«Наводнения, причины и виды наводнений»
план-конспект урока по обж (7 класс)

Григорьева Любовь Анатольевна

План-конспект  урока по ОБЖ в 7 классе на тему: "Наводнения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_navodnenie.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект  урока

по ОБЖ

     в 7 классе

государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 523

  1. Колпинского района Санкт-Петербурга

на тему:  «Наводнения, причины и виды наводнений»

  Разработал: Л.А. Григорьева

  Преподаватель-организатор  

«Основ безопасности жизнедеятельности»

Санкт-Петербург

       2019  

Тема урока: «Наводнение, виды и действия при наводнениях»

Дата проведения: «09.12.2019г.»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Технология урока: комбинированный

Класс: 7

Цель урока:

1. Ознакомить учащихся с опасным гидрологическим явлением- наводнением;

2. Дать учащимся необходимые сведения о видах наводнений, причинах возникновения и их последствиях.

3. Использовать межпредметные связи для осознанного восприятия материала.

Задачи:
Образовательные:

 - дать понятие о наводнениях

-  раскрыть причины возникновения наводнений и их последствия;

Развивающие:

- развивать память, умение оценивать степень риска при наводнении для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека;
 Воспитательные:
-развивать познавательный интерес к изучению опасных природных явлений, осознавать проблему опасности наводнений для жизнедеятельности человека.

Необходимое оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки, карта Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

ПЛАН И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1.

Организационный момент

1 мин.

Приветствие учащихся

Проверяется наличие учеников и готовность класса к работе.

Приветствие учителя

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: сформировать  взаимо-отношения с окружающими.

2.

Определение темы урока, постановка учебных задач.

4 мин.

Описание Всемирного Потопа:

«В шестисотый год жизни Ноя, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей… И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы».

Какова тема урока?

Прием «актуальности»:

- Для  чего именно на уроках ОБЖ мы его изучаем?

-Пригодятся ли эти знания в жизни?

-Где можно применить их?

-Характерна ли эта ЧС для нашей области?

Посмотрите на карту области и Санкт-Петербурга.

Найдите и покажите районы, опасные по возникновению наводнений.

Предлагает продолжить фразу: «Думаю, что на уроке я узнаю...

Слушают.

Формулируют тему урока.

Отвечают на вопросы, определяя актуальность изучения темы.

Выполняют задание.

Продолжают фразу, формулируя задачи урока.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками Регулятивные: сформировать  взаимоотношений с окружающими.

3.

Открытие новых знаний.

20 мин.

а) Знакомство с определением.

- Русский художник - маринист Иван Константинович Айвазовский написал картину «Всемирный потоп».

 Посмотрите, пожалуйста, на неё (слайд 2) и ответьте на вопрос:


- Что же такое наводнение?

- Что такое очаг поражения при наводнении?

Сравните данное вами определение с определением в учебнике и на слайде (слайд 3, 4).


Запишите определение в тетрадь.


б) Причины наводнений.

По каким причинам возникают наводнения?




Учитель помогает выявить причины наводнений.

Проверка по слайду 5.

Рассматривают картину.

Отвечают на вопрос.

Сравнивают определения, выявляют новое.

Записывают определение.

Называют причины наводнений:

-Интенсивные и продолжительные ливни.

 -Таяние ледников.

-Прорыв внутриледниковых озер.

-Сильные ветры.

-Подводные землетрясения и извержения вулканов.

 - Деятельность человека.

Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

4.

Самостоятельная работа с проверкой.

15 мин.

в) Классификация наводнений. 

Сейчас мы познакомимся с существующей классификацией наводнений:

-   по причинам возникновения (Слайд 6-11);

-   по масштабу (Слайд 12-16);

Проверим ваши знания.

1 .В зависимости от причин возникновения наводнения подразделяются на несколько видов.

Найдите ошибку в данных примерах.

А) половодье;

Б) паводки;

В) затор или зажор.

Г) нагонные;

Д) горные;

Е) вызванные прорывом плотин;

Ж) вызванные приливом;

З) вызванные подводными землетрясениями.

2. По масштабам наводнения подразделяются на несколько видов.

Найдите ошибку в данных примерах.

А) глубокие;

Б) низкие; 
В) высокие; 
Г) выдающиеся; 
Д) катастрофические;

Е) гигантские.

- Запишите в тетрадь классификацию наводнений по масштабу и причинам возникновения. 

Взаимопроверка знаний новых понятий (виды наводнений).

Работают с учебником, изучают материал.

Находят ошибки.

Записывают классификацию в тетрадь.

.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез — составление целого из частей.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

5.

Рефлексия.

2 мин.

Какие понятия изучили на уроке?


Называют.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.

6.

Итог.

2 мин.

Вы начали изучать тему «Наводнения».

Прочтите,  пожалуйста,  рубрики самооценки на карточке, оцените свои знания, полученные на уроке.

Рубрики самооценки

  1. Я знаю, что такое наводнение.
  2. Я знаю причины возникновения наводнений.
  3. Я знаю причины последствия наводнений.
  4. Я знаю виды наводнений.

О чём ещё не узнали на уроке?

Узнайте дома¸ какие мероприятия проводятся для защиты населения от наводнений?


Отвечают на вопросы.

Оценивают работу на уроке.

Коммуникативные:  оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

7.

Домашнее задание.

1 мин.

П. 4.1 читать, отвечать на вопросы

Знать определение, классификацию, последствия наводнений.

По выбору:

1. Составить синквейн с одним из определений, изученных на уроке.

2. Составить кроссворд по определениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 7 классе Тема: «Наводнения. Виды наводнений и их причины».

Цель урока: познакомить учащихся с понятием наводнение, их видами и причинами.Задачи урока:-  познакомить учащихся с опасным природным явлением   гидрологического    прои...

Экскурсия на тему" Причины многообразия видов в природе".

Данная экскурсия может быть проведена при изучении темы " Эволюционное учение". Она значительно повышает интерес обучающихся к учебному материалу темы, облегчает его усвоение, способствует пониманию у...

7 класс. Тема 4, «ЧС гидрологического происхождения», урок 14 «Наводнения, виды наводнений и их причины и защита населения».

Данная презентация иллюстрирует четырнадцатый урок ОБЖ в 7 классе  «Наводнения, виды наводнений и их причины и защита населения» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 –...

План конспект открытого урока с презентацией "Виды наводнений и их оценка"

Наводнение – это затопление водой значительной местности в результате подъема уровня воды в реке, водохранилище, озере или море, вызванное обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней, ветро...

Презентация "Виды наводнений"

В данной презентации дается краткая характеристика основных видов наводнений, а также само определение наводнения. Характеристики наводнения, основной поражающий фактор наводнения, а также как подгото...

Виды наводнений и их причины

Презентация наглядно показывает виды наводнений, причины их возникновения и их основные характеристики. Поможет проиллюстрировать урок ОБЖ в 7 классе....

Презентация "Наводнение. Виды наводнений"

Данный материал можно применять на уроках ОБЖ в 7 классе...