Наводнение ОБЖ 7 класс
презентация к уроку по обж (7 класс)
Технологическая карта урока и презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_obzh.docx | 69.33 КБ |
navodneniya._vidy_navodneniy_i_ih_prichiny.pptx | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
ФИО учителя Варлыгина Валентина Алексеевна
Технологическая карта урока ОБЖ 7 класс
Тема урока: Наводнения. Виды наводнений и их причины
Вид урока: урок открытия новых знаний
Форма проведения урока: дистанционно (онлайн - взаимодействие)
Средства сетевого взаимодействия с участниками урока (площадки, платформы и т.д.): Zoom.
Цифровые коммуникационные средства обучения: компьютеры с выходом в сеть Интернет
Цель урока: формирование у обучающихся общего представления об опасном природном явлении гидрологического происхождения - наводнении, его видах и причинах возникновения.
Задачи:
- Изучить виды наводнений и раскрыть причины их возникновения.
- Развивать познавательный интерес к изучению опасных природных явлений, осознавать проблему опасности наводнений для жизнедеятельности человека.
- Формирование ответственности; воспитание положительного отношения к знаниям.
Дидактическая структура урока | Время этапа урока (мин) | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
1.Организационный этап. | 2мин. | Учитель предоставляет общий доступ к экрану, демонстрирует слайды. Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. | Дети должны войти в Zoom, включить видеосвязь. Приветствие учителя | Организовывать себя на предстоящую работу, выполнять НОТ школьника | Коммуникативные: владение приёмами и навыками общения с преподавателем Регулятивные:сформировать взаимоотношения с окружающими. |
2. Мотивационный этап. | 2 мин. | Создание проблемной ситуации. Описание Всемирного Потопа: «В шестисотый год жизни Ноя, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей… И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы».(слайд1.) Как вы думаете о каком природном явлении говорится в легенде? | Слушают. Пытаются решить задачу. Фиксируют проблему. Называют природное явление - наводнение | Самостоятельное формулирование природного явления | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками |
3. Актуализация знаний. | 3 мин. | Прием «актуальность»: - К какому виду природных ЧС вы отнесете наводнение? - Что может вызвать наводнения? - Для чего именно на уроках ОБЖ мы изучаем это природное явление? -Пригодятся ли эти знания в жизни? -Где можно применить их? -Характерна ли эта ЧС для нашей области? | Отвечают на вопросы, определяя актуальность изучения темы. Наводнение – это ЧС гидрологического характера. | Отвечая на вопросы, аргументируют свою точку зрения. | Коммуникативные: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Регулятивные: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
3. Целеполагание. | 3 мин. | Предлагает продолжить фразу: «Думаю, что на уроке я узнаю... Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Исходя из актуализированной идеи, предлагает обучающимся сформулировать тему урока и задачи, которые необходимо решить на уроке. Запишите в тетради тему урока: «Наводнения. Виды наводнений и их причины» (слайд2.) | Продолжают фразу. Исходя из актуализированной идеи, формулируют тему урока и задачи, которые необходимо решить на уроке Записывают в тетради тему урока. | Самостоятельное выделение и формулирование темы и задач урока. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. |
4. Изучение нового материала. | 20 мин. | Показ презентации «Наводнения. Виды наводнений и их причины» а) Знакомство с определением. - Что такое наводнение? (слайд 3.)
б) Причины наводнений. - По каким причинам возникают наводнения? Учитель помогает выявить причины наводнений. (Слайд 4-7.) в) Виды наводнений (слайд 8-13.) Запишите в тетрадь виды наводнений. в) Классификация наводнений. Начертите в тетрадях таблицу «Классификация наводнений» (слайд 15.) и заполните ее. Самостоятельная работа с учебником. Сейчас вы отключитесь от видеоконференции. Заполните таблицу. Через10 мин.мы снова встречаемся. - Давайте проверим правильность заполнения таблицы. Практическое задание: используя фото гравюры Гюстава Доре (учебник стр. 88) попробуйте определить вид наводнения. Ответ комментируйте. | Отвечают на вопрос. Записывают определение. Называют причины наводнений: -Интенсивные и продолжительные ливни. -Таяние ледников. -Прорыв плотин. -Сильные ветры. -Подводные землетрясения и извержения вулканов. -Деятельность человека. Записывают в тетрадь виды наводнений. Работают с учебником, изучают материал. Знакомятся с классификацией наводнений, их повторяемостью и от чего зависит масштаб наводнений. Заполняют таблицу. Проверка по эталону (слайд 16.) Рассматривают иллюстрацию в учебнике, определяют вид наводнения | Анализировать новые сведения о видах и причинах наводнений, о тех опасностях, которые они принося. Знать виды наводнений и причины их возникновения. Уметь применять полученные знания на практике Уметьизвлекать необходимую информацию при изучении материала учебника | Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных; формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни. Регулятивные: прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам; моделировать ситуации. |
4. Проверка усвоенного материала. | 10 мин | - Проверим ваши знания (слайд 16). 1.В зависимости от причин возникновения наводнения подразделяются на несколько видов. Найдите ошибку в данных примерах. А) половодье; Б) паводки; В) затор или зажор. Г) нагонные; Д) горные; Е) вызванные прорывом плотин; Ж) вызванные приливом; З) вызванные подводными землетрясениями. 2. По масштабам наводнения подразделяются на несколько видов. Найдите ошибку в данных примерах. А) глубокие; Б) низкие; Е) гигантские. 1. Половодье 2. Зажор 3. Паводок А. Скопление рыхлого ледового материала во время ледостава в сужениях и излучинах русла реки, ограничивающее ее течение и вызывающее на некоторых участках выше него подъем уровня воды. Б. Ежегодно повторяющееся в один и тот же сезон увеличение объема воды в реке, которое сопровождается выходом ее вод из берегов и затоплением поймы реки. В. Интенсивное, кратковременное и непериодическое поднятие уровня воды в реке, возникающее в результате быстрого таяния снега, ледников, обильных дождей. | Выполняют задания. Находят ошибки. Устанавливают соответствие. Проверка по эталону (Слайд16 ) | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить | Регулятивные: анализировать последствия опасных ситуаций в повседневной жизни и причины их возникновения. |
5. Итоги урока. Рефлексия. | 3 мин. | Психологический самоконтроль. Предлагает оценить свою работу на уроке (слайд 17) - Сегодня на уроке я узнал… - Меня удивило… - Я понял, что… Оцените себя, насколько вы ориентируетесь в данной теме 010 - Поставьте себе оценку за урок. Комментирование и выставление оценок. В заключение урока необходимо подчеркнуть, что, по данным МЧС России, наводнения по повторяемости, площади распространения, суммарному среднегодовому ущербу занимают первоеместо в России среди известных стихийных бедствий. | Оценивают свою работу на уроке. Сравнивают цель урока и достигнутые результаты. | Приводить примеры наводнений. | Коммуникативные: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. |
6.Консультирование по домашнему заданию. | 2 мин | Домашнее задание напечатано на слайде 18: 1.Читать § 4.1 2. По выбору: А. Составить кроссворд по определениям. Б. Подготовить рассказ (презентацию) о выдающихся наводнениях современности | Читают задание, задают вопросы, если что-то не понятно |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НАВОДНЕНИЯ. ВИДЫ НАВОДНЕНИЙ И ИХ ПРИЧИНЫ Варлыгина В.А., учитель ОБЖ МКОУ Истобинская СОШ
Наводнение – это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере, водохранилище или море, наносящее материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде
ПРИЧИНЫ НАВОДНЕНИЙ
ПРИЧИНЫ НАВОДНЕНИЙ Таяние снегов Интенсивное таяние снега, особенно при промёрзшей земле, приводит к подтоплению дорог
ПРИЧИНЫ НАВОДНЕНИЙ Продолжительные дожди… … возникают чаще всего в исключительно влажных регионах с большим уровнем осадков , сухие же регоны (пустыни и степи) эту проблему испытывают крайне редко
ПРИЧИНЫ НАВОДНЕНИЙ Загромождение русел рек тающим льдом или закупоривания русел рек внутренним, вновь образующимся льдом
ВИДЫ НАВОДНЕНИЙ Половодье — периодически повторяющийся довольно продолжительный подъем уровня воды в реках, обычно вызываемый весенним таянием снега на равнинах или дождевыми осадками. Затапливает низкие участки местности. Половодье может принимать катастрофический характер, если инфильтрационные свойства почвы значительно уменьшились за счет перенасыщения её влагой осенью и глубокого промерзания в суровую зиму.
ВИДЫ НАВОДНЕНИЙ Паводок – это стремительное, кратковременное и непериодическое поднятие уровня воды, возникающее в результате быстрого таяния снега, ледников, обильных дождей
ВИДЫ НАВОДНЕНИЙ Затор - нагромождение льдин во время весеннего ледохода в сужениях и излучинах русла реки, стесняющее течение и вызывающее подъем уровня воды в месте скопления льда и некоторых участках выше него.
ВИДЫ НАВОДНЕНИЙ Зажор — скопление рыхлого ледового материала во время ледостава (в конце осени, начале зимы) в сужениях и излучинах русла реки, вызывающее подъем уровня воды на некоторых участках выше него.
ВИДЫ НАВОДНЕНИЙ Ветровой нагон — подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность, случающийся обычно в морских устьях крупных рек, а также на наветренном берегу больших озер, водохранилищ и морей.
ВИДЫ НАВОДНЕНИЙ Наводнения при прорывах плотин - это интенсивный, обычно значительный подъем уровня воды в реке (водотоке), вызванный прорывом плотины, дамбы или естественной природной преграды
Классификация наводнений по масштабу и материальному ущербу: Низкие Высокие Выдающиеся Катастрофические
Классификация наводнений по масштабу и материальному ущербу: Класс наводнения Масштабы распространения наводнения Продолжительность Низкие Наблюдаются 5-10 лет Высокие Выдающиеся Катастрофические
Низкие (малые) наводнения происходят в основном на равнинных реках. При этом вода затапливает низкие места. Такие наводнения почти не нарушают ритм жизни населения и наносят незначительный ущерб. Повторяются они один раз в 5-10 лет. Высокие наводнения существенно нарушают налаженную жизнь людей, наносят значительный материальный ущерб. В густонаселенных районах часто возникает необходимость в частичной эвакуации населения. Происходят такие наводнения один раз в 20-25 лет.
Выдающиеся наводнения охватывают целые речные бассейны. Они наносят большой материальный ущерб, затапливают населенные пункты и города. При этом возникает необходимость в массовой эвакуации людей и материальных ценностей. Происходят один раз в 50-100 лет . Катастрофические наводнения полностью меняют жизненный уклад населения и приводят к огромным материальным потерям. Происходят такие наводнения не чаще одного раза в 150-200 лет.
ХАРАКТЕРИСТИКИ НАВОДНЕНИЯ Площадь затопления – размеры покрытой водой и прилегающей к реке местности. Продолжительность затопления – время с момента выхода воды на пойму и до входа реки в русло. Скорость подъема уровня воды – величина, характеризующая прирост уровня воды и процесса наводнения за определенное время по отношению к первоначальному уровню
1.В зависимости от причин возникновения наводнения подразделяются на несколько видов. Найдите ошибку в данных примерах. А) половодье; Б) паводки; В) затор или зажор; Г) нагонные; Д) горные; Е) вызванные прорывом плотин; Ж) вызванные приливом; З) вызванные подводными землетрясениями. 2. По масштабам наводнения подразделяются на несколько видов. Найдите ошибку в данных примерах. А) глубокие; Б) низкие; В) высокие; Г) выдающиеся; Д) катастрофические; Е) гигантские. ПРОВЕРИМ ВАШИ ЗНАНИЯ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обж в 7 классе. тема:Наводнения.
урок обж для 7 класса. разработка с презентацией, раздаточным материалом....
Тема "Наводнения" урок для учащихся 7 классов
Наводнения занимают первое место в ряду стихийных бедствий по повторяемости, площади распространения и суммарному среднему материальному ущербу....
Урок географии по теме: "Наводнение на реках", 6 класс.
Интегрированный урок по географии, русскому языку, литературе, ТРИЗ по теме "Наводнение на реках". Данный урок проводится с применением ТРИЗ-технологии (теория решения изобретательских задач). Время п...
Урок в 7 классе Тема: «Наводнения. Виды наводнений и их причины».
Цель урока: познакомить учащихся с понятием наводнение, их видами и причинами.Задачи урока:- познакомить учащихся с опасным природным явлением гидрологического прои...
7 класс. Тема 4, «ЧС гидрологического происхождения», урок 14 «Наводнения, виды наводнений и их причины и защита населения».
Данная презентация иллюстрирует четырнадцатый урок ОБЖ в 7 классе «Наводнения, виды наводнений и их причины и защита населения» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 –...
Презентация к уроку "Сочинение по картине А.Н.Комарова "Наводнение"(5 класс)
Презентация предназначена для использования на уроке "Сочинение по картине А.Н.Комарова "Наводнение"(5 класс)...
Презентация "Наводнение. Виды наводнений"
Данный материал можно применять на уроках ОБЖ в 7 классе...