интегрированный урок "Памяти поколений дни воинской славы России"
план-конспект урока по обж
Предварительный просмотр:
МБОУ Нельхайская СОШ, Аларский район Иркутской области
Ленчук Сергей Дмитриевич учитель ОБЖ
(в сокращении и обработке Шавейко И. Г. )
Памяти поколений - дни воинской славы России.
I. Вводная часть
(песня+ презентация - 1 слайд)
1. Вступительное слово учителя : (На фоне песни «От героев былых времён» учитель читает стихотворение «Не ходите на Русь» Владимир Фирсов. Стихотворения из книги "Отечество"): (2 слайд)
«Не ходите на Русь!» -
Мономах обращался к соседям.
«Кто с мечом к нам придёт,
От меча и погибнет!» -
Сказал храбрый князь Александр.
И в немеркнущей вечно победе
Правоту своих слов
Справедливым мечом доказал.
Сколько ж пахарей ты потеряла, Россия?
Сколько ж лучших сынов
Отдала ты кровавым врагам?
«Не ходите на Русь!» -
Об одном ты просила,
Не к друзьям обращалась,
А только к врагам.
«Не ходите на Русь!» -
Но враги наступали кроваво…
И тогда нам вручила родная страна
Вместе с грозным оружьем
Поля нашей славы,
Наших предков великих
Святые для нас имена…»
Учитель: - Прослушав стихотворение, давайте сформулируем тему урока.
На слайде 3- тема урока «Дни воинской славы»
и эпиграф:
«Есть память, которой не будет забвенья,
И слава, которой не будет конца…» Роберт Рождественский
Цели: (Слайд 4)
3. Постановка проблемы Вопросы учащимся:
- Дни воинской славы - как вы понимаете эти слова?
-Можете ли вы назвать тех героев, которые прославляли русский народ в различные этапы истории России, которые вошли в календарь Дней воинской славы?(ответы детей)
Учитель: наш урок объединит темы нескольких уроков: ОБЖ, истории, информатики, литературы, МХК.
Учитель:
-У каждого народа есть свои заветные страницы истории, свои героические имена, которые никогда не будут забыты. В историю нашей страны навечно вписаны дни славных побед, в которые российские войска снискали почёт, уважение современников и благодарную память потомков.
Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. Возрождая одну из лучших российских военных традиций 13 марта 1995 г. был принят Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России», в список которых вошли 16 наиболее выдающиеся события военной истории России и Советского Союза. В соответствии с данным законом установлены дни воинской славы России. (слайд 5)
- Сегодня на уроке мы проведем интеллектуальный турнир между историками, литераторами и художниками. Ваша задача- показать свои знания, вспомнить героическое прошлое Родины. (слайд 6)
III. Групповая работа.
- Объяснение правил интеллектуального турнира
- Разминка:
1 группа- «Литераторы»- получают отрывки из рассказов, повести, романа. Узнать автора произведения и историческое событие, которому посвящено это произведение. (слайд 7)
2 группа- «Историки»- получают крылатые выражения, завет полководца, должны объяснить, кому они принадлежат, назвать историческое событие. (слайд 8)
3 группа- Художники»- учащиеся смотрят на слайде картины художников по теме урока и называют событие, изображенное на картине и автора полотна.
Слайд (9)
Учитель: Молодцы, справились с этим заданием!
- Следующий этап турнира: «Исторический портрет»
(слайд 10)
1 группа- «Литераторы» - (слайд 11)
Он решил встретить врага в поле. Его действия получили поддержку церкви. Сергий Радонежский благословил дело и отправил с русскими полками двух своих иноков – Пересвета и Ослябю. Его стали именовать в документах князем великим всея Руси, царём русским.
(21 сентября 1380 г. – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве.) (слайд 12)
2 группа- «Историки» (слайд 13)
В 12 лет зачислен в лейб – гвардии Семёновский полк. Прошёл все воинские звания. Блестяще воевал с турками и французами. Разработал учебник “Наука побеждать”. Сущность его тактики: глазомер, быстрота, натиск.
(24 декабря 1790 г. – День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова.) (слайд 14)
3 группа- Художники»- (слайд 15)
Военную службу начал с 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. Удостоен многих русских наград. Дипломат. В разные годы был послом России в Константинополе и Берлине. В годы Великой Отечественной войны в его честь был учреждён орден.
(8 сентября 1812 г.– День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией.) (слайд 16)
«Историческое событие» (слайд 17)
Задание: ответить, какому событию посвящены строки, рассказать о нём.
1 группа- «Литераторы» (слайд 18)
“Москва, Москва,
Священная держава,
Благословляя, веря и любя,
Мы за тебя – по долгу, и по праву,
И по любви – мы бьёмся за тебя!”
Ответ. 5 декабря 1941г. – день начала контрнаступления советских войск против немецко – фашистских войск в битве под Москвой. Слайд (19)
2 группа- «Историки» (слайд 20)
“За залпом залп гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось”.
Ответ. 27 января, 1944 год – день снятия блокады города Ленинграда. Слайд(21)
3 группа- Художники» (слайд 22)
“Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал. Злой и упрямый,
По грудь в земле
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад,
Он защищал Сталинград”.
Ответ. 2 февраля 1943 г. – день разгрома советским войсками немецко – фашистских войск в Сталинградской битве. Слайд (23)
Закрепление изученного материала.
Давайте вспомним, какие воинские звания существовали в эпоху Петра 1 и какие существуют в наше время.
(Заполнение таблицы)
Эпоха Петра 1 | Наше время |
Фузилёр Канонир - артиллерист Артиллерист Конный гренадер Кавалергард – конный гвардеец Русский драгун Бомбардир |
- Обратите внимание на правописание устаревших слов. Слайд (24)
Рефлексия.
Учитель:
- Мы вспомнили выдающиеся победы России, которые наша страна отмечает как Дни воинской славы.
А какие формы увековечивают память российских воинов, отличившихся в сражениях?
- А лично вы какое участие принимаете в увековечивании памяти героического прошлого Родины?
- Для закрепления информации по теме урока заполните пробелы в тексте.(приложение)
Проверка работ.
Учитель:
-Наш интеллектуальный турнир подошёл к концу. Мы вспомнили выдающиеся победы российского воинства, которые наша страна отмечает как дни воинской славы России. Выскажите своё мнение: в чём заключается долг памяти молодого поколения россиян? (Учащиеся отвечают на вопрос).
-Своими знаниями вы показали, что стремитесь продолжать славные традиции нашего Отечества, народа России и её Вооружённых сил.
- Наш урок я хочу закончить стихотворением Онищенко Н.А. «Дни воинской славы». (слайд 25)
Дни воинской славы российской
Всегда отмечает народ.
В почете всегда был защитник.
В почете всегда патриот!
Дни славных побед, что сыграли
Огромную роль для страны,
Там память потомков снискали
Великой России сыны.
Дань подвигу, доблести, славе,
Чтоб каждый из нас мог отдать,
Ты предков дела наших славных
Обязан чтить, помнить и знать.
Учитель: Как показывает исторический опыт, в ратном деле россияне всегда были первыми. Будем же помнить их славные победы! Будем же достойными их славы! Прошу почтить память павших российских воинов минутой молчания ( звучит метроном, на экране слайд «Вечный огонь»)
Урок окончен. Спасибо за участие! Слайд (26)
Приложение
Бланк конспекта ученика.
Фамилия, имя _______________________ , класс __________ , дата _____________.
Тема урока: «Дни воинской славы России».
______ марта _________ года был принят ФЗ «_____________________________________________».
В календарь памятных дат вошли ________________ события военной истории.
Ледовое побоище произошло на _____________________ озере. Русские войска выступали под руководством ______________ ______________ . В Куликовской битве во главе русского войска выступил ______________ _____________ . Руководителями первого русского ополчения против польских интервентов были князь ________________ ______________ и _____________ _____________. Полтавское сражение и сражение у мыса Гангут произошли в период _____________ войны. Русскими войсками командовал царь _______________ . Взятие турецкой крепости Измаил произошло под командованием великого русского полководца ___________________ . Поражение под Москвой французской армии нанесли русские войска под командованием ________________________ . Под командованием великого русского адмирала ____________________ произошло знаменательное сражение у мыса Синоп. Акт о капитуляции Германии в 1945 году был подписан ______________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок ОБЖ в 10 классе.Памяти поколений - дни воинской славы России.
А.Невский Тема урока: Памяти поколений - дни воинской славы России. Тип урока: интегрированный (интеграция знаний учащихся по истории России, литературе, МХК (музыка, живоп...
Памяти поколений- дни воинской славы России
Дни воинской славы...
Конспект урока "Памяти поколений - дни воинской славы России"
Конспект урока. Презентацию пришлось разбить на 2 части из-за большого объёма....
Интегрированный урок: Информатика+ОБЖ по теме «Памяти поколений. Дни воинской славы России! Создание документации с помощью электронных таблиц » 10 класс
Конспект и материалы для интегрированного урока : Информатика+ОБЖ по теме «Памяти поколений. Дни воинской славы России! Создание документации с помощью электронных таблиц » 10 класс...
Интегрированный урок по ОБЖ и Информатике «Памяти поколений – дни воинской славы России»
Тип урока: интегрированный урок ОБЖ и Информатики.Вид урока: комбинированный.Технология: личностно – ориентированнаяЦель: Значение знаний о героических страницах истории нашего отечестваЗадачи: Обучаю...
Памяти поколений - дни воинской славы России
Актуальность темы определяется тем, что ознакомление с переломными моментами нашей истории, знаменательными событиями, творцом которых был народ, идущий во имя Отечества на жертвы, лишения, самоотверж...
Интегрированный урок ОБЖ в 10 классе.Памяти поколений - дни воинской славы России
Тема урока: Памяти поколений - дни воинской славы России.Тип урока: интегрированный (интеграция знаний учащихся по истории России, литературе, МХК (музыка, живопись, кино)....