Социально значимый проект "Школа - территория ЗОЖ"
проект по обж
Важнейшее направление воспитательной работы в образовательном учреждении - формирование у школьников здорового образа жизни, ценностного отношения к здоровью своему и окружающих.
Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью - вот главная задача. Ведь главное богатство государства - это здоровье его граждан.
Только объединив усилия всех заинтересованных лиц - педагогов и медиков, психологов и родителей, руководителей детских движений и ученых, государственных служащих и бизнесменов - можно воплотить в жизнь педагогику здоровья - реальную, живую, интересную и полезную всем участникам школьной жизни. И специалисты, и педагоги, и организаторы школьного воспитания отмечают растущую потребность в эффективных технологиях, ориентированных на формирование у школьников ценностей и навыков здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno_znachimyy_proekt.docx | 34.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8»
Г. САФОНОВО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Социально значимый проект
«Школа – территория ЗОЖ»
Подготовила преподаватель-организатор ОБЖ
Сергеева Виктория Юрьевна
г. Сафоново
2021 г.
- Актуальность проекта
Эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению статистика сегодняшнего дня, говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми.
Низкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем. Особую тревогу вызывают проблемы воспитания, осложненные процессом распада семей, криминализацией жизни, потерей нравственных идеалов, потребительскими настроениями, распространением пьянства и наркомании.
Наш городок является типичным для российских регионов населенным пунктом, где экономические и социальные проблемы негативно влияют на жизнь общества в целом.
Стремительные непрогнозируемые новации, несовершенство системы обучения и рост социально - педагогических требований ещё в большей степени оказывают отрицательное воздействие на здоровье школьников.
За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается к выпускным классам до 18 %, с нарушениями осанки до 45 % (по данным Института возрастной физиологии). Более 60 % школьников имеют хронические заболевания. И только 5 % выпускников школ считаются практически здоровыми.
Важнейшим условием деятельности по формированию ответственного отношения к своему здоровью является мониторинг состояния здоровья учащихся школы.
Всё это говорит об актуализации проблемы сохранения здоровья детей и качественно новом подходе к воспитанию и обучению в общеобразовательных учреждениях. Не учащиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения должны соответствовать индивидуальным особенностям ребёнка и формировать у него осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний в сохранении собственного здоровья. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» здоровье школьников отнесено к приоритетным направления государственной политики.
Идея здоровьесбережения учащихся является «красной нитью» национального проекта «Образование», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребёнка, освоением им новой социальной роли «ученик».
Согласно стандартам ФГОС, каждого уровня, дано описание «портрета выпускника», где указаны характеристики в области безопасности жизнедеятельности, в частности, выпускник должен:
- выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни (НОО);
- выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды (ООО).
Всё это обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.
Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Здоровая нация - элемент нашего развития патриотизма.
Чем же следует наполнить образ жизни, чтобы он стал здоровым? Необходимо организовать ЗОЖ, опираясь на следующие принципы, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
1. «Не навреди!» - все применяемые методы, приёмы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося - всё используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
3. Непрерывность и преемственность - работа ведётся не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
4. Субъект - субъектные взаимоотношения - учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
5. Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
6. Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской проблемой, но и серьезной педагогической проблемой. Если мы хотим достичь цели - направить выбор детей к принятию здорового образа жизни, то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье и ответственностью за него и искать такие подходы, которые бы помогали нам понять, как они видят мир.
Важнейшее направление воспитательной работы в образовательном учреждении - формирование у школьников здорового образа жизни, ценностного отношения к здоровью своему и окружающих.
Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью - вот главная задача. Ведь главное богатство государства - это здоровье его граждан.
Только объединив усилия всех заинтересованных лиц - педагогов и медиков, психологов и родителей, руководителей детских движений и ученых, государственных служащих и бизнесменов - можно воплотить в жизнь педагогику здоровья - реальную, живую, интересную и полезную всем участникам школьной жизни. И специалисты, и педагоги, и организаторы школьного воспитания отмечают растущую потребность в эффективных технологиях, ориентированных на формирование у школьников ценностей и навыков здорового образа жизни.
- Цель и задачи проекта
Цель: формирование у обучающихся всех возрастов понимания значимости здоровья, для собственного самоутверждения.
Задачи:
- Создавать условия для формирования у обучающихся культуры сохранения здоровья.
- Воспитывать ответственное отношение школьников к своему здоровью.
- Формировать умение противостоять негативному давлению социума.
- Формировать устойчивую мотивацию к отказу от табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков
- Активизировать физическую активность, как составную часть здорового образа жизни.
- Организовать повышение квалификации педагогов по теории и практике воспитания здорового образа жизни.
- Приобщить родителей обучающихся к организации спортивно - массовой работы в школе.
3. Целевая группа проекта
Проект адресован обучающимся 1 - 9 классов, родителям, педагогам. Педагогическая профилактика должна начаться раньше, чем у ребёнка возникнет желание познакомиться с психоактивными веществами (ведь и профилактические прививки делают тогда, когда возможности заражения ещё нет). Наиболее подходящим специалисты-психологи считают младший школьный возраст. Дело в том, что именно в этом возрасте дети впервые получают информацию о существовании веществ, способных особым образом влиять на настроение. В этом же возрасте некоторые дети пробуют курить, впервые знакомятся с алкоголем. Поэтому важно, чтобы ребёнок заранее был подготовлен к восприятию различных аспектов явления.
В среднем школьном возрасте следует продолжить данную работу, но формы и методы, конечно изменятся. Потому что большое место в жизни школьника данного возраста занимает школа и учение. Но школа для подростка - это не столько учебная работа, сколько ситуация общения с одноклассниками, сверстниками, педагогами. Это связано с тем, что ведущая деятельность подростков - это общение.
Подростковый возраст характеризуется формированием творческого, самостоятельного и критичного мышления. Учащимся в этом возрасте по плечу различные творческие дела. Они требуют от внеурочной работы творчества помноженного на активность. Разноплановые мероприятия по формированию здорового образа жизни - это один из способов помочь личности реализоваться, найти своё место в социуме, получать удовлетворение от жизни и деятельности.
Проект вовлекает учителей в овладение здоровьесберегающими технологиями, а школьников разных возрастов и физических возможностей в увлекательные события, конкурсы, акции, сосредоточенные вокруг центральной темы проекта - темы здорового образа жизни.
4. Механизм реализации проекта
Для реализации поставленной цели необходимо использовать комплекс различных методов и форм профилактической работы, соответствующий ресурсам школы.
В школе необходима организация следующих мероприятий:
- активизация деятельности уже существующего волонтерского отряда через направление - формирование здорового образа жизни;
- проведение внутришкольных и межшкольных обучающих семинаров, внедрение обучающих программ;
- взаимодействие общеобразовательного учреждения, родительского актива, медицинского учреждения в целях предотвращения распространения и употребления ПАВ детьми.
Основные образовательно - воспитательные формы и методы профилактической работы можно объединить в блоки:
1. Информационный блок:
- лекции;
- создание наглядных пособий (раздаточный материал, буклеты, рисунки);
- использование аудио - визуальных средств (фильмы, мультипликация).
2. Интерактивный блок:
- групповая работа (дискуссии, круглые столы, конференции);
- обучение практикой (ролевые игры, спектакли, агитбригады, тренинги);
- выступление в роли обучающего (волонтёрское движение).
3. Спортивно - массовая работа:
- спортивные праздники, соревнования;
- личный пример;
- вовлечение родителей в совместную деятельность по воспитанию ЗОЖ.
6. Ресурсное обеспечение
1. Материально - техническая база:
- спортивный зал;
- спортивное оборудование;
- спортивная площадка;
- хоккейная коробка;
- площадка «воркаут»;
- актовый зал;
- библиотека.
Сроки реализации проекта
I этап - подготовительный. Август 2021 г.
Разработка организационных мероприятий
II этап - практический. Сентябрь 2021 г. - май 2022 г.
Практическое осуществление проекта.
III этап - обобщающий. Июнь 2022 г.
Анализ и систематизация полученных результатов.
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Дата проведения |
Краткое описание мероприятия |
Участники |
Блок «Педагогика здоровья» | ||||
1. | Педсовет «Организация учебно - воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья обучающихся» | 28. 08. 2021 | Системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья школьников и определение путей и способов совершенствования работы в данном направлении. | Педагоги школы |
2. | Деловое совещание «Роль педагога в формировании у обучающихся ценностного отношения к здоровью» | 05. 11. 2021 | Обеспечение педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье. | Педагоги школы |
3. | Методический бюллетень «А я делаю так!» |
| Оригинальные методические находки педагогов по формированию ЗОЖ обучающихся | Педагоги школы |
5. | Семинар - практикум для классных руководителей «Защитим наших детей от беды» | 07. 04. 2022 | Открытые классные часы, консультации специалистов | Педагоги школы |
Блок «Умей сказать «нет!» | ||||
1. | Тематические классные часы по программам: «Полезные привычки» «Обучение жизненно важным навыкам» | В течение учебного года | Занятия в рамках классных часов по программам профилактики употребления ПАВ в соответствии с возрастными особенностями школьников. | Обучающиеся 1 - 4 кл.
Обучающиеся 5 - 9 кл. |
2. | Агитбригада «Хочешь быть спортсменом отличным? Борись серьезно с вредной привычкой!» | 07. 04. 2022 | Выступление агитбригады | Обучающиеся 7 - 9 кл. |
3. | Тематическая дискотека «Мы - за здоровый образ жизни» | 20. 02. 2022 | В ходе дискотеки проводится оранжевая акция здоровья. | Обучающиеся 7 - 9 кл. |
4. | Социальная реклама «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» | 18. 11. 2022 | Изготовление социальной видеорекламы с размещением роликов сайте ОУ, социальных сетях; | Обучающиеся 8 - 9 кл. |
5. | Конкурс коллажей |
| Создание фотоколлажей, просто коллажей, карикатур на тему здоровья и нездоровья, здорового и нездорового образа жизни. | Обучающиеся 5 - 7 кл. |
6. | Конкурс рисунков «Жить здорово - здорово» | 07. 12. 2022 | Создание рисунков, демонстрирующих ценность здоровья. | Обучающиеся 1 - 4 кл. |
7. | Научно - практическая конференция «Умеем ли мы быть здоровыми?» | 19. 03. 2022 | Номинации: - Писатели о здоровье; - Моё здоровье; - Азбука здорового питания; - Береги здоровье смолоду. | Обучающиеся 3 - 9 кл. |
8. | Конкурс «Самый здоровый класс» | В течение учебного года | Критерии оценки: - участие класса в спортивно - оздоровительных мероприятиях школы; - привлечение родителей к работе по пропаганде ЗОЖ; - пропуски уроков по болезни; - организация классом внеклассных спортивно - оздоровительных дел; - организация походов, экскурсий, прогулок; - занятость обучающихся в спортивных секциях; - организация в классе утренней зарядки; - наличие у обучающихся вредных привычек. | Обучающиеся 1 - 9 кл. |
Блок «В здоровом теле - здоровый дух» | ||||
1. | Спортивный праздник «Выше, дальше и быстрее» | 21. 10. 2021 | Праздник проходит под девизом «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу». | Обучающиеся 1 - 4 кл. |
2. | Малые олимпийские игры | Апрель 2022 | 2 раза в неделю по разным видам спорта проводятся соревнования на выявление лучшего спортсмена. В течение игр выпускается дневник Олимпиады. | Обучающиеся 5 - 9 кл. |
3. | Поход выходного дня | Лето, осень | Совместные походы обучающихся класса и родителей. | Обучающиеся 1 - 9 кл., родители |
4. | День бегуна | 22. 09. 2021 | Массовый забег на разные дистанции.
| Обучающиеся 1 - 9 кл., родители, педагоги школы |
5. | Лыжные гонки «За здоровьем в лес» | Февраль, март 2022 | Совместные лыжные походы в сосновый бор | Обучающиеся 5 - 9 кл., родители, педагоги школы |
6. | Спортивные походы памяти | Лето, осень | Летний и осенний походы по месту жительства ветеранов, участников ВОВ. | Обучающиеся 8 - 9 кл. |
7. | Заочная викторина «Спортсмены и судьбы» | 27. 01. 2022 | Школьники, не имеющие возможности достичь высоких результатов в спорте, могут проявить себя как эрудиты. | Обучающиеся 7 - 9 кл. |
8. | Парад героев спорта школы | 31. 05. 2022 | В ходе мероприятия определяется лучший спортсмен года. |
|
Блок «Путь к здоровью» | ||||
1. | Клуб «Секреты здоровья» | В течение года | Два направления работы клуба: - занятия физической культурой; - тематические занятия. | Родители, педагоги школы |
2. | Общешкольное родительское собрание «Здоровье обучающихся: проблемы и перспективы» | 22. 10. 2021 | Вопросы для обсуждения: отношение семьи к физкультуре, режим дня, двигательная активность, ценности ЗОЖ. | Родители, педагоги школы |
3. | Праздник «Мама, папа, я - здоровая семья» | 15. 05. 2022 | Совместный праздник, включающий как спортивные, так и творческие конкурсы по теме здорового образа жизни. | Родители, обучающиеся 1 - 5 кл. |
4. | Родительский ринг «Плохие привычки - наследственность или влияние социума» | 07. 04. 2022 | Проблемные вопросы по данной теме готовят педагоги, обучающиеся, родители. На их основе строится общение родителей и учителей, которое должно закончиться ответом на вопрос «Что делать?». | Родители, педагоги школы |
5. | Дискуссия «Вредные привычки. Дети и родители» | 18.11. 2021 | Проходит в рамках международной недели отказа от курения. | Родители, обучающиеся |
6. | Информационный стенд «Здоровье как стиль жизни» | В течение проекта | Стенд извещает и оперативно реагирует на события Проекта, с другой стороны, через материалы, подготовленные самими школьниками, расширяет компетенцию детей в вопросах здоровья и ЗОЖ. | Обучающиеся, педагоги школы |
9. Ожидаемые результаты
- Сформированность у обучающихся системы представлений о ЗОЖ.
- Повышение уровня культуры здоровья обучающихся и родителей.
- Повышение уровня знаний педагогов в вопросах использования здоровьесберегающих технологий в собственной педпрактике.
- Увеличение количества обучающихся со сформированной мотивацией на ЗОЖ.
- Увеличение количества обучающихся, отказавшихся от вредных привычек.
- Повышение уровня физической активности обучающихся.
- Создание медиатеки по формированию ЗОЖ (фотоальбомы, видеоролики, презентации).
10. Дальнейшее развитие проекта
Проект предлагает систему образовательно - воспитательных мероприятий, основанных на формировании устойчивой мотивации и развитии потребности школьников в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.
Данный проект может реализовать любое общеобразовательное учреждение.
Проект «Школа – территория ЗОЖ» будет продолжен. Программы занятий по профилактике вредных привычек по классам составлены с возрастающим объёмом знаний, уровнем личностной и социальной компетенции, требуют продолжения.
Наиболее интересные общие дела могут стать традиционными в школе.
После реализации данного проекта школа может приступить к разработке и реализации более широкого проекта «Школа здоровья».
Список литературы:
- Антропова М. В., Л. М. Кузнецова. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана - граф». 2002. с. 24.
- Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука.1992.
- Бабенкова Е. А. Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие. АСТ. Астрель. М. 2003. с. 208.
- Васильева, Д. Вредным привычкам места нет / Д. Васильева // Пока не поздно. - 2010. - № 11.
- Горохова, Н. А. Организация здоровьесбережения в школе / Н. А. Горохова // ОБЖ. - 2010. - № 7. - С. 33-38. Здоровье учащихся.
- Гритченко, Н.В. Основы физического воспитания, врачебного контроля и лечебной физической культуры / Н.В.Гритченко. - М.: Медицина, 1972. - 272 с.
- Дик, Н. Ф.: Как прожить долгую и здоровую жизнь. - Ростов н/Д: Феникс, 2010
- 10. Дичев, Т. Осторожно дети! / Т. Дичев // Спортивная жизнь России. - 2009. - № 10. - С. 19-21. О влиянии компьютеров и телевидения на здоровье детей и подростков.
- Гречаная Т. Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л. С. «Полезные привычки. Программа для начальной школы по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми». /под ред. О. Л. Романовой - М., 1998. с. 28.
- 10.Майорова Н. П., Чепурных Е. Е., Шурухт С. М. «Обучение жизненно важным навыкам. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами в среднем школьном и старшем подростковом возрасте». / Под ред. Н. П. Майоровой. - СПб., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе через совместное участие в социально-значимых проектах и природоохранных акциях.
В статье представлен опыт работы классного руководителя по формированию благоприятного психологического климата в классном коллективе....
Межпредметный социально - значимый проект "Особо охраняемые территории Саратовской области: статистический анализ состояния"
Компьютерная презентация...
САМОАНАЛИЗ социально-педагогической деятельности «Развитие личности учащегося через компетентностный подход и систему социально значимых мероприятий»
Для каждого ребенка встреча с учителем – это, прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Учитель вопло...
Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2014. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"
Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2014. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...
Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2015. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"
Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2015. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...
Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2013. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"
Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2013. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...
Школьный проект "Территория социально-значимых инициатив"
https://padlet.com/nsergeicheva55/m5fuswkpy764 рабочие материалы социального проекта...