Урок «Приемы проведения искусственного дыхания»
план-конспект урока по обж (8 класс)
Познакомить учащихся с основными правилами оказания первой доврачебной помощи. Освоить навыки проведения сердечно-легочной реанимации и первой помощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок ОБЖ «Приемы проведения искусственного дыхания» | 27.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Брянска
Урок
«Приемы проведения искусственного дыхания»
Разработал: Караваев Евгений Викторович
Преподаватель-организатор ОБЖ
МБОУ «СОШ № 46» г. Брянска
Тема урока: «Приемы проведения искусственного дыхания»
Цель урока: Познакомить учащихся с основными правилами оказания первой доврачебной помощи. Освоить навыки проведения сердечно-легочной реанимации и первой помощи.
Задачи:
Образовательные:
- знать, как определить отсутствие сознания, дыхания,
- знать средства оказания первой помощи,
- знать как оказывать первую помощь СЛР (сердечно-легочную реанимацию).
Развивающие:
- формирование навыков анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации.
- формирование смекалки и морально-волевой подготовки в чрезвычайных ситуациях.
Воспитательные:
- воспитание культуры личности, обеспечивающей адекватное поведение в чрезвычайных ситуациях.
- воспитание у старшеклассников чувства товарищества и ответственности.
- формирование потребности бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
План урока
1. Мотивационный момент
2. Изложение нового материала (основной)
3. Отработка практических навыков
4. Заключение (рефлексия)
Ход урока
Мотивационный момент. Постановка целей и задач урока. Задача: обеспечить благоприятный для работы климат и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.
Учитель: Здравствуйте, ребята! В связи с увеличением темпа жизни, концентрацией населения в городах и ухудшением экологической и техногенной обстановки в мире, люди не редко сталкиваются с риском внезапной смерти. То состояние, которое на первый взгляд кажется обмороком, оказывается глубоким нарушением работы головного мозга и, как следствие, остановки дыхания. Перечислите мне, пожалуйста, наиболее распространенные причины (примеры травм) остановки дыхания и прекращения сердечной деятельности.
Обучающиеся: приводят варианты своих ответов.
Учитель: Внезапная смерть (остановка дыхания и кровообращения) может быть вызвана
- заболеваниями (инфаркт миокарда, аритмии и др.)
- внешним воздействием (травма, поражение электрическим током, утопление и др.).
Учитель: Ребята, давайте вместе назовем тему сегодняшнего урока.
Обучающиеся: Предлагают тему урока.
Учитель: Итак, тема нашего урока «Приемы проведения искусственного дыхания»
Учитель: Также, давайте сформулируем цель нашего урока
Обучающиеся: Обсуждают цель урока
Учитель: Целью нашего урока является запомнить современный алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации (СЛР).
Проведение сердечно-легочной реанимации является несложным и жизненно важным навыком первой помощи. От степени владения этим навыком человеком – участником оказания первой помощи будет зависеть, останется пострадавший в живых или нет. Если мы вовремя не заменим отсутствующее собственное дыхание пострадавшего искусственным, у него очень быстро остановится и сердце: начнется клиническая (т. е. обратимая) смерть, а через 3—5 мин и биологическая (необратимая). Вот почему так важно владеть этим навыком.
Основная часть
Основные признаки жизни у пострадавшего. Причины нарушения дыхания и кровообращения
К основным признакам жизни относятся наличие сознания, самостоятельное дыхание и кровообращение. Они проверяются в ходе выполнения алгоритма сердечно-легочной реанимации.
Внезапная смерть (остановка дыхания и кровообращения) может быть вызвана заболеваниями (инфаркт миокарда, аритмии и др.) или внешним воздействием (травма, поражение электрическим током, утопление и др.). Вне зависимости от причин исчезновения признаков жизни сердечно-легочная реанимация проводится в соответствии с определенным алгоритмом, рекомендованным Национальным Российским и Европейским советами по реанимации и Научно-исследовательским институтом общей реаниматологии Российской академии медицинских наук.
Современный алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации (СЛР).
Способы проверки сознания, дыхания, кровообращения у пострадавшего. Техника проведения искусственного дыхания и давления на грудину пострадавшего.
Первым делом нужно проверить в сознании ли пострадавший. Для проверки сознания необходимо аккуратно потормошить пострадавшего за плечи и громко спросить: «Что с Вами? Нужна ли Вам помощь?». При отсутствии ответа считается, что пострадавший находится без сознания.
Далее следует прослушать дыхание пострадавшего. Причинами прекращения дыхания могут быть (слайд №2):
- закупорка дыхательных путей при попадании постороннего предмета
- сильное сжатие грудной клетки и легких
- повреждение центра дыхания головного мозга
- повреждение позвоночника
- попадание воды в легкие у утонувшего
- отравление газом
При внезапном прекращении поступления кислорода лицо становится синим (красным), распухает. Тело пострадавшего может биться в конвульсиях. Человек теряет сознание, может наступить смерть.
Для определения наличия дыхания необходимо прежде всего восстановить проходимость дыхательных путей у пострадавшего. Для этого следует одну руку положить на лоб пострадавшего, двумя пальцами другой взять за подбородок и запрокинуть голову. При подозрении на травму шейного отдела позвоночника запрокидывание следует выполнять максимально аккуратно и щадяще. При отсутствии дыхания грудная клетка пострадавшего останется неподвижной, звуков его дыхания не будет слышно, выдыхаемый воздух изо рта и носа не будет ощущаться щекой. Если у пострадавшего не прослушивается дыхание, первым делом следует вызвать скорую помощь по номеру 03 или 112. Действовать следует максимально быстро и четко: необходимо обязательно сообщить диспетчеру следующую информацию:
• место происшествия, что произошло;
• число пострадавших и тяжесть их состояния;
• какая помощь оказывается;
• телефонную трубку положить последним, после ответа диспетчера.
Далее следует немедленно принять меры по оживлению пострадавшего (восстановлению дыхания).
Непрямой массаж сердца проводится в следующей последовательности (слайд №3):
1. Пострадавшего укладывают на спину на жесткое основание (землю, пол, так как при массаже на мягком основании можно повредить печень), расстегивают поясной ремень и верхнюю пуговицу на груди. Полезно также поднять ноги пострадавшего примерно на полметра над уровнем груди.
2. Спасатель становится сбоку от пострадавшего, одну руку ладонью вниз (после резкого разгибания руки в лучезапястном суставе) кладет на нижнюю половину грудины пострадавшего так, чтобы ось лучезапястного сустава совпадала с длинной осью грудины (срединная точка грудины соответствует второй — третьей пуговице на рубашке или блузке). Вторую руку для усиления надавливания на грудину спасатель накладывает на тыльную поверхность первой. При этом пальцы обеих рук должны быть приподняты, чтобы они не касались грудной клетки при массаже, а руки должны быть строго перпендикулярны по отношению к поверхности грудной клетки пострадавшего, чтобы обеспечить строго вертикальный толчок грудины, приводящий к ее сдавливанию. Любое другое положение рук спасателя недопустимо и опасно для пострадавшего.
3. Спасатель становится по возможности устойчиво и так, чтобы была возможность надавливать на грудину руками, выпрямленными в локтевых суставах, затем быстро наклоняется вперед, перенося тяжесть тела на руки, и тем самым прогибает грудину примерно на 4-5 см. При этом необходимо следить за тем, чтобы надавливание производилось не на область сердца, а на грудину. Средняя сила нажима на грудину составляет около 50 кг, поэтому массаж следует проводить не только за счет силы рук, но и массы туловища.
4. После короткого надавливания на грудину нужно быстро отпустить её так, чтобы искусственное сжатие сердца сменилось его расслаблением. Во время расслабления сердца не следует касаться руками грудной клетки пострадавшего.
5. Оптимальный темп непрямого массажа сердца для взрослого составляет 60-70 надавливаний в минуту. Детям до 8 лет проводят массаж одной рукой, а младенцам — двумя пальцами (указательным и средним) с частотой до 100-120 надавливаний в минуту.
Искусственное дыхание изо рта в рот:
- необходимо опуститься на одно колено сбоку от пострадавшего и фиксировать его голову двумя руками, положив одну руку на лоб, а другую - под затылок;
- сделать глубокий вдох, задерживая выдох, наклониться к пострадавшему и полностью плотно охватить губами его рот;
- зажать нос больного большим и указательным пальцами руки, лежащей на лбу, и сделать плавный и энергичный выдох в дыхательные пути и легкие, обеспечивая тем самым вдох пострадавшего;
- освободить рот и нос для пассивного выдоха большого и отвести свою голову в сторону;
- сделать 1-2 небольших вдоха-выдоха в паузе перед следующим вдуванием воздуха для вентиляции собственных легких;
- продолжать повторять цикл вдоха-выдоха пострадавшему с частотой 12-15 раз в минуту.
Если проходимость верхних дыхательных путей через рот надежно поддерживать не удается, то искусственное дыхание следует проводить способом «изо рта в нос».
Искусственное дыхание изо рта в нос.
Искусственное дыхание изо рта в нос проводят, в случае, если зубы больного стиснуты или имеется травма губ или челюстей. Спасатель, одну руку положив на лоб пострадавшего, а другую — на его подбородок, переразгибает голову и одновременно прижимает его нижнюю челюсть к верхней.
Пальцами руки, поддерживающей подбородок, необходимо прижать нижнюю губу, герметизируя тем самым рот пострадавшего. После глубокого вдоха спасатель своими губами накрывает нос пострадавшего, создавая над ним все тот же непроницаемый для воздуха купол. Затем спасающий производит сильное вдувание воздуха через ноздри (1—1,5 л), следя при этом за движением грудной клетки.
После окончания искусственного вдоха нужно обязательно освободить не только нос, но и рот больного, мягкое небо может препятствовать выходу воздуха через нос, и тогда при закрытом рте выдоха вообще не будет. Нужно при таком выдохе поддерживать голову откинутой назад, иначе запавший язык помешает выдоху. Длительность выдоха — около 2 секунд. В паузе спасатель делает 1—2 небольших вдоха — выдоха «для себя».
Искусственное дыхание нужно проводить, не прерываясь более чем на 3—4 с, до тех пор, пока не восстановится полноценное самостоятельное дыхание либо пока не приедет скорая медицинская помощь. До приезда врача постоянно следите, чтобы во рту и носоглотке не появились рвотные массы, а если это произойдет, следует перед очередным вдохом пальцем, обернутым тканью, очистить через рот дыхательные пути пострадавшего. По мере проведения искусственного дыхания у спасателя может закружиться голова из-за недостатка в его организме углекислоты. Поэтому лучше, чтобы вдувание воздуха проводили два спасателя, меняясь через 2—3 мин. Если это невозможно, то следует каждые 2—3 мин удержать вдохи до 4—5 в минуту, чтобы за этот период у того, кто проводит искусственное дыхание, в крови и мозге поднялся уровень углекислого газа.
Проводя искусственное дыхание у пострадавшего с остановкой дыхания, надо ежеминутно проверять, не произошла ли у него также и остановка сердца. Для этого надо периодически двумя пальцами прощупывать пульс на шее в треугольнике между дыхательным горлом (гортанным хрящом, который называют иногда кадыком) и кивательной (грудино-ключично-сосцевидной) мышцей. Спасатель устанавливает два пальца на боковую поверхность гортанного хряща, после чего «соскальзывает» ими в ложбинку между хрящом и кивательной мышцей. Именно в глубине этого треугольника и должна пульсировать сонная артерия.
Если пульсации на сонной артерии нет — надо немедленно начинать непрямой массаж сердца, сочетая его с искусственным дыханием.
Если пропустить момент остановки сердца и 1—2 мин проводить больному только искусственное дыхание без массажа сердца, то спасти пострадавшего, как правило, не удастся.
Особенности СЛР у детей
Для восстановления дыхания у детей до 1 года искусственную вентиляцию легких осуществляют по методу изо рта в рот и нос, у детей старше 1 года — по методу изо рта в рот. Оба метода проводятся в положении ребенка на спине, детям до 1 года под спину кладут невысокий валик (сложенное одеяло) или слегка приподнимают верхнюю часть туловища подведенной под спину рукой, голову ребенка запрокидывают. Оказывающий помощь делает вдох (неглубокий), герметично охватывает ртом рот и нос ребенка или (у детей старше 1 года) только рот, и вдувает в дыхательные пути ребенка воздух, объем которого должен быть тем меньше, чем младше ребенок (например, у новорожденного он равен 30—40 мл). При достаточном объеме вдуваемого воздуха и попадании воздуха в легкие (а не в желудок) появляются движения грудной клетки. Закончив вдувание, нужно убедиться, опускается ли грудная клетка. Вдувание чрезмерно большого для ребенка объема воздуха может привести к тяжелым последствиям — разрыву альвеол легочной ткани и выходу воздуха в плевральную полость. Частота вдуваний должна соответствовать возрастной частоте дыхательных движений, которая с возрастом уменьшается. В среднем частота дыханий в 1 минуту составляет у новорожденных и детей до 4 мес. жизни —40, в 4—6 мес. — 40—35, в 7 мес. — 2 года — 35—30, в 2—4 года — 30—25, в 4—6 лет — около 25, в 6—12 лет — 22—20, в 12—15 лет — 20—18.
Практическое занятие
1. Выполнение алгоритма сердечно-легочной реанимации, включающего в себя определение признаков жизни; восстановление проходимости верхних дыхательных путей, выполнение искусственного дыхания; выполнение надавливаний на грудину и вдохов искусственного дыхания в соотношении 30 надавливаний : 2 вдоха.
2. Отработка приема перевода пострадавшего в устойчивое боковое положение.
В ходе отработки практических навыков педагог контролирует их выполнение учащимися, своевременно делая замечания и исправляя неточности.
Подведение итогов урока.
Задача: систематизировать новые для учащихся знания.
Учитель: Остановка дыхания является наиболее опасными состоянием, которое может привести к смерти пострадавшего в течение нескольких минут. Крайне важно своевременное и правильное проведение реанимационных мероприятий, что может способствовать спасению жизни пострадавших.
- Назовите алгоритм действий непрямого массажа сердца.
- Перечислите правила искусственной вентиляции легких.
- Каковы характерные ошибки при СЛР.
- Для чего нужен первичный осмотр места происшествия?
- Приведите алгоритм первичного осмотра места происшествия.
- Какое должно быть положение пострадавшего при проведении СЛР?
- Зачем освобождать пострадавшего от одежды?
- Принципы распределения спасателей при СЛР.
Учащиеся: дают ответы на вопросы.
Учитель: Давайте вспомним общие правила, которые нужно знать и всегда помнить в ЧС.
Учащиеся:
Правило 1. Не теряйтесь, что бы с вами не случилось. Постарайтесь побыстрее взять себя в руки, сожмите волю в кулак и начинайте действовать. Только так вы справитесь с неожиданной неприятностью или бедой.
Правило 2. В любой ситуации всегда боритесь до конца. Только упорный, не поддающийся отчаянию человек сможет победить любые жизненные обстоятельства.
Правило 3. Никогда не пренебрегайте советами опытных, знающих людей. Не надо считать, что вы всё знаете по данному вопросу. Жизнь безгранична. Любая мелочь в ней – тоже.
Правило 4. Будьте добры к людям, попавшим в беду. Никогда не проходите мимо, если можете чем-то им помочь. Помните: добро – это бумеранг, оно всегда возвращается к тому, от кого исходит.
Выставление отметок учащимся.
Рефлексия: Сформулировать вывод урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема «Виды простейших малярных отделок» урок «Приемы разбивки поверхностей на панели, гобелены, колошник»
Конспект урока...
конспект урока по биологии: Способы искусственного дыхания и не прямой массаж сердца.
Урок: Способы искусственного дыхания и непрямой массаж сердца.Цель: научить выполнению разных способов искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.Материальное обеспечения урок...
Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным и бытовым газом. Искусственное дыхание. Открытый урок в 8 классе.
Тема: Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным и бытовым газом. Искусственное дыхание. Цели:Познакомить учащихся с источниками угарного газа, симптомами отравления газом,...
Мастер-класс «Использование на уроках приемов технологии РКМ» «Как создать ситуацию успеха на уроке»
Мастер-класс «Использование на уроках приемов технологии РКМ»«Как создать ситуацию успеха на уроке» ...
Презентация к уроку "Приемы учебных технологий на уроках русского языка при изучении темы "Употребление глаголов".
иллюстративный материал...
Практическое занятие "Изучение и освоение основных способов искусственного дыхания"
Практическое занятие "Изучение и освоение основных способов искусственного дыхания"...
Оказание неотложной помощи. Освобождение дыхательных путей. Искусственное дыхание. Закрытый массаж сердца.
Оказание неотложной помощи. Освобождение дыхательных путей. Искусственное дыхание. Закрытый массаж сердца....