Аварии на гидротехнических сооружениях 8 класс
учебно-методический материал по обж

Загайнова Наталья Николаевна

Аварии на гидротехнических сооружениях 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avarii_na_gidrotehnicheskih_sooruzheniyah_8_klass.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

укПлан-конспект урока  ОБЖ  для учащихся 8 класса.

 

Тема урока: « Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия».

Цели урока:

• сформировать общее представление о причинах гидродинамических аварий и возможных последствиях;

• развивать познавательный интерес,  память, мышление, воображение; совершенствовать приемы работы  с тестами, книгой;

  • воспитывать умение слушать, выделять главное, приводить свои примеры;

• воспитывать культуру учебного труда, организованность, экологическую грамотность.

Задачи урока:

• актуализировать знания о гидротехнических сооружениях, гидродинамических авариях и их последствиях;

  • ознакомить с понятиями гидродинамический опасный объект, зона затопления;

• познакомить обучающихся с основными гидротехническими сооружениями и их назначением.

Тип урока: комбинированный.
Формы и методы работы на  уроке: фронтальный опрос, групповая и индивидуальная работа;

объяснительно-иллюстративный метод, частично – поисковый метод, создание проблемной ситуации, тестовый контроль.
Оборудование: Учебник, рабочие тетради,  доска, тестовые задания, презентация.

План урока:

  1. Организационное начало урока.
  2. Актуализация полученных знаний.
  3. Целеполагание.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление изученного материала.
  6. Тестовый контроль изученного.
  7. Подведение итогов урока.
  8. Домашнее задание.

   Ход урока:

  1.Организационный момент: приветствие.

  Здравствуйте,  ребята! Присаживайтесь! Сегодня на уроке отсутствуют …       Начнем наш урок.

2. Актуализация полученных знаний.

Уже несколько уроков подряд мы с вами изучаем раздел «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения». В рамках этого раздела мы изучали аварии на различных объектах, давайте вспомним, о каких авариях шла речь!

 (Ученики отвечают на вопросы учителя)

-аварии на РОО

-аварии на ХОО

На протяжении недели _____ занимались информационно-исследовательской работой. Результаты  исследования по теме сегодняшнего урока ребята оформили в виде презентации. Послушаем их выступление и  сформулируем тему урока.  

О чем пойдет сегодня разговор?

(Учащиеся высказывают свои суждения и коллегиально формулируем тему урока).

Запишите дату и тему урока «Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия». (Запись темы урока  в  тетрадь).

Итак, тему мы записали.

А как вы думаете, зачем человеку нужно знать виды гидродинамических аварий?

(Предполагаемые  ответы учащихся и формулировка цели и задач урока).

Цель нашего  урока – познакомиться с  видами аварий на ГТС и их последствиями.

Для достижения поставленной цели мы должны ответить на следующие вопросы:

1. ГТС, что это такое, для каких целей создаются, какие виды существуют?

2. ГДА, что это такое, причины, последствия?

Составим план работы по теме нашего урока:

  • Что такое гидротехнические сооружения?
  • Цели создания гидротехнических сооружений
  • Виды гидротехнических сооружений
  • Что такое гидродинамические аварии?
  • Поражающие факторы
  • Причины аварий
  • Последствия аварий

Для работы по теме урока разделимся на группы по 4 человека, и каждая группа получает задание  на карточках по плану урока.

Учебные группы в течение 5 минут работают над заданием по учебнику и справочным материалам.

Результатом работы в группах будет выступление по плану урока.

По ходу выступления каждой из 7 групп учащиеся записывают основные определения, понятия в рабочую тетрадь:

Гидротехнические сооружения

Виды ГТС:

1.Водоподпорные (дамбы, плотины)

2.Водопроводящие (каналы, тоннели)

3. Регуляционные (запруды,  ограждающие валы)

 4.Водозаборные      

5.Водосбросовые

6. Специальные ( шлюзы , здания гидроэлектростанций )

Пока учащиеся работают в группах,  2 ученика получают индивидуальное задание – подготовить короткое сообщение по материалам  учебника о крупных ГЭС.

 В настоящее время эксплуатируется более 30 тыс водохранилищ, около 60 из них ёмкостью более 1 млрд  м3.

К самым крупным ГЭС в нашей стране относятся:

Красноярская ГЭС

Братская ГЭС

Усть-Илимская ГЭС

Саяно-Шушенская ГЭС

 В последнее время в СМИ много говорят об этой ГЭС, а что знаете об этом вы?

(отвечают ученики)

Нам сейчас об аварии на Саяно-Шушенской ГЭС расскажет Лучникова Мария. (Сообщение).

Аварии, которые происходят на ГТС, относят к гидродинамическим авариям.

Запишем, что такое ГДА.

Гидродинамическая авария (ГДА) - это чрезвычайная ситуация, связанная с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или его части и неуправляемым перемещением больших масс воды, несущих разрушения и затопления обширных территорий.

  Ребята, внимание на экран: посмотрим фрагмент фильма.

Итак, ребята, мы посмотрели с вами фильм, записали определения, я хотел бы услышать от вас поражающие факторы ГДА?

(Ответы учащихся).

Хорошо! Спасибо.

 Существует 2 основных поражающих фактора:

- волна прорыва;

-затопление.

Запишем, к поражающим факторам относятся ГДА относятся:

 1.Волна прорыва - поражающее действие волны прорыва проявляется в виде ударного воздействия на людей и сооружения массы воды, движущейся с большой скоростью, и перемещаемых ею обломков разрушенных зданий и сооружений, других предметов.

2.Затопление – это покрытие территории водой.ГДА на указанных сооружениях могут привести к катастрофическим последствиям, так как все эти гидротехнические сооружения располагаются, как правило, в черте или выше крупных населенных пунктов и являются объектами повышенного риска. Возникновение гидродинамической аварии на таком объекте может привести к катастрофическому затоплению обширных территорий и образованию зоны катастрофического затопления.

(Рассказ ученика по таблице  рассмотрим более подробно).

ГДА могут возникнуть как в результате природных причин, так и в результате причин, связанных с деятельностью человека.

 Приведите примеры природных причин, в результате которых может произойти ГДА.

(Ответы учащихся)

Спасибо! Правильно!

К причинам ГДА относятся:

К природным  причинам относят:

  • землетрясения
  • ураганы
  • обвалы, оползни
  • паводки

 Приведите примеры причин, связанных с деятельностью человека, в результате которых может произойти ГДА.

(Ответы учащихся).

Спасибо! Правильно!

К причинам, связанным с деятельностью человека относят:

  • ошибки при проектировании
  • конструктивные дефекты гидросооружений
  • нарушение правил эксплуатации
  • недостаточный водосброс и перелив воды через плотину
  • диверсионные акты

Ребята, мы рассмотрели определение ГДА, причины, а теперь рассмотрим последствия.

Последствия ГДА:

1.Повреждение или разрушение ГТС: кратковременное или долговременное прекращение выполнения ими своих функций;

2.Поражение людей и разрушение сооружений волной прорыва, образовавшейся в результате разрушения ГТС;

закрепление нового материала.

3. Катастрофическое затопление обширных территорий и значительного количества городов и сел, объектов экономики, длительное прекращение судоходства, сельскохозяйственного и рыбопромыслового производства;

4.В зонах катастрофического затопления могут разрушаться (размываться) системы водоснабжения, канализации, сливных коммуникаций, места сбора мусора и прочих отбросов. В результате нечистоты, мусор и отбросы загрязняют зоны затопления и распространяются вниз по течению. Возрастает опасность возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Итак,  ребята,  сегодня на уроке мы познакомились с ГТС и авариями,  происходящими на них.

Полученные на уроке знания проверим с помощью теста.

Время работы – 5 минут

Тест.

1.При внезапной гидродинамической аварии в первую очередь необходимо:

А)укрыться в подвальном помещении;

Б)выйти на улицу;

В)подняться на верхний этаж устойчивого здания.

Ответ: В

2.Поражающие факторы гидродинамических аварий:

А)открытый огонь;

Б)волна прорыва;

В)инфекционные заболевания;

Г)угарный газ.

Ответ: Б

3.Среди перечисленных причин аварий выберите те, которые характерны

 для гидродинамических аварий:

а)Неправильная эксплуатация;
б)Внезапная остановка турбин на гидроэлектростанциях;
в)Разрушение основания гидротехнических сооружений;
г)Отсутствие специальных приборов, указывающих на повышение давления воды;
д)Недостаточность водосбросов.
Ответ:А,В,Д
4.Из перечисленных поражающих факторов выберите те, которые характерны для волны прорыва:
а)Поражающее действие различных предметов, вовлекаемых в движение;
б)Пониженная концентрация кислорода в воздухе;
в)Повышенная температура окружающей среды;
г)Непосредственное динамическое воздействие на человека;
д)Травмирующее действие обломков сооружений;
е)Ударная волна.

Ответ:А,Д,Е

5.Среди перечисленных видов гидротехнических сооружений найдите те, которые относятся к водопроводящим:

а) плотины, дамбы;

б) ограждающие валы, шлюзы;

в) тоннели, каналы;

г) водосбросы, ливневая канализация.

6. Определите основные последствия  гидродинамических аварий:

а) химическое заражение местности, ударная волна, низкая температура;

б) разрушение зданий, высокая температура, отравление различной степени.

в) возникновения инфекционных заболеваний, поражение людей, затопление обширных территорий;

Ответ: В

  1. Ребята, все ли справились с заданиями?
  2. Есть ли у кого вопросы по изученной теме?
  3. Поднимите руки, кто справился с тестом без ошибок, у кого были ошибки. По каким вопросам?
  4. Все ли вам понятно?
  5. Понравился ли вам сегодняшний урок?
  6. Д/з к следующему уроку будет & 5.8 стр.136-140.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

Презентация по теме: "Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия"...

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях

Презентация по теме: "Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях"...

ОБЖ_8 класс_11-Аварии на гидротехнических сооружениях

Учебный материал в рамках курса ОБЖ для 8 классов средней общеобразовательной школы....

Разработка урока ОБЖ в 8 классе по теме "Аварии на гидротехнических сооружениях и их возможные последствия"

В разработке очень подробно и пошагово описывается весь урок по теме "Аварии на гидротехнических сооружениях и их возможные последствия" К этому материалу есть рабочая презентация и карта ученика...

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.

Назначение и виды гидротехнических сооружений, гидротехническая авария как чрезвычайная ситуация, последствия гидродинамических аварий....