Учебный мозговой штурм на уроке ОБЖ
тренажёр по обж (10 класс)
Учебный мозговой штурм на уроке ОБЖ
Содержание:
- Введение ……………………………………………………….3
2.Характеристика технологии учебного мозгового штурма…..6
- Использование мозгового штурма на уроке ОБЖ …………..9
- Советы по проведению учебного мозгового штурма ……...12
- Ошибки при проведении учебного мозгового штурма …….13
- Сравнение технологии педагогических мастерских и
учебного мозгового штурма ……………………………………..14
- Заключение ……………………………………………………15
- Литература …………………………………………………….16
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnyy_mozgovoy_shturm_na_uroke_obzh.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный мозговой штурм на уроке ОБЖ
Содержание:
- Введение ……………………………………………………….3
- Характеристика технологии учебного мозгового штурма…..6
- Использование мозгового штурма на уроке ОБЖ …………..9
- Советы по проведению учебного мозгового штурма ……...12
- Ошибки при проведении учебного мозгового штурма …….13
- Сравнение технологии педагогических мастерских и
учебного мозгового штурма ……………………………………..14
- Заключение ……………………………………………………15
- Литература …………………………………………………….16
Введение
Так получилось, что мы живем в эпоху перемен. Перемены эти происходят не только в жизни государства, общества, но и в жизни школы. Необходимость изменений осознана сейчас различными представителями педагогической науки, учителями, управленцами. В современной системе образования существует ряд проблем и противоречий, которые требуют своего решения. Возможно, этому будет способствовать переход образовательных учреждений на ФГОС нового поколения.
Основное противоречие современной системы образования состоит в том, что на всех уровнях довольно сильны позиции традиционного (предметно-ориентированного) обучения, вместе с тем постоянно декларируется главная цель обучения – развитие личности ребенка. Но для традиционной модели она не является главной. Получается, что для реализации модели развивающего обучения зачастую используется методический аппарат традиционного обучения. Необходимость перехода в русло развивающего обучения связана с тем, что традиционное обучение не в состоянии устранить собственные проблемы: это и невозможность втиснуть раздутое содержание в рамки учебной нагрузки, невозможность эффективной мотивации деятельности учащихся, неспособность сформировать целостное представление об окружающей действительности, проблемы педагогического насилия. Введение ЕГЭ привело к тому, что учитель стал видеть главной целью своей деятельности получение учащимися высоких балов на данном экзамене, а на реализацию основных целей образования у него просто нет времени и сил.
Педагогическая наука накопила к настоящему времени большой объем знаний о различных методиках, технологиях и концепциях обучения и требовать от каждого учителя разработки собственных оригинальных концепций, педагогических технологий было бы наивно.
Учителю-практику приходится достаточно сложно в сложившихся условиях, когда он ограничен рамками традиционного обучения, а главную цель видит в развитии личности ребенка. Тем более что учитель не может не ставить своей целью усвоение учащимися основного содержания образования.
Истина, как это обычно бывает, где-то посередине, она в разумном, гармоничном сочетании этих двух целей: в усвоении учащимися основного содержания образования и развитии, раскрытии личности ребенка. Большие возможности в этом предоставляет деятельностный подход и использование современных педагогических технологий.
Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.
Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения нового знания:
- Постановка учебной задачи.
- В список задач, актуализирующих знания детей, включается проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы.
- «Открытие» нового знания.
- Учитель предлагает учащимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения он подводит итог.
- Первичное закрепление.
- Выполняются тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия.
- Обучающая самостоятельная работа.
- Учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют их в классе и исправляют допущенные ошибки. Здесь важно создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
- Выполнение заданий на повторение.
В данной работе мы рассмотрим такую форму групповой деятельности учащихся на уроке, которая получила название “учебный мозговой штурм” и которая может способствовать формированию обучающимися субъективно нового знания.
Характеристика технологии учебного мозгового штурма
Основная идея учебного мозгового штурма – решение творческих, эвристических задач в группах. Такие задачи принято называть “открытыми”, они наиболее развивают креативность мышления. Эта форма учебной деятельности применима к любым возрастам. Нет такого школьного предмета, на котором проведение мозгового штурма не было бы целесообразным, если учителю интересно развивать творческие способности учеников.
Создание технологии мозгового штурма восходит к книге Алекса Осборна «Управляемое воображение», изданной в 1953 году в США. Алекс Осборн во время второй мировой войны был капитаном торгового судна. Случилось так, что в какой-то момент их судно осталось без охраны, а в том районе, где находилось их судно, действовала немецкая подводная лодка. Что делать в подобной ситуации? И тогда капитан вспомнил практику, которую применяли ещё средневековые пираты. Вся команда выстроилась на палубе и все, начиная с младших матросов, отвечали только на один вопрос: как спастись в случае торпедной атаки? Причем можно говорить все, что придёт в голову, так как самая невероятная идея может служить ключом к решению проблемы. Тогда им повезло, и подводная лодка не появилась, но после войны Осборн решил проанализировать ситуацию и пришел к выводу, что такой способ поиска новых идей применим и в мирной жизни.
Следует отличать мозговой штурм вообще от учебного мозгового штурма. Мозговой штурм в чистом виде применяется для решения задач, ответ на которые не известен никому. Учебный же мозговой штурм применяется на уроке для создания учениками субъективно нового знания.
Учебный мозговой штурм имеет следующие дидактические ценности:
- это активная форма работа учащихся, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам обучения;
- учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;
- участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;
- учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;
- наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;
- учебный мозговой штурм вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру.
Обычно мозговой штурм проводится в группах численностью семь-девять учащихся. До штурма группу инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма – никакой критики. В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий (руководитель группы). Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной идее, чтобы группа не упустила ее из виду, поработала над ее развитием. Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи. Затем проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи. Учитель определяет время на первый этап. Время, обычно до двадцати минут, желательно зафиксировать на доске.
Первый этап – это создание банка идей. Главная цель – наработать как можно больше возможных решений, в том числе тех, которые на первый взгляд кажутся дикими. Иногда имеет смысл прервать этот этап раньше, если идеи явно иссякли. После этого можно сделать небольшой перерыв, и обсудить, какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему.
Второй этап – анализ идей. Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях.
Третий этап – обработка результатов. Группа отбирает от двух до пяти наиболее интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. В некоторых случаях целью группы является поиск как можно большего числа решений, и тогда спикер может огласить все идеи.
Рекомендации по проведению мозгового штурма:
- Класс предлагается разбить на несколько групп. Все группы одновременно могут независимо друг от друга штурмовать одну задачу. Возможна организация конкурса идей.
- Каждая из групп может штурмовать свою задачу. Лучше все задачи объединить одной проблемой.
- Нет ничего плохого в том, если третий этап будет отделен временем и даже проведен на другом уроке. Если за это время у участников группы появятся новые идеи - пусть обсуждают и их. Главное - вызвать интенсивную мыслительную деятельность над учебной задачей, а не выдвинуть определенное количество идей в строго отведенное время. Иногда целесообразно вообще ограничиться только первым этапом штурма с оглашением всех найденных идей.
- Мозговой штурм пройдет гарантированно интересно, если задача имеет большое количество возможных решений. Если это исследовательская задача, то она должна допускать несколько возможных гипотез-объяснений.
Использование мозгового штурма на уроке ОБЖ
Мозговой штурм – это особая форма групповой работы учащихся на уроке. Групповые формы работы широко известны и применяются многими педагогами. Главная особенность учебного мозгового штурма – четкое распределение обязанностей и этапов работы групп. Рассмотрим примерный алгоритм урока с применением технологии учебного мозгового штурма.
1.Вводное слово учителя, в котором он обозначает проблему, решаемую на уроке, определяет цели и задачи деятельности учащихся. Задание должно быть творческим, эвристическим. Естественно, что учащиеся не должны иметь готовых решений данной проблемы, но учитель должен учитывать, что задание должно быть посильным, опираться на ранее изученный материал, работать на то, что будет изучаться позднее. На данном этапе можно также использовать индуктор (аудио-визуальные средства).
2.Затем учащиеся приступают к решению поставленной задачи в группе. Учитель определяет время, напоминает обязанности и этапы работы. Группы должны быть сформированы заранее, желательно, чтобы эти группы были постоянными на различных уроках. Оптимальное количество учащихся в группе 7-9 человек. Из них назначаются или выбираются, с учетом психологических особенностей: руководитель группы (ведущий), секретарь, спикер, остальные - просто члены группы. Можно разработать карточки-памятки, которые выдаются участникам штурма. В них определены их обязанности и этапы работы группы.
Работа группы включает в себя три этапа. На первом этапе все участники группы высказывают свои идеи, гипотезы, подходы к решению проблемы, когда им предоставляет слово руководитель. На этом этапе не допускается никакой критики, идеи не обсуждаются, а секретарь группы их фиксирует. На втором этапе идет обсуждение выработанных идей, решений, гипотез. В каждой идее нужно найти свои плюсы и минусы.
На третьем этапе группа проводит отбор наиболее удачных идей, выработанных решений. После этого спикер группы делает сообщение классу. В зависимости от поставленной задачи это может быть в устной форме, на доске, в виде рисунков, схем и т.д. Лучше записывать отчет на доске. Количество решений может быть различным в зависимости от целей и задач урока: иногда это одно решение, или несколько, в других случаях группа может быть нацелена на выдвижение максимального количества идей.
После отчета спикера члены группы могут дополнить отчет, если считают это необходимым. По окончании работы групп учитель подводит итоги урока, обобщает те решения, которые были выработаны на уроке. Может быть проведена рефлексия, учащиеся обсуждают: чего хотели добиться, чего добились, достигли ли поставленной цели и т.п.
Во время работы групп учитель отслеживает их деятельность, если у учащихся возникли затруднения то, чтобы натолкнуть их на какую-то мысль, подход к решению, можно использовать подсказки, блоки информации, справочную литературу.
Данный урок позволяет достичь следующих целей:
1. Образовательные цели. Они исходят из специфики предмета и темы урока.
2.Развивающие цели. Идет развитие творческих способностей учащихся умения анализировать, сравнивать, отбирать главное, аргументировать, устанавливать причинно-следственные связи.
3.Происходит воспитание коммуникативных способностей учащихся, умения работать в группе, выслушать других, подчинить свое мнение мнению других членов группы.
Советы по проведению учебного мозгового штурма
1. Во время первого этапа работы важно соблюдать правило – никакой критики. Это позволяет расковать инициативу, снять зажимы. На первом этапе ведущий должен хвалить участников за любые даже дикие на первый взгляд идеи. Это непросто, так как в каждом из нас живет «великий критик».
2.Можно проводить обратный мозговой штурм. Суть его в том, что группа пытается найти как можно больше недостатков в решении, идее, гипотезе.
3.Если участники группы будут выкрикивать, перебивать друг друга, то можно рекомендовать руководителю повторять за каждым участником группы его идею, добиваясь четкой формулировки и понимания. Высказываться должны только те, кому предоставлено слово. Для тех, чья очередь еще не подошла, можно посоветовать записать свою мысль, а потом ее высказать.
4.Можно проводить мозговой штурм всем классом, как одной группой, особенно вначале, когда учащиеся осваивают новую форму работы. Учитель при этом может исполнять роль руководителя группы и секретаря, фиксируя высказанные идеи.
5.Если секретарь группы не успевает записывать идеи, то можно назначить двух, они будут фиксировать идеи по очереди.
6.Вовремя мозгового штурма учитель исполняет роль консультанта, помогает менее опытному ведущему выбрать направление разговора.
7.Мозговой штурм можно проводить на уроках почти по всем школьным предметам.
Ошибки при проведении учебного мозгового штурма
1.Плохо подобрана тема. Если она требует глубоких специальных знаний и аналитических рассуждений, то ее нельзя выносить на такой урок.
2.Учитель принимает только ему известный контрольный ответ на задание и жестко критикует предложения учащихся.
3.Нельзя постоянно вмешиваться в работу группы. Пусть группа делает ошибки, нарушает правила штурма. Все это можно разобрать в конце урока.
Сравнение технологии педагогических мастерских и учебного мозгового штурма
УМШ | ПМ | Сравнение |
1.Постановка цели, формулировка проблемы | 1.Индукция | 1.В технологии УМШ цель заявляется более четко, а в технологии ПМ цель может быть четко не названа. |
2.Выдвижение гипотез, идей. | 2.Самоконструкция. Самостоятельное осознание и решение задачи. | 2.В технологии УМШ самоконструкция выражена слабо, она имеет место на первом этапе работы группы. |
3.Обсуждение и отбор идей группой. | 3.Социоконструкция. Социализация. Работа в группе. | 3.Эти этапы очень похожи. |
4.Сообщение идей и решений классу. | 4.Афиширование. Обнародование результатов работы. | 4.Эти этапы также одинаковы. |
5.Подведение итогов урока, обсуждение результата. | 5.Разрыв. Осознание неполноты знаний. Выращивание потребности в новом знании. | 5.УМШ не предполагает подведения учащихся к разрыву, но возможно и это. |
6.Отсутствует. | 6.Рефлексия. | 6.Рефлексия не является этапом УМШ, но вполне возможна. |
Заключение
Технология учебного мозгового штурма может быть использована в личностно-ориентированной модели обучения, где на первое место выступает не результат, а сам процесс. Результат же может быть получен не сразу. Главное, что такая форма урока способствует развитию личности ученика. Групповая форма работы позволяет каждому ученику почувствовать себя личностью. Каждый работает в меру своих способностей и знаний.
На уроках ОБЖ целесообразно использовать данную технологию при изучении таких учебных вопросов, где требуется разработка алгоритмов каких-либо действий, систем мер защитного характера, моделей безопасного поведения.
Литература
1. Гин, А. А. Приемы педагогической техники. — М.: «Вита-Пресс», 9-е изд., 2009.
2.Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии: книга для учителя. Мурманск, 1997.
3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод мозгового штурма на уроках физики
В докладе освещены примеры применения метода Мозгового штурма по конкретным темам и классам....
использование метода мозгового штурма на уроках физики
Презентация к выступлению по методике применения метода мозгового штурма при изучении предмета физика...
Конспект открытого урока в 11 классе (углубленное изучение) по теме The World’s Best, The World’s Worst. The Mystery of the Disappearing Author. Использование метода мозгового штурма.
Метод мозгового штурма это перспективная форма учебной деятельности применима к любым возрастам, если учителю, конечно, интересно развивать творческие способности учеников. Мозговой штурм - это активн...
Урок обобщающего повторения курса географии 10 класса. Игра «Мозговой штурм»
Обобщающее повторение курса возможно повести в игровой форме. Игра "Мозговой штурм" дает возможность повторить с учениками все темы изучаенные в 10 классе....
Статья "Технология "Мозгового штурма" на уроках истории и обществознания"
приминение на уроках технологии "Мозгового штурма"...
Статья "Мозговой штурм на уроках иностранного языка"
Статья по методике преподавания иностранного языка...
Использование технологии «Мозговой штурм» на уроке английского языка. Урок-игра "Мозговой штурм".
Технология «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») хорошо известна среди преподавателей, однако, поскольку ее часто используют на уроках, целесообразно уточнить не...