10 класс план-конспект урока по ОБЖ по теме : "Вредные привычки и их влияние на здоровье"
учебно-методический материал по обж (10 класс)

Методическая разработка урока по ОБЖ 10 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЖ ,10 класс, Урок №

Дата :                                   Класс:

Тема урока: «Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек».

Цель урока: рассмотреть, что такое вредные привычки, выяснить, в чем заключается  влияние вредных привычек на здоровье  человека; рассмотреть какие меры предпринимаются в нашей стране в целях борьбы с алкоголизмом ,табакокурением и наркоманией.

Задачи.

Предметные. Рассмотреть факторы, приводящие к ухудшению здоровья, при употреблении алкоголя и табакокурения , наркотиков

Метапредметные. Развивать умение говорить решительное «нет» любому, кто предлагает прибегнуть к вредным привычкам.

Личностные. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, сознательную необходимость к ведению здорового образа жизни и отрицательное отношение к вредным привычкам.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблицы, рабочие тетради, учебники по ОБЖ 10 класс, авторы А.Т. Смирнов; Б.О.Хренников.

УУД.

личностные: развитие осознанной необходимости выполнять правила ЗОЖ, анализ и оценивание содержания учебного материала;

регулятивные: умение ставить учебные цели и задачи, составление плана и последовательности действий, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

познавательные: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Ход урока.

I.Орг.момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку,  установка на позитивный настрой.

II. Актуализация опорных знаний. целеполагание.

Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово, тем самым желая друг другу здоровья.

« Мозговой штурм».

-Ребята, давайте вспомним, что такое здоровье?

-Какие правила ЗОЖ вам известны?

-К правилам ЗОЖ относится рациональное питание, что это такое?

-Какие питательные вещества необходимы организму?

-Какие продукты питания наиболее благоприятны для вас и почему - овощи, фрукты и ягоды или чипсы с пепси-колой? ( улучшается умственная и физическую работоспособность, способствуют устойчивости организма к различным заболеваниям, т.к. содержат углеводы и витамины)

Проверить выполнение д.з. по составлению режима дня.

III.Целеполагание.

  Здоровье – величайшая ценность. Именно поэтому, первым делом, мы всегда желаем тому, кто нам дорог, здоровья.

  А что это значит здоровый человек? (Если человек здоров, он всегда будет энергичен и активен, всегда сможет преодолеть трудности на своем пути, им будут гордиться родители, любить и уважать друзья, он сможет достичь в жизни много и стать замечательным специалистом, нужным и полезным людям).Что может нанести непоправимый вред здоровью человека?

-Как вы думаете, какую тему мы сегодня рассмотрим?

-На какие вопросы ответим?

IV. Открытие нового знания. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.

  1. « Из истории употребления алкоголя и табака». Прием «Удивляй».

Курение

Курение табака европейцам стало известно после открытия Америки Христофором Колумбом. Табак распространился в Европе. Вследствие неумеренного курения табака появились случаи отравления, что побудило власти к преследованию курения.

Так в Англии в 1585 г. За курение табака подвергали тяжелым телесным наказаниям, Курильщиков водили по улицам с петлёй на шее, а «злостных» даже приговаривали к смертной казни. Их отрубленные головы с трубкой во рту выставляли на площади.

В Турции эта вредная привычка приняла столь грозное распространение, что курильщиков сажали на кол.

Табак дошел и до России, называли его «чертово зелье».

Михаил Романов запретил курение из-за частых пожаров, Тем курильщикам, которые попадались первый раз давали 60 ударов палками по стопам, а во второй раз отрезали уши и нос (1634г.).

Алкоголь.

Китайский император Ву Вонг в 1220 г. до н. э. издал эдикт, согласно которому все лица, захваченные во время попойки, подвергались смертной казни. Магомет запрещал пить вино, подвергая нарушившего запрет свободного человека 40 ударам, а раба — 80 ударам палки.  

В Древней Спарте специально напаивали рабов и показывали их юношам, чтобы внушить им страх и отвращение к вину. В Афинах во времена Соломона пьянство считалось состоянием, достойным презрения. В Англии надевали на алкоголиков ярмо, а затем водили по главным улицам города.

   Первым из царей, кто провел ряд последовательных мероприятий по монополизации винной торговли, был Иван Грозный. Он жестоко наказывал тех, кто в тайне занимался винокурением и подпольно продавал вино.

Изданный при Екатерине II «Устав благочиния» предписывал карать за пьянство заключением в холодную на сутки. В уставе 1845 года о наказаниях, налагаемых мировым судьей, указывалось, что «кто злообычен в пьянстве или более времени в году бывает пьян нежели трезв, того наказывали розгами»

-Какие меры принимаются в настоящее время в нашей стране, в целях борьбы с алкоголизмом и табакокурением?

2. Меры, предпринимаемые в настоящее время в нашей стране, в целях борьбы с алкоголизмом и табакокурением.

Прием «Мозговой штурм». Заслушивание ответов обучающихся на заданный вопрос.

Прием «Информационная минутка»

Среди основных этапов по борьбе с курением в России можно выделить следующие: -1.Присоединение России к рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака 16 апреля 2008 года;

2.Принятие приказа о запрете курения в стране (Федеральный закон №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013г).

Положения конвенции регламентируют и ограничивают международные стандарты в следующих областях:

-Пассивное курение;

-Увеличение цен и налогов на табачные изделия;

-Незаконная торговля;

-Реклама и прочие способы пропаганды табачных изделий и стимулирование их потребления;

-Маркировка табачных изделий;

-Спонсорство общественных и спортивных мероприятий. Федеральный закон предполагает:

-Ограничение мест, разрешенных для курения.

Под действие запрета на курение в России попадают все общественные организации и учреждения, образовательные, медицинские, места общественного пользования, а также территория, прилегающая к ним в радиусе 15м.

Запрет на курение в России также ограничивает употребление табачных изделий в поездах дальнего следования, морских и воздушных судах, гостиницах и жилищных помещениях прочего типа;

Ограничения торговли табачными изделиями;

Запрет любого рода рекламы, спонсорства, стимулирования потребления табачных изделий;

Информирование населения о вреде табакокурения

Федеральный закон о запрете курения вступил в силу 1 июня 2013 года. Нарушение данного приказа о запрете курения предполагает штрафные санкции:

Продажа табачных изделий несовершеннолетним – от 8 до 90 тыс. рублей;

Курение в запрещенных местах для граждан – до 50 тыс. рублей; Реклама табачных изделий – от 2 до 500 тыс. рублей.

 Так, в декабре 2009 г. Правительством России была одобрена Концепция по профилактике и снижению уровня алкоголизма в стране.

В 2011 г. был принят закон об ограничении продажи алкогольной продукции по времени, согласно которому реализация спиртного запрещена с 22:00 до 10:00. С 2013 г. запрещена продажа алкоголя в нестационарных торговых точках (различных киосках, ларьках, на вокзалах и т.д.).

Федеральный закона №87-Ф3 «Об ограничении курения табака»  Статья 4. 1. 

На территории Российской федерации не допускается розничная продажа табачных

изделий лицам, не достигшим 18 лет. Статья 14.15. Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров влечет наложение административного штрафа:

На граждан: от 300 до 1500 рублей

 С 2014 года запрещено распитие алкоголя в общественных местах. Федеральный закон №365 запрещает распитие алкогольных напитков в общественных местах. Распитие алкоголя и появление в публичных местах в состоянии сильного опьянения наказывается штрафом в размере от 500 до 1500 рублей.

 Ограничена реклама алкогольной продукции на телевидении и полностью запрещена в печатных средствах массовой информации. Кроме этого были ужесточены штрафы за продажу алкоголя несовершеннолетним. Если раньше штраф был 5000 рублей, то сейчас сумма выросла до 50000 рублей. 

3. Влияние курения, алкоголя и наркотиков  на организм человека.

1.Работа с терминами.

-Что называют привычкой?

Привычка-это поведение, ставшее для человека обычным, постоянным. Привычки возникают при многократном повторении одних и тех же действий.(записать в тетр.)

-Какие привычки называют полезными?

Полезные привычки - те, которые помогают сохранять и укреплять здоровье, успешно развиваться, с удовольствием общаться с другими людьми…Привести примеры.

-Какие привычки называют вредными?

Вредные привычки - те, которые вредят нашему здоровью, мешают нам в жизни…Привести примеры.

 2.Работа в группах.

Задания для групп. 1гр.

 Открываем учебник на стр. 152-155. Вам необходимо прочитать  и заполнить таблицу в тетради. Влияние табака на здоровье человека. (на какие системы и органы влияет   и какие могут возникнуть заболевания).  

2 группа -   Влияние  алкоголя на здоровье человека  ( на какие системы и органы и какие могут возникнуть заболевания).

1 гр - курение

2 гр – алкоголь

органы

заболевание

органы

заболевание

Заслушать отчеты групп о выполнении задания.

V. Физминутка.

VI. Первичное закрепление полученных знаний.

1.Четыре правила «нет».

  1. Постоянно вырабатывать в себе привычку говорить твердое «Нет!» любому, кто предложит закурить или попробовать алкоголь.
  2. «Нет!» безделью и скучной, неинтересной жизни, праздному времяпрепровождению.
  3. «Нет!» тем сверстникам и компаниям, где курят и употребляют алкоголь.
  4. «Нет!» своей стеснительности и нерешительности, когда предлагают закурить и попробовать алкоголь.

2. Практическая часть –отработка отказа, когда предлагают алкоголь,наркотики или сигареты.

Говорят - закури. ведь курят все.

Аргументированный отказ.

-Мне важно думать о моем здоровье, а не о том, что делают все.

-Нет, я курить не буду. Ты разве не знаешь ,что курение вредит здоровью?

-Нет, никогда.

-Нет, я не дымовая труба.

-Нет, курить -это отравлять себя ежедневно по собственному желанию.

-Нет, я не хочу сокращать себе жизнь.

-Нет, я принимаю лекарства, это может быть опасным для моей жизни и здоровья.

Говорят- выпей, от одного стакана ничего не будет.

-Нет, алкоголь-это отрава.

-Нет, я не буду пить. Почему ты стараешься причинить вред моему здоровью?

-Нет , я спешу к врачу.

-Нет, я не хочу болеть.

Чтобы научиться уверенно говорить «Нет!» потренируйся не менее 30-ти раз. Любые попытки вовлечь тебя в употребление алкоголя, курение или употребление наркотиков, караются по закону.

VII. Обобщение усвоенного, подведение итогов.

Предложите 12 занятий для подростка вместо курения.

Например.

-Записаться и посещать спортивную секцию.

-Заняться танцами.

-Покататься на велосипеде. А велосипед купить на сэкономленные средства, если ты заключишь договор с папой о не курении в течении года.

- Отправиться в поход вместе с родителями.

-Записаться и посещать кружок по интересам.

-Посещать театральную студию.

-Посещать библиотеку и читать интересные книги.

-Помогать родителям на приусадебном участке.

-Заняться рисованием и т.д.

VIII. Информация о домашнем задании.

П 29,стр.152-155, выполнить письменно задание 1,стр.156 из рубрики «Задания».

IX. Рефлексия учебной деятельности, взаимо и самооценивание.

            Что было самым важным на уроке?

  • Что для тебя было легко (трудно)?
  • Доволен ли ты своей работой?
  • За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

Много несчастий и болезней могут принести курение, алкоголь и наркотики. Помните, ребята, что здоровье – это главная ценность человека. Здоровье, не купишь ни за какие деньги. Будучи больными, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты. И помните: здоровье, радость жизни и счастье в ваших руках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...

Урок по ОБЖ 5 класс по теме "Вредные привычки и их влияние на здоровье"

Урок по ОБЖ в 5 классепо теме «Вредные привычки и их влияние на здоровье человека»Цель: узнать, что такое вредная привычка,  влияние вредных привычек на здоровье  человекаЦелевые установки н...

Конспект классного часа на тему "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика и преодоление вредных привычек"

Цели: изучить влияние табака и алкоголя на органы человека; изучить влияние наркотиков на основные системы жизнеобеспечения организма человека; рассказать о профилактики вредных привычек....

Урок по теме «Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек».

Урок по предмету« Основы безопасности жизнедеятельности» ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Холомеев Андрей Викторович ТЕМА: «Вредные привычки и их влияние на здоровье. Проф...

технологическая карта урока по ОБЖ 5 кл. на тему: Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

Конспект урока по ОБЖ 5 класс. Учебник  Смирнов А.Т.  Основы безопасности жизнедеятельности.Тема урока: «Вредные привычки и их влияние на здоровье человека». Тип у...