Занятие по ОБЖ на тему: Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.
план-конспект занятия по обж (8 класс)

Бочаров Петр Алексеевич

Формирование  культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся при угрозе и возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, связанных с наводнением

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по ОБЖ на тему: Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.

Цель: Формирование  культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся при угрозе и возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, связанных с наводнением.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с понятием «наводнение» и их видами, как опасным природным явлением гидрологического происхождения,   с видами наводнений и причинами их возникновения.
  2. Познакомить обучающихся с основными мероприятиями при угрозе наводнения;
  3. Сформировать алгоритм при наводнении и его последствиях

Ход занятия

Тема сегодняшнего занятия  Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.

Поверхность нашей планеты более чем на 2/3 занимает вода. Это моря, океаны, ледники и озера, реки, пруды и водохранилища. Вода на Земле находится в постоянном круговороте, движимая силой солнечной энергии и силой тяжести. Под действием солнечных лучей вода испаряется с поверхности океана, поступает в атмосферу и переносится ветрами на большие расстояния, а затем выпадает на поверхность Земли в виде дождя или снега

Выпавшие осадки питают влагой все живое и подпитывают ручьи и реки, которые несут свои воды в Мировой океан, замыкая круговорот воды.

В процессе круговорота воды в природе могут возникнуть опасные явления гидрологического характера. Наиболее распространенными и часто повторяющимися являются наводнения.

По данным МЧС России, наводнения по повторяемости, площади распространения, суммарному среднегодовому ущербу занимают первое место в России среди известных стихийных бедствий. По числу человеческих жертв они занимают второе место после землетрясений.

На территории России наводнения угрожают почти 40 городам и нескольким тысячам других населенных пунктов.

Повторяемость наводнений в среднем колеблется от одного раза в 5-10 лет до одного раза в 15-20 лет. Но есть города, где наводнения наблюдаются один раз в 2-3 года (Уфа, Орск, Курск и ряд других).

Наводнение - это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере, водохранилище или море, наносящее материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде.

Возникают наводнения вследствие обильного и сосредоточенного притока воды при таянии снега и ледников, длительного выпадения интенсивных дождей в бассейнах рек, загромождения русел рек тающим льдом (заторов) или закупоривания русла реки внутренним, вновь образующимся льдом (зажор), нагона воды ветром в морских устьях рек.

Затопление водой местности, которое не сопровождается ущербом окружающей среде, называется разливом реки, озера или водохранилища.

Наводнения могут быть вызваны различными причинами, связанными с особенностями речного стока воды и его изменениями в различное время года. На сток воды в реках оказывают влияние таяние снега и льда, ливневые осадки и нагонный ветер в устьях рек. 

В зависимости от этих причин различают несколько видов наводнений.

 1. Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья.

Половодье - это ежегодно повторяющееся в один и тот же сезон увеличение объема воды в реке, которое сопровождается выходом ее вод из берегов и затоплением поймы реки. Половодье равнинных рек в местах с умеренным климатом вызывается весенним снеготаянием (весеннее половодье). Половодье на реках, берущих начало высоко в горах, вызывается таянием снега и ледников в летнее время (летнее половодье). Этот вид наводнений отличается значительным и довольно длительным подъемом уровня воды в реке.

2. Наводнения, формируемые за счет паводка.

Паводок - это стремительное, кратковременное и непериодическое поднятие уровня воды, возникающее в результате быстрого таяния снега, ледников, обильных дождей. Значительный паводок может вызвать наводнение. Этот вид наводнения характеризуется интенсивным, сравнительно кратковременным подъемом уровня воды.

З. Наводнения, вызываемые большим сопротивлением, которое водный поток встречает в русле реки. Они происходят при заторах и зажорах льда в реке.

Затор - это скопление льда в русле реки, ограничивающее ее течение. Заторы образуются обычно в конце зимы и в весенний период при вскрытии рек. Чаще всего заторы образуются на реках, текущих с юга на север (Северная Двина, Печора, Лена, Енисей, Иртыш).

Зажор - это явление, сходное с затором льда, но оно наблюдается на реках в начале зимы. Зажоры образуются на реках в период формирования ледяного покрова. Зажор возникает из-за скопления в русле реки рыхлого льда и небольших льдин и вовлечения его под кромку образовавшегося ледяного покрова, что препятствует свободному течению воды и вызывает подъем уровня воды в реке вверху по ее течению. По частоте зажорных наводнений и величине подъема воды отмечаются реки Ангара и Нева.

4. Наводнения, связанные с ветровым нагоном воды на берегах больших озер и в морских устьях крупных рек. Такие наводнения возникают на наветренном берегу водоема, когда под воздействием на водную поверхность сильного ветра уровень воды поднимается.

Низкие (малые) наводнения наблюдаются в основном на равнинных реках. Частота их повторения примерно один раз в 5-10 лет. Эти наводнения наносят незначительный материальный ущерб и почти не нарушают жизни населения

Высокие (большие) наводнения сопровождаются значительным затоплением, охватывают большие участки речных долин и нарушают жизнедеятельность населения. В густонаселенных районах наводнения нередко приводят к необходимости частичной эвакуации людей и наносят ощутимый материальный ущерб. Частота повторения больших наводнений примерно один раз в 20-25 лет.

Выдающиеся наводнения вызывают затопление обширных территорий, парализуют хозяйственную деятельность населения, наносят большой материальный ущерб. При этом возникает необходимость массовой эвакуации населения из зоны затопления. Такие наводнения отмечаются примерно один раз в 50-100 лет

Катастрофические наводнения вызывают затопление обширных территорий в пределах одной или нескольких речных систем. В зоне затопления полностью парализуется жизнедеятельность человека. Такие наводнения при водят к огромным материальным убыткам и к гибели людей. Отмечаются примерно один раз в 100-200 лет.

Масштабы последствий наводнения зависят от высоты и продолжительности стояния опасных уровней воды, скорости водяного потока, площади затопления, времени года и плотности проживания населения на затопляемой местности

Каждый человек должен и сам заботиться о своей безопасности при угрозе возникновения и во время наводнения. Для этого необходимо хорошо знать рекомендации специалистов МЧС России по правилам поведения при наводнении.

 Как подготовиться к наводнению

Если район часто страдает от наводнений, нужно изучить и запомнить границы возможного затопления, а также возвышенные, редко затапливаемые места, расположенные в непосредственной близости от вашего дома, и кратчайшие пути к ним. Запомнить места хранения лодок, плотов и строительных материалов для их изготовления. Заранее составьте перечень документов, имущества и медикаментов, вывозимых при эвакуации. Уложите в специальный чемодан или рюкзак необходимые теплые вещи, запас продуктов и медикаментов.

Как действовать во время наводнения

По сигналу оповещения об угрозе наводнения и об эвакуации сразу выходите (выезжайте) из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности, захватив с собой документы, ценности, необходимые вещи, двухдневный запас непортящихся продуктов питания. В конечном пункте эвакуации зарегистрируйтесь.

Целью нашего занятия  было систематизировать знания о наводнениях их причинах, составить алгоритм действий при наводнении. Давайте вспомним, что мы изучили и ответим на несколько вопросов.

Составление памятки на доске «Ваши действия при наводнении (паводке)»

Составление памятки на доске «Как действовать при стихийных бедствиях»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 класс. Тема 4, «ЧС гидрологического происхождения», урок 15 «Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнений».

Данная презентация иллюстрирует пятнадцатый  урок ОБЖ в 7 классе  «Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнений» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельн...

8 класс. Разработка урок по теме «Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий.»

Основная цель уроков ОБЖ - подготовка учащегося к возможным опасным и неожиданным ситуациям, позволяющая ему найти разумное решение. Данный урок целесообразно провести плследним при изучении в 8 класс...

8 класс. Разработка урок по теме «Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий.»

Основная цель уроков ОБЖ - подготовка учащегося к возможным опасным и неожиданным ситуациям, позволяющая ему найти разумное решение. Данный урок целесообразно провести плследним при изучении в 8 класс...

Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнений (защита населения).

Данная работа является хорошим методическим материалом при подготовке и проведении одноимённоённого урока ОБЖ в 7 классе с использованием ИКТ.Желаю творческих успехов!...

Рекомендации гражданам по действиям при угрозе совершения террористического акта

Цель данных рекомендаций - помочь гражданам правильно ориентироваться и действовать в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, а также обеспечить создание условий, способствующих расследованию преступл...

Классный час Действия при угрозе и во время террористического акта

В данном материале предоставлен конспект классного часа, проведенного в 9 классе МАОУ СОШ № 18 по теме "Дествия при угрозе и во время террогристического акта". В нем рассматриваются правила ...

Конспект урока по ОБЖ в 7 классе по теме: «Мероприятия по защите от цунами. Действия населения при угрозе и во время цунами»

Конспект урока по ОБЖ в 7 классе по теме:«Мероприятия по защите от цунами. Действия населения при угрозе и во время цунами»...