РП_ОУД.13_Основы безопасности жизнедеятельности_121 ГД
рабочая программа по обж
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Основы Безопасности Жизнедеятельности», на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Основы Безопасности Жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Регистрационный номер рецензии 379 от 23 июля 2015 г. и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_oud.13_osnovy_bezopasnosti_zhiznedeyatelnosti_121_gd.docx | 118.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины ОУД.13 Основы безопасности жизнедеятельности
индекс наименование учебной дисциплины
для специальности 43.02.14 Гостиничное дело
код наименование
наименование цикла общеобразовательный цикл
(согласно учебному плану)
Номер группы:121 ГД
Максимальная учебная нагрузка обучающихся 70 ч. |
Самостоятельная работа 0 ч. |
Обязательная учебная нагрузка (всего)70ч. |
в том числе.: |
теоретическое обучение 50ч. |
практические занятия20 ч. |
лабораторные занятия_________________ч. |
курсовая работа (проект)_______________ч. Форма промежуточной аттестации 1 семестр итоговая контрольная работа 2 семестр дифференцированный зачет
|
г. Нижневартовск
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Основы Безопасности Жизнедеятельности», на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Основы Безопасности Жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Регистрационный номер рецензии 379 от 23 июля 2015 г. и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259).
СОДЕРЖАНИЕ
| Стр 4. |
| Стр 5. |
| Стр 6. |
| Стр 7. |
| Стр 10. |
| Стр 16. |
| Стр 41. |
| Стр 43. |
| Стр 44. |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для изучения Основ безопасности жизнедеятельности в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Регистрационный номер рецензии 379 от 23 июля 2015 г. и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259).
Содержание программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей:
- повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
- снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
- формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
- обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы безопасности жизнедеятельности как учебная дисциплина характеризуется:
В современных условиях глобализации развития мировой экономики, усложнения, интенсификации и увеличения напряженности профессиональной деятельности специалистов существенно возрастает общественно-производственное значение состояния здоровья каждого человека. Здоровье становится приоритетной социальной ценностью. В связи с этим исключительную важность приобретает высокая профессиональная подготовка специалистов различного профиля к принятию решений и действиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций (ЧС), а при их возникновении — к проведению соответствующих мероприятий по ликвидации их негативных последствий, и прежде всего к оказанию первой помощи пострадавшим.
Общеобразовательная учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» изучает риски производственной, природной, социальной, бытовой, городской и других сред обитания человека как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и социального характера. Данная дисциплина является начальной ступенью в освоении норм и правил безопасности и обеспечении комфортных условий жизнедеятельности. Основными содержательными темами программы являются: введение в дисциплину, обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья, государственная система обеспечения безопасности населения, основы обороны государства и воинская обязанность, основы медицинских знаний.
При этом к учебному материалу предъявляются следующие требования:
Содержание учебной дисциплины «Основ безопасности жизнедеятельности» делится на основное, которое изучается вне зависимости от профиля профессионального образования, предназначенное для освоения специальностей СПО Социального-экономического профиля профессионального образования.
Основное содержание предполагает формирование у обучающихся совокупности следующих практических умений:
- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
- МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» является учебным предметом обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных
- российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметных-
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
предметных -
«Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень) — требования к предметным результатам освоения базового курса основ безопасности жизнедеятельности должны отражать:
- сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищённость личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
- знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
- сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
- сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
- знание распространённых опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);
- знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
- умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;
- знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
- владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», цели и задачи дисциплины. Основные теоретические положения дисциплины, определения терминов «среда обитания», «биосфера», «опасность», «риск», «безопасность». Необходимость формирования безопасного мышления и поведения. Культура безопасности жизнедеятельности — современная концепция безопасного типа поведения личности. Значение изучения основ безопасности жизнедеятельности при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья
1.1. Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
1.2. Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья. Влияние двигательной активности на здоровье человека. Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровье человека.
1.3. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Основные источники загрязнения окружающей среды. Техносфера как источник негативных факторов.
1.4. Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика. Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечнососудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье. Наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.
1.5. Правила и безопасность дорожного движения. Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.
1.6. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Социальная роль женщины в современном обществе. Репродуктивное здоровье женщины и факторы, влияющие на него. Здоровый образ жизни — необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья.
1.7. Правовые основы взаимоотношения полов. Брак и семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка».
Практические занятия.
Изучение основных положений организации рационального питания и освоение методов его гигиенической оценки.
Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.
2. Государственная система обеспечения безопасности населения
2.1. Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2.2. Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).
2.3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
2.4. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны. Основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороной. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
2.5. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
2.6. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Инженерная защита, виды защитных сооружений. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях.
2.7. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после их пребывания в зонах заражения.
2.8. Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций. Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении, ее предназначение.
2.9. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника. Меры безопасности для населения, оказавшегося на территории военных действий.
2.10. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан. МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Полиция Российской Федерации — система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств. Служба скорой медицинской помощи. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор России). Другие государственные службы в области безопасности. Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Практические занятия
Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной автономии.
Изучение и отработка моделей поведения в ЧС на транспорте.
Изучение первичных средств пожаротушения.
Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени.
3. Основы обороны государства и воинская обязанность
3.1. История создания Вооруженных Сил России. Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Основные предпосылки проведения военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе. Функции и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности.
3.2. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура. Военно-воздушные силы: история создания, предназначение, структура. Военно-морской флот, история создания, предназначение, структура. Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура.
Войска воздушно-космической обороны: история создания, предназначение, структура. Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура. Другие войска: Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской
Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации,
Железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС Росси. Их состав и предназначение.
3.3. Воинская обязанность. Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.
3.4. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
3.5. Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части.
3.6. Прохождение военной службы по контракту. Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
3.7. Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.
3.8. Качества личности военнослужащего как защитника Отечества: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества. Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Виды воинской деятельности и их особенности.
Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника.
Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета). Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий
Конституцию РФ и законодательство Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.
3.9. Воинская дисциплина и ответственность. Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Общие права и обязанности военнослужащих. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.). Соблюдение норм международного гуманитарного права.
3.10. Как стать офицером Российской армии. Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования. Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.
3.11. Боевые традиции Вооруженных Сил России. Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества. Воинский долг — обязанность по вооруженной защите Отечества. Дни воинской славы России — дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.
3.12. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения боевого знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку. Символы воинской чести. Боевое знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
Практические занятия
Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции.
Особенности службы в армии, изучение и освоение методик проведения строевой подготовки.
4. Основы медицинских знаний
4.1. Понятие первой помощи. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Признаки жизни. Общие правила оказания первой помощи. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».
4.2. Понятие травм и их виды. Правила первой помощи при ранениях. Правила наложения повязок различных типов. Первая помощь при травмах различных областей тела. Первая помощь при проникающих ранениях грудной и брюшной полости, черепа. Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга. Первая помощь при переломах. Первая помощь при электротравмах и повреждении молнией.
4.3. Первая помощь при синдроме длительного сдавливания. Понятие травматического токсикоза. Местные и общие признаки травматического токсикоза. Основные периоды развития травматического токсикоза.
4.4. Понятие и виды кровотечений. Первая помощь при наружных кровотечениях. Первая помощь при капиллярном кровотечении. Первая помощь при артериальном кровотечении. Правила наложения жгута и закрутки. Первая помощь при венозном кровотечении. Смешанное кровотечение. Основные признаки внутреннего кровотечения.
4.5. Первая помощь при ожогах. Понятие, основные виды и степени ожогов. Первая помощь при термических ожогах. Первая помощь при химических ожогах. Первая помощь при воздействии высоких температур. Последствия воздействия высоких температур на организм человека. Основные признаки теплового удара. Предупреждение развития перегревов. Воздействие ультрафиолетовых лучей на человека.
4.6. Первая помощь при воздействии низких температур. Последствия воздействия низких температур на организм человека. Основные степени отморожений.
4.7. Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути. Основные приемы удаления инородных тел из верхних дыхательных путей.
4.8. Первая помощь при отравлениях. Острое и хроническое отравление.
4.9. Первая помощь при отсутствии сознания. Признаки обморока. Первая помощь при отсутствии кровообращения (остановке сердца). Основные причины остановки сердца. Признаки расстройства кровообращения и клинической смерти. Правила проведения непрямого (наружного) массажа сердца и искусственного дыхания.
4.10. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Пути передачи возбудителей инфекционных болезней. Индивидуальная и общественная профилактика инфекционных заболеваний. Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика. Ранние половые связи и их последствия для здоровья.
4.11. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности. Признаки и сроки беременности. Понятие патронажа, виды патронажей. Особенности питания и образа жизни беременной женщины.
4.12. Основы ухода за младенцем. Физиологические особенности развития новорожденных детей. Основные мероприятия по уходу за младенцами. Формирование основ здорового образа жизни. Духовность и здоровье семьи.
Практические занятия
Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при кровотечениях.
Изучение и освоение основных способов искусственного дыхания.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет: по специальностям СПО социального-гуманитарного профиля профессионального образования — 70 часов, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка обучающихся, включая практические занятия —70 часов, самостоятельная работа студентов — 0 часов.
Тематический план
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | ||||||
Введение | Лекции-2 | |||||||
Тема: Введение. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», цели и задачи дисциплины. Основные теоретические положения дисциплины, определения терминов «среда обитания», «биосфера», «опасность», «риск», «безопасность». Необходимость формирования безопасного мышления и поведения. Культура безопасности жизнедеятельности — современная концепция безопасного типа поведения личности. Значение изучения основ безопасности жизнедеятельности при освоении специальностей СПО | 2 | ||||||
Лекционные занятия | 2 | |||||||
Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», цели и задачи дисциплины. Основные теоретические положения дисциплины, определения терминов «среда обитания», «биосфера», «опасность», «риск», «безопасность». Необходимость формирования безопасного мышления и поведения. Культура безопасности жизнедеятельности — современная концепция безопасного типа поведения личности. Значение изучения основ безопасности жизнедеятельности при освоении специальностей СПО | ||||||||
Практические занятия | ||||||||
Раздел 1 Основы здорового образа жизни | Лекции-11 Практические занятия-5 | |||||||
Тема 1.1 Здоровье и здоровый образ жизни. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья. | 2 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья. | ||||||||
Практические занятия | ||||||||
Тема 1.2. Факторы, способствующие укреплению здоровья. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой. | 3 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой. | ||||||||
Практические занятия | ||||||||
Тема 1.3. Вредные привычки | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика. | 3 | ||||||
Лекционные занятия | ||||||||
Практические занятия №1 | ||||||||
Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика | 1п | |||||||
Тема 1.4. Алкоголь и его влияние на здоровье человека | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. | 2 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. | ||||||||
Практические занятия | ||||||||
Тема 1.5. Курение и его влияние на состояние здоровья | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечнососудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье. | 2 | ||||||
Лекционные занятия | ||||||||
Практические занятия №2 | ||||||||
Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечнососудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье. | 1п | |||||||
Тема 1.6. Наркотики. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании. | 3 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании. | ||||||||
Практические занятия | ||||||||
Тема 1.7 Правила и безопасность дорожного движения. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Правила и безопасность дорожного движения. Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения | 3 | ||||||
Лекционные занятия | ||||||||
Практические занятия №3 | ||||||||
Правила и безопасность дорожного движения. Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения | 1п | |||||||
Тема 1.8. Репродуктивное здоровье. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. | 2 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества | ||||||||
Практические занятия | ||||||||
Тема 1.9. Изучение основных положений организации рационального питания и освоение методов его гигиенической оценки. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Изучение основных положений организации рационального питания и освоение методов его гигиенической оценки. | 3 | ||||||
Лекционные занятия | ||||||||
Практические занятия 4-5 | ||||||||
Изучение основных положений организации рационального питания и освоение методов его гигиенической оценки. | 2п | |||||||
Тема 1.10. Социальная роль женщины в современном обществе. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Социальная роль женщины в современном обществе.. | 3 | ||||||
Лекционные занятия | 2 | |||||||
Социальная роль женщины в современном обществе.. | ||||||||
Практические занятия | ||||||||
Тема 1.11. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Основные источники загрязнения окружающей среды. Техносфера как источник негативных факторов | 3 | ||||||
Лекционные занятия | ||||||||
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Основные источники загрязнения окружающей среды. Техносфера как источник негативных факторов | 2 | |||||||
Практические занятия | ||||||||
Тема 1.12 Правовые основы взаимоотношения полов. Брак и семья. | Содержание учебного материала | |||||||
Правовые основы взаимоотношения полов. Брак и семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка». | ||||||||
Лекционные занятия | 2 | |||||||
Правовые основы взаимоотношения полов. Брак и семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка». | ||||||||
Практические занятия | ||||||||
Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения. | Лекции-15 Практические занятия-1 | |||||||
Тема 2.1. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.). | 2 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.). | ||||||||
Практические занятия | ||||||||
Тема 2.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. | 2 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. | ||||||||
Практические занятия | ||||||||
Тема 2.3. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 1 | |||||
1 | Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. | 2 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. | ||||||||
Практические занятия | ||||||||
Тема 2.4. Структура и органы управления гражданской обороной. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Структура и органы управления гражданской обороной | 2 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
Структура и органы управления гражданской обороной | ||||||||
Практические занятия | ||||||||
Тема 2.5. Современные средства поражения и их поражающие факторы | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения. | 2 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения. | ||||||||
Практические занятия | ||||||||
Тема 2.6. Оповещение и информирование населения об опасностях | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. | 2 | ||||||
Лекционные занятия | ||||||||
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. | 1 | |||||||
Практические занятия | ||||||||
Тема 2.7. Организация инженерной защиты населения. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. | 2 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. | ||||||||
Практические занятия | ||||||||
Тема 2.8. Защитные сооружения гражданской обороны | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях. | 2 | |||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
1 Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях. | ||||||||
Тема 2.9. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 1 | |||||
1 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения. | 2 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения. | ||||||||
Тема 2.10. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. | 2 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. | ||||||||
Тема 2.11. Основные направления защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения. | 2 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения. | ||||||||
Тема 2.12. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий. | 2 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий. | ||||||||
Тема 2.13. Правовые основы организации защиты населения | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени. | 2 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени. | ||||||||
Тема 2.14. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан. МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. | 2 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан. МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. | ||||||||
Тема 2.15. Итоговая контрольная работа | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Итоговая контрольная работа | 2 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
Практические занятия №6 | ||||||||
Итоговая контрольная работа | ||||||||
2 семестр | ||||||||
Тема 2.16. Другие государственные службы в области безопасности. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Служба скорой медицинской помощи. Другие государственные службы в области безопасности. | 2 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
Служба скорой медицинской помощи. Другие государственные службы в области безопасности. | ||||||||
Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность. | Лекции-12 Практические занятия-6 | |||||||
Тема 3.1. История создания Вооруженных Сил России. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | История создания Вооруженных Сил России. Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVIвека.Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии. | 2 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
История создания Вооруженных Сил России. Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVIвека.Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии. | ||||||||
Тема 3.2. Создание советских Вооружённых сил. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Создание советских Вооружённых сил, их структура и предназначение. | 2 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
Создание советских Вооружённых сил, их структура и предназначение. | ||||||||
Тема 3.3. Вооруженные Силы Российской Федерации | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы. | 2 | ||||||
Лекционные занятия | ||||||||
Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы | 1 | |||||||
Тема 3.4. Организационная структура Вооруженных Сил | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. | 2 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. | ||||||||
Тема 3.5. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил. | 2 | ||||||
Лекционные занятия | ||||||||
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил. | 1 | |||||||
Тема 3.6. Воинская обязанность. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Воинская обязанность. Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. | 2 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
Воинская обязанность. Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. | ||||||||
Тема 3.7. Обязанности граждан по воинскому учёту. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет. | 2 | ||||||
Лекционные занятия | ||||||||
Практические занятия № 7 | ||||||||
Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет. | 1п | |||||||
Тема 3.8. Обязательная подготовка граждан к военной службе. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе. | 2 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
Практические занятия № 8 | ||||||||
Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе. | 1п | |||||||
Тема 3.9. Добровольная подготовка граждан к военной службе. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. | 2 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. | ||||||||
Тема 3.10. Призыв на военную службу. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. | 2 | ||||||
Лекционные занятия | ||||||||
Практические занятия № 9 | ||||||||
Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. | 1п | |||||||
Тема 3.11. Альтернативная гражданская служба | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы. | 2 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы. | ||||||||
Тема 3.12. Общие права и обязанности военнослужащих | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Общие права и обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная. | 2 | ||||||
Лекционные занятия | ||||||||
Практические занятия № 10 | ||||||||
Общие права и обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная. | 1п | |||||||
Тема 3.13. Соблюдение норм международного гуманитарного права. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Соблюдение норм международного гуманитарного права. | 2 | ||||||
Лекционные занятия | ||||||||
Практические занятия № 11 | ||||||||
Соблюдение норм международного гуманитарного права. | 1п | |||||||
Тема 3.14. Военнослужащий – специалист | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. | 2 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. | ||||||||
Практические занятия | ||||||||
Тема 3.15. Требования к качествам призывника. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета). | 2 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета). | ||||||||
Практические занятия | ||||||||
Тема 3.16. Как стать офицером Российской армии. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Как стать офицером Российской армии. Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования. Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации. | 2 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
Как стать офицером Российской армии. Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования. Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации. | ||||||||
Практические занятия | ||||||||
Тема 3.17. Боевые традиции Вооруженных Сил России. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Боевые традиции Вооруженных Сил России. Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. Воинский долг – обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Дни воинской славы России – дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество – боевая традиция Российской армии и флота. | 2 | ||||||
Лекционные занятия | ||||||||
Практические занятия № 12 | ||||||||
Боевые традиции Вооруженных Сил России. Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. Воинский долг – обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Дни воинской славы России – дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество – боевая традиция Российской армии и флота. | 1п | |||||||
Тема 3.18. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку. | 2 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку. | ||||||||
Практические занятия | ||||||||
Раздел 4. Основы медицинских знаний. | Лекции-11 Практические занятия-7 | |||||||
Тема 4.1. Понятие первой помощи. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1 | Понятие первой помощи. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Признаки жизни. Общие правила оказания первой помощи. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» | 3 | ||||||
Лекционные занятия | 2 | |||||||
Понятие первой помощи. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Признаки жизни. Общие правила оказания первой помощи. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». | ||||||||
Практические занятия | ||||||||
Тема 4.2. Понятие травм и их виды. Правила первой помощи при ранениях. Правила | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1. | Понятие травм и их виды. Правила первой помощи при ранениях. Правила наложения повязок различных типов. Первая помощь при травмах различных областей тела. Первая помощь при проникающих ранениях грудной и брюшной полости, черепа. Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга. Первая помощь при переломах. Первая помощь при электротравмах и повреждении молнией. | 3 | ||||||
Лекционные занятия | ||||||||
Практические занятия №13-14 | ||||||||
Понятие травм и их виды. Правила первой помощи при ранениях. Правила наложения повязок различных типов. Первая помощь при травмах различных областей тела. Первая помощь при проникающих ранениях грудной и брюшной полости, черепа. Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга. Первая помощь при переломах. Первая помощь при электротравмах и повреждении молнией. | 2п | |||||||
Тема 4.3. Первая помощь при синдроме длительного сдавливания | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1. | Первая помощь при синдроме длительного сдавливания. Понятие травматического токсикоза. Местные и общие признаки травматического токсикоза. Основные периоды развития травматического токсикоза. | 3 | ||||||
Лекционные занятия | 2 | |||||||
Первая помощь при синдроме длительного сдавливания. Понятие травматического токсикоза. Местные и общие признаки травматического токсикоза. Основные периоды развития травматического токсикоза. | ||||||||
Практические занятия | ||||||||
Тема 4.4. Понятие и виды кровотечений. Первая помощь при наружных кровотечениях | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1. | Понятие и виды кровотечений. Первая помощь при наружных кровотечениях. Первая помощь при капиллярном кровотечении. Первая помощь при артериальном кровотечении. Правила наложения жгута и закрутки. Первая помощь при венозном кровотечении. Смешанное кровотечение. Основные признаки внутреннего кровотечения | 3 | ||||||
Лекционные занятия | ||||||||
Практические занятия №15-16 | ||||||||
Понятие и виды кровотечений. Первая помощь при наружных кровотечениях. Первая помощь при капиллярном кровотечении. Первая помощь при артериальном кровотечении. Правила наложения жгута и закрутки. Первая помощь при венозном кровотечении. Смешанное кровотечение. Основные признаки внутреннего кровотечения. | 2п | |||||||
Тема 4.5. Первая помощь при ожогах. Понятие, основные виды и степени ожогов. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1. | Первая помощь при ожогах. Понятие, основные виды и степени ожогов. Первая помощь при термических ожогах. Первая помощь при химических ожогах. Первая помощь при воздействии высоких температур. Последствия воздействия высоких температур на организм человека. Основные признаки теплового удара. Предупреждение развития перегревов. Воздействие ультрафиолетовых лучей на человека | 3 | ||||||
Лекционные занятия | ||||||||
Практические занятия № 17 | ||||||||
Первая помощь при ожогах. Понятие, основные виды и степени ожогов. Первая помощь при термических ожогах. Первая помощь при химических ожогах. Первая помощь при воздействии высоких температур. Последствия воздействия высоких температур на организм человека. Основные признаки теплового удара. Предупреждение развития перегревов. Воздействие ультрафиолетовых лучей на человека | 1п | |||||||
Тема 4.6. Первая помощь при воздействии низких температур. Последствия воздействия низких температур на организм человека. Основные степени отморожений | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1. | Первая помощь при воздействии низких температур. Последствия воздействия низких температур на организм человека. Основные степени отморожений | 3 | ||||||
Лекционные занятия | ||||||||
Практические занятия № 18 | ||||||||
Первая помощь при воздействии низких температур. Последствия воздействия низких температур на организм человека. Основные степени отморожений | 1п | |||||||
Тема 4.7. Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути. Основные приемы удаления инородных тел из верхних дыхательных путей. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1. | Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути. Основные приемы удаления инородных тел из верхних дыхательных путей. | 3 | ||||||
Лекционные занятия | ||||||||
Практические занятия № 19 | ||||||||
Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути. Основные приемы удаления инородных тел из верхних дыхательных путей. | 1п | |||||||
Тема 4.8. Первая помощь при отравлениях. Острое и хроническое отравление. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1. | Первая помощь при отравлениях. Острое и хроническое отравление. | 3 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
Первая помощь при отравлениях. Острое и хроническое отравление. | ||||||||
Практические занятия | ||||||||
Тема 4.9. Первая помощь при отсутствии сознания. Признаки обморока. Первая помощь при отсутствии кровообращения (остановке сердца). | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1. | Первая помощь при отсутствии сознания. Признаки обморока. Первая помощь при отсутствии кровообращения (остановке сердца). Основные причины остановки сердца. Признаки расстройства кровообращения и клинической смерти. Правила проведения непрямого (наружного) массажа сердца и искусственного дыхания. | 3 | ||||||
Лекционные занятия | ||||||||
Практические занятия № 20 | ||||||||
Первая помощь при отсутствии сознания. Признаки обморока. Первая помощь при отсутствии кровообращения (остановке сердца). Основные причины остановки сердца. Признаки расстройства кровообращения и клинической смерти. Правила проведения непрямого (наружного) массажа сердца и искусственного дыхания. | 1п | |||||||
Тема 4.10. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1. | Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Пути передачи возбудителей инфекционных болезней. Индивидуальная и общественная профилактика инфекционных заболеваний. Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика. Ранние половые связи и их последствия для здоровья. | 3 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Пути передачи возбудителей инфекционных болезней. Индивидуальная и общественная профилактика инфекционных заболеваний. Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика. Ранние половые связи и их последствия для здоровья. | ||||||||
Практические занятия | ||||||||
Тема 4.11. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1. | Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности. Признаки и сроки беременности. Понятие патронажа, виды патронажей. Особенности питания и образа жизни беременной женщины. | 3 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности. Признаки и сроки беременности. Понятие патронажа, виды патронажей. Особенности питания и образа жизни беременной женщины. | ||||||||
Практические занятия | ||||||||
Тема 4.12. Основы ухода за младенцем. Физиологические особенности развития новорожденных детей. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1. | Основы ухода за младенцем. Физиологические особенности развития новорожденных детей. Основные мероприятия по уходу за младенцами. Формирование основ здорового образа жизни. Духовность и здоровье семьи. | 3 | ||||||
Лекционные занятия | 1 | |||||||
Основы ухода за младенцем. Физиологические особенности развития новорожденных детей. Основные мероприятия по уходу за младенцами. Формирование основ здорового образа жизни. Духовность и здоровье семьи. | ||||||||
Практические занятия | ||||||||
Тема 4.13. Дифференцированный зачет | Содержание учебного материала | Уровень освоения | ||||||
1. | Дифференцированный зачет | 3 | ||||||
Лекционные занятия | 2 | |||||||
Дифференцированный зачет | ||||||||
Практические занятия | ||||||||
Итого 70 часов |
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение | Различение основных понятий и теоретических положений основ безопасности жизнедеятельности, применение знаний дисциплины для обеспечения своей безопасности. Анализ влияния современного человека на окружающую среду, оценка примеров зависимости благополучия жизни людей от состояния окружающей среды; моделирование ситуаций по сохранению биосферы и ее защите. |
1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья населения | Определение основных понятий о здоровье и здоровом образе жизни. Усвоение факторов, влияющих на здоровье, выявление факторов, разрушающих здоровье, планирование режима дня, выявление условий обеспечения рационального питания, объяснение случаев из собственной жизни и своих наблюдений по планированию режима труда и отдыха. Анализ влияния двигательной активности на здоровье человека, определение основных форм закаливания, их влияния на здоровье человека, обоснование последствий влияния алкоголя на здоровье человека и социальных последствий употребления алкоголя. Анализ влияния неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Моделирование социальных последствий пристрастия к наркотикам. Моделирование ситуаций по организации безопасности дорожного движения. Характеристика факторов, влияющих на репродуктивное здоровье человека. Моделирование ситуаций по применению правил сохранения и укрепления здоровья |
2. Государственная система обеспечения безопасности населения | Усвоение общих понятий чрезвычайных ситуаций, классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по основным признакам, характеристика особенностей ЧС различного происхождения. Выявление потенциально опасных ситуаций для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества при ЧС. Моделирование поведения населения при угрозе и возникновении ЧС. Освоение моделей поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоемах, характеристика основных функций системы по предупреждению и ликвидации ЧС (РСЧС); объяснение основных правил эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций, оценка правильности выбора индивидуальных средств защиты при возникновении ЧС; раскрытие возможностей современных средств оповещения населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени; характеристика правил безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника. Определение мер безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий. Характеристика предназначения и основных функций полиции, службы скорой помощи, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и других государственных служб в области безопасности |
3. Основы обороны государства и воинская обязанность | Различение основных понятий военной и национальной безопасности, освоение функций и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, характеристика основных этапов создания Вооруженных Сил России. Анализ основных этапов проведения военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе, определение организационной структуры, видов и родов Вооруженных Сил Российской Федерации; формулирование общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих. Характеристика распределения времени и повседневного порядка жизни воинской части, сопоставление порядка и условий прохождения военной службы по призыву и по контракту; анализ условий прохождения альтернативной гражданской службы. Анализ качеств личности военнослужащего как защитника Отечества. Характеристика требований воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина; характеристика понятий «воинская дисциплина» и «ответственность»; освоение основ строевой подготовки. Определение боевых традиций Вооруженных Сил России, объяснение основных понятий о ритуалах Вооруженных Сил Российской Федерации и символах воинской чести. |
4. Основы медицинских знаний | Освоение основных понятий о состояниях, при которых оказывается первая помощь; моделирование ситуаций по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеристика основных признаков жизни. Освоение алгоритма идентификации основных видов кровотечений, идентификация основных признаков теплового удара. Определение основных средств планирования семьи. Определение особенностей образа жизни и рациона питания беременной женщины |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение программы учебной дисциплины «основ безопасности жизнедеятельности» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, кабинета Основ безопасности жизнедеятельности , в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по основам безопасности жизнедеятельности, создавать презентации, видеоматериалы и т. п.
В состав учебно-методического и материально-технического оснащения кабинета основ безопасности жизнедеятельности входят:
- рабочее место преподавателя;
- плакаты, стенды;
- противогазы (ГП-5, ГП-7), респираторы (Р-2)
- индивидуальные аптечки (АИ-1, АИ-2)
- комплект мультимедийных презентаций к урокам.
- автоматы Калашникова (АК-74)
Оборудование тира:
- пневматические винтовки (МП-512);
- комуфляжная форма.
Технические средства обучения: ПК мультимедийная установка
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов:
Основы безопасности жизнедеятельности, учебник, Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., 9-е изд., стер. - М.: 2014. - 336 с.
Для преподавателей
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Интернет-ресурсы:
1. http://www.nv-study.ru/ - Официальный сайт БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
2. http://www.ucheba.com/ - Образовательный портал «Учёба».
3. http://www.school.edu.ru- Российский общеобразовательный портал - официальный сервер российского школьного образования.
Аннотация к рабочей программе
дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис
код наименование
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности », на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Регистрационный номер рецензии ___ от 23 июля 2015 г. и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259).
Содержание рабочей программы включает в себя следующие разделы:
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебной дисциплины
- Место учебной дисциплины в учебном плане
- Результаты освоения учебной дисциплины
- Содержание учебной дисциплины
- Тематическое планирование
- Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы учебной дисциплины
- Рекомендуемая литература.
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 105 часов, в том числе: аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 70 часов; самостоятельной учебной работы обучающегося 35 часов.
Форма промежуточной аттестации - Дифференцированный зачет .
Наименование разделов дисциплины:
- Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья.
- Государственная система обеспечения безопасности населения.
- Основы обороны государства и воинская обязанность.
- Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Разработчик: Поляков Николай Иванович
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 3 «Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности», урок 17 «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом».
Данная презентация иллюстрирует семнадцатый урок ОБЖ в 6 классе «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом» по программе «Основы безопасности жиз...
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 18 «Автономное пребывание человека в природной среде».
Данная презентация иллюстрирует восемнадцатый урок ОБЖ в 6 классе «Автономное пребывание человека в природной среде» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...
Методические рекомендации для выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы по предметам: «Основы Безопасности Жизнедеятельности» и «Безопасность Жизнедеятельности»
Методическая разработка: «Методические рекомендации для выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы по предметам: «Основы Безопасности Жизнедеятельности» и «Безопасность Жизнедеятельнос...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 7 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.201...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Безопасность жизнедеятельности и Основы безопасности жизнедеятельности
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35.02.07 Механизация сельского...