Урок "Проектная деятельность"
проект по обж (6 класс)

Чупина Дмитрий Михайлович

материал к уроку ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_31-33_proektnaya_deyatelnost.zip2.18 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Когда человек себе враг?»

Класс: 7 б

Цели: осознание сложности и многоаспектности проблемы курения, алкоголизма; представление о последствиях курения, алкоголизма, наркомании для человека; ознакомление с путями избавления от вредной привычки.

Задачи:

1. Рассказать о курении и др. вредных привычках;

2. Воспитывать бережное отношению к своему здоровью и здоровью окружающих;

3. Формировать негативное отношение к курению, алкоголю и наркомании.

Оборудование: презентация, видеозапись, анкеты.

Люди  могут жить и должны жить дольше! Как сообщалось в печати, в Иране, в деревне Келюса, проживал Сеид-Али, ему было 195 лет, а он еще работал без очков. В то же время в Боливии жила некая Макаранже, трудоспособная в свои 203 года.
Известны  и другие поразительные примеры.

-Ребята, как вы думаете, почему на сегодняшний день таких примеров стало намного меньше?

-Что способствует сокращению жизни человека?

-Сегодня, как вы уже поняли, мы поговорим с вами о том, когда человек причиняет сам себе вред.

-Итак, когда же человек вредит самому себе?

1) Курение - одна из вреднейших привычек.

-Ребята, что вы знаете об этой вредной привычке?

-Ребята, среди какого возраста встречаются большинство курильщиков?

-А почему молодежь курит?

-К каким последствия может привести курение?

 Исследованиями доказано, что  курить вредно для здоровья. В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ: Никотин, Углекислый газ, Окись углерода, Синильная кислота, Аммиак, Смолистые вещества, Органические кислоты, и т.д.

1 - 2 пачки сигарет содержат смертельную дозу никотина. Курильщика спасает то, что эта доза вводится в организм не сразу, а дробно. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид - другой яд, содержащийся в табаке. В течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь). Систематическое поглощение небольших, несмертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению.

 Статистические данные говорят: по сравнению с некурящими  длительнокурящие в 13 раз чаще заболевают Стенокардией, в 12 раз - Инфарктом миокарда, в 10 раз - Язвой желудка. Курильщики составляют 96 - 100% всех больных Раком легких. Каждый седьмой долгое время курящий болеет Облитерирующим эндартериитом - тяжким недугом кровеносных сосудов.

Никотин относится к нервным ядам. В наблюдениях над людьми установлено, что никотин в малых дозах возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения, нарушению ритма сердечных сокращений, тошноте и рвоте. В больших дозах тормозит, а затем парализует деятельность клеток ЦНС в том числе вегетативной. Расстройство нервной системы проявляется понижением трудоспособности, дрожанием рук, ослаблением памяти.

Особенно вредно курение для детей и подростков. Еще не окрепшие нервная и кровеносная системы болезненно реагируют на табак.

Кроме никотина, отрицательное воздействие оказывают и другие составные части табачного дыма. При поступлении в организм окиси углерода развивается кислородное голодание, за счет того, что угарный газ легче соединяется с гемоглобином, чем кислород и доставляется с кровью ко всем тканям и органам человека. Рак у курящих людей возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих.

-Как называют человека, который сам не курит, но находится возле курящего? (пассивный курильщик)

Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине появился даже термин “Пассивное курение”. В организме некурящих людей после пребывания в накуренном и не проветренном помещении определяется значительная концентрация никотина.

- Послушайте один анекдот.

Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар: - Покупайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет.

Один парень купил немного табака и начал  расспрашивать продавца:

  • А почему стариком не буду?
  •  Потому что до старости не доживёшь.
  •  А почему собака не укусит?
  •  Так с палкой ходить будешь.
  •  А почему вор в дом не залезет?
  •  Потому что всю ночь будешь кашлять.

2) Похититель рассудка — так именуют алкоголь с давних времен. 

-Вам наверно приходилось видеть пьяных людей. Как они выглядят? Отличается ли их выражение лица? Приятны ли они?

-Как вы думаете, почему люди пьют? Может быть алкоголь всё-таки приносит пользу? Почему?            

Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры – с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Чистый спирт начали получать в 6-7 веках арабы и назвали его «аль коголь», что означает «одурманивающий». Первую бутылку водки изготовил араб Рагез в 860 году. В процессе брожения грибки превращают сахар (а также крахмал) в винный или этиловый, спирт.

-Ребята, как вы думаете, каковы причины употребления спиртного?

                                     Причины употребления алкоголя.

 Алкоголь принимают для поднятия настроения, для согревания организма, для предупреждения и лечения болезней, в частности как дезинфицирующее средство.

Алкоголь воздействует на мозг, так что никогда не пейте за рулем.

Избыточное потребление алкоголя вызывает общественное недовольство, похмелье и снижение работоспособности в краткосрочной перспективе; в долгосрочной перспективе оно вызывает необратимое повреждение печени, потерю памяти и ухудшение функционирования психики, бессонницу, замедленные рефлексы с соответствующим возрастанием опасности несчастных случаев и ухудшение здравомыслия и эмоционального контроля.

Алкоголь в организме оказывает четыре основных эффекта.                                              1.Он действует как анестезирующее средство на центральную нервную систему, замедляя ее работу и снижая эффективность.

2.Он стимулирует производство мочи. При большом приеме алкоголя тело теряет больше воды, чем получает, и клетки обезвоживаются.                                                                                            3.Он временно выводит из строя печень. После большой дозы спиртного примерно две трети печени могут выйти из строя, но работа печени обычно полностью восстанавливается спустя несколько дней.

Алкоголизм – регулярное потребление большого количества алкоголя в течение долгого периода времени. Это наиболее серьезная форма наркомании в наше время, вовлекающая от 1 до 5% населения большинства стран. Алкоголик пьет компульсивно, отвечая на психологическую или физическую зависимость алкоголя.

 Что способен сделать алкоголь с нашим организмом?

Кровь. Алкоголь угнетает продукцию тромбоцитов, а также белых и красных кровяных телец. Итог: малокровие, инфекции, кровотечения.

Мозг. Алкоголь замедляет циркуляцию крови в сосудах мозга, приводя к постоянному кислородному голоданию его клеток, в результате чего наступает ослабление памяти и медленная психическая деградация. В сосудах развиваются ранние склеротические изменения, и возрастает риск кровоизлияния в мозг.

Сердце. Злоупотребление алкоголем вызывает повышение уровня холестерина в крови, стойкую гипертонию и дистрофию миокарда. Сердечно-сосудистая недостаточность ставит больного на край могилы. Алкогольная миопатия: дегенерация мышц в результате алкоголизма.

Кишечник. Постоянное воздействие алкоголя на стенку тонкого кишечника приводит к изменению структуры клеток, и они теряют способность полноценно всасывать питательные вещества и минеральные компоненты, что заканчивается истощением организма алкоголика. Постоянное воспаление желудка и позже кишечника вызывает язвы пищеварительных органов.

Печень. Этот орган страдает от алкоголя больше всего: возникает воспалительный процесс (гепатит), а затем и рубцовое перерождение (цирроз). Печень перестает выполнять свою функцию по обеззараживанию токсических продуктов обмена, выработке белков крови и другие важные функции, что приводит к неизбежной смерти больного. Цирроз – болезнь коварная: она медленно подкрадывается к человеку, а потом бьет, и сразу насмерть. Причиной заболевания является токсическое воздействие алкоголя.

Кожа. Пьющий человек почти всегда выглядит старше своих лет: его кожа очень скоро теряет свою эластичность и стареет раньше времени.

(Показ детям видеоролика о вредных свойствах курения, алкоголя и наркотиков)

3)Наркомания

-Ребята, есть ли среди ваших знакомых те, кто употребляет наркотики? Какие названия или виды наркотиков вам знакомы, приходилось раньше слышать?

Наркотик – это любое химическое соединение, которое воздействует на функционирование организма. Злоупотребление наркотиками – это их употребление любым неприемлемым с медицинской и социальной точек зрения образом или приемлемым, но неправильным.

Здесь особенно уместно назвать психоактивные наркотики: те, которые воздействуют на организм, вызывая поведенческие изменения, вроде эйфории и галлюцинаций. Использование и зачастую производство многих наркотиков, которыми злоупотребляет большое число людей, запрещено во многих странах.                                                       

                                                Психоактивные наркотики

Одни наркотики подавляют нервную активность мозга, другие стимулируют ее, и в этом состоит различие в их психических эффектах. Другие причины различий включают количество принимаемого наркотика, его чистоту и концентрацию, а также то, каким образом он попадает в тело . Психоактивные наркотики подразделяют на четыре главные группы в соответствии с их воздействием: депрессанты, стимуляторы, галлюциногены и марихуана.                              

 Причины злоупотребления наркотиками.

1.Социальная согласованность. Если использование того или иного наркотика принято в группе, к которой человек принадлежит или с которой он себя идентифицирует, он почувствует необходимость применять этот наркотик, чтобы показать свою принадлежность к этой группе.

2.Удовольствие. Одна из главных причин, почему люди употребляют наркотики, - это сопутствующие и приятные ощущения, от хорошего самочувствия и релаксации до мистической эйфории.

3.Любопытство в отношении наркотиков заставляет некоторых людей начать самим принимать наркотики.

Предки современного человека употребляли психоактивные вещества в ритуальных целях – для общения с миром духов. Для этого применялись вещества природного происхождения, в том числе грибы и травы.

Наркотики употреблялись только служителями культа или избранными членами общества – например, берсерками у викингов. А среди рядового населения подобные вещества хождения не имели.

Когда появилась наркомания?

Первые случаи наркомании появились в начале XIX века, когда в Европу впервые завезли опиум и гашиш. Эти вещества сначала употреблялись в качества болеутоляющих средств. Но к началу XX века в определенных кругах общества – в основном, в богеме – опийная и гашишная наркомания стала серьезной проблемой.

Второе пришествие моды на употребление наркотических веществ пришлось на 60-е годы XX столетияс появлением неформальных молодежных движений. Наркотики тогда стали символом свободы и самовыражения.

Какие бывают наркотики?

Наркологи обычно разделяют все известные наркотики на шесть основных групп:

1. Производные опиума, или опиатные наркотики, производятся из опийного мака. К ним относятся героин, метадон и кодеин.

2. Наркотики, изготавливаемые из конопли, или каннабиоиды – марихуана, гашиш.

3. Галлюциногены (ЛСД, грибы).

4. Психостимуляторы (кокаин, эфедрон, амфетамины).

5. Седативные препараты (барбитураты и т.д.).

6. Летучие вещества наркотического действия (клей , растворители и т.д.)

Алкоголь и табак тоже относятся к психоактивным веществами, но юридически они наркотиками не считаются – за их распространение и употребление не назначена уголовная ответственность.

Как наркотики разрушают организм?

Все психоактивные вещества – яды, а их действие на мозг – симптомы отравления. Первым страдает головной мозг. Из-за гибели его клеток у наркомана нарушается мышление, снижается интеллект и память.

Употребление наркотиков вызывает изменения психики, аналогичные появляющимся при шизофрении: замкнутость, обеднение эмоциональных реакций, расстройства восприятия, двигательные нарушения.

Поскольку все яды в организме обезвреживаются печенью, прием наркотиков вызывает гибель ее клеток и развитие цирроза. А из-за постоянной стимуляции систем организма у наркоманов быстро истощается сердечная мышца, и значительно снижается иммунитет.

Кроме того, из-за пользования общими шприцами и частого отсутствия половой гигиены наркоманы нередко заражают друг друга гепатитом В и С, сифилисом и ВИЧ.

Кто в основном употребляет наркотики?

Среди наркоманов большинство – молодые люди, в основном не старше 35 лет. Приобщение к наркотикам у большинства происходит «за компанию», из-за желания казаться старше, для «борьбы с проблемами» или для получения острых ощущений.

«Количество студентов престижных российских вузов, потребляющих наркотики, достигает 30 процентов от их общей численности» — говорит Брюн.

Наркомания так и остается «молодой» проблемой – даже до 40 лет доживают считанные единицы употребляющих наркотики.

  Наркотики и здоровье

Как известно, первым делом наркомания отражается на здоровье. Главным заболеванием наркоманов, является “болезнь грязных шприцов” – СПИД. Так же у наркоманов со стажем наблюдается заражение крови и болезни сосудов. Наиболее страшны заболевания мозга, сердца и печени. Приводит к полной деградации личности.

Чем наркомания опасна для общества?

Наркоман лишается большинства своих социальных контактов. Из-за нарушения эмоционально-личностной сферы он становится неинтересен бывшим друзьям, а основной предмет его собственных интересов – поиск и употребление очередной дозы.

Поиск денег для покупки наркотиков перемещает людей в криминальные слои общества, а затем толкает на преступления, в том числе и тяжкие.

Гибель от употребления наркотиков наступает очень быстро. Наркомания приводит к увеличению смертности среди молодежи и лишает общество его наиболее активной прослойки, которая через некоторое время могла бы стать родителями и профессионалами.

Кроме того, затраты на лечение и реабилитацию наркоманов и борьбу с распространением наркотиков очень велики, и они серьезно отягощают бюджет страны.

Почему с наркоманией трудно бороться?

Продажа наркотиков – сверхприбыльный бизнес, практически не требующий затрат на рекламу и продвижение товара.

Одна из методик привлечения потенциального покупателя – бесплатная раздача первых доз наркотических веществ в местах, где собираются потенциальные покупатели – ночных клубах, местах молодежных «тусовок», в учебных заведениях.

Наркотики вызывают настолько яркие ощущения, что следующая доза уже покупается. А психологическая зависимость от некоторых видов наркотиков может образоваться уже с первых случаев употребления.

-Ребята, а сейчас я вам предлагаю ответить на несколько вопросов анкеты «о вредных привычках», чтобы потом выявить статистику, какие меры борьбы с вредными привычками более эффективны.

Любое упротребление наркотических веществ, а к ним относиться и курение, и алкоголь, и сами наркотики быстро разрушает организм. Так как в большей степени употребляют эти вредные, смертельные  вещества, в большей части подростки, и молодые люди, не имеющие еще семей, то можно сказать: будущего у них нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица деятельности учителя в соответствии с ситуацией и мотивами деятельности учащегося.

Кодификатор 1а. Как должен  вести себя учитель в той или иной ситуации. Социальный компонент образовательной компетенции. Оксофордское качество....

Мастер - класс "Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности при исследовательской деятельности"

"Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности", это мероприятие проводилось на зональном уровне для учителей Московской области. На примере проекта "Вода - чудо природы", были по...

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования"         ...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Технологии в достижении метапредметных результатов на занятиях по внеурочной деятельности (на примере проектной деятельности) Мини-проект «Реклама и рекламная деятельность»

       В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» учащимся 9 класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одноврем...