Методические рекомендации по проведению открытого урока по ОБЖ для 10 класса
методическая разработка по обж (10 класс)

Исайцев Сергей Николаевич

 

Тема урока: Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_go.docx324.83 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по основам безопасности жизнедеятельности

Учитель ОБЖ: Исайцев С. Н.

Тема урока: Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.

Цель урока: Сформировать у учащихся общее представление о гражданской обороне как составной части общегосударственной системы мероприятий по защите населения страны от опасностей мирного и военного времени. Познакомить с системой руководства гражданской обороной и основными правами и обязанностями граждан в области гражданской обороны.

Целевые установки урока

Предметные результаты:

  • Формировать современную культуру безопасности ж

жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций различного характера;

  • Знать основные права и обязанности граждан в области гражданской обороны.

Метапредметные результаты:

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить ;
  • Выдвигать предположения и доказывать их;
  • Уметь извлекать необходимую информацию при изучении иллюстрации учебника и при использовании электронного приложения ;
  • Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

  • Осознавать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • Усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения при возникновении ЧС различного характера.

Оборудование урока: доска, презентация,(компьютер, экран, мультимедийный проектор), раздаточный материал, учебник

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к изучению нового материала.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о Гражданской обороне

Приложение 1. Слайд №1. рассмотрим понятие ГО, познакомимся с историей ее создания, узнаем о предназначении и задачах по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Узнаем об основных понятиях гражданской обороны (ГО). Задачи гражданской обороны.

1. Учитель: В начале урока разберем понятие ГО.

Гражданская оборона — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

И так, мы узнали с вами, что же несет под собой понятие ГО.

2. Переходим к вопросу об истории ГО. Учащиеся разбиваются на группы.

Учитель: У вас на столах находятся конверты в которых изложен текст, но в этом тексте есть пропущенные слова, ваша задача, внимательно слушаем меня и вставляем в текст пропущенные слова.(достаем материал)

(Дальше материал сопровождается презентацией)

Слайд 2. В России государственная организация защиты населения берет свое начало 4 октября 1932 г., когда Совет народных комиссаров утвердил положение о местной противовоздушной обороне (МПВО), согласно которому местная противовоздушная оборона была выделена в самостоятельную составную часть всей системы противовоздушной обороны Советского государства. Основными задачами МПВО являлись:

— предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы;

— осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно светомаскировки);

— ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ;

— подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха;

— оказание ветеринарной помощи пострадавшим животным; поддержание общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти и МПВО в угрожаемых районах.

Слайд.3.Ее первым серьезным испытанием стала Великая Отечественная война, во время которой подразделения МПВО обезвредили 40 тысяч зажигательных бомб, потушили 2700 пожаров, ликвидировали более 3 тысяч крупных аварий. В те годы впервые в нашей истории была организована система защиты населения, которая позволила сохранить жизни тысячам мирных граждан.

Слайд 4.В 1961 г. МПВО была преобразована в гражданскую оборону (ГО) СССР . В это время были разработаны теоретические основы защиты населения, а на территории всей страны осуществлен комплекс организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других специальных мероприятий.

С сентября 1971 г. непосредственное руководство системой ГО стало осуществлять Министерство обороны. В условиях прекращения холодной войны гражданская оборона уже не отвечала предъявляемым требованиям. Войска ГО оказались не готовы к работе в условиях крупных аварий и катастроф.

В июле 1987 г. было принято постановление правительства о коренной перестройке ГО, в соответствии с которым на неё были возложены задачи мирного времени — защита населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также проведение спасательных и других неотложных работ по их ликвидации.

Слайд 5.В 1991 г. войска ГО вошли в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС России), который в 1994 г. был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Учитель: Проверяем отработанный текстовой материал (представитель группы из числа учащихся зачитывает предложения с недостающими словами)

3. Учитель : Теперь рассмотрим задачи ГО на современном этапе.

Слайд 6. В Федеральном законе «О гражданской обороне» ( №448 –ФЗ с изменениями на 30 декабря 2015 года) определены основные задачи в области гражданской обороны. (продолжение Презентации)

Сегодня в задачу гражданской обороны входит также и защита от угроз мирного времени – землетрясений, наводнений, аварий и катастроф. То есть огромный материальный, технический и человеческий ресурс гражданской обороны в настоящее время содержится не только для решения гипотетических задач военного времени, но и активно используется в повседневной нашей жизни, что позволяет поддержать высокую готовность к применению по предназначению, как силы, так и материально-технические резервы ГО.

Слайд 7. Гражданская оборона является всенародным делом. В наше время на производстве применяется всё больше сильнодействующих ядовитых веществ, легковоспламеняющихся жидкостей, когда происходят катастрофы и стихийные бедствия, значительно возросла социально-экономическая значимость Гражданской обороны. Сегодня жители должны быть готовы к любым чрезвычайным ситуациям, знать как правильно действовать, куда идти и как оказать необходимую помощь себе, своим близким или пострадавшему человеку.

Слайд 8. Подготовка населения к осуществлению задач гражданской обороны складываются из целого комплекса мероприятий. Наиболее важными из них, направленными непосредственно на защиту населения, являются обучение населения мерам защиты и оказанию само- и взаимопомощи, проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения.

Слайд 9.В мирное время силы ГО участвуют в оказании помощи населению при различных ЧС и вступает в военное положение после объявления войны или специального указа Президента России.

Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти и в организациях осуществляют их руководители.

Руководство ГО на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют главы органов исполнительной власти субъектов Российской федерации и руководители органов местного самоуправления.

В чем же заключаются основные права и обязанности граждан Российской Федерации в области ГО.

Слайд 10. Граждане российской федерации в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами РФ:

  • Проходят обучение в области гражданской обороны;
  • Принимают участие в проведении других мероприятий по ГО;
  • Оказывают содействие органами государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

И так переходим к практической части. Каждая группа получает файл с задачами, направлениями, действиями ГО.

Обучающиеся : Из задач ГО выбрать самую основную задачу первостепенной значимости, суметь аргументировать свой выбор.

4. Закрепление изученного материала.

  1. Когда и с какой целью была создана гражданская оборона в нашей стране?
  2. Какие основные задачи возложены на гражданскую оборону?
  3. Какие органы составляют организационную основу ГО?

5.Подведение урока(рефлексия).

Итак, сегодня на уроке мы с вами изучили понятия ГО, познакомились с историей создания ГО, рассмотрели задачи на современном этапе.

  1. Интересна ли вам была информация, полученная на уроке?

Спасибо за урок!

Всероссийский Открытый урок по ОБЖ на тему "День гражданской обороны России" 05.10.15 Встреча учащихся с сотрудником МЧС Северо-Востока Мариной Лапенко В рамках празднования 83-й годовщины со Дня образования гражданской обороны в России сотрудником МЧС Северо-Востока старшим инженер 5 РОНД Управления по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве майором внутренней службы Лапенко Мариной Александровной, совместно с преподавателем ОБЖ, проведен открытый урок на тему "День гражданской обороны России" со старшеклассниками Школы № 1499 имени Героя Советского Союза Ивана Архиповича Докукина. В ходе урока был продемонстрирован обучающий видеоматериал, в котором были озвучены основные функции и задачи Гражданской обороны, сигналы оповещения и действия в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также были показаны способы защиты органов дыхания с использованием ватно-марлевых повязок, респираторов и противогазов. Школьники были ознакомлены с историей возникновения и развития гражданской обороны в России, узнали о современных технических средствах, находящихся на вооружении подразделений, выполняющих основные задачи в области гражданской защиты. 
ГКОУ школа-интернат с. Великовечного Краснодарского края

25 апреля 2013 года

Цели и задачи проведения открытого урока:

1. Пропаганда социальной значимости курса «Основы безопасности жизнедеятельности», поднятие его престижа;

2. Пропаганда культуры безопасности жизнедеятельности среди подрастающего поколения;

3. Практическая отработка навыков безопасного поведения школьниками в различных условиях;

Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Чтобы выжить – надо знать», карточки с заданием, учебный фильм «Правила поведения в ЧС».

Ход урока.

 I.  Организационный момент. Психологический настрой.

II. Введение материала по цели урока.

     Сегодня мы собрались для очень важного и интересного разговора. Современный мир, природа и развивающиеся технологии все чаще бросают нам вызов в виде природных бедствий, техногенных аварий и катастроф. В нашей стране существует мощная структура - МЧС России, готовая действовать в сложной обстановке чрезвычайных ситуаций различного характера. И ее сила заключается не только в современном высокотехнологичном оборудовании, но и в кадровом потенциале. В МЧС России работают подготовленные сотрудники, искренне любящие свое дело. Их знают и уважают во всем мире – наша страна не оставляет без внимания и помощи ни одну чрезвычайную ситуацию на планете.

1-й слайд:                              МЧС России

  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
  • Основано 27 декабря 1990 года.
  • Вышестоящий орган государственной власти Президент РФ.

2-й слайд:                             Министр МЧС

Владимир Андреевич Пучков в должности с 21 мая 2012 года.

3-й слайд:                             Символика МЧС России:

                               Большая эмблема            Представительский флаг

4-й слайд:    За прошедшие сутки  24.04.2013 года

5-й слайд:   Спасателями и пожарными МЧС России спасено 443 человека.

6-й слайд:   В техногенных пожарах спасено 107 человек.

7-й слайд:   Обнаружено и обезврежено 138 взрывоопасных объекта.

8-й слайд:   На водных объектах спасено 2 человека.

9-й слайд: Психологическая помощь оказана в 13 случаях.      

10-й слайд:

Опасной называется ситуация, которая угрожает жизни,   здоровью, имуществу человека или природной среде.

11-й слайд:  

 Не проходит и дня, чтобы газеты, радио, телевидение не принесли сообщение об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, преступлении в том или ином городе, либо стране. Террористы захватывают заложников, терпят бедствие пароходы и поезда, пешеходы попадают под колёса машин.

12-й слайд:

 Каждый из нас может оказаться в такой непредвиденной ситуации. Кто же поможет человеку, оказавшемуся в опасности? Прежде всего – ОН САМ! Сегодня на нашем уроке  три команды спасателей  попробуют найти выход из предложенных в игре опасных ситуаций!

13-й слайд:             Единая дежурно-диспетчерская служба.

В каждом городе страны по инициативе МЧС России создаётся Единая дежурно-диспетчерская служба, которая является составной частью городского управления Единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

14-й слайд:             Службы экстренной помощи.

Знать номера телефонов экстренных служб нужно всем, и взрослым, и детям! Всем известны номера телефонов 01, 02, 03, 04. А как ещё можно позвонить в Единую городскую службу спасения по стационарному и мобильному телефону?  39-3-01,  2-32-01, 010.

15-й слайд:            Задание 1. «Просьба о помощи».

 В этом задании вы получаете карточку с номером телефона экстренной службы. Командам спасателей необходимо назвать экстренную службу по номеру телефона, позвонить туда и правильно провести разговор с диспетчером службы.

16-й слайд:           Задание 2. «Тушим сами».

 Как правильно вызвать пожарную службу, мы знаем. Но сами - бездействовать  не можем! Что же делать?

17-й слайд:           Вопрос каждой команде спасателей:

 1.Чем можно затушить горящие бензин, керосин и другие органические масла?

 2.Если на вас загорелась одежда, ваши действия?

3.Что делать, если комната, в которой вы находитесь, стала заполняться густым едким дымом?

18-й слайд:             Первая медицинская помощь.

 Первая медицинская помощь - это простейшие срочные и необходимые меры для спасения жизни человека и предупреждения осложнений до прибытия скорой помощи. В экстремальных условиях может возникнуть ситуация, когда только ты сможешь оказать первую медицинскую помощь себе или пострадавшему товарищу.

19-й слайд:           Задание 3. «Помоги пострадавшему».

 Первой команде спасателей необходимо оказать медицинскую помощь при ссадинах или порезах; второй команде спасателей – при пищевом отравлении; третьей команде – оказать первую помощь при ожоге.

20-й слайд:     Выберите для каждого случая нужные медикаменты:

 Бинт                                                           Йод

Р-р бриллиантовый зелёный                     Перманганат калия

Пантенол                                                     Перекись водорода

 Индивидуальный перевязочный пакет

 Салфетки стерильные медицинские          Уголь активированный

21-й слайд:          Чрезвычайные ситуации на железной дороге.

  Каждый человек в среднем один-два раза в год едет куда-нибудь на поезде. Поезда - достаточно безопасный вид транспорта, но всё же нужно быть готовым к возможным опасным ситуациям, чтобы не растеряться в трудную минуту и действовать правильно.

22-й слайд:          Справочная информация.

 Одна из крупных мировых катастроф на железных дорогах случилась 6 июня 1981 года в Индии. В ней погибло 800 человек.

23-й слайд:          Задание 4. «Осторожно, поезд!»

Представим ситуацию пожара в вагоне поезда. Командам спасателей необходимо расположить приведённые ниже действия в нужной последовательности.

 -Уходи от пожара в передние вагоны, если это не возможно, иди в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери;

 -Закрой окна, чтобы ветер не раздувал пламя;

 -Если существует угроза твоей жизни, не пытайся спасать багаж;

 -Немедленно сообщи проводнику о пожаре, извести пассажиров о случившемся, разбуди спящих;

24-й слайд:          Обеспечение безопасности дорожного движения.

                                          Справочная информация:

Современный транспорт – зона повышенной опасности. Под колёсами машин ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях погибает в нашей стране около 40000 человек, из них каждый десятый – ребёнок, причём мальчиков погибает больше! Поэтому нужно знать и соблюдать правила дорожного движения!

25-й слайд:         Задание 5. « Мои друзья – дорожные знаки».

                       Дети                           Пешеходный переход

  • Когда вы куда-нибудь едете, вам по пути встречается много дорожных знаков. Знаете ли вы, что они обозначают?
  • Задание командам спасателей: у вас имеются карточки с изображением дорожных знаков, вам надо правильно определить, что он обозначает.

26-й слайд:                   Запрещающие знаки.

         Движение пешеходов                             Движение на велосипедах

               запрещено                                                    запрещено

       

27-й слайд:             Знаки особых предписаний.

              Место остановки                                    Подземный пешеходный

                 трамвая                                                           переход

28-й слайд:              Предупреждающие знаки.

        Пересечение с трамвайной                     Железнодорожный переезд

                       линией                                                  без шлагбаума

29-й слайд:      Белореченск – промышленный город.

  • Как и все промышленные города, в определённой степени является объектом потенциальной опасности для людей и окружающей среды.
  • В нашем районе расположены химический завод, маслоэкстракционный завод, завод по производству ЖБИ и другие предприятия, на которых при аварии возможно заражение воздуха парами хлора, аммиака и других отравляющих веществ.

30-й слайд:        Средства индивидуальной защиты

предназначены для защиты человека от радиоактивных и отравляющих веществ,  и бактериальных средств. По своему назначению они делятся на средства защиты органов дыхания и кожи. По принципу защиты – на фильтрующие и изолирующие.

31-й слайд:

 Мы заканчиваем наш урок, и желаем нашим спасателям и вам, ребята, действовать в жизни так же дружно и обдуманно, как в игре. Запомните: ваша безопасность в ваших руках!

III. Подведение итогов.

Чему был посвящён наш урок? Как вы понимаете тему урока? Почему важно знать, как действовать в различных ЧС? Какие ситуации мы называем чрезвычайными? Предлагаем вашему вниманию фильм «Правила поведения в ЧС».

Просмотр учебного фильма «Правила поведения в ЧС».

Подготовила и провела преподаватель-организатор ОБЖ – Пузенко Л.Н.

Всероссийский отрытый урок

по «Основам безопасности жизнедеятельности»

«4 ОКТЯБРЯ – ДЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ»

Сроки проведения: 4 октября 2016 года.

Место проведения: ГБПОУ КО КТЭК города Калуги кабинет ОБЖ.

Оборудование: проектор, презентация, памятки «Действие населения по сигналам ГО», общевойсковой защитный комплект (ОЗК),  практическая отработка изготовление индивидуальных ватно-марлевых повязок.

Продолжительность мероприятия: 90 минут.

Цели и задачи проведения открытого урока:

1. Пропаганда значимости курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях;

2. Познакомить учащихся с историей возникновения Гражданской обороны в России, функциями Гражданской обороны, с руководителями ГО, с задачами ГО, с сигналами Го и действиями населения в военное и мирное время.

3. Практическая отработка навыков безопасного поведения учащихся в различных ЧС.

Ход занятия:

Преподаватель: Здравствуйте, сегодня, 4 октября, во всех учебных заведениях страны проходит единый урок по Гражданской обороне, это урок  посвящён образованию Гражданской обороны в России.

Преподаватель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим: 1) о Гражданской обороне (ГО),  разберем понятие ГО, 2) познакомимся с историей создания ГО, 3) рассмотрим задачи и значение ГО на современном этапе, 4) а так же проведем практическую работу по созданию элементарного средства защиты органов дыхания – это ватно-марлевую повязку.

Итак, тема занятия: “Гражданская оборона”

1.

Гражданская оборона  – это система мер, направленных  на подготовку к защите и защиту населения, материальных и культурных ценностей на территории ДНР от опасностей, возникающих во время военных действий.

http://festival.1september.ru/articles/531498/img2.GIF

2.

История в СССР и РФ

Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местнаяпротивовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собойсистему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектовэкономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальныхусловий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должностьначальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневноеруководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).

Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советовнародных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которыхявлялись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданскойобороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС)[1]

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонногостроительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской оборонойосуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральныхокругах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являютсяначальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная инормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека, но на отдельныхпримерах (потоп в Крымске), можно наблюдать то, как плохо выполняется нормативно-правовая база.Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданскойобороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средствзащиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защитыпредусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты,медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшейзадачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действуетотлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайныхситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшейугрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороныуделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитиюсети наблюдения и лабораторного контроля.

4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о ПВО страны. Согласно этому документу из общей системы ПВО была выделена местная противовоздушная оборона (МПВО) как самостоятельная ее часть для защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха. Для решения этих задач МПВО организовывались соответствующие силы: воинские части МПВО и добровольные формирования МПВО (группы защиты, объектовые команды из числа рабочих). Подготовка кадров МПВО осуществлялась на спецкурсах, а обучение населения в общественных оборонных организациях.

3.

Основные задачи ГО

Основные задачи, решаемые гражданской обороной:

  • защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров,взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществэпидемий и т. д.);
  • координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидациипоследствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;
  • создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения иконтроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;
  • повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётоввертолётов и других летательных аппаратов;
  • специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты идействиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
  • накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;
  • обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейшихсредств защиты самим населением;
  • эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть взону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;
  • организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном,химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;
  • обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложныхаварийно-восстановительных работ.

Комплекс мероприятий для защиты населения и экономики

Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:

  • защита населения на всей территории страны;
  • дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик,особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;
  • заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;
  • необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определенииобъема и содержания мероприятий по защите населения.

Система гражданской обороны

Систему гражданской обороны составляют:

  • органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
  • силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;
  • фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;
  • системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам.Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вузи т. д.).

Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителемгражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти).Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную)за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятияхи территориях.

Войска гражданской обороны

В 1970е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности сводные отряды икоманды механизации работ.[2] Затем войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО(размещённые в крупных городах СССР), Московское военное училище гражданской обороны (городБалашиха).

С 1991 г. войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС (затем — МЧС) России.

На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:

  • ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) икатастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации(угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зонызаражения и катастрофического затопления;
  • проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества,обеззараживания зданий, сооружений и территории;
  • проведение пиротехнических работ;
  • участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;
  • участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог,переправ и других важных элементов инфраструктуры

Одними из задач гражданской обороны являются:
1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций. 
2. Оповещение населения об опасности. 

Это должен знать каждый!

Сигналы гражданской обороны

(в мирное время)

  1. Единый предупредительный сигнал –

В н и м а н и е  в с е м!

2. Способ передачи – сиренами, производственными и транспортными гудками

3. Действия по сигналу - включить радио, телеприёмник для прослушивания экстренного сообщения.

Сигналы оповещения ГО

(в военное время)

Сигнал «Воздушная опасность»

Сигнал «Отбой воздушной опасности»

Сигнал «Угроза химическая заражения»

Сигнал «Угроза радиоактивного заражения»

Действия населения:

  1. Надеть противогазы или ватно-марлевые повязки.
  2. Взять документы.
  3. Выйти из зоны заражения.
  4. Следовать в безопасное место - убежище.

4.

  1. Практическая часть

Учащиеся с помощью ваты, марли и ножниц изготавливают элементарное средство защиты органов дыхания - ватно-марлевую повязку, а потом проводят тренировку в одевании ватно-марлевых повязок, а так же учащиеся демонстрируют процесс одевания Общевойскового защитного комплекта.

 Закрепление знаний.

  1. Что такое ГО?
  2. Дата основания ГО в нашей стране.
  3. Как называется основной закон нормативно-правовой базы системы ГО?
  4. С какого момента начинается ведение ГО на территории РФ?

Преподаватель: Скажите, где могут научиться навыкам и способам защиты школьники или студенты?

(на уроках ОБЖ, участие в учениях и тренировкам по ГО, чтение памяток и листовок, пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по ГО).

 Подведение итогов урока (рефлексия).

Итак, сегодня на уроке вы дали понятие ГО, познакомились с историей создания ГО, рассмотрели задачи ГО на современном этапе.

  1. Полезна ли и интересна была вам информация, полученная на уроке?
  2. Что вам больше всего понравилось? (какая форма работы?)
  3. Мне понравились ваши ответы, я довольна вашей работой в группах.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению открытого занятия

Методические рекомендации по проведению открытого занятия...

Методические рекомендации по проведению открытых занятий и мастер-классов в УДОД

Данный материал создан с целью систематизации знаний педагога дополнительного образования по организации, проведению и анализу открытых заниятий и мастер-классов. Помощь в определении различий в прове...

Методические рекомендации по проведению открытого урока, посвящённого дате начала Первой мировой войны

Первая мировая война 1914-1918 гг. − одно из крупнейших, переломных событий мировой истории. Этот беспрецедентный по масштабам катаклизм привел к потере миллионов человеческих жизней, падению нескольк...

Методическая рекомендация по проведению открытого урока по теме Гимнастика

Методическая рекомендация по дисциплине Физическая культура по теме Гимнастика....

Методические рекомендации по проведению открытого урока по ОБЖ для 11 класса на тему: «Права и ответственность военнослужащих»

Методические рекомендации по проведению открытого урока по ОБЖ для 11 класса на тему: «Права и ответственность военнослужащих» позволяют провести открытый урок с цулью более углубленного и...

Методические рекомендации по проведению открытого урока по ОБЖ для 9 класса на тему: Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация

В настоящее время, несмотря на все достижения цивилизации, по мнению учёных, количество чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера не уменьшается, а растёт. Увеличивается э...

Методические рекомендации по проведению открытого урока по ОБЖ для 9 класса

Методические рекомендации по проведению открытого урока по ОБЖ для 9 класса Тема: Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация    Цель урока: Сист...