Аварии на гидротехнических сооружениях 8 класс
учебно-методический материал по обж
Аварии на гидротехнических сооружениях 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avarii_na_gidrotehnicheskih_sooruzheniyah_8_klass.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
укПлан-конспект урока ОБЖ для учащихся 8 класса.
Тема урока: « Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия».
Цели урока:
• сформировать общее представление о причинах гидродинамических аварий и возможных последствиях;
• развивать познавательный интерес, память, мышление, воображение; совершенствовать приемы работы с тестами, книгой;
- воспитывать умение слушать, выделять главное, приводить свои примеры;
• воспитывать культуру учебного труда, организованность, экологическую грамотность.
Задачи урока:
• актуализировать знания о гидротехнических сооружениях, гидродинамических авариях и их последствиях;
• познакомить обучающихся с основными гидротехническими сооружениями и их назначением. |
Тип урока: комбинированный.
Формы и методы работы на уроке: фронтальный опрос, групповая и индивидуальная работа;
объяснительно-иллюстративный метод, частично – поисковый метод, создание проблемной ситуации, тестовый контроль.
Оборудование: Учебник, рабочие тетради, доска, тестовые задания, презентация.
План урока:
- Организационное начало урока.
- Актуализация полученных знаний.
- Целеполагание.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного материала.
- Тестовый контроль изученного.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока:
1.Организационный момент: приветствие.
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Сегодня на уроке отсутствуют … Начнем наш урок.
2. Актуализация полученных знаний.
Уже несколько уроков подряд мы с вами изучаем раздел «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения». В рамках этого раздела мы изучали аварии на различных объектах, давайте вспомним, о каких авариях шла речь!
(Ученики отвечают на вопросы учителя)
-аварии на РОО
-аварии на ХОО
На протяжении недели _____ занимались информационно-исследовательской работой. Результаты исследования по теме сегодняшнего урока ребята оформили в виде презентации. Послушаем их выступление и сформулируем тему урока.
О чем пойдет сегодня разговор?
(Учащиеся высказывают свои суждения и коллегиально формулируем тему урока).
Запишите дату и тему урока «Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия». (Запись темы урока в тетрадь).
Итак, тему мы записали.
А как вы думаете, зачем человеку нужно знать виды гидродинамических аварий?
(Предполагаемые ответы учащихся и формулировка цели и задач урока).
Цель нашего урока – познакомиться с видами аварий на ГТС и их последствиями.
Для достижения поставленной цели мы должны ответить на следующие вопросы:
1. ГТС, что это такое, для каких целей создаются, какие виды существуют?
2. ГДА, что это такое, причины, последствия?
Составим план работы по теме нашего урока:
- Что такое гидротехнические сооружения?
- Цели создания гидротехнических сооружений
- Виды гидротехнических сооружений
- Что такое гидродинамические аварии?
- Поражающие факторы
- Причины аварий
- Последствия аварий
Для работы по теме урока разделимся на группы по 4 человека, и каждая группа получает задание на карточках по плану урока.
Учебные группы в течение 5 минут работают над заданием по учебнику и справочным материалам.
Результатом работы в группах будет выступление по плану урока.
По ходу выступления каждой из 7 групп учащиеся записывают основные определения, понятия в рабочую тетрадь:
Гидротехнические сооружения
Виды ГТС:
1.Водоподпорные (дамбы, плотины)
2.Водопроводящие (каналы, тоннели)
3. Регуляционные (запруды, ограждающие валы)
4.Водозаборные
5.Водосбросовые
6. Специальные ( шлюзы , здания гидроэлектростанций )
Пока учащиеся работают в группах, 2 ученика получают индивидуальное задание – подготовить короткое сообщение по материалам учебника о крупных ГЭС.
В настоящее время эксплуатируется более 30 тыс водохранилищ, около 60 из них ёмкостью более 1 млрд м3.
К самым крупным ГЭС в нашей стране относятся:
■ | Красноярская ГЭС |
■ | Братская ГЭС |
■ | Усть-Илимская ГЭС |
■ | Саяно-Шушенская ГЭС |
В последнее время в СМИ много говорят об этой ГЭС, а что знаете об этом вы?
(отвечают ученики)
Нам сейчас об аварии на Саяно-Шушенской ГЭС расскажет Лучникова Мария. (Сообщение).
Аварии, которые происходят на ГТС, относят к гидродинамическим авариям.
Запишем, что такое ГДА.
Гидродинамическая авария (ГДА) - это чрезвычайная ситуация, связанная с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или его части и неуправляемым перемещением больших масс воды, несущих разрушения и затопления обширных территорий.
Ребята, внимание на экран: посмотрим фрагмент фильма.
Итак, ребята, мы посмотрели с вами фильм, записали определения, я хотел бы услышать от вас поражающие факторы ГДА?
(Ответы учащихся).
Хорошо! Спасибо.
Существует 2 основных поражающих фактора:
- волна прорыва;
-затопление.
Запишем, к поражающим факторам относятся ГДА относятся:
1.Волна прорыва - поражающее действие волны прорыва проявляется в виде ударного воздействия на людей и сооружения массы воды, движущейся с большой скоростью, и перемещаемых ею обломков разрушенных зданий и сооружений, других предметов.
2.Затопление – это покрытие территории водой.ГДА на указанных сооружениях могут привести к катастрофическим последствиям, так как все эти гидротехнические сооружения располагаются, как правило, в черте или выше крупных населенных пунктов и являются объектами повышенного риска. Возникновение гидродинамической аварии на таком объекте может привести к катастрофическому затоплению обширных территорий и образованию зоны катастрофического затопления.
(Рассказ ученика по таблице рассмотрим более подробно).
ГДА могут возникнуть как в результате природных причин, так и в результате причин, связанных с деятельностью человека.
Приведите примеры природных причин, в результате которых может произойти ГДА.
(Ответы учащихся)
Спасибо! Правильно!
К причинам ГДА относятся:
К природным причинам относят:
- землетрясения
- ураганы
- обвалы, оползни
- паводки
Приведите примеры причин, связанных с деятельностью человека, в результате которых может произойти ГДА.
(Ответы учащихся).
Спасибо! Правильно!
К причинам, связанным с деятельностью человека относят:
- ошибки при проектировании
- конструктивные дефекты гидросооружений
- нарушение правил эксплуатации
- недостаточный водосброс и перелив воды через плотину
- диверсионные акты
Ребята, мы рассмотрели определение ГДА, причины, а теперь рассмотрим последствия.
Последствия ГДА:
1.Повреждение или разрушение ГТС: кратковременное или долговременное прекращение выполнения ими своих функций;
2.Поражение людей и разрушение сооружений волной прорыва, образовавшейся в результате разрушения ГТС;
закрепление нового материала.
3. Катастрофическое затопление обширных территорий и значительного количества городов и сел, объектов экономики, длительное прекращение судоходства, сельскохозяйственного и рыбопромыслового производства;
4.В зонах катастрофического затопления могут разрушаться (размываться) системы водоснабжения, канализации, сливных коммуникаций, места сбора мусора и прочих отбросов. В результате нечистоты, мусор и отбросы загрязняют зоны затопления и распространяются вниз по течению. Возрастает опасность возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Итак, ребята, сегодня на уроке мы познакомились с ГТС и авариями, происходящими на них.
Полученные на уроке знания проверим с помощью теста.
Время работы – 5 минут
Тест.
1.При внезапной гидродинамической аварии в первую очередь необходимо:
А)укрыться в подвальном помещении;
Б)выйти на улицу;
В)подняться на верхний этаж устойчивого здания.
Ответ: В
2.Поражающие факторы гидродинамических аварий:
А)открытый огонь;
Б)волна прорыва;
В)инфекционные заболевания;
Г)угарный газ.
Ответ: Б
3.Среди перечисленных причин аварий выберите те, которые характерны
для гидродинамических аварий:
а)Неправильная эксплуатация;
б)Внезапная остановка турбин на гидроэлектростанциях;
в)Разрушение основания гидротехнических сооружений;
г)Отсутствие специальных приборов, указывающих на повышение давления воды;
д)Недостаточность водосбросов.
Ответ:А,В,Д
4.Из перечисленных поражающих факторов выберите те, которые характерны для волны прорыва:
а)Поражающее действие различных предметов, вовлекаемых в движение;
б)Пониженная концентрация кислорода в воздухе;
в)Повышенная температура окружающей среды;
г)Непосредственное динамическое воздействие на человека;
д)Травмирующее действие обломков сооружений;
е)Ударная волна.
Ответ:А,Д,Е
5.Среди перечисленных видов гидротехнических сооружений найдите те, которые относятся к водопроводящим:
а) плотины, дамбы;
б) ограждающие валы, шлюзы;
в) тоннели, каналы;
г) водосбросы, ливневая канализация.
6. Определите основные последствия гидродинамических аварий:
а) химическое заражение местности, ударная волна, низкая температура;
б) разрушение зданий, высокая температура, отравление различной степени.
в) возникновения инфекционных заболеваний, поражение людей, затопление обширных территорий;
Ответ: В
- Ребята, все ли справились с заданиями?
- Есть ли у кого вопросы по изученной теме?
- Поднимите руки, кто справился с тестом без ошибок, у кого были ошибки. По каким вопросам?
- Все ли вам понятно?
- Понравился ли вам сегодняшний урок?
- Д/з к следующему уроку будет & 5.8 стр.136-140.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности «Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия»
Конспект комбинированного урока по ОБЖ для 8 класса...
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
Презентация по теме: "Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия"...
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях
Презентация по теме: "Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях"...
ОБЖ_8 класс_11-Аварии на гидротехнических сооружениях
Учебный материал в рамках курса ОБЖ для 8 классов средней общеобразовательной школы....
Интерактивный тест по теме "Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия"
Интерактивный тест по ОБЖ для обучающихся 8 класса....
Разработка урока ОБЖ в 8 классе по теме "Аварии на гидротехнических сооружениях и их возможные последствия"
В разработке очень подробно и пошагово описывается весь урок по теме "Аварии на гидротехнических сооружениях и их возможные последствия" К этому материалу есть рабочая презентация и карта ученика...
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.
Назначение и виды гидротехнических сооружений, гидротехническая авария как чрезвычайная ситуация, последствия гидродинамических аварий....