МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по созданию виртуального кабинета профориентации на сайте образовательного учреждения
методическая разработка
В современном обществе складывается новая информационная среда обитания человека. Компьютерные коммуникации формируют новое поле информационной культуры. Сети составляют новую социальную организацию человеческих сообществ, сетевые сервисы все больше вовлекают людей в новую среду совместной деятельности, формируя сетевую модель взаимодействия людей. Благодаря сетям появились облачные технологии, обучение в глобальных учебных платформах, удаленное обучение в видеосетях, мобильное обучение.
Одним из приоритетных направлений развития современной системы образования в соответствии со стратегий развития системы образования детей (государственная программа РФ «Развитие образования» На 2013 -2020 гг.) является создание условий для повышения качества образования, обновление образовательного процесса.
Профессиональная ориентация традиционно рассматривается как относительно самостоятельная система, обладающая рядом специфических характеристик, среди которых: комплексный, многосторонний, многоуровневый, межведомственный характер; относительно слабая институционализация; значительная отсроченность результатов профориентационной деятельности по времени и др.
Складываются условия для организации учебного процесса, который ориентируется на использование новых методов и организационных форм, включая:
- индивидуальную и групповую работу с цифровыми образовательными ресурсами (в том числе самоконтроль и отработку навыков);
- систематическую работу обучающихся в малых группах и взаимную оценку ими работы друг друга;
- обучение в профильных сетевых сообществах (интернет-обучение, сетевые проекты и т.п.);
- использование сетевых социальных сервисов для общения, совместную работу над текстами (в широком смысле слова) и ведение совместных архивов;
- подготовку и ведение личных портфолио учебных достижений.
Внедрение информационных технологий в образовательное учреждение обеспечивает гибкость образовательного процесса, максимальное разнообразие мультимедиа, способность быстро и просто подстраиваться под потребности обучающегося. Результатом внедрения информационных технологий в образовательный процесс учреждения может быть:
- Формирование объединенного реального и виртуального образовательного пространства
- Общая информационно-образовательная среда
- Внедрение новых образовательных технологий с использованием ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_sozdaniyu_prof_kabinetov.doc | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Виртуальный профориентационный кабинет 6
Цели и задачи виртуального кабинета профориентации 7
Рекомендации по структуре и содержанию виртуального профориентационного кабинета 7
Доступность и вариативность информации 8
Структура профориентационного кабинета 9
Содержательная часть материалов 11
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ЛИЦ ИХ ЗАМЕНЯЮЩИХ: 11
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОУ: 12
Виртуальный профориентационный кабинет учреждения среднего профессионального образования 12
Содержательная часть материалов 13
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ: 13
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ШКОЛ И КОЛЛЕДЖЕЙ 13
Введение
В современном обществе складывается новая информационная среда обитания человека. Компьютерные коммуникации формируют новое поле информационной культуры. Сети составляют новую социальную организацию человеческих сообществ, сетевые сервисы все больше вовлекают людей в новую среду совместной деятельности, формируя сетевую модель взаимодействия людей. Благодаря сетям появились облачные технологии, обучение в глобальных учебных платформах, удаленное обучение в видеосетях, мобильное обучение.
Одним из приоритетных направлений развития современной системы образования в соответствии со стратегий развития системы образования детей (государственная программа РФ «Развитие образования» На 2013 -2020 гг.) является создание условий для повышения качества образования, обновление образовательного процесса.
Профессиональная ориентация традиционно рассматривается как относительно самостоятельная система, обладающая рядом специфических характеристик, среди которых: комплексный, многосторонний, многоуровневый, межведомственный характер; относительно слабая институционализация; значительная отсроченность результатов профориентационной деятельности по времени и др.
Как показывает опыт экономически развитых и ряда развивающихся стран, социально-экономическая эффективность профориентационной работы заметно повышается при включении в общую систему государственной кадровой политики. Это, в свою очередь, требует реализации особой политики государства в области сопровождения профессионального самоопределения.
Сегодня принято считать состоявшимся вступление РФ в информационную эпоху, принесшую кардинальные социальные изменения в экономические и технологические структуры общества. В связи с этим, выбор профессии в современном обществе отличается рядом особенностей.
Мобильность современного рынка труда, на котором востребован специалист с широким образованием, гибко мыслящий, способный и мотивированный быстро ориентироваться и самообучаться в новых условиях.
Трансформация современной экономики в сторону информационной индустрии (телекоммуникация, компьютеры, электроника и пр.), которая оказывает огромное влияние на остальные отрасли народного хозяйства.
Эти тенденции определяют особенности профессионального самоопределения в современном обществе.
Внедрение психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в дополнительном образовании направлено на решение следующих актуальных задач:
- Создание условий для профессионального самоопределения обучающихся;
- Внедрение информационных технологий, формирование объединенного реального и виртуального образовательного пространства учреждения, создание общей информационно-образовательной профориентационной среды.
- Активное освоение и использование инновационных педагогических идей для совершенствования содержания, организационных форм, методов и технологий образования детей с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей социокультурного окружения;
- Использование разнообразных форм организации деятельности детей в образовании (проекты, игровые и досуговые программы, фестивали, олимпиады, конкурсы…).
- Разработка системы опережающего повышения квалификации педагогов.
Складываются условия для организации учебного процесса, который ориентируется на использование новых методов и организационных форм, включая:
- индивидуальную и групповую работу с цифровыми образовательными ресурсами (в том числе самоконтроль и отработку навыков);
- систематическую работу обучающихся в малых группах и взаимную оценку ими работы друг друга;
- обучение в профильных сетевых сообществах (интернет-обучение, сетевые проекты и т.п.);
- использование сетевых социальных сервисов для общения, совместную работу над текстами (в широком смысле слова) и ведение совместных архивов;
- подготовку и ведение личных портфолио учебных достижений.
Внедрение информационных технологий в образовательное учреждение обеспечивает гибкость образовательного процесса, максимальное разнообразие мультимедиа, способность быстро и просто подстраиваться под потребности обучающегося. Результатом внедрения информационных технологий в образовательный процесс учреждения может быть:
- Формирование объединенного реального и виртуального образовательного пространства
- Общая информационно-образовательная среда
- Внедрение новых образовательных технологий с использованием ИКТ.
Использование информационных технологий в психолого-педагогическом сопровождении процесса профессионального самоопределения предоставляет следующие возможности:
- Расширение представлений о профессиях
- Расширение представления о возможностях построения образовательных маршрутов
- Применение информационных технологий в образовательном процессе и в самообразовании
- Компьютерная психодиагностика
Эффекты использование информационных технологий в профориентационной деятельности
- свободный доступ к информации;
- активизация интереса молодежи к компьютерным технологиям;
- способствует формированию готовности к самостоятельному анализу своих склонностей и способностей;
- возможность выявления личностных и профессиональных интересов и склонностей;
- формирует представление о профессии, о требованиях, которые профессия предъявляет человеку;
- помогает задать жизненные и ценностные ориентиры.
Создание виртуального кабинета профориентации на сайте ОУ способствует:
- обобщению и распространению опыта информационной поддержки процесса профессионального самоопределения обучающихся в государственных образовательных учреждениях, учреждениях профессионального образования и учреждениях дополнительного образования Санкт-Петербурга.
- повышению доступности информации о возможностях построения дальнейшего образовательного маршрута для обучающихся образовательных учреждений.
- организации взаимодействия специалистов в сфере информационной поддержки процесса профессионального самоопределения обучающихся по проблемам и перспективам развития данного направления деятельности.
- повышению культуры организации информационного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся ОУ.
- Совершенствованию информационной среды образовательного учреждения.
Виртуальный профориентационный кабинет
Профориентационный кабинет является информационно-коммуникативным пространством, содействующим развитию личности учащегося в профессиональной области. Виртуальный кабинет профориентации (профориентационный кабинет) – одна из форм инновационной организации профориентационной работы, он размещается на сайте общеобразовательной организации как форма интерактивного общения и является электронным информационным ресурсом.
Отличительной особенностью современной инновационной формы организации профориентационной работы является то, что она представляет собой систему подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, в котором должны учитываться индивидуальные особенности личности и ее потребности, с одной стороны, и рынок труда и особенности современного общества – с другой.
В целях повышения эффективности и результативности профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций следует проводить мероприятия с применением современных информационно-коммуникационных средств (мультимедийные презентации, видеоролики, он-лайн конференции по профориентации), направленные на обсуждение проблем перспективного развития профессий и рынка труда. Необходимо предоставлять информацию не только о различных профессиях, но и об особенностях профессиональной деятельности в современных социо-культурных условиях, содержании профессионально важных качеств, условиях и режиме труда в той или иной профессиональной области, специфике взаимодействия в трудовом коллективе, перспективах карьерного роста, взаимосвязях со смежными специальностями, профессиональных рисках, медицинских противопоказаниях и т.д.
Цели и задачи виртуального кабинета профориентации
Цель: Создание условий для организации и проведения системной и комплексной профориентационной работы с педагогами, обучающимися и родителями по вопросам профессиональной ориентации, индивидуальных и групповых консультаций, а также самостоятельного ознакомления абитуриентов с материалами о разных профессиях, требованиями к той или иной профессии
Задачи:
- оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности, профиля обучения и образовательного маршрута;
- развитие ценностного отношения к труду и личностных ресурсов обучающихся;
- профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими личностными особенностями и с учетом требований рынка труда;
- создание информационной базы для развития профориентационной работы в общеобразовательных организациях и использования современных образовательных технологий;
- создание условий для развития у обучающихся способностей к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях через создание единого информационного пространства;
- разработка механизма содействия выбора образовательного маршрута выпускниками;
- помощь обучающимся в профессиональном самоопределении и формировании личного профессионального плана;
- распространение информационно-справочных и профессиографических материалов о профессиях и потребностях экономики области в квалифицированных кадрах.
Рекомендации по структуре и содержанию виртуального профориентационного кабинета
Общие рекомендации
Рекомендуется размещать информацию на страницах виртуального кабинета полностью соответствующую содержанию профориентационной тематике.
Основные направления работы кабинета:
- разработка электронных контентов профориентационной направленности;
- разработка новых концептуальных подходов к системе профессиональной ориентации в условиях постиндустриальной экономики и общества, что требует разработки новой концепции профессиональной ориентации обучающихся;
- обновление системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;
- выработка единых подходов к размещению информации профориентационной направленности на сайте общеобразовательной организации;
- координация профориентационной деятельности педагога, психолога, социального педагога и других специалистов района и города.
- информирование о потребностях рынка труда района и края, о путях получения профессии и возможностях трудоустройства;
- организация виртуальных коммуникативных площадок для индивидуальных консультаций обучающихся и их родителей по вопросам выбора профессии и дальнейшего трудоустройства;
- организация виртуальных выставок, виртуальных экскурсий, электронного музея профессий (с использованием компьютерного и мультимедийного оборудования, web-ресурсов);
- формирование и регулярное обновление банков информационных, просветительских, пропагандистских материалов по профориентационным вопросам.
Виртуальный кабинет профориентации (профориентационный кабинет) должен оснащаться информационным материалом, подлежащему ежегодному обновлению.
Доступность и вариативность информации
Информация должна быть понятной каждому, и постоянно дорабатываться и совершенствоваться. Постараться предоставить посетителям возможность получить нужную информацию без лишних усилий.
Вся работа виртуального кабинета профориентации должна быть направлена на активизацию обучающегося, формирование у него стремления к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных знаний о своих способностях, о перспективах своего профессионального пути. Развитие профориентационной компетентности обучающихся проходит через просвещение, диагностику, консультирование с использованием ИКТ.
Для современного виртуального кабинета характерно активное использование различных интерактивных ресурсов:
- Виртуальные коммуникативные площадки;
- Виртуальные выставки;
- Материалы проектной деятельности в рамках проведения профориентационной работы;
- 3D-туры;
- Интерактивные пробы;
- Наличие интерактивных карт;
- Дидактические игры;
- Форум, возможность задать вопрос;
Необходимо заранее продумать современное стилевое оформление, предусмотреть различное использование методов проектирования в дизайне и единые принципы оформления, цветовые сочетания и образы для всех видов представленной информации. Материалы должны соответствовать принципам эргономичного оформления интернет-страниц.
Наполнение разделов должно быть с использованием различных типов материалов: статья, презентация, видео, каталог, карта, флеш-игра и.т.д. Все материалы должны быть логично изложены, стилистически грамотны, актуальны и иметь практическую значимость. При публикации важно указание авторства публикаций и наличие ссылок на первоисточники. Материалы должны быть доступны для лиц с нарушениями зрения.
Структура профориентационного кабинета
Для привлечения внимания и удобства пользователей ссылку на страницу виртуального кабинета логично размещать на главной странице сайта ОУ.
Стартовая страница. На данной странице публикуется материал разъясняющий пользователю что нового и интересного он сможет для себя найти в разделах, новости и ссылки на крупные разделы с аннотациями.
Виртуальный кабинет подразумевает наличие разделов - «Родителям», «Педагогам» и «Обучающимся».
Часть материалов, размещенных на страницах виртуального кабинета предназначена для всех пользователей оформляется перекрестными ссылками.
Содержательная часть материалов
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОУ:
• перечень учреждений высшего образования;
• перечень учреждений среднего профессионального образования;
• перечень учреждений среднего профессионального образования, принимающих на обучение с образованием 8 классов и детей с ОВЗ;
• перечень (каталог) районных и городских учреждений, консультирующих по вопросам содействия профессиональному самоопределению (СПб ГБУ ЦСЗПОМ «Вектор», ЦППМСП и.т.д);
• перечень профессий (современных, популярных, востребованных в СПб, высокооплачиваемых и.т.д);
• рекомендации старшеклассникам по выбору профессии, образовательного учреждения, составлению образовательного маршрута;
• каталог обучающих фильмов по популярным профессиям с ссылками на интернет-источники (видео «Энциклопедия профессий», «Специалисты будущего», телепроект «ПРОФЕССИЯ» (и т.п.));
• возможность оn-line тестирования (с указанием контактных данных специалистов, дающих интерпретацию полученных результатов);
• перечень (интерактивная карта) профессиональных образовательных учреждений района и города;
• каталог профориентационных ресурсов;
• перечень малых факультетов ВУЗов;
• «Календарь абитуриента»;
• календарь (список на 2018-2019 учебный год) дней открытых дверей в ВУЗах и колледжах СПб; ((и т.п.)
Перечень олимпиад, дающих преимущества при поступлении
Для профильных школ рекомендуется размещать более подробную информацию о профильных учебных заведениях (своевременное оповещение о начале медицинских комиссий, творческих экзаменов, начало подготовительных курсов, начале олимпиад)
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ЛИЦ ИХ ЗАМЕНЯЮЩИХ:
• информационно-просветительские материалы для родителей по вопросам содействия профессиональному самоопределению детей (возрастные особенности, стадии формирования профессионального самоопределения и т.п.);
• рекомендации родителям по оказанию помощи ребенку в выборе профессии, учебного заведения;
• основные ошибки при выборе профессии и как их избежать;
• правила планирования образовательного маршрута;
перечень (интерактивная карта) профессиональных образовательных учреждений района и города;
• Перечень олимпиад, дающих преимущества при поступлении
Для профильных школ рекомендуется размещать более подробную информацию о профильных учебных заведениях (своевременное оповещение о начале медицинских комиссий, творческих экзаменов, начало подготовительных курсов, начале олимпиад)
ссылки на источники, которые уже есть в разделе для учеников, но могут быть востребованы родителями;
• ссылки на интернет-ресурсы, организации, занимающиеся профориентацией; (и т.п.)
Информация о возможностях получения профориентационной консультации
Информация для родителей детей с ОВЗ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОУ:
• информация об ответственном за профориентационную работу в ОУ;
• методические рекомендации для проведения мероприятий и классных часов;
• сборники профориентационных игр;
• каталоги профориентационных ресурсов;
• каталоги курсов по повышению квалификации, в т.ч. дистанционных;
• тематика родительских собраний по данному направлению;
• план работы ОУ по профориентационному направлению, план (календарь) профориентационных районных и городских мероприятий;
• справочные материалы по профориентации (словари, статьи, ссылки на интернет-ресурсы);
• теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения у детей и подростков;
• методические службы района и города, оказывающие поддержку педагогов по данному направлению;
• план профориентационных экскурсий для старшеклассников в профессиональные образовательные учреждения и предприятия района и города;
• каталог тематических экскурсий для разных возрастных категорий; и.т.д.
Виртуальный профориентационный кабинет учреждения среднего профессионального образования
Содержательная часть материалов
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ:
- перечень учреждений высшего образования, соответствующий профилю ПОУ;
- профессиограммы специальностей, которые можно получить в ПОУ (востребованность на рынке труда; уровень заработной платы; возможность карьерного роста; престижность специальности; продолжение образования по специальности в ВУЗах);
- каталог обучающих фильмов по профессиям;
- возможность оn-line тестирования (с указанием контактных данных специалистов, дающих интерпретацию полученных результатов);
- перечень (интерактивная карта) баз практики;
- каталог профориентационных ресурсов,
- перечень ВУЗов, в которых можно продолжить образование по выбранной специальности;
- «Календарь абитуриента»;
- календарь (список на 2018-2019 уч.г.) дней открытых дверей в профильных ВУЗах СПб; (и т.п.)
- тенденции современного рынка труда и прогнозы на 3-5 лет по направлениям обучения в ПОУ;
- традиционные профориентационные мероприятия ПОУ;
- информация о трудоустройстве выпускников и карьере наиболее успешных;
информация о возможных местах работы и заработной платы по специальностям и направлениям ПОУ.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- информация о специальностях и направлениям подготовки;
- «пошаговая инструкция» по поступлению в ПОУ;
- материалы о тенденциях на рынке труда, возможностях и перспективах трудоустройства по окончании ПОУ;
- каталог предприятий, принимающих выпускников на работу по направлениям подготовки;
- рекомендации родителям по оказанию помощи детям в выборе профессии;
информация о возможности поступления в ВУЗ по окончанию обучения в ПОУ (и т.п.)
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ШКОЛ И КОЛЛЕДЖЕЙ
- контакты ответственного за работу в ПОУ;
- методические рекомендации для проведения профориентационных мероприятий;
- ссылки на полезные профориентационные ресурсы;
- возможности повышения квалификации, в т.ч. дистанционные курсы;
- тематика родительских собраний в ПОУ по данному направлению;
- план работы ПОУ по профориентации;
список мероприятий проводимых колледжем в рамках профориентационного направления (и т.п.)
Заключение
Виртуальные кабинеты профориентации сегодня – вызов времени, учреждения образования различных уровней (общего образования, начального и среднего профессионального образования, различные центры сопровождения) представляют на своих сайтах виртуальные кабинеты профориентации и это очень большое достижение современного образования.
Виртуальный кабинет по профориентации адресован обучающимся, которые хотят правильно выбрать профессию, и взрослым – родителям, которым он поможет не только познакомиться с профориентационной работой образовательного учреждения, но и по-новому посмотреть на воспитание ребенка и выбор профессии, лучше понять психологию подросткового и юношеского возраста, проанализировать «ошибки выбора профессии за детей», при необходимости получить поддержку и совет относительного собственного профессионального выбора; педагогам, психологам, работодателям, которые стараются им в этом помочь.
Виртуальный кабинет поможет обучающимся получить полезные знания, развить необходимые навыки для правильного выбора профессии и. познакомиться с миром профессий, пройти профориентационное тестирование с использованием современных методик, получить консультацию психолога о своих индивидуальных особенностях и о том, как их учитывать при выборе профессии, посмотреть видеоматериалы о профессиях и т.п.
Внедрение информационных технологий в деятельность педагогов и методистов в системе образования позволяет оптимизировать деятельность учреждения. Информационные технологии, которые являются неотъемлемой части жизни современных детей, органично сочетаются с традиционными педагогическими формами обучения.
Используемые источники- Организация работы с информационно-коммуникационными технологиями в образовательных учреждениях, органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. /Авторы-составители Солопова Н.К., Баскакова Н.И., Бойко Е.Ю., Шильдяева Л.В. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010.- 42 с.
- Методические рекомендации по созданию виртуального кабинета профориентации/ – составитель: Грудупс К.Я., 2016.- 15 с.
- Виртуальные экскурсии и 3d-путешествия
http://www.panotours.ru/
- Виртуальные экскурсии? Почему бы и нет?
https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=1718&showentry=1165
- Творческая площадка по созданию виртуальных экскурсий
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&tmpl=com
- Роль экскурсии в воспитании студентов СПО
http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/6453-2013-02-16-07-57-31
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения
Работающие в школе специалисты: педагоги, психологи, логопеды, социальные педагоги, медицинские работники призваны действовать в интересах ребенка....
Создание сайта образовательного учреждения
Методические рекомендации предназначены ответственным за ведение сайта образовательного учреждения...
Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях
Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях...
Методические рекомендации для руководителей отделений дополнительного образования государственных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, принимающих участие в городском смотре-фестивале отделений допол
Методические рекомендации для руководителей отделений дополнительного образования государственных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, принимающи...
Методические рекомендации (алгоритм) по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в образовательных учреждениях.
Методические рекомендации (алгоритм) для педагогов дополнительного образования по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в образовательных учреждениях....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В современном мире, в том числе, и в России одним из самых опасных дестабилизирующих факторов стал терроризм – серьезный вызов безопасности мира в целом, источник угроз для общества и для каждог...