открытый урок по ОБЖ "Вред курения"
план-конспект урока по обж

открытый урок по ОБЖ и химии "Вред табака" для студентов первого курса. Способствовует формированию здорового образа жизни учащихся, привлечет внимание к проблеме табакокурения и поиску путей её решения, показывает правду о убийственном вреде табака.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vred_kureniya.docx61.26 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования

профессиональное училище № 60

урок по химии и ОБЖ по теме:

 «Вред курения»

    провел:

преподаватель – организатор ОБЖ, преподаватель химии Канахович Александр Николаевич.

с.Оёк

Иркутского района

Иркутской области

     

ТЕМА: Вред курения.

Цель: способствовать формированию здорового образа жизни учащихся, привлечь внимание к проблеме табакокурения и поиску путей её решения, показать правду о убийственном вреде табака, привитие интереса к урокам химии в нестандартных условиях. (слайд 1)

Ход мероприятия

Создание проблемной ситуации: (слайд 2)

Насильственная смерть человека уголовно наказуема. Самоубийство человека нравственно осуждается.

К какому разряду отнести медленную смерть человека от болезней, вызванных табакокурением?

Результаты анкетирования. (слайд 3)

За неделю до урока в училище было проведено тестирование обучающихся по проблеме табакокурения. Рассказываю о результатах тестирования. (Тест приведен в приложении 1)  

Всемирный День без табака. (слайд 4)

Курение – проблема не только нашего училища, села, страны. Это общепланетная проблема. Поэтому 31 мая 1987 Всемирной Организацией Здравоохранения был утвержден Всемирный день без табака. 

Ребята, взгляните на мир и на проблемы иными глазами.

Сформулируем задачи нашего урока. (слайд 5)

1) Изучить состав табака и табачного дыма;

2) Выяснить механизм и результаты воздействие веществ табака на организм человека;

3) Исследовать причины распространения табакокурения.

4) Сделать заключение и выводы.

Задача первая: (слайд 6)

Изучить состав табака и табачного дыма. Обнаружение вредных веществ табака (лабораторный опыт).

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит русская поговорка. Уведенное собственными газами и постигнутое на опыте убеждает человека больше чем сказанное и услышанное. Действительно ли это так?

Наша цель обнаружить вещества, содержащиеся в табаке и табачном дыме. В результате мы сможем подтвердить или опровергнуть предположение об их наличии в исследуемом объекте.

Предварительный опыт. (слайд 7)

 Получение сигаретного дыма и его растворение. Извлечение веществ из сигаретного фильтра и табака.

Опыт проводится под тягой. Предварительно осуществляется учителем. Учащиеся знакомятся с ходом его проведения и получают материал для дальнейших опытов.

Сигарету укрепить в лапке штатива и надеть на нее резиновую грушу со стороны фильтра.

(слайд 8) Сжимая грушу, поджечь сигарету и, создавая грушей тягу, — осторожно ее разжимать. При этом табачный дым заполняет грушу. В небольшой стакан налить 20-25 мл дистиллированной воды и выпустить из груши дым в воду. Чтобы груша доставала до дна стакана, надеть на грушу стеклянную трубочку. Некоторые компоненты дыма растворяются в воде. Забор сигаретного дыма повторить несколько раз.

(слайд 9) Оторвать фильтр от сигареты после «курения» и поместить в небольшую колбу с 20 мл дистиллированной воды. Колбу закрыть пробкой и встряхнуть несколько раз.

Развернуть сигарету и высыпать табак в пробирку. Добавить 4-5 мл 96 % этилового спирта. Довести до кипения. Остудить и профильтровать.

Полученные растворы использовать для последующих опытов.

Проведение исследования осуществляйте в порядке указанном в инструктивных карточках, предварительно познакомившись с правилами техники безопасности (приложение 2). Результаты опытов оформите в виде таблицы. Сформулируйте выводы (приложение 4) (слайд 10).

Обучающиеся выполняют практическую работу по химии по инструкции (приложение 3)

Опыт 1. Определение реакции среды полученных растворов. Исследовали реакцию среды полученных растворов, для чего вносили в них универсальную индикаторную бумагу. Она показывала кислую реакцию среды. Кислоты образуются при взаимодействии воды с СО2, SО2 и NО2, которые выделяются при тлении табака:

CO2 + H2O = H2CO3; SO2 + H2O = H2SO3; 4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3 (слайд 11)

Опыт 2. Обнаружение фенолов. Реакция с FeCl3.

http://festival.1september.ru/articles/592637/img1.gif

В две пробирки наливали по 1 мл растворов, приготовленных в опыте 1, и добавляли 2-3 капли 5%-ного раствора FeCl3. Жидкость окрашивалась в коричнево-зеленый цвет из-за образования смеси комплексных соединений фенолов разного строения.

Каждый фенол дает с FeCl3 свою окраску, например фенол — фиолетовую, пирокатехин — зеленую, а гидрохинон – зеленую, переходящую в желтую:

http://festival.1september.ru/articles/592637/img2.gif (слайд 12)

Опыт 3. Обнаружение восстановителей в табачном дыме и фильтре сигарет

Реакция с KMnO4. В табачном дыме содержатся восстановители, обладающие высокой токсичностью и раздражающим действием, например бензальдегид, формальдегид, акролеин. Их мы обнаруживали следующим образом: в две пробирки наливали по 1 мл раствора табачного дыма и раствора, полученного при вымачивании сигаретного фильтра. Добавляли в пробирки несколько капель 5%-ного раствора KMnO4. Раствор при этом обесцвечивается и выпадает бурый осадок MnO2 из-за восстановления KmnO4 веществами, содержащимися в табачном дыме:

MnO4‾ + 2H2O + 3ē → MnO2↓ + 4OH

Количество вредных веществ, оставшихся на фильтре после курения, больше, чем в табачном дыме, прошедшем через фильтр, так как окраска комплексов железа на фильтре более интенсивна, чем в растворе, через который пропущен табачный дым. Такой же вывод можно сделать и по массе осадка MnO2. В улавливании вредных веществ сигаретный фильтр играет значительную роль.  (слайд 13)

Опыт 4. Обнаружение непредельных соединений.

В две пробирки наливаем по 1 мл растворов веществ, содержащихся в дыме и фильтре сигарет, и добавляем по 1-2 капли йодной воды (несколько капель аптечной настойки йода растворяют в 10 мл воды). Наблюдаем обесцвечивание растворов:

http://festival.1september.ru/articles/592637/img3.gif(слайд 14)

Опыт 5. Обнаружение алкалоидов в табаке и табачном дыме.

http://festival.1september.ru/articles/592637/img4.gif

Основной алкалоид табака — никотин. В нем он присутствует в виде солей с органическими кислотами. Содержание никотина в листьях табака составляет 1-9%. Присутствуют в нем и другие алкалоиды, например, норникотин и анабазин.

Алкалоиды можно обнаружить с помощью реактива Драгендорфа К[ВiI4]. С алкалоидами он дает оранжевый осадок.

Для обнаружения алкалоидов в табачном дыме и в использованном сигаретном фильтре к 1 мл раствора табачного дыма и раствора сигаретного фильтра добавили несколько капель раствора К[ВiI4]. При этом выпали ярко-оранжевые осадки. (слайд 15)

В результате исследования мы обнаружили, что в табаке и табачном дыме содержаться кислоты, восстановители, непредельные углеводороды, фенолы и алкалоиды. (слайд 16)

Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Результаты опытов вам запомнятся надолго.

(слайд 17) Везут в Россию нам табак, всегда его имею я. Зажёг, вдохнул, и… вся твоя таблица Менделеева! (слайд 18) Согласно многочисленным данным, горящая сигарета является как бы уникальной химической фабрикой, продуцирующей более 4 тысячи различных соединений, в том числе более 40 канцерогенных веществ и по меньшей мере 12 веществ, способствующих развитию рака (канцерогенов).

Всю продукцию этой «фабрики» можно разделить на две фазы: газовую и содержащую твердые частицы.

К газовым компонентам табачного дыма относятся оксид и диоксид углерода, цианистый водород, аммоний, изопрен, ацетальдегид, акролеин, нитробензол, ацетон, сероводород, синильная кислота и другие вещества. Соответствующие данные представлены в таблице на слайде 19.

Фаза табачного дыма, содержащая твердые частицы включает в основном никотин, воду и смолу – табачный деготь.

В состав смолы входят полициклические ароматические углеводороды, вызывающие рак, в том числе нитрозоамины, ароматические амины, изопреноид, пирен, бенз(а)пирен, хризен, антрацен, флюорантен и др. Кроме того, смола содержит простые и сложные фенолы, крезолы, нафтолы, нафталены и др.

Специфические компоненты табачного дыма представлены в таблице на слайде 20:

Состав твердой фазы табачного дыма входят вещества металлы представленные в таблице на слайде 21:

Кроме того, в этой же фазе содержатся элементы, трудно поддающиеся количественному определению: кремний, кальций, титан, стронций, таллий, полоний. Таким образом, в дополнение к веществам газовой фазы и специфическим компонентам в состав табачного дыма входят ионы многих металлов и радиоактивные соединения калия, свинца, полония, стронция и др.

Первая задача решена. На основании опытов и данных таблиц мы установили состав табака и табачного дыма.

Задача вторая. (слайд 22) Выяснить механизм и результаты воздействие веществ табака на организм человека.

На пачке сигарет написано: КУРЕНИЕ УБИВАЕТ!

Но всякий ли курильщик представляет реальную опасность от выкуренной сигареты?

Вот некоторые нарушения жизнедеятельности в организме человека, возникающие под влиянием веществ табачного дыма. (слайд 23)

Учащимся было дано домашнее задание – приготовить сообщение на 2 минуты по основным заболеваниям связанным с курением: Хронический бронхит (слайд 24), опухоль (слайд 25), ишемическая болезнь сердца (слайд 26), бесплодие (слайд 27), снижение умственной активности (слайд 28), лицо курильщика (термин введен в 1985 году) (слайд 29), сокращение продолжительности жизни и её активного творческого периода (слайд 30).

Курение – это преступление против собственного организма! И не только. Ужасно, когда преступление совершается против ещё не родившегося человека!

Итак: Вторая задача решена. Выяснили какие вещества и как действуют на организм человека.

Задача третья: Исследовать причины распространения табакокурения. Попробуйте сами назвать причины распространения табакокурения. А почему Вы, лично, начали курить? Учащиеся группы отвечают на оставленный вопрос.

В результате анализа многочисленных данных исследований этой проблемы были выделены следующие причины распространения табакокурения.(слайд 31)

1) Скрытая и явная пропаганда табакокурения, реклама табачной индустрией (герои фильмов, знаменитые люди курят или пытаются бросить курить);

2) Иллюзия приобретения социального статуса (создаётся впечатление, что курить – это круто, что курение облегчает сближение и общение);

3) Физиологическая зависимость от никотина (возникает зависимость от никотина, сопоставимая с героиновой, отсутствие никотина вызывает ломку, трудно бросить курить);

4) Психологическая зависимость (курение становиться привычкой, которая помогает сосредоточиться и расслабиться);

5) Недостаточно полная информация или её отсутствие о вредных последствиях табакокурения (большинство начинают курить в детском или подростковом возрасте, не имея представления о страшных последствиях «безобидной» шалости).

Третья задача выполнена.

Задача четвёртая: Сделать заключение и выводы. Сформулируйте выводы из пройденного материала самостоятельно. Обучающиеся самостоятельно делают выводы из всего вышеизложенного материала.

(слайд 32) Таким образом, мы пришли к пониманию того, что курение – это медленная смерть, посредством которой осуществляется незаметное на первый взгляд, но неустанное истребление человечества. И причина этого сам человек, его ложные представления, иллюзорные взгляды, неоправданные амбиции и много других нравственных недостатков и пороков. «Человек часто сам себе злейший враг» изрёк мудрый философ в далёкие времена, но за давностью лет фраза не утратила значение и актуальность. Табакокурение превратилось в самоуничтожение человечества, это глобальная проблема, а не только личное дело курящего человека.

Медленная смерть от болезней, вызванных табакокурением – это предумышленное убийство, которое осуществляет общество по отношению к отдельному человеку. Каково же наказание? Наказание – саморазрушение, нравственная деградация общества. (слайд 33)

Отказ от курения, избавление от вредной привычки – победа каждого человека над своей слабостью и предотвращение распространения табакокурения в мире.

 А сейчас посмотрите видеоролик о вреде табака. (слайд 34)

Д/з- подготовить презентацию «Вредные привычки и мое здоровье» (слайд 35)

Выставляю оценки за урок.

Рефлексия. Как вам понравился урок? Выдаю смайлики.

Приложение 1

Анкета

        

  1. Сколько Вам лет?
  2. Пол
  3. Курите ли Вы?
  4. В каком возрасте впервые закурили?
  5. Сколько сигарет выкуриваете в сутки?
  6. Известно ли Вам о вреде, наносимом Вашему здоровью курением?
  7. Хотели ли Вы бросить курить?

Приложение 2

ИНСТРУКЦИЯ

по технике безопасности

при выполнении лабораторных опытов на уроке по теме

 «Обнаружение вредных веществ, содержащихся в табаке и табачном дыме»

  1. Во время работы в лаборатории необходимо соблюдать чистоту, тишину, порядок и правила техники безопасности, так как поспешность и небрежность часто приводят к несчастным случаям с тяжелыми последствиями.
  2. Нельзя приступать к работе, пока учащиеся не усвоят всей техники ее    выполнения
  3. Опыты нужно проводить только в чистой химической посуде. После окончания эксперимента посуду сразу же следует мыть.
  4. В процессе работы необходимо соблюдать чистоту и аккуратность, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие вещества вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.
  5. Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус. Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя пары или газы легким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.
  6. Все опыты проводить согласно инструкционной карты.
  7. После завершения работы все реактивы и посуду сдать преподавателю.
  8. При возникновении аварийных ситуаций во время занятий в кабинете химии (пожар, появление посторонних запахов и др.), не допускать паники и подчиняться только указаниям учителя.

Приложение 3

Инструктивная карта к лабораторным опытам по обнаружению вредных веществ, содержащихся в табачном дыме.

 Получение сигаретного дыма и его растворение. (Опыт проводили под тягой). Сигарету укрепили в лапке штатива и надели на нее резиновую грушу со стороны фильтра. Сжимая грушу, поджигали сигарету и, создавая грушей тягу, — осторожно ее разжимали. При этом табачный дым заполняет грушу. В небольшой стакан наливали 20-25 мл дистиллированной воды и выпускали из груши дым в воду. Чтобы груша доставала до дна стакана, надели на грушу стеклянную трубочку. Некоторые компоненты дыма растворяются в воде. Забор сигаретного дыма повторяли несколько раз.

Извлечение веществ из сигаретного фильтра. Отрывали фильтр от сигареты после «курения», разворачивали его и помещали в небольшую колбу с 20 мл дистиллированной воды. Колбу закрывали пробкой и встряхивали несколько раз.

Полученные растворы оставляли для последующих опытов.

        

1. Определение реакции среды полученных растворов. Исследовали реакцию среды полученных растворов, для чего вносили в них универсальную индикаторную бумагу. Она показывала кислую реакцию среды. Кислоты образуются при взаимодействии воды с СО2, SО2 и NО2, которые выделяются при тлении табака:

CO2 + H2O = H2CO3; SO2 + H2O = H2SO3; 4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3.

2. Обнаружение фенолов.

 В две пробирки наливали по 1 мл растворов, приготовленных в опыте 1, и добавляли 2-3 капли 5%-ного раствора FeCl3. Жидкость окрашивалась в коричнево-зеленый цвет из-за образования смеси комплексных соединений фенолов разного строения.

Каждый фенол дает с FeCl3 свою окраску, например фенол — фиолетовую, пирокатехин — зеленую, а гидрохинон - зеленую, переходящую в желтую:

Опыт 3. Обнаружение восстановителей в табачном дыме и фильтре сигарет

Реакция с KMnO4. В табачном дыме содержатся восстановители, обладающие высокой токсичностью и раздражающим действием, например бензальдегид, формальдегид, акролеин. Их мы обнаруживали следующим образом: в две пробирки наливали по 1 мл раствора табачного дыма и раствора, полученного при вымачивании сигаретного фильтра. Добавляли в пробирки несколько капель 5%-ного раствора KMnO4. Раствор при этом обесцвечивается и выпадает бурый осадок MnO2 из-за восстановления KMnO4 веществами, содержащимися в табачном дыме:

MnO4‾ + 2H2O + 3ē → MnO2↓ + 4OH

Количество вредных веществ, оставшихся на фильтре после курения, больше, чем в табачном дыме, прошедшем через фильтр, так как окраска комплексов железа на фильтре более интенсивна, чем в растворе, через который пропущен табачный дым. Такой же вывод можно сделать и по массе осадка MnO2. В улавливании вредных веществ сигаретный фильтр играет значительную роль.

Опыт 4. Обнаружение непредельных соединений

В две пробирки наливаем по 1 мл растворов веществ, содержащихся в дыме и фильтре сигарет, и добавляем по 1-2 капли йодной воды (несколько капель аптечной настойки йода растворяют в 10 мл воды). Наблюдаем обесцвечивание растворов:

Опыт 5. Обнаружение алкалоидов в табаке и табачном дыме.

Основной алкалоид табака — никотин. В нем он присутствует в виде солей с органическими кислотами. Содержание никотина в листьях табака составляет 1-9%. Присутствуют в нем и другие алкалоиды, например, норникотин и анабазин.

Алкалоиды можно обнаружить с помощью реактива Драгендорфа К[ВiI4]. С алкалоидами он дает оранжевый осадок.

Вынули табак из сигареты и залили его 10 мл 96%-ного раствора этанола. Затем смесь осторожно нагрели до кипения. После охлаждения смеси перенесли 1 мл её в пробирку и провели пробу на наличие алкалоидов. При этом появился обильный красно-оранжевый осадок.

Для обнаружения алкалоидов в табачном дыме и в использованном сигаретном фильтре к 1 мл раствора табачного дыма и раствора сигаретного фильтра добавили несколько капель раствора К[ВiI4]. При этом выпали ярко-оранжевые осадки.

Приложение 4

Оформление результатов опытов в таблице.

Название опыта

Уравнение реакции

Выводы

Определение реакции среды полученных растворов

CO2 + H2O = H2CO3;    

SO2 + H2O = H2SO3;

4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3.

2. Обнаружение фенолов.

3. Обнаружение восстановителей в табачном дыме и фильтре сигарет

Реакция с KMnO4

MnO4‾ + 2H2O + 3ē → MnO2↓ + 4OH

4. Обнаружение непредельных соединений

5. Обнаружение алкалоидов в табаке и табачном дыме.

+ К[ВiI4]

 

 ВiI4- +

Выводы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по ОБЖ в 5 классе по теме "Вредные привычки. Курение." Тема: "Живи разумом, так и лекаря не надо"

Урок на тему: "Вредные привычки. Курение". расчитан на возрастную группу детей 10-11 лет, соответствует их интересам, способностям и познавательным возможностям.Тип урока комбинированный, с использова...

Открытый урок по ОБЖ в 5 классе по теме: "Вредные привычки. Курение". Тема урока: "Живи разумом, так и лекаря не надо"

Данный урок расчитан на возрастную группу 10-11 лет, соответствует их интересам, потребностям и познавательным возможностям.Тип урока комбинированный с использованием компьютерной технологии, развиваю...

Открытый урок по ОБЖ в 8 классе "Вредные привычки. Курение и его влияние на здоровье"

Урок-проект по ОБЖ в 8 классе по теме: "Вредные привычки. Курение и его влияние на здоровье"...

План-конспект открытого урока обществознания и ОБЖ в 9 классе «Личность и личный выбор. Молодое поколение против курения».

Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ. На нем рассматриваются тема по обществознанию "Личность и личный выбор" и тема по ОБЖ "Молодое поколение против курения". Это позволяет рассмотрет...

Открытый урок английского языка "КУРЕНИЕ" в 7 классе с использованием технологии критического мышления

Открытый урок на тему о вреде курения в 7 классе. По материалам учебника Биболетовой "Enjoy English". Использована технология критического мышления...

Презентация к открытому уроку. «О вреде курения – языком математики» .

Открытый урок "Нахождение дроби от числа" в 6 классе по математике. "О вреде курения - языком математики" в рамках акции ЗОЖ....