МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
статья по обж (11 класс)

Московой Александр Александрович

В современном мире, в том числе, и в России одним из самых опасных дестабилизирующих факторов стал терроризм – серьезный вызов безопасности мира в целом, источник угроз для общества и для каждого отдельного человека. Его жертвами становятся люди разной социальной принадлежности, национальности, вероисповедания. Особую группу риска представляет молодежь.

В связи с этим формирование антитеррористического мировоззрения у школьников – важнейшая задача, решением которой озабочено наше государство, политики, деятели культуры. Формирование антитеррористического мировоззрения связано с процессами социализации личности, в которой играют роль многие факторы: семья, школа, «ближайшее окружение» (группы сверстников), аудиовизуальный мир (телевидение, реклама, игровые технологии, современные СМИ, общение в социальных сетях).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.rek_terrorizm.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 143

с углубленным изучением английского языка

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

        

Составитель:

учитель ОБЖ Московой Александр Александрович

Санкт-Петербург

2021-2022 учебный год

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………2
  2. Предпосылки терроризма в образовательной среде……………….2-4
  3. Рекомендации по профилактике проявлений терроризма и экстремизма среди обучающихся…………………………………….4-6

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном мире, в том числе, и в России одним из самых опасных дестабилизирующих факторов стал терроризм – серьезный вызов безопасности мира в целом, источник угроз для общества и для каждого отдельного человека. Его жертвами становятся люди разной социальной принадлежности, национальности, вероисповедания. Особую группу риска представляет молодежь.

В связи с этим формирование антитеррористического мировоззрения у школьников – важнейшая задача, решением которой озабочено наше государство, политики, деятели культуры. Формирование антитеррористического мировоззрения связано с процессами социализации личности, в которой играют роль многие факторы: семья, школа, «ближайшее окружение» (группы сверстников), аудиовизуальный мир (телевидение, реклама, игровые технологии, современные СМИ, общение в социальных сетях).

ПРЕДПОСЫЛКИ ТЕРРОРИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Раннее выявление и принятие необходимых профилактических мер в значительной степени позволят не допустить формирования у подростков стойкой направленности на совершение противоправных действий. Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде:

  • экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения подростка и его неустановившимися взглядами на происходящее.
  • экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность.
  • экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности. Данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности.
  • экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы:

  • это обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т.д.);
  • это криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса и т.п.);
  • это изменение ценностных ориентаций (значительную опасность представляют зарубежные и религиозные организации и секты, насаждающие религиозный фанатизм и экстремизм, отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждые российскому обществу ценности);
  • это проявление так называемого «исламского фактора» (пропаганда среди молодых мусульман России идей религиозного экстремизма, организация выезда молодых мусульман на обучение в страны исламского мира, где осуществляется вербовочная работа со стороны представителей международных экстремистских и террористических организаций).;
  • это наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т.п.).
  • это использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности);
  • заинтересованность экстремистской направленностью и нахождение подростков в группах социальных сетей, пропагандирующие терроризм и экстремизм,   использование сети Интернет в противоправных целях (обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Для недопущения распространения идеологии терроризма среди учащихся и формирования в молодежной среде неприятия идеологии терроризма в
различных ее проявлениях представляется целесообразным:

  • Организовать постоянный мониторинг общественного мнения в

молодежной среде в целях выявления радикальных настроений среди учащихсяи студентов, в т.ч.:

-   проводить регулярные опросы учащейся молодежи об отношении к терроризму как способу решения социальных, экономических, политических религиозных и национальных проблем и противоречий;

-   осуществлять контроль за деятельностью неформальных молодежных группировок и национальных сообществ (установление лидеров, активных членов, задач и характера активности);

-   проводить личные беседы с учащимися, наиболее подверженными влиянию террористических идей (дети из неблагополучных семей; выходцы из семей террористов и пособников, осужденных или уничтоженных в ходе проведения специальных операций и др., учащиеся с выраженным изменением социального поведения, религиозного мировоззрения). Определение круга таких лиц полагаем целесообразным проводить с учетом консультаций специалистов - психологов, социологов;

-   обеспечить взаимодействие с правоохранительными органами для своевременного пресечения выявленных угроз террористического характера (пример угрозы - поступившая информация о намерении учащегося принять участие в деятельности террористических организаций или оказывать поддержку такой деятельности).

  • Разъяснять на постоянной основе сущность и общественную опасность терроризма, ответственность за совершение действий террористического характера, в т.ч.:

-   организовывать тематические классные часы (например, «Мировое сообщество и терроризм», «Законодательство Российской Федерации в сфере противодействия терроризму» и т.п.);

-   организовывать лекции по антитеррористической тематике (например, «Методы и способы вовлечения молодежи в террористическую деятельность и противодействие им»), с участием представителей правоохранительных структур, психологов, социологов (возможно – с привлечением лиц, отказавшихся от террористической деятельности);

-   проводить адресную профилактическую работу с учащимися, подпавшими под воздействие террористических идей. При необходимости привлекать специалистов - психологов, социологов, представителей правоохранительных структур;

-   привлекать учащихся и молодежь к участию в мероприятиях, посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом (флешмобы, возложение венков, вахты памяти и т.п.);

-   проводить мероприятия по отработке у учащихся и молодежи практических навыков действий и поведения при совершении в их отношении террористических актов (сценарии: захват заложников, угроза взрыва и пр.).

  • Активно проводить пропагандистские мероприятия, направленных на дискредитацию террористической идеологии, формирование в молодежной среде идей межнациональной и межрелигиозной толерантности, в т.ч.:

- развивать дискуссионные площадки для обсуждения проблематики террора и контртеррора, организовывать студенческие и школьные диспуты, викторины, конкурсы;

-   привлекать и стимулировать учащихся и молодежь к участию в мероприятиях, направленных на ее духовное и патриотическое воспитание, формирование межнационального и межрелигиозного согласия (фестивали, конкурсы, концерты и пр.);

-   организовывать производство и размещение наглядной агитации, демонстрировать кино и видеопродукцию антитеррористического содержания;

-   участвовать в реализуемых антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации и правоохранительными структурами мероприятиях по социализации детей террористов и их пособников, детей мигрантов, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также выделенных категорий молодежи, возможно попавших под влияние деструктивных элементов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков в образовательных учреждениях.

Содержание:Понятие суицид.Типы суицидального поведения .  Динамика развития суицидального поведения.Причины суицида.Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков...

Методические рекомендации по организации работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения

Работающие  в  школе  специалисты:  педагоги,  психологи,  логопеды,  социальные педагоги, медицинские работники  призваны действовать в интересах ребенка....

Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях

Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по созданию виртуального кабинета профориентации на сайте образовательного учреждения

В современном обществе складывается новая информационная среда обитания человека. Компьютерные коммуникации формируют новое поле информационной культуры. Сети составляют новую социальную организацию ч...

Методические рекомендации для руководителей отделений дополнительного образования государственных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, принимающих участие в городском смотре-фестивале отделений допол

Методические рекомендации для руководителей отделений дополнительного образования государственных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, принимающи...

Методические рекомендации (алгоритм) по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в образовательных учреждениях.

Методические рекомендации (алгоритм) для педагогов дополнительного образования по проектированию дополнительных общеразвивающих программ  в образовательных учреждениях....

Методические рекомендации для педагогических работников по профилактике проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях.

Профилактика проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях должна быть ориентирована на решение следующих задач:1. Недопущение распространения идеологии терроризма среди учащ...