этапы урока | слайд | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент |
| 1.Приветствие учащихся. 2. Проверка отсутствующих на уроке. | Присутствие уч.-ся |
мотивационный этап |
| Ребята, вы любите жизнь? | ответы детей |
| Как вы понимаете, что это такое?
| это богатство данное изначально и она должна быть прекрасной и счастливой: это здоровье, взаимоотношения с окружающими, дружба, любовь к ближним и близким, материальные блага |
| Горская пословица гласит: «Добрая жизнь – добрый ручей». И чтобы жизнь была доброй, счастливой, необходимы различные составляющие, среди которых самое важное место занимает здоровье. Народ славит здоровье в пословицах, назовите их. | - Здоровому и горе не горе, и беда не в зарок.
- Здоровье на деньги не купишь. Здоровью цены нет.
- Здоровье дороже золота. Было бы здоровье, а остальное приложится.
|
| В чем смысл пословицы «Здоровье дороже золота. Было бы здоровье, а остальное приложится» | ответы детей |
| Здоровье – наш бесценный дар, Который дан от Бога. И всё готовы мы отдать Лишь только б быть здоровым. Но так бывает не всегда … | слушают учителя |
Актуализация изучаемого предмета |
| - От каких факторов зависит здоровье человека?
| наследственности, медослуживания, окружающей среды, образа жизни человека |
| - От какого из перечисленных факторов больше всего зависит здоровье человека и почему? - Почему? |
- от образа жизни – ответы детей |
| Дайте вспомним определение «Здоровья», так как это записано в уставе ВОЗ
| Здоровье – это полное физическое, психологическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней |
| - Что такое благополучие?
| из словаря Ожегова: Благополучие – состояние полного счастья, спокойное и счастливое состояние |
| Поразмышляйте над словами счастливая жизнь и запишите, как вы думаете: «Счастливая жизнь – это…». | выполняют задание |
| - Свои представления о счастливой жизни давайте представим в виде дерева жизни, которое вы видите на доске. Листья этого дерева – дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если крону будут поддерживать ветви: «Я могу», «Я хочу», «Я должен». | слушают учителя |
| - А что человек может? | понимать других, любить, быть честным т.д |
| - Я хочу? | ответы учащихся |
| - Я должен? | соблюдать законы, жить, любить и.т.д |
| Эти ветви поддерживают ствол «здоровый образ жизни», питаемый корнями - составляющими здорового образа жизни. |
|
| В раздаточном материале «Дерево жизни» и запишите составляющие ЗОЖ.
| Составляющие ЗОЖ Оптимальная двигательная активность Психоэмоциональная устойчивость Рациональное питание Отказ от вредных привычек Соблюдение режима дня Личная гигиена Закаливание Сохранение окружающей среды |
открытие новых знаний . |
| Сегодня на уроке мы будем говорить об одном из составляющих здорового образа жизни. Что бы определить тему урока я предлагаю вам послушать притчу.
Когда- то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. - В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло- зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь… Другой волк представляет добро- мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность. Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: -А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: -Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. Ребята, о чём эта притча? |
слушают
отвечают на поставленный вопрос, отказ от вредных привычек |
| Действительно, одной из составляющих ЗОЖ является отказ от вредных привычек. |
|
| Запишите тему урока: Вредные привычки и их влияние на здоровье Профилактика вредных привычек | записывают тему урока |
| - что такое привычка? | это поведение, склонность к чему-либо, ставшие для человека обыденными, постоянными в его жизни. |
| - какие привычки называют вредными? | Вредная привычка - это многократно повторяющееся действие, вызывающее у человека зависимость от совершаемого действия, приводящая к негативным последствиям, касающимся здоровья человека |
| С раннего детства с вами говорили о вредных привычках. - давайте вспомним, какие это вредные привычки? | курение, алкоголизм и наркомания.) |
| - На сегодняшнем уроке мы будем вести разговор о вредных привычках. |
|
| У меня в руках подарочная коробка. В ней лежит некий предмет. Вам интересно узнать, что это за предмет? | к доске выходит учащийся |
| Но, прежде чем ты заглянешь в эту коробочку, я хочу тебя предупредить. Что эта вещь очень вредная, опасная, нельзя открывать… Ты всё равно хочешь увидеть, что там? | Ученик достаёт яблоко. |
| - Скажи, такие предупреждения как опасно, вредно, нельзя без разъяснения сути убедили тебя не заглядывать в эту коробочку? | нет. |
| Какое чувство заставило тебя в неё заглянуть? | любопытство
|
| - По своей природе человек - натура сознательная и целеустремленная. Привыкание к вредному происходит незаметно, постепенно, раз от разу. При этом формируется тяга к привычному необдуманному действию. |
|
| - и одним из таких необдуманных действий является табакокурение. Табак стал неотъемлемой частью культуры человечества, сделав его своими рабами. Употребление табака – это не столько вредная привычка, сколько серьезная физиологическая и психологическая зависимость. Зависимость вызывает никотин – один из компонентов табачного дыма. Он попадает в мозг примерно через 10–15 секунд после первой затяжки, что по скорости сопоставимо с вводимыми внутривенно наркотиками. табачные компании тайно увеличивают содержание никотина в сигаретах. Были изучены 116 марок. Выяснилось, что в 92 из них превышено содержание никотина. : Курение ежегодно уносит жизни около 5 миллионов человек, что составляет 12 процентов всех смертей на планете. Что же касается России, то наша страна является сегодня одной из самых курящих стран мира. Она занимает четвертое место после Китая, Японии и Америки. Частично вследствие повышенного потребления табачных изделий средняя продолжительности жизни российских мужчин упала с 64 лет в 1989 году до 59 лет в 2008 году – то есть, многие не доживают даже до пенсионного возраста. |
|
| давайте узнаем, откуда к нам пришел табак. | Сообщение ученика на тему: История возникновения табакокурения. |
| расскажите, как влияет табак на здоровье человека.
| - Легочная система
- Органы пищеварения
- Сердечно-сосудистая система
- Образование раковых опухолей
|
| Мифы или реальность о курении учитель предлагает опровергнуть мифы о курении.
- Курят почти ВСЕ
| Большая часть человечества не курит. В экономически развитых странах мода на курение постепенно проходит. Сейчас цивилизованное общество культивирует спортивный стиль |
| - Бросить курить легко
| большинство курильщиков безуспешно стараются бросить курить |
| - Курение – относительно безвредное занятие
| курение главный фактор заболевания лёгких и сердечно- сосудистой системы. 90 % больных раком – курили |
| - Курение опасно только для того кто курит.
| курение в большей степени опасно для тех кто не курит, но находится рядом и вдыхает дым |
| Алкоголизм — наркотическая зависимость, характеризующаяся болезненным пристрастием к употреблению алкогольных напитков и алкогольным поражением внутренних органов. . Особенно опасно пристрастие к алкоголю для здоровья молодых людей и подростков. Пристрастие к алкоголю перерастает в зависимость. Алкоголь действует разрушающе на организм, он содержит винный спирт – этанол, очень быстро всасывающийся организмом. Через две минуты после употребления этот спирт попадает в кровь. Попадая в организм, алкоголь отрицательно влияет на разные системы организма, вызывая различные нарушения деятельности системы. Пристрастие человека к алкоголю вызывает заболевание – алкоголизм. При алкоголизме происходит деградация человека как личности. | слушают учителя |
| Давайте заслушаем сообщение на тему: «История возникновения алкоголя». | зачитывают сообщения |
| - как влияет алкоголь на здоровье человека | Хронический гастрит желудка Развивается цирроз печени ( разрушение печени) Воздействует на головной мозг Ускоряет биологического старения |
| Мифы и реальность об алкоголе учитель предлагает опровергнуть мифы. Миф и реальность - Алкоголь стимулирует, придаёт силы
|
алкоголь угнетает ЦНС, затормаживает нормальную реакцию организма |
| - Выпившие люди дружелюбны и общительны
| напившиеся люди теряют над собой контроль, становятся агрессивными. |
| - Алкоголь – пищевой продукт
| алкоголь не переваривается в желудке как пища, а попадает сразу в кровь |
| - Алкоголь может «прочистить мозги»
| алкоголь нарушает нормальную систему головного мозга |
Динамическая пауза |
| Упражнения для шейного отдела позвоночника выполняются сидя Каждое упражнение выполнять 4-5 раз. - Наклоны головы вперёд-назад.
- Наклоны головы вправо-влево.
- Поворот головы вправо-влево.
- Круговые движения головой в одну и другую сторону.
| Дети разминаются, гимнастика для глаз и т.д. |
|
| - О какой еще вредной привычке мы еще не говорили на сегодня на уроке? | наркомания |
|
| Наркотики – это болезнь цивилизации. На протяжении всей своей истории человечество преодолевало бесконечное число стихийных бедствий, кровавых войн, ужасных эпидемий. Но войны начинаются и заканчиваются, наводнения, ураганы и эпидемии, собрав свою страшную жатву, покидают опустошенные селения. Все бедствия, выпавшие на долю человечества, имели свое начало и свой конец, в то время как история страсти к одурманивающим средствам с каменного века до наших дней не прерывалась ни на день. В мировом масштабе число жертв этого порока, разрушающего судьбы и здоровье населения нашей планеты, больше, чем от всех известных войн и катастроф. Ежегодно, от наркотиков умирает примерно 70 000 людей. Средний срок жизни наркомана – около семи лет, Несмотря на самые современные средства борьбы с наркоманией, число добровольных рабов дурмана, желающих оказаться в искусственном раю, угрожающе растет. | слушают учителя |
|
| - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова наркотики, наркоман, наркомания?
| ответы обучающихся |
|
| - Что такое: наркотики, наркоманы, наркомания?
| Наркотики– это запрещенные психоактивные вещества растительного или синтетического происхождения, которые оказывают воздействие на нервную систему и весь организм человека, это возбудитель болезни. Наркоманы– это люди употребляющие наркотики, тяжелобольные, у которых трансформируются все стороны личности: психоэмоциональная, духовная, нравственная. Наркомания – это заболевание, которое возникает в результате употребления наркотических средств и психотропных веществ, вызывающих в алой дозе эйфорию, а в больших дозах одурманивание и наркотический сон. |
|
| - Почему первую дозу предлагают бесплатно?
| Чтобы втянуть подростка к употреблению наркотиков, так как привыкание наступает с первой дозы |
|
| - Назовите причины употребления наркотиков подростками?
| - Очень сильное желание освободиться от контроля и постоянного руководства со стороны взрослых,.
- Особенно привлекает то, что не дозволено. Желание быть «крутым».
- Подростки часто стремятся доказать в группе сверстников свою «крутизну», а употребление наркотиков представляется им очень сильным аргументом.
- Дань моде, активный поиск «смысла жизни», новых видов «кайфа». Хочу удовольствий!
- Низкая культура, неумение сказать «Нет!». Все мои друзья так делают.
|
|
| Ложная романтика и подражание «избранным» сгубили не одно поколение молодежи. Жизнь похожая на ад и смерть в расцвете лет – вот цена излишнего любопытства. - Нет, мы не хотим такой участи ни для себя, ни для других. Поэтому должны запомнить прописные истины | слушают учителя. зачитывают с учебника стр. 205 Прописные истины | Первая истина | Наркомания – это заболевание, зачастую неизлечимое | Вторая истина | Привыкание к наркотику наступает после первой дозы | Третья истина | Человек, предлагающий наркотики - враг |
|
|
| Борьба с наркотиками ведется во всем мире. В нашей стране принят ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществ». Давайте ознакомимся со статьями УК РФ, определяющие наказание за действия, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами. | Работа с учебником, учащиеся зачитывают статьи. Стр. 204 Статья | Содержание | Наказание |
|
|
|
|
|
| Каковы последствия наркомании?
| - Проблемы со здоровьем
- Потеря контроля над поведением (травмы, насилие, криминал).
- Появление развязности, агрессивности, грубости, снижении е умственной работоспособности, плохая координация.
- Проблемы в семье, учебе, неприятности в школе.
- Финансовые трудности (долги, пропажа вещей из дома, постоянный поиск денег).
- Конфликты с друзьями.
- Конечный результат – смерть, к чему приводит наркомани
|
|
| Чтобы избежать этого, необходимо помнить, что совсем необязательно выполнять требования товарища или группы товарищей. Для тех, кто твердо решил не попадать в зависимость от наркотиков, а хочет следовать в жизни правилам здорового образа жизни, нужно следовать Правилам четырех «Нет!» наркотикам. | Работа с учебником. Стр. 206.Учащиеся зачитывают правила.
|
закрепление изученного материала |
| Учитель: Как вы думаете, что такое профилактика? | предупреждение |
| Знания о вреде курения, алкоголя, наркотиков на организм человека это профилактика вредных привычек? |
|
| Знание о неотвратимости наказания за нарушение закона – это профилактика? |
|
| Умение распознавать добро и зло, умение сопротивляться соблазнам – это профилактика? |
|
| «Предупреждён – значит вооружён» - так гласит народная мудрость. Сегодня на уроке я предупредила вас о вреде вредных привычек. Ну что ж, мой друг, решенье за тобой, Ты вправе сам командовать судьбой. |
|
рефлексия |
| Здоровый и счастливый человек свободен от этих пороков. Чтобы не случилось в вашей жизни, имейте позитивное мышление, держитесь только за хорошее, что у вас есть, и идите вперед, осуществляя три принципа достижения успеха: - Поступать по совести.
- Развивать свои творческие возможности.
- Поступать с людьми так, как бы вы хотели, чтобы поступали с вами.
Благодаря этому вы найдете себе хороших друзей, что и будет вашим крепким основанием и лучшей защитой от одиночества, наркотиков и других негативных элементов, способных разрушить вашу жизнь. Пусть это будет выбором вашего жизненного пути! |
|
| Учитель предлагает обучающимся оценить свою деятельность на уроке. |
|
| Просит высказать своё мнение об уроке, предлагая вопросы: - сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я понял, что…
- теперь я могу…
|
|
Домашнее задание |
| Учитель определяет и комментирует домашнее задание. - Параграф 8.7-8.8
- Создать листовки «Мы за ЗОЖ»
| Обучающиеся записывают домашнее задание. |