Социально значимый проект "Школа - территория ЗОЖ"
проект по обж

Сергеева Виктория Юрьевна

Важнейшее направление воспитательной работы в образовательном учреждении - формирование у школьников здорового образа жизни, ценностного отношения к здоровью своему и окружающих.

Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью - вот главная задача. Ведь главное богатство государства - это здоровье его граждан.

Только объединив усилия всех заинтересованных лиц - педагогов и медиков, психологов и родителей, руководителей детских движений и ученых, государственных служащих и бизнесменов - можно воплотить в жизнь педагогику здоровья - реальную, живую, интересную и полезную всем участникам школьной жизни. И специалисты, и педагоги, и организаторы школьного воспитания отмечают растущую потребность в эффективных технологиях, ориентированных на формирование у школьников ценностей и навыков здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno_znachimyy_proekt.docx34.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 

УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8»

 Г. САФОНОВО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Социально значимый проект

«Школа – территория ЗОЖ»

Подготовила преподаватель-организатор ОБЖ

Сергеева Виктория Юрьевна

г. Сафоново

2021 г.

  1. Актуальность проекта

Эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению статистика сегодняшнего дня, говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми.

Низкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем. Особую тревогу вызывают проблемы воспитания, осложненные процессом распада семей, криминализацией жизни, потерей нравственных идеалов, потребительскими настроениями, распространением пьянства и наркомании.

Наш городок является типичным для российских регионов населенным пунктом, где экономические и социальные проблемы негативно влияют на жизнь общества в целом.

Стремительные непрогнозируемые новации, несовершенство системы обучения и рост социально - педагогических требований ещё в большей степени оказывают отрицательное воздействие на здоровье школьников.

За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается к выпускным классам до 18 %, с нарушениями осанки до 45 % (по данным Института возрастной физиологии). Более 60 % школьников имеют хронические заболевания. И только 5 % выпускников школ считаются практически здоровыми.

Важнейшим условием деятельности по формированию ответственного отношения к своему здоровью является мониторинг состояния здоровья учащихся школы.

Всё это говорит об актуализации проблемы сохранения здоровья детей и качественно новом подходе к воспитанию и обучению в общеобразовательных учреждениях. Не учащиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения должны соответствовать индивидуальным особенностям ребёнка и формировать у него осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний в сохранении собственного здоровья. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» здоровье школьников отнесено к приоритетным направления государственной политики.

Идея здоровьесбережения учащихся является «красной нитью» национального проекта «Образование», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребёнка, освоением им новой социальной роли «ученик».

Согласно стандартам ФГОС, каждого уровня, дано описание «портрета выпускника», где указаны характеристики в области безопасности жизнедеятельности, в частности, выпускник должен:

  • выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни (НОО);
  • выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды (ООО).

Всё это обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.

Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Здоровая нация - элемент нашего развития патриотизма.

Чем же следует наполнить образ жизни, чтобы он стал здоровым? Необходимо организовать ЗОЖ, опираясь на следующие принципы, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

1. «Не навреди!» - все применяемые методы, приёмы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося - всё используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

3. Непрерывность и преемственность - работа ведётся не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

4. Субъект - субъектные взаимоотношения - учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

5. Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

6. Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской проблемой, но и серьезной педагогической проблемой. Если мы хотим достичь цели - направить выбор детей к принятию здорового образа жизни, то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье и ответственностью за него и искать такие подходы, которые бы помогали нам понять, как они видят мир.

Важнейшее направление воспитательной работы в образовательном учреждении - формирование у школьников здорового образа жизни, ценностного отношения к здоровью своему и окружающих.

Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью - вот главная задача. Ведь главное богатство государства - это здоровье его граждан.

Только объединив усилия всех заинтересованных лиц - педагогов и медиков, психологов и родителей, руководителей детских движений и ученых, государственных служащих и бизнесменов - можно воплотить в жизнь педагогику здоровья - реальную, живую, интересную и полезную всем участникам школьной жизни. И специалисты, и педагоги, и организаторы школьного воспитания отмечают растущую потребность в эффективных технологиях, ориентированных на формирование у школьников ценностей и навыков здорового образа жизни.

 

  1. Цель и задачи проекта

Цель: формирование у обучающихся всех возрастов понимания значимости здоровья, для собственного самоутверждения.

Задачи:

  1. Создавать условия для формирования у обучающихся культуры сохранения здоровья.
  2. Воспитывать ответственное отношение школьников к своему здоровью.
  3. Формировать умение противостоять негативному давлению социума.
  4. Формировать устойчивую мотивацию к отказу от табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков
  5. Активизировать физическую активность, как составную часть здорового образа жизни.
  6. Организовать повышение квалификации педагогов по теории и практике воспитания здорового образа жизни.
  7. Приобщить родителей обучающихся к организации спортивно - массовой работы в школе.

 

 

3. Целевая группа проекта

Проект адресован обучающимся 1 - 9 классов, родителям, педагогам. Педагогическая профилактика должна начаться раньше, чем у ребёнка возникнет желание познакомиться с психоактивными веществами (ведь и профилактические прививки делают тогда, когда возможности заражения ещё нет). Наиболее подходящим специалисты-психологи считают младший школьный возраст. Дело в том, что именно в этом возрасте дети впервые получают информацию о существовании веществ, способных особым образом влиять на настроение. В этом же возрасте некоторые дети пробуют курить, впервые знакомятся с алкоголем. Поэтому важно, чтобы ребёнок заранее был подготовлен к восприятию различных аспектов явления.

В среднем школьном возрасте следует продолжить данную работу, но формы и методы, конечно изменятся. Потому что большое место в жизни школьника данного возраста занимает школа и учение. Но школа для подростка - это не столько учебная работа, сколько ситуация общения с одноклассниками, сверстниками, педагогами. Это связано с тем, что ведущая деятельность подростков - это общение.

Подростковый возраст характеризуется формированием творческого, самостоятельного и критичного мышления. Учащимся в этом возрасте по плечу различные творческие дела. Они требуют от внеурочной работы творчества помноженного на активность. Разноплановые мероприятия по формированию здорового образа жизни - это один из способов помочь личности реализоваться, найти своё место в социуме, получать удовлетворение от жизни и деятельности.

Проект вовлекает учителей в овладение здоровьесберегающими технологиями, а школьников разных возрастов и физических возможностей в увлекательные события, конкурсы, акции, сосредоточенные вокруг центральной темы проекта - темы здорового образа жизни.

4. Механизм реализации проекта

Для реализации поставленной цели необходимо использовать комплекс различных методов и форм профилактической работы, соответствующий ресурсам школы.

В школе необходима организация следующих мероприятий:

- активизация деятельности уже существующего волонтерского отряда через направление - формирование здорового образа жизни;

- проведение внутришкольных и межшкольных обучающих семинаров, внедрение обучающих программ;

- взаимодействие общеобразовательного учреждения, родительского актива, медицинского учреждения в целях предотвращения распространения и употребления ПАВ детьми.

Основные образовательно - воспитательные формы и методы профилактической работы можно объединить в блоки:

1. Информационный блок:

- лекции;

- создание наглядных пособий (раздаточный материал, буклеты, рисунки);

- использование аудио - визуальных средств (фильмы, мультипликация).

2. Интерактивный блок:

- групповая работа (дискуссии, круглые столы, конференции);

- обучение практикой (ролевые игры, спектакли, агитбригады, тренинги);

- выступление в роли обучающего (волонтёрское движение).

3. Спортивно - массовая работа:

- спортивные праздники, соревнования;

- личный пример;

- вовлечение родителей в совместную деятельность по воспитанию ЗОЖ.

 

 

6. Ресурсное обеспечение

1. Материально - техническая база:

  • спортивный зал;
  • спортивное оборудование;
  • спортивная площадка;
  • хоккейная коробка;
  • площадка «воркаут»;
  • актовый зал;
  • библиотека.

 

 

Сроки реализации проекта

I этап - подготовительный. Август 2021 г.

Разработка организационных мероприятий

 

II этап - практический. Сентябрь 2021 г. - май 2022 г.

Практическое осуществление проекта.

 

III этап - обобщающий. Июнь 2022 г.

Анализ и систематизация полученных результатов.

 

 

№ п/п

 

Наименование мероприятия

 

Дата

проведения

 

Краткое описание мероприятия

 

Участники

Блок «Педагогика здоровья»

1.

Педсовет «Организация учебно - воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья обучающихся»

28. 08. 2021

Системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья школьников и определение путей и способов совершенствования работы в данном направлении.

Педагоги школы

2.

Деловое совещание «Роль педагога в формировании у обучающихся ценностного отношения к здоровью»

05. 11. 2021

Обеспечение педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Педагоги школы

3.

Методический бюллетень «А я делаю так!»

  1. 02. 2022

Оригинальные методические находки педагогов по формированию ЗОЖ обучающихся

Педагоги школы

5.

Семинар - практикум для классных руководителей «Защитим наших детей от беды»

07. 04. 2022

Открытые классные часы, консультации специалистов

Педагоги школы

Блок «Умей сказать «нет!»

1.

Тематические классные часы по программам:

«Полезные привычки» «Обучение жизненно важным навыкам»

В течение учебного года

Занятия в рамках классных часов по программам профилактики употребления ПАВ в соответствии с возрастными особенностями школьников.

Обучающиеся 1 - 4 кл.

 

 Обучающиеся 5 - 9 кл.

2.

Агитбригада «Хочешь быть спортсменом отличным? Борись серьезно с вредной привычкой!»

07. 04. 2022

Выступление агитбригады

Обучающиеся 7 - 9 кл.

3.

Тематическая дискотека «Мы - за здоровый образ жизни»

20. 02. 2022

В ходе дискотеки проводится оранжевая акция здоровья.

Обучающиеся 7 - 9 кл.

4.

Социальная реклама «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»

18. 11. 2022

Изготовление социальной видеорекламы с размещением роликов сайте ОУ, социальных сетях;

Обучающиеся 8 - 9 кл.

5.

Конкурс коллажей

  1. 03.2022

Создание фотоколлажей, просто коллажей, карикатур на тему здоровья и нездоровья, здорового и нездорового образа жизни.

Обучающиеся 5 - 7 кл.

6.

Конкурс рисунков «Жить здорово - здорово»

07. 12. 2022

Создание рисунков, демонстрирующих ценность здоровья.

Обучающиеся 1 - 4 кл.

7.

Научно - практическая конференция «Умеем ли мы быть здоровыми?»

19. 03. 2022

Номинации:

- Писатели о здоровье;

- Моё здоровье;

- Азбука здорового питания;

- Береги здоровье смолоду.

Обучающиеся 3 - 9 кл.

8.

Конкурс «Самый здоровый класс»

В течение учебного года

Критерии оценки:

- участие класса в спортивно - оздоровительных мероприятиях школы;

- привлечение родителей к работе по пропаганде ЗОЖ;

- пропуски уроков по болезни;

- организация классом внеклассных спортивно - оздоровительных дел;

- организация походов, экскурсий, прогулок;

- занятость обучающихся в спортивных секциях;

- организация в классе утренней зарядки;

- наличие у

обучающихся вредных привычек.

Обучающиеся 1 - 9 кл.

Блок «В здоровом теле - здоровый дух»

1.

Спортивный праздник «Выше, дальше и быстрее»

21. 10. 2021

Праздник проходит под девизом «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».

Обучающиеся 1 - 4 кл.

2.

Малые олимпийские игры

Апрель 2022

2 раза в неделю по разным видам спорта проводятся соревнования на выявление лучшего спортсмена. В течение игр выпускается дневник Олимпиады.

Обучающиеся 5 - 9 кл.

3.

Поход выходного дня

Лето, осень

Совместные походы обучающихся класса и родителей.

Обучающиеся 1 - 9 кл., родители

4.

День бегуна

22. 09. 2021

Массовый забег на разные дистанции.

 

 

 

 

Обучающиеся 1 - 9 кл., родители, педагоги школы

5.

Лыжные гонки «За здоровьем в лес»

Февраль, март 2022

Совместные лыжные походы в сосновый бор

Обучающиеся 5 - 9 кл., родители, педагоги школы

6.

Спортивные походы памяти

Лето, осень

Летний и осенний походы по месту жительства ветеранов, участников ВОВ.

Обучающиеся 8 - 9 кл.

7.

Заочная викторина «Спортсмены и судьбы»

27. 01. 2022

Школьники, не имеющие возможности достичь высоких результатов в спорте, могут проявить себя как эрудиты.

Обучающиеся 7 - 9 кл.

8.

Парад героев спорта школы

31. 05. 2022

В ходе мероприятия определяется лучший спортсмен года.

 

Блок «Путь к здоровью»

1.

Клуб «Секреты здоровья»

В течение года

Два направления работы клуба:

- занятия физической культурой;

- тематические занятия.

Родители, педагоги школы

2.

Общешкольное родительское собрание «Здоровье обучающихся: проблемы и перспективы»

22. 10. 2021

Вопросы для обсуждения: отношение семьи к физкультуре, режим дня, двигательная активность, ценности ЗОЖ.

Родители, педагоги школы

3.

Праздник «Мама, папа, я - здоровая семья»

15. 05. 2022

Совместный праздник, включающий как спортивные, так и творческие конкурсы по теме здорового образа жизни.

Родители, обучающиеся 1 - 5 кл.

4.

Родительский ринг «Плохие привычки - наследственность или влияние социума»

07. 04. 2022

Проблемные вопросы по данной теме готовят педагоги, обучающиеся, родители. На их основе строится общение родителей и учителей, которое должно закончиться ответом на вопрос «Что делать?».

Родители, педагоги школы

5.

Дискуссия «Вредные привычки. Дети и родители»

18.11. 2021

Проходит в рамках международной недели отказа от курения.

Родители, обучающиеся

6.

Информационный стенд «Здоровье как стиль жизни»

В течение проекта

Стенд извещает и оперативно реагирует на события Проекта, с другой стороны, через материалы, подготовленные самими школьниками, расширяет компетенцию детей в вопросах здоровья и ЗОЖ.

Обучающиеся, педагоги школы

 

9. Ожидаемые результаты

Сформированность у обучающихся системы представлений о ЗОЖ.

- Повышение уровня культуры здоровья обучающихся и родителей.

- Повышение уровня знаний педагогов в вопросах использования здоровьесберегающих технологий в собственной педпрактике.

- Увеличение количества обучающихся со сформированной мотивацией на ЗОЖ.

- Увеличение количества обучающихся, отказавшихся от вредных привычек.

- Повышение уровня физической активности обучающихся.

- Создание медиатеки по формированию ЗОЖ (фотоальбомы, видеоролики, презентации).

 

10. Дальнейшее развитие проекта

Проект предлагает систему образовательно - воспитательных мероприятий, основанных на формировании устойчивой мотивации и развитии потребности школьников в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.

Данный проект может реализовать любое общеобразовательное учреждение.

Проект «Школа – территория ЗОЖ» будет продолжен. Программы занятий по профилактике вредных привычек по классам составлены с возрастающим объёмом знаний, уровнем личностной и социальной компетенции, требуют продолжения.

Наиболее интересные общие дела могут стать традиционными в школе.

После реализации данного проекта школа может приступить к разработке и реализации более широкого проекта «Школа здоровья».

Список литературы:

  1. Антропова М. В., Л. М. Кузнецова. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана - граф». 2002. с. 24.
  2. Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука.1992.
  3. Бабенкова Е. А. Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие. АСТ. Астрель. М. 2003. с. 208.
  4. Васильева, Д. Вредным привычкам места нет / Д. Васильева // Пока не поздно. - 2010. - № 11.
  5. Горохова, Н. А. Организация здоровьесбережения в школе / Н. А. Горохова // ОБЖ. - 2010. - № 7. - С. 33-38. Здоровье учащихся.
  6. Гритченко, Н.В. Основы физического воспитания, врачебного контроля и лечебной физической культуры / Н.В.Гритченко. - М.: Медицина, 1972. - 272 с.
  7. Дик, Н. Ф.: Как прожить долгую и здоровую жизнь. - Ростов н/Д: Феникс, 2010
  8. 10. Дичев, Т. Осторожно дети! / Т. Дичев // Спортивная жизнь России. - 2009. - № 10. - С. 19-21. О влиянии компьютеров и телевидения на здоровье детей и подростков.
  9. Гречаная Т. Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л. С. «Полезные привычки. Программа для начальной школы по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми». /под ред. О. Л. Романовой - М., 1998. с. 28.
  10. 10.Майорова Н. П., Чепурных Е. Е., Шурухт С. М. «Обучение жизненно важным навыкам. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами в среднем школьном и старшем подростковом возрасте». / Под ред. Н. П. Майоровой. - СПб., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе через совместное участие в социально-значимых проектах и природоохранных акциях.

В статье представлен опыт работы классного руководителя по формированию благоприятного психологического климата в классном коллективе....

САМОАНАЛИЗ социально-педагогической деятельности «Развитие личности учащегося через компетентностный подход и систему социально значимых мероприятий»

Для каждого ребенка встреча с учителем – это, прежде всего встреча с новым, особо   значимым человеком. Учитель вопло...

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2014. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2014. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2015. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2015. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2013. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2013. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...

Школьный проект "Территория социально-значимых инициатив"

https://padlet.com/nsergeicheva55/m5fuswkpy764 рабочие материалы социального проекта...