Применение технологии проектного обучения во внеурочной деятельности.
статья по обж (5 класс)
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В ходе этой деятельности происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Кроме того, для данного возраста характерно более устойчивое внимание, наблюдательность, способность к анализу, синтезу, самооценке, а также умение работать в группах. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности школьников, педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnoe-obuchenie.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение технологии проектного обучения во
внеурочной деятельности.
Горнова Юлия Вячеславовна, учитель ОБЖ,
Фадеева Елена Владимировна, учитель ОБЖ
ГБОУ СОШ № 309
Центрального района Санкт-Петербурга
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В ходе этой деятельности происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Кроме того, для данного возраста характерно более устойчивое внимание, наблюдательность, способность к анализу, синтезу, самооценке, а также умение работать в группах. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности школьников, педагогов и родителей.
Ценностное отношение к здоровью можно определить, как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (ЗОЖ, выраженный в желании ребенка заботиться о своём теле (правильное питание, гигиена, нормальный сон, упражнения).
Именно проектное обучение содержит для этого большие возможности:
- ориентация на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях;
- предполагает решение проблемы формирования ценностного отношения к ЗОЖ, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки;
- проявление ребенком в проектировочной деятельности своей самостоятельности, когда необходимо заявить свои собственные цели и согласовывать их с другими, заявить о своих трудностях и проанализировать их причины, отстоять свою позицию в дискуссии с товарищами и взрослыми, получить значимый результат.
На наш взгляд, проектное обучение является технологией, которая эффективно способствует формированию ценностного отношения к ЗОЖ. Поскольку именно она позволяет приобретать знания о ценности здоровья в процессе планирования и выполнения усложняющихся практических заданий – проектов, присваивать опыт поведения.
С целью формирования ценности здорового образа жизни у обучающихся 5 класса, нами, на основе технологии проектного обучения была разработана программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья».
Актуальность программы внеурочной деятельности «Азбука здоровья» обусловлена требованиями ФГОС и направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников.
Направленность: Спортивно-оздоровительная. Программа включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья школьника.
Цель реализации программы: формирование ценности здорового образа жизни у обучающихся.
Задачи программы:
1. Формировать установки на ведение здорового образа жизни;
2. Развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
3. Обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья;
4. Формировать представление о факторах, оказывающих влияние на здоровье; правильном питании и его режиме; рациональной организации режима дня, учебы и отдыха; двигательной активности; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
5. Развивать навыки конструктивного общения;
6. Обучать правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье;
7. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- осознавать и распространять информацию о необходимости ведения здорового образа жизни;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- уметь оценивать ситуацию на основе общечеловеческих ценностей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;
Метапредметные результаты:
Познавательные
- умение характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- умение формулировать цепочки правил;
- Умение представлять информацию в различных формах: текст, таблица, схема, план, презентация, проект;
- Овладеть навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний.
Регулятивные
- Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих
- Уметь организовать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения цели;
- Овладение составляющими проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- Умение анализировать и оценивать информацию и результаты собственного труда.
Коммуникативные
- Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- Умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи. дружбы и толерантности;
- Умение организовать самостоятельную деятельность, деятельность в группе и выступать в роли участника, организатора.
Предметные результаты:
Знать:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно- капельным путем;
- способы сохранения и укрепления здоровья;
-особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
-основы рационального питания;
-влияние режима питания на здоровье;
-соблюдать общепринятые правила в семье, школе, гостях, транспорте, общественных учреждениях;
-влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
-значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья.
Уметь:
-составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
-выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
-использовать средства профилактики ОРВИ, клещевого энцефалита;
-определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
-заботиться о своем здоровье;
-находить выход из стрессовых ситуаций.
Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса
Технические средства: проектор, компьютеры, доступ к информационной системе связи «Internet».
Режим занятий
Программа предназначена для обучающихся 5-го класса. Данная программа рассчитана на проведение периодичностью 1 час в неделю, 34 часа в год.
Учебно - тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Введение | 3 | 3 | 6 |
2 | Моё здоровье в моих руках | 14 | 12 | 26 |
3 | Заключительные занятия | 2 | 2 | |
Итого: | 17 | 17 | 34 |
Содержание курса, методические рекомендации, деятельность учащихся
№ | Разделы курса. Основные дидактические единицы каждого раздела | Время (ч.) | Методы и методические приемы | Способы организации деятельности | Виды деятельности учащихся |
1. | Мотивация Здоровье и здоровый образ жизни. Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма. Рост различных заболеваний людей. Заболевания и гибель зеленых насаждений города из-за усиления техногенного воздействия на атмосферу. Осознание проблемной ситуации: заболевания человека. | 1 | Мотивация на основе интерпретации стимульного символического материала. Беседа о взаимосвязи продолжительности жизни и образа жизни. Запись формулировок гипотез на доске. | Фронтальная работа с учащимися. | Осознание проблемной ситуации. Гипотетические ответы учащихся на следующий проблемный вопрос учителя: «Здоровье, всему голова?». |
2. | Целеполагание Продлить физически активную жизнь на максимально возможный срок | 2 | Беседа, проблемная дискуссия; подведение учащихся к формулированию темы и цели проекта. | Работа в малых группах. | Самостоятельное формулирование темы проекта: «Здоровое будущее». |
3. | Планирование этапов проектной деятельности, включающей: поиск информации о факторах, оказывающих влияние на состояние здоровья; подготовку отчетов (исследовательских и творческих) по проекту. | 4 | Беседа, обсуждение возможных вариантов реализации исследовательской деятельности. | Групповое обсуждение этапов проектной деятельности. Фронтальная работа. | Самостоятельное составление плана работ по проекту: - поиск и работа с различными источниками информации (в том числе использование Internet), содержащими актуальную информацию о здоровье человека, факторах, оказывающих влияние на состояние здоровья; - подготовка творческих мини-проектов; - представление результатов исследования и творческой деятельности. Определение критериев оценки докладов по мини-проектам. |
4. | Деятельность как система конкретных действий и операций. Выполнение намеченных действий в ходе осуществления исследовательской и проектной деятельности, всестороннего анализа научных фактов и понятий. | 20 | Практический метод, включающий: обработку материала. Самостоятельная работа учащихся с источниками информации. | Индивидуальные консультации; индивидуальная исследовательская и творческая деятельность учащихся. | Самостоятельное выполнение намеченного плана работ: - подбор необходимой научной информации и ее первичная обработка; -обработка результатов и их оформление; -реализация творческих мини-проектов: фотосессия, мультимедийные презентации; - подготовка к презентации и/или представлению мини-проекта; |
5. | Защита проекта Презентация, обобщение, защита мини-проектов. Ответ на проблемный вопрос проекта: «Здоровье - всему голова?». | 4 | Доклады учащихся. Презентация творческих мини-проектов. Взаимооценива-ние докладов учащихся. | Круглый стол, представление продуктов творческой деятельности учащихся. | Презентация учащимися продуктов своей проектной и творческой деятельности. Взаимооценивание. Формулирование ответа на проблемный вопрос. |
6. | Обсуждение и получение итогового вывода по проекту
| 2 | Проблемная беседа на основе полученных результатов по проекту учащихся. Объяснение. Решение проблемных задач. | Фронтальная работа с учащимися. | Решение проблемных задач, раскрывающих смысл перечисленных понятий. Итоговый вывод по проекту. |
7. | Рефлексия | 2 | Беседа, самостоятельный анализ своей деятельности и оценивание своего участия в проекте. Анкетирование. | Фронтальная работа с учащимися. | Анализ собственных действий в ходе исследования, самооценивание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы "Применение технологии проектного обучения на уроках истории и во внеурочное время"
В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков а также опыт самостоятельной де...
Формирование универсальных учебных действий через применение технологии проектного обучения на уроке ОБЖ в образовательном учреждении
В материале раскрывается тема формирования УУД на уроках ОБЖ...
Применение технологии проектного обучения на уроках Искусства (МХК), литературы
Материал представляет собой отчёт о применении на занятиях дисциплин "Искусство (МХК)", "Литература" технологии проектного обучения (метода проектов)....
Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».
Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...
Презентация к мастер-классу по теме «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».
Презентация педагогического опыта учителем биологии и химии Адамовой С.А....
Педагогический опыт "Применение технологии проектного обучения как средства развития познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности по английскому языку"
Педагогический опыт "Применение технологии проектного обучения как средства развития познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности по англ...
Применение технологии проектного обучения на уроках географии как технологии воспитания мотивированных детей
В данной статье представлен опыт применения технологии проектного обучения на уроках географии как технологии воспитания мотивированных детей...