Конспект урока по ОБЖ 8 класс на тему ЧС техногенного характера и их классификация
план-конспект урока по обж (8 класс)

Долгорук Антонина Александровна

Тема: ЧС техногенного характера и их классификация

Дата проведения:

Цель:  Познакомить учащихся с чрезвычайными ситуациями техногенного характера и основными причинами их возникновения;

Дать общее представление о классификации чрезвычайной ситуации техногенного характера;

Воспитание ответственности за личную безопасность и и безопасность окружающих, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

Развитие эмоцианально-волевых качеств личности, необходимых для обеспечения безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Оборудование: тетрадь, учебник, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obzh.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по ОБЖ в 8 классе

Тема: ЧС техногенного характера и их классификация

Дата проведения:

Цель:  Познакомить учащихся с чрезвычайными ситуациями техногенного характера и основными причинами их возникновения;

Дать общее представление о классификации чрезвычайной ситуации техногенного характера;

Воспитание ответственности за личную безопасность и и безопасность окружающих, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

Развитие эмоцианально-волевых качеств личности, необходимых для обеспечения безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Оборудование: тетрадь, учебник, презентация

Ход урока

1 Организационный момент

Приветствие учителя,

Контроль посещаемости,

Проверка готовности учащихся к уроку,

Сообщение темы и целей урока.

2. Актуализация знаний учащихся,

 Человечество столкнулось с ЧС техногенного характера значительно позже, чем с ЧС природного характера. Мы знаем что в оболочках Земли постоянно происходит обмен веществ  и энергии, который приводит к возникновению различных природных явлений геологического (землетрясения, вулканы), метеорологического (ураганы, смерчи), гидрологического (наводнения, цунами), биологического (природные пожары, эпидемии) происхождения. Эти явления служили и являются причинами возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера.

ЧС техногенного характера возникают в процессе производственной деятельности человека.

Для удовлетворения своих жизненных потребностей человек создал и постоянно совершенствует сферу производства, развивает экономику. Все это связано с работой различных машин и механизмов, с преобразованием различных видов энергии и веществ, которые совершает человек. В результате этой деятельности в техносфере возникают различные опасные явления техногенного характера(аварии  и катастрофы), которые и являются причиной возникновения ЧС техногенного характера.

3. Изложение нового материала

I. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

II. Причины ЧС техногенного характера

III. Классификация ЧС техногенного характера

  1. В Федеральном законе "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",дано следующее определение чрезвычайной ситуации техногенного характера,  как неблагоприятную обстановку на определённой территории, сложившуюся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которое может повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.

Закон «О защите населения и территорий от ЧС природного характера» также определяет три признака, позволяющие отнести то или  иное событие к чрезвычайной ситуацией техногенного характера:

1) обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия (сама авария, катастрофа, еще не является чрезвычайной ситуацией, а лишь может стать источником ее возникновения);

2) наличие или возможность возникновения тяжелых последствий:

  • человеческие жертвы;
  • ущерб здоровью;
  • ущерб окружающей среде;
  • материальные потери и нарушения жизнедеятельности и др.

3) техногенный характер события, то есть его связь с технической, производственной деятельности человека.

Для установления единого подхода к оценке ЧС техногенного характера и выработке мер адекватного реагирования на них в ашей стране разработана классификация ЧС. Существует определенная классификация производственных аварий (– происшествие, создающее угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.) по их тяжести и масштабности. Например, мелкие аварии с незначительным ущербом называют происшествиями, аварии с большим ущербом - крупными авариями, а крупномасштабные аварии, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия, именуются катастрофами.  (Катастрофа – это крупная авария, как правило, с человеческими жертвами.)

В свою очередь, аварии и катастрофы могут при неблагоприятных условиях стать источником развития чрезвычайной ситуации.

  1. Причины аварий

На территории России продолжает сохраняться высокий уровень техногенных и природных опасностей. Причинами техногенных аварий и катастроф являются:

❑          ослабление механизмов государственного регулирования вопросов безопасности в производственной сфере, снижение трудовой и технологической дисциплины на производстве и его устойчивости;

❑        прогрессирующий износ основных производственных фондов и снижение темпов их обновления;

❑          повышение технологической опасности и сложности производств;

❑          рост объемов транспортировки, хранения и использования опасных (вредных) веществ, материалов и изделий, а также накопление отходов производства, представляющих угрозу населению и окружающей среде;

❑          снижение уровня профессиональной подготовки персонала предприятий;

❑         недостаточное количество современных систем управления опасными процессами;

❑         несовершенство законодательной и нормативной правовой базы;

❑          отставание отечественной практики от зарубежной в области использования научных основ приемлемого риска в управлении безопасностью;

❑          снижение требовательности и эффективности работы органов государственного надзора и инспекций.

  1. Классификация ЧС техногенного характера.

Все чрезвычайные ситуации можно классифицировать по трем основным принципам

По масштабу распространения и с учетом тяжести последствий все чрезвычайные ситуации техногенного характера бывают локальными (объектовыми), местнымитерриториальнымирегиональнымифедеральными.

КРИТЕРИИ  классификации ЧС техногенного характера:

❖     количества людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности;

❖     размера материального ущерба;

❖     границы зон распространения поражающих факторов ЧС.

К локальным (объектовым) чрезвычайным ситуациям относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходит за пределы производственного участка или объекта и могут быть ликвидированы собственными силами и средствами.

К местным чрезвычайным ситуациям относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы населенного пункта, города (района).

К территориальным чрезвычайным ситуациям относятся такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы субъекта (республики, края, области, автономного образования).

К региональным чрезвычайным ситуациям относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС охватывают территорию двух-трех субъектов Российской Федерации.

К федеральным чрезвычайным ситуациям относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС выходят за пределы четырех и более субъектов Российской Федерации.

Существует также понятие - глобальная чрезвычайная ситуация, в которой поражающие факторы и воздействие чрезвычайной ситуации выходят за пределы государства.

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по происхождению.

  1. Транспортные аварии (катастрофы):
  • аварии товарных поездов пассажирских поездов;
  • аварии речных и морских грузовых судов;
  • аварии (катастрофы) речных и морских пассажирских судов;
  • авиакатострофы в аэропортах, населенных пунктах;
  • авиакатострофы вне аэропортов, населенных пунктов;
  • аварии (катострофы) на автодорогах (крупные автокатастрофы);
  • аварии транспорта на мостах, ж/д переездах и тоннелях;
  • на магистральных трубопроводах и др.
  1. Пожары, взрывы, угроза взрывов:
  • пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов;
  • пожары (взрывы) на транспорте;
  • пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах;
  • пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально - бытового, культурного значения;
  • пожары (взрывы) на химически опасных объектах;
  • пожары (взрывы) на радиационно опасных объектах;
  • обнаружение неразорвавшихся боеприпасов.
  1. Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (ХОВ):
  • аварии с выбросом (угрозой выброса)АХОВ при их производстве, переработке или хранении (захоронении);
  • аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) АХОВ;
  • образование и распространение АХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии;
  • аварии с химическими боеприпасами и др.
  1. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ):
  • аварии на атомных станциях;
  • аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ на предприятиях ядерно-топливного цикла;
  • аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками;
  • аварии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) РВ;
  • аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки;
  • утрата радиоактивных источников и др.
  1. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ):
  • аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях;
  • аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) БОВ;
  • утрата БОВ и др.
  1. Внезапное обрушение зданий, сооружений:
  • обрушение элементов транспортных коммуникаций;
  • обрушение производственных зданий и сооружений;
  • обрушение зданий и сооружений жилого, социально - бытового и культурного значения.
  1. Аварии на электроэнергетических системах:
  • аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей;
  • выход из строя транспортных электроконтактных сетей и др.
  1. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения:
  • аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ;
  • аварии на тепловых сетях (системах горячего водоснабжения) в холодное время года;
  • аварии в системах снабжения населения питьевой водой;
  • аварии на коммунальных газопроводах.
  1. Аварии на очистных сооружениях (ОС):
  • аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ;
  • аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.
  1. Гидродинамические аварии:
  • прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофическим затоплением;
  • прорывы плотин с образованием прорывного паводка;
  • прорывы плотин и т.д., повлекшие смыв плодородных  почв или отложение наносов на обширных территориях

Многие аварии и катастрофы влекут за собой другие аварии. Например, авария коммунального газопровода привела к взрыву в жилом доме, что, в свою очередь, вызвало разрушение здания и возникновение пожара.

Авария на магистральном трубопроводе предопределила взрыв газа вблизи железнодорожного полотна. От взрыва часть вагонов сошла с рельсов, возник сильный пожар, были повреждены электросеть, линии связи, железнодорожный путь.

Но не все аварии перерастают в ЧС. Например, гибнет судно, но команда спасена. Сошел с рельсов пустой вагон - жертв нет. Упал грузовик в реку - водитель спасся.

Таких ситуаций и событий, происходящих ежедневно, немало. Но их не относят к ЧС, если в этих событиях нет человеческих жертв, нет значительных материальных потерь и нарушений условий жизнедеятельности людей.

То же самое можно сказать об утечках газа, воды, ядовитых веществ, если эти события никого не затронули и были ликвидированы в самом начале, не вызвав существенных неблагоприятных последствий.

4. Подведение итогов.

Вопросы для закрепления материала

1.   Производственные аварии и катастрофы относятся к:

а)  ЧС экологического характера;

б)  ЧС природного характера;

в)  ЧС  техногенного характера;

г)  стихийным бедствиям.

2.   Авария – это ЧС

а)  возникающая по техническим причинам, а также из-за случайных внешних воздействий на промышленном предприятии;

б)  связанная с угрозой выброса  опасного вещества;

в)  повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб.

3.  Чем отличается катастрофа от аварии:

а)  наличием человеческих жертв, значительным ущербом;

б)  воздействием поражающих факторов на людей;

в)  воздействием на природную среду.

4.   По масштабу распространения и тяжести последствий чрезвычайные ситуации   техногенного характера бывают:

а)   локальными (объектовыми);

б)  местными;

в)  районными;

г)  территориальными;

д)  региональными;

е)  федеральными.

5.Домашнее задание

  1. Знать виды ЧС техногенного характера.2.Подберите примеры ЧС техногенного характера, имевшей место в регионе проживания. Укажите причину ее возникновения, перечислите последствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока в 10 классе по теме "Строение, классификация, изомерия спиртов"

Противоречия между истиной, как ценностью урока и человеком, как ценностью урока, не будет возникать, если изучаемый материал имеет личную практическую значимость.В  разработке для решения обозна...

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока для 5 класса по теме "Черты характера"

Конспект урока для 5 класса по теме "Черты характера" по учебнику Биболетовой М.З....

Конспект и презентация к уроку в 8 классе по теме: «Компьютерные презентации, их назначение и классификация»

Урок №1Тема: Компьютерные презентации, их назначение и классификация.Цели урока:·         помочь учащимся получить представление о мультимедиа, познакомить...

Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight

Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...

План-конспект урока физкультуры (6 класс) по теме: Урок. Гимнастика с элементами акробатики.(6 класс)

Совершенствование техники кувырков вперёд слитно; закрепление выполнения акробатического элемента «мост» из положения стоя с помощью...

Конспект урока "Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера"

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвы...