«Причины дорожно-транспортных происшествий»
классный час по обж
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas_prichiny_dtp.docx | 36.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Причины дорожно-транспортных происшествий»
Подготовил: Учитель ОБЖ
Илюшин А.И.
ЦЕЛИ:
- Расширить знания детей о правилах поведения на дорогах.
- Формирование здорового образа жизни учащихся.
- Воспитание высокой общей культуры.
- Профилактика безнадзорности и беспризорности.
- Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
ЗАДАЧИ:
1. Приобщение детей к изучению вопросов безопасности.
2. Широкое привлечение к пропаганде безопасного поведения на дорогах и улицах
среди детей младшего и среднего возраста.
3. Отвлечение детей и подростков от пустого времяпровождения, вовлечение их в активную работу по сохранению жизни и здоровья юных участников дорожного движения.
4. Воспитание у детей активной жизненной позиции.
Оборудование: плакаты «Правила дорожного движения
Ход урока
- Организация класса.
- Повторение пройденного материала.
- Работа над новым материалом.
Учитель.
Движеньем полон город:
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры
И день и ночь горят.
Шагая осторожно,
За улицей следи
И только там, где можно,
Её переходи!
И там, где днем трамваи
Спешат со всех сторон,
Нельзя ходить зевая!
Нельзя считать ворон!
Шагая осторожно, За улицей следи
И только там, где можно,
Её переходи!
Ребята! Как вы думаете, о чем сейчас пойдет речь?
Учащиеся: о движении на дорогах.
Учитель: Правильно, молодцы, догадались. Сегодня мы продолжаем говорить с вами об опасностях на дорогах. А сейчас немного статистики: о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма по России в 2010 году.
В 2010 году в нашей стране произошло 21 970 дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Из них погибли 1018 и ранены 22 785 человек. Каждое десятое происшествие происходило с участием юных граждан.
Основным видом дорожных происшествий с участием детей стали наезды на пешеходов, которые составили более половины (52%, или 11 362 ДТП) всех происшествий. В среднем по стране ежедневно совершалось более 30 наездов.
4965 ДТП произошло из-за нарушений Правил дорожного движения юными пешеходами. Однако за 4 года число детей, пострадавших в результате ДТП по собственной неосторожности снизилось на 30%, с 10 266 человек (2004 год) до 7201 (2010 год).
Самые распространённые причины наездов на детей-пешеходов — переход проезжей части детьми в неустановленном месте или вне пешеходного перехода.
Участником ДТП в качестве пассажира стал 8051 ребёнок, это 36% общего числа ДТП с участием детей, из них 517 детей погибли и 8667 получили ранения.
Участниками 453 происшествий стали дети в возрасте до 7 лет, оказавшиеся на дороге без сопровождения взрослых. Пренебрежение водителей к использованию специальных детских сидений и ремней безопасности при перевозке детей способствовало увеличению числа пострадавших несовершеннолетних пассажиров. Произошло 1364 ДТП, в которых погибли 149 детей и 1253 получили ранения. 12% несчастных случаев с детьми было зарегистрировано с юными водителями, в том числе 1595 ДТП случилось с участием детей-велосипедистов, что составляет 7% общего числа происшествий с участием детей.
Цифры статистики говорят о том, что нам с вами надо знать правила движения и строго их соблюдать!
Знания основных причин детского дорожно-транспортного травматизма и правил поведения на дорогах - залог жизни и здоровья человека.
Поэтому мы с Вами ещё раз повторим и изучим причины детского дорожно-транспортного травматизма.
Причины детского дорожно - транспортного травматизма:
Нарушения ПДД участниками движения
«Установлено, что основной причиной травматизма является несоблюдение Правил дорожного движения и соответствующих им требований безопасного поведения на дороге детьми и взрослыми. В ходе исследования определено, что дети в подавляющем большинстве случаев (91%) получили травмы от транспорта, являясь пешеходами и велосипедистами. Велико количество (9%) пострадавших детей-пассажиров, роль которых как источников причины ДТП, в отличие от пешеходов и велосипедистов, практически сведена к нулю. Раздельное изучение частоты получения травм детьми в зависимости от места их нахождения относительно транспортного средства в момент дорожного происшествия необходимо потому, что меры профилактики травматизма среди детей-пешеходов и пассажиров неодинаковы».
Слабое использование возможностей пассивной безопасности
Следует обратить внимание на то, что если вопросы пассивной безопасности и профилактики тяжести транспортных травм у взрослых сегодня отчасти решены и работают (ремни и подушки безопасности, подголовники и т.д.), то специальные детские сиденья и удерживающие устройства являются большой редкостью и вопросы безопасности и профилактики травм все еще остаются открытыми.
Влияние поло - возрастных особенностей детей
«Среди детей, пострадавших на дорогах от транспорта, мальчиков в два раза больше, чем
девочек. При этом возраст детей откладывает четкий отпечаток на частоту возникновения травм — подавляющее большинство составляют школьники в возрасте от 8 до 16 лет, количество же дошкольников и первоклассников в три раза меньше.
Анализ травматизма, проведенный раздельно среди 11- и 14-летних детей, показал, что максимальное количество транспортных травм (19%) дети 11 лет получали в период с 14 до 15 ч, а у 14- летних подростков пик травматизма (30%) отмечался с 15 до 16 ч, т.е. время получения травм - это внеурочноевремя».
Отсутствие должного контроля за передвижением школьников
Аварийное время
«При выборе мер профилактики необходимо учитывать время пребывания детей в школе, знать, когда школьники находятся под контролем учителей, а когда предоставлены сами себе.
Результаты изучения травм детей от транспорта показали, что наибольшее число их дети младшего школьного возраста и подростки получили по дороге в школу или по возвращении из нее. Наименьшее количество травм отмечалось во время, отведенное для сна, но тем не менее и в эти часы имели место случаи транспортного травматизма преимущественно с участием подростков».
Аварийные дни
Известно, что день недели и время года влияют на число детей, находящихся на улице, и количество транспорта в городе. Изучение детских транспортных травм показало, что если в течение всего учебного года травматизм распределяется равномерно только в середине недели и имеет день наибольшего числа травм (понедельник - 18%), то во время летних каникул частота травматизма практически одинакова в любой день недели.
И в этом случае данные исследователей и сегодняшние данные у ГИБДД совпадают:
ДТП с участием детей по дням недели:
♦ понедельник - 147; ♦ пятница-139;
♦ вторник - 110; ♦ суббота-121;
♦ среда - 118; ♦ воскресенье - 109.
♦ четверг - 98;
Сезонные и погодные условия
«Немаловажную роль в увеличении ДТП играют погодные условия, от которых зависит присутствие детей на улицах, характер их игр и продолжительность времени, которое они проводят вне дома. Наибольшее число травм (31%) отмечено весной. Летом их число снижается до 25%, а осенью и зимой ДДТТ составляет 44% от обще годового показателя». И эти показатели за все прошедшие годы практически не изменились.
Недостаточное использование градостроительных возможностей
«Известно, что количество транспортных средств, движущихся по дороге, в значительной мере определяется ее шириной. Как показало исследование, чаще детский транспортный травматизм имеет место на широких (9-15 м) дорогах и значительно реже на узких (до 4,5 м). В связи с чем следует отметить, что в современных городах большая часть проспектов, улиц, и прежде всего во вновь строящихся микрорайонах, являются широкими транспортными магистралями, на которых происходит большое число случаев детского транспортного травматизма. Этот фактор говорит в пользу разделения транспортного и пешеходного потоков (увеличение количества подземных пешеходных переходов) и ставит данную градостроительную меру в число первостепенных задач социальной профилактики детских транспортных травм».
Ребята! Сегодня мы с Вами очень подробно изучили причины ДТП и нельзя не сказать о последствиях этих происшествий. (чтение стихотворения учителем сопровождается показом презентации «Последствия ДТП».
Несчастный случай на дороге
Застал меня почти врасплох
Я понимаю, мы - не боги,
Но так хотелось, чтоб я смог
Вернуть события обратно,
Спасти мальчишку от беды…
Как это сделать? Непонятно!
Ведь все в руках самой Судьбы…
Но так ли это? Может, сами
Порой играем с жизнью мы,
Спешим, гоняемся часами
По бездорожию судьбы
Водитель! Вдумайся скорее:
Трагедии могло не быть.
Скажи мне честно, ты сумеешь
Того мальчишку позабыть?
Скажи мне прямо, жить как будешь,
Смотреть в глаза его родным,
Как объяснишь им, что не любишь
Спокойной, грамотной езды?
Что вышло все почти случайно,
Превысил скорость, ну и что ж?
Глаза закрой, и ты увидишь,
Что мальчик - мёртв, а ты – живешь!
Перед глазами будут книжки,
Вторая обувь и портфель,
Дневник несчастного мальчишки…
Ведь не вернёшь его теперь.
«Водитель, помни! – крикну громко, -
Не допусти другой беды,
В твоих руках – душа ребенка,
Судьба старушки, миг судьбы!»
1У. Закрепление нового материала .
Ребята! По какой причине вы можете стать жертвой ДТП?
Учащиеся называют причины.
Учитель: Правильно, молодцы!
У. Итог урока
Учитель: Какую «формулу безопасности» надо знать, для того чтобы избежать аварий на дорогах?
Учащиеся:
«Изучай и уважай правила движения!»
Учитель : на память об этом уроке я хочу подарить Вам эти памятки (учитель раздает каждому ученику «Памятку о правилах дорожного движения».
Дорожно-транспортное происшествие
Доро́жно-тра́нспортное происше́ствие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.
Первое в истории зарегистрированное ДТП произошло 30 мая1896 года в Нью-Йорке: Электромобиль Генри Уэлса столкнулся с велосипедом Эвелина Томаса, который отделался переломом ноги.
Традиционно к списку «опасных для здоровья водителя факторов» относят:
- нарушение правил дорожного движения, в том числе:
- алкогольное опьянение ;
- превышение допустимой скорости движения;
- разговоры по мобильному телефону ;
- неиспользование ремней безопасности;
- использование неисправного транспортного средства;
- разговор с пассажирами;
- курение за рулём ;
- еда за рулем ;
- управление электронными устройствами (например радио, CD проигрывателем или GPS) во время движения;
- прослушивание музыки.
- усталость водителя (водитель при сильной усталости может уснуть за рулём ).
Исследования показали, что водители, которые во время езды слушают музыку, более склонны к превышению скорости и чаще попадают в ДТП, так как становятся невнимательными.
Генеральная Ассамблея ООН в 2005 году предложила государствам-членам ООН и международному сообществу объявить ежегодный Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий .
Само по себе совершение ДТП не является основанием для возникновения ответственности. Ответственность возникает в тех случаях, когда в действиях водителя имеется состав административного правонарушения, либо преступления. Как в первом, так и во втором случае могут возникать основания для гражданско-правовой ответственности (обязанности по возмещению причиненного вреда). Бывают ситуации когда пострадавшая сторона вершит самосуд над водителем, допустившим ДТП, в том числе с помощью огнестрельного оружия
Классификация ДТП
Устранение последствий ДТП
- столкновение
- опрокидывание
- наезд на стоящее транспортное средство
- наезд на препятствие
- наезд на пешехода
- наезд на велосипедиста
- наезд на гужевой транспорт
- наезд на животное
- падение пассажира
- иные виды ДТП (происшествия, не относящиеся к указанным выше видам)
Основные поражающие факторы при ДТП
- динамический удар, вызванный почти мгновенной остановкой транспортного средства
- травмирование обломками и частями транспортных средств
- синдром длительного сдавления при зажатии пострадавших частями транспортных средств
- воздействие высокой температуры и выделяющихся газов в случае возникновения пожара
- воздействие опасных веществ при участии спецтранспорта, перевозящего опасные грузы
ДТП в России
По данным ГИБДД в России ежегодно в ДТП погибает около 26 тыс. человек. За 1997-2007 гг. в ДТП погибло 350 254 человека, для сравнения в Афганской войне (1979—1989) погибло 15 051 человек.
Общее количество ДТП, число погибших и получивших травмы (раненых) в 1990—2010 гг. (по статистике ГИБДД)
Год | Кол-во ДТП | Погибло | Ранено |
? | 35 366 | ? | |
? | 37 510 | ? | |
? | 36 471 | ? | |
? | 37 120 | ? | |
175 000 | 35 599 | 189 900 | |
167 280 | 32 791 | 183 900 | |
160 523 | 29 468 | 178 378 | |
156 515 | 27 665 | 177 924 | |
160 300 | 29 021 | 183 846 | |
159 823 | 29 718 | 182 123 | |
157 596 | 29 594 | 179 401 | |
164 403 | 30 916 | 187 790 | |
184 365 | 33 243 | 215 678 | |
204 257 | 35 602 | 243 919 | |
208 558 | 34 506 | 251 386 | |
223 342 | 33 957 | 274 864 | |
229 140 | 32 724 | 285 362 | |
233 809 | 33 308 | 292 206 | |
218 322 | 29 936 | 270 883 | |
203 603 | 26 084 | 257 034 |
Всего | 3 006 836 | 650 599 | 3 554 594 |
Некоторые показатели, характеризующие причины ДТП:
- Примерно 30 % ДТП происходит из-за того, что водитель транспортного средства находился в состоянии алкогольного опьянения. (спорное утверждение, см. статистику ниже)
- Примерно 25 % ДТП происходит из-за несоблюдения скоростного режима водителями на дорогах.
- Примерно 15 % ДТП происходит из-за нарушений правил проезда перекрёстка.
- Около 10 % ДТП занимает выезд на встречную полосу движения.
- Примерно 80 % ДТП происходит по вине водителей. (спорное утверждение, см. статистику ниже)
ДТП из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств в состоянии опьянения
за 2007 год - 15593 (6,67%), за 2008 год - 13611 (6,23%), за 2009 год - 12326 (6,05%), за январь-июнь 2010 года - 4697 (5,74%)
ДТП из-за нарушения ПДД пешеходами
за 2007 год - 43645 (18,67%), за 2008 год - 38858 (17,80%), за 2009 год - 32435 (15,93%), за январь-июнь 2010 года - 12963(15,84%)
ДТП из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог
за 2007 год - 43825 (18,74%), за 2008 год - 39087 (17,90%), за 2009 год - 38105 (18,72%), за январь-июнь 2010 года - 18746(22,91%)
ДТП из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств
за 2007 год - 2221 (0,95%), за 2008 год - 1725 (0,79%), за 2009 год - 1389 (0,68%), за январь-июнь 2010 года - 474 (0,58%)
Оказание помощи
Во многих странах неоказание помощи пострадавшему в ДТП ведёт к ответственности водителей. Однако, при большом количестве свидетелей ДТП, возникает психологический эффект — эффект «свидетеля» — препятствующий оказанию помощи.
Во многих странах в том числе и в России, различными нормативными и правовыми актами устанавливаются перечни лиц, обязанных оказать помощь. Среди них: медицинские сотрудники, спасатели, инструктора медицинской специальной подготовки и др. Причем они обязаны оказать помощь, даже если находятся не на дежурстве. В уголовном законодательстве большинства стран предусмотрена ответственность за неоказание помощи такими лицами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины дорожно-транспортных происшествий и их последствия
Будет ли ребенок профессиональным пешеходом или он так и останется недоученным любителем? Сможет ли он мгновенно принять единственно правильное решение в сложной дорожной обстановке? Это зависит от то...
Организация дорожного движения, причины и последствия дорожно-транспортных происшествий.
Данные тесты созданы на основе учебника для 5 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией В.Н.Латчука (В.В.Поляков, М.И.Кузнецов, В.В.Марков, В.Н.Латчук), издательства «Дрофа», 2014 г...
Беседа: «Причины дорожно-транспортных происшествий»
ЦЕЛИ:Расширить знания детей о правилах поведения на дорогах.Формирование здорового образа жизни воспитанников.Воспитание высокой общей культуры.Профилактика безнадзорности и беспризорности.Профилактик...
Причины дорожно-транспортных происшествий
эмоциональный настрой обучающихся на урок; включение детей в деятельность на личностно–значимом уровне. Роль учителя - инструктор...
Занятие "Причины дорожно-транспортных происшествий"
Занятие, цель которого дать представление о том, как важно и пешеходам, и пассажирам знать правила дорожного движения...
Причины дорожно-транспортных происшествий
Цельобучающая:закрепить знания учащихся о безопасности дорожного движения;рассмотреть основные причины дорожно-транспортных происшествий.развивающая:развивать умения оценивать действия водителей, пеше...
Причины дорожно-транспортных происшествий.
Причины дорожно-транспортных происшествий....