найти самого себя, создавая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха. Преподаватель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Преподаватель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что–то делать. Преподаватель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости. Преподаватель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других. Преподаватель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и пристроить нужные знания и ценностный ряд. Преподаватель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности. Преподаватель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде. Преподаватель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. Преподаватель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.
Преподаватель на уроке широко использует интер активные возможности ИКТ. Преподаватель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных. Преподаватель учит детей планировать свой досуг. Преподаватель организует конструктивную совместную деятельность. Преподавание ОБЖ на современном этапе развития общества открывает новые возможности и перспективы развития системы преподавания в целом. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы обучения, тем самым преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую образовательную среду.
Основная часть.
1. Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях. (Слайд 11)
Была утверждена Решением Коллегии Минпросвещения России, протокол от 24 декабря 2018 года № ПК-1вн и опубликована 10 декабря 2019 г. и представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цель, задачи и основные направления развития учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – «ОБЖ») в Российской Федерации, а также определяет механизмы, ресурсное обеспечение
и ожидаемые результаты от ее реализации.
В настоящее время учебный предмет «ОБЖ» включен в число обязательных учебных предметов для изучения в образовательных организациях. В этом направлении накоплен достаточный опыт, свидетельствующий о необходимости
его преподавания, фиксирующий достижения, выявляющий положения, нуждающиеся в обновлении и переработке с учетом новых вызовов и угроз
в природной, техногенной, социальной и информационных сферах.
Изучение учебного предмета «ОБЖ» обеспечивает формирование базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствует выработке умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя
в чрезвычайных ситуациях. Все это содействует закреплению навыков, позволяющих обеспечивать защиту жизни и здоровья обучающегося, формированию необходимых для этого волевых и морально-нравственных качеств, предоставляет широкие возможности для эффективной социализации, необходимой для успешной адаптации к современной техно-социальной и информационной среде, способствует проведению превентивных мероприятий в сфере безопасности.
Проблематика учебного предмета «ОБЖ» также актуальна для внеурочной
и внешкольной работы с детьми, подростками и молодежью.
2. Новое поколение ФГОС действует с 1 сентября 2022 года. (Слайд 12)
- Что такое ФГОС ?
Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС). Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России: от сельской школы до ВУЗов. На основе стандартов создаются методические пособия, учебные материалы и другая профильная литература.
Без ФГОС система образования была бы хаотичной, ведь стандарты пришлось бы закреплять в разных законодательных актах, иногда в каждом регионе в отдельности. (Слайд 13)
Обновленные требования ФГОС для школы вступили в силу 1 сентября 2022 года и коснулись начального общего и основного общего образования . Дети, принятые в первые и пятые классы в 2022 году, уже учатся по новым стандартам. (Слайд 14)
Что касается изменений ФГОС среднего общего образования , то они вступили в силу с 23 сентября 2022 года. Коснулись в основном планируемых результатов освоения образовательной программы — предметных, метапредметных и личностных. Есть также изменения в учебном плане и в учебной нагрузке.
С января 2023 года применяются федеральные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования. Школы должны привести свои основные образовательные программы в соответствие с федеральными к 1 сентября 2023 года. Какие бывают ФГОС общего образования
Для российских школ актуальны следующие документы:
- ФГОС начального общего образования (1–4-й классы);
- ФГОС основного общего образования (5–9-й классы);
- ФГОС среднего общего образования (10–11-й классы);
- Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Рассмотрим основные изменения подробно. (Слайд 15)
- Три поколения ФГОС для школ
Кратко разберемся, как эволюционировали стандарты современного российского образования.
- Первое поколение ФГОС
Введены в 2004 году. Документ назывался «Государственные образовательные стандарты». Первую редакцию критиковали за концентрацию на знаниях, а не на умении применять их тем или иным способом. Хорошим результатом считалось, когда «усвоены знания».
Нормы касались обязательного минимума программ общего образования и основных требований к обеспечению образовательного процесса. Это был важный документ, которому не хватало детализированности, поэтому вскоре его обновили.
- Второе поколение ФГОС
ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010 году, а для СОО — в 2012 году. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия (умений).
Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?». Для наглядности сравним основные отличия первого и второго стандартов ФГОС.
Позиция сравнения | Первое поколение ФГОС | Второе поколение ФГОС |
Знание | Передается в готовом виде: преподаватель говорит, ученики записывают | Ученик активно участвует в процессе получения знаний |
Обучение | Система знаний как бы существует в вакууме | Работа учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни |
Учение | Односторонняя комуникация учитель → ученик | Чтобы овладеть знаниями, учитель и ученики выстраивают совместную работу |
Сотрудничество | Единоличное руководство учителя | Ученики участвуют в выборе содержания и методов обучения |
- Третье поколение ФГОС
Если кратко, новые ФГОС 2021, скорее, обновили старые стандарты. Некоторые вещи стали необязательными, а другие были конкретизированы. Более того, многие вещи в том или ином виде тестировались в некоторых школах, а до этого обсуждались с профессиональным и родительским сообществом. Поэтому больших сюрпризов ФГОС третьего поколения не принесли. Рассмотрим изменения подробнее.
- Новые ФГОС общего образования 2021 года: основные изменения
Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано.
Вариативность. Выражается в следующем: школы получили возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, теперь у него появились конкретные черты.
Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик.
- Появление нового понятия «функциональная грамотность» ( Слайд 16)
Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.
Поэтому ситуационные, проблемные задачи как вид деятельности проблемной технологии позволяют не только информировать обучающихся о потенциальных опасностях, но и научить их анализировать причины происшествий и несчастий, предпринимать определенные действия. К основным видам ситуационных, проблемных задач следует отнести: (Слайд 17)
- ситуацию-проблему, в которой обучающиеся должны найти причины ее появления разрешить эту проблему;
- ситуацию-оценку, когда обучающиеся дают свою оценку принятым в ситуации решениям;
-ситуацию-иллюстрацию, где обучающиеся получают примеры основных тем курса ОБЖ на основании ранее решенных задач и проблем;
- ситуацию-упражнение, где учащиеся тренируются в решении задач, используя метод аналогии.
Т.е., решение ситуационных, проблемных задач направлено сегодня на то, чтобы полученные знания на уроках ОБЖ обучающиеся могли решать в социальном окружении, а затем и во взрослой жизни. (Слайд 18)
Применение ситуационных задач при изучении III раздела курса ОБЖ, «Основы обороны государства и воинская обязанность» по таким темам, как «Воинский учет», «Обязанности военнослужащих», и т.п. плодотворно влияет на закреплении знаний полученных в ходе изучения раздела. Например, тема «Воинский учет» и задача: «Гражданин П. получил повестку о явке в военкомат по месту жительства для прохождения медицинского освидетельствования на предмет годности к военной службе. Гражданин П. по повестке не прибыл, т.к. навещал в больнице больного двоюродного дядю. Нарушил ли гражданин П. правила исполнения воинской обязанности?».
- Определены направления воспитания: (Слайд 19)гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.
- Например, патриотическое воспитание
«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.
в ФГОС третьего поколения патриотизм понимается как:
- интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
- ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.
- Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов
(Слайд 20)
- 3. Рабочие программы по педмету «Основы безопасности жизнедеятельности» рекомендунтся составлять в программе Конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (далее – ОБЖ) разработана на основе Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Настоящая Программа обеспечивает:
ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры безопасного поведения;
прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий, обеспечивающих преемственность изучения основ комплексной безопасности личности на следующем уровне образования;
возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков, необходимых для последующей жизни;
выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих потребностям современности;
реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное взаимодополнение, способствующее формированию практических умений и навыков. (Слайд 21)
В Программе содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено десятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного общего образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования:
модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»;
модуль № 2 «Безопасность в быту»;
модуль № 3 «Безопасность на транспорте»;
модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»;
модуль № 5 «Безопасность в природной среде»;
модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»;
модуль № 7 «Безопасность в социуме»;
модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»;
модуль №10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения».
В целях обеспечения системного подхода в изучении учебного предмета ОБЖ на уровне основного общего образования Программа предполагает внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности: «предвидеть опасность → по возможности её избегать → при необходимости действовать». Учебный материал систематизирован по сферам возможных проявлений рисков и опасностей: помещения и бытовые условия; улица и общественные места; природные условия; коммуникационные связи и каналы; объекты и учреждения культуры и пр.
В настоящее время с учётом новых вызовов и угроз подходы к изучению учебного предмета ОБЖ несколько скорректированы. Он входит в предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», является обязательным для изучения на уровне основного общего образования. Изучение ОБЖ направлено на обеспечение формирования базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у обучающихся умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовывать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Такой подход содействует закреплению навыков, позволяющих обеспечивать защиту жизни и здоровья человека, формированию необходимых для этого волевых и морально-нравственных качеств, предоставляет широкие возможности для эффективной социализации, необходимой для успешной адаптации обучающихся к современной техно-социальной и информационной среде, способствует проведению мероприятий профилактического характера в сфере безопасности.
Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне основного общего образования является формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства.
Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»:
Модуль № 2 «Безопасность в быту»:
Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»:
Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»:
Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»:
Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»:
Модуль № 7 «Безопасность в социуме»:
Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»:
Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
Модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»:
1. Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга – защите Отечества.
2. Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней); сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, осмысление роли государства и общества в решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие способности к конструктивному диалогу с другими людьми.
3. Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
4. Эстетическое воспитание:
формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни;
5. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
формирование современной научной картины мира, понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах ;
установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной ситуации с учётом реальных условий и возможностей.
6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
понимание личностного смысла изучения учебного предмета ОБЖ, его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни ; осознание последствий и неприятие вредных привычек и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
7. Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять меры и средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим;
установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в различных средах;
8. Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
- Новые учебники по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (Слайд 22)
Учебно-методический комплект «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-9 классов под научной редакцией Ю.С.Шойгу. Курс направлен на освоение обучающимися 8-9 классов практических навыков поведения в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
Ключевые особенности УМК:
- соответствие Концепции преподавания учебного предмета «ОБЖ» в образовательных организациях РФ реализующих основные общеобразовательные программы;
- современное содержание, отвечающее возрасту и интересам обучающихся;
- развитие навыковХХ1 века средствами УМК по ОБЖ (критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация и пр.)
- возможность применения деятельностного подхода на уроках;
- освоение практических навыков безопасного поведения в повседневной жизни.
Структура учебника:
- учебник в двух частях расчитано на 1 час в неделю в 8 и 9 классах;
- имеет модульный принцип построения учебника;
- ситуационные задачи, практико-ориентированные задания, а также вопросы и задания в конце каждой темы для закрепления изученного материала и выроботки практических навыков;
- система ссылок через QR-коды на дополнительные материалы;
- большое количество иллюстраций и инфографики для более эффективногоосвоения материала и запоминания информации;
- наличие дополнительных материалов межпредметного характера.
(Слайд 23)УМК Э. Н. Аюбов, Д. З. Прищепов, М. В. Муркова, А. Ю. Тараканов Учебник 10 кл разработан совместно с Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России на основании требований ФГОС и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования и нацелен на формирование компетенций в области культуры безопасности жизнедеятельности.
Учебник предназначен для общеобразовательных организаций.
- Предмет «Основы безопасности и защита Родины», который ранее назывался «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), начнут преподавать в школах с 1 сентября 2024 года,
В настоящее время формируется рабочая группа для разработки учебной программы, в ее состав войдут, в том числе, представители МЧС и Минобороны.
Начнется работа над новым учебником для основной и средней школы , для того, чтобы с 1 сентября 2024 года дети уже начали заниматься по новой учебной программе.
Новый предмет будет включать в себя более широкий курс начальной военной подготовки, включая правила оказания первой помощи, действий при катастрофах разного рода, и т. д. И предполагается, что данный предмет будут вести военные.
«Мы понимаем, что время сегодня, в том числе, нам говорит о том, что этот курс нужно развивать. И мы тоже обсудили и с педагогическим сообществом, и с учителями, и видим, что ребята, которые воевали в зоне специальной военной операции, они как никто другой могут прийти и рассказать правду», — заявил Министр бразования и науки Кравцов.
Курс будут проводить в рамках ОБЖ, который является обязательным предметом.
В проекте приказа Минпросвещения отмечалось, что курс по военной подготовке будут изучать ученики 10-х и 11-х классов. Модуль будет называться «Элементы начальной военной подготовки». В него предлагают включить уроки по строевой подготовке, правилам обращения с «оружием пехотинца», автоматом Калашникова (АК-74), о принципах действия ручных гранат Ф-1 и РГД-5, составе и вооружении мотострелкового отделения на БМП, средствах индивидуальной защиты и оказании первой помощи в бою, создании сооружений для защиты личного состава и укрытий для боевой техники.
Выводы и рекомендации
Проект нового ФГОС вступил в силу 1 сентября 2022 года.
Обновленные стандарты коснулись детей, которые пошли в первые и пятые классы в сентябре 2022 года.
Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как знания помогают в реальной жизни.
Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка.
Колоссальное значение приобретает качественное образование подрастающего поколения россиян, направленное на формирование гражданской идентичности, воспитание личности безопасного типа, овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией для обеспечения безопасности в повседневной жизни. Актуальность совершенствования учебно-методического обеспечения учебного процесса по предмету ОБЖ определяется системообразующими документами в области безопасности: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
В условиях современного исторического процесса с появлением новых глобальных и региональных природных, техногенных, социальных вызовов и угроз безопасности России возрастает приоритет вопросов безопасности, их значение не только для самого человека, но также для общества и государства. При этом центральной проблемой безопасности жизнедеятельности остаётся сохранение жизни и здоровья каждого человека, а главное подрастающего поколения.
ФГОС важны и педагогам, и школьникам. На государственных стандартах строится весь учебный процесс. Они помогают обеспечивать единство образования на территории России: выдвигают требования к содержанию программ, условиям реализации и ожидаемым результатам учеников.
Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы к преподаванию. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении каждого региона страны, а педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой школы.
-
Использованная литература:
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
(Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646), Национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года (Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474), Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1944 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Системно–деятельностный подход в преподавании математики, как условие перехода на ФГОС»
Доклад на тему "Системно-деятельностный подход в преподавании математики, как условие перехода на ФГОС" раскрывает особенности системно-деятельностного подхода: данный подход в обучении направлен на р...
Обновление методических подходов к преподаванию литературы в условиях перехода на ФГОС через интегрированные внеклассные мероприятия
Анализируя школьные программы преподавания предметов гуманитарного цикла, литературы и истории, мы заметили, как много в них материла, который может быть объединён в одном внеклассном мероприятии...
Современные подходы к преподаванию истории в условиях реализации ФГОС
Сегодня общество переживает этап глубоких фундаментальных преобразований, которые приводят к тому, что образование, знание, интеллект становятся определяющим ресурсом развития и новой экономики, и общ...
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения Выступление Некрасовой Е.П.
В данном материале рассказывается о требованиях к урокам, и в частности к уроку математики в рамках перехода на ФГОС ООО. Раскрываются проблемы и задачи, которые возникают у педагогов при реализации Ф...
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Учитель, его отношение к УП, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не бу...
Методический семинар «Использование элементов современных технологий в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС II поколения».
Применение элементов современных образовательных технологий способствуют самореализации и успешной социализации личности обучающегося....
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС ООО
В статье " Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС ООО» раскрываются особенности системно-деятельностного подхода и пути его реализ...